24.02.2019

Ратификация международного договора и ее значение. Что такое ратификация? Большой юридический словарь


- (ново лат., от лат. ratus положенный верховною властью, и facere делать). Утверждение договора о мире или какого нибудь иного высшей государственной инстанцией. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

Утверждение Словарь русских синонимов. ратификация сущ. утверждение Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012. ратифи … Словарь синонимов

Функции, компетенции и задачи институтов Европейского Союза были пересмотрены и пересмотрены в Лиссабонском договоре. Кроме того, Европейский Союз стал независимым юридическим лицом. При этом контракт не заменил существующие базовые контракты, но дополнял или исправлял их.

Договор о реформе был подписан - как указано выше. После этого необходима ратификация государствами-членами. Это сделали парламенты. Только в Ирландии был референдум о принятии Договора, но голосование было отрицательным, и ратификация договора была отклонена. Поэтому необходимы дальнейшие переговоры, и для заключения контракта необходимо было выполнить определенную работу. Поскольку Польша, особенно Дональд Туск, также критиковала этот договор, она была отложена до ратификации премьер-министра Польши и подписания в Риме сертификата подписи.

ратификация - и, ж. ratification <лат. ratus решенный; утвержденный + facere делать. 1. Утверждение высшим органом государственной власти международного договора, заключеного представителем государства; окончательное утверждение международного соглашения.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

В заключение Лиссабонский договор должен быть. Лиссабонский договор не заменяет существующие договоры, в отличие от Конституционного договора. Однако Лиссабонский договор о реформе дополняет существующие договоры по ряду ключевых моментов. Лиссабонский договор касается институциональной структуры Европейского Союза и областей компетенции отдельных учреждений. Аналогичным образом, рабочие процедуры пересматриваются. Договор о реформе направлен на укрепление демократических структур и основных прав граждан Союза.

Договор также является новой общей правовой основой. Европейский парламент: считается среди учреждений, которые испытали сильнейший рост компетенции в Лиссабонском договоре. Число мест в Европейском парламенте не может превышать 751 фиксированным потолком. Они разделены по принципу «дегрессивной пропорциональности», а это означает, что депутаты самых густонаселенных государств-членов представлены больше граждан своей страны, чем депутаты государств-членов с меньшим количеством граждан.

- (от латинского ratus утвержденный и...фикация), утверждение уполномоченным органом государственной власти международного договора, заключенного соответствующим представителем государства. В Российской Федерации ратификация отнесена к компетенции… … Современная энциклопедия

РАТИФИКАЦИЯ, ратификации, жен. (франц. ratification от лат. ratus прочный и facio делаю) (полит. дипл.). Окончательное утверждение верховной государственной властью международного договора, заключенного ее уполномоченными. Ратификация пакта о… … Толковый словарь Ушакова

Нюансы работы с договором

До Лиссабонского договора Европейский Совет, в отличие от Совета Европейского Союза, не был институтом Европейского сообщества. Теперь он формально приравнивается к другим органам. Однако основной задачей остается определить центральную и долгосрочную политическую и стратегическую ориентацию.

Принятие законов больше не основывается на принципе консенсуса, а на принципе большинства, в случае права созыва парламента. Важным новшеством Лиссабонского договора является то, что в будущем решения принимаются по принципу квалифицированного большинства, за исключением случаев, когда четко указывается другой принцип голосования. Принцип принятия решений «двойного большинства» заключается в том, что 65% от общей численности населения и 55% государств-членов, представленных национальными министрами в соответствующем совете, должны быть представлены в отношении принятия или отказа от закона.

Окончательное утверждение международного договора высшим органом государства или его главой. Словарь финансовых терминов … Финансовый словарь

Ратификация - (от латинского ratus утвержденный и...фикация), утверждение уполномоченным органом государственной власти международного договора, заключенного соответствующим представителем государства. В Российской Федерации ратификация отнесена к компетенции … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Большой юридический словарь

Кроме того, следует ввести еще один процедурный механизм, аналогичный «компромиссу Янины»: если группа государств-членов почти достигает блокирующего меньшинства, Совет должен продолжить свои переговоры. Также введено командное председательство. Три последовательных президентства будут совместно председательствовать на пост Председателя Совета.

Высокий представитель поддерживается вновь созданной Европейской службой внешних действий. У него есть задача, в том, что по-прежнему сильно зависит от политических действий логики национальных правительств штатов, чтобы действовать исполнительной власти.

- (позднелат. ratificatio, от лат. ratus утвержденный и facio де лаю) 1) утверждение верховным органом государственной власти данной страны международного договора, заключенного ее уполномоченным. Р. подлежат обычно лишь наиболее важные договоры.… … Юридический словарь

Англ. ratification утверждение высшим органом государственной власти международного договора, чем придает договору юридическую силу. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова

Если до настоящего времени каждое государство-член назначило Уполномоченного, число в Европе 27 сократится до 18, то есть две трети от числа государств-членов. Занятие происходит в соответствии с процедурой вращения. Тем не менее, Европейский Совет может единогласно принять решение изменить номер. Председатель Комиссии может теперь уволить членов Комиссии.

Предостережение к международным договорам

Европейский суд: Суд получает новые полномочия, особенно в области уголовного и полицейского сотрудничества. В Договорах, принятых до Лиссабонского договора, компетенции Европейского союза и его институтов, а также распределение обязанностей и сфер ответственности не были собраны централизованно и также были обнаружены относительно неопределенно в рамках Договоров.

- (от лат. ratus утвержденный и...фикация) утверждение верховным органом государственной власти международного договора, подписанного уполномоченным представителем государства, а также международных конвенций. При ратификации оформляется… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • , . Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Со внесением всего оного трактата. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1721…
  • Ратификация королевского величества свейского, на трактат вечного мира, учиненной с его царским величеством в Неиштате. , . Со внесением всего оного трактата. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1721 года (издательство`Санктпетербург. типографии`). Внимание! На данный товар не…

Ратификация международных договоров, ратификационные грамоты

В учредительных и последующих контрактах это было истолковано как «принцип ограниченной индивидуальной власти». Европейский парламент: у парламента есть новые обязанности и полномочия в законодательстве, бюджете и международных соглашениях. В области законотворчества расширяется процедура совместного решения парламента. Теперь следует терминология «обычной законодательной процедуры».

В бюджете парламента парламент и Совет в настоящее время совместно определяют бюджет. При утверждении бюджета оба учреждения имеют равные права. Роль парламента также укрепляется в области международных соглашений: все соглашения по вопросам, касающимся обычной законодательной процедуры, требуют одобрения парламента. Национальные парламенты: Позиция национальных парламентов укрепляется Лиссабонским договором. Это будет иметь большее влияние, особенно в области контроля над субсидиарностью.

Ратификация - это один способов выражения согласия государств на обязательность договора. Как правило, ратификация осуществляется высшим органом государственной власти - парламентом либо главой государства.

Венские конвенции 1969 и 1986 гг. не определяют, какие конкретно договоры подлежат ратификации. В них только устанавливается, что договор подлежит ратификации, если об этом условились договаривающиеся государства либо их представители подписали договор под условием ратификации.

Новые области компетенции между Европейским союзом и государствами-членами

Кроме того, Комиссия может поощрять пересмотр, вывод или участие Европейского парламента и Европейского совета в судебном процессе. Были определены три компетенции. Общая ответственность: например, защита окружающей среды или защита потребителей.

  • Там Европейский союз обладает исключительной юрисдикцией.
  • Вспомогательные обязанности: например, в области образования.
Укрепление сотрудничества: область укрепления сотрудничества, в рамках которой отдельные государства-члены объединены в определенных формациях, для принятия решений, институционализирована.

Законодательные акты государств предусматривают, какие договоры подлежат обязательной ратификации.

Международные организации в целях выражения своего согласия на обязательность договора применяют акт официального подтверждения, который приравнивается к ратификации.

Утверждение, принятие, одобрение также являются способами выражения согласия на обязательность договора. Они применяются в том случае, если об этом условились договаривающиеся стороны либо это предусмотрено нормативными актами таких сторон. Обычно утверждение, принятие и одобрение осуществляются тем государственным органом, органом исполнительной власти, от имени которого заключен договор.

Международное право: ратификация международных договоров

Укрепление общих ценностей: ценности человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, верховенства закона и уважения прав человека являются предписаниями Лиссабонского договора. Союз определяет мир и процветание народов, а также более конкретные цели, такие как содействие социальной справедливости. Элементы демократии, основанной на участии.

Новая структура Европейского Союза

Гражданская инициатива: граждане Европейского Союза могут просить Комиссию представить новые предложения для законодательных актов по инициативе граждан, которая объединяет миллион голосов от определенного числа государств-членов. Информация: Как и национальные парламенты, граждане Союза могут непосредственно сообщать о решении отдельных членов совета. Европейский Союз получает статус правосубъектности. Это означает, что Союз может заключать международные договоры и вступать в международные организации.

Присоединение используется в том случае, когда государство или международная организация, не участвовавшие в переговорах по заключению договора, решили стать его участниками. Присоединение осуществляется в отношении договоров, вступивших в силу. Присоединение осуществляется также в том случае, когда государство, хотя и участвовало в переговорах по заключению договора и подписало его, однако не выразило согласия на его обязательность до вступления договора в силу. Присоединение может осуществляться в форме ратификации, утверждения, принятия или одобрения, что определяется либо положениями соответствующего договора, либо нормативными актами государства.

Новые задачи Европейского Союза

Отмена трехстоловой модели. Область полицейского и судебного сотрудничества по уголовным делам переводится в наднациональный район. Форма политического сотрудничества меняется от межправительственного к транснациональному сотрудничеству. Договор о реформе обеспечивает определенную правовую основу для создания Европейского добровольческого корпуса для гуманитарной помощи.

Изменения в Конституционном договоре

Укрепляется оговорка о солидарности и возможность «постоянного структурированного сотрудничества», которая должна способствовать укреплению оборонного сотрудничества между отдельными государствами-членами. Однако принцип единогласия остается в силе. Лиссабонский договор во многом соответствует несостоятельному конституционному договору, но замена доходов предшественников и действительности нового договора, аналогичного конституционному договору в Германии, не была реализована.

Согласие на обязательность договора может быть выражено государствами и международными организациями путем обмена документами (нотами или письмами), образующими договор.

Международное право признает, что государства и другие субъекты имеют право делать оговорки.

В соответствии со ст. 2 Венских конвенций 1969 и 1986 гг. под оговоркой понимается одностороннее заявление, сделанное государством или международной организацией в любой формулировке и под любым наименованием при подписании, ратификации, акте официального подтверждения, принятии, утверждении или присоединении, посредством которого эти субъекты желают исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству или данной организации.

Договор о конституции для Европы должен был полностью заменить другие Договоры. Кроме того, различие между Европейским сообществом и Европейским союзом больше не требуется. В будущем будет использоваться только термин «Европейский союз». Таким образом, Лиссабонский договор можно определить как классический «контракт на плащ». Уже в Маастрихте даже государства, ориентированные на суверенитет, приняли сокращения в национальной автономии в интересах совместных действий.

В Лиссабонском договоре в настоящее время предусматривается, что меры по осуществлению уже не могут решаться только на основе консенсуса, но также по принципу большинства, даже если национальные правительства и парламенты настаивают на четких границах демаркации и в рамках компетенции.

Государство или международная организация не могут делать оговорки в тех случаях, когда они договором запрещены либо не совместимы с его объектом и целями. Иногда договор прямо предусматривает, к каким его положениям разрешается делать оговорки.

Оговорка изменяет действие договора в целом либо его отдельного положения, к которому сделана оговорка, между государ ством, сделавшим такую оговорку, и другими участниками договора. Государство может возразить против оговорки и заявить, что договор действует, за исключением положения, к которому сделана оговорка, либо договор не будет действовать в целом между ним и участником, сделавшим оговорку. Если государство признает оговорку, то договор будет действовать между ним и участником, сделавшим оговорку, за исключением соответствующего положения договора.

Это было бы новым аспектом в Европейском конституционном договоре, поскольку это могло бы сделать государства-члены более привлекательными, чем их соблюдение Лиссабонского договора. В целом, четкое определение «Хартии основных прав Европейского Союза», а также обозначение этого в тексте Договора уже успешно.

Вступление в силу международных договоров

Хотя текст Договора относится только к Уставу, государства-члены признают Устав. Таким образом, Союз получает распространение на существующие фундаментальные права и права человека, которые до сих пор ограничивались лишь общей ссылкой на Европейскую конвенцию о правах человека и на конституционные традиции государств-членов Европейского союза. Однако, в отличие от конституционного договора, сам устав не содержится непосредственно в тексте договора. Существуют также отступления от Великобритании, Польши и Чешской Республики.

Оговорка, возражения против оговорки и согласие с ней должны быть сделаны в письменной форме и доведены до сведения договаривающихся сторон. Если оговорка была сделана при подписании договора, который подлежал ратификации, акту официального подтверждения, принятию или утверждению, то она должна быть подтверждена сделавшим оговорку участником при выражении своего согласия на обязательность договора.

Из истории вопроса

Хартия основных прав не предусматривает правовой защиты в судах. Кроме того, «Ионнинский компромисс» будет продолжать применяться, что позволяет группе государств-членов добиваться блокирующего меньшинства посредством ряда голосов в Совете Европейского союза, отозвать решение, пересмотреть его или привлечь Европейский парламент к дальнейшим обсуждениям.

Если конституционные символы прочно закреплены в Европейском союзе, они не предусмотрены в Лиссабонском договоре. Термин «конституция» также опущен. Однако различие между Европейским союзом и Европейским сообществом отменяется. Термин «Европейский союз» используется исключительно.

Государство, сделавшее оговорку, может в любое время ее снять. Снятие оговорки или возражения против оговорки осуществляются в письменной форме.

Ратификация, акт официального подтверждения, принятие, утверждение или присоединение оформляются официальными документами. Такими документами служат ратификационные грамоты и документы об официальном подтверждении, утверждении, принятии или присоединении. Эти документы являются, как следует из ст. 16 Венских конвенций 1969 и 1986 гг., формами согласия на обязательность договоров.

В случае двусторонних договоров происходит обмен ратификационными грамотами и документами об официальном подтверждении, принятии или утверждении.

В отношении многосторонних договоров осуществляется сдача названных документов на хранение.

Венские конвенции 1969 и 1986 гг. (ст. 16) предусматривают, что вместо обмена или сдачи ратификационных грамот или иных документов может применяться и такая упрощенная форма, как уведомление о выражении согласия на обязательность договора. Эта форма применяется в том случае, когда она предусматривается в самом договоре. Уведомление осуществляется, как правило, в виде ноты.

Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что на основании федерального закона о ратификации международного договора Президент РФ подписывает ратификационную грамоту, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел (ст. 18). Обмен ратификационными грамотами и сдача этих грамот на хранение производится, если стороны не договорились об ином, МИД России либо по его поручению дипломатическим представительством в иностранном государстве или российским представительством при международной организации (ст. 19).

Депозитарий и его функции

Депозитарий. Депозитарием называется хранитель подлинника многостороннего договора и всех относящихся к нему документов (заявлений, оговорок, ратификационных грамот, документов о принятии, присоединении, денонсации и т.д.). Депозитарием может быть одно или несколько государств, международная организация или главное административное должностное лицо такой организации (например, Генеральный секретарь ООН является депозитарием Пактов о правах человека 1966 г.).

Если депозитариями являются несколько государств (например, по Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г. депозитариями являются правительства Российской Федерации, Великобритании и США), то можно сдать документы, относящиеся к данному договору, одному из указанных правительств.

Права и обязанности депозитария установлены Венской конвенцией 1969 г. (ст. 77), но иногда они определяются в самом многостороннем договоре. Функции депозитария состоят:

а) в хранении подлинного текста многостороннего договора и переданных депозитарию полномочий;

б) в подготовке заверенных копий с подлинного текста и подготовке любых иных текстов договора на таких других языках, которые могут быть предусмотрены договором, а также в препровождении их участникам и государствам, имеющим право становиться участниками договора;

в) в получении подписей под договором, в информировании участников о документах, уведомлениях и сообщениях, относящихся к договору; г) в информации государств о том, когда число подписей, ратификационных грамот или документов о принятии, утверждении или присоединении, необходимых для вступления договора в силу, было получено или депонировано; д) в регистрации договора в Секретариате ООН.

Вступление в силу международных договоров

Вступление договора в силу означает, что его стороны приобретают права и несут обязанности, предусмотренные этим договором. Только вступивший в силу договор создает юридические последствия для его участников. Как указывается в ст. 26 Венских конвенций 1969 и 1986 гг., каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться (принцип pacta sunt servanda).

В соответствии со ст. 24 Венских конвенций 1969 и 1986 гг. порядок и дата вступления договора в силу устанавливаются в самом договоре или согласуются самими участниками. Как следует из международной практики, договоры могут вступать в силу с даты подписания, ратификации, утверждения, принятия, обмена ратификационными грамотами или сдачи депозитарию определенного числа ратификационных грамот. При этом может быть установлен срок, по истечении которого после сдачи на хранение определенного числа ратификационных грамот или иных документов, выражающих согласие участников на обязательность договора, договор вступает в силу. Так, в Конвенции по морскому праву 1982 г. предусматривается, что она вступит в силу через 12 месяцев после сдачи 60-й ратификационной грамоты или документа о присоединении. В Договоре о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г. указывается, что он вступает в силу через 180 дней после сдачи на хранение ратификационных грамот всеми государствами, которые перечислены в приложении к этому договору, но не ранее чем через два года после открытия его для подписания.

Иногда договор не предусматривает дату его вступления в силу. Это относится главным образом к двусторонним договорам, согласие на обязательность которых выражается в форме подписания. Предполагается, что момент вступления таких договоров в силу совпадает с датой их подписания.

Договор вызывает юридические последствия, т.е. создает права и налагает обязанности на участников, лишь с момента его вступления в силу. Иными словами, договор не имеет обратной силы. Однако международное право не препятствует участникам договора условится о том, чтобы распространить действие договора в отношении любого действия или факта, которые имели место до вступления договора в силу, или в отношении любой ситуации, которая перестала существовать до этой даты. Это положение зафиксировано в ст. 28 Венских конвенций 1969 и 1986 гг.

Международная практика свидетельствует, что государства и другие субъекты иногда заинтересованы во временном применении отдельных положений или всего договора до его вступления в силу. Обычно это относятся к договорам, которые предусматривают ратификацию, принятие, утверждение либо присоединение. Временное применение осуществляется лишь в том случае, если сам договор предусматривает такую возможность либо участники переговоров по заключению договора условились об этом. Данная возможность закреплена в ст. 25 Венских конвенций 1969 и 1986 гг.

Вступление договора в силу связано со сроком действия, который обычно устанавливается в договоре.

Договоры могут заключаться на определенный срок (срочные договоры), на неопределенный срок, без указания срока действия либо с указанием на бессрочность действия. ^

На определенный срок могут заключаться как двусторонние, так и многосторонние договоры. Некоторые двусторонние договоры содержат условие, что по истечении указанного в договоре срока он будет оставаться в силе до тех пор, пока один из участников не заявит о своем выходе из договора. Другие договоры предусматривают, что по истечении времени, на которое они были заключены, их действие будет автоматически продлеваться на определенные сроки, например на три года, пять лет или на больший срок. Продление договора будет осуществляться до тех пор, пока один из участников не денонсирует договор либо откажется продлевать его действие. Продление договора называется пролонгацией. Кроме приведенных случаев, пролонгация может быть осуществлена на основании специального соглашения в отношении договора, срок которого истекает. Если договор прекратил свое действие и стороны специально договорились о продлении его действия, то такое продление называется восстановлением или возобновлением действия договора.

В некоторых договорах, хотя и не указывается конкретный срок их действия, может содержаться условие, определяющее время их действия тем, что по достижении установленных договорами целей действие таких договоров прекращается. Так, Договором о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР 1991 г. предусматривается, что его действие прекращается после урегулирования всех платежей и расчетов, определенных его положениями, а также дополнительными соглашениями и протоколами.

Бессрочными являются договоры, в которых не указан срок их действия и не содержится условий их прекращения либо которые прямо предусматривают бессрочность их действия. Так, Венские конвенции 1969 и 1986 гг. являются бессрочными, поскольку в них не указаны ни срок, ни условия прекращения их действия.

Каждый договор имеет территориальную или пространственную сферу действия. Общее правило, которое нашло свое закрепление в ст. 29 Венских конвенций 1969 и 1986 гг., заключается в том, что договор обязателен для каждого из его участников в отношении всей его территории, если иное не установлено этим договором. Ряд многосторонних договоров предусматривают пространственную сферу действия иную, чем территории государств. В качестве примера можно назвать Договор об Антарктике 1959 г., Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. Сложная территориальная сфера действия предусмотрена в Конвенции по морскому праву 1982 г., которая охватывает пространства, начиная от внутренних морских вод и кончая воздушным пространством за пределами государственной территории. Территориальная сфера действия Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г.

Имеет специфический характер: она распространяет свое действие на трансграничные воды, под которыми понимаются любые поверхностные или подземные воды, пересекающие границы между двумя или более государствами или расположенные на таких границах.

Договоры порождают права и обязанности только для участников и они не создают права и обязанности для третьих государств или международных организаций без их на то согласия (ст. 34 Венских конвенций 1969 и 1986 гг.). Под третьим государством и третьей международной организацией понимаются такое государство и такая международная организация, которые не являются участниками договора. Однако имеются и исключения, когда в договорах предусматриваются права и обязанности для третьих государств или третьих международных организаций. На этот счет Венские конвенции содержат положения, определяющие условия осуществления этих прав и обязанностей.

Как следует из ст. 35 Венских конвенций 1969 и 1986 гг., обязательство для третьего государства или третьей международной организации возникает в том случае, если"это предусмотрено участниками договора и если третье государство или международная организация определенно принимает на себя такое обязательство в письменной форме.

Договором может быть предусмотрено право для третьего государства или третьей международной организации. Такие субъекты пользуются названным правом, если они соглашаются с этим. Согласие на пользование названным правом будет предполагаться до тех пор, пока не будет доказательств противного (ст. 36 Венских конвенций 1969 и 1986 гг.). Таким образом, для пользования правом, вытекающим из договора, не требуется явно выраженного согласия третьего государства или третьей международной организации, т.е. согласия в письменной форме.

Договором может быть предусмотрено, что вытекающими из него правами названные субъекты могут пользоваться в том случае, если они соблюдают необходимые условия, которые предусмотрены договором или установлены в соответствии с договором.

Рассматриваемые обязанности и права не могут быть отменены или изменены участниками договора без согласия третьего государства или третьей международной организации, если только договором не предусматривалось иное.

Международная практика показывает, что государства нередко заключают многосторонние договоры по одному и тому же вопросу. И в этих договорах могут содержаться взаимоисключающие положения. В связи с этим возникает вопрос о применении таких договоров, поскольку круг участников прежних и новых договоров часто не совпадает. Обычно в договорах, последовательно заключенных по одному и тому же вопросу, имеются положения о применении таких договоров. Так, ст. 103 Устава ООН предусматривает, что в том случае, когда обязательства членов организации, предусмотренные Уставом, окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по этому Уставу.

Венские конвенции 1969 и 1986 гг., отражая международную практику, устанавливают общие правила, как должны применяться последовательно заключенные договоры по одному и тому же вопросу (ст. 30).

Заключая договор, его участники могут предусмотреть, что применение договора обусловлено действием предыдущего или последующего договора либо указывается о совместимости с таким договором. В данном случае преимущественную силу будет иметь этот предыдущий или последующий договор. Другими словами, самим договором устанавливается порядок применения новых, предыдущих и будущих договоров по одному и тому же вопросу. В качестве примера можно назвать Венскую конвенцию о консульских сношениях 1963 г., в которой прямо указывается, что ее положения не отражаются на других международных договорах, действующих между его участниками, а также не препятствуют заключению международных соглашений, подтверждающих, дополняющих, распространяющих или расширяющих положения конвенции. Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. прямо указывает, что его положения ни в коей мере не затрагивают обязательств, взятых на себя участниками данного договора по международным соглашениям, учреждающим зоны, свободные от ядерного оружия.

В том случае, если участники нового договора являются одновременно и участниками предыдущего договора, действие которого не прекращено или не приостановлено, то положения такого предыдущего договора будут действовать в той мере, в какой они совместимы с положениями нового договора. Так, Конвенция по морскому праву 1982 г. предусматривает, что она имеет преимущественную силу между ее участниками перед Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 г. В то же время она не изменяет прав и обязательств, которые вытекают для участников из других договоров, совместимых с названной Конвенцией.

Венская конвенция 1969 г. предусматривает и такие случаи, когда не все участники последующего договора являются участниками предыдущего договора. В отношениях между участниками обоих договоров предыдущий договор будет применяться в той мере, в какой его положения совместимы с положениями нового договора. А в отношениях между участником обоих договоров и участником только одного договора будет применяться тот договор, участниками которого они являются. Так, в той же Конвенции по морскому праву 1982 г. предусматривается, что два или более ее участников могут заключать соглашения, изменяющие или приостанавливающие действие положений Конвенции, но при условии, что такие соглашения не касаются тех положений, отступление от которых несовместимо с эффективным осуществлением объекта и цели Конвенции.

Регистрация и публикация договоров

Статья 102 Устава ООН предусматривает, что государства - члены ООН должны при первой возможности зарегистрировать любой международный договор. В том случае, если договор не будет зарегистрирован, ни одна из сторон договора не может на него ссылаться ни в одном из органов ООН. В соответствии с пра- вилами регистрации и опубликования договоров, одобренными резолюцией ГА ООН от 14 декабря 1946 г., только вступивший в силу договор подлежит регистрации. Регистрация может быть произведена одной из сторон договора. Если договор зарегистрирован одной из сторон договора, то другие стороны освобождаются от обязательства такой регистрации.

Участники Венских конвенций 1969 и 1986 гг. на основании ст. 80 и 81 соответственно обязаны направить вступившие в силу договоры в Секретариат ООН для регистрации или для хранения в делах и для опубликования.

Регистрацию договоров производят и другие международные организации, например ИКАО, МАГАТЭ, МОТ. Даже если договор зарегистрирован в международной организации, он подлежит, как следует из Венских конвенций, обязательной регистрации в Секретариате ООН.

Предостережение к международным договорам

В тех случаях, когда участник международного договора не согласен с какой-либо частью договора, которая, однако, не исключает его участия в договоре, он имеет право обнаружить эту несогласие путем заявления предостережение . Заявление предостережение - суверенное право каждого государства. Предостережение можно заявить в любой стадии заключения международного договора. Заявление предостережение недопустима в двустороннем договоре, а также если предостережение запрещено самим договором или если договором предусмотрено право делать только определенные оговорки, в которых данное не принадлежит, или когда оговорка недопустимо с точки зрения объекта и цели договора (ст. 19 Венской конвенции 1969 г.).

Для заявления предостережение согласие других участников договора не требуется. Но Венская конвенция установила, что оговорка считается принятым другими участниками, если в течение 12 месяцев со дня его заявления они не выразили против него возражений. Государство, которая заявила предостережения, признает договор не в целостности, а лишь в той части, которой оговорка не касается. Для всех же остальных государств договор действует в полном объеме.

Государство, которое не соглашается с оговоркой, имеет право заявить возражение против него, и возражения также является суверенным правом, как и право на оговорки. Венская конвенция не исключает возможности действия договора между государством, что заявила предостережения, и той, которая заявила против него возражения, "если государство, которое отрицает, определенно не заявит о противоположном намерении". Следовательно, при наличии такого намерения договор между этими двумя участниками не будет действовать; между государством, которая заявила предостережения, и теми участниками, которые не протестовали против него, договор является действующим, за исключением тех положений, которые вызвали предостережение, а между всеми другими пин действует в полном объеме.

Участник договора, который заявил оговорки, может его снять, что также является его суверенным правом.

Договоры, которые не нуждаются в ратификации, утверждаются. Согласно законодательству Украины межгосударственные договоры Украины утверждаются Президентом Украины, о чем принимается указ. Межправительственные договоры утверждаются правительством Украины, о чем принимается постановление; межведомственные - в порядке, установленном правительством Украины. Присоединение к международным договорам осуществляется в таком же порядке, при этом, в случае необходимости ратификации такого договора, решение о присоединении принимает Верховная Рада в виде закона. Если нет необходимости ратификации, - указом Президента, постановлением правительства, в зависимости от уровня договора.

Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter

© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав