28.07.2019

Законы о закупках 223 и 44 отличие. Какая подпись нужна для участия в электронных процедурах


Закон № 44, принятый 05.04. 2013 года, определяет основные положения государственных закупок для муниципальных и государственных нужд. В силу данный закон вступил с 2014 года. Закон определяет основные принципы совершения закупок, выделяя стимулирование инноваций и профессионализм заказчика в качестве основных принципов.

Заказчик и контролирующий орган должны работать на профессиональной основе, обладать всеми необходимыми теоретическими и практическими знаниями. Теперь для выполнения закупок необходимо привлекать специализированных работников, специально обученных для этого. А если сумма годовых закупок превышает 100 млн. руб., то работать должны специализированные подразделения. Если же объем закупок не превышает указанной суммы, то достаточно назначить должностное лицо, которое будет выполнять данную работу – контрактный управляющий. В его обязанности входит проведение закупок, составление отчетов, оформление аукционов и так далее.

Теперь к контрактной системе принадлежат все государственные закупки и этапы их проведения:

  • планирование закупок;
  • определения поставщиков;
  • заключение контракта, гражданско-правового договора;
  • особенности контрактов;
  • мониторинг;
  • аудит;
  • контроль.

Планирование закупок – это важный элемент всего процесса. Процесс планирования включает в себя разработку планов закупок согласно графикам на весь текущий год. В них должна быть сосредоточена подробная информация обо всех запланированных покупках. В планы в последующем можно вносить необходимые изменения, руководствуясь законодательной базой.

Что касается способов закупок, то существует девять случаев, когда можно провести запрос предложений. Это определено ст. 83 Федерального Закона. Заказчик может провести запрос предложений тогда, если процедура аукционного конкурса не состоялась. Система закупок подверглась изменениям, теперь приоритетным для проведения государственных закупок считается конкурс.

С новыми изменениями заказчики вынуждены обосновывать свои закупки, и не только цену услуг и товаров, но еще и их необходимость. К тому же, действуют антидемпинговые и антикорупционные меры, которые также контролируют закупки для государственных учреждений. Если начальная цена закупки превышает 1 млн. рублей, то в процессе её осуществления необходимо общественное обсуждение необходимости товара или услуг.

Мониторинг закупок осуществляется путем их прозрачности, когда документация проверяется на всех стадиях государственных закупок. Аудит данного процесса входит в полномочия Счетной Палаты, контрольно-счетных органов и муниципальных образований. Контроль данной деятельности осуществляется органами ФАС России.

Также закон определяет новые особенности закупки товаров или услуг у единственного поставщика. Одноименность товаров исключается. И теперь закупки на стоимость не более100 000 рублей могут осуществляться при том условии, что в совокупности сумма таких покупок не более 5% от суммы всех закупок в плане-графике, и не более 50 млн. рублей. Но из этого правила есть исключения, поскольку данные ограничения не действуют при закупках для нужд сельских поселений.

Поэтапное вступление в силу Закона должно закончиться в 2017 году, когда все его положения будут действовать на полную силу.

О Федеральном законе № 223

18.07.2011 года вышел закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». По сравнению с ФЗ № 44, он является более мягким, и не так строго диктует правила закупок. Так, положения Закона не требуют обоснования закупок, а также в план-график могут быть внесены изменения в любое время. В уже заключенный контракт, согласно ФЗ 223, также могут быть внесены изменения по поводу цены, объемов закупок и сроков.

Чтобы начать работу по ФЗ 223, учреждение должно принять Положение о закупках и планы закупки. Положение должно быть утверждено руководителем. Далее Положение вместе с планом размещают на специализированном сайте, и начинают закупки уже с начала следующего года. Таким образом, здесь процедуру регулирует Положение, а не сам Закон.

На портале госзакупок участник должен зарегистрировать два личных кабинета. Все кабинеты должны быть оформлены по двум действующим Законам, по ФЗ № 44 и по ФЗ № 223.

Основное требование Закона – это обязательное размещение на сайте информации о закупках и отчетов о проведенных закупках. Размещение информации происходит ежемесячно, отчеты подаются не позднее 10 числа следующего месяца.

Отличия ФЗ 44 от ФЗ 223

В нашей стране существует два действующих Закона, на основании которых проводиться закупочная деятельность в государственной сфере. Основные различия между двумя нормативно-правовыми актами отобразим схематически:

Основные отличия положений Законов

Федеральный Закон № 44 по своим объемам больше в 10 раз. Он более досконально регламентирует закупочную процедуру в государственной сфере. Он более подходит для новичков.

Действие данного Закона распространяется на все госзакупки, регулируя каждый из этапов таких процессов. Если регламент каким-то образом будет нарушен, то за это грозит штраф. Недобросовестных предпринимателей уже заносят в списки.

Федеральный Закон № 223 имеет небольшие объемы, и более подходим для опытных сотрудников, поскольку не так подробно описывает всю процедуру государственных закупок.

В этом Законе не все этапы сделки описаны подробно. При этом компаниям следует самостоятельно утверждать положения, которые будут подробно регулировать данный процесс.

Кто заказчик?

Любые муниципальные учреждения и государственные предприятия, финансирование которых происходит из государственного бюджета.

Любые компании, у которых доля государственного финансирования составляет более 50%, бюджетные учреждения, монополии, предпринимательства, выполняющие регулируемые типы деятельности.

Кто может быть поставщиком?

Физические и юридические лица.

По данному Закону могут быть проведены закрытые или открытые конкурсы. Также могут быть проведены конкурсы с ограниченным участием, электронные аукционы, запросы предложений и ценовых котировок. Закупки у одного поставщика ограничены.

Существуют два обязательных способа проведения закупок: конкурс и электронный аукцион.

Электронные платформы

Существует только пять платформ для проведения электронных торгов.

Платформ существует больше сотни, и в выборе заказчики не ограничены.

Необходимость подписи на ЭТП

Можно обойтись неквалифицированной подписью.

В зависимости от ЭТП можно использовать как квалифицированную так неквалифицированную подпись.

Сроки подачи заявок

Все заказчики строго соблюдают прописанные сроки для каждого конкретного этапа.

Сроки определяются самим заказчиком, прописывая их в положении.

Система отчетности

Отчеты о проведенных закупках в обязательном порядке должны быть размещены на сайте госзакупок.

Отчеты о закупках также должны размещаться на специализированном сайте. И такие отчеты подаются не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным. В отчетность входят: общая стоимость договоров, соглашения по всем закупкам, данные государственной тайны, соглашения с субъектами среднего и малого бизнеса.

Гарантии по контракту

Независимо от стоимости, заказчик может требовать от победителя аукциона обеспечения договора. Сумма может состоять из 5-30% от стоимости всего контракта.

Способ обеспечения может быть выбран заказчиком. Это может быть банковская гарантия или же занесение денег на личный счет.

Согласно данному Закону, заказчик вправе самостоятельно решать, требовать ему обеспечение договора или нет.

Расторжение договора или внесение изменений в его пункты

Согласно Федеральному Закону № 44, заказчик не может расторгнуть контракт самостоятельно или внести в него изменения.

Согласно Федеральному Закону № 223, изменить условия договора вправе любой заказчик. Могут быть изменены такие условия как объемы работ, цена и сроки.

Обжалование действий

В Законе четко определена вся процедура подачи жалобы на действия заказчика. Жалоба должна иметь письменную форму, и подается она в местное отделение ФАС. После этого жалоба должна опубликоваться на официальном сайте госзакупок, и такая публикация производиться не позже 2 дней с момента её получения органами. Рассмотреть жалобу, проанализировать её и вынести решение органы должны в течение 5 дней с момента её подачи.

Согласно Федеральному Закону № 223, подача жалобы на действия заказчика также возможна. Письменные жалобы также подаются в органы ФАС. Но, чтобы подать жалобу, участникам торгов необходимо просмотреть сроки для этого в положении, разработанном заказчиком, поскольку именно там должны быть определены сроки.

Следует помнить о том, что на официальном сайте должен быть реестр жалоб. И там можно проверить наличие или отсутствие той или иной жалобы.

Таким образом, Федеральные Законы № 44 и 223 регулируют процесс государственных закупок. Федеральный Закон № 44 можно охарактеризовать как более четкий, он определяет всю процедуру поэтапно, обозначая конкретные сроки и другие нюансы государственных закупок, в отличие от второго нормативно-правового акта. Согласно ФЗ 223, заказчик сам утверждает положение, в котором процедура закупки и проведения торгов прописана подробно.

Федеральные законы 44 и 223 регулируют действия заказчиков и исполнителей в сфере госзакупок. Их содержание и подходы к описанию процедур существенно различаются.

  • Организаций с долей участия государства более 50%. Пример: Газпром.
  • Гос.монополий, их “дочек” и “внучек”. Например: РЖД и ФПК.
  • Занимающихся регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика.
  • Унитарных предприятий, признанных государственно важными.

Также закупать по 223-ФЗ могут некоторые заказчики, подпадающие под 44-ФЗ, но при условии, что они тратят деньги не из бюджета, а самостоятельно заработанные, полученные в виде грантов или выделенные им на найм субподрядчиков.


223 закон написан общими фразами. В нем нет конкретики, а изложены только принципы, которыми должны руководствоваться заказчики, самостоятельно разрабатывая Положение о закупках на ближайший год. Его они обязаны публиковать в ЕИС – www.zakupki.gov.ru. Государство же предоставляет таким заказчикам довольно большую свободу, так как финансирует их закупки лишь частично. Однако для поставщиков это, мягко говоря, неудобно: каждый раз приходится изучать документацию, которая может кардинально отличаться, адаптировать бизнес-процессы и продукт к новым условиям. Но и результат того стоит: по 223-ФЗ проводятся более серьезные закупки.


Главный минус 44-ФЗ для поставщика – в том, что закон регулирует буквально каждую запятую, каждое действие участников тендеров, так как заказы полностью оплачиваются из гос.бюджета. Он в 10 раз больше по объему, чем 223-ФЗ. А любое нарушение процедур выливается в дисквалификацию, штрафы и даже включение в реестр недобросовестных поставщиков, что означает крест на тендерной (и не только) деятельности.


Рассмотрим другие значимые для поставщиков отличия двух законов:


Федеральный закон №44-ФЗ Федеральный закон №223-ФЗ
Какие виды закупок предусмотрены
  • Электронный аукцион;
  • Запрос котировок;
  • Запрос предложений;
  • Конкурсы;
  • Закупка у единственного поставщика;
  • Закрытые закупки.

При этом закон больше ориентирован на конкурентные виды, а популярный способ закупки у единственного поставщика ограничен статьей 93 и требует обоснования.

  • Аукционы;
  • Конкурсы.

Однако заказчик может прописать в Положении регламент любого другого способа.

На каких ЭТП публикуются тендеры
  • РТС-тендер;
  • Сбербанк-АСТ;
  • Единая Электронная Торговая Площадка;
  • Заказ РФ;
  • Национальная электронная торговая площадка (бывшая ММВБ);
  • Российский аукционный дом.
Заказчик сам выбирает площадку. Их около 200, есть платные и бесплатные, и количество постоянно меняется.
Какой тип ЭЦП необходим
Усиленная неквалифицированная. Усиленная квалифицированная.
Требуется ли обеспечение исполнения заявки, контракта
Обязательно для аукционов и конкурсов, в остальных случаях – на усмотрение заказчика. Поставщик может выбрать способ: деньгами или банковской гарантией. Для электронного аукциона предусмотрены только наличные. На усмотрение заказчика. Способы также описываются заказчиком в Положении о закупках.
Должен ли заказчик обосновывать начальную максимальную цену
В обязательном порядке. В статье 22 перечислены методы расчета для обоснования. Закон не обязывает. Заказчик описывает порядок формирования цены лота в Положении.
Какие есть особенности описания предмета закупки
Нельзя требовать поставки продукта конкретных производителей. Бренд товара указать можно, если с его участием выполняются работы/услуги, но с разрешением использовать эквивалент. Можно ссылаться на конкретный товар, торговую марку.
Где узнать сроки подачи заявок
Подробно прописаны для каждого способа закупок в статье 42. Прописываются заказчиком в Положении.
Возможно ли внесение изменений в извещение, отмена закупки
Менять извещение или отменять тендер разрешено. Для каждого способа закон устанавливает четкие сроки публикации в ЕИС таких изменений, а также количество дней, на которое необходимо продлить прием заявок после обновления извещения. Исключение составляют запросы предложений и закупки у единственного поставщика – для них менять условия в извещении и отменять закупку запрещено. Сроки есть только для аукционов и конкурсов. Для остальных способов определяются Положением.
Возможно ли изменение условий контракта
Нормы закреплены в статье 34, не предусматривают никаких изменений кроме увеличения цены контракта в определенных случаях. Заказчик может менять практически все – объем поставки, цену, сроки.
У каких поставщиков есть приоритет
Не менее 15% от годового объема должны составлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций У НКО необходимо закупать не менее 10% годового объема и только если он больше 2 миллиардов рублей. Постановление от 1 июля 2015 года обязывает отдавать предпочтение отечественному производителю, малому и среднему бизнесу: годовой объем закупок у них должен быть не менее 18% от совокупного объема контрактов.
Предусмотрены ли особые условия
  • Антидемпинговые меры: согласно статье 37 для конкурсов и аукционов.
  • Национальный режим: подробно регламентирован в статье 14.
  • Экспертиза товаров/работ/услуг: требования изложены в статье 41 и части 3 статьи 94.
Не предусмотрены.

Закон о госзакупках (как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ) регулирует условия и порядок заключения сделок по приобретению товарных продуктов, выполнению работ или оказанию услуг, где одной из сторон выступает орган публичной власти или организация с государственным участием в капитале. Однако изучение всех деталей может занять довольно много времени и далеко не всегда целесообразно, т. к. иногда достаточно краткого описания содержания, которое мы и предлагаем в нашей статье.

Законодательство о госзакупках 2017-2018 годов (основные документы)

Госзакупки — аукционно-конкурсная форма размещения заказов на предоставление товарных продуктов, выполнения работ или оказания услуг для государственных/муниципальных нужд. При этом условия заключения сделки оговариваются заранее в торговой документации. Такая система призвана регулировать контрактные отношения между госзаказчиками и поставщиками.

Ядро нормативной базы, регулирующей вопросы госзакупок, составляют следующие законодательные акты:

  1. Закон «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
  2. Закон «О закупках товаров…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

Основные различия между указанными нормативными актами состоят в том, что:

  1. В качестве заказчика закон 44 о госзакупках рассматривает только государственные организации, тогда как закон о закупках 223-ФЗ относит к заказчикам также предприятия с государственной долей в уставном капитале и некоторые бюджетные организации.
  2. Процедуру закупки закон о госзакупках 44-ФЗ регулирует полностью,закон же 223-ФЗсодержит отсылочные нормы к положению о закупках на каждый конкретный случай (пп. 2, 3 ст. 3 закона № 223-ФЗ).
  3. Способы госзакупок законом № 44-ФЗ определены исчерпывающе, закон же № 223-ФЗ оставляет этот выбор за заказчиком.

Рассмотрим подробнее каждый законодательный акт отдельно.

Сфера применения закона о закупках 44-ФЗ

Федеральный закон 44 о закупках достаточно подробен и объемен. Связано это с тем, что он регламентирует отношения в сфере закупок для госнужд на всех этапах проведения процедуры закупки — от планирования до осуществления контроля. Детально область применения закона № 44-ФЗ отражена в статье 1.

По правилам закона о госзакупках № 44-ФЗ сделки должны производиться, если в качестве заказчика выступает (п. 3 ч. 1 ст. 1):

  • государственный орган или орган муниципальной власти;
  • орган управления государственным внебюджетным фондом;
  • бюджетное или казенное учреждение;
  • корпорации «Росатом» и «Роскосмос»;
  • государственное или муниципальное унитарное предприятие (за некоторым исключением).

При этом положения закона № 44-ФЗ не применяются в случаях (ч. 2 ст. 1):

Не знаете свои права?

  1. Оформления сделки по получению услуг международных финансовых учреждений, созданных согласно международным договорам, участником которых является Россия.
  2. Проведения закупок в процессе обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших, судей и т. д. (в рамках законов «О госзащите потерпевших…» от 20.08.2004 № 119-ФЗ и «О госзащите судей…» от 20.04.1995 № 45-ФЗ).
  3. Приобретения драгметаллов и драгоценных камней для наполнения Госфонда России, включая госфонды субъектов РФ.
  4. Предоставления или назначения бесплатного адвоката гражданам.
  5. Осуществления закупок избирательными комиссиями в период выборов, референдумов (за небольшим исключением, в соответствии с пп. 6, 7 и 9 ч. 2 ст. 1).
  6. В рамках подготовки к чемпионату мира ФИФА-2018 и Кубка конфедераций 2017 года, согласно требованиям п. 8 ч. 2 ст. 1.

Краткое содержание федерального закона 44 о госзакупках

Закон № 44-ФЗ состоит из 8 глав, включающих в себя 114 статей (120, считая с дополнениями). Кратко содержание рассматриваемого нормативного акта можно условно разделить на 2 части:

Часть 1

  1. Глава 1 посвящена общим положениям, представляет собой вводную часть закона, которая в числе прочего определяет сферу применения документа, основные понятия, принципы контрактной системы, цели осуществления закупок. Так, к принципам контрактной системы закупок закон относит (ст. 6-12):
  • открытость и прозрачность в сфере информации;
  • обеспечение конкуренции;
  • профессионализм заказчиков;
  • единство контрактной системы;
  • другие.

Кроме того, в 1-й главе регулируются нюансы осуществления закупок некоторыми юридическими лицами (ст. 15), что, по сути, является проведением разграничения между применением ими данного закона и закона № 223-ФЗ.

  1. Глава 2 посвящена планированию в сфере закупок. Для этих целей закон определяет порядок формирования планов и планов-графиков, внесения в них изменений и процедуру ознакомления с этими документами заинтересованных лиц.
  2. Глава 3 посвящена осуществлению закупок. Это основная часть закона, состоит из 7 параграфов, положения которых регулируют:
    • общие основы проведения закупок;
    • порядок определения стороны сделки через конкурсы, аукционы, запрос котировок и запрос предложений;
    • закрытые способы определения поставщика;
    • порядок закупок у единственного поставщика;
    • процедуры исполнения, обеспечения исполнения, изменения и расторжения контракта.

Часть 2

Вторая часть закона представлена главами, посвященными контролирующим и надзорным процедурам, порядку обжалования действий некоторых участников, а также особенностям проведения определенных видов закупок.

  1. Глава 4 определяет порядок проведения мониторинга и аудита в сфере закупок.
  2. В главе 5 регулируется процедура контроля в сфере закупок, включая:
    • установление перечня контролирующих органов;
    • определение форм проведения контроля;
    • порядок осуществления контроля;
    • правила ведения реестров контрактов заказчика и неблагонадежных поставщиков.
  3. Глава 6 устанавливает процедуру обжалования некорректных действий участников закупок, в том числе порядок подачи/рассмотрения жалоб и ответственность за нарушение законодательства в сфере закупок.
  4. В главе 7 рассматриваются особенности осуществления отдельных видов закупок.
  5. Глава 8 определяет заключительные положения, включая:
    • порядок разработки, формирования и внедрения единой информационной системы по закупкам;
    • переходные положения на период с 2014 по 2017 год;
    • положения о вступлении закона в силу.

Когда применяется закон о закупках 223-ФЗ?

223-й закон о госзакупках с 2016 года имел более широкую сферу применения по сравнению с действующим в настоящее время вариантом. В соответствии с коррективами, внесенными законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» от 03.07.2016 № 321-ФЗ, которые вступили в силу 01.01.2017, из области регулирования рассматриваемого нормативного документа выведено безусловное проведение закупок государственными и муниципальными унитарными предприятиями.

Таким образом, положения закона о госзакупках № 223-ФЗ применяются, если в качестве заказчиков выступают следующие субъекты с государственной долей участия в их уставных капиталах, превышающей 50%:

  • государственные корпорации, естественные монополии, публично-правовые компании, автономные учреждения, хозяйственные общества с более чем 50-процентным участием публичных органов власти;
  • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере ресурсоснабжения (водоснабжения, электроснабжения и т. п.);
  • дочерние хозобщества с госучастием в капитале более 50%;
  • дочерние хозобщества, более 50% уставного капитала которых принадлежит дочерним хозобществам с госучастием в капитале более 50%.

Кроме того, по правилам закона № 223-ФЗ могут совершать закупки бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, если:

  1. Ими принято положение о закупках в соответствии с требованиями ст. 2 закона № 223-ФЗ.
  2. Закупки производятся:
  • за счет грантов;
  • за счет субсидий из бюджетов;
  • со стороны бюджетных организаций, ГУПов и МУПов, как исполнителей по контракту с привлечением иных лиц на основании договора для исполнения заключенного контракта;
  • ГУПы, МУПы являются аптечными организациями;
  • из средств от иной приносящей доход деятельности (для бюджетных организаций).
  • ГУП относится к предприятиям, имеющим существенное значение для обеспечения прав и интересов граждан, обороноспособности и безопасности государства и поименовано в перечне, утв. распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931-р.
  • Краткое содержание закона о закупках 223-ФЗ

    В сравнении с законом № 44-ФЗ закон № 223-ФЗ более компактен. Он состоит всего из 11 статей, каждая из которых, правда, достаточно объемна.

    Нормы закона 223-ФЗ определяют:

    • цели регулирования и отношения, регулируемые документом;
    • правовые основы закупки;
    • принципы и основные моменты при проведении закупки;
    • информационное обеспечение закупки, включая положения о реестрах договоров и неблагонадежных поставщиков;
    • контролирующие мероприятия при проведении закупок;
    • ответственность за нарушение законодательства о закупках.

    Почему законы о госзакупках стоит изучать с комментариями?

    Как видно из краткого содержания рассматриваемых документов, закон 223-ФЗ по своей структуре во многом схож с законом № 44-ФЗ. Именно поэтому очень важно правильно разграничить эти нормативные акты при проведении закупок в конкретных обстоятельствах. Существенной помощью в данном вопросе может стать изучение законов о госзакупках 44-ФЗ и 223-ФЗ с комментариями к ним, которые щедро предлагаются как на бумажных носителях, так и в электронном виде в интернете.

    Таким образом, краткое содержание указанных законов может носить лишь вспомогательный характер, помогая составить лишь общее представление о них. При фактическом применении потребуется не только скрупулезно изучить акты, но и обратиться к помощи правовых комментариев и практике.

    Закон распространяется на закупки всех госзаказчиков и регулирует все этапы сделки. Отступление от правил грозит заказчикам штрафами и отменой уже состоявшихся закупок, а предпринимателям — попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.

    Но с другой стороны, победитель может быть уверен, что контракт с ним будет заключен, а выполненные работы и поставленные товары — оплачены.

    223-ФЗ

    Закон устанавливает только общие принципы закупок для заказчиков. Главное требование: компания должна самостоятельно разработать собственное положение. В нем будут описаны требования к участникам и способы определения поставщика.

    Положение о закупке каждого конкретного заказчика — первое, с чем нужно ознакомиться при участии в торгах по 223-ФЗ.

    Кто заказчик?

    Федеральные и муниципальные бюджетные учреждения

    223-ФЗ

    • государственные компании с долей участия государства выше 50%, их «дочки» и «внучки»,
    • субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т д.),
    • организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение),
    • бюджетные учреждения, если проводят закупки за счет грантов, средств субподряда, собственных средств.

    Кто поставщик?

    44-ФЗ и 223-ФЗ

    Любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.

    У каких участников возможен приоритет?

    • учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
    • организации инвалидов,
    • поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),
    • субъекты малого предпринимательства,
    • социально ориентированные некоммерческие организации.

    15% всех закупок госзаказчики обязаны проводить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

    223-ФЗ

    • субъекты малого и среднего предпринимательства,
    • приоритет товаров российского происхождения.

    Годовой объем закупок по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства — не меньше 18% совокупного годового объема договоров.

    Способы закупок

    223-ФЗ

    В положении о закупке заказчик прописывает конкурентные и неконкурентные способы закупок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика. Конкурентные закупки можно проводить в виде:

    Остальные способы закупки заказчик выбирает по своему усмотрению.

    Закупки у малого и среднего предпринимательства могут проводить только на восьми ЭТП госзакупок и только четырьмя названными выше конкурентными закупками.

    На каких ЭТП заказчики проводят торги?

    8 федеральных ЭТП госзакупок: «Сбербанк-АСТ», «РТС-тендер», «Росэлторг», НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП ГПБ. Регистрация на ЭТП госзакупок бесплатна.

    223-ФЗ

    Больше 150 ЭТП. Нет ограничений по выбору площадки, каждый заказчик может использовать «свою». На некоторых ЭТП платят за регистрацию или ежемесячную абонентную плату.

    Закупки у малого и среднего предпринимательства можно проводить только на восьми ЭТП госзакупок.

    Какая подпись нужна для участия в электронных процедурах?

    Квалифицированная электронная подпись (КЭП).

    223-ФЗ

    Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной площадки: это может быть просто КЭП, или КЭП со специальным расширением для площадки, или неквалифицированная подпись (НЭП).

    Сроки подачи заявок

    Подача заявок, внесение изменений в документацию, рассмотрение и оценка заявок, публикация итогового протокола, подписание контракта — все этапы закупки имеют закрепленные законом сроки и участники обязаны их соблюдать.

    223-ФЗ

    Сроки прописывает заказчик в своем Положении о закупках. Лучше уточнить, за сколько дней до окончания подачи заявок он имеет право вносить изменения в закупочную документацию, чтобы не пропустить поправки и подать правильную заявку.

    Какую отчетность предоставляют заказчики?

    Заказчик обязан размещать на официальном сайте госзакупок:

    • документы о приемке работ,
    • по итогам года отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций,
    • отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика.

    223-ФЗ

    Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на zakupki.gov.ru отчеты об общей стоимости:

    • заключенных договоров,
    • договоров, заключенных с единственным поставщиком,
    • заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну.
    • годовой отчет закупок у субъектов МСП (ППРФ от 11.12.2014 №1352),
    • годовой отчет о закупке инновационной, высокотехнологичной продукции у субъектов МСП (ППРФ №1442).

    Обеспечение исполнения заявки и контракта

    Обеспечение заявки

    Заказчик может не устанавливать обеспечение в закупках до 1 млн руб. В закупках дороже обеспечение заявки будет таким:

    • от 0,5 до 1 %, если НМЦ от 1 млн до 20 млн руб.,
    • от 0,5 до 5 %, если НМЦ от 20 млн руб.,
    • 2%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.

    C 1 октября 2018 обеспечение заявок в электронных конкурентных закупок проходит с помощью .

    Обеспечение контракта

    Заказчик обязан требовать от победителя конкурса или аукциона финансовое обеспечение контракта, независимо от его цены.

    Размер обеспечения составляет от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта. Способ обеспечения выбирает сам поставщик:

    Банковская гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком (перечень банков опубликован на сайте Минфина). Банк вносит гарантию в реестр банковских гарантий на сайте zakupki.gov.ru.

    Стоимость участия

    Победителю закупки нужно быть готовым отдать:

    • 5 000 рублей (без учета НДС).
    • 1% от суммы контракта, но не больше 2000 рублей (включая НДС), если закупка проходит только среди малого бизнеса и некоммерческих организаций.

    Плату не возьмут со второго участника, если победитель уклонился от заключения сделки.

    223-ФЗ

    Обеспечение заявки

    Заказчики не может требовать обеспечение заявки при НМЦ < 5 млн руб. При НМЦ выше заказчик может установить размер обеспечения не больше 5% от НМЦ. Участники сами выбирают способ обеспечения: банковская гарантия или деньги на счет заказчика.

    Если закупка проходит для МСП на ЭТП госзакупок, обеспечение заявки вносят через спецсчет. В остальных закупках используют счет на ЭТП или переводят деньги на счет заказчика.

    Обеспечение контракта

    Заказчик сам решает, в каких закупках требовать обеспечение контракта, в каком размере и каким способом (деньгами или банковской гарантией). Все условия он прописывает в своем Положении о закупке.

    Стоимость участия

    В закупках среди МСП плата с победителя составляет 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. В закупках на общих основаниях условия участия зависят от требований ЭТП. Например, участники платят абонентскую плату или комиссию платит только победитель закупки. В бумажных закупках, как правило, не берут плату за участие.

    Возможность изменения, расторжения контракта

    Стороны могут расторгнуть контракт по обоюдному согласию или прописать в контракте возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Спорные ситуации решает суд. Менять существенные условия контракта (цену, сроки, условия поставки, комплектность товара и т.д.) нельзя.

    223-ФЗ

    Заказчик прописывает все условия в своем Положении о закупках.

    С 01.01.2017 вступают в силу положения Федерального закона от 03.07.2016 N 321-ФЗ, который вносит изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ).

    1. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» регулирует положения не только государственных унитарных предприятий (ГУП) и муниципальных унитарных предприятий (МУП), но также муниципальных и казенных предприятий.

    Будет ли с 2017 года на муниципальные и казенные предприятия распространяться Закон N 44-ФЗ, или он коснётся только МУП и ГУП?

    2. Как известно, и план закупок, и план-график утверждаются и размещаются в единой информационной системе (ЕИС) в течение 10 дней со дня принятия решения о бюджете сельского поселения.

    Как это положение будет применяться к МУП?

    3. В силу части 40 ст. 112 Закона N 44-ФЗ до 31.12.2016 унитарные предприятия обязаны осуществлять планирование закупок на 2017 год. Однако согласно правилам нормирования МУП должны представить проект плана закупок на 2017-2019 годы главному распорядителю бюджетных средств до 01.08.2016.

    Кому необходимо представлять проект плана закупок и в какой срок?

    4. Какая сделка подпадает под п. 2 части 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ (приведите пример)?

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

    С 1 января 2017 года действие законодательства о контрактной системе распространяется на все государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе и казенные.

    Однако унитарные предприятия не становятся государственными или муниципальными заказчиками и должны осуществлять планирование закупок в соответствии с иными, специальными нормами.

    Некоторые обязанности по планированию закупок действительно должны быть исполнены в 2016 году, но юридически не могут исполняться. Возможно, закон в этой части будет изменен.

    С 1 января 2017 года унитарное предприятие будет вправе в порядке исключения осуществлять в соответствии с положением о закупке закупки товаров, работ, услуг, необходимых для исполнения контрактов с другими заказчиками, руководствующимися при заключении таких контрактов Законом N 44-ФЗ.

    Обоснование вывода:

    В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) Федеральным законом от 03.07.2016 N 321-ФЗ (далее — Закон N 321-ФЗ), 1 января 2017 года государственные и муниципальное унитарные предприятия (далее также — унитарное предприятие) будут признаваться заказчиками, обязанными руководствоваться требованиями Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупок товаров, работ и услуг (п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 7 ст. 3, ч. 2.1 ст. 15 этого Закона в редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 года). Исключение составляют закупки, осуществляемые в течение года в соответствии с правовым актом (положением о закупке), предусмотренным ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ), принятым унитарным предприятием и размещенным до начала года в единой информационной системе.

    Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в РФ создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

    — унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ (государственные предприятия), муниципальное предприятие;

    — унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (казенные предприятия).

    Таким образом, казенные предприятия, в том числе муниципальные, являются видом унитарных предприятий в целом. Поскольку нормы Закона N 44-ФЗ в редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 года, не исключают казенные предприятия из сферы действия этого Закона, его положения с указанной даты станут обязательными для всех типов унитарных предприятий.

    Вместе с тем следует учитывать, что унитарные предприятия и после 1 января 2017 года не становятся государственными или муниципальными заказчиками. В частности, муниципальным заказчиком признается только муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение (п. 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Унитарные предприятия становятся отдельной категорией заказчиков, наряду с бюджетными учреждениями (п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ в будущей редакции).

    Соответственно, на унитарные предприятия не распространяется ч. 7 ст. 17 Закона N 44-ФЗ, обязывающая государственного или муниципального заказчика утвердить план закупок в течение 10 рабочих дней после доведения до него объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ, равно как и п. 4 Требований к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд (утверждены постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 N 1043), обязывающий муниципальных заказчиков представлять не позднее 1 августа текущего года планы закупок главным распорядителям средств местного бюджета.

    План закупок формируется унитарным предприятием при планировании их финансово-хозяйственной деятельности и утверждается в течение 10 рабочих дней после утверждения плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия (ч. 8 ст. 17 Закона N 44-ФЗ в редакции Закона N 321-ФЗ). Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения муниципальных нужд устанавливается местной администрацией с учетом требований, установленных Правительством РФ (ч. 5 ст. 17 Закона N 44-ФЗ).

    План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение 10 рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством РФ (ч. 10 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).

    Здесь же отметим, что Закон N 321-ФЗ вступает в силу с 1 января 2017 года в целом (ст. 4 этого Закона), в том числе пп.пп. «б» и «в» п. 9 ст. 2 данного Закона, дополняющие ст. 112 Закона N 44-ФЗ частями 40 и 41, которые обязывают унитарные предприятия до 31 декабря 2016 года совершить ряд действий, в том числе осуществить планирование закупок на 2017 год в соответствии с требованиями измененной редакции Закона N 44-ФЗ. Таким образом, складывается ситуация, когда нормы, устанавливающие предельный срок для совершения определенных действий, вступают в силу (то есть становятся обязательными к применению) лишь по окончании этого срока.

    Очевидно, что в данной ситуации имеет место ошибка юридической техники. Заметим, что аналогичная ошибка была допущена при принятии Закона N 44-ФЗ в отношении государственных и муниципальных бюджетных учреждений, которые обязывались к принятию положения о закупках нормами, вступавшими в силу после окончания срока для совершения таких действий (ч. 25 ст. 112, ст. 114 Закона N 44-ФЗ в первоначальной редакции). Впоследствии эта ошибка была исправлена путем переноса даты окончания переноса срока для принятия положения о закупках на 1 апреля 2014 года (пп. «е» п. 45 ст. 46 Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ). Возможно, и в данном случае ошибка будет исправлена законодателем до 31 декабря 2016 года путем внесения изменений в Закон N 321-ФЗ и, соответственно, в Закон N 44-ФЗ.

    Также заметим, что в принципе у унитарного предприятия уже может быть положение о закупке, поскольку в настоящее время они руководствуются Законом N 223-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 1 этого Закона). Однако из ч. 2.1 ст. 15 этого Закона в редакции Закона N 321-ФЗ можно сделать вывод, что унитарное предприятие в любом случае должно утвердить новое положение о закупке, которое должно учитывать изменение регулирования закупок.

    В соответствии с п. 2 ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ в будущей редакции к закупкам, которые могут осуществляться согласно требованиям Закона N 223-ФЗ, относятся, в частности, закупки, осуществляемые унитарным предприятием в ситуации, когда оно выступает в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

    Для правильного применения данной нормы необходимо учитывать следующее.

    Во-первых, термин «контракт» в данной норме, безусловно, употреблен в том же значении, что и во всех остальных нормах Закона N 44-ФЗ — гражданско-правовой договор, заключаемый заказчиком в соответствии с этим Законом (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ). Договоры, заключаемые с другими унитарными предприятиями или бюджетными учреждениями, если они заключали такие договоры в порядке, установленном Законом N 223-ФЗ, отсюда, очевидно, исключаются.

    Во-вторых, по нашему мнению, в данном случае термин «исполнитель» употребляется в более широком значении, чем «исполнитель — сторона договора на возмездное оказание услуг» (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Это видно из ссылки, устанавливающей исключение для контрактов, заключаемых на основании п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, который явно подразумевает возможность заключения различных видов контрактов. Очевидно, имеется в виду ситуация, когда унитарное предприятие является поставщиком, подрядчиком или исполнителем по контракту, заключенному с другим заказчиком, руководствующимся Законом N 44-ФЗ, в соответствии с этим Законом.

    В-третьих, очевидно, речь идет о привлечении других лиц на основании гражданско-правовых договоров к исполнению контракта в качестве субподрядчика, соисполнителя с аналогичным статусом в тех случаях, когда это допускается законом и (или) контрактом (ст.ст. 706, 780, 783 ГК РФ) или поставщика товаров, которые унитарное предприятие обязано поставить или применить при выполнении работ, оказании услуг по контракту.

    Таким образом, с 1 января 2017 года унитарное предприятие будет вправе в порядке исключения осуществлять в порядке, установленном Законом N 223-ФЗ и положением о закупке, закупки товаров, работ, услуг, необходимых для исполнения контрактов с другими заказчиками, руководствующимися при заключении таких контрактов Законом N 44-ФЗ.


    © 2024
    artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав