25.07.2019

Закрытый радионуклидный источник пятой категории. Законодательная база российской федерации. Ввод в эксплуатацию радиационных источников


В ________________________________________________________________________ (указывается наименование федерального органа исполнительной власти (его территориального органа), в который представляется уведомление) УВЕДОМЛЕНИЕ об осуществлении деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности от "__" ____________ 20__ г. N _______ ___________________________________________________________________________ (указывается полное и сокращенное, в том числе фирменное (при наличии), наименование юридического лица согласно учредительным документам, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), основной государственный регистрационный номер юридического лица (ОГРН)) ___________________________________________________________________________ (указываются юридический и фактический адрес юридического лица) в соответствии с Правилами регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. N 1184 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 48, ст. 6692; 2013, N 14, ст. 1700), уведомляет об эксплуатации (начале эксплуатации) радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, подтверждает достоверность следующей информации:

Электронная почта

Виды проводимых работ (нужное подчеркнуть)

Использование по назначению, транспортирование, хранение, обслуживание и ремонт

Сведения о руководителе структурного подразделения

Ф.И.О. (полностью)




Как известно, в настоящее время 72 государства, включая РФ, выступили с политическими обязательствами о поддержке "Кодекса поведения по обеспечению безопасности и сохранности радиоактивных источников", изданного МАГАТЭ в 2004 г., и о своих намерениях осуществлять работу в целях соблюдения его руководящих принципов.


Все последующие документы МАГАТЭ по безопасности и сохранности источников в той или иной форме развивают отдельные положения этого основополагающего документа.

На состоявшемся в Киеве (июнь 2005 г.) 7-м заседании Комиссии представителей стран СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях с участием руководителей Росатома и Ростехнадзора среди прочего обсуждались мероприятия по включению положений Кодекса поведения в практику регулирования радиационной безопасности и сохранности радионуклидных источников в РФ и странах СНГ.

В частности, были приняты следующие основные рекомендации:

§ о проведении категоризации по потенциальной опасности закрытых радионуклидных источников, используемых в различных видах практической деятельности в организациях и на предприятиях РФ и стран СНГ, на основе соответствующих документов МАГАТЭ;

§ о разработке и внедрении национальных стратегий безопасности и сохранности радионуклидных источников в организациях и на предприятиях РФ и стран СНГ на основе рекомендаций соответствующих документов МАГАТЭ;

§ о совершенствовании системы контроля за импортом/экспортом радионуклидных источников на основе соответствующих документов МАГАТЭ;

§ о создании национальных «Систем (регистров) учета и контроля радионуклидных источников», учитывая имеющийся опыт РФ по созданию «Системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов»;

§ о создании эффективных систем оповещения о потере контроля над радионуклидными источниками и программ усиления контроля за их перемещением через национальные границы.

Независимо от этого ранее в планах Ростехнадзора на 2005-2006 гг. предусматривалась разработка "Методических рекомендаций по категоризации закрытых радионуклидных источников и обеспечении их сохранности" как документа Ростехнадзора примерно для тех же самых целей и также на основе документов МАГАТЭ.

Методические рекомендации предназначены для того, чтобы вопросы категоризации источников должным образом учитывались при разработке других нормативных документов, связанных с обращением с радионуклидными источниками. В основу Методических рекомендаций положена система категоризации, разработанная МАГАТЭ , которая базируется на глубоко проработанной научной основе, в том числе с использованием дозовых критериев, обоснованных Международной комиссией по радиационной защите, и отличается логической четкостью и относительной простотой при ее практическом применении. Более подробно это изложено в , и там же приведен обширный список использованных первоисточников. Окончательный подход к категоризации радионуклидных источников сформулирован в «свежем» документе МАГАТЭ , издание которого на русском языке ожидается в 2006 г.

Первая редакция Методических рекомендаций опубликована в . В ней составители старались выдержать стиль МАГАТЭ при интерпретации положений и рекомендаций его документов, возможно, даже с излишней детализацией, включив в документ большое количество поясняющих добавлений, примечаний и сносок. С этой точки зрения Методические рекомендации можно рассматривать как пример гармонизации (как по форме, так и по содержанию) международных подходов к регулированию безопасности с российской практикой, поскольку они включают в себя не только основные положения документов МАГАТЭ, но и интерпретацию этих подходов применительно к будущему применению их в РФ, в частности, при регулировании безопасности и сохранности радионуклидных источников в многообразных видах деятельности с их использованием.

В отзывах от Росатома и его организаций поддерживается сама идея и целесообразность разработки Методических рекомендаций и высказывается ряд полезных замечаний и пожеланий по усовершенствованию документа, а также ставится много серьезных организационных вопросов, о которых частично сказано ниже.

Вместе с тем, среди поступивших отзывов встречается противопоставление предлагаемой МАГАТЭ категоризации радионуклидных источников классификации радиационных объектов по потенциальной опасности, изложенной в ОСПОРБ-99 .

В этом смысле необходимо привести некоторые разъяснения по поводу классификации и категоризации .

Согласно ОСПОРБ-99 все радиационные объекты использования атомной энергии (в соответствии с данным в нем определением - организации, где осуществляется обращение с техногенными источниками ионизирующего излучения ), такие как атомные станции, исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, а также медицинские учреждения, промышленные предприятия, научно-исследовательские лаборатории и т.п., в составе которых имеются или применяются радионуклидные источники подразделяются на 4 категории по потенциальной опасности, которые предназначены для сопоставления между собой различных по сложности и назначению объектов использования атомной энергии. При отсутствии конкретных методик для всего многообразия объектов использования атомной энергии отнесение того или иного объекта использования атомной энергии к той или иной категории (в смысле ОСПОРБ-99) превращается в самостоятельную и весьма непростую в научном плане задачу: например, для ядерных установок надо рассматривать последствия как проектных, так и запроектных аварий и выбирать наихудшие, а для более простых ситуаций, связанных с использованием или хранением радионуклидных источников, например, в составе облучательных установок и радиоизотопных приборов или хранилищ, перечень возможных аварийных ситуаций хотя и проще, но тем не менее все ситуации также должны быть рассмотрены. Это обстоятельство неизбежно приводит к привнесению субъективных оценок даже при рассмотрении объектов одного типа (например, ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения и т.п.). По-видимому, это связано с тем, что ОСПОРБ-99 охватывает более широкий спектр объектов и событий на них, чем документ МАГАТЭ , который, строго говоря, предназначался только для целей аварийного планирования и реагирования (в нем четко сказано, что понятие категорий используется лишь на этапе планирования, но не во время аварии) . Кстати, согласно , все виды деятельности и объекты с использованием радионуклидных источников соотносятся в основном с одной (третьей из пяти) категорией, за исключением «мощных» РИТЕГ.

Новый документ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека , изданный, видимо, в развитие п.3.1 ОСПОРБ-99, также имеет весьма общий характер и не включает в себя каких-либо конкретных указаний (и тем более ссылок на утвержденные методики) для проведения в практическом плане научно обоснованной классификации при рассмотрении всего множества объектов использования атомной энергии.

В то же время категоризация , предложенная МАГАТЭ, не имеет такого всеобъемлющего характера как классификация ОСПОРБ-99 и распространяется только на закрытые радионуклидные источники, рассматривая их либо как элементы в составе установок, аппаратов, приборов и т.п., либо как самостоятельные изделия (продукцию), например, при транспортировании, хранении и т.п.

А). По потенциальной радиационной опасности устанавливается пять категорий для закрытых радионуклидных источников.

Б). Категория любого радионуклидного источника устанавливается, исходя из численного значения отношения фактической активности (А) к рекомендованному пороговому значению активности для данного радионуклида (D-величина) следующим образом:

Итак, если категория конкретного источника (типа источника) установлена, то она остается постоянной, независимо от того, в какой стране и в каком виде практической деятельности этот источник используется, хотя очевидно, что вследствие естественного радиоактивного распада категория источника может меняться от 1-ой до 5-ой.

Основное достоинство категоризации МАГАТЭ заключается в том, что она дает возможность унифицировать и оптимизировать требования по обеспечению радиационной безопасности и сохранности радионуклидных источников единым образом для каждой из пяти категорий.

Таким образом, надо понимать, что на самом деле речь идет о двух разных (хотя и неявно связанных между собой) категоризациях, существенно отличающихся степенью их проработанности и готовностью к практическому применению, причем каждая со своей областью распространения на объекты категорирования. В принципе они, безусловно, не должны исключать друг друга и, более того, классификация ОСПОРБ-99 (после того как она будет усовершенствована должным образом путем создания научно обоснованных методик для категорирования различных объектов использования атомной энергии) во многом будет базироваться и включать в себя категоризацию МАГАТЭ как составную часть.

Совершенно понятно, что проведение категоризации сотен тысяч используемых в РФ радионуклидных источников в тысячах организаций и предприятий различного профиля, как любое новое дело, потребует значительных трудозатрат с привлечением большого числа специалистов и определенных финансовых средств.

При этом резонно появляется ряд серьезных организационных и методических вопросов:

§ Кто должен проводить категоризацию радионуклидных источников?

§ Каков порядок проведения категоризации (например, когда ее начинать и когда заканчивать)?

§ Какова периодичность проведения повторной категоризации для радионуклидов с периодом полураспада меньшим назначенного срока службы источников?

§ Следует ли для долгоживущих радионуклидов с периодом полураспада, много большим назначенного срока службы источников, на их основе устанавливать соответствующую категорию уже на стадии проектирования, производства и изготовления источника и вносить ли эти сведения в его паспорт?

§ Следует ли проводить категоризацию открытых источников по этой схеме или же ограничиться категоризацией только закрытых источников?

§ Какова ответственность и санкции за невыполнение категоризации источников в организациях и на предприятиях?

§ Как и в какие сроки проводить мероприятия по обеспечению сохранности источников соразмерно с их категорией?

Однако, поскольку Методические рекомендации имеют статус Руководства по безопасности, то по этой причине они не могут и не должны включать в себя ответы на эти и другие подобные вопросы. Они предназначены только для ответа на один вопрос: каким образом относить любой радионуклидный источник к той или иной категории по потенциальной радиационной опасности.

Ответы на такие вопросы имеет смысл искать только после принятия органами регулирования безопасности (Ростехнадзор и Роспотребнадзор) принципиального решения о практическом внедрении категоризации радионуклидных источников в РФ и они, видимо, должны быть даны, например, либо в одном из разрабатываемых в настоящее время технических регламентов по ядерной и радиационной безопасности, либо в изменениях к действующим федеральным нормам и правилам, которые необходимо будет разработать и ввести в действие в ближайшем будущем.

Надо также отметить, что в ряде отзывов на первую редакцию Методических рекомендаций содержатся предложения ограничиться только категоризацией источников, исключив из документа вопросы, связанные с их сохранностью, и мотивируется это наличием действующих документов по физической защите, которые следует доработать с учетом категоризации либо разработать отдельный документ по сохранности радионуклидных источников. Безусловно, в этом есть здравый смысл и, видимо, во второй редакции документа данное предложение будет учтено.

Таким образом, целесообразность внедрения категоризации радионуклидных источников в российскую практику заключается в том, что применение ее в практическом плане создаст основу для того, чтобы распределение людских и финансовых ресурсов для различных видов деятельности с применением радионуклидных источников было бы соразмерным с категорией источника при одновременной минимизации радиационных рисков для персонала и населения, если с источниками обращаться должным образом согласно их категориям.

Литература

1. Кодекс поведения по обеспечению безопасности и сохранности радиоактивных источников. МАГАТЭ, Вена, 2004.

2. Categorization of Radioactive Sources. TECDOC-1344, IAEA, Vienna, 2003.

3. П.М. Рубцов, Д.Е. Романов, А.И. Мусорин Соответствие между категорией радиоактивного источника и обеспечение его сохранности при разработке технических регламентов для регулирования безопасности на радиационных объектах народного хозяйства. М., НТЦ ЯРБ, Вестник Госатомнадзора России, № 1, 2004.

4. Categorization of Radioactive Sources. Safety Guide № RS-G-1.9, IAEA, Vienna, 2005.

6. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99). М.:, Минздрав России, 2000.

7. Методика подготовки к реагированию на ядерные или радиационные аварии. TECDOC-953/R, МАГАТЭ, Вена, 1998.





Федеральным законом , установлены особенности регулирования деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе радионуклидные источники (статья 36.1). В целях снижения административных барьеров федеральным законом установлена процедура организаций, эксплуатирующих радионуклидные источники 4 и 5 категорий по потенциальной радиационной опасности, существенно упрощающая получение разрешения регулирующего органа.

Категорирование радионуклидных источников по потенциальной радиационной опасности в Российской Федерации введено федеральными нормами и правилами НП-038-11 , а методика категорирования подробно изложена в руководстве безопасности РБ-042-07 .
Под эксплуатацией радиационных источников указанных категорий понимается их использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт.

Порядок же регистрации организаций установлен Правительством Российской Федерации . В соответствии с правилами регистрации организация представляет в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору уведомление об осуществлении деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности. Форма уведомления и указания к ее заполнению изложены в Приказе Ростехнадзора .

За регистрацию организации плата не взимается, а уведомление составляется организацией по форме, устанавливаемой регистрирующим органом, и представляется в регистрирующий орган (его территориальный орган) по месту предполагаемого осуществления деятельности по эксплуатации радиационных источников до начала фактического осуществления этой деятельности.

Форма уведомления (скачать)

Ссылки:
1. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» N 170-ФЗ от 21 ноября 1995 года.
2.
3.
4. Правила регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. № 1184.
5. Приказ Ростехнадзора от 29 октября 2013 г. № 505 «Об утверждении формы уведомления об осуществлении деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности». " (Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2013 N 30667).

ПРИКАЗ

Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 марта 2011 г. № 104

Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников"

В соответствии с подпунктом 5.2.2.1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2006, № 5, ст. 544; № 23, ст. 2527; № 52, ст. 5587; 2008, № 22, ст. 2581; № 46, ст. 5337; 2009, № 6, ст. 738; № 33, ст. 4081; № 49, ст. 5976; 2010, № 9, ст. 960; № 26, ст. 3350; № 38, ст. 4835), приказываю:

Утвердить и ввести в действие с 1 июня 2011 г. прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников" (НП-038-11).

Руководитель Н.Г. Кутьин

Приложение

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников"

Классификация РИ по назначению, на которые распространяются требования настоящих Общих положений, приведена в приложении № .

1.5. Требования настоящих Общих положений распространяются на РИ, эксплуатируемые на территории и в составе ядерных установок (включая блоки атомных станций, исследовательские ядерные установки и объекты ядерного топливного цикла), а также на пункты хранения в части требований, не определенных другими федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, распространяющимися на эти объекты.

1.6. Требования настоящих Общих положений не распространяются на РИ, используемые в видах деятельности, связанных с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

1.7. Требования настоящих Общих положений не распространяются:

на транспортирование РнИ, РВ и мобильных РИ за пределами территорий организаций;

на РВ, содержащиеся в РАО, выбросах и сбросах;

на учет и контроль РИ, РнИ, РВ и РАО;

на продление проектного срока эксплуатации РИ.

В перечисленных случаях действуют требования иных федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

1.8. Требования настоящих Общих положений не распространяются на РИ, не содержащие РнИ или РВ, в которых ионизирующее излучение генерируется за счет изменения скорости заряженных частиц, аннигиляции или ядерных реакций.

2. Цели, основные принципы и критерии обеспечения безопасности радиационных источников

2.1. Основной целью обеспечения безопасности РИ при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные аварии, является предотвращение радиационного воздействия на персонал, население и окружающую среду сверх установленных пределов.

2.2. Основная цель должна достигаться путем выполнения базовых принципов обеспечения радиационной безопасности:

непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения персонала и населения (принцип нормирования);

запрещение ввода в эксплуатацию и эксплуатации РИ, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением (принцип обоснования);

поддержание на возможно низком и разумно достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов, индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации РИ (принцип оптимизации).

2.3. Все организационные и технические меры по обеспечению безопасности РИ, планируемые и реализуемые при эксплуатации РИ, должны быть соразмерны с категориями по потенциальной радиационной опасности РИ для человека (далее - категории опасности РИ), установленными в соответствии с требованиями пунктов - настоящих Общих положений.

Достаточность этих мер и их соразмерность с установленной категорией опасности РИ должны быть обоснованы в проекте и (или) в технической документации РИ и представлены в ООБ РИ.

2.4. РИ удовлетворяет критериям безопасности, если его радиационное воздействие на персонал, население и окружающую среду при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные аварии, не приводит к превышению основных пределов доз облучения персонала и населения, нормативов выбросов и сбросов РВ и превышению содержания РВ в окружающей среде.

2.5. Для нормальной эксплуатации РИ допустимые пределы доз облучения, допустимые значения уровней воздействия ионизирующего излучения на персонал и население, а также допустимые выбросы и сбросы РВ в окружающую среду устанавливаются в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.

2.6. Безопасность РИ должна обеспечиваться за счет последовательной реализации концепции глубокоэшелонированной защиты, основанной на применении системы физических барьеров на пути распространения ионизирующего излучения и РВ в окружающую среду, а также системы организационных и технических мер по обеспечению их целостности и эффективности.

Уровень 5 (аварийная готовность и реагирование):

подготовка планов мероприятий по защите персонала и населения в случае радиационных аварий и ликвидации их последствий и обеспечение готовности к осуществлению этих планов (для РИ категорий опасности 1);

подготовка планов мероприятий по защите персонала в случае радиационных аварий и ликвидации их последствий и обеспечение готовности к осуществлению этих планов (для РИ категорий опасности 2 и 3).

Количество, состав и характеристики физических барьеров, а также количество уровней глубокоэшелонированной защиты и полнота их реализации для каждого конкретного РИ устанавливаются и обосновываются в проекте и (или) в технической документации РИ в соответствии с установленной для него категорией опасности.

2.8. Концепция глубокоэшелонированной защиты должна осуществляться на всех этапах деятельности, связанных с обеспечением безопасности РИ.

2.9. В режиме нормальной эксплуатации все предусмотренные проектом и (или) технической документацией физические барьеры РИ должны быть работоспособными. При выявлении неработоспособности любого из предусмотренных физических барьеров эксплуатация РИ должна быть прекращена и должны быть приняты меры по приведению его в безопасное состояние.

2.10. Организационные и технические меры по предотвращению и ослаблению последствий аварий при эксплуатации РИ должны быть соразмерны с категорией опасности РИ.

2.11. Для вновь проектируемых (конструируемых) РИ показатели надежности систем, важных для безопасности РИ, исходные события и ожидаемые последствия аварий должны быть определены в проекте и (или) в технической (эксплуатационной) документации РИ.

Должны быть рассмотрены исходные события и пути протекания возможных проектных аварий с оценкой их последствий и прогнозом радиационной обстановки.

2.12. Технические решения и организационные меры, влияющие на безопасность РИ, должны приниматься с учетом требований НТД, опыта эксплуатации прототипов (аналогов) данного РИ, результатов исследований и испытаний, а также специфики и особенностей РИ при его будущем выводе из эксплуатации.

Такой подход должен применяться не только на этапах проектирования (конструирования), выбора места размещения, сооружения и эксплуатации РИ, изготовления оборудования для РИ, но и при реконструкции и модернизации РИ и (или) систем, важных для безопасности РИ.

2.13. Деятельность организации, эксплуатирующей РИ, по обеспечению качества должна обеспечивать безопасную эксплуатацию РИ и надежность систем, важных для безопасности РИ, в соответствии с проектной документацией, а также с установленными в программе обеспечения качества требованиями к выполнению различных видов работ, влияющих на безопасность РИ, при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации РИ.

2.14. Деятельность организаций, осуществляющих размещение, проектирование (конструирование), сооружение (изготовление) РИ, а также организаций, занятых производством систем, важных для безопасности РИ, или предоставлением иных услуг в области использования атомной энергии для организации, эксплуатирующей РИ, должна обеспечивать качество выполнения работ и предоставления услуг в рамках соответствующих программ обеспечения качества этих услуг и работ.

2.15. У всех лиц в организациях, связанных с размещением, проектированием (конструированием), сооружением (изготовлением), эксплуатацией и выводом из эксплуатации РИ, проектированием (конструированием) и изготовлением систем, важных для безопасности РИ, должна формироваться культура безопасности и культура сохранности путем проведения необходимого подбора, обучения и подготовки персонала для различных видов деятельности, влияющих на безопасность РИ, установления и строгого соблюдения дисциплины при четком распределении персональной ответственности руководителей и исполнителей, разработки и строгого соблюдения требований действующих инструкций по выполнению работ и их периодическому обновлению с учетом накопленного опыта.

Указанные лица должны знать характер и степень влияния их деятельности на безопасность РИ и сохранность РнИ в составе РИ и полностью отдавать себе отчет о тех последствиях, к которым может привести несоблюдение или нечеткое выполнение требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и эксплуатационной документации РИ.

3. Классификация радиационных источников, их систем и элементов Классификация радиационных источников

3.1. В целях дифференцированного установления и выполнения требований настоящих Общих положений по обеспечению безопасности РИ классификация РИ осуществляется по следующим признакам:

назначение РИ;

мобильность РИ;

вид РнИ, используемых в составе РИ;

потенциальная радиационная опасность РИ.

3.2. По назначению РИ подразделяются на комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия. Классификация РИ по данному признаку осуществляется в соответствии с определениями, приведенными в приложении № .

3.3. По мобильности РИ подразделяются на стационарные и мобильные (передвижные и переносные) РИ в соответствии с определениями, приведенными в приложении № .

3.4. По виду РнИ, используемых в составе РИ, последние подразделяются на:

РИ, в составе которых используются только ЗРнИ;

РИ, в составе которых используются только ОРнИ;

РИ, в составе которых используются ЗРнИ и ОРнИ.

Категория опасности стационарного РИ, в составе которого используется только один РнИ, не может быть выше максимальной категории опасности этого РнИ, определяемой на основе паспортной активности РнИ (на дату его изготовления).

если в составе РИ имеется совокупность РнИ, которая при аварии может оказать совместное радиационное воздействие на персонал или население, категория опасности РИ определяется категорией опасности совокупности этих РнИ;

Категория опасности мобильного РИ должна соответствовать максимальной категории опасности РнИ из разрешенных к использованию в его составе в соответствии с технической документацией конкретного мобильного РИ.

средства связи для обеспечения управления стационарным РИ в режимах нормальной эксплуатации и при отклонениях от нормальной эксплуатации, включая аварии;

меры по обеспечению безопасности при выводе из эксплуатации РИ в соответствии с требованиями раздела настоящих Общих положений.

Учет условий размещения, проектирование и сооружение стационарных радиационных источников

4.6. Для стационарных РИ категорий опасности 1, 2 и 3 должны быть определены проектные основы и перечни проектных и запроектных аварий с учетом возможных экстремальных воздействий природного и техногенного происхождения в месте (на площадке) их размещения в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

4.7. При проектировании и конструировании физических барьеров (например, биологическая защита, лабиринт, защитная дверь) стационарных РИ категорий опасности 1 и 2 должна предусматриваться возможность безопасного входа в рабочее помещение РИ. Конструкция защитной двери должна обеспечивать возможность ее открывания изнутри.

4.8. Физические барьеры, предусмотренные проектом стационарного РИ, должны обеспечивать снижение уровней радиационного воздействия на персонал и население до допустимых значений.

4.9. Наличие каналов и проемов для транспортных, технологических и других систем в биологической защите стационарных РИ категорий опасности 1, 2, 3 и 4 не должно снижать ее эффективность, а их конструкция должна исключать несанкционированное проникновение людей в рабочее помещение во время работы РИ.

4.10. В рабочем помещении стационарного РИ категорий опасности 1, 2 и 3 и в смежных помещениях должна быть установлена звуковая и световая сигнализация с выводом информации на пульт управления и (или) на рабочие места, предупреждающая персонал об аварии или об отклонениях от нормальной эксплуатации РИ.

4.11. В проекте стационарного РИ при использовании ОРнИ и (или) РВ с учетом принадлежности радионуклидов к одной из групп радиационной опасности и установленного класса работ должно быть предусмотрено зонирование рабочих помещений РИ с выделением необслуживаемых помещений, периодически обслуживаемых помещений и помещений постоянного пребывания персонала.

4.12. Рабочие помещения стационарного РИ должны быть оборудованы приточно-вытяжной или вытяжной вентиляцией, режим работы и технические характеристики которой должны быть обоснованы в проекте стационарного РИ.

При этом в помещениях РИ категорий опасности 1, 2, 3 и 4, где проводятся работы с ОРнИ и (или) РВ, при выполнении которых возможно выделение радиоактивных газов, паров или аэрозолей, вентиляционные системы необходимо оборудовать очистными фильтрами.

4.13. В проекте стационарного РИ должен быть реализован принцип раздельной вентиляции необслуживаемых помещений с РнИ, периодически обслуживаемых помещений с РнИ и помещений с РнИ постоянного пребывания персонала.

4.14. Входящие в состав стационарного РИ устройства и сооружения, предназначенные для хранения РнИ (например, ниши, колодцы, сейфы), должны быть сконструированы таким образом, чтобы при закладке или извлечении отдельных РнИ персонал получал минимальное облучение от остальных РнИ.

4.15. В проекте стационарного РИ категорий опасности 1, 2 и 3 необходимо предусмотреть системы блокировок, исключающие:

несанкционированное открывание защитной двери в рабочее помещение РИ в случае отключения электроснабжения при нахождении ЗРнИ в рабочем положении (при открытом пучке ионизирующего излучения);

перевод ЗРнИ в рабочее положение или открытие пучка ионизирующего излучения при открытой защитной двери (монтажного люка) или неработающей системе радиационного контроля.

4.16. В проекте стационарного РИ категорий опасности 1, 2 и 3 должна быть предусмотрена возможность принудительного перевода ЗРнИ в положение хранения при неисправности системы блокировок, отключении электроснабжения, пожаре, а также при других исходных событиях, учитываемых в проекте РИ.

4.17. В проекте стационарного РИ категорий опасности 1, 2 и 3 должно быть предусмотрено предоставление на пульт управления следующей информации:

режим работы РИ;

положение ЗРнИ ("рабочее", "хранение") или устройства перекрытия пучка ионизирующего излучения ("открыто", "закрыто");

режим работы системы вентиляции (при использовании открытых РнИ);

значение мощности дозы в рабочем помещении и в прилегающих помещениях;

превышение контрольного уровня мощности дозы на рабочих местах;

возникновение пожара;

отказ системы блокировок;

уровень воды в бассейне РИ с водным и смешанным видами защиты, а также его изменение.

4.18. Пульт управления стационарного РИ должен предусматривать перевод ЗРнИ в рабочее положение (открытие пучка ионизирующего излучения) только с помощью специальных технических средств (например, ключа). При выключении пульта управления ЗРнИ должен автоматически переводиться в положение хранения.

4.19. Помещение, где находится пульт управления стационарного РИ категорий опасности 1, 2 и 3, необходимо оборудовать телефонной или иной связью с аварийными службами организации, эксплуатирующей РИ.

4.20. В рабочем помещении стационарного РИ категорий опасности 1, 2 и 3 и (или) в помещении, где находится пульт управления РИ, должны быть предусмотрены аварийные источники электроснабжения, автоматически включающиеся при отключении основного источника электроснабжения.

4.21. В проекте стационарного РИ категорий опасности 1, 2 и 3 должна быть предусмотрена световая сигнализация, информирующая о положении ЗРнИ (о наличии или отсутствии ионизирующего излучения в рабочем помещении), с выводом информации над входом в рабочее помещение и (или) на пульт управления РИ.

4.22. В проекте стационарного РИ должно быть предусмотрено сведение к минимуму радиоактивного загрязнения облучаемых объектов (или образцов), а также возможность его ликвидации.

4.23. В составе стационарного РИ, где проводятся работы с ОРнИ и РВ, должно быть предусмотрено помещение (или выделено место) для хранения ОРнИ и РВ.

4.24. В проекте стационарного РИ, при эксплуатации которого возможно образование РАО, должны быть предусмотрены места хранения (или хранилище) РАО, а также учтены требования федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, касающиеся вопросов обеспечения безопасности при обращении с РАО (сбор, сортировка, переработка, временное хранение и радиационный контроль).

4.25. В проекте стационарного РИ категорий опасности 1, 2 и 3 с ОРнИ и с ЗРнИ, при работе с которыми возможна их разгерметизация, должны быть предусмотрены технические решения, облегчающие вывод из эксплуатации РИ после истечения проектного срока эксплуатации, в том числе:

применение гладких и неабсорбирующих поверхностей рабочих помещений и напольных покрытий в местах наиболее вероятного загрязнения РВ;

обеспечение доступа к оборудованию для проведения дезактивации и демонтажа;

обеспечение условий для непосредственного проведения дезактивации, например, трубопроводов, кабельных тоннелей, емкостей, и минимизация труднодоступных с точки зрения дезактивации мест;

обеспечение доступа для проведения работ с дезактивированным и демонтированным оборудованием;

наличие надежных вентиляционных и дренажных систем для предотвращения и контроля распространения РВ в процессе эксплуатации и вывода из эксплуатации РИ;

наличие систем обращения с твердыми и жидкими РАО, которые образуются при проведении работ по выводу из эксплуатации РИ, а также мест их временного хранения.

4.26. На стационарные РИ распространяются и требования пунктов - , касающиеся конструирования и изготовления.

Конструирование и изготовление мобильных радиационных источников

Конструирование и изготовление закрытых радионуклидных источников

4.33. При конструировании ЗРнИ, предназначенных для использования в составе РИ различного назначения, должно быть обеспечено сохранение их герметичности и прочностных характеристик в пределах норм, установленных в НТД на конкретный тип ЗРнИ, в течение всего назначенного срока службы и с учетом установленных НТД внешних воздействий техногенного и природного происхождения.

4.34. Для ЗРнИ должны быть определены условия и способы проверки их на внешние воздействия в соответствии с требованиями НТД на конкретные типы ЗРнИ.

5. Обеспечение безопасности при вводе в эксплуатацию и эксплуатации радиационных источников

Ввод в эксплуатацию радиационных источников

5.1. Для стационарного РИ категорий опасности 1, 2 и 3 должна быть разработана программа ввода в эксплуатацию, включающая в себя перечень, последовательность и описание пусконаладочных работ.

5.2. К моменту ввода в эксплуатацию стационарного РИ должна быть введена в действие система радиационного контроля. Кроме того, должна быть создана служба радиационной безопасности или назначено должностное лицо, ответственное за контроль обеспечения радиационной безопасности, с учетом количества и категорий опасности РнИ, используемых в составе РИ.

5.3. При вводе в эксплуатацию стационарного РИ категорий опасности 1, 2 и 3 должна быть проведена проверка соответствия сооружения и монтажа его оборудования и систем проектной документации.

При вводе в эксплуатацию мобильного РИ должна быть проведена проверка его комплектации и работоспособности на соответствие технической документации.

5.4. При выполнении программы ввода в эксплуатацию РИ должны определяться и документироваться характеристики систем, важных для безопасности РИ, уточняться рабочие характеристики РИ. Перечень характеристики параметров, подлежащих документированию, определяется в проекте и (или) в технической документации РИ.

5.5. Пусконаладочные работы, проверки и испытания систем, важных для безопасности РИ, должны проводиться персоналом организации, эксплуатирующей РИ, имеющим соответствующую квалификацию и в установленном порядке допущенным к проведению таких работ, или с привлечением персонала специализированных организаций, имеющих разрешения (лицензии) на выполнение соответствующих видов работ.

5.6. При проведении пусконаладочных работ системы, важные для безопасности РИ, должны проходить прямую и полную проверку на соответствие проектным показателям. Если проведение прямой и полной проверки невозможно, что должно быть обосновано в проекте, должны быть проведены косвенные или частичные проверки. Должна быть предусмотрена возможность диагностики (проверки) состояния систем, важных для безопасности РИ, а также возможность их представительных испытаний.

5.7. При проведении пусконаладочных работ по программе ввода в эксплуатацию РИ на этапе проведения испытаний систем, важных для безопасности РИ, в проектном режиме работы должны быть предусмотрены меры по безопасному транспортированию и зарядке ЗРнИ в БРнИ.

5.8. Пусконаладочные работы должны подтвердить, что РИ в целом, а также системы, важные для безопасности РИ, функционируют в соответствии с проектом и (или) технической документацией РИ и требованиями безопасности.

5.9. Выявленные в ходе пусконаладочных работ недостатки в работе систем, важных для безопасности РИ, должны быть устранены, соответствующие записи внесены в проектную и (или) техническую документацию, а также отражены в ООБ РИ.

5.10. По результатам работ, выполненных по программе ввода в эксплуатацию стационарных РИ, должен быть составлен акт ввода РИ в эксплуатацию, подтверждающий соответствие характеристик РИ и его систем проектной и (или) технической документации.

5.11. До начала эксплуатации в проектном режиме стационарные РИ категорий опасности 1, 2 и 3 принимаются комиссией, назначаемой организацией, эксплуатирующей РИ.

Обеспечение безопасности при эксплуатации радиационных источников

5.12. При эксплуатации РИ радиационная безопасность персонала и населения должна обеспечиваться за счет соблюдения требований настоящих Общих положений, требований иных федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также инструкций по эксплуатации РИ.

5.13. Организация, эксплуатирующая РИ, должна обеспечивать производственный контроль за радиационной безопасностью РИ и за радиационной безопасностью персонала РИ, включая персонал сторонних организаций, привлекаемый к обслуживанию или ремонту РИ, а также обеспечивать разработку и реализацию мероприятий по снижению радиационного воздействия на персонал до разумно достижимого уровня.

Для стационарных РИ категорий опасности 1, 2 и 3 должен осуществляться контроль радиационной обстановки на основе стационарных средств радиационного контроля.

В остальных случаях, в том числе при эксплуатации мобильных РИ (например, в полевых или производственных условиях), допускается применение переносных средств радиационного контроля.

5.14. Организация, эксплуатирующая РИ, на основе проектной и (или) технической документации должна разработать необходимые инструкции по действиям персонала для режимов нормальной эксплуатации, эксплуатации с отклонениями от нормальной эксплуатации и при авариях.

В инструкциях по эксплуатации РИ необходимо предусмотреть меры (с указанием их периодичности) по контролю целостности и эффективности физических барьеров в целях предупреждения отклонений, приводящих к нарушению установленных пределов безопасной эксплуатации РИ.

5.15. При эксплуатации стационарных РИ, в которых используются ОРнИ и (или) РВ, должен проводиться периодический радиационный контроль радиоактивного загрязнения на рабочих местах, поверхностей помещений и оборудования.

5.16. Организация, эксплуатирующая РИ, должна обеспечивать для РИ всех категорий опасности учет, контроль и хранение РнИ (действующих, отработавших назначенный срок службы, неиспользуемых, аварийных) и РВ.

5.17. РнИ и РВ, временно не используемые при эксплуатации РИ, должны находиться в специально оборудованных местах хранения, обеспечивающих их сохранность и исключающих несанкционированный доступ к ним. Суммарная активность РнИ и (или) РВ, находящихся в местах хранения, должна быть обоснована.

5.18. Системы, важные для безопасности РИ, и технические системы безопасного хранения РнИ, РВ и РАО должны выполнять свои функции в соответствии с эксплуатационной документацией, а системы контроля и сигнализации должны быть в постоянной готовности для сигнализации о нарушениях нормальной эксплуатации РИ, включая аварии.

5.19. В эксплуатационной документации РИ должны быть предусмотрены меры по обеспечению безопасности и предотвращению аварий во время зарядки (перезарядки) ЗРнИ. При этом не допускается зарядка ЗРнИ в БРнИ с активностью, превышающей активность, указанную в проектной или технической документации РИ.

5.20. Организация, эксплуатирующая РИ, должна обеспечивать физическую защиту РИ и сохранность РнИ и РВ, включая условия получения, хранения и использования РнИ и РВ, в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.

5.21. В помещениях стационарного РИ, где проводятся работы с РнИ, запрещается проводить другие работы, не указанные в проекте и (или) технической документации РИ и не связанные с эксплуатацией РИ.

5.22. Все технологические операции с ОРнИ и РВ, выполняемые при эксплуатации РИ, должны быть представлены в проектной и (или) технической документации РИ, а также изложены в эксплуатационных инструкциях, которые разрабатываются и утверждаются организацией, эксплуатирующей РИ.

5.23. При эксплуатации РИ запрещается выполнение действий и операций, не предусмотренных инструкциями по эксплуатации и (или) иными документами, утвержденными в установленном порядке организацией, эксплуатирующей РИ, если они не направлены на принятие экстренных мер по предотвращению аварий и других обстоятельств, угрожающих здоровью и жизни персонала, населения или загрязнению окружающей среды.

5.24. Для поддержания работоспособности систем, важных для безопасности РИ, и предотвращения их отказов должны осуществляться: регулярное техническое обслуживание, проверки, ремонт и испытания. Указанные работы необходимо проводить по утвержденным инструкциям, программам и графикам, разрабатываемым организацией, эксплуатирующей РИ, на основе его проектной и (или) технической документации.

При проведении этих работ должны быть предусмотрены организационные и технические меры, исключающие возможность несанкционированных изменений в схемах, аппаратуре и алгоритмах работы систем, важных для безопасности РИ.

5.25. После технического обслуживания и ремонта системы, важные для безопасности РИ, должны проверяться на работоспособность и соответствие проектным характеристикам, а результаты проверок и испытаний документироваться.

Проектная и техническая документация РИ и любые внесенные в нее изменения должны храниться на протяжении всего срока эксплуатации РИ. Акты испытаний , проверок и документация по техническому обслуживанию и ремонту РИ и его систем должны храниться до следующего ремонта или испытания.

5.26. Организация, эксплуатирующая РИ категорий опасности 1, 2 и 3, должна осуществлять анализ и оценку состояния радиационной безопасности РИ и разработку планов мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации РИ, а также своевременно (в соответствии с условиями действия лицензии) в установленном порядке предоставлять информацию о состоянии радиационной безопасности РИ территориальным органам Ростехнадзора в ОСРБ РИ.

5.27. Организация, эксплуатирующая РИ категорий опасности 1, 2 и 3, должна обеспечивать сбор, обработку, анализ и хранение информации об отказах систем, важных для безопасности РИ, и ошибочных действиях персонала, а также ее передачу разработчикам и изготовителям РИ.

5.28. Эксплуатация РИ должна осуществляться только по проектному назначению. Внесение изменений в проектную документацию РИ допускается при наличии соответствующего обоснования безопасности.

5.29. Эксплуатация РИ должна осуществляться только в течение проектного срока эксплуатации (назначенного срока службы). Продление проектного срока эксплуатации РИ допускается при выполнении требований соответствующих федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

Обращение с неиспользуемыми и отработавшими назначенный срок службы закрытыми радионуклидными источниками

5.30. Использование ЗРнИ в составе РИ допускается только в течение назначенного срока службы, установленного (рекомендованного) предприятием - изготовителем ЗРнИ и указанного в паспорте ЗРнИ. По истечении назначенного срока службы ЗРнИ в установленном порядке должны быть своевременно переданы в специализированную организацию на захоронение.

Продление срока службы ЗРнИ допускается в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.

5.31. При временном хранении ЗРнИ с истекшими назначенными сроками службы (далее - отработавшие ЗРнИ) подлежат учету и контролю.

5.32. Временное хранение отработавших ЗРнИ в организации, эксплуатирующей РИ, должно осуществляться в отдельных контейнерах (упаковках, ячейках защитных сейфов).

Совместное хранение (например, в одном хранилище, помещении, сейфе отработавших и эксплуатируемых ЗРнИ) допускается при условии, что герметичность отработавших ЗРнИ подтверждена соответствующими измерениями.

Защитные контейнеры с находящимися в них отработавшими ЗРнИ должны иметь соответствующую маркировку (надпись, этикетку).

5.33. Временное хранение отработавших ЗРнИ в организации, эксплуатирующей РИ, допускается в течение не более одного года после истечения назначенного срока службы.

Подбор и подготовка персонала для эксплуатации радиационных источников

5.34. До начала работ по вводу в эксплуатацию РИ должен быть укомплектован персоналом, имеющим необходимую квалификацию и допущенным в установленном порядке к самостоятельной работе.

Перед допуском к самостоятельной работе персонал должен пройти:

инструктаж по радиационной безопасности и стажировку на конкретном рабочем месте;

проверку знаний производственных инструкций (по профессии) и инструкций по радиационной безопасности.

Перед допуском к самостоятельной работе, а также периодически персонал РИ должен проходить в установленном в организации порядке медицинское освидетельствование, подтверждающее отсутствие противопоказаний к работе с РнИ и РВ.

5.35. Система подбора и подготовки персонала должна быть направлена на достижение, контроль и поддержание уровня его квалификации, необходимого для обеспечения безопасной эксплуатации РИ во всех режимах, а также для выполнения действий, направленных на предупреждение аварий и ослабление их последствий.

Составным элементом подготовки должно быть формирование и поддержание культуры безопасности и культуры сохранности у персонала РИ.

5.36. В организации, эксплуатирующей РИ, должны быть документально установлены порядок обучения, инструктажа, проверки знаний правил безопасного ведения работ, действующих инструкций, а также правила допуска персонала РИ к самостоятельной работе.

Обеспечение аварийной готовности и реагирования

5.37. Планы мероприятий по защите персонала и населения в случае радиационных аварий на РИ разрабатываются организацией, эксплуатирующей РИ, с учетом установленной категории опасности РИ.

Для РИ категорий опасности 1 и 2, при аварии на которых возможно радиационное воздействие на население, должны быть разработаны, согласованы и утверждены в установленном порядке планы мероприятий по защите персонала и населения в случае радиационной аварии.

5.38. До ввода в эксплуатацию РИ категорий опасности 1 должны быть оборудованы не менее чем двумя независимыми средствами связи с вышестоящей организацией и организациями, которые в соответствии с предусмотренными планами должны проводить мероприятия по защите персонала и населения в случае радиационных аварий на РИ.

5.39. Планами мероприятий по защите персонала и населения в случае радиационной аварии на РИ категорий опасности 1 должно быть определено, кто (назначенное должностное лицо), по каким каналам связи, в какие сроки и какие организации оповещает об аварии.

5.40. Организация, эксплуатирующая РИ категорий опасности 1 и 2, должна обеспечивать и поддерживать в постоянной готовности аварийный запас необходимых приборов радиационного контроля, средств связи, медикаментов и средств индивидуальной защиты для выполнения планов мероприятий по защите персонала в случае радиационной аварии на РИ. Аварийный запас необходимо периодически проверять и обновлять по мере истечения сроков годности (хранения) входящих в него средств.

5.41. Для РИ всех категорий опасности должны быть разработаны инструкции по действиям персонала в аварийных ситуациях.

5.42. Персонал РИ категорий опасности 1, 2 и 3 должен быть подготовлен к действиям при радиационных авариях и ликвидации их последствий. С этой целью организация, эксплуатирующая РИ, должна обеспечивать разработку программы подготовки и проведения противоаварийных тренировок персонала для отработки действий в условиях радиационной аварии на РИ и организацию проведения тренировок. Периодичность проведения противоаварийных тренировок устанавливается организацией, эксплуатирующей РИ, а их результаты должны регистрироваться документально.

6. Обеспечение безопасности при выводе из эксплуатации радиационных источников

Общие требования к выводу из эксплуатации радиационных источников

6.1. Планирование вывода из эксплуатации РИ в виде комплексов, установок и аппаратов, а также в виде изделий категорий опасности 1, 2 и 3 должно осуществляться на всех этапах жизненного цикла РИ, включая проектирование (конструирование), размещение, сооружение (изготовление), эксплуатацию, а также при проведении модернизации, технического обслуживания и ремонта.

6.2. Решение о выводе из эксплуатации РИ принимает организация, эксплуатирующая РИ. Основанием для принятия решения о выводе из эксплуатации РИ должна быть невозможность или нецелесообразность его дальнейшей эксплуатации по назначению или ремонта (модернизации).

6.3. До истечения проектного срока эксплуатации РИ организация, эксплуатирующая РИ, должна обеспечить разработку плана вывода из эксплуатации РИ, в котором определяются:

основные организационные и технические мероприятия по выводу из эксплуатации РИ, включая планируемые сроки их проведения при подготовке к выводу из эксплуатации РИ и при его выводе из эксплуатации;

возможные стратегии (варианты) вывода из эксплуатации РИ, а также краткая характеристика планируемых конечных состояний РИ после завершения работ по его выводу из эксплуатации;

последовательность и ориентировочный график выполнения этапов вывода из эксплуатации РИ.

6.4. В составе плана вывода из эксплуатации РИ или в ООБ РИ должно быть представлено обоснование безопасности выполнения всех работ, предусмотренных планом.

6.5. План вывода из эксплуатации РИ должен учитывать радиологическую опасность РИ (категорию опасности РИ и вид РнИ, используемых в его составе) и его техническую сложность (например, сложность конструкции, систем и компонентов, размещение в отдельном сооружении).

6.6. План вывода из эксплуатации РИ должен быть представлен на рассмотрение в Ростехнадзор не позднее чем за один год до окончания проектного срока эксплуатации для РИ категорий опасности 1 и 2 и не позднее чем за 6 месяцев до окончания проектного срока службы для РИ категорий опасности 3 и 4. Для любых РИ категорий опасности 5 план вывода из эксплуатации не разрабатывается.

6.7. При разработке плана вывода из эксплуатации РИ организация, эксплуатирующая РИ, должна выбрать и обосновать выбор одной из трех стратегий (вариантов) вывода из эксплуатации РИ или их комбинацию:

немедленный вывод из эксплуатации РИ - удаление всех РнИ, РВ и эксплуатационных РАО и передача их на хранение или захоронение в специализированную организацию;

отложенный вывод из эксплуатации РИ - сохранение РИ под наблюдением до полного естественного распада радионуклидов (в течение которого на РИ может быть разрешен контролируемый доступ);

поэтапный вывод из эксплуатации РИ - поэтапное проведение работ по выводу из эксплуатации для того, чтобы время между этапами можно было использовать для:

создания необходимых условий для обращения с образующимися РАО;

решения организационных и технических вопросов;

перераспределения необходимых ресурсов (например, финансы, персонал) .

6.8. Проведение работ по выводу из эксплуатации РИ должно осуществляться персоналом организации, эксплуатирующей РИ, или персоналом специализированных организаций, имеющих лицензии (разрешения) на выполнение соответствующих работ, и обеспечиваться всеми предусмотренными для конкретного РИ видами радиационного контроля.

6.9. После завершения работ по выводу из эксплуатации РИ организация, эксплуатирующая РИ, должна представить в Ростехнадзор необходимые документы для исключения РИ из числа поднадзорных объектов использования атомной энергии.

Вывод из эксплуатации стационарных радиационных источников

6.10. Перед началом работ по выводу из эксплуатации сложных стационарных РИ категорий опасности 1 и 2 в виде комплексов, аппаратов, установок, включающих здания, сооружения, дополнительное оборудование, эксплуатирующая организация должна провести радиационное и (если рассматриваются варианты отложенного или поэтапного вывода из эксплуатации) инженерное обследование РИ. По его результатам необходимо выбрать и обосновать стратегию (вариант) вывода из эксплуатации РИ и конечное состояние РИ, которое наступит после выполнения всех работ по выводу из эксплуатации РИ.

Для РИ категорий опасности 3, 4 и 5, на которых осуществлялась деятельность с использованием ОРнИ и (или) РВ или на которых в процессе эксплуатации были аварии, сопровождавшиеся радиоактивным загрязнением оборудования, помещений, территории, должно быть проведено радиационное обследование.

6.11. Организация, эксплуатирующая РИ, должна разработать отчет по результатам радиационного и инженерного обследования РИ.

Результаты радиационного и инженерного обследования должны быть основой для разработки детального плана вывода из эксплуатации РИ или для корректировки существующего плана (при его наличии).

6.12. В плане вывода из эксплуатации стационарного РИ должны быть определены и обоснованы виды и технология выполняемых работ, мероприятия и технические средства по обеспечению их безопасности, последовательность выполнения, необходимые людские, финансовые и материально-технические ресурсы, в том числе и для каждого этапа, если выбран поэтапный вывод из эксплуатации.

6.13. План вывода из эксплуатации стационарного РИ должен предусматривать, что демонтаж системы физических барьеров, системы вентиляции, системы пожаротушения и системы радиационного контроля должен проводиться на конечных этапах вывода из эксплуатации по мере исключения их необходимости.

6.14. До начала работ по выводу из эксплуатации стационарных РИ категорий опасности 1 и 2 организацией, эксплуатирующей РИ, должны быть пересмотрены действующие (или разработаны новые) планы мероприятий по защите персонала и населения в случае радиационных аварий с целью учета специфики работ, предусмотренных планом вывода из эксплуатации РИ.

6.15. При выводе из эксплуатации стационарного РИ должны проводиться учет и контроль образующихся РАО и РВ, находящихся на временном хранении в помещениях РИ.

6.16. На всех этапах вывода из эксплуатации стационарного РИ должны обеспечиваться режим допуска персонала к местам проведения работ и физическая защита и сохранность РИ, РнИ, РВ, демонтируемого загрязненного оборудования и образующихся РАО.

6.17. Демонтаж стационарных РИ категорий опасности 1, 2 и 3 оформляется актом. Акт подписывают лица, производившие демонтаж, и утверждает руководитель организации, эксплуатирующей РИ.

Вывод из эксплуатации мобильных радиационных источников и радиационных источников на основе серийных радиоизотопных приборов

6.18. В плане вывода из эксплуатации мобильных РИ (например, дефектоскопов, передвижных облучательных установок) должны быть представлены мероприятия по реализации варианта (стратегии) немедленного вывода из эксплуатации, а также по обоснованию безопасности работ, в том числе по обращению с РАО, образующимися в результате дезактивации и демонтажа оборудования (сбор, временное хранение, передача на захоронение).

6.19. План вывода из эксплуатации относительно простых РИ в виде серийно выпускаемых РИП (например, плотномеры, уровнемеры, влагомеры, толщиномеры) должен предусматривать реализацию стратегии (варианта) немедленного вывода из эксплуатации и содержать организационные и технические мероприятия, перечень и последовательность выполнения основных работ по выводу из эксплуатации РИ.

6.20. План вывода из эксплуатации РИ в виде серийно выпускаемых РИП должен основываться на технической и эксплуатационной документации РИ с планированием и техническим обеспечением работ, связанных с безопасной выгрузкой всех ЗРнИ и удалением (передачей) их на хранение (захоронение) в специализированную организацию по обращению с РАО и последующей дезактивацией оставшегося оборудования и помещений.

Вывод из эксплуатации радиоизотопных термоэлектрических генераторов

6.21. Отработавшие установленный или продленный срок эксплуатации, а также неисправные РИТЭГ подлежат выводу из эксплуатации и передаче их либо предприятию-изготовителю, либо в специализированную организацию по обращению с РАО для временного хранения или захоронения.

6.22. При выводе из эксплуатации РИТЭГ инженерное и радиационное обследование проводят для определения возможности демонтажа и транспортировки.

6.23. Организация, эксплуатирующая РИТЭГ, на основе инженерного и радиационного обследования должна разработать план вывода из эксплуатации РИТЭГ, содержащий перечень, последовательность и временной график проведения организационных мероприятий и работ по демонтажу.

Работы, связанные с инженерным и радиационным обследованием, демонтажем РИТЭГ, могут быть объединены в один этап.

6.24. Демонтаж РИТЭГ должен осуществляться специально подготовленным персоналом по разработанным организацией, осуществляющей демонтаж, инструкциям и в соответствии с требованиями технической документации на конкретное изделие.

6.25. Демонтаж каждого РИТЭГ оформляется актом. Акт подписывают лица, производившие демонтаж, и утверждает руководитель организации.

В акт должны быть включены следующие сведения: тип изделия, год изготовления, заводской номер изделия, номер паспорта на ЗРнИ, дата ввода в эксплуатацию, место эксплуатации, краткая характеристика технического состояния изделия перед демонтажем, время начала и окончания демонтажа.

В случае отсутствия отдельных сведений об изделии (например, при утере документации) этот факт должен быть отражен в акте.

6.26. Списание РИТЭГ с баланса организации проводится после получения акта о постановке изделия на баланс предприятия-изготовителя или акта передачи изделия в специализированную организацию для временного хранения или захоронения.

Прилож ние № 1
к Общим положениям

Список сокращений

БРнИ - блок радионуклидного источника

ЗРнИ - закрытый радионуклидный источник

НТД - нормативно-технические документы

ООБ РИ - отчет по обоснованию безопасности радиационного источника

ОРнИ - открытый радионуклидный источник

ОСРБ РИ - отчет о состоянии радиационной безопасности радиационного источника

РАО - радиоактивные отходы

РВ - радиоактивное вещество

РИ - радиационный источник

РИП - радиоизотопный прибор

РИТЭГ - радиоизотопный термоэлектрический генератор

РнИ - радионуклидный источник

Приложение № 2
к Общим положениям

Термины и определения

1. Авария радиационная РИ - потеря управления РИ, вызванная неисправностью оборудования, ошибочными действиями персонала, стихийными бедствиями или иными причинами, которые привели к облучению людей и (или) к радиоактивному загрязнению окружающей среды, превышающим пределы, установленные нормами радиационной безопасности.

2. Безопасность РИ - свойство РИ при нормальной эксплуатации, отклонениях от нормальной эксплуатации и проектных авариях ограничивать радиационное воздействие на персонал, население и окружающую среду соответствующими пределами.

3. Блок радионуклидного источника РИ - конструктивный элемент аппарата, установки, изделия, предназначенный для размещения в нем ЗРнИ и обеспечивающий безопасную эксплуатацию РИ за счет наличия физических барьеров и устройств для перевода ЗРнИ из положения хранения в рабочее положение и наоборот, и (или) устройств перекрытия пучка ионизирующего излучения.

4. Ввод в эксплуатацию РИ - процесс, во время которого осуществляется проверка функционирования систем РИ и (или) РИ в целом на соответствие проектной и (или) технической документации.

5. Вывод из эксплуатации РИ - деятельность, осуществляемая после прекращения эксплуатации РИ, исключающая его дальнейшее использование и направленная на обеспечение безопасности персонала, населения и окружающей среды, вплоть до полного освобождения РИ от контроля органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

6. Запроектная авария - авария, вызванная неучитываемыми исходными событиями отклонений от нормальной эксплуатации и проектных аварий.

7. Источник радионуклидный закрытый - источник излучения, устройство которого исключает поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду в условиях применения и износа, на которые он рассчитан.

8. Источник радионуклидный открытый - источник излучения, при использовании которого возможно поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду.

9. Исходное событие - единичный отказ в системах РИ, внешнее событие или ошибка персонала. Исходное событие включает все зависимые отказы, являющиеся его следствием.

10. Культура безопасности - применительно к организациям и физическим лицам означает совокупность характеристик и отношений, которые устанавливают, что вопросам защиты и безопасности уделяется внимание, соответствующее их значимости.

11. Культура сохранности - применительно к организациям и физическим лицам означает совокупность характеристик и отношений, которые устанавливают, что вопросам сохранности уделяется внимание, соответствующее их значимости.

12. Нарушение нормальной эксплуатации РИ - нарушение в работе РИ, при котором произошло нарушение установленных эксплуатационных пределов и условий. Одновременно могут быть нарушены и другие установленные проектом пределы и условия, включая пределы безопасной эксплуатации.

13. Нормальная эксплуатация РИ - эксплуатация РИ в определенных проектом эксплуатационных пределах и условиях.

14. Последствия аварии - возникшая в результате аварии радиационная обстановка.

15. Пределы безопасной эксплуатации РИ - установленные проектом РИ значения параметров и характеристик для нормальной эксплуатации, отклонений от нормальной эксплуатации и проектных аварий.

16. Проектная авария - авария, для которой проектом определены исходные события, конечные состояния и предусмотрены технические средства и организационные меры, обеспечивающие ограничение ее последствий установленными для таких аварий пределами (50 мЗв - для персонала РИ и 5 мЗв - для населения).

17. Радиационные источники - не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся РВ или генерируется ионизирующее излучение.

Комплекс - совокупность технических устройств (установок, аппаратов, оборудования, изделий) взаимосвязанного назначения, содержащих РнИ, эксплуатация которых осуществляется в рамках единого технологического процесса.

Установка - техническое устройство, содержащее один или несколько РнИ, предназначенное для осуществления радиационных технологий, исследований в области воздействия ионизирующего излучения на вещество, проведения метрологической аттестации приборов и РнИ.

Аппарат - техническое устройство, содержащее один или несколько РнИ, предназначенное для использования свойств ионизирующего излучения в различных целях.

Оборудование - технические устройства, в которых для выполнения определенной части технологического процесса размещаются изделия, содержащие РнИ или РВ, а также технологическая оснастка, необходимая для выполнения работ с РнИ или РВ.

Изделие - техническое устройство, содержащее РнИ или РВ и не относящееся к комплексам, установкам, аппаратам и оборудованию.

К РИ в рамках настоящих Общих положений относятся также комплексы, установки, аппараты, оборудование, изделия, содержащие ядерные материалы в количествах и/или концентрациях, установленных в федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии по учету и контролю РВ.

18. Радиационный источник стационарный - территориально обособленный, то есть расположенный в отдельном здании (помещении) или технологически независимый объект использования атомной энергии, назначение и конструкция которого предполагают его эксплуатацию на постоянном месте в течение всего проектного срока эксплуатации, в состав которого входят один или несколько комплексов, установок, аппаратов, изделий, включающий в себя персонал, оборудование для проведения работ, средства физической защиты.

Стационарный РИ может иметь в своем составе хранилища (места хранения) мобильных РИ, РнИ, РВ и РАО, предусмотренные его проектом.

К стационарным РИ относятся, например:

научно-исследовательская или учебная лаборатория, где проводятся работы с использованием РнИ или РВ;

радиологическое отделение медицинского учреждения;

стационарная промышленная облучательная установка;

промышленный цех или производственный участок, где установлены стационарные РИ или осуществляется деятельность с РнИ и (или) РВ.

19. Радиационный источник мобильный - передвижной или переносной комплекс, установка, аппарат, оборудование или изделие.

Передвижные РИ - РИ, смонтированные и используемые (эксплуатируемые) по назначению на транспортных средствах (самоходных или специально приспособленных для транспортирования).

Переносные РИ - РИ, конструкция и масса составных блоков (частей) которых позволяют их переносить (или, в случае необходимости, перевозить, в том числе в собранном виде) и использовать (эксплуатировать) по назначению непосредственно на месте проведения работ в помещениях (без переоборудования и усиления защиты помещений) или в полевых условиях.

К мобильным РИ относятся, например:

переносные РИП (например, радиоизотопные плотномеры, влагомеры, уровнемеры);

переносные и передвижные радионуклидные дефектоскопы;

радиоизотопные сигнализаторы обледенения, установленные на летательных аппаратах.

20. Система - совокупность элементов, предназначенная для выполнения заданных функций.

21. Системы, важные для безопасности РИ, - системы, отказы которых нарушают нормальную эксплуатацию РИ или препятствуют устранению отклонений от нормальной эксплуатации и могут приводить к авариям.

22. Сооружение РИ - деятельность по возведению зданий, сооружений и конструкций стационарного РИ, включающая проведение строительных, транспортных, монтажных и других работ.

23. Сохранность РнИ - меры, направленные на предотвращение несанкционированного доступа к РнИ или причинения им ущерба, а также их утери, хищения или несанкционированной передачи.

24. Техническое обслуживание РИ - комплекс операций по поддержанию работоспособности и исправности РИ, его систем при использовании (эксплуатации) по проектному назначению и хранении.

25. Условия безопасной эксплуатации РИ - установленные проектом или технической документацией РИ минимальные условия по количеству, характеристикам, состоянию работоспособности и условиям технического обслуживания систем, важных для безопасности РИ, при которых обеспечивается безопасность РИ.

26. Физический барьер - инженерное сооружение, техническое средство или часть конструкции РИ, ограничивающая распространение ионизирующего излучения и (или) РВ в окружающую среду, в частности, матрица РВ, капсула ЗРнИ, радиационно-защитный контейнер, БРнИ, экран, лабиринт, каньон, стены.

27. Функция безопасности - действия, обеспечивающие достижение специфической конкретной цели, направленные на предотвращение аварии или ограничение ее последствий.

28. Элемент - структурная единица, обеспечивающая выполнение заданных функций самостоятельно или в составе системы и рассматриваемая в проекте РИ или в технической документации РИ при выполнении анализа надежности и безопасности.

29. Эксплуатационные пределы РИ - значения параметров и характеристик состояния систем РИ, заданных проектом РИ (или технической документацией) для нормальной эксплуатации.

30. Эксплуатационные условия РИ - установленные проектом РИ условия по количеству, характеристикам, состоянию работоспособности и техническому обслуживанию систем, необходимые для работы без нарушения эксплуатационных пределов.

Приложение № 3
к Общим положениям

Классификация радиационных источников по назначению

В данном приложении в схематичном виде представлена классификация РИ по назначению, на которые распространяются требования настоящих Общих положений (см. схему) 1 . Данная схема поясняет определения терминов 17, 18 и 19, приведенные в приложении № .

Примеры конкретных типов РИ (комплексов, установок, аппаратов, изделий, оборудования и изделий) приведены исключительно в иллюстративных целях.

_______________

1 Схема в Бюллетене не приводится. - Прим. ред.

Приложение № 4
к Общим положениям

Краткое описание категорий опасности закрытых радионуклидных источников

Опасность облучения при нахождении вблизи отдельного источника

Опасность облучения в случае диспергирования РВ источника при пожаре, взрыве и других воздействиях

Чрезвычайно опасно для человека

Такой источник, если не обеспечивается его безопасное применение и сохранность, может быть причиной невозместимого вреда для человека, который брал его в руки или иным образом контактировал с ним в течение нескольких минут. Возможен смертельный исход, если человек находился вблизи такого незащищенного источника в течение периода времени от нескольких минут до 1 ч

Такое количество РВ, если оно диспергировано, может, хотя это маловероятно, причинить невозместимый вред или представлять угрозу для жизни людей, находящихся в непосредственной близости с ним.

За пределами нескольких сотен метров опасность прямых эффектов для здоровья людей мала или отсутствует, но загрязненную территорию необходимо дезактивировать. Для источников большой активности размеры территории, подлежащей дезактивации, могут быть порядка 1 км 2 и более

Очень опасно для человека

Такой источник, если не обеспечивается его безопасное применение и сохранность, может быть причиной невозместимого вреда для человека, который брал его в руки или иным образом контактировал с ним в течение короткого времени (от нескольких минут до нескольких часов).

Возможен смертельный исход, если человек находился вблизи такого незащищенного источника в течение периода времени от нескольких часов до нескольких дней

Такое количество РВ, если оно диспергировано, может, хотя это крайне маловероятно, причинить невозместимый вред или представлять угрозу для жизни людей, находящихся в непосредственной близости с ним.

За пределами 100 м (или около того) опасность прямых эффектов для здоровья людей мала или отсутствует, но загрязненную территорию необходимо дезактивировать. Размеры территории, подлежащей дезактивации, не превысят 1 км 2

Опасно для человека

Такой источник, если не обеспечивается его безопасное применение и сохранность, может быть причиной невозместимого вреда для человека, который брал его в руки или иным образом контактировал с ним в течение нескольких часов. Возможен, хотя это маловероятно, смертельный исход, если человек находился вблизи такого незащищенного источника в течение периода времени от нескольких дней до нескольких недель

Такое количество РВ, если оно диспергировано, может, хотя это слишком маловероятно, причинить невозместимый вред или представлять угрозу для жизни людей, находящихся в непосредственной близости с ним.

За пределами нескольких метров опасность прямых эффектов для здоровья людей мала или отсутствует, но загрязненную территорию необходимо дезактивировать. Размеры территории, подлежащей дезактивации, не превысят малой части 1 км 2

Опасность для человека маловероятна

Маловероятно, чтобы кому-либо был причинен невозместимый вред этим источником.

Однако такой незащищенный источник, если не обеспечивается его безопасное применение и сохранность, может, хотя это маловероятно, причинить временный вред человеку, который брал его в руки или иным образом контактировал с ним в течение многих часов или который находился вблизи источника в течение многих недель

Такое количество РВ не может причинить невозместимый вред людям при диспергировании

Опасность для человека очень маловероятна

Никому не может быть причинен невозместимый вред таким источником

Такое количество РВ никому не может причинить невозместимый вред при диспергировании

Примечания:

1. В случае диспергирования РВ источников категорий опасности 1, 2 или 3 размер загрязненной территории, подлежащей дезактивации, будет зависеть от многих факторов (например, активность, тип радионуклида, способ диспергирования, погодные условия).

2. Некоторые возможные непосредственные эффекты воздействия на здоровье (временное покраснение и раздражение кожи или временное изменение состава крови), а также отложенные эффекты (такие, как возникновение в дальнейшем рака, вызванного облучением) не принимались во внимание.

В соответствии со статьей 36 1 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности.

2. Установить, что обращение организации, имеющей лицензию на деятельность в области использования атомной энергии, за регистрацией в качестве организации, осуществляющей деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертной и пятой категорий радиационной опасности, осуществляется не позднее чем за 10 рабочих дней до окончания срока действия указанных лицензий.

3. Определить Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору органом, осуществляющим регистрацию организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности.

4. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

5. Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору в 3-месячный срок привести свои нормативные акты в соответствие с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.

6. Внести в акты Правительства Российской Федерации следующие изменения:

А) пункт 2 Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. N 865 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 29, ст. 3528), дополнить абзацем следующего содержания:

"деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности.";

Б) пункт 7 Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1997 г. N 1298 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст. 4782), дополнить словами ", а также радиоактивные вещества, которые содержатся в радионуклидных источниках четвертой и пятой категорий радиационной опасности".

Председатель
Правительства Российской Федерации
Д. Медведев

Прим. ред: текст постановления опубликован в "Собрании законодательства РФ", 26.11.2012, N 48, ст. 6692.

Правила регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности

1. Настоящие Правила устанавливают порядок регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности (далее - организация).

2. Настоящие Правила не распространяются на деятельность, связанную с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией, хранением и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

3. Для регистрации организации в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - регистрирующий орган) представляется уведомление об осуществлении деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности (далее - уведомление).

4. Регистрация организаций осуществляется регистрирующим органом путем внесения записи в реестр организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности (далее - реестр).

5. Реестр ведется по форме и в порядке, которые устанавливаются регистрирующим органом.

6. Под эксплуатацией радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, понимается их использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт.

7. За регистрацию организации плата не взимается.

8. Уведомление составляется организацией по форме, устанавливаемой регистрирующим органом, и представляется в регистрирующий орган (его территориальный орган) по месту предполагаемого осуществления деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, до начала фактического осуществления этой деятельности.

9. Организация представляет уведомление в регистрирующий орган непосредственно или направляет его заказным почтовым отправлением с описью вложения с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя.

10. Регистрирующий орган в течение 30 дней со дня поступления уведомления проводит проверку полноты сведений, содержащихся в уведомлении, и принимает решение о регистрации организации либо об отказе в ее регистрации.

11. Основанием для принятия регистрирующим органом решения об отказе в регистрации организации является недостоверность или неполнота представленных в уведомлении сведений.

12. Регистрирующий орган в течение 10 дней со дня принятия решения о регистрации организации либо об отказе в ее регистрации направляет письменное уведомление о принятом решении.

13. Решение об отказе в регистрации организации может быть обжаловано в судебном порядке.

14. Организация обязана сообщать в регистрирующий орган сведения об изменениях данных, ранее указанных в уведомлении, в течение 10 рабочих дней со дня их изменения посредством представления (направления) в регистрирующий орган заявления в произвольной форме с приложением подтверждающих документов.

15. Организация исключается из реестра на основании:

А) заявления о прекращении деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности;

Б) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации организации или прекращении ее деятельности в результате реорганизации организации.

16. В целях исключения из реестра организация подает заявление о прекращении своей деятельности и документы, подтверждающие факт сдачи радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, на захоронение или их передачи в другую организацию, зарегистрированную в соответствии с настоящими Правилами.

17. Исключение организации из реестра по иным основаниям, кроме предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил, не допускается.

18. Организация считается прекратившей свою деятельность со дня представления заявления или сведений, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил.

19. Регистрирующий орган по письменному запросу предоставляет безвозмездно сведения об организациях заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в объеме, необходимом для выполнения ими своих полномочий, или сообщает об отсутствии запрашиваемых сведений в течение 3 рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав