13.08.2019

Без согласия автора можно использовать его произведение. Использование произведения без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения (свободное использование произведений). Программы и базы данных


Произведение науки как результат творческой деятельности получает правовую охрану с момента его создания в объективной форме. Красной нитью через гражданское законодательство проходит правило о том, что использование объектов интеллектуальной собственности осуществляется только с согласия автора или его правообладателя, за исключением случаев, установленных законом. Разрабатывая законодательство в области охраны и защиты интеллектуальной собственности, необходимо находить разумный баланс интересов отдельного автора произведения и общества в целом, не создавая искусственных преград для культурного и научного развития. В интересах общества, для развития науки, в соответствии с международными стандартами в гражданском законодательстве установлены случаи свободного использования авторских произведений, то есть использования объекта без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения. Любое использование произведения, в том числе и свободное, ни в коем случае не должно нарушать неимущественные права автора - право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения.

В доктрине гражданского права вопросы свободного использования авторских произведений относятся к числу малоразработанных, рассматриваются в основном через призму ограничений исключительных прав в российском гражданском законодательстве, установленных в интересах образования и научного развития. В рамках настоящей статьи предпримем попытку выявить отдельные проблемы правового регулирования свободного использования произведений в научных целях. Проблема правовой охраны произведений науки включает в себя ряд составляющих, к числу которых относятся и понятие научного произведения как объекта авторского права, цели и пределы свободного использования произведения, правила цитирования.

В настоящее время случаи и пределы свободного использования произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях установлены ст. 1274 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ). С момента принятия части четвертой ГК РФ содержание указанной нормы было расширено перечнем действий, которые можно совершать без согласия правообладателя. Федеральным законом от 12.03.2014 г. №35 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнен пп.1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ словами «в целях раскрытия творческого замысла автора». Изменения были необходимы для обеспечения доступа граждан к авторским материалам для свободного занятия научной и учебной деятельностью.

Исходя из положений ст. 1274 ГК РФ, определим условия свободного использования произведения:

  • - свободное использование авторского произведения возможно только в отношении правомерно обнародованного произведения, то есть произведения, ставшего доступным для всеобщего сведения с согласия автора;
  • - свободное использование авторского произведения возможно только в целях, определенных законом, - научных, полемических, критических, информационных, учебных, для раскрытия творческого замысла автора;
  • - пределы свободного использования произведения установлены законом в рамках объема, оправданного целью цитирования;
  • - при свободном использовании произведения обязательно указание имени автора и источника заимствования.

В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. В гражданском законодательстве не раскрывается понятие произведения, в доктрине данное понятие как объект правовой охраны представлено неоднозначно и является дискуссионным. Соответственно, на уровне ГК РФ не раскрывается и понятие произведения науки как разновидности объектов авторского права.

Позиция Верховного Суда Российской Федерации по вопросу объекта авторского права, отраженная в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 г., сводится к тому, что по смыслу статей 1228, 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом.

Для создания самостоятельного научного произведения исследователю необходимо, прежде всего, определить степень разработанности темы, изучить имеющиеся научные труды в этой сфере и представить результаты их анализа в своей работе. Безусловно, для научного произведения необходима новизна и оригинальность. Понятие научной (научно-исследовательской) деятельности определяется Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" как деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Разновидностью научных работ являются диссертации на соискание ученой степени. Понятие диссертации на соискание ученой степени кандидата наук определяется как научноквалификационная работа, в которой содержится решение задачи, имеющей значение для развития соответствующей отрасли знаний, либо изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития страны.

Как видим, научное произведение должно отвечать требованиям новизны, оригинальности и практической значимости. Не всякое произведение будет являться научным, но как результат творческой деятельности получает правовую охрану. Обращает на себя внимание указание Верховного Суда РФ на то, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права.

Очень сложным вопросом является определение допустимого объема использования чужого авторского произведения для создания своего труда. Сегодня весьма популярна система «Антиплагиат», с помощью которой пытаются определить степень оригинальности произведения. Однако единого подхода еще не существует, нормативно критерии определения самостоятельности в зависимости от характера и вида работы не закреплены и требуют серьезного обсуждения.

Еще одна проблема - соблюдение правил цитирования. Не секрет, что многие современные исследователи грешат нарушением правил цитирования, изменяя содержание фразы, но сохраняя смысловое значение, что приводит в конечном итоге к заимствованию чужой авторской идеи, изложенной в научной работе.

В пп.1 п.1 ст. 1274 ГК РФ определение объема использования связано с целью цитирования и должно быть ею оправдано. «Объем, оправданный целью цитирования», - оценочное понятие, приводящее к весьма субъективному разрешению конкретной ситуации. Цель цитирования, конечно, соотносится с целью самой исследовательской разработки. Понятие цитирования в законе не раскрывается, судебная практика единого подхода к этому вопросу еще не выработала. Так, при рассмотрении спора, вытекающего из авторских правоотношений, Верховный Суд Российской Федерации в определении от 05 декабря 2013 г. № 78-Г03-77 указал, что под цитированием понимается включение одного или нескольких отрывков из произведения одного автора в произведение другого автора.

В.И. Даль раскрывает понятие «цитировать» как ссылаться, приводить чьи-либо слова, делать выписку дословно.

Безусловно, определить в законе конкретный объем цитирования невозможно, в случае нарушения исключительного авторского права предметом спора будет определенный объем цитат, используемый для конкретной цели. При рассмотрении и разрешении судом таких споров многое зависит от характера и направленности произведения, например, магистерская диссертация как маленькое научное произведение или диссертация на соискание ученой степени доктора наук. Цель цитирования должна быть определена для подготовки нового произведения исходя из его характера. Объем цитирования также будет зависеть от характера произведения. Так, для исследования, например, отдельного правового института, цитируют лишь фрагменты чужих произведений, а для подготовки критического анализа в качестве предмета может выступать отдельная авторская работа, соответственно, в этом случае будет большой объем цитирования.

Показательным для нашей темы является дело N А40-17182/09-51-199 о защите исключительного права на авторское произведение, рассмотренное Арбитражным судом г. Москвы 24.11.2009 г. и оставленным без изменения вышестоящими инстанциями. Истец основывал свои требования на том, что ответчик издал книгу автора Ф.Н. Филиной «Франчайзинг: правовые основы деятельности», где незаконно использованы фрагменты книги В.В. Колесникова «Построение франчайзингового бизнеса. Курс для правообладателей и пользователей франшиз», исключительные авторские права на воспроизведение и распространение которой принадлежат истцу на основании лицензионного договора. Оценив объем совпадающих в книгах данных, арбитражный суд пришел к выводу о том, что совпадающие данные составляют незначительную часть книги Филиной Ф.Н. в объеме, оправданном целью цитирования. В удовлетворении иска об обязании прекратить распространение книги, изъятии ее из оборота, обязании уничтожить экземпляры книги, взыскании компенсации за нарушение исключительных авторских прав отказано, так как часть спорных фрагментов получена автором книги из открытых для общего доступа источников, совпадающие фрагменты составляют незначительную часть книги, в объеме, оправданном целью цитирования, ссылки на первоисточник имеются, что допускается без согласия автора.

При рассмотрении данного дела допустимый объем заимствований при цитировании определялся судом по результатам постраничного сравнения текстов, что не исключает субъективного элемента в данном деле. Безусловно, при отсутствии четкого определения допустимого объема заимствований при цитировании в каждом судебном деле будет своя позиция по этому вопросу. Закон в настоящее время не устанавливает правила цитирования, соответственно, в каждом отдельном случае будут субъективные решения по этому вопросу.

Таким образом, вопросы свободного использования авторских научных произведений требуют тщательного научного осмысления и исследования для правовой охраны этих объектов. Законодатель, устанавливая размытые рамки свободного использования произведения - в объеме, оправданном целью цитирования, не устанавливая конкретных критериев объема, не раскрывая правила цитирования, обрекает на правовую неопределенность и субъективное разрешение возникающих споров. Для дальнейшего успешного развития института правовой охраны научных произведений необходимо четкое законодательное закрепление основополагающих понятий, среди которых и само понятие произведения и, в частности, произведения науки, как объекта авторского права.

Согласно нормам ГК РФ разрешение правообладателя на использование произведений науки, литературы и искусства может быть оформлено в виде лицензионного договора, в том числе открытой лицензии. Использование произведений науки, литературы и искусства не предполагает встречного имущественного предоставления со стороны лица, их использующего. Разрешение правообладателя предполагает неоднократное использование указанного в нем произведения.
Возможно ли оформление разрешения на безвозмездное использование в виде письма (письменного разрешения), выданного конкретному субъекту, с указанием способа и других условий использования?

Произведения литературы, науки и искусства являются объектами авторских прав, к которым относится, в частности, исключительное право, признаваемое и охраняемое в соответствии с правилами части четвертой РФ ( , ГК РФ).
Согласно ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со ГК РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в ГК РФ. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.
ГК РФ предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на интеллектуальную собственность, если РФ не предусмотрено иное. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Та же норма устанавливает, что лица, не являющиеся правообладателями, не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных РФ. Использование без согласия правообладателя принадлежащей ему интеллектуальной собственности (в том числе использование способами, предусмотренными РФ) влечет гражданско-правовую ответственность, за исключением случаев, когда такое использование возможно без согласия правообладателя.
Правила о распоряжении исключительным правом содержатся в ГК РФ. В соответствии с п. 1 этой статьи правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор). Причем лицензионным договором считается любой договор, в котором прямо не указано, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации передается в полном объеме. Исключение составляет договор, который заключается в отношении права использования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в сложный объект ( ГК РФ).
По лицензионному договору о предоставлении права использования произведения одна сторона - автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах ( ГК РФ). По смыслу , ГК РФ пределы осуществления права использования произведения предполагают согласование сторонами конкретных способов использования лицензиатом этого результата интеллектуальной деятельности.
Из вышеизложенного следует, что законодательство не ограничивает способы использования правообладателем интеллектуальной собственности, равно как и способы распоряжения ею. Возможность такого использования, в том числе распоряжения, ограничивается только в случаях, прямо предусмотренных законодательством. По смыслу , ГК РФ заключение лицензионного договора не является единственной формой выражения согласия правообладателя на использование другим лицом результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Законодательство не запрещает правообладателю предоставлять разрешение (выражать согласие) на использование принадлежащей ему интеллектуальной собственности другим лицом путем направления этому лицу письма, содержащего такое разрешение (согласие). По нашему мнению, наличие разрешения правообладателя, в том числе выраженное в письме, само по себе подтверждает правомерность использования интеллектуальной собственности. Этот вывод можно подтвердить и правоприменительной практикой (обнаруженные нами примеры, в основном, касаются использования товарного знака, однако в силу общности правового регулирования отношений по использованию интеллектуальной собственности изложенные в судебных актах выводы могут быть применимы и в ситуации, аналогичной рассматриваемой нами). Так, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в от 30.08.2010 N 17АП-7699/10 указал, что распоряжение правообладателя принадлежащим ему исключительным правом на товарный знак может быть осуществлено не только в форме совершения договора, но и посредством согласования или последующего одобрения совершенных каким-либо лицом действий по использованию товарного знака. Такого рода согласование или одобрение также обеспечивает легитимность использования товарного знака. Суд также отметил, что законодательство не предусматривает обязательности оформления согласованного с правообладателем разового использования товарного знака посредством совершения лицензионного договора. К схожим выводам пришел Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в от 24.08.2012 N 13АП-13026/12. Арбитражный суд г. Москвы в решении от 10.04.2014 по делу N А40-106446/2012 признал правомерным использование товарного знака в отсутствие лицензионного соглашения на основании уведомления правообладателя.
Вместе с тем следует отметить, что вид договора, которым стороны оформляют возникающие между ними правоотношения, должен соответствовать характеру этих правоотношений. Если между участниками гражданского оборота возникают правоотношения, которые соответствуют правовой природе лицензионного договора, к ним должны применяться правила РФ о лицензионном договоре. Согласие (разрешение) правообладателя на использование тем или иным лицом принадлежащей данному правообладателю интеллектуальной собственности по существу означает предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, поскольку речь идет о выражении волеизъявления на использование другим лицом интеллектуальной собственности тем или иным способом. Иным способом распоряжения исключительным правом, допускаемым исходя из ГК РФ, может быть, например, передача исключительного права в залог ( ГК РФ). Однако предоставление права использования интеллектуальной собственности, в том числе произведения литературы, науки или искусства, соответствует предмету лицензионного договора ( , ГК РФ), поэтому, с нашей точки зрения, оно должно оформляться именно путем заключения лицензионного договора.
Косвенное подтверждение тому можно обнаружить и в судебной практике. Так, ФАС Северо-Западного округа в от 11.07.2012 N Ф07-130/12 указал, что одностороннее письменное разрешение правообладателя на использование принадлежащего ему товарного знака в отсутствие письменного договора не может расцениваться как результат волеизъявления этого лица на передачу исключительных либо неисключительных прав на товарный знак на возмездной либо безвозмездной основе. По существу к аналогичному выводу пришел Второй арбитражный апелляционный суд в от 24.02.2010 N 02АП-6636/2009.
Правила РФ не предусматривают, что лицензионный договор может быть заключен только путем составления одного документа, подписанного сторонами. Следовательно, к способу заключения такого договора применяются общие правила , ГК РФ, которые допускают заключение гражданско-правового договора в том числе путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Кроме того, письменная форма договора (по общему правилу обязательная для лицензионного договора о предоставлении права использования произведения в силу , ГК РФ), как правило, считается соблюденной, если лицо, получившее письменное предложение заключить договор (оферту), в срок, установленный для акцепта (ответа о принятии оферты), совершило действия по выполнению указанных в этой оферте условий договора ( , ГК РФ).
Отсюда следует, что, если письмо правообладателя (либо лицензиата, получившего соответствующее согласие от правообладателя) содержит все существенные условия лицензионного договора ( ГК РФ), о заключении лицензионного (сублицензионного) договора может свидетельствовать совершение некоммерческой организацией действий по выполнению условий, указанных в этом письме. Заметим, что судебная практика не отрицает (а в некоторых случаях и прямо подтверждает) возможность заключения лицензионного договора путем совершения лицензиатом действий, свидетельствующих об акцепте условий оферты правообладателя (смотрите ФАС Западно-Сибирского округа от 01.09.2011 N Ф04-4684/11, ФАС Поволжского округа от 19.09.2008 N , Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2014 N 09АП-21463/14, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 N 11АП-2129/13, решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.05.2016 по делу N А56-2773/2016).
Вместе с тем подчеркнем, что в спорной ситуации вопрос о том, является ли лицензионный договор заключенным, соблюдена ли письменная форма договора, требуемая для договоров данного вида, будет предметом судебной оценки. Несоблюдение письменной формы лицензионного договора влечет его недействительность ( ГК РФ). Хотя при таких обстоятельствах правообладатель, давший согласие на использование произведения, на наш взгляд, не вправе будет предъявлять требования, вытекающие из нарушения его интеллектуальных прав ( , ГК РФ, смотрите в связи с этим Московского городского суда от 26.03.2014 N 33-9594/14), он не лишен будет права потребовать применения последствий недействительности сделки ( ГК РФ), в том числе возмещения стоимости использования интеллектуальной собственности. Поэтому способом, позволяющим избежать споров о соблюдении требования о письменной форме лицензионного договора, как нам представляется, является заключение такого договора путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Обратим внимание, что законодательство по общему правилу запрещает безвозмездно предоставлять право использования интеллектуальной собственности только в отношениях между коммерческими организациями на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права на условиях исключительной лицензии ( ГК РФ).
Отметим также, что лицензиат не является правообладателем и в силу этого не вправе предоставлять другим лицам право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации иначе, как на основании сублицензионного договора ( , ГК РФ).

К сведению:
Обращаем Ваше внимание на то, что к ситуации, изложенной в вопросе, неприменимы положения ГК РФ о предоставлении права безвозмездного использования результата интеллектуальной деятельности на определенных правообладателем условиях и в течение указанного им срока, а также положения ГК РФ об открытой лицензии, поскольку приведенные нормы касаются тех ситуаций, когда право использования результата интеллектуальной деятельности предоставляется неограниченному кругу лиц. В рассматриваемом же случае право использования произведения литературы, науки или искусства будет предоставляться лишь одному определенному лицу.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

А: Объектами авторского права являются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, способа его выражения, а также производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений наук, литературы и искусства) и сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на не обнародованные произведения, в том случае если они существуют в какой-либо объективной форме.
Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, официальные документы (их официальные переводы), государственные символы и знаки, произведения народного творчества, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.

Q: Что означает знак © и каков его статус?

А: знак © является составной частью знака охраны авторского права, состоящего из трех элементов:

§ Собственно © ;

§ имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

Обладатель исключительных авторских прав вправе (вовсе не обязан) размещать на каждом экземпляре произведения знак охраны авторского права – отсутствие © не означает отсутствия автора или того что данное произведение (его элементы) можно свободно использовать.



§ право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора псевдонимом либо без обозначения имени то есть анонимно (право на имя);

§ право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

§ право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора);

§ отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения;

§ осуществлять или разрешать следующие действия:

§ воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

§ распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

§ импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

§ публично показывать произведение (право на публичный показ);

§ публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

§ сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

§ сообщать произведение, (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

§ переводить произведение (право на перевод);

§ переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

Q: В каких случаях возможно использование произведение без согласия автора?

А: Использование произведения допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

§ цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

§ использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

§ воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;

§ воспроизведение в газетах передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;

§ воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;

§ воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.

Каждый из нас знает, что Интернет являет одним из основных источников информации. Кто из нас не скачивал музыку, не смотрел только вышедший на телеэкраны фильм или не читал книгу в сети. Мы привыкли думать, что это вполне нормально, ведь для чего еще нужен Интернет? Однако, согласно закона об интеллектуальной собственности и авторских и смежных прав мы нарушаем закон.

Как показывает практика, отношение к интеллектуальной собственности в Росси, носит потребительский характер, в нашем обществе не сформировано правовое сознание. В сети Интернет мы собираем или вносим различную информацию, которая является объектом авторского права, и мы распоряжаемся этой информацией без согласования с автором

Существуют международные правовые акты, которые охраняют использование произведений во Всемирной паутине. Конституция РФ гарантирует сохранность авторских прав (статья 44). В 4-ой части ГК РФ указано, что только автор является владельцем результатов своей интеллектуальной деятельности, и третьи лица не имеют права использовать произведения без согласия правообладателя. Поэтому размещение в сети Интернет музыкальных, литературных произведений, фотоматериалов, фильмов без разрешения автора запрещено, причем вне зависимости от того, принесет ли эта информация прибыль или нет. Нарушение авторских прав влечет административную и уголовную ответственность.

Основные источники нарушения прав интеллектуальной собственности:

Сайты, которые бесплатно предоставляют доступ к информации и получают доход от трансляции рекламы посетителям;

Сайты, которые предоставляют платный доступ к информации, без согласования с правообладателем;

Файлообменники, благодаря которым пользователи производят обмен результатами интеллектуальной собственности;

До сих пор не найдено решение проблемы защиты интеллектуальной собственности в Интернете. Кто ответственен за незаконное размещение результатов интеллектуальной деятельности и в результате, кто должен возмещать убытки правообладателям – сайты, провайдеры или сами пользователи? Четкого ответа на данный вопрос пока не существует.

По общему правилу, авторское право возникает с момента создания произведения и действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, причём счёт лет начинается с 1 января года, следующего за годом смерти. После окончания срока защиты авторских прав произведение переходит в общественное достояние. Иными словами, с этого момента каждый желающий может использовать произведение по своему усмотрению, не нарушая, однако, "вечных" прав – авторства, на имя и на защиту репутации.

Использование произведения кем-либо помимо автора возможно на различных основаниях. Существует три вида договоров, на основе которых может осуществляться передача имущественных прав: авторский, трудовой и лицензионный. Каждый из них имеет свою сферу применения.

Авторский договор заключается между автором по поводу использования его конкретного произведения и любым иным лицом. Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться автором произведения, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права. Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное. Авторский договор заключается в письменной форме. В устной форме может заключаться авторский договор об использовании произведений в периодической печати (если речь не идет о произведении, созданном журналистом в рамках исполнения его трудовых функций).

При заключении договора необходимо со всей тщательностью отнестись к выполнению, казалось бы, излишних формальностей. Если право авторства носит характер презумпции, то права наследника или опекуна нуждаются в подтверждении: к договору нужно приложить весь пакет соответствующих документов (их нотариально заверенных копий). Существенно и то, что наследников авторского права может быть несколько, и отсутствие договора хотя бы с одним из них будет свидетельствовать о непередаче права пользования.

По трудовому договору переходят права на служебное произведение. Служебным произведением Закон называет произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (ст. 14 ч. 1). На практике это означает, необходимость существования документа, определяющего создание произведения как служебную обязанность автора. Обычно такими документами являются трудовой договор и положение об обязанностях лица, занимающего данную штатную единицу. Часто, впрочем, ни один из этих документов не содержит прямого указания на необходимость создания произведений. Так, в положении о должности пресс-секретаря может быть лишь указана его обязанность информировать прессу, а способы, которые он для этого использует, работодателя могут совершенно не интересовать. Создание произведений (пресс-релизов), или, тем более, их оригинальность никаким документом не будут предусмотрены. Тем не менее, очевидно, что оригинальные произведения, созданные с целью информирования прессы, то есть целью, обозначенной в положении (инструкции и т.д.), будут произведениями служебными.

Если задание начальства выходит за пределы служебных обязанностей подчиненного, то ситуация осложняется. Здесь возможны два варианта юридически корректного поведения. Либо сотрудник принимается на временную работу по совместительству, с ним заключается еще один трудовой договор, предусматривающий характер выполняемого труда, и тогда его произведение будет служебным. Либо сотрудник выступает как независимое от работодателя лицо, с ним заключается гражданский авторский договор, и тогда его произведение служебным являться не будет. Во всех иных случаях ни само задание, ни использование работодателем произведения сотрудника не могут считаться законными.

Специфика служебного произведения состоит в том, что права на него делятся между автором-работником и работодателем. Все имущественные права с момента передачи произведения работодателю принадлежат ему. Более того, помимо работодателя и без его согласия никто не может использовать служебное произведение. То есть, если автор по каким-то причинам, решит произведение работодателю не передавать, и предпочтет быть уволенным за неисполнение служебных обязанностей, получается, что данное произведение никогда и никем уже не может быть использовано – опять же, кроме бывшего работодателя, если автор вдруг передумает. Автор же сохраняет за собой неимущественные права, – например, право представляться автором и даже требовать при всяком использовании указания его имени.

Непростым является также вопрос о выплате авторского вознаграждения за использование служебного произведения. Практика, здравый смысл, советское законодательство и многие юристы исходят из того, что это вознаграждение включается в установленную трудовым договором заработную плату или тождественно ей. Действующий Закон утверждает иное: "Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем" (п. 2 ст. 14). Закон не указывает, о каком именно договоре идет речь, так что можно предположить, что имеется в виду как трудовой, так и иной договор. Иными словами, если в трудовом договоре предусмотрены все виды использования произведения, к которым будет прибегать работодатель, то авторское вознаграждение будет выплачиваться в рамках заработной платы, установленной тем же договором. Однако если работодателю придет в голову новый способ применения произведения, то ему придется заключать с работником новый договор, напоминающий авторский. А именно: в нем будет указан способ и территория использования произведения, а также размер и порядок выплаты вознаграждения. Тем не менее, отличия от авторского договора будут принципиальны. Если основным содержанием авторского договора является передача права, то основным содержанием данного – установление вознаграждения. Автору не нужно передавать работодателю право на тот или иной вид использования, он не может запретить работодателю любое использование произведения, поскольку это право уже принадлежит работодателю в силу Закона (п. 2 ст. 14). Если автора не устраивают предлагаемое работодателем вознаграждение, и он намерен отстаивать свои права даже в суде, то целесообразно не подписывать никакого договора, зафиксировать факт бездоговорного использования его произведения и обратиться в суд с требованием выплаты причитающейся суммы.

Положения статьи 14 "Авторское право на служебные произведения" не распространяется на создание периодических изданий. Отличия в правовом режиме газетной статьи, созданной штатным журналистом (и являющейся, конечно, служебным произведением), состоят в следующем (ч. 2 ст. 11):

    не только работодатель (издатель), но и автор-журналист вправе использовать произведение по собственному усмотрению;

    зато журналисту не полагается никакого дополнительного вознаграждения за использование издателем его произведения не предусмотренным трудовым договором способом.

Лицензионный договор заключается при переходе авторских прав к пользователю от организации, ранее получившей их от автора. В частности, пользователь может получить лицензию у Российского Авторского Общества, создание которого одобрено Указом Президента РФ от 7 октября 1993 № 1607 "О государственной политике в области авторского права и смежных прав".

Наконец, существует предусмотренный законом закрытый список случаев для иных способов использования (т.н. ограничения имущественных прав – статьи 18-26).Рассмотрение всех этих случаев заняло бы слишком много места, поэтому перечислим только те, которые имеют непосредственное отношение к связям с общественностью и смежным видам деятельности.

1. Ограничения имущественных прав при воспроизведении. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения:

    в личных целях;

    архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения.

2. Ограничения имущественных прав при использовании произведения средствами массовой информации. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

    воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения обнародованных в СМИ статей по текущим вопросам в случаях, когда такое воспроизведение не было специально запрещено автором;

    воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью;

    воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.

3. Иные случаи использования произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения:

    при обязательном указании имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования допускается цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования;

    допускается публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний;

    с соблюдением ряда условий организация эфирного вещания может делать запись краткосрочного пользования того произведения, в отношении которого эта организация получила право на передачу в эфир.

Санкции за нарушение норм законодательства об авторских и смежных правах содержатся как в самом Законе, так и в иных нормативных актах. Через суд и иные правоохранительные органы правообладатели могут требовать:

1) признания прав;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению, в том числе конфискации и уничтожения или передачи потерпевшему контрафактных (изготовленных или распространяемых с нарушением Закона) экземпляров, а также оборудования, с помощью которого они были произведены;

3) возмещения убытков, включая упущенную выгоду;

4) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав;

5) выплаты компенсации вместо возмещения убытков или взыскания дохода

а) в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей,

б) в двукратном размере стоимости экземпляров произведений,

в) в двукратном размере стоимости прав на использование произведений, обычно устанавливаемой при схожих обстоятельствах.

Указанные в пунктах 3, 4, 5 меры применяются по выбору правообладателя.

Уголовный кодекс устанавливает также, что нарушения авторских и смежных прав, повлёкшие крупный ущерб наказываются также штрафом и даже лишением свободы. Отягчающим обстоятельством является неоднократное совершение нарушений группой лиц по предварительному сговору (ст. 146). Кодекс об административных правонарушениях содержит введённую после принятия Закона об авторском и смежных правах статью 150.4, которая за незаконное использование в коммерческих целях произведений или фонограмм предусматривает ответственность в виде наложения штрафов и конфискации контрафактных экземпляров, уничтожения или изменения знаков защиты авторского или смежных прав.

Помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме, суд или арбитражный суд за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10 процентов от суммы, присужденной судом в пользу истца. Сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты.

Выводы:

Защита авторских и смежных прав в России благодаря системе международных договоров и Закону "Об авторском и смежных правах" имеет солидную юридическую базу. Четко определены как права авторов, так и ответственность правонарушителей. Тем не менее, именно в этой сфере правонарушения имеют массовый характер. На наш взгляд, причиной этого являются не столько отдельные недостатки действующего законодательства, сколько отсутствие в общественном сознании уважения к интеллектуальной собственности, зачастую безвольность авторов при защите собственных прав.

Вопросы:

Как устранить необходимость указывать имя специалиста по связям с общественностью на созданных им произведениях?

На основании каких договоров могут переходить авторские права?

Законодательства всех стран мира предусматривают случаи, когда произведения, охраняемые авторским правом могут использоваться свободно, то есть без получения согласия автора или иного правообладателя и без уплаты авторского вознаграждения. Не является исключением и Россия. По общему правилу не допускается использование произведения без согласия правообладателя за исключением случаев, установленных в законодательстве, Такие случаи установлены в ст. ст. 1273 – 1280 ГК РФ. При этом установлено, что ограничения права использования произведения не применяются, если могут нанести ущерб нормальному использованию произведения и нарушить законные интересы правообладателя. Кроме того, и в этих случаях автору гарантируется соблюдение личных неимущественных прав.

1. Свободное воспроизведение произведения в личных целях (ст. 1273 ГК РФ)
Свободное воспроизведение произведения в личных целях представляет собой один из случаев свободного использования, осуществляется без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения.
Понятие личных целей в ГК РФ не раскрыто. Однако его можно вывести, взяв за основу понятие "публичного исполнения" или "публичного показа". Согласно статье 1270 ГК РФ произведение считается публично исполненным, а его оригинал или экземпляр публично показанным, если его исполнение (демонстрация) произошли в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. Если пойти от обратного, получается, что использование в личных целях не должно ограничиваться только одним лицом, а распространяться также на лиц, входящих в обычный круг семьи.
Произведение можно воспроизводить в личных целях свободно, если оно изначально было правомерно обнародовано. Не доступные для всеобщего сведения произведения (неопубликованные, публично непоказанные, публично неисполненные, не сообщенные в эфир или по кабелю и не обнародованные иным способами) нельзя использовать в каких бы то ни было целях, в том числе и личных, до их первого сообщения широкому кругу лиц.
При использовании произведения в личных целях автору не выплачивается вознаграждения (случай свободного безвозмездное использование произведения). Вместе с тем, законом предусмотрена возможность воспроизведения некоторых категорий произведений за плату, но без согласия обладателя исключительных прав на них (свободное возмездное использование произведения). Так, статьей 1245 ГК РФ установлено право авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях. Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.
Статья 1273 ГК РФ разрешает только свободное воспроизведение произведения, т.е. изготовленные в личных целях экземпляры произведения не могут быть отчуждены третьим лицам ни путем совершения возмездных сделок (купли - продажи, сдачи в прокат, мены), ни путем безвозмездного отчуждения (дарения).
Нормы ст. 1273 ГК РФ предусматривают отдельные категории произведений, воспроизведение которых в личных целях без полученного на то согласия автора и соответствующего вознаграждения не допускается:
Во-первых, не разрешается воспроизведение произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений. В данном контексте под воспроизведением следует понимать строительство, возведение, иную практическую реализацию архитектурных произведений.
Во-вторых, запрещается воспроизведение в личных целях баз данных или их существенных частей.
В-третьих, не допускается воспроизведение программ для ЭВМ, кроме случаев свободного воспроизведения программ для ЭВМ лицом, правомерно владеющим экземпляром такой программы (правообладателем). Правообладатель вправе без согласия автора и не выплачивая ему вознаграждения:
- внести в программу для ЭВМ или базу данных изменения исключительно в целях их функционирования на технических средствах пользователя и осуществлять действия, необходимые для функционирования таких программы или базы данных в соответствии с их назначением, в том числе запись и хранение в памяти ЭВМ (одной ЭВМ или одного пользователя сети), а также осуществить исправление явных ошибок, если иное не предусмотрено договором с правообладателем;
- изготовить копию программы для ЭВМ или базы данных при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей или для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда такой экземпляр утерян, уничтожен или стал непригоден для использования (п. 1 статьи 1280 ГК РФ).
В-четвертых, запрещается репродуцирование книг (полностью) и нотных текстов. Понятие репродуцирования раскрывается в п. 2 статьи 1275 ГК РФ. Им признается факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания. Репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой), оптической или иной машиночитаемой форме, кроме случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования.
В пятых, не допускается воспроизведение произведения без выплаты авторского вознаграждения и без разрешения автора является видеозапись аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.
Свободное воспроизведение произведения в личных целях возможно только при условии, что такое использование произведения не наносит неоправданный ущерб обычному использованию результатов интеллектуальной деятельности и не ущемляют необоснованным образом законные интересы правообладателей.

2. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях (1274 ГК РФ).
1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
3) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем;
4) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их опубликование в сборниках;
5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;
6) воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами.
При толковании этих норм, необходимо учитывать.
1. Отсутствие ссылки на источник заимствования может являться способом осуществления плагиата, т.е. присвоением авторства путем простого не указания имени настоящего автора произведения, включенного в другое произведение и тем самым присваивание чужих творческих результатов и выдача их за свои собственные.
Обозначение источника заимствования должно быть произведено в форме, не оставляющей сомнения в заимствовании. В зависимости от ситуации содержание и форма сведений, включаемых в источник заимствования может варьироваться. Источник заимствования проявляется: в указании автора и названия используемого произведения; либо имени автора, либо только названия произведения. бывают случаи, когда заимствуемое место имеет широкую известность настолько хорошо знакомо широкому кругу лиц, что публика обладает самостоятельными сведениями об источнике заимствования. Тогда допускается простое заключение заимствованного из произведения литературы текста в кавычки.
2. При свободном цитирование в оригинала или в переводе, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати, при соблюдении ряда требований. Во-первых, должна быть соблюдена цель цитирования - научная, исследовательская, полемическая, критическая и информационная. Во-вторых, свободное цитирование возможно только в отношении правомерно обнародованных произведений. В-третьих, объем цитирования ограничен основной целью цитирования.
Это значит, что цитирование производится для иллюстрации, подтверждения или опровержения высказываний автора.
3. При свободном использовании произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций необходимо соблюдение следующих условий:
- указанные произведения должны быть правомерно обнародованы их авторами или с согласия авторов третьими лицами;
- произведения включаются в издания, радио- и телепередачи, звуко- и видеозаписи.;
- цель такого свободного использования - учебная, а издания, радио и телепередачи, звуко- и видеозаписи должны носить учебный характер. Учебными целями являются цели, направленные на передачу и усвоение знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека в определенной области знаний;
- объем свободного использования произведений в качестве иллюстраций должен быть оправдан поставленной целью.
В отличие от цитаты, которая как бы включается в сюжет, тему, образ произведения, иллюстрация, понимаемая в широком, первом значении этого слова, только сопровождает материалы учебного характера, поясняя их, комментируя и раскрывая содержащиеся в них темы примерами.
4. При свободном воспроизведении в прессе, сообщении в эфир или по кабелю статей, необходимо соблюдение следующих условий:
- эти статьи были правомерно опубликованы в газетах или журналах;
- опубликованные статьи должны касаться текущих экономических, политических, социальных и религиозных вопросов;
- воспроизведение или сообщение таких статей не было специально запрещено автором или иным правообладателем.
Свободное воспроизведение в прессе или сообщение в эфир, либо по кабелю газетных и журнальных статей возможно только, если такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено правообладателем. Так, автор при первом опубликовании произведения, либо в заключенном им договоре может оговорить запрет на свободное использование его произведения в прессе или в эфире.
5. При воспроизведение произведений рельефно - точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых это допустимо, если:
- такое воспроизведение осуществлено без цели извлечения прибыли, т.е. дальнейшее распространение произведения производится бесплатно или хотя и за плату, но ниже его себестоимости;
- воспроизводимое произведение было правомерно опубликовано;
- данный пункт не применяется к произведениям, специально созданным для слепых.
Помимо шрифта Брайля (рельефно-точечный шрифт для чтения слепыми, буквы, цифры и знаки которого состоят из различных комбинаций рельефных точек, различаемых на ощупь) правомерно опубликованные произведения могут воспроизводиться на аудио-носителях (т.н. аудио-книги), компьютерных программах, специально предназначенных для слепых и т.п.
Согласно п. 2 ст. 1274 ГК РФ., в случае, когда библиотека предоставляет экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский оборот, во временное безвозмездное пользование, такое пользование допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения. При этом выраженные в цифровой форме экземпляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.
Согласно п.3 ст. 1274 ГК РФ, если произведение правомерно обнародовано, то на его основе любой гражданин вправе создать другое произведение в жанре литературной или музыкальной пародии или карикатуры и при этом ничего не обязан платить обладателю исключительных прав на оригинальное произведение и получать на то его согласие.
Данная норма является новеллой в ГК РФ, т.к. ранее действовавшие в области авторского права законодательные акты не предусматривали подобной нормы.
Карикатура (от итальянского caricare - нагружать) есть изображение какого-либо явления в смешном, нелепом виде путем намеренного искажения воспроизводимого материала, подчеркнутого нарушения привычных соотношений. Пародия (от греческого parodia, буквально - пение наизнанку) - это комическое подражание художественному произведению или группе произведений в литературе или в музыкальном и изобразительном искусстве.
Создание карикатуры или пародии является разновидностью свободного использования произведения. При этом ГК РФ не требует обязательного указания имени автора и наименования оригинального произведения.
3. Свободное использование произведения путем репродуцирования (ст. 1275 ГК РФ)
Репродуцирование, или репрографическое воспроизведение, - это факсимильное воспроизведение в любых размерах и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или с помощью других технических средств, иных, чем издание.
Для того, чтобы субъект имел право без выплаты вознаграждения и без согласия правообладателя репродуцировать произведение последнее должно быть правомерно опубликовано. Таким образом, ГК РФ в качестве основания для свободного использования произведение путем его репрографического воспроизведения признает только такой способ его обнародования.
Далее, репродуцирование допускается только в единственном экземпляре, т.е. для одного заказчика или потребителя может быть изготовлен только один экземпляр.
Независимо от обстоятельств репродуцирование никогда не преследует цели извлечения прибыли. Как правило, стоимость сделанной путем репродуцирования копии не должна превышать себестоимости ее изготовления. Но бывают случаи, когда репродуцирование осуществляется бесплатно.
При репродуцировании обязательно нужно указывать имя автора, произведение которого воспроизводится, и источника заимствования.
Проанализировав понятие "воспроизведение", данное в статье 1270 ГК РФ, можно сделать вывод о том, что его разновидностью является репродуцирование. Последнее также заключается в изготовление экземпляра, но только в единственном числе, посредством применения любых технических средств.
Репродуцирование допускается только в строго оговоренных в ГК РФ случаях:
1) для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведения;
2) для использования в учебных или научных целях;
3) для аудиторных занятий.

4. Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения (ст. 1276 ГК РФ)
Согласно ст. 1276 ГК РФ допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю фотографического произведения, произведения архитектуры или произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях.
Фотографические произведения включают в себя пейзажи, портреты, натюрморты, и т.п. Так как понятие фотографического произведения понимается в широком смысле, сюда относятся и иные произведения, полученные способами аналогичными фотографии, среди которых можно назвать слайды, голографические изображения, произведения, отретушированные в редакторе фотошоп и др.
Фотографии является таким произведением, при обнародовании и дальнейшем использовании которого возможно нарушить права лица, чье изображение зафиксировано на фотоснимке.
Архитектурный проект - это архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора.
Архитектурный объектом признаются созданные на основе архитектурного проекта здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства.
Свободное использование произведений архитектуры допускается только при соблюдении всех условий, установленных в статье 1276 ГК РФ. В противном случае будет иметь место нарушение авторских прав на архитектурные проект или объект.
Данная статья предусматривает два ограничения свободного использования произведений фотографии, архитектуры и изобразительного искусства.
Прежде всего воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю указанных произведений без выплаты вознаграждения и без согласия их авторов не допускается, если изображение произведения таким способом является основным объектом его использования. Нельзя показывать только одно это изображение, но его можно использовать в качестве вспомогательного материала, например, для объяснения принципов и характерных черт определенного архитектурного стиля демонстрируется фотография архитектурного объекты, построенного в этом стиле (в данном случае фотоснимок представляет собой экземпляр произведения архитектуры, изготовленный в двух измерениях). Можно фотографироваться на фоне произведений архитектуры или изобразительного искусства, в данном случае они не будут выступать основным объектом воспроизведения, а только фоном.
Следующее ограничение использования указанных в статье 1276 ГК РФ объектов авторского права касается запрета на использование их изображения в коммерческих целях. Главной и основной коммерческой целью является извлечение прибыли.
Получается, что произведения фотографии, изобразительного искусства и архитектуры нельзя свободно использовать, если полученное их изображение вводится в оборот с целью дальнейшей продажи или иного их отчуждения, сдачи в прокат и иного распоряжения ими за плату с целью извлечения прибыли (получения коммерческой выгоды).


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав