03.07.2020

Становление права в россии. История российских законов от русской правды до конституции рф Из истории российского права


В России достаточно поздно появились письменные памятники права - государственность на Руси возникли в 9 веке. Первая запись - 11 век - Русская Правда. Право долгое время носило казуальный характер - фактически, видим не только запись обычаев, но и прецедентов, примерных случаев. До 19 века не встречается ни одно правовое определение. То есть памятники права без общей части. Первые определения, которые зафиксированы были в источниках права, относятся к своду законов Российской империи, принятого в 1835 году. Впервые дано понятие "преступление", "право собственности". Отношения по поводу собственности существовали со времен Русской правды. Но теоретическая запись отсутствовала.

До 1835 года отсутствовало деление на отрасли права. Всё право было межотраслевым - не было четкого деления на отрасли права, не было различия между процессуальным правом и материальным правом.

Прикладной, практический характер права. Законодатель хотел узаконить все отношения, чтобы судья мог разрешить ту или иную ситуацию. Традиционно в эпоху абсолютизма законом считалась воля царя.

Право и не могло быть иным - в России правотворчеством занимались исключительно служилые люди, которые, создавая норму, исходили из прикладных целей - как можно практически использовать. Отсутствовали кадры юристов.

Теоретическая юриспруденция начинает развиваться с 18-19 веков. Семён Ефимович Десницкий, Третьяков, Золотницкий, Горецкий, Гессен, Соловьёв, Тоганцев, Трубецкой, Новгородцев, Ильин, Петрожицкий, Коркунов, Шершеневич.

Советский период - прежде всего, с возникновением советского государства, все первые нормативно-правовые акты носили чрезвычайно-указной характер. В первые дни советской власти выходят нормы, относящиеся к госправу. Многие нормы содержались в декретах советской власти. Правотворчеством занимался долгое время Совет Народных Комиссаров. Конституция 1918 года четко разграничивает осуществление законодательной функции - Съезду рабочих, крестьянских, солдатский комиссаров и его ЦИК. В 1922-23 гг. в СССР проходит кодификация права - отраслевая дифференциация - созданы кодексы. Появляется даже земельный кодекс. До революции все отношения по поводу земли относились к сфере гражданского права.

История государства и права изучает весь процесс возникновения и развития государства и права в исторической реальности, хронологической последовательности.

Исторический подход ко всем явлениям: все явления изучаются с момента возникновения. Метод историзма отличается очень существенно от логического метода исследования, применяемого в теории государства и права. Логический метод изучает общие закономерности развития. Наряду с методом историзма используется хронологический метод - т.е. движение явлений во времени. Сравнительно-исторический метод , предполагающий сравнение однопорядковых показателей (феодализм в России и феодализм в Европе); цель метода - установить общие и особенные черты. Статистический метод - имеет очень важное значение - выявляет закономерности определенных процессов, связанных с наличием массовых показателей (участие в выборах, потери в войне и пр.); показывает динамику развития, метод должен быть лишен тенденциозности, политической заданности. Ретроспективный метод - основан на сопоставлении современных явлений с явлениями прошлого (правовое положение советских крестьян и правовое положение по Соборному Уложению 1649 года). Синхронный метод - одновременное рассмотрение событий (1649 год - переход в России к абсолютизму, в Англии - революция).

Принципы, на которых должно строиться изучение ИГПРФ:

    Объективность

    Конкретизация каждого факта

    Всестороннее изучение явления

Подходы :

Идеалистический подход - на развитие общества влияет развитие идеи. Идея справедливости Гегеля достигает апогея в романо-германской цивилизации, Гегель рассуждает в духе арийского народа. Всё общественное течение России в 18 веке поделилось на 2 ветви: западники и славянофилы.

Марксистский подход . Суть - учение об историческом типе государства. Идея марксизма заключается в том, что все исторические изменения в обществе осуществляются в результате классовой борьбы. Зарождается частная собственность, происходит разрушение родовых общин, появляются соседские территориальные общины, выделяются семьи, появляются излишки, которые нужно защитить ->> государство.

Цивилизационный подход . Тойнби, Данилевский. Славянская цивилизация. Привлекает идея того, что человек - субъект всех преобразований, человек - цель общества. Цивилизация - объект познания. Сторонники подхода констатировали факт многообразия исторического процесса.

Евразийство . Шахматов, Ильин, Вернадский. Зиновьев написал: "Россия никогда не станет частью Запада; какая судьба ожидает её в сфере западнизации - об этом в свое время сказал и показал Гитлер". Фактически, Зиновьев выражает точку зрения современного человека, с которой не были знакомы первые евразийцы. Таким образом, у них существует 2 объяснения: либо россия является частью единого пути развития человечества (космополитическое направление); либо человечество не едино, у народов разные судьбы, асинхронный характер развития, цивилизации развиваются, гибнут, приходят другие цивилизации, что приводит к тому, что рано или поздно произойдет уничтожение цивилизаций, если каждый народ будет считать главенствующими национальные интересы. То есть глобализация неизбежна.

История нашего государства всегда развивалась в контексте западного и восточного начал.

Губский Александр

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Московский областной конкурс среди обучающихся образовательных организаций на лучшее знание государственной символики России МОУ Удельнинская гимназия Раменского муниципального района Московской области автор: Губский Александр Дмитриевич научный руководитель: Шаграева Светлана Игоревна Номинация «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Исследовательская работа «История российских законов: от Русской Правды до Конституции РФ» 2016 год

Введение История развития российского законодательства – не менее сложный и объемный процесс, чем история развития самого Российского государства. Каждое историческое событие имеет свое отражение в законах, необходимых для регулирования жизни.

Актуальность Исследование законов прошлого, исторических предпосылок их создания, совершенных при этом ошибок и допущенных недочетов является абсолютно необходимым для современного общества, в котором гражданам предлагается дать право законодательной инициативы, и для становления Российской Федерации как полноценного правового государства.

Цель исследования Выявление взаимности влияния исторических событий и правовых норм в процессе эволюции российского общества и государства от времен Русской Правды до Конституции 1993 года.

Задачи описать состояние общества и государства в конкретный исторический период; определить причины, послужившие принятию того или иного законодательного акта; описать содержание изучаемого законодательного акта; определить последствия принятия того или иного закона.

Краткая Правда Прим. 1054 г Пространная Правда Прим. 1113г. Суд Ярослава (ст.1 - 52) Устав Владимира Мономаха (ст.53 - 121) Правда Ярослава (ст.1 - 18) Правда Ярославичей (ст.19 - 41) Покон вирный (ст. 42) Урок мостников (ст.43) Русская Правда

Русская Правда Устанавливала нормы права в соответствии с канонами христианской религии; давала определение преступления – обида; определяла социальную структуру общества: упорядочивала систему имущественных отношений, долговых обязанностей, устанавливала принципы наследования; определяла наказания, принципы возмещения за утраты и преступления, степень ответственности; ограничивала право кровной мести.

Судебник Ивана III В 1497 г. По указу Ивана III был составлен первый общерусский кодекс действующего права – Судебник, систематизировавший действовавшие нормы. Уголовное право центральный суд статьи 1-36 Деятельность местных судов статьи 37-45 Гражданское право и процесс статьи 46-66 Судебный процесс статьи 67-68 Судебник 1497

Судебник Ивана IV Издание нового Судебника – свода русского права – было частью обширной программы реформ в начале правления Ивана Грозного, в 40-50-е гг. XVI в, а также изменение системы местного управления в ходе 2-го этапа губной реформы 1530–50-х гг. и земской реформы 1555–1556 гг.

Соборное уложение 1649 В 1649 было принято Соборное уложение царя Алексея Михайловича Романова, состоящее 25 глав и около тысячи статей. Оно года было первым сводом законов, отпечатанным типографическим способом. Соборное уложение 1649 Окончательное юридическое закрепощение крестьян Глава II «О государевой чести и как его государево здоровье оберегать» Регламентация прав и обязанностей всех сословий Прикрепление жителей городов к «тяглу» и месту жительства Законодательное закрепление процесса становления абсолютной монархии Оформление сословной структуры общества

Кодификации законов в XVIII – XIX веках В 1696 году к власти в России пришел Петр I. Реформы государственного управления при Петре I обеспечили, вместо традиционной организации, создание в России бюрократических высших, центральных и местных органов власти. Одними из наиболее значимых для государства указов Петра I являлись «Указ о единонаследии» и «Табель о Рангах»

«Указ о единонаследии» Недвижимое имущество могло передаваться отцом только одному из сыновей или дочерей (при отсутствии сыновей); и одному из родственников – при отсутствии детей. Указ о единонаследии Вотчина приравнивалась к поместью Земли больше не делились между детьми и родтвенниками Стиралась грань между наследственными и назначенными дворянами

«Табель о рангах» «Табель о рангах» вводила новую классификацию государственных служащих. Табель о рангах Воинские ранги Гражданские ранги Придворные ранги 6 обер-офицерских чинов (от прапорщика до капитана в армии и от коллежского регистратора до титулярного советника на гражданской службе) 5 штаб-офицерских (от майора до бригадира и от коллежского асессора до статского советника, соответственно) 3 генеральских (от генерал-майора до фельдмаршала и от действительного статского советника до действительного тайного советника)

Уложение 1762 года Во время очередного дворцового переворота в 1741 г. к власти пришла Елизавета Петровна. Результатом работы Уложенной Комиссии были завершенные проекты трех из четырех запланированных частей: "О суде"; "О состоянии подданных вообще"; "О розыскных делах".

«Наказ» Екатерины II «Наказ» - теоретическое обоснование политики просвещенного абсолютизма». «Наказ» состоял из 22 глав и 655 статей. Он состоял в основном из цитат просветителей. В реалиях России второй половины XVIII в. императрица сделала попытку модернизации страны, создания законной самодержавной монархии, опираясь на идеологии просветителей, но всем этим нововведениям не суждено было произойти.

Жалованные грамоты Жалованная грамота дворянству Жалованная грамота городам Свобода от телесных наказаний, подушной подати, обязательной службы; запрет на конфискацию имений; монопольное право на владение крепостными; сословное самоуправление Городские сообщества, право избрания городской думы и главы: освобождение именитых граждан и членов первых двух гильдий от подати, воинской повинности, телесных наказаний.

«Полное собрание законов Российской империи» и «Свод законов» В период царствования Николая I была проведена кодификация (упорядочение) архаичного и запутанного российского законодательства. Эта работа была поручена М. М. Сперанскому. Под его руководством были обобщены законы, принятые после Соборного уложения 1649 г. Их опубликовали в 1830 году в «Полном собрании законов Российской империи» (45 томов) . В отдельный « Свод законов» (15 томов) в 1832 г.

Крестьянская реформа 1861 года 17 февраля 1861 г. проект реформы утвердил Государственный совет. 19 февраля его подписал Александр II. Об отмене крепостного права возвестил Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей...» Манифест и «Положения» касались трех основных вопросов: личного освобождения крестьян, наделения их землей и размеров выкупной сделки Полоса, надел Черноземная Нечерноземная Степная Высший 2,75-6 десятин 3-7 десятин 3-12 десятин Низший Менее 1 десятины 1-2,5десятины - Размеры наделения крестьян землей

Реформы Александра II Реорганизация местного управления. Судебная реформа Военная реформа Реформы в сфере образования и печати 1. Земская реформа 1864 г. 2. « Городовое положение» 1870 г. Создавались земства и городские думы «Новые судебные уставы» 1864 г 1.Всесословность суда 2.обвинитель и защитник 3.мировые и окружные суды 4.Высший суд - Сенат В 1864 г. были изданы «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах» Всесословное образование, ослабление цензуры, самостоятельность университетов. Закон 1874 г. о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Перевооружение армии, создание воинских учебных учреждений

Контрреформы Александра III Политические взгляды нового императора, сына убитого Александра II, Александра III, были глубоко консервативными. Они заключались в приверженности принципам неограниченного самодержавия, религиозности и русофильства. Практически все реформы Александра II были отменены и изменены в соответсвии в желаниями нового императора: усилялся надзор, цензура, университеты лишались самостоятельности, образование становится сословным и т.д.

Российское государство и его основные законы в начале XX века Для России и всего мира XX век – это череда испытаний. Взойдя на престол 2 ноября 1894 года, Николай II . решил следовать пути своего отца, т.н. реакционным курсом, предполагающим укрепление самодержавия и устранение любого инакомыслия в этом вопросе. Он заявил, что «будет охранять самодержавие так же твердо и неуклонно» как и его отец, Александр III

Законы 1905-1906 гг. Революция 1905 года явно показала, что власть должна идти на уступки. Манифест 17 октября 1905 года вводил гражданские свободы, организовал законодательный орган – Государственную Думу, ограничивающую власть монарха. 11 декабря 1905 года был издан указ «Об изменении положения о выборах в Государственную Думу» , определяющий избирательные курии и соотношение голосов. А 23 апреля 1906 года были опубликованы «Основные законы» , которые превратили Государственную Думу из законодательного органа в законосовещательный.

Конституция РСФСР 1918 Конституция РСФСР провозглашала: Федеративное устройство государства; Высший орган власти – съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. К выборам допускались только трудящиеся. Закреплялась многоступенчатая система выборов. Основные принципы Конституции были сформулированы в шести разделах: Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; Общие положения Конституции РСФСР; конституция Советской власти в центре и на местах; Активное и пассивное избирательное право; Бюджетное право; О гербе и флаге РСФСР.

Конституция СССР 1924 Она состояла из двух частей: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В декларации указывался особый характер национальной политики советского государства, причины объединения советских республик и принципы их объединения.

Конституция СССР 1936 5 декабря 1936 года VIII Чрезвычайный съезд Советов утвердил новую Конституцию. Она состояла из 13 глав и 146 статей. государственное устройство – федеративное (союзное) объединение 11 республик; единое гражданство; высший законодательный орган власти – Верховный совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей; труд рассматривался как обязанность провозглашается равенство полов, национальностей, свобода слова, печати, собраний, митингов, шествий, демонстраций церковь отделяется от государства и школы ликвидация эксплуататорских классов и частной собственности и др.

Законы военного времени Великая Отечественная война стала для нашего государства одним из самых тяжелых испытаний XX века. От руководства страны требовались активные и чрезвычайные меры. В июне 1941 Государственный Комитет Обороны (ГКО) В июле 1941 « Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения », В ноябре 1943 « Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну »

Конституция СССР 1977 г Со смертью Сталина началась новая эпоха, т.н. «оттепель». В этот период наметилась тенденция к децентрализации в экономике, демократизации государственного аппарата. Конституция 1977 года закрепляла новые формы непосредственной демократии – всенародное обсуждение и референдум, а также закрепляла право свободного выхода из состава СССР. Главный принцип - полновластие народа

Конституция РФ 1993 г Конституция РФ от 12 декабря 1993 года состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Заключение Российское государство прошло долгий и сложный путь от Русской Правды до Конституции 1993 года, от княжеской деспотии до демократического государства. И если рассматривать тенденции развития законодательства, так сказать их тренд, то можно быть твердо уверенными, что Российская Федерация идет по пути развития демократического государства, в котором права и свободы человека являются наивысшей ценностью.

Спасибо за внимание!

Список литературы Исаев И.А. История государства и права России: учеб. пособие. – М. : Проспект, 2008. – 336 с. Левандовский А.А., История. История России. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А.А. Левандовский, Ю.А.Щетинов, С.В. Мироненко; под ред. С.П. Карпова. – М. : Просвещение, 2014. – 384 с. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2016. – 680 с. Любошиц С.Б. Последние Романовы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://scepsis.net/library/id_3241.html Сто главных документов российской истории. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doc.histrf.ru Хронос. Всемирная история в интернете. [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://www.hrono.info/index.php Электронный музей конституционной истории России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusconstitution.ru Российский общеобразовательный портал. Наказ Екатерины II Комиссии о составлении проекта нового Уложения. 1767. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12793

Правовая мысль и практика законодательного регулирования общественной жизни России берут начало в период формирования Киевской Руси. Первый этап развития юриспруденции на Руси определялся религиозно-символическим мышлением на основе духовного синкретизма (объединения порой несовместимых элементов), сочетавшего языческие и христианские воззрения. Первые памятники русской философско-правовой мысли –

«Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (середина XI в.),

«Повесть временных лет», Нестор Летописец

«Поучение» князя Владимира Мономаха,

«Слово о полку Игореве» (XII в.),

«Моление Даниила Заточника» (XII–XIII вв.).

В них обсуждались вопросы происхождения Русского государства, основ законности власти, форм правления и отношения к подвластным. Главный древнерусский источник светского права – Русская Правда (известна в трех редакциях XI–XIII вв.).

История становления права в России, как и в других странах, определялась разнообразными особенностями национальной культуры, психологии и религии народов, ее населявших. Для восточных обществ, например, типичным является то, что люди постоянно соотносят собственные правовые представления с древними обычаями, традициями, привычками поведения. Возможности проявления индивидуального своеобразия человека зависели и во многом зависят до сих пор от пола, возраста, места в системе родовых связей. У народов, принадлежащих к западному типу культуры, к традициям, в основе которых лежат ценности католицизма, отношение к праву в значительной мере определяется уважением к писаным законам со свойственной им тенденцией ко все большей свободе экономической и политической деятельности человека.

Отношение к праву, к реализации правовых норм и принципов, свойственное восточнославянским, в частности русскому, народам, отмечено существенным своеобразием. Со времен «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона русское православие религию благодати ставило выше религии закона. Лучшие российские правители старались следовать прежде всего нравственным законам, заповедям Священного Писания. Писаное право ценилось меньше, чем живущий в человеке и обществе нравственный закон. Недооценка писаных законов имела и оборотную сторону: попытки укрепить законность, предпринимавшиеся в разные периоды русской истории, наталкивались на недоверие широких слоев народа к тому, что им казалось юридическим крючкотворством.

Что касается собственно правовых норм, регулировавших общественные отношения на Руси, то до монголо-татарского нашествия они в принципе соответствовали тем, которые содержались в различных европейских средневековых правдах (Алеманнской, Салической, Русской).

Монголо-татарское иго, связанные с ним испытания сделали главной темой размышлений и народа, и его образованных представителей тему русской государственности, ее сохранения («Слово о погибели Русской земли», XIII в.; «Задонщина», XIV–XV вв.; «Сказание о Мамаевом побоище», XV в. и др.).

В борьбе за объединение русских земель вокруг Москвы возникла и получила популярность теория преемственности великодержавия Русского государства от Византии (представление о Москве как о «третьем Риме», развивавшееся в трудах Филофея). Позже в центре внимания русских мыслителей оказались теоретическое обоснование законности правящей династии, идея абсолютного самодержавия (Иван IV, И. С. Пересветов) и сословно-представительной монархии (Максим Грек, Андрей Курбский), проблемы отношений между государственной и церковной властями (иосифляне, нестяжатели).

В 1497 г. в правление Ивана III был принят первый законодательный кодекс Российского государства – Судебник.

Он был создан на основе анализа и переосмысления норм Русской Правды, Псковской судной грамоты, княжеских уставных грамот, законов Великого княжества Литовского, кодексов других стран. Содержание Судебника составили главным образом нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Преступление определялось понятием «лихое дело». Фиксировалась развитая система имущественных преступлений: разбой, татьба, истребление и повреждение чужого имущества. Устанавливались наказания за преступления против личности: убийство, оскорбление действием и словом. Судебник 1497 г. свидетельствовал о появлении единого государства с едиными законами, вертикальной структурой судебной власти. Его нормы базировались на принципах христианской нравственности и были направлены на защиту государственного порядка, личности человека, прав собственности на всей территории Российского государства.

К началу XVII в. в преддверии Смуты большое значение приобрел вопрос о выборе между сословно-представительной монархией и неограниченным самодержавием. К середине XVII в. идея сословно-представительной монархии утратила свою привлекательность, на первый план вышли теории, обосновывавшие необходимость утверждения абсолютной власти просвещенного монарха (Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич).

В 1649 г. Земский собор принял правовой документ огромной важности –

Соборное уложение.

Характерно, что при его составлении учитывалось мнение не только высшей знати, но и челобитные выборных земских людей – дворян и посадского населения (горожан).

Соборное уложение 1649 г. состояло из 25 глав и 967 статей. Главы 1–9 содержали нормы государственного права; главы 10–15 – устав судоустройства и судопроизводства; главы 16–20 были посвящены вещному праву; главы 21–22 представляли собой уголовное уложение; главы 23–25 составили добавочный раздел (о стрельцах, о казаках, о кормчих).

Этот юридический документ имел несравненно более полное правовое содержание по сравнению с Судебником 1497 г. Представленные в нем нормы регулировали все стороны общественной, экономической, политической жизни российского общества. Многие из них оставались в силе до проведенной в первой трети XIX в. кодификации (сведение в кодексы) законов Российской империи.

В годы правления Петра I получила дальнейшее развитие абсолютистская идеология (Феофан Прокопович, 1681–1736). В ее основе лежали представления об «общем благе», средством достижения которого признавалась абсолютная монархическая власть. Позднее большой вклад в обоснование теории «общего блага» внес В. Н. Татищев (1686–1750), высказывавшийся за ограничение верховной власти.

Значительные изменения, внесенные в систему государственного управления (объявление России империей, учреждение Сената, коллегий, Синода, укрепление бюрократического аппарата, введение нового территориального управления, принятие Табели о рангах), свидетельствовали об утверждении абсолютизма. Реформами Петра I население России было разделено на четыре сословия: шляхетство (дворянство), духовенство, мещанство и крестьянство, а также на податное и неподатное население. Петр I объединил крестьян и холопов в одно крестьянское сословие, обложив его повышенной податью. Подворный налог (с каждого двора) был заменен подушным (с души «мужеска полу»). Десятки тысяч крестьян и мастеровых были согнаны на строительство северной столицы – Санкт-Петербурга, флота, на уральские рудники и заводы.

Табель о рангах

(1722) позволила представителям низших сословий продвигаться вверх по служебной лестнице, получать за хорошую службу личное и потомственное дворянство.

Во второй половине XVIII в. крепостное право в России достигло апогея. За годы царствования Екатерины II и Павла I помещикам было роздано около одного миллиона государственных черносошных крестьян. Положение крепостных крестьян мало чем отличалось от положения черных рабов в США. Размеры барщины и оброка не были определены законом. Помещики вольны были наказывать крестьян по своему усмотрению. Применялись розги, батоги, кнут, практиковались пытки. Жалоба крестьян на помещика была признана преступлением. Многое зависело от нравственных качеств владельцев крепостных: у одних мужики жили более или менее сносно, другие, подобные известной своей изощренной жестокостью Салтычихе, издевались над беззащитными земледельцами и дворовыми. Крестьянские восстания XVIII в., грозная пугачевщина – несомненное следствие произвола и насилия со стороны помещиков и власти.

Развитие правовых представлений во второй половине XVIII в. происходило под влиянием идей Просвещения. Это влияние было неоднозначным. С одной стороны, оно отразилось во взглядах Екатерины II, состоявшей в переписке с Вольтером, принимавшей в Петербурге Д. Дидро и признававшей себя ученицей философов-просветителей. Выступая за достижение всеобщего блага, за строгое соблюдение законов, императрица считала необходимым сохранить самодержавие, крепостничество, привилегии дворянства. С другой стороны, идеи европейской философии оказали влияние на развитие в России идеологии просветительства, ее представителями были Н. И. Новиков (1744–1818), Я. П. Козельский (ок. 1728 – ок. 1794) и др.

Российские просветители выступали за ограничение самодержавия, смягчение или уничтожение крепостного права.

В последующем русская просветительская правовая мысль развивалась в духе совершенствования идей естественного права, признававшего определенные права человека свойственными самой природе, не зависящими от социальных условий. В работах

А. Н. Радищева (1749–1802) идеи естественного права были осмыслены с радикальных позиций.

Неправосудие государя дает народу, его судии, то же и более право над ним, какое ему закон над преступниками. (А. Н. Радищев).

Другие мыслители (прежде всего правоведы конца XVIII – начала XIX в. С. Е. Десницкий, А. П. Куницын) пытались приспособить идеи естественного права к реалиям самодержавного правления. Такая же позиция была характерна и для создателя «Истории государства Российского»

Н. М. Карамзина (1766–1826). Попытки преобразований первых лет царствования Александра I, проекты реформ М. М. Сперанского были в значительной степени подготовлены этими идеями.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие факторы влияли на процесс становления права в Русском государстве?

2. Какую роль в развитии правовой системы играло в нашей стране православие?

3. Охарактеризуйте важнейшие памятники государственно-правовой мысли Руси – России XI–XVIII вв.

4. Каковы структура и содержание Соборного уложения 1649 г.?

5. Какие изменения в государственно-правовой системе произошли в царствование Петра I?

6. Какие направления сформировались в общественной мысли России во второй половине XVIII в.?

Это интересно

Соборное уложение 1649 г. устанавливало наказания за следующие виды преступлений:

Преступления против церкви (богохульство, совращение в другую веру и др.);

Государственные преступления (действия и даже умысел против личности государя или его семьи, бунт, заговор, измена и др.);

Преступления против порядка управления (ябедничество или ложное обвинение, фальшивомонетничество, злостная неявка в суд и др.);

Преступления против благочиния (продажа краденого имущества, содержание притонов, укрывательство беглых и др.);

Должностные преступления (неправосудие, лихоимство, подлоги по службе и др.);

Преступления против личности (убийство, нанесение увечья, побои, оскорбление чести и др.);

Имущественные преступления (татьба, разбой, грабеж, мошенничество, поджог и др.);

Преступления против нравственности (непочитание детьми родителей, отказ содержать престарелых родителей, сводничество и др.).

Древнерусские правовые термины

Вервь – территориальная община, орган крестьянского самоуправления.

Вира – в Русской Правде наказание в виде штрафа за убийство (за увечье, тяжкие телесные повреждения назначалась полувира).

Заклич, свод, гонение следа – стадии древнерусского судебного процесса.

Закуп – человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу» – заем (в виде земли, скота, денег, зерна и т. д.).

Изгой- общинник, изгнанный из общины и лишенный ее покровительства.

Поток и разграбление – высшая мера наказания по Русской Правде. Назначалась за убийство в разбое, поджог, конокрадство и заключалась в конфискации имущества и выдаче преступника вместе с семьей «головой», т. е. в рабство.

Продажа- в Русской Правде наказание в виде штрафа за преступления против личности и имущества.

Холопы и челядь – рабы, прежде всего пленники, а также попавшие в рабство за долги, совершение наиболее опасных преступлений и др.

Выдающиеся русские мыслители и правоведы

(конец X– начало XI в. – ок. 1054/1055) – митрополит Киевский (с 1051), писатель и мыслитель, мастер торжественного красноречия, автор «Слова о законе и благодати». По Илариону, каждому народу уготовано пройти две стадии: эпоху рабства (закон) и освобождение (благодать, т. е. христианство). Иларион верил в великое предназначение русского народа. «Законность» в «Слове…» отождествляется с национальным эгоизмом, «благость» – с православными добродетелями. «Слово» митрополита Илариона проникнуто идеями национальной независимости.

Ярослав Мудрый

(ок. 978-1054) – великий князь киевский. При нем составлена Русская Правда– первый на Руси кодекс частного права.

Петр I Великий

(1672–1725) – царь, с 1721 г. – император. Провел реформы государственного управления. Принимал важные указы и законы, некоторые из которых сочинил собственноручно.

Десницкий Семен Ефимович

(ок. 1740–1789) – ученый, юрист, действительный член Российской академии наук, первый российский профессор права. Много сделал для развития на Руси «юридического мировоззрения». Его правовая концепция тесно связана с нравственной философией.

Екатерина II

(1729–1796) – императрица (с 1762). Участвовала в проведении правовой реформы в России. Автор «Наказа» Уложенной комиссии (1766), в котором сформулированы некоторые принципы правовой политики и правовой системы, содержатся заимствования из трактатов Монтескье, Беккариа, Дидро и Д"Аламбера. В «Наказе» декларировались свобода граждан, принцип равных обязанностей всех перед лицом государственной власти, утверждалось, что законов должно быть немного и они должны оставаться неизменными, а правовая система – стабильной.

Радищев Александр Николаевич

(1749–1802) – писатель, политический мыслитель. В «Путешествии из Петербурга в Москву» выступил против самодержавия и крепостничества. Был заключен в Петропавловскую крепость, затем отправлен в ссылку. По возвращении из ссылки работал в Комиссии по составлению законов. Был последователем идей Локка, Гельвеция, Дидро, Руссо. Условием общественного блага считал реализацию естественных человеческих прав.

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

Не должен есть себе от соперника первый удар ожидать, ибо через такой первый удар может такое причиниться, что и противиться весьма забудет

(из «Воинских артикулов» Петра I).

Если, идущу мне, нападет на меня злодей и, вознесши над головой моей кинжал, восхочет меня им пронзить, – убийцею ли я почтуся, если я предупрежу его в его злодеянии и бездыханного его к моим ногам повергну?

(из «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Радищева).

Темы для рефератов и обсуждения

1. Исторические корни демократии в России.

2. Почему в России право совести и правды ставилось выше закона?

По мере становления и развития - от древнего права к средневековому и далее к советскому праву - оно приобретало все большее своеобразие. В XX столетии Россия дала миру принципиально новый тип правовой системы - социалистическое право, оказавшее значительное воздействие на правовые представления миллионов людей и повлиявшее на законодательство многих стран мира.

Можно указать на три характерные черты русского права .

Первая черта - это неразвитость юридических традиций у российского населения, зачастую переходящая в правовой нигилизм , в отрицание самой необходимости и ценности права.

Государственная власть поддерживала и насаждала с помощью юридических средств господствующую идеологию, а та в свою очередь активно влияла на содержание правовых норм. Девять веков преобладания христианства и семьдесят лет «марксистско-ленинской идеологии» характеризуют вторую черту русского права, суть которой - идеологизация правовых норм, подчинение права идеологии.

Географическое положение русского государства и сосуществование и взаимодействие различных культур способствовали формированию третьей характерной черты русского права - слиянию в нем европейских и азиатских начал. Свойственные западной культуре юридические формы тесно соединялись в России с присущими Востоку коллективизмом, соборностью, общиной. Евразийский характер русской правовой культуры делает ее восприимчивой к иностранным влияниям.

Русское право выросло на основе восточнославянских, а отчасти финно-угорских и скандинавских (норманнских) юридических обычаев в конце I тысячелетия нашей эры. При возникновении и в первые века своего существования оно обладало всеми основными признаками древнего права в его восточном варианте. Однако внешние влияния, общение с более культурными народами, в первую очередь с наследницей Восточной Римской империи Византией , ускорили переход Руси к средневековому праву, что и произошло в XI-XII вв.

Древнейшим источником права на Руси были юридические обычаи. Наиболее важный свод устных норм обычного права назывался «Закон Русский ». Ссылки на него имеются в самых ранних из письменных памятников русского права - в договорах Руси с Византией (X в.).

Усиление княжеской власти способствовало возникновению законодательства, основу которого составляет «Русская Правда » - фундамент русского, украинского, белорусского и литовского права.

«Русская Правда» - важнейший памятник древнерусского права. Она включала в себя нормы различных отраслей права, и в первую очередь уголовного и процессуального. Источником «Русской Правды» было обычное право. Вместе с тем она обобщила отдельные законы, принимавшиеся князьями, т.е. означала определенную систематизацию права. «Русская Правда» - светский судебник. Он был создан государственной властью и охватывал дела, подведомственные светским, государственным органам, не вторгаясь в церковную юрисдикцию, которая возникла с крещением Руси и была предусмотрена специальными княжескими уставами. Вместе с тем в некоторых сферах, например в наследственном праве, «Русская Правда» соотносилась с областью церковной компетенции.


В период средневековой раздробленности XIII-XV вв. среди источников русского писаного права на первое место по количеству и распространенности вышли княжеские грамоты. Они имели местное значение, и их действие не распространялось на всю территорию государства. Постановления этих грамот дополняли и развивали нормы «Русской Правды», приспосабливая их к новым условиям.

Прибывшие из Византии священнослужители привезли на Русь сборники византийского канонического права, нормы которого на протяжении нескольких веков постепенно внедрялись в русскую правовую систему. В результате подобной рецепции, заимствования появилась искаженная византийско-русская редакция законников, изданных в Константинополе после Свода Юстиниана - так называемой Кормчей книги.

Русская церковь с момента введения христианства стремилась обеспечить защиту своих интересов от чьих бы то ни было посягательств. С этой целью она добилась издания специальных актов княжеской власти, получивших название церковных уставов. Данными документами определялось правовое положение православной церкви и духовенства, устанавливались круг дел, подсудных церковным инстанциям, а также разнообразные льготы для церкви и ее людей.

По мере объединения русских земель возникла потребность в кодификации существовавшего законодательного массива. Первые общегосударственные сборники законов, появившиеся после «Русской Правды», представляют собой процессуальные кодексы и называются судебниками. Первый судебный устав - Судебник 1497 г . - был издан князем Иваном III , второй, сменивший его судебник - Царский - появился в самом начале правления Ивана IV-в 1550 г.

Наряду с Царским судебником в 1551 г. был составлен сборник церковного законодательства, который ввиду разделения его на сто глав получил позднее наименование Стоглав. Этот памятник русского права принимался церковным собором и содержал нормы об управлении православной церковью, о ее обрядах, о церковном суде.
Последовавшие за принятием Судебника 1550 г. дополнительные указы и постановления (1550-1649 гг.) стали собираться в центральных органах управления - в приказах - в своеобразные хронологические сборники правовых норм. Каждый приказ отбирал для себя те статьи или указы, которые относились к его ведению.

Развитие русского права в XV-XVII вв. способствовало появлению весьма уникального законодательного акта, который был подготовлен и принят Земским собором 1649 г., - Соборного уложения царя Алексея Михайловича . Соборное уложение подготавливалось более полугода и стало результатом творческой переработки многих предыдущих законодательных актов (судебников, грамот, указов), свода юридических норм Юго-Западной Руси (Литовский статут 1588 г.). Это важнейший из кодексов допетровской России, служивший основой русского права на протяжении почти двух веков, вплоть до издания в царствование Николая I Свода законов Российской империи. Отдельные нормы Соборного уложения были включены в Свод законов и таким образом действовали вплоть до свержения монархии в стране. Этот свод русского законодательства середины XVII в. охватывал преимущественно нормы административного, финансового, уголовного и процессуального права.

В 1721 г. Россия была провозглашена империей. Но историю имперского права принято исчислять с 1696 г., когда Петр I стал единодержавным правителем России. Правовая система императорской России была направлена на утверждение государства как решающей силы в правотворчестве. В 60-е годы XIX в. появляются благоприятные условия для развития правовых начал и в деле осуществления крупнейшей в истории страны правовой реформы, заложившей основы правовой государственности в России.

Единственным источником русского права в императорскую эпоху признавали закон. Обычай, игравший прежде определяющую роль в правотворчестве, отступил на задний план, утратил значение правообразующего фактора. Со времени царствования Петра I в качестве главного источника законодательства стали выступать соображения целесообразности и заимствования из иностранного права. Этим определялся реформаторский характер имперского законодательства.

Важное место в истории развития русского права занимает кодификация, осуществленная комиссией во главе с М.М. Сперанским . Был повторен подвиг византийского императора Юстиниана, проведшего кодификацию римского права, и в семилетний срок была осуществлена грандиозная систематизация российского законодательства. Сначала проводилась работа по сбору и размещению в хронологической последовательности указов, международных договоров и важнейших судебных решений за 1649-1825 гг. В 1830 г. было опубликовано Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ), включавшее все нормативные акты - от Соборного уложения до последних указов Александра I . Правовые акты, принятые до 1649 г., признавались недействительными и потому не были включены в Собрание законов.

В последующие годы это издание продолжалось: второе ПСЗ содержало около 62 тыс. актов правления Николая I и Александра II; третье ПСЗ включило нормативные правовые акты двух последних императоров и было доведено до 1913 г. Всего до 1917 г. было выпущено в свет 45 фолиантов, являвшихся средоточием большей части правовых актов Российской империи. Из Полного собрания были составлены специальные исторические своды (законодательства) по отдельным вопросам. Затем из сводов устранялось все недействующее, а законоположения, сохранившие силу, были сведены в определенную систему. М.М. Сперанский принял при этом за образец Свод законов Юстиниана, руководствовался же он правилами, преподанными Ф. Бэконом : исключение всех повторений; сокращение слишком многословных законов; из двух противоречащих друг другу законов предпочтение оказывать позднейшему. Чтобы логично соединить нормы русского права Сперанский иногда создавал новые юридические правила. Ярким примером подобного правотворчества, родившегося в результате учета передовых достижений западной юриспруденции, стало определение права собственности - первое в истории русского законодательства.

В соответствии с эволюцией законодательства развивалась и юридическая наука. Что касается русской либеральной правовой мысли - работ Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяковского и др., - то она уже в то время находилась на уровне передовых правовых теорий. После революции 1905-1917 гг. Россия готовилась воеспринять новые кодексы, которые отвечали бы передовым достижениям западноевропейского права.

История имперской юстиции четко разделяется на два этапа. Первый охватывал промежуток времени от реформ Петра Великого до утверждения Судебных уставов 1864 г.

Реформы, проведенные на первом этапе, смягчили средневековые черты российского правосудия.

Во-первых, судебные учреждения получили коллегиальное устройство.

Во-вторых , судебная функция стала автономной частью административно-управленческой деятельности.

В-третьих, был установлен контроль за юстицией со стороны специальных органов во главе с прокуратурой.

Однако суд оставался сословным: дворяне, граждане (мещане) и крестьяне судились - в различных учреждениях юстиции. Правосудие вершили не только специализированные органы, но и учреждения управленческие: губернские правления, полиции и др.

Второй этап правовой реформы длился полвека и был основан на четырех Судебных уставах 1864 г.: Учреждение судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Таким образом, была создана весьма оригинальная система правосудия.

Во-первых, суд отделился от административной власти.

Во-вторых , был введен гласный состязательный процесс: право обвиняемого на защиту обеспечивала впервые созданная в России адвокатура.

В-третьих , законодательство о суде установило презумпцию невиновности, а формальную силу доказательств заменило свободной оценкой их судом.

В-четвертых , сами судьи, как и судебные следователи (предварительное следствие было передано от полиции суду), стали несменяемыми по произволу власти и подлежали замене с соблюдением специальной процедуры только в случае совершения ими серьезных правонарушений.

В-пятых, был учрежден суд присяжных, обеспечивавший реальное и непосредственное участие населения в отправлении правосудия.

Таким образом, развитие российской правовой системы в X- XIX вв., восприятие ею византийской культуры, православия, духа позднеримского права, а также североевропейских влияний позволяют сделать вывод о вхождении ее в романо-германскую семью правовых систем. При этом можно отметить следующие особенности особой - евразийской - разновидности.

Во-первых, высокая, приоритетная защита общих интересов, общего дела, дух соборности в ущерб личным притязаниям индивида, его правам и интересам.

Во-вторых, слабость личностного правового начала в культуре вообще.

В-третьих , широкое распространение неправовых регуляторов в обществе: моральных, морально-религиозных, корпоративных и т.д.

В-четвертых, отрицательное отношение православной религии к фундаментальным устоям правового общества и к праву, правовой культуре.

В-пятых, высокая степень «присутствия» государственности в общественной жизни, в государственной идеологии, огосударствление многих сторон общественной жизни, подчиненность права государству.

Никита Колоколов, доктор юридических наук, профессор кафедры судебной власти и организации правосудия НИУ - ВШЭ, г. Москва.

Право - социально-правовой феномен. Уяснение его сути невозможно без одновременного анализа таких сложнейших категорий, как правосознание и государство. При этом следует подчеркнуть, что данные категории существуют лишь в динамике, параметры которой непрерывно задаются множеством факторов. Важнейший из них - место государства и права конкретной нации в глобальном мире.

От зарождения до XIX века

Если история государства и права российского насчитывает немногим более тысячи лет, то возраст аналогичных цивилизационных проявлений человечества приближается к пяти тысячам лет. Иными словами, к тому моменту, когда на карте Восточной Европы появилась Древняя Русь, по соседству успело возникнуть, а то и умереть не одно могучее государство. Однако в природе ничто не исчезает бесследно, памятники права, созданные нашими бывшими ближними и дальними соседями, став бесценным достоянием земной цивилизации, перешли по наследству ко многим, далеко не всегда благодарным потомкам.

Как известно, российская государственность зародилась в VI - VII веках на путях "из варяг в греки" и "из варяг в персы". Именно тогда славянские народы впервые впитали в себя и азы европейской правовой культуры, опирающейся на "бастион" права Римского. Более тысячи лет минуло с момента крещения Руси. Общепризнанно, что распространение идей ортодоксального христианства на ее народы в значительной мере предопределило ход дальнейшего развития государства.

В наши дни принятие славянами христианства в качестве основной идеологии совершенно обоснованно признается ключевой составляющей расцвета нашей государственности. При этом упускается из вида, а то и замалчивается тот факт, что наряду с православием Древняя Русь, а затем и государство Московское в свои правовые системы инкорпорировали многие нормы уникального права Византии, в первую очередь права публичного.

К сожалению, ход нашего развития в лоне европейской правовой культуры на три столетия был прерван татаро-монгольским нашествием. Фактическая утрата Русью независимости в XIII - XV веках не только способствовала консервации давно устаревших правовых идей, но и в определенной мере трансформировала режим государственного правления по образцу эффективных в военном отношении восточных деспотий, препятствовала восприятию новейших достижений в области правового строительства, получивших самое широкое распространение в Европе. Например , нам неведомо Магдебургское право, сыгравшее на Западе важную роль в становлении независимого городского населения.

Лишь только в конце XVI века наметился возврат нашего общества в лоно европейской, в том числе и правовой, культуры. Данный процесс в силу множества причин происходил крайне медленно, а порой и болезненно, война между западниками и славянофилами продолжается до сих пор. Более того, из этого процесса фактически была исключена большая часть населения государства, ибо до 1861 года в России существовало крепостное право. К этому моменту в большинстве стран Европы уже сложились современные правовые системы. Сама история поставила перед Россией цель - как можно скорее принять все лучшее, что к этому моменту было создано человечеством в сфере государственно-правового строительства.

Многие задачи, ставшие тогда перед нашим народом, удалось решить в рамках Великой судебно-правовой реформы 1864 года. И Россия получила действительно передовую по тем временам судебную систему, а также соответствующее лучшим мировым образцам процессуальное законодательство. Начал свой отсчет золотой век российской адвокатуры.

Век информационных технологий

К сожалению, искусственная консервация самодержавия в его практически абсолютистском варианте не позволила завершить многое из намеченного в правовом строительстве. Россия, в частности, вошла в XX век без отвечающего требованиям времени гражданского права. Главное, не удалось к этому времени сформировать и сколько-нибудь значимую социальную прослойку - группу классов, которые были ли бы заинтересованы в эволюционном поступательном развитии нашего общества. В 1917 году возобладали привнесенные извне революционные идеи квазикоммунизма. На долгие 70 лет Россия в очередной раз была вырвана из общеевропейского цивилизационного процесса.

Историю российского права принято делить на три периода: досоветский, советский и постсоветский. Для каждого из них характерны свои достижения в сфере правового строительства. В этом плане не был исключением и советский период. Например , Октябрьская революция уничтожила сохранившееся со времен феодализма деление общества на сословия, уравняла в правах мужчин и женщин, разрешила многие вопросы трудового права, социального обеспечения. Не будем забывать также и о том, что именно при советской власти Россия получила пусть во многом формальные, но первые конституцию и всеобщее избирательное право. В то же время коммунистическая идеология расценивала государство и право как орудия угнетения трудящихся классов, дни которых были сочтены.

Естественно, что жизнь за железным занавесом не могла продолжаться вечно, новые информационные технологии XX века быстро смахнули в корзину истории концепцию утопического коммунизма, Россия в очередной раз вернулась в лоно европейской цивилизации.

Данный процесс начался с последовательной инкорпорации в нашу правовую систему общепризнанных норм и правил:

  • 5 июля 1991 года Верховный Совет СССР принял Постановление N 2304-1, согласно которому наше государство присоединилось к Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах;
  • 22 октября 1991 года Верховный Совет РСФСР, отмечая необходимость приведения законодательства страны в соответствие с лучшими мировыми стандартами, принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина;
  • 12 декабря 1993 года всенародным голосованием принята Конституция РФ, согласно ч. 4 ст. 15 которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Перечень таких актов можно продолжать довольно долго. Естественно, что одного только внедрения общепризнанных правовых стандартов для включения России в мировое правовое пространство было явно недостаточно. Как и в середине XIX века, в конце XX века на повестку дня опять встал вопрос о проведении уже второй по счету тотальной правовой реформы. Поскольку право само по себе развиваться не может, речь шла о реформировании всего государства, в первую очередь его судебной системы, так как именно судьи в состоянии наполнить формальные правовые конструкции необходимым содержанием.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав