06.09.2019

Экспертный совет при правительстве российской федерации. Ключевая структура «Открытого правительства» начнет работу без трех членов


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 26 июля 2012 г. N 774 МОСКВА Об Экспертном совете при Правительстве Российской Федерации от 25.07.2015 г. N 758) Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Образовать Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации. 2. Утвердить прилагаемое Положение об Экспертном совете при Правительстве Российской Федерации. 3. Министру Российской Федерации в установленном порядке внести в Правительство Российской Федерации предложения по составу Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев __________________________ УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2012 г. N 774 П О Л О Ж Е Н И Е об Экспертном совете при Правительстве Российской Федерации (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.07.2015 г. N 758) I. Общие положения 1. Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации (далее - Экспертный совет) является совещательным органом и создается с целью организации проведения экспертизы экономических и социально значимых решений Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правительственных, межведомственных комиссий и советов, а также с целью формирования вопросов со стороны институтов гражданского общества для обсуждения с Председателем Правительства Российской Федерации и по его поручению - с федеральными органами исполнительной власти. 2. Экспертный совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением. 3. Экспертный совет при осуществлении возложенных на него задач взаимодействует с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Министром Российской Федерации, Правительственной комиссией по координации деятельности открытого правительства (далее - Правительственная комиссия), иными правительственными и межведомственными комиссиями, советами, общественными объединениями, экспертными сообществами и другими организациями. 4. Решения Экспертного совета носят рекомендательный характер. II. Задачи Экспертного совета 5. Основными задачами Экспертного совета являются: а) обеспечение участия экспертного сообщества в процессе подготовки и реализации решений Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти путем: привлечения членов Экспертного совета к разработке и внедрению принципов и механизмов системы "Открытое правительство" в деятельность Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти; абзац; (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.07.2015 г. N 758) экспертной оценки проектов решений Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, результатов их исполнения, а также экспертного мнения по вопросам компетенции Экспертного совета; б) обеспечение общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти в форме: участия в разработке ключевых показателей эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и предоставления заключения о результатах их исполнения; осуществления мониторинга эффективности расходов федерального бюджета; участия в обсуждении перечней консультационных и научно-исследовательских работ, осуществляемых в интересах федеральных органов исполнительной власти, государственных органов, а также в обобщении и анализе результатов указанных работ; участия в разработке методических рекомендаций и стандартов функционирования общественных советов и экспертных групп при федеральных органах исполнительной власти и контроля за их выполнением; рассмотрения и оценки общественных инициатив; участия в разработке и осуществлении процедур оценки внедрения принципов и механизмов системы "Открытое правительство". III. Полномочия Экспертного совета 6. Экспертный совет осуществляет следующие полномочия: а) создает рабочие группы для подготовки материалов на заседании Экспертного совета; б) запрашивает у органов государственной власти Российской Федерации и иных организаций материалы и документы, необходимые для проведения экспертизы; б-1) готовит заключения на разработанные федеральными органами исполнительной власти проекты законодательных актов, проекты актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, государственные программы Российской Федерации и иные документы в случае его привлечения к их подготовке; от 25.07.2015 г. N 758) в) осуществляет в пределах своей компетенции иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и необходимые для осуществления экспертной и информационно-консультативной деятельности. 7. Члены Экспертного совета имеют право: а) участвовать в мероприятиях, проводимых Экспертным советом, в подготовке материалов по рассматриваемым вопросам; б) вносить предложения, замечания и поправки к проектам планов работы Экспертного совета, повестке дня и порядку ведения его заседаний; в) знакомиться с представленными в Экспертный совет документами, касающимися рассматриваемых проблем, высказывать свое мнение по существу обсуждаемых вопросов, замечания и предложения по проектам принимаемых решений и протоколам заседаний Экспертного совета; г) использовать в своей работе информацию, аналитические и иные материалы, полученные в результате экспертной деятельности. 8. Члены Экспертного совета обладают равными правами при обсуждении вопросов и голосовании. В случае несогласия с принятым решением они имеют право высказывать свое мнение, которое приобщается к протоколу Экспертного совета. 9. По рассмотренным вопросам Экспертный совет, его коллегия и рабочие группы принимают решения, которые оформляются протоколами заседаний Экспертного совета. Копии указанных протоколов направляются в Правительство Российской Федерации. Решения Экспертного совета также могут быть оформлены в виде заключений на проекты актов, которые могут подписываться председателем Экспертного совета (заместителями председателя Экспертного совета), либо членами коллегии Экспертного совета, либо руководителями рабочих групп Экспертного совета, которые участвовали в подготовке соответствующего заключения. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.07.2015 г. N 758) В заключении на проекты актов отражаются: (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.07.2015 г. N 758) а) дата составления заключения и его регистрационный номер; от 25.07.2015 г. N 758) б) основания для подготовки заключения; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.07.2015 г. N 758) в) информация о проекте акта, направленного на заключение; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.07.2015 г. N 758) г) содержание и результаты исследований; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.07.2015 г. N 758) д) выводы и их обоснование; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.07.2015 г. N 758) е) наименования документов, прилагаемых к заключению. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.07.2015 г. N 758) 10. Решения Экспертного совета, его коллегии и рабочих групп принимаются, как правило, общим согласием. На основании предложения члена Экспертного совета по решению председательствующего может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов участвующих в заседании Экспертного совета, его коллегии и рабочих групп, в том числе в режиме онлайн. IV. Состав Экспертного совета 11. В состав Экспертного совета входят председатель Экспертного совета, заместители председателя Экспертного совета и члены Экспертного совета. Из членов Экспертного совета формируется коллегия, которая состоит из 20 человек и является постоянно действующим органом Экспертного совета. 12. Отбор кандидатов в члены Экспертного совета осуществляется на основе гласности и добровольном участии в работе Экспертного совета. 13. При осуществлении процедуры отбора (рейтингования) кандидатов в члены Экспертного совета могут учитываться такие факторы, как наличие ученой степени и (или) звания, почетной степени и (или) звания, количество публикаций в научных журналах и иных средствах массовой информации, наличие представительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), включая социальные сети, участие в деятельности общественных организаций, высших учебных заведений и научных институтов, а также признанный авторитет в профессиональном сообществе и репутация ответственного эксперта. 14. Членами Экспертного совета не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы. 15. Члены Экспертного совета осуществляют свою деятельность на общественных началах. 16. Порядок формирования Экспертного совета включает в себя 3 этапа. На первом этапе Министром Российской Федерации направляется на рассмотрение Председателю Правительства Российской Федерации от 200 до 220 кандидатур для включения в состав Экспертного совета. Из их числа Председатель Правительства Российской Федерации утверждает кандидатуры 200 членов Экспертного совета, включая координатора Экспертного совета и его заместителя. Координатор Экспертного совета и его заместитель организуют деятельность Экспертного совета до завершения его формирования. На втором этапе на официальном сайте Правительства Российской Федерации и сайте "большоеправительство.рф" в сети "Интернет" размещается информация о втором этапе отбора экспертов в состав Экспертного совета и анкета кандидата (для заполнения в электронном виде). Одновременно соответствующая информация направляется в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований с населением свыше 500 тыс. человек, Общественную палату Российской Федерации, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, политические партии, Российскую академию наук и отраслевые академии наук, в 20 ведущих российских высших учебных заведений, определяемых по совокупности государственных и общественных рейтингов, общественные объединения предпринимателей и профессиональные союзы, общественные объединения, имеющие сеть региональных представительств, а также в ведущие федеральные и региональные средства массовой информации. Каждый из указанных органов, объединений, учреждений и организаций вправе представить до 10 кандидатов в Экспертный совет. Из общего числа представленных кандидатур координатор Экспертного совета организует отбор кандидатов, номинированных наибольшим количеством указанных органов, объединений, учреждений и организаций. При равенстве полученных голосов учитывается количество факторов, по которым заявлены кандидаты. Количество кандидатов, отобранных на втором этапе, не должно превышать 2000 человек. На третьем этапе 2000 кандидатов, отобранных на втором этапе, проводят голосование (рейтингование) в режиме онлайн. Каждый из кандидатов может проголосовать не более чем за 220 кандидатов из списка. По итогам голосования выявляется 220 кандидатов, набравших наибольшее количество голосов. Координатор Экспертного совета направляет на рассмотрение Председателя Правительства Российской Федерации 220 кандидатур, из числа которых Председатель Правительства Российской Федерации утверждает 200 членов Экспертного совета. 17. Формирование органов Экспертного совета осуществляется в следующем порядке: а) члены Экспертного совета, используя указанный в пункте 16 настоящего Положения механизм голосования (рейтингования), избирают из своего состава 30 кандидатов в члены коллегии Экспертного совета; б) Министр Российской Федерации вносит 10 кандидатур в члены коллегии Экспертного совета из числа утвержденных членов Экспертного совета, но не вошедших в число кандидатов в члены коллегии Экспертного совета; в) Председатель Правительства Российской Федерации из предоставленного списка кандидатур в члены коллегии Экспертного совета утверждает 20 членов коллегии Экспертного совета, председателя Экспертного совета и 2 заместителей председателя Экспертного совета из их числа. 18. Экспертный совет и коллегия Экспертного совета формируются на принципах ежегодной ротации. Состав Экспертного совета обновляется на 20 процентов 1 раз в год в следующем порядке: члены Экспертного совета по итогам календарного года определяют голосованием (рейтингованием) эффективность работы друг друга в рамках Экспертного совета. Каждый член Экспертного совета может проголосовать не более чем за 200 членов Экспертного совета; члены Экспертного совета, набравшие наименьшее количество голосов, выводятся из его состава; проводится голосование по сформированному на втором этапе списку, включающему 2000 кандидатов. Срок полномочий Экспертного совета составляет 3 года со дня формирования полного состава Экспертного совета. V. Порядок проведения заседаний и принятия решений Экспертным советом 19. Коллегия Экспертного совета организует работу и определяет приоритетные направления деятельности Экспертного совета, в том числе утверждает планы работы, формирует рабочие группы и проводит экспертизу по поручению Председателя Правительства Российской Федерации. Заседание коллегии Экспертного совета считается правомочным, если в нем принимают участие более половины всех членов коллегии Экспертного совета. 20. Председатель Экспертного совета: осуществляет общее руководство работой Экспертного совета, проводит заседания Экспертного совета, коллегии и при необходимости рабочих групп, а также общий контроль за выполнением планов работы и исполнением решений Экспертного совета; создает условия для коллективного обсуждения и решения вопросов, внесенных на рассмотрение Экспертного совета. 21. В отсутствие председателя Экспертного совета обязанности по его решению возлагаются на одного из заместителей. 22. Работа Экспертного совета осуществляется на регулярной основе в формате заседаний рабочих групп, а также обсуждения в сети "Интернет". Заседания Экспертного совета проводятся председателем Экспертного совета не реже 1 раза в полугодие. 23. К работе Экспертного совета, в том числе в сети "Интернет", могут быть привлечены эксперты, отобранные по результатам первого этапа формирования Экспертного совета, но не вошедшие в его состав, а также иные эксперты при наличии соответствующих решений председателя Экспертного совета и руководителей рабочих групп. 24. Заседания коллегии Экспертного совета проводятся не реже 1 раза в месяц. 25. Правом внеочередного созыва Экспертного совета и коллегии Экспертного совета обладает Председатель Правительства Российской Федерации. 26. План работы Экспертного совета является публичным и размещается на сайте "большоеправительство.рф" в сети "Интернет". 27. Организационно-техническое обеспечение заседаний Экспертного совета, его коллегии и рабочих групп осуществляется Аппаратом Правительства Российской Федерации. 28. Экспертный совет имеет бланк со своим наименованием. ____________

Экспертный совет при правительстве РФ подготовит заключение на пакет законодательных изменений Минэкономразвития по реформе ТО

Экспертный совет при правительстве РФ рассмотрит в пятницу пакет законодательных предложений по реформе техосмотра автотранспорта, которые были разработаны Минэкономразвития и прошли серию межведомственных согласований, сообщил «Интерфаксу» представитель совета.

По его словам, «по итогам обсуждения с учетом высказанных замечаний совет составит заключение на законопроекты Минэкономразвития и направит в правительство». В обсуждении примут участие представители Минэкономразвития как разработчика поправок по техосмотру, Российского союза автостраховщиков (РСА), члены экспертного совета и представители МВД.

Согласно сообщению Минэкономразвития, изменения готовились ведомством во исполнение соответствующего поручения президента РФ. В результате Минэкономразвития подготовило три законопроекта: «О внесении изменений в федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

Законопроекты направлены на борьбу с «фиктивными» техосмотрами путем введения фото- и видеофиксации, усиливают ответственность за нарушение требований и вводят новый вид государственного контроля (надзора) за операторами технического осмотра.

Как поясняется в сообщении Минэкономразвития, изменениями «предлагается ввести процедуру фото- и видеофиксации техосмотра, определить пропускную способность пунктов техосмотра». Кроме того, предполагается закрепить за Ространснадзором функции госконтроля за соблюдением операторами ТО установленных требований путем проведения внеплановых выездных проверок в согласованных и четко определенных случаях. Российскому союзу автостраховщиков планируется передать полномочия по созданию и ведению автоматизированной информационной системы технического осмотра транспортных средств (АИС ТО).

В РСА «Интерфаксу» уточнили, что информационная система по техосмотру потребует модернизации и доработки, стоимость затрат союз пока не оценивал (пока РСА ведет по закону реестр операторов техосмотра и проводит их аккредитацию по формальным основаниям, то есть после проверки на соответствие поданных документов). Как считают в РСА, «необходимость обязательной видеофиксации не подвергается сомнению, однако подготовка требует времени. Кроме того, понадобится разработка ряда подзаконных актов, которые определят технические требования, порядок передачи информации».

Вместе с тем в РСА сообщили, что «внедрение системы видеофиксации процедуры проведения ТО потребует значительных затрат, которые могут быть возложены как на страховое сообщество, так и на самих операторов техосмотра».

По данным Минэкономразвития, блок изменений в законы предусматривает «усиление административной ответственности ряда участников процедуры технического осмотра, в том числе для технических экспертов - за нарушения требований передачи информации в АИС ТО или принятие решения о выдаче диагностической карты без проведения технического осмотра, а также для операторов технического осмотра - за допуск к работе экспертов, не отвечающих установленным требованиям или о которых отсутствуют сведения в реестре операторов технического осмотра».

Дополнительно поправками регламентируется административная ответственность за управление транспортным средством, в отношении которого не был проведен технический осмотр.

Вопрос введения уголовной ответственности в отношении технических экспертов пакетом законопроектов не предусматривается, оговаривается в сообщении ведомства.

«Предлагаемые изменения уголовного законодательства касаются только умышленного внесения в базу ЕАИС ТО заведомо недостоверных сведений, умышленного уничтожения или подлога документов уполномоченным лицом оператора ЕАИС ТО (в соответствии с законопроектами им является РСА)», - пояснил разработчик смысл поправок в УК РФ.

«Ситуация с техосмотром в России в последние годы значительно ухудшилась. По экспертным оценкам, более 45% автомобилей либо вовсе не проходят ТО, либо данные об этом не попадают в единую информационную систему технического осмотра транспортных средств, - приводит данные Минэкономразвития. - Много вопросов к качеству технического осмотра. До 80% диагностических карт выдается без его фактического проведения. Такой вывод мы делаем по нескольким причинам: это и время проведения ТО, которое в 80% случаев составляет менее 13 минут, и большое количество операторов, которые по бумагам проводят порядка 70 осмотров в день, что примерно в 10 раз выше средней реальной производительности».

Проблемы в сфере технического осмотра напрямую сказываются на безопасности дорожного движения. Количество аварий из-за технической неисправности автомобилей в последние годы многократно выросло. Если в 2011 году в России было зафиксировано чуть больше 1000 таких ДТП с 232 жертвами, то в 2016 году цифры увеличились до 5394 ДТП, жертвами стали около 1000 человек, отмечается в сообщении ведомства.


Экспертный совет при Правительстве России является совещательным органом и создан для проведения экспертизы, а также участия в разработке и реализации всех значимых социально-экономических решений Правительства, федеральных министерств и ведомств, правительственных, межведомственных комиссий и советов.

Другая важнейшая функция Экспертного совета - формирование вопросов и повестки со стороны институтов гражданского общества для обсуждения с Председателем Правительства России и по его поручению - с федеральными министерствами и ведомствами.

Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации - это негосударственный и некоммерческий коллегиальный орган, обеспечивающий независимую экспертизу проектов правительственных решений, а также подготовку для рассмотрения Председателем Правительства экспертных инициатив, которые могут лечь в основу таких решений.

Экспертный совет является важным слагаемым системы Открытого правительства, реализующим один из ее основополагающих принципов - вовлеченность общества в обсуждение вопросов, рассматриваемых Правительством РФ. Эта вовлеченность позволяет обеспечить их всестороннюю проработку, выбрать наиболее приемлемые для всех и эффективные варианты действий.

Экспертный совет работает и в реактивном (отвечая на запросы со стороны Правительства), и в проактивном (выявляя и формулируя спрос со стороны общества) режиме. В обоих случаях предложения Экспертного совета носят рекомендательный характер. ЭС не обладает правом законодательной инициативы.

Основными задачами Экспертного совета являются:

  • обеспечение участия экспертного сообщества в процессе подготовки и реализации решений Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ);
  • предоставление Правительству РФ своевременной и качественной экспертизы по рассматриваемым им вопросам;
  • формирование вопросов актуальной с точки зрения экспертного сообщества повестки дня - для обсуждения с Председателем Правительства РФ и, по его поручению, - с федеральными министерствами и ведомствами.
Регулирование его работы осуществляется Правительственной комиссией по координации деятельности Открытого правительства и министром РФ по делам Открытого правительства (с 21 мая 2012 г. эту должность занимает М.А. Абызов). Министр может выступать модератором экспертных дискуссий, а также - как член Правительства РФ - формулирует спрос на экспертные заключения со стороны кабинета министров, но не руководит работой ЭС.

На базе Некоммерческого фонда «Аналитический центр "Форум"» (АЦФ) создан Проектный офис Экспертного совета (Проектный офис, ПО), который занимается организацией деятельности ЭС. Эта работа предполагает:


  • организацию и модерирование экспертных обсуждений;
  • методологическое и технологическое обеспечение этого модерирования;
  • организацию работы Коллегии ЭС, определяющей его стратегическую повестку;
  • формирование экспертных рабочих групп;
  • обеспечение экспертов необходимыми материалами;
  • обеспечение сроков подготовки документов;
  • помощь в подготовке экспертных заключений и иных материалов, направляемых на рассмотрение в Правительство РФ;
  • учет активности экспертов, в том числе при плановой ротации, а также агрегирование предложений по кандидатам на вступление в ЭС.
Фактически Экспертный совет функционирует как экспертный пул, не имеющий единого руководящего органа.

Принципы функционирования

Ключевыми принципами функционирования ЭС являются:
1) Реализация политики «открытых дверей». Правительство России принимает решения по широкому кругу вопросов, при этом в сформированном по итогам очередной ротации ЭС могут отсутствовать эксперты в какой-то определенной предметной области. Поэтому к сотрудничеству с ЭС могут привлекаться специалисты, формально не состоящие в Экспертном совете.
2) Комплексный подход. Экспертный совет стремится представить Правительству РФ всю палитру мнений по обсуждаемому вопросу, указать на максимально широкий спектр рисков и последствий предлагаемых решений. Поэтому приоритет в работе отдается коллегиальным формам работы. К участию в подготовке экспертных заключений приглашаются носители всех точек зрения на обсуждаемый вопрос. Если участники дискуссии не пришли к единой точке зрения, разница во мнениях отражается в экспертном заключении.
3) Добровольность участия. Участие в работе ЭС является добровольным, от нее можно отказаться как в ходе очередной ротации (проводится раз в два года), так и в период между ними.
4) Безвозмездность участия. Работа в ЭС не оплачивается, за исключением случаев проведения специальных исследований (например, социологических опросов).
5) Уважение заказчика. Заказчиком и потребителем услуг Экспертного совета является Правительство России. От членов Экспертного совета ожидается уважение к регламенту, планам и приоритетам его деятельности. В некоторых случаях требуется согласие на неразглашение информации.
6) Декларирование конфликта интересов. Организация коллегиальной и комплексной работы в целом позволяет нивелировать негативный эффект лоббирования в пользу отдельных групп интересов и подготовить качественный экспертный продукт.

Координацией работы экспертов занимается Коллегия ЭС. Согласно сложившейся практике, в состав Коллегии входят люди с опытом работы на уровне Правительства РФ, в том числе - на позициях консультантов/советников. На уровне Коллегии обсуждаются основные планы и предложения по совершенствованию процедур работы ЭС, тематика и повестка встреч с Председателем Правительства РФ. Также Коллегия обеспечивает координацию проактивной повестки ЭС, помогает отраслевым или узкоспециализированным рабочим группам поместить свою повестку в контекст работы Правительства в целом.

Проект основных направлений деятельности Экспертного совета ежегодно выносится Проектным офисом на обсуждение с Коллегией ЭС и министром РФ.

Механизмы и продукты

К основным механизмам ЭС относятся рабочие группы, сформированные по большинству направлений его деятельности. Каждая рабочая группа имеет своего руководителя из числа членов ЭС, утвержденного Коллегией и министром РФ. Группа формирует свобственную проактивную повестку и организует работу по повестке реактивной. В состав рабочих групп входят члены ЭС и иные эксперты, получившие приглашение от руководителя рабочей группы.

Как правило, состав рабочих групп утверждается решением министра РФ. Хотя госслужащие не могут быть членами Экспертного совета, в некоторых случаях они участвуют в работе групп, чтобы обеспечить оперативную связь с ведомствами или аппаратом Правительства РФ, в рабочем порядке осуществить согласование позиций. Это позволяет ускорить рассмотрение предложенных группой документов в соответствующих министерствах.

Зачастую экспертные коллективы формируются для реализации отдельных краткосрочных проектов Экспертного совета. Впоследствии, с учетом достигнутых результатов, на основе такого временного коллектива может быть сформирована отдельная рабочая группа со своей повесткой и постоянным составом участников.

Форматы работы группы по отдельным вопросам определяются в зависимости от сложности поставленных задач, доступности необходимого состава экспертов и степени срочности. Это могут быть:


  • очные встречи экспертов на различных площадках;
  • онлайн-опросы по теме, онлайн-обсуждения (например, проектов нормативно-правовых актов);
  • совещания у министра РФ с участием экспертов;
  • встречи членов Экспертного совета с Председателем Правительства;
  • публичные мероприятия (форумы, конкурсы, конференции).
Основными продуктами ЭС являются экспертные заключения (реже - отчеты, протоколы) по отдельным вопросам, сформулированным в поручениях Правительства РФ. Заключения ЭС редко носят оценочный (положительный/отрицательный) характер. Чаще всего речь идет о конструктивных предложениях, направленных на повышение эффективности планируемых решений или процедур. Кроме того, Экспертный совет готовит системные доклады, зачастую носящие стратегический характер: например, об основных направлениях денежной и налоговой политики, о социально-экономическом прогнозе, методологии приоритизации государственных инвестиций, глобальных трендах и вызовах для России.

Большинство экспертных заключений публикуется в открытом доступе, на сайте Открытого Правительства. Исключением являются случаи, требующие сохранения режима конфиденциальности.

Нормативные новации

24 июля 2015 в Регламент деятельности Правительства РФ были внесены изменения, существенно расширяющие полномочия Экспертного совета. С этого момента:


  • вынося любой вопрос на рассмотрение Правительства, каждый ФОИВ должен указать, требуется заключение Экспертного совета или нет;
  • если ФОИВ считает, что заключение требуется, либо так считает Председатель Правительства, а также его заместители, вопрос передается в ЭС;
  • ЭС должен представить свое заключение в течение 15 дней;
  • если ФОИВ не согласен с экспертным заключением или его частью, вопрос выносится на рассмотрение Правительства в сопровождении перечня разногласий.
В такой конфигурации существенно усиливается ответственность как ФОИВ, который должен содержательно оценить потребность в независимой экспертизе, так и самого Экспертного совета, который должен предоставить такую экспертизу за две недели.

Решение о придании Экспертному совету большего аппаратного веса укладывается в контекст ранее принятого Правительством РФ решения о разработке «Стратегии-2030» именно на площадке ЭС.

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 июля 2012 г. № 774

П О Л О Ж Е Н И Е
об Экспертном совете при Правительстве Российской Федерации

I. Общие положения

1. Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации (далее -Экспертный совет) является совещательным органом и создается с целью организации проведения экспертизы экономических и социально значимых решений Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правительственных, межведомственных комиссий и советов, а также с целью формирования вопросов со стороны институтов гражданского общества для обсуждения с Председателем Правительства Российской Федерации и по его поручению -с федеральными органами исполнительной власти.

2. Экспертный совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Экспертный совет при осуществлении возложенных на него задач взаимодействует с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Министром Российской Федерации, Правительственной комиссией по координации деятельности открытого правительства (далее -Правительственная комиссия), иными правительственными и межведомственными комиссиями, советами, общественными объединениями, экспертными сообществами и другими организациями.

4. Решения Экспертного совета носят рекомендательный характер.

II. Задачи Экспертного совета

5. Основными задачами Экспертного совета являются:

а) обеспечение участия экспертного сообщества в процессе подготовки и реализации решений Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти путем: привлечения членов Экспертного совета к разработке и внедрению принципов и механизмов системы «Открытое правительство» в деятельность Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти; участия представителей Экспертного совета в заседаниях Правительства Российской Федерации по указанию Председателя Правительства Российской Федерации, правительственных и межведомственных комиссий и советов по решению их председателей; экспертной оценки проектов решений Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, результатов их исполнения, а также экспертного мнения по вопросам компетенции Экспертного совета;

б) обеспечение общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти в форме: участия в разработке ключевых показателей эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и предоставления заключения о результатах их исполнения; осуществления мониторинга эффективности расходов федерального бюджета; участия в обсуждении перечней консультационных и научно-исследовательских работ, осуществляемых в интересах федеральных органов исполнительной власти, государственных органов, а также в обобщении и анализе результатов указанных работ; участия в разработке методических рекомендаций и стандартов функционирования общественных советов и экспертных групп при федеральных органах исполнительной власти и контроля за их выполнением; рассмотрения и оценки общественных инициатив; участия в разработке и осуществлении процедур оценки внедрения принципов и механизмов системы «Открытое правительство».

III. Полномочия Экспертного совета

6. Экспертный совет осуществляет следующие полномочия:

а) создает рабочие группы для подготовки материалов на заседании Экспертного совета;

б) запрашивает у органов государственной власти Российской Федерации и иных организаций материалы и документы, необходимые для проведения экспертизы;

в) осуществляет в пределах своей компетенции иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и необходимые для осуществления экспертной и информационно- консультативной деятельности.

7. Члены Экспертного совета имеют право:

а) участвовать в мероприятиях, проводимых Экспертным советом, в подготовке материалов по рассматриваемым вопросам;

б) вносить предложения, замечания и поправки к проектам планов работы Экспертного совета, повестке дня и порядку ведения его заседаний;

в) знакомиться с представленными в Экспертный совет документами, касающимися рассматриваемых проблем, высказывать свое мнение по существу обсуждаемых вопросов, замечания и предложения по проектам принимаемых решений и протоколам заседаний Экспертного совета;
г) использовать в своей работе информацию, аналитические и иные материалы, полученные в результате экспертной деятельности.

8. Члены Экспертного совета обладают равными правами при обсуждении вопросов и голосовании. В случае несогласия с принятым решением они имеют право высказывать свое мнение, которое приобщается к протоколу Экспертного совета.

9. По рассмотренным вопросам Экспертный совет, его коллегия и рабочие группы принимают решения, которые оформляются протоколами заседаний Экспертного совета. Копии указанных протоколов направляются в Правительство Российской Федерации.

10. Решения Экспертного совета, его коллегии и рабочих групп принимаются, как правило, общим согласием. На основании предложения члена Экспертного совета по решению председательствующего может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов участвующих в заседании Экспертного совета, его коллегии и рабочих групп, в том числе в режиме онлайн.

IV. Состав Экспертного совета

11. В состав Экспертного совета входят председатель Экспертного совета, заместители председателя Экспертного совета и члены Экспертного совета. Из членов Экспертного совета формируется коллегия, которая состоит из 20 человек и является постоянно действующим органом Экспертного совета.

12. Отбор кандидатов в члены Экспертного совета осуществляется на основе гласности и добровольном участии в работе Экспертного совета.

13. При осуществлении процедуры отбора (рейтингования) кандидатов в члены Экспертного совета могут учитываться такие факторы, как наличие ученой степени и (или) звания, почетной степени и (или) звания, количество публикаций в научных журналах и иных средствах массовой информации, наличие представительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее -сеть «Интернет»), включая социальные сети, участие в деятельности общественных организаций, высших учебных заведений и научных институтов, а также признанный авторитет в профессиональном сообществе и репутация ответственного эксперта.

14. Членами Экспертного совета не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы.

15. Члены Экспертного совета осуществляют свою деятельность на общественных началах.

16. Порядок формирования Экспертного совета включает в себя 3 этапа.

На первом этапе Министром Российской Федерации направляется на рассмотрение Председателю Правительства Российской Федерации от 200 до 220 кандидатур для включения в состав Экспертного совета. Из их числа Председатель Правительства Российской Федерации утверждает кандидатуры 200 членов Экспертного совета, включая координатора Экспертного совета и его заместителя. Координатор Экспертного совета и его заместитель организуют деятельность Экспертного совета до завершения его формирования.

На втором этапе на официальном сайте Правительства Российской Федерации и сайте «большоеправительство.рф» в сети «Интернет» размещается информация о втором этапе отбора экспертов в состав Экспертного совета и анкета кандидата (для заполнения в электронном виде). Одновременно соответствующая информация направляется в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований с населением свыше 500 тыс. человек, Общественную палату Российской Федерации, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, политические партии, Российскую академию наук и отраслевые академии наук, в 20 ведущих российских высших учебных заведений, определяемых по совокупности государственных и общественных рейтингов, общественные объединения предпринимателей и профессиональные союзы, общественные объединения, имеющие сеть региональных представительств, а также в ведущие федеральные и региональные средства массовой информации. Каждый из указанных органов, объединений, учреждений и организаций вправе представить до 10 кандидатов в Экспертный совет. Из общего числа представленных кандидатур координатор Экспертного совета организует отбор кандидатов, номинированных наибольшим количеством указанных органов, объединений, учреждений и организаций. При равенстве полученных голосов учитывается количество факторов, по которым заявлены кандидаты. Количество кандидатов, отобранных на втором этапе, не должно превышать 2000 человек.

На третьем этапе 2000 кандидатов, отобранных на втором этапе, проводят голосование (рейтингование) в режиме онлайн. Каждый из кандидатов может проголосовать не более чем за 220 кандидатов из списка. По итогам голосования выявляется 220 кандидатов, набравших наибольшее количество голосов. Координатор Экспертного совета направляет на рассмотрение Председателя Правительства Российской Федерации 220 кандидатур, из числа которых Председатель Правительства Российской Федерации утверждает 200 членов Экспертного совета.

17. Формирование органов Экспертного совета осуществляется в следующем порядке:

а) члены Экспертного совета, используя указанный в пункте 16 настоящего Положения механизм голосования (рейтингования), избирают из своего состава 30 кандидатов в члены коллегии Экспертного совета;

б) Министр Российской Федерации вносит 10 кандидатур в члены коллегии Экспертного совета из числа утвержденных членов Экспертного совета, но не вошедших в число кандидатов в члены коллегии Экспертного совета;

в) Председатель Правительства Российской Федерации из предоставленного списка кандидатур в члены коллегии Экспертного совета утверждает 20 членов коллегии Экспертного совета, председателя Экспертного совета и 2 заместителей председателя Экспертного совета из их числа.

18. Экспертный совет и коллегия Экспертного совета формируются на принципах ежегодной ротации. Состав Экспертного совета обновляется на 20 процентов 1 раз в год в следующем порядке:
члены Экспертного совета по итогам календарного года определяют голосованием (рейтингованием) эффективность работы друг друга в рамках Экспертного совета. Каждый член Экспертного совета может проголосовать не более чем за 200 членов Экспертного совета; члены Экспертного совета, набравшие наименьшее количество голосов, выводятся из его состава; проводится голосование по сформированному на втором этапе списку, включающему 2000 кандидатов. Срок полномочий Экспертного совета составляет 3 года со дня формирования полного состава Экспертного совета.

V. Порядок проведения заседаний и принятия решений Экспертным советом

19. Коллегия Экспертного совета организует работу и определяет приоритетные направления деятельности Экспертного совета, в том числе утверждает планы работы, формирует рабочие группы и проводит экспертизу по поручению Председателя Правительства Российской Федерации. Заседание коллегии Экспертного совета считается правомочным, если в нем принимают участие более половины всех членов коллегии Экспертного совета.

20. Председатель Экспертного совета:
осуществляет общее руководство работой Экспертного совета, проводит заседания Экспертного совета, коллегии и при необходимости рабочих групп, а также общий контроль за выполнением планов работы и исполнением решений Экспертного совета; создает условия для коллективного обсуждения и решения вопросов, внесенных на рассмотрение Экспертного совета.

21. В отсутствие председателя Экспертного совета обязанности по его решению возлагаются на одного из заместителей.

22. Работа Экспертного совета осуществляется на регулярной основе в формате заседаний рабочих групп, а также обсуждения в сети «Интернет». Заседания Экспертного совета проводятся председателем Экспертного совета не реже 1 раза в полугодие.

23. К работе Экспертного совета, в том числе в сети «Интернет», могут быть привлечены эксперты, отобранные по результатам первого этапа формирования Экспертного совета, но не вошедшие в его состав, а также иные эксперты при наличии соответствующих решений председателя Экспертного совета и руководителей рабочих групп.

24. Заседания коллегии Экспертного совета проводятся не реже 1 раза в месяц.

25. Правом внеочередного созыва Экспертного совета и коллегии Экспертного совета обладает Председатель Правительства Российской Федерации.

26. План работы Экспертного совета является публичным и размещается на сайте «большоеправительство.рф» в сети «Интернет».

27. Организационно-техническое обеспечение заседаний Экспертного совета, его коллегии и рабочих групп осуществляется Аппаратом Правительства Российской Федерации.

28. Экспертный совет имеет бланк со своим наименованием.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Образовать Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации.

2. Утвердить прилагаемое Положение об Экспертном совете при Правительстве Российской Федерации.

3. Министру Российской Федерации в установленном порядке внести в Правительство Российской Федерации предложения по составу Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации.

Председатель
Правительства Российской Федерации
Д. Медведев

Прим. ред: текст постановления опубликован в "Собрании законодательства РФ", 06.08.2012, N 32, ст. 4560.

Положение об Экспертном совете при Правительстве Российской Федерации

I. Общие положения

1. Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации (далее - Экспертный совет) является совещательным органом и создается с целью организации проведения экспертизы экономических и социально значимых решений Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правительственных, межведомственных комиссий и советов, а также с целью формирования вопросов со стороны институтов гражданского общества для обсуждения с Председателем Правительства Российской Федерации и по его поручению - с федеральными органами исполнительной власти.

2. Экспертный совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Экспертный совет при осуществлении возложенных на него задач взаимодействует с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Министром Российской Федерации, Правительственной комиссией по координации деятельности открытого правительства (далее - Правительственная комиссия), иными правительственными и межведомственными комиссиями, советами, общественными объединениями, экспертными сообществами и другими организациями.


II. Задачи Экспертного совета

5. Основными задачами Экспертного совета являются:

А) обеспечение участия экспертного сообщества в процессе подготовки и реализации решений Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти путем:

Привлечения членов Экспертного совета к разработке и внедрению принципов и механизмов системы "Открытое правительство" в деятельность Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти;

Участия представителей Экспертного совета в заседаниях Правительства Российской Федерации по указанию Председателя Правительства Российской Федерации, правительственных и межведомственных комиссий и советов по решению их председателей;

Экспертной оценки проектов решений Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, результатов их исполнения, а также экспертного мнения по вопросам компетенции Экспертного совета;

Б) обеспечение общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти в форме:

Участия в разработке ключевых показателей эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и предоставления заключения о результатах их исполнения;

Осуществления мониторинга эффективности расходов федерального бюджета;

Участия в обсуждении перечней консультационных и научно-исследовательских работ, осуществляемых в интересах федеральных органов исполнительной власти, государственных органов, а также в обобщении и анализе результатов указанных работ;

Рассмотрения и оценки общественных инициатив;

Участия в разработке и осуществлении процедур оценки внедрения принципов и механизмов системы "Открытое правительство".


III. Полномочия Экспертного совета

6. Экспертный совет осуществляет следующие полномочия:

А) создает рабочие группы для подготовки материалов на заседании Экспертного совета;

Б) запрашивает у органов государственной власти Российской Федерации и иных организаций материалы и документы, необходимые для проведения экспертизы;

В) осуществляет в пределах своей компетенции иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и необходимые для осуществления экспертной и информационно-консультативной деятельности.

7. Члены Экспертного совета имеют право:

А) участвовать в мероприятиях, проводимых Экспертным советом, в подготовке материалов по рассматриваемым вопросам;

Б) вносить предложения, замечания и поправки к проектам планов работы Экспертного совета, повестке дня и порядку ведения его заседаний;

В) знакомиться с представленными в Экспертный совет документами, касающимися рассматриваемых проблем, высказывать свое мнение по существу обсуждаемых вопросов, замечания и предложения по проектам принимаемых решений и протоколам заседаний Экспертного совета;

Г) использовать в своей работе информацию, аналитические и иные материалы, полученные в результате экспертной деятельности.

8. Члены Экспертного совета обладают равными правами при обсуждении вопросов и голосовании. В случае несогласия с принятым решением они имеют право высказывать свое мнение, которое приобщается к протоколу Экспертного совета.

9. По рассмотренным вопросам Экспертный совет, его коллегия и рабочие группы принимают решения, которые оформляются протоколами заседаний Экспертного совета. Копии указанных протоколов направляются в Правительство Российской Федерации.

10. Решения Экспертного совета, его коллегии и рабочих групп принимаются, как правило, общим согласием. На основании предложения члена Экспертного совета по решению председательствующего может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов участвующих в заседании Экспертного совета, его коллегии и рабочих групп, в том числе в режиме онлайн.


IV. Состав Экспертного совета

11. В состав Экспертного совета входят председатель Экспертного совета, заместители председателя Экспертного совета и члены Экспертного совета.

Из членов Экспертного совета формируется коллегия, которая состоит из 20 человек и является постоянно действующим органом Экспертного совета.

12. Отбор кандидатов в члены Экспертного совета осуществляется на основе гласности и добровольном участии в работе Экспертного совета.

13. При осуществлении процедуры отбора (рейтингования) кандидатов в члены Экспертного совета могут учитываться такие факторы, как наличие ученой степени и (или) звания, почетной степени и (или) звания, количество публикаций в научных журналах и иных средствах массовой информации, наличие представительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), включая социальные сети, участие в деятельности общественных организаций, высших учебных заведений и научных институтов, а также признанный авторитет в профессиональном сообществе и репутация ответственного эксперта.

14. Членами Экспертного совета не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы.

15. Члены Экспертного совета осуществляют свою деятельность на общественных началах.

16. Порядок формирования Экспертного совета включает в себя 3 этапа.

На первом этапе Министром Российской Федерации направляется на рассмотрение Председателю Правительства Российской Федерации от 200 до 220 кандидатур для включения в состав Экспертного совета. Из их числа Председатель Правительства Российской Федерации утверждает кандидатуры 200 членов Экспертного совета, включая координатора Экспертного совета и его заместителя.

Координатор Экспертного совета и его заместитель организуют деятельность Экспертного совета до завершения его формирования.

На втором этапе на официальном сайте Правительства Российской Федерации и сайте "большоеправительство.рф" в сети "Интернет" размещается информация о втором этапе отбора экспертов в состав Экспертного совета и анкета кандидата (для заполнения в электронном виде). Одновременно соответствующая информация направляется в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований с населением свыше 500 тыс. человек, Общественную палату Российской Федерации, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, политические партии, Российскую академию наук и отраслевые академии наук, в 20 ведущих российских высших учебных заведений, определяемых по совокупности государственных и общественных рейтингов, общественные объединения предпринимателей и профессиональные союзы, общественные объединения, имеющие сеть региональных представительств, а также в ведущие федеральные и региональные средства массовой информации.

Каждый из указанных органов, объединений, учреждений и организаций вправе представить до 10 кандидатов в Экспертный совет.

Из общего числа представленных кандидатур координатор Экспертного совета организует отбор кандидатов, номинированных наибольшим количеством указанных органов, объединений, учреждений и организаций. При равенстве полученных голосов учитывается количество факторов, по которым заявлены кандидаты.

Количество кандидатов, отобранных на втором этапе, не должно превышать 2000 человек.

На третьем этапе 2000 кандидатов, отобранных на втором этапе, проводят голосование (рейтингование) в режиме онлайн. Каждый из кандидатов может проголосовать не более чем за 220 кандидатов из списка.

Координатор Экспертного совета направляет на рассмотрение Председателя Правительства Российской Федерации 220 кандидатур, из числа которых Председатель Правительства Российской Федерации утверждает 200 членов Экспертного совета.

17. Формирование органов Экспертного совета осуществляется в следующем порядке:

А) члены Экспертного совета, используя указанный в пункте 16 настоящего Положения механизм голосования (рейтингования), избирают из своего состава 30 кандидатов в члены коллегии Экспертного совета;

Б) Министр Российской Федерации вносит 10 кандидатур в члены коллегии Экспертного совета из числа утвержденных членов Экспертного совета, но не вошедших в число кандидатов в члены коллегии Экспертного совета;

В) Председатель Правительства Российской Федерации из предоставленного списка кандидатур в члены коллегии Экспертного совета утверждает 20 членов коллегии Экспертного совета, председателя Экспертного совета и 2 заместителей председателя Экспертного совета из их числа.

18. Экспертный совет и коллегия Экспертного совета формируются на принципах ежегодной ротации. Состав Экспертного совета обновляется на 20 процентов 1 раз в год в следующем порядке:

Члены Экспертного совета по итогам календарного года определяют голосованием (рейтингованием) эффективность работы друг друга в рамках Экспертного совета. Каждый член Экспертного совета может проголосовать не более чем за 200 членов Экспертного совета;

Члены Экспертного совета, набравшие наименьшее количество голосов, выводятся из его состава;

Срок полномочий Экспертного совета составляет 3 года со дня формирования полного состава Экспертного совета.

V. Порядок проведения заседаний и принятия решений Экспертным советом

19. Коллегия Экспертного совета организует работу и определяет приоритетные направления деятельности Экспертного совета, в том числе утверждает планы работы, формирует рабочие группы и проводит экспертизу по поручению Председателя Правительства Российской Федерации.

Заседание коллегии Экспертного совета считается правомочным, если в нем принимают участие более половины всех членов коллегии Экспертного совета.

20. Председатель Экспертного совета:

Осуществляет общее руководство работой Экспертного совета, проводит заседания Экспертного совета, коллегии и при необходимости рабочих групп, а также общий контроль за выполнением планов работы и исполнением решений Экспертного совета;

Создает условия для коллективного обсуждения и решения вопросов, внесенных на рассмотрение Экспертного совета.

21. В отсутствие председателя Экспертного совета обязанности по его решению возлагаются на одного из заместителей.

22. Работа Экспертного совета осуществляется на регулярной основе в формате заседаний рабочих групп, а также обсуждения в сети "Интернет". Заседания Экспертного совета проводятся председателем Экспертного совета не реже 1 раза в полугодие.

23. К работе Экспертного совета, в том числе в сети "Интернет", могут быть привлечены эксперты, отобранные по результатам первого этапа формирования Экспертного совета, но не вошедшие в его состав, а также иные эксперты при наличии соответствующих решений председателя Экспертного совета и руководителей рабочих групп.

24. Заседания коллегии Экспертного совета проводятся не реже 1 раза в месяц.

25. Правом внеочередного созыва Экспертного совета и коллегии Экспертного совета обладает Председатель Правительства Российской Федерации.

26. План работы Экспертного совета является публичным и размещается на сайте "большоеправительство.рф" в сети "Интернет".

27. Организационно-техническое обеспечение заседаний Экспертного совета, его коллегии и рабочих групп осуществляется Аппаратом Правительства Российской Федерации.

28. Экспертный совет имеет бланк со своим наименованием.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав