29.07.2019

Методические рекомендации по экспертам (44-ФЗ). Методические рекомендации по экспертам (44-ФЗ) Экспертное заключение 44 фз силами


Приемка товара по 44-ФЗ является одним из этапов исполнения контракта. Поставщику важно не только поставить качественный товар, соответствующий требованиям контракта и техническому заданию, но соблюсти порядок передачи товара заказчику. Последний же, в свою очередь, должен осуществить приемку в строгом соответствии с положениями закона, нормативно-правовых актов и пунктов контракта.

Экспертиза приемки товара по 44-ФЗ

Вопросы передачи и приемки товара по 44-ФЗ урегулированы ст. 94 указанного закона и ст. 513 Гражданского кодекса РФ. Согласно ч. 3 ст. 94 ФЗ-44 заказчик при приемке товара должен провести экспертизу по вопросу его соответствия условиям контракта. Заказчик может воспользоваться услугами сторонних экспертов или ограничиться силами своих специалистов при проведении экспертизы.

Законом установлена обязанность провести экспертизу при помощи экспертной организации при приемке, когда товар закупается у единственного поставщика . Из этого правила есть исключения, они указаны в ч.4 ст. 94 ФЗ-44.

Если экспертиза проводится в экспертной организации, то по её результатам должно быть составлено заключение, подписанное экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации.

В заключении эксперта могут быть отражены предложения по устранению нарушений, допущенных при исполнении контракта, и сроках их устранения, если такие нарушения не помешают приемке товара, работ или услуг.

Порядок приемки товара по 44-ФЗ

Согласно нормам гражданского законодательства РФ после того, как покупатель получил товар, он должен его осмотреть в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.

Непосредственно порядок приемки товара должен устанавливаться контрактом. В контракт может быть включен отдельный раздел, посвященный данному вопросу. В нем могут быть отражены следующие вопросы:

  • место приемки товара;
  • действия заказчика по приемке товара (например, проверка по упаковочным листам номенклатуры поставленного товара на соответствие спецификации и техническим требованиям, проверка полноты и правильности комплекта сопроводительных документов, проверка наличия или отсутствия внешних повреждений упаковки, проверка комплектности и целостности поставленного товара);
  • сроки приемки товара по 44-ФЗ.
  • Поэтому при возникновении вопросов по приемке товара в рамках контракта по 44-ФЗ, прежде всего, стоит ознакомиться с условиями данного контракта – какие правила для приемки в нем предусмотрены.

    Также в контракте может содержаться ссылка на применение по вопросам приемки товара Инструкций о порядке приема продукции производственно-технического назначения по количеству и качеству, утвержденными Постановлениями Госарбитража СССР № П-6 от 15.06.1965 г. и № П-7 от 25.04.1966 г. (далее – Инструкции по приемке). Скачать инструкции по приемке товара можно в конце настоящей статьи.

    В указанных документах подробно отражены следующие вопросы: сроки приемки, действия покупателя при приемке товара, вопросы по явке представителя поставщика на приемку, документы, которые необходимо составить по окончании приемки.

    В Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18 отмечено, что указанные инструкции по приемке товара могут применяться покупателем, только если это прямо предусмотрено договором.

    Суд отказал истцу в расторжении договора, во взыскании неустойки за поставку некачественного товара. При этом суд отметил, что нарушение приемки товара расценивается как основание для признания факта поставки некачественного товара недоказанным. Суд посчитал недостаточным доказательством некачественности товара представленные претензионные уведомления о некачественном товаре, подписанные только со стороны покупателя. Истец фактически нарушил порядок и сроки уведомления поставщика о возможно имеющихся расхождениях по качеству поставленного товара, предусмотренные ч. 3 ст. 513 ГК РФ и Инструкцией о приемке товара по качеству (Постановление АС Московского округа Постановление от 28 июля 2017 года по делу №А40-172808/2016).

    Приемка товара, доставленного с помощью транспортной организации

    Стоит помнить о необходимости применения специальных нормативно-правовых актов, регулирующих работу данного вида транспорта, при приемке товара (ч. 3 ст. 513 ГК РФ). Так, например, при поставке товара с помощью железнодорожного транспорта, также необходимо руководствоваться нормами Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

    Согласно ч. 3 ст. 513 ГК РФ на покупателя возлагается обязанность провести проверку товара на соответствие сведениям, которые отражены в сопроводительных документах и принять товар с соблюдением правил, установленных законами и нормативно-правовыми актами.

    Предприниматель обратилась в суд с иском к компании о взыскании денежных средств за поставленный некачественный товар. Истец получила товар (конфеты), и при его дальнейшей реализации к ней стали поступать жалобы от покупателей на его качество. В течение 6 дней после получения товара предприниматель обратилась с претензией к поставщику. Компания претензию не удовлетворила. Несмотря на представленное истцом заключение эксперта, суд отказал в исковых требованиях. В суде было установлено, что товар находился в пути более 20 суток и доставлен получателю со значительной просрочкой в доставке. А покупатель в нарушение требований закона приняла товар без проверки его качества и количества, а также в железнодорожной накладной отсутствует отметка, в каком состоянии выдан контейнер.

    Суд отметил, что представленные доказательства не исключают, что качество кондитерских изделий ухудшилось вследствие несоблюдения необходимых условий их хранения в период транспортировки либо нахождения товара на складе истца (Постановление ФАС Волго-Вятского округа по делу №А17-174/10 от 30 июня 2004 года).

    О том, как дешево доставлять товар заказчику по России, читайте в нашей статье по ссылке.

    Создание комиссии по приемке товара по 44-ФЗ

    Согласно ч. 6 ст. 94 ФЗ-44 в целях приемки товара заказчик может создать приемочную комиссию. Закон содержит только одно требование к такой комиссии – в неё должно входить не меньше 5 человек. При этом в законе нет требований о том, чтобы в комиссию входили только сотрудники заказчика.

    Вместе с тем, если условиями контракта предусмотрено обязательное применение Инструкций по приемке, то необходимо соблюсти еще одно требование к приемочной комиссии – в комиссию должны входить сотрудники, которые компетентны в вопросах качества и комплектности подлежащего приемке товара. В этом случае учитывается род работы, образование, опыт трудовой деятельности таких сотрудников.

    При создании приемочной комиссии заказчику необходимо утвердить положение о работе приемочной комиссии и издать приказ о её формировании.

    Какие документы нужно оформить при приемке товара по 44-ФЗ?

    В случае если поставленный товар соответствует требованиям заказчика, должен быть составлен документ о приемке товара . Данный документ должен быть подписан заказчиком, а если создавалась приемочная комиссия, то в акте приемки должны стоять подписи всех членов комиссии. А сам документ о приемке должен быть утвержден заказчиком. Если заказчик привлекал к проведению экспертизы стороннюю организацию, эксперта, то акт приемки товара по 44-ФЗ должен учитывать выводы, отраженные в экспертном заключении. К акту приемки можно приложить заключение по экспертизе.

    Если же заказчик полагает, что поставленный товар не отвечает требованиям контракта, то он должен подготовить мотивированный отказ от приемки товара по 44-ФЗ . Такой документ должен быть направлен в адрес поставщика.

    Установленного законом образца таких документов нет, поэтому составить их можно в свободной форме. Целесообразно отразить в приемочных документах следующие сведения:

  • поставленный товар и его стоимость;
  • результаты экспертизы;
  • заключение приемочной комиссии с учетом выводов эксперта;
  • список выявленных недостатков;
  • подписи членов приемочной комиссии.
  • Если в вашем контракте указано на необходимость применения Инструкций по приемке, то обратите внимание на требования п. 29 данной Инструкции, где указано, какие сведения необходимо включить в акт приемки.

    Указанные документы должны быть оформлены в сроки для приемки товара, установленные законом или контактом.

    Что делать, если заказчик не принимает товар по 44-ФЗ?

    В практике нередки случаи, когда заказчик проводит экспертизу и обнаруживает, что поставленный товар не соответствует требованиям, отраженным в контракте, в техническом задании. В этом случае заказчик отказывается принимать товар, ссылаясь на нормы 44-ФЗ. В этой ситуации заказчик направляет мотивированный отказ от приемки с указанием причин такого отказа и требованием устранить недостатки в установленные сроки.

    Если поставщик согласен с заявленными недостатками и может их устранить, то он устраняет их. Производится повторная приемка товара.

    Если же поставщик полагает, что товар качественный, то он может заказать независимую экспертизу качества поставленного товара, его соответствия требованиям технического задания. Положительные результаты данной экспертизы поставщик может направить в адрес заказчика с требованием принять и оплатить товар, то есть направить досудебную претензию. По истечении 30 дней с момента вручения претензии заказчику (или иного срока, установленного контрактом для рассмотрения претензии) поставщик может обратиться в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением. О том, как подать документы в суд, читайте здесь.

    Также стоит заметить, что когда заказчик отказывается от приемки товара ненадлежащего качества, а поставщик не устраняет недостатки, то заказчик может в одностороннем порядке расторгнуть контракт (если такая возможность предусмотрена контрактом).

    В случае расторжения контракта со стороны заказчика сведения о поставщике могут быть включены в реестр недобросовестных поставщиков. Поэтому поставщику важно не только в судебном порядке обязать принять товар, но и участвовать в заседании ФАС по вопросу включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, а также обжаловать в суде решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

    Если вам нужна юридическая помощь по вопросу приемки товара, то можете обратиться к нам. Первая консультация - бесплатно. Подробности здесь.

    Пример из судебной практики

    Поставщик в соответствии с условиями контракта поставил Заказчику компьютеры, но последний отказался их принимать, так как поставленный товар не соответствовал требованиям спецификации и контракта. Для устранения замечаний Заказчика Поставщик доукомплектовал поставленные компьютеры петлями для висячего замка и безвинтового крепления карт расширения. Но заказчик указал, что самостоятельная установка таких частей без согласия заказчика и производителя фактически свидетельствует об изменении технических характеристик составляющей системного блока компьютера. В связи с отказом заказчика от приемки товара поставщик обратился в суд с иском об обязании заказчика принять товар.

    Суд кассационной инстанции отметил, что в условиях контракта указаны характеристики поставляемого товара без указания на их обязательное заводское производство с учетом специфики поставляемого товара, а именно, возможности комплектования компьютеров из различных составных частей.

    Кроме того, суд посчитал, что для оценки возможности самостоятельного доукомплектования товара поставщиком, а также того, является ли это существенным изменением системного блока, суды первой и апелляционной инстанции должны были привлечь к участию в деле производителя системного блока. Однако этого сделано не было.

    Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд посчитал обоснованными требования поставщика об обязании заказчика принять поставленный товар (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.08.2014 по делу N А53-20477/2012).

    Приложение

    Экспертиза своими силами по 44-ФЗ + образец заполнения

    Заключительной стадией исполнения договора, оформленного по нормам 44-ФЗ, становится приемка товара или услуг. Заказчик должен организовать проведение экспертизы. По ее итогам выносится решение о качестве исполнения поставщиком обязательств. Реализацию экспертизы можно доверить специализированным компаниям, но в большинстве случаев это делается силами заказчика. Порядок осуществления экспертизы регламентирован статьей 94 44-ФЗ.

    В каких случаях необходимо проведение экспертизы и когда от нее можно отказаться

    Основной целью проведения экспертизы становится определение качества выполнения поставщиком своих обязательств. Согласно части 3 статьи 94 44-ФЗ заказчик должен организовать такой контроль при любых закупках. Но выделяют и несколько исключений:

    1. Обеспечение федеральных потребностей в рамках статьи 93 44-ФЗ.
    2. Приобретение услуг компаний, предоставляющих экспертную оценку.
    3. В случае, когда в качестве объекта закупки выступают проектные работы или инженерно-геологические изыскания, которые прошли соответствующую экспертизу.
    4. Случаи, регламентированные отдельными постановлениями Правительства РФ.

    Если поставка товара или оказание услуг по контракту предусмотрены в несколько отдельных этапов, то и приемка должна производиться частями. В этом случае понадобится несколько экспертиз. Такой порядок подтверждается письмом Минэкономразвития за номером Д28и-2919 от 31.12.14.

    Обязательство по привлечению экспертов к оценке исполнения договора накладывается в случае приобретения у одного выбранного поставщика. Такое правило установлено частью 4 статьи 94 44-ФЗ.

    Случаи проведения экспертизы собственными силами заказчика

    Согласно положениям 44-ФЗ выделяют две разновидности экспертизы: внешняя и внутренняя. Первая реализуется с привлечением опытных профессиональных экспертов. Вторую заказчик организует самостоятельно. Использовать внутреннюю экспертизу не удастся в следующих случаях:

  • У заказчика отсутствуют в штате специалисты, обладающие квалификацией и уровнем знаний, достаточными для проведения грамотной оценки результатов исполнения поставщиком обязательств.
  • Между сторонами возникает конфликтная ситуация.
  • У организации заказчика недостаточно материально-технических ресурсов, которые требуются для проведения качественной оценки результатов исполнения договора.
  • В прочих случаях заказчик может организовать проверку своими силами. Привлекать экспертов также не запрещено. Это остается на усмотрение заказчика.

    Чтобы организовать экспертизу самостоятельно заказчику необходимо соблюсти все правила проведения такой процедуры. Она должна состоять из следующих этапов:

  • Руководитель организации издает приказ о формировании экспертной комиссии из числа сотрудников. В нее должно входить пять или более компетентных специалистов. В приказе обязательно прописываются реквизиты контракта, реализация которого оценивается, а также сроки его исполнения и этапность.
  • Сформированная комиссия оценивает результат исполнения договора. При этом должны быть выдержаны сроки, прописанные в договоре.
  • По итогам работы комиссии оформляется документ о приемке. Это может быть акт приема-передачи или заключение по результатам работы комиссии. В нем должны быть отражены все выполненные работы, сроки исполнения поставщиком своих обязательств, наличие претензий какой-либо стороны. Перед составлением такого документа заказчикам рекомендуется ознакомиться с образцом.
  • Если комиссия выявляет несоответствие условиям контракта — заказчик должен отказать в приемке товара. При этом поставщику направляется претензия с требованием устранить нарушение. Исполнение контракта может быть призвано надлежащим только после того, как поставщик устранит все недочеты.
  • После подведения итогов экспертизы заказчик обязан отразить в отчете информацию о ненадлежащем или надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств. Это правило не распространяется на малые закупки у единственного поставщика.
  • Отчет об исполнении контракта размещается в ЕИС. К нему прикладывается документ, сформированный по результатам работы экспертной комиссии.
  • В некоторых случаях результатом работы комиссии становится принятие решения о расторжении контракта в одностороннем порядке. Заказчик составляет письмо об этом и направляет его поставщику. Если недочеты не устраняются, договор автоматически расторгается. После этого заказчик обязан передать сведения о таком поставщике в РНП.

    Законодательно на заказчика не накладывается обязанность оформлять результаты экспертизы отдельным заключением. Во многих случаях достаточно упомянуть о реализации такой оценки и ее итогах в документе, подтверждающем приемку. При этом обязательно должны быть проставлены подписи всех членов комиссии.

    Экспертиза собственными силами помогает заказчику сэкономить средства на вызове эксперта, быстро провести приемку. При этом гарантируется надлежащее исполнение поставщиком своих обязательств. В случае возникновения конфликтных ситуаций должны быть привлечены профессиональные эксперты.

    Как провести экспертизу по 44-ФЗ

    Исполнение контракта по 44-ФЗ включает в себя проведение экспертной проверки товара, работы или услуги. Это значит, что заказчику необходимо провести аудит качества исполнения обязательств по заключенному договору. Обратим внимание на тот факт, что если по договору исполнение обязательств происходит поэтапно, то и аудит результатов проводится по окончании каждого этапа, даже если соглашением эти этапы не закреплены, но по факту приемка и оплата осуществляется частями.

    Проведение экспертизы по 44 ФЗ

    По закону заказчик обязан привлекать эксперта в случаях, если закупка проводилась у единственного поставщика - так называемая внешняя экспертиза по 44 ФЗ. Исключения составляют:

  • закупка услуг экспертных организаций;
  • разработка проектной документации объекта капитального строительства и результаты инженерных изысканий, которые уже подвергались исследованию;
  • торги, которые осуществляются на основании п. 1–9, 14,15, 17–30, 32, 33, 36, 40–42, 44–48 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44 (к примеру, посещение кинотеатра, зоопарка или проведение работ по мобилизационной подготовке).
  • Важно упомянуть, что правительство РФ может указать иные случаи, в которых обязательно осуществлять подобного рода аудит.

    При приемке результатов исполнения контракта по иным закупкам организатор сам принимает решение, каким способом проводить экспертную проверку.

    Как проверить самостоятельно

    Рассмотрим подробнее вопрос о том, каким образом провести экспертную проверку своими силами. Соответствующий образец акта экспертизы по 44 ФЗ (бланк) можно скачать ниже.

  • руководитель заказчика издает внутренний приказ о создании экспертной комиссии (в ее составе должно быть не менее пяти человек, также указываются реквизиты договора и его предмет);
  • приемка осуществляется в порядке, который указан в договоре;
  • документ, оформленный в ходе приема товара (работ, услуг), является тем документом, который подтверждает проведение экспертной проверки (это может быть акт приема-передачи либо документ иного рода, закрепляющий исполнение контракта, а также возможные претензии).
  • В случае когда организатор считает, что обязательства по договору другой стороной не исполнены либо исполнены ненадлежащим образом, он должен в письменном виде направить отказ (с указанием всех причин) от подписания акта приема в порядке, установленном договором.

    Важно отметить, что на заказчика возложена обязанность по формированию отчета о выполнении всех условий контракта (либо его неисполнении).

    Что касается внешнего исследования, то по его окончании должен составляться отдельный документ, который содержит данные о дате, времени и месте его проведения, членах комиссии, а также результатах.

    goscontract.info

    Экспертиза по Закону № 44-ФЗ. С помощью экспертов или своими силами?

    После того как поставщик выполнил обязательства по контракту, заказчик осуществляет приемку и должен выполнить экспертизу результатов исполнения контракта. В материале читайте: в каких случаях экспертиза обязательна, кто должен ее проводить, и как оформить ее результат.

    Для чего и в каких случаях проводится экспертиза по 44-ФЗ

    В законе 44-ФЗ говорится, что заказчик должен провести экспертизу при приемке товара либо результатов выполнения работ, оказания услуг. Приемка товаров и услуг по 44-ФЗ - этап достаточно важный, так как от грамотно проведенной, с точки зрения закона, приемки, во многом зависит возможность защиты интересов заказчика, в том случае, если предоставленный поставщиком товар или оказанная услуга не соответствуют условиям контракта.

    Но не по всем контрактам нужно проводить экспертизу. Исключение - контракты, которые были заключены до принятия Закона 44-ФЗ.

    В случае, когда контрактом предусмотрено поэтапное исполнение обязательств, экспертиза результатов и их приёмка проводится по окончании каждого такого этапа.

    «Управление государственными и муниципальными закупками» – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для заказчиков.

    Что проверяют эксперты при приемке?

    На что необходимо обратить внимание при проведении экспертизы? В первую очередь, на надлежащее качество и объем поставленных товаров (оказанных услуг, выполненных работ). Проверка качества может быть:

  • сплошная - то есть, проверяется вся продукция
  • выборочная - проверяется определенная часть товара с распространением результатов проверки на всю партию, если это обусловлено техническими регламентами, ГОСТами, ТУ, особыми условиями поставки или контрактом.
  • Одновременно с проверкой товара по качеству производится проверка комплектности, маркировки, соответствия тары и упаковки требованиям технических регламентов, ГОСТов, ТУ, образцам.

    Далее стоит проверить подлинность всех необходимых для проведения экспертизы документов, предоставляемых поставщиком: счета, накладные, акты приемки товара, спецификации и другие. Все документы должны иметь отношение к товару, по которому проводится экспертиза и этот момент тоже стоит проверить. Если эксперт затрудняется установить данное обстоятельство или у него появляются сомнения, он должен в своем заключении сделать пометку и указать причины.

    Если нет всех необходимых документов, то эксперт докладывает об этом руководителю, который принимает решение о дальнейшем проведении экспертизы проведения экспертизы.

    Ряд товаров и услуг могут быть полностью оценены только в процессе потребления или окончательного исполнения (бензин, пищевая продукция, перчатки, реактивы, ремонт оборудования и другое). В таком случае эксперт имеет право оценивать качество продукции, ориентируясь на мнение и претензии непосредственных потребителей товаров и услуг.

    Если по итогам экспертизы заказчик примет решение о том, что все соответствует условиям контракта, подписываются документы о приемке. Как правило, это товарная накладная или акт выполненных работ, оказанных услуг. Составлять другие документы о том, что товар (работы, услуги) соответствует заявленным требованиям, закон о контрактной системе не требует.

    Если по итогам приемки выявляются недостатки, несоответствия условиям контракта, составляется протокол разногласий, акт расхождений, или другой документ в произвольной форме.

    Когда и как отказать в приемке

    Если при проведении экспертизы заказчик обнаружит, что поставленный товар не отвечает требованиям контракта, то он должен подготовить мотивированный отказ от приемки товара. Такой документ должен быть направлен в адрес поставщика.

    Так как законом не утверждена форма таких документов, составляются они в произвольной форме. В них указывается, какие именно выявлены недостатки по количеству, комплектности, объему, качеству или безопасности, не соответствующие требованиям, установленным контрактом (ч. 3 и 7 ст. 94 закона 44-ФЗ).

    Также следует прописать требование о поставке товара, соответствующего условиям контракта, и сроки, в которые поставщик должен поставить в адрес заказчика требуемый товар. Все эти документы должны быть оформлены в сроки, установленные законом или контактом для принятия товара.

    Китаева С.Н., руководитель экспертной поддержки Госзаказ, дает рекомендации заказчикам, когда следует отказать в приемке товара. Смотрите отрывок от вебинара «Приёмка и экспертиза по 44-ФЗ. Часть 2».

    В случае неисполнения поставщиком требований заказчика, последний имеет право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, при условии, что такая возможность была предусмотрена контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

    Свое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней обязан разместить в ЕИС. В такой же срок заказчик обязан уведомить поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении. Свое решение заказчик может направить любым из способов, где можно получить уведомление о получении документов: по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте, телеграммой либо посредством факсимильной связи, по адресу электронной почты, с использованием иных средств связи и доставки.

    По истечении 10 дней с даты уведомления поставщика об одностороннем расторжении контракта, решение заказчика вступает в силу и контракт считается расторгнутым (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Но, если поставщик устранит все замечания в течение 10-дневного срока, то заказчик обязан отменить свое решение о расторжении контракта. Данное правило действует только в случае однократного нарушения поставщиком) условий контракта.

    С помощью экспертов или своими силами?

    Заказчик обязан привлечь экспертов, если закупка осуществляется у единственного поставщика (ч.4 ст.94 № 44-ФЗ).

    • закупка услуг экспертов, экспертных организаций
    • закупки по основаниям, предусмотренных пунктами 1 - 9, 14, 15, 17 - 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 - 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47 - 48 части 1 статьи 93
    • предметом закупки является разработка проектной документации объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, уже прошедшие обязательную государственную или негосударственную экспертизу.
    • Правительство РФ вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Заказчик обязан привлечь экспертов в этих случаях.

      Во всех остальных случаях заказчик сам принимает решение, привлекать экспертов или проводить экспертизу своими силами. Послушайте, что говорит по этому поводу Станислав Грузин.

      Экспертиза силами экспертной организации

      Заказчик может провести экспертизу с привлечением экспертов или экспертных организаций (ч. 3 ст. 94 Закона 44-ФЗ).

      Не все лица могут быть допущены к проведению экспертизы. Перечень таких лиц содержится в ст. 41 закона 44-ФЗ. Например, это работники заказчика и поставщика, даже уволенные менее, чем два года назад, близкие родственники, контрактные управляющие, члены комиссии по осуществлению закупок.

      Если среди экспертов оказались люди, которые не могут быть допущены к экспертизе, заказчик должен заменить такого эксперта или экспертную организацию (ч. 4 ст. 41 Закона 44-ФЗ). Конечно, это, скорее всего, повлечет дополнительные затраты и временные задержки. Можно включить в документацию о закупке следующее положение: эксперт признает, что не является лицом, которое не может привлекаться к проведению экспертизы и несет ответственность за предоставление недостоверных сведений. Это позволит заказчику в случае выявления нарушений расторгнуть договор с экспертом и провести новую закупку.

      Китаева С.Н., руководитель экспертной поддержки системы Госзаказ, делится опытом и рассказывает, что делать, если экспертизу провело некомпетентное лицо. Перед вами отрывок из вебинара «Приёмка и экспертиза по 44-ФЗ. Часть 1».

      Так же, к экспертам можно установить следующие требования, хотя они и не прописаны в 44-ФЗ, например:

    • образование,
    • стаж работы по специальности,
    • проведение определенного количества экспертиз,
    • знание законодательства в области промышленной безопасности.
    • Привлечение внешних экспертов можно оформить различными видами документов:

    • договор с экспертной организацией,
    • во избежание недоразумений с поставщиком стоит разработать приказ или регламент, регламентирующие процесс приемки,
    • приказ или распоряжение о назначении ответственного за приемку лица от Заказчика,
    • уведомление о допустимости участия эксперта для того, чтобы уведомить поставщика о привлечении внешних экспертов,
    • экспертное заключение, в результате чего заказчик либо принимает товар, либо отказывает в приемке.
    • Содержание контракта на экспертные услуги

      В Законе № 44-ФЗ отсутствуют указания на особенности порядка заключения контракта с экспертом, экспертной организацией. Такой контракт должен заключаться по результатам определения исполнителя в общем порядке.

    • обязательные условия для включения в контракт;
    • функции и полномочия эксперта, экспертной организации, предмет экспертизы;
    • условие о праве эксперта, экспертной организации запрашивать у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы (ч. 6 ст. 41 Закона № 44-ФЗ);
    • вид и размер ответственности эксперта, экспертной организации, в том числе за предоставление недостоверных результатов экспертизы, недостоверного или заведомо ложного экспертного заключения, невыполнение экспертом требования об уведомлении заказчика о наличии оснований для отстранения от проведения экспертизы (ч. 7 ст. 41 Закона № 44-ФЗ);
    • срок проведения экспертизы, который не должен превышать срок поставки по контракту;
    • ответственность сторон;
    • утвержденные формы документов: рекламации, акты приемки-передачи и т.д.;
    • рекомендуемые случаи привлечения внешних экспертов. Например, когда необходимо провести экспертизу крупномасштабных проектов и специалисты заказчика не имеют возможности без задержки сроков и с надлежащим качеством выполнить приемку. Либо при необходимости привести приемку объектов интеллектуальной собственности, при отсутствии собственных компетентных специалистов.
    • Экспертиза своими силами

      Внутренняя экспертиза или экспертиза своими силами помогает заказчику сэкономить средства на вызове эксперта, быстро провести приемку и быть уверенным в надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств.

      Законом № 44-ФЗ не предусмотрены конкретные требования к экспертам организации. Внутренним экспертом может быть любое должностное лицо заказчика, которого приказом или распоряжением назначил руководитель. Экспертами могут быть также члены закупочной комиссии, сотрудники контрактной службы, контрактные управляющие.

      Есть много писем Минэкономразвития РФ, которые разъясняют порядок проведения внутренней экспертизы. Например, из письма Минэкономразвития России от 11 апреля 2014 г. № Д28и-477 следует, что заказчик не обязан иметь в штате экспертов по конкретным направлениям экспертизы.

      Как оформить результаты внутренней экспертизы и приемки

      Что касается оформления результатов внутренней экспертизы, то в законе 44-ФЗ такие требования не прописаны. Но есть письмо Минэкономразвития от 30.09.2014 № Д28И-1889, в котором сказано, что требования ч. 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ (необходимость прилагать к отчету заключение по результатам экспертизы) не распространяются на случаи, когда экспертиза проводится силами заказчика без привлечения сторонних экспертов.

      Данные внутренней экспертизы можно оформить как отдельным документом (например, подготовить заключение по итогам проведенной экспертизы), так и с помощью внесения данных об экспертизе в документ о приемке (например, в товарную накладную, либо акт сдачи-приемки).

      В документе о приемке нужно указать, как проводили экспертизу - с помощью экспертов, экспертных организаций или своими силами, также указать результаты экспертизы. Обязательно должны присутствовать подписи каждого из членов приемочной комиссии, которую утверждает руководитель. Если экспертиза проводилась своими силами, то документ подписывает руководитель или представитель заказчика (ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

      Заказчик на основании проведенной экспертизы принимает решение о соответствии условиям контракта. Если его все устраивает, то он ставит свою подпись на акте приемки товара по 44-ФЗ, работ и услуг.

      Акт приемки товара должен содержать:

    • перечень работ, услуг и товаров с указанием стоимости;
    • составленное на основании экспертизы заключение приемочной комиссии;
    • при несоответствии - указывается информация обо всех недостатках;
    • подпись представителя комиссии, который уполномочен её ставить;
    • документы и выводы экспертизы;
    • если исполнитель отказывается ставить подпись на акте о приемке товара по 44-ФЗ, работы или услуги, возможно проведение приемки заказчиком выполненных работ или предоставленных товаров и услуг в одностороннем порядке.
    • По результатам проведения экспертизы эксперты оформляют заключение. Закон 44-ФЗ установил к заключению требования объективности, обоснованности и законности (ч. 5 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Заключение должно быть подписано экспертом или руководителем экспертной организации.

      Порядок проведения экспертизы собственными силами

      Поэтапно самостоятельное проведение экспертизы выглядит следующим образом:

    • Издается приказ о формировании экспертной комиссии из числа сотрудников в составе пяти или более компетентных специалистов. Обязательно нужно прописать существенные условия контракта: реквизиты, а также сроки его исполнения и этапность.
    • В течение сроков, указанных в договоре, комиссия оценивает результат исполнения договора.
    • По итогам работы, комиссия должна оформить документ о приемке. Например, акт приема-передачи, либо заключение по результатам работы комиссии. В нем должны быть отражены все выполненные работы, сроки исполнения поставщиком своих обязательств, наличие претензий какой-либо стороны.
    • При выявлении несоответствия условиям контракта заказчик должен отказать в приемке товара до устранения нарушения поставщиком.
    • После подведения итогов экспертизы заказчик отражает в отчете информацию о ненадлежащем или надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств.
    • Отчет об исполнении контракта размещается в ЕИС с приложением документа, сформированного по результатам работы экспертной комиссии.
    • Ответственность для должностных лиц при приемке продукции

      При проведении экспертизы на соответствие условиям контракта на должностных лиц накладываются следующие виды штрафов согласно частям 8,9,10 статьи 32 КоАП РФ:

      8. Несоблюдение требований законодательства РФ о проведении экспертизы поставленного товара или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей.

      9. Несоставление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей.

      10. Приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей.

      Срок давности привлечения к административной ответственности по данным пунктам - 1 год со дня совершения административного правонарушения.

      Вторую половину 2018 года вы обязаны были проводить экспертизу после несостоявшихся закупок. Это было неудобно, денег на это ни у кого не было, и формально закон нарушали вообще все. Но ситуация поменялась. Читайте, что нового появилось в правилах работы с экспертизой в 2019 году и чем новые правила отличаются от старых.

      Из статьи вы узнаете:

      Зачем нужна экспертиза результатов контракта

      Она показывает, насколько то, что в итоге сделал для вас поставщик, соответствует условиям контракта. Ведь не всегда можно разглядеть недостатки товара, работы или услуги невооруженным взглядом. Даже в простых поставках системных блоков может показаться, что блок оборудован кулером, а при детальном рассмотрении выяснится, что для кулера есть только ниша.

      Проверку можно проводить своими силами, силами приглашенных экспертов или экспертных организаций. Проще и дешевле конечно проводить своими силами. Достаточно возложить полномочия внутренних экспертов на сотрудников вашей организации локальным актом. Но так получится сделать не по всем объектам закупки. Если объект, к примеру, высокотехнологичный, без внешней проверки не обойтись. Ваши сотрудники могут просто не обладать необходимыми знаниями, чтобы оценить степень соответствия результата контракта его условиям.

      Услуги внешних аудиторов никогда не были бесплатными. Чтобы купить их услуги вы тоже проводили конкурентные процедуры и тратили средства. И самая большая неприятность в работе случилась 01.07.2018, когда в силу вступила очередная редакция 44-ФЗ. Читайте, почему это так.

      Что было неудобно в экспертизе в 2018 году

      Со второй половины 2018 года, а именно с 01.07.2018 вступила в силу редакция закона о контрактной системе, которая обязала вас проводить внешнюю экспертизу всегда . Раньше в перечне исключений, когда можно обойтись внутренним исследованием, были, в том числе, несостоявшиеся закупки у едпоставщика. А с июля 2018 года эти закупки из перечня убрали.

      Представьте, вы намерены были провести аукцион. Внесли сведения в план закупок и план график. Подготовили документацию и извещение, потратили много времени, разместили все в ЕИС. Срок подачи заявок закончился, а вам поступила всего одна заявка. Эту заявку вы рассмотрели и приняли решение, что она соответствует требованиям документации. А значит с участником закупки можно заключить контракт.

      В протоколе отразили, что процедура не состоялась и вы заключили контракт с едпоставщиком. До 01.07.2018 экспертизу по такому контракту вы могли провести своими силами. Можно было самим сформировать экспертную комиссию и вынести заключение. А с июля уже появилось обязательство проводить внешнюю экспертизу, даже если закупили у едпоставщика после несостоявшихся процедур. Это было неудобно по двум причинам. Первая – это дорого. Услуги экспертов не бесплатны, а когда вы планировали бюджет, вы не рассчитывали на такие траты.

      Дополнительные лимиты на закупку услуг экспертов вам, конечно, никто выделять не станет. Вот и получалось так, что целые полгода вы обязаны были проводить экспертизу, на которую у вас не было и не могло быть денег. А вторая причина – увеличенное количество бумаг. По итогам составляют экспертное заключение. Его тоже надо грамотно составить и оформить. Скачайте его образец в статье.

      Что поменялось в работе с экспертизой в 2019 году

      Сам регулятор говорил, что в законе опечатка, но сделать ничего не мог. В исключения для внешней экспертизы просто забыли добавить случаи закупок у едпоставшика по пунктам 25.1, 26.1 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и тд, то есть после несостоявшихся процедур. Проект поправок должен был пройти долгое согласование. В самом конце 2018 года сомнительную формулировку все же исправили федеральным законом № 502-ФЗ. Закон вступил в силу с момента подписания. В 2019 году вы больше не обязаны проводить экспертизу, если закупили у едпоставщика, потому что конкурентная процедура не состоялась. А еще ввели ответственность за ложное экспертное заключение. Соответствующие поправки внесли в Закон № 44-ФЗ, в УК и КоАП.

      Проведение экспертизы по 44-ФЗ

      Заказчик проводит экспертизу, чтобы проверить, как вторая сторона исполнила свои обязательства. Это обязательный этап приемки. Закон допускает проведение экспертизы своими силами по 44-ФЗ, то есть с привлечением работников заказчика. В случае с внешней экспертизой по 44-ФЗ обязанности ложатся на сторонних экспертов, которые оказывают услугу на основании договора.

      Внутренняя экспертиза по 44-ФЗ

      Решив провести внутреннюю экспертизу по 44-ФЗ, заказчик вправе воспользоваться одним из трех вариантов:

      • поручить проверку комиссии по приемке. Тогда этот функционал нужно закрепить в положении о такой комиссии;
      • создать специальную комиссию из числа сотрудников (в этом случае одновременно будут функционировать две комиссии);
      • уполномочить отдельное лицо из числа работников организации.

      На что обратить внимание при экспертизе своими силами? Проверяя результаты поставки, проверьте:

      • нет ли брака;
      • цел ли товар и его упаковка, нет ли повреждений, нанесенных при транспортировке;
      • вся ли товарная партия поставлена;
      • не истек ли срок годности;
      • есть ли все необходимые сертификаты и сопроводительные документы.

      При внутренней экспертизе оформите акт сдачи-приемки и заключение экспертизы одним документом.

      Внешняя экспертиза по 44-ФЗ

      Подробнее разберем проведение внешней экспертизы по 44-ФЗ. В качестве специалиста для проверки можно привлечь компанию, ИП и даже физическое лицо. Главное условие - специальные познания в нужной области. Кого нельзя нанять для экспертизы? Ее не может проводить физлицо, которое:

      • в течение 2 последних лет было работниками заказчика или поставщика;
      • заинтересовано в заключении контракта;
      • имеет конфликт интересов с заказчиком.

      Экспертизу также не могут проводить компании, в которых любая из сторон контракта владеет более чем 20% акций или голосов. Кроме того, внешние эксперты не должны входить в число закупочной комиссии.

      Когда внешняя экспертиза по 44-ФЗ обязательна

      Проведение внешней экспертизы по 44-ФЗ обязательно при закупках у едпоставщика. Но не во всех случаях. Список исключений смотрите в ст. 94 Закона о контрактной системе. Внешняя экспертиза не обязательна при заключении контракта по пунктам 1-9, 14, 15, 17-23, 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28-30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47-48, 50-54 части 1 статьи 93 44-ФЗ.

      В конце 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2018 № 502-ФЗ. Он изменил список исключений. Теперь помимо указанных выше случаев внешнюю экспертизу можно не проводить, если закупка у едпоставщика проводится после признания несостоявшимся:

      • конкурса в электронной форме;
      • запроса котировок в электронной форме;
      • запроса предложений в электронной форме.

      С момента вступления в силу 44-ФЗ у заказчиков появилась новая обязанность – проведение экспертизы полученных по контракту результатов. Предусмотрен вариант «экономный», когда экспертизу могут выполнить собственные сотрудники. В каких случаях это можно делать, рассмотрим в статье.

      Понятие экспертизы по 44-ФЗ

      Законодательство о госзакупках не дает ответа на вопрос, что такое экспертиза по 44-ФЗ . Если исходить из текста 44-ФЗ, то экспертиза проводится для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов на соответствие условиям заключенного контракта.

      В документации о закупке обязательно должны быть указаны показатели, позволяющие определить это соответствие (п.2 ст.33). Проведение такой экспертизы обязательно.

      «Внутреннюю» экспертизу заказчик может провести практически всегда. Исключение из этого правила - закупка у единственного поставщика (ч. 4 ст. 94 44-ФЗ), когда заказчик обязан привлекать внешних экспертов. Но и в этом случае можно проводить экспертизу своими силами для:

      • ряда неконкурентных закупок;
      • закупок на услуги экспертов;
      • закупок на подготовку проекта объекта капстроительства и результаты инженерных изысканий, которые прошли государственную или негосударственную экспертизу.

      Как провести экспертизу своими силами по 44-ФЗ

      Для того, чтобы провести внутреннюю экспертизу Вам необходимо:

      1. разработать локальный нормативный документ по порядку проведения внутренней экспертизы (положение) и утвердить его;
      2. издать приказ о назначении ответственных за проведение экспертизы - отдельных сотрудников или комиссию.

      При проведении экспертизы своими силами заказчик вправе возлагать проведение экспертизы ТРУ на приемочную комиссию или создать отдельную комиссию по проведению экспертиз (письмо МЭР от 09.09.2016 № Д28и-2396). Но также никто не запрещает возложить обязанности экспертов на отдельных сотрудников.

      Экспертиза осуществляется до подписания приемо-сдаточных документов, и, соответственно, до окончательного расчета по контракту (этапу контракта).

      Каким документом оформляются результаты внутренней экспертизы

      Если вы хотите найти утвержденный бланк по внутренней экспертизе по 44-ФЗ, то его не существует. Минэкономразвития РФ предлагает для этих целей использовать документы о приемке ТРУ, надлежаще оформленные и подписанные заказчиком (акт сдачи-приемки, товарная накладная, счета-фактуры и т.д.).

      Предполагается, что на этих документах должны быть соответствующие надписи о проведенной экспертизе. Отчет по экспертизе в этом случае не составляется (письма от 09.09.2016 № Д28и-2396 и №Д28и-2449, от 19.08.2016 № Д28и-2162, от 31.12.2014 № Д28и-2919). При большом желании можно оформлять отдельный документ по результатам проведения экспертизы, но крепить в ЕИС его не надо. Каким образом вы будете поступать, необходимо утвердить в Порядке проведении внутренней экспертизы.

      Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
      Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

      Образец внутренней экспертизы по 44-ФЗ

      В случае, если Вы будете делать надписи на существующих документах, предлагаем для удобства использовать штамп с соответствующим текстом. Например,
      «Экспертиза проведена. Результаты, исполнения соответствуют условиям контракта №___ от ____. Фактов ненадлежащего исполнения не выявлено.
      Ответственный____
      ».

      При оформлении отдельного заключения, прежде всего, необходимо проставить обязательные реквизиты документа:

      • название документа,
      • дату,
      • номер,
      • место составления.

      Многие заказчики не обратили внимание на одно из изменений, внесенных 504-м федеральным законом в 44-й закон, которое действует с 01.07.2018 г. С этой даты внешняя экспертиза, то есть экспертиза с привлечением стороннего эксперта или экспертной организации обязательная для электронных процедур, которые признаны несостоявшимися.

      Новые основания для заключения контракта по итогам несостоявшейся закупки

      504-ФЗ внес многие изменения в 44-й закон ( смотрите на нашем сайте) и в том числе дополнил 93 статью этого закона новыми пунктами, а именно п. 25.1, 25.2 и 25.3, согласно которым контракт с единственным поставщиком (исполнителем) заключается, если торги в электронной форме не состоялись. При этом п. 25 изменен и электронный аукцион исключен из этого пункта и перенесен теперь в п. 25.1 ч. 1.

      Согласно положениям ч. 3 ст. 94 заказчик обязан проводить экспертизу при приемке исполнения по контракту. Такая экспертиза проводится либо силами заказчика (внутренняя экспертиза) либо путем привлечения экспертов или экспертных организаций (внешняя экспертиза).

      Часть 4 закон устанавливает перечень случаев, когда внешняя экспертиза является обязательной, в том числе случаи закупки у единственного поставщика (исполнителя). Там же предусмотрены исключения, когда при закупке у единственного поставщика (исполнителя) внешняя экспертиза может не проводиться.

      Одним из таких исключений является п. 25 ч. 1 ст. 93. Однако п. 25.1 - 25.3 в перечне исключений не предусмотрены. Из чего следует вывод, что при закупках по этим пунктам внешняя экспертиза является обязательной.

      Что это значит для заказчиков? Это означает, что по электронным процедурам (электронные аукционы, конкурсы, запросы котировок, запросы предложений в электронной форме), которые признаны несостоявшимися, должны проводится внешние экспертизы для приемки исполнения по контрактам.

      Такие неутешительные выводы. Есть надежда, что это ошибка законодателя, а не сознательное решение. Возможно этот момент был упущен при подготовке изменений в 44-й закон и рано или поздно будет исправлен. Но пока изменения не внесены у заказчиков возникает дополнительная обязанность.

      Кто проводит внешнюю экспертизу?

      В связи с этим заказчикам предстоит решить ряд вопросов. От вопроса о том, за счет каких средств ее проводить, до вопроса, куда обращаться за ее проведением.

      Выбор экспертов регулируется закона и по большей части содержит перечисление ограничений для привлечения лиц в качестве экспертов. Далеко не каждое лицо, работающее в той или иной сфере, может быть признано экспертом. Согласно экспертом, экспертной организацией может быть лицо, обладающее специальными познаниями, квалификацией, опытом. Изучив правоприменительную практику, мы увидели, что нередко данные услуги оказывают эксперты ТПП, а суды принимают их заключения в качестве доказательств. О том, к каким экспертным организациям обращаются заказчики, с какими затруднениями могут столкнуться заказчики при привлечении к приемке внешних экспертов, читайте , которые пополняются по мере появления новых данных.

      Р.S.: похоже наши предположения оказались верными. Минфин подготовил законопроект, по которому внешняя экспертиза становится необязательной для таких закупок, также как и ранее. В помимо этого предлагается много других важных изменений, в том числе отмена извещений и отчетов-обоснований по закупкам у единственного поставщика.

      Внешнюю экспертизу должны отменить до конца года

      До конца года внешнюю экспертизу по несостоявшимся закупкам отменят. 18.12.2018 назначено второе чтение законопроекта. Ознакомиться с ним и с нашими комментариями к нему можно .

      19.12.2018 г. в Государственной Думе.

      Ответ Минфина на вопрос о том, кто может провести внешнюю экспертизу

      Мы направили в Минфин перечень ваших вопросов о том, кто может провести экспертизу в том или ином случае. И вот какой ответ мы получили.

      Здравствуйте! С 01.07.2018 г. вступили в силу изменения, внесенные в закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, согласно которым заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации при приемке товаров, работ, услуг в случае, если контракт заключен по результатам несостоявшегося электронного аукциона (п. 25.1 ч. 1 ст. 93).

      С учетом того, что закон № 44-ФЗ содержит только общее определение эксперта, экспертной организации как лица, обладающего специальными познаниями, опытом, квалификацией, прошу разъяснить:

      1) Если на электронных торгах выиграл один поставщик на лекарственный препарат для государственной медицинской организации, кто может составить внешнюю экспертизу? Может ли ее осуществить университет с привлечением работников кафедры фармакологии или фармации медицинского университета?

      2) Можно ли привлечь для проведения внешней экспертизы для приемки компьютерного оборудования какого-нибудь продавца, реализующего такого рода оборудование?

      3) Какие эксперты могут проводить внешнюю экспертизу для контрактов на оказание образовательных услуг? По каким критериям их можно отобрать?

      4) Приобретается квартиры для детей сирот. В аукционе участвует один поставщик. Нужна ли внешняя экспертиза и какие требования в экспертам?

      5) Согласно ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ эксперты, экспертные организации привлекаются на основании контрактов, заключенных в соответствии с данным законом. Можно ли привлечь эксперта, экспертную организацию на основании безвозмездного договора?

      Здравствуйте! По итогам несостоявшихся электронных торгов заключен контракт на оказание услуг по полису ОСАГО. Согласно ст. 94 закона о контрактной системе необходимо провести экспертизу исполнения контракта с привлечением экспертов или экспертных организаций. Прошу разъяснить:

      1) Кто может быть экспертом при проведении экспертизы страховых услуг?

      2) Какими документами эксперты или экспертные организации могут подтвердить свой статус или наличие специальных познаний, опыта в данной области?

      3) Можно ли привлечь в качестве экспертной организации другую страховую организацию?

      Наш комментарий

      К сожалению, как видите, мы не получили ответы от регулятора контрактной системы на конкретно поставленные вопросы. И пока обязанность по проведению внешней экспертизы, как это обещает Минфин, не отменена, мы рекомендуем следующее.

      Если с вами случилась такая беда, что закупки не состоялись и контракт заключен с единственным участником, то требования закона о проведении внешней экспертизы нужно выполнять. Наиболее безопасным вариантом в таком случае будет обращение в экспертную организацию. Есть рекомендации договариваться учреждениями по профилю (например, для экспертизы приемки лекарств привлекать сотрудников другого медицинского учреждения), но такая экспертиза может быть поставлена под сомнение проверяющими органами. А если требование о проведении внешней экспертизы не выполнено, то это грозит привлечением к административной ответственности и другими негативными последствиями.

      Как найти нужную экспертную организацию? Перечень таких организаций можно обнаружить на сайтах арбитражных судов. Обратившись к нему, вы можете выбрать подходящую для экспертизы компанию и заключить с ней контракт. В этих организациях вам подскажут, какой именно эксперт (эксперт-товаровед или другой) должен оценить результаты исполнения контракта и есть ли такие эксперты в данной организации. Что касается оплаты, то она может зависеть от объема работы эксперта (количества часов, которые потребуются на проведение экспертизы и подготовку заключения).

      Чтобы в последующем заключение эксперта не было оспорено, при заключении контракта полагаем целесообразным предусмотреть в нем условия о предоставлении экспертной организацией документов, подтверждающих опыт, квалификацию эксперта (например, документы о высшем образовании, профессиональной переподготовке в качестве эксперта, о стаже работы по специальности, о стаже работы экспертом и т.д.).

      В июле 2019 года внешняя экспертиза станет не обязательной

      18.04.2019 г. ГосДума приняла , одним из нововведений которого стала отмена обязательной внешней экспертизы. Данное изменение вступит в силу через 90 дней с момента после того как закон будет опубликован. Об этих и других изменениях смотрите в следующем видео.

      О том, могут ли привлечь за нарушение обязанности по проведению внешней экспертизы до момента вступления закона в силу, читайте в специальной статье по нижеприведенной ссылке.

      Учреждение – заказчик вправе провести силами своих сотрудников экспертизу для проверки результатов исполнения контракта. Привлекать экспертов или экспертные организации для этих целей надо только в том случае, если это прямо предусмотрено , (далее – Закон №44-ФЗ).

      Для подтверждения факта самостоятельного проведения экспертизы достаточно оформить документ о приемке, подписанный сотрудниками учреждения, – отдельный документ о проведенной экспертизе составлять не надо (). А еще при оформлении приемки обязательно учитывайте требования приказов Минфина России по составлению первичных учетных документов.

      1. Если приобретаете основные средства.

      Всероссийская конференция с участием представителей Минфина

      "Учет и отчетность, правовые
      и финансовые вопросы деятельности бюджетных, казенных и автономных учреждений"

      Учетной политикой может быть предусмотрен такой порядок оформления операций:

      1. Дебет 0 106 ХХ 310 Кредит 0 302 31 730 – на основании Приходного ордера на приемку материальных ценностей () отражена приемка имущества;
      2. Дебет 0 101 ХХ 310 Кредит 0 106 ХХ 310 – на основании Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов () отражен перевод вложений в состав основных средств (объект признан пригодным к эксплуатации).

      Этот порядок оформления документов позволит свести риски разногласий с ревизорами к минимуму.

      Во-первых, на сегодняшний день в , по-прежнему остается упоминание об акте, как о документе, которым оформляется решение комиссии о принятии к учету основных средств.

      Во-вторых, специалисты Минфина России полагают, что для оприходования нефинансовых активов достаточно отгрузочных документов поставщика (). Однако , составлены так, что позволяют некоторым ревизорам выдвигать следующее требование: "В любых ситуациях при поступлении НФА в оговоренных учетной политикой случаях обязательно составляйте акт, а в остальных – приходный ордер".

      В-третьих, если приемку и экспертизу согласно проводит комиссия, оформление итогов ее работы актом – вполне уместное решение, которое можно закрепить в учетной политике.

      2. Если оплачиваете работы или услуги.

      При приемке и экспертизе результатов выполненных работ или оказанных услуг, оформляйте акт по форме, предусмотренной контрактом. Он должен содержать все обязательные реквизиты первичного документа, перечисленные в и . При оплате строительных работ предусматривайте в контракте требование об оформлении акта по .


    © 2024
    artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав