26.06.2020

Основные признаки государства. Признаки государства – основания для признания К необходимым признакам государства не относится


Государство как правовое явление обладает набором отличительных черт, отделяющих его от других социально-культурных образований. Данные характеристики в правовой науке получили название «признаки государства». Правоведы имеют различные точки зрения на состав таких черт, однако, все они выделяют основные и второстепенные характеристики. Основные (они же обязательные) признаки государства дают возможность выделить его среди других объединений людей. Второстепенные черты обособляют страну из общей массы себе подобных. Итак, рассмотрим их.

Обязательные признаки государства .

Формирование государства из родоплеменной общины произошло вследствие придания ему особых черт. Ими стали территория, население, суверенитет и публичная власть.

Население (народ) . Это первая и основная характеристика. Проистекает данное утверждение из самого определения государства. При отсутствии народа не могут быть определены и другие отличительные признаки государства. В тоже время стоит помнить о том, население не может ограничиваться какими-либо строгими рамками, как например: расовый, половой, национальный, профессиональный, религиозный. В случае, когда это происходит, то следует говорить о нации, профсоюзе или т.д. Объединение населения в государстве строится на общей цели, сформулированной в виде непрекословно исполняемого правила (закона).

Территория . В догосударственный период люди, как правило, объединялись в группы и мигрировали по мере истощения продовольственных запасов на определенной территории. С те же объединения установили условно фиксированный ореол обитания, закрепив его границы как на наземной и водной площади, так и в воздушном пространстве. В рамках территории государства действуют единые законы, обязательные для исполнения всем населением.

Суверенитет. Данный признак характеризует тем, что на территории государства вся полнота власти осуществляется только населением данной страны. То же относится и к представительству своих интересов в международных отношениях.

Публичная власть . В родоплеменных общинах решения о судьбе племени принимались на общем совете всеми членами группы. В государстве народ делегирует свои представительские права по управлению государством определенным лицам. Они могут быть избраны или назначены. характеризуется наличием авторизированного аппарата управления, функционирующего на условиях легитимности.

Таким образом, основными отличительными признаками государства являются народ (население), территория, суверенитет и публичная власть. Но следует помнить, что такими же чертами могут обладать и государствоподобные образования. Поэтому необходим дополнительный перечень характеристик, обособляющий его среди общностей людей.

Второстепенные признаки государства .

Вторым признаком считается наличие налоговой системы, предназначение которой заключается в финансировании деятельности государства, его властных органов и социальных программ.

Третья характеристика заключается в формировании и функционировании в государстве специальных органов, обеспечивающих исполнение общеобязательных правил поведения, коими является система права. К данному признаку также следует отнести и наличие армии, в обязанности которой входит сохранение целостности государства в рамках закрепленной территории.

Четвертой чертой служат наличие отличительных символов государства - герба, флага и гимна.

Стоит отметить, что, несмотря на всё свое многообразие, признаки государства должны соответствовать особой «связке» - государство + право. Данное утверждение базируется на том, что народ, который фактически и является краеугольным камнем страны, не может функционировать без четко оговоренных рамок поведения, коими и становятся законы, подзаконные нормативные акты, и т.п. Правоведы, как правило, выделяют данное положение в особую черту, не относя её ни к основным, ни к второстепенным.

В заключении хотелось бы отметить, что признаки государства - это особые характеристики, которые позволяют выделить особую общность людей среди других ей подобных. Они имеют значение, т.к. соответствие им обозначает возможность признания государства таковым на международном уровне.

Все верные ответ выделены жирным зелёным текстом.

Вопрос 1: Назовите виды правового статуса личности.
1. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.
2. Соблюдение, исполнение, использование.
3. Общий, специальный, индивидуальный.

Вопрос 2: К какому виду правоотношений относятся отношения собственности?
1. К общерегулятивным.
2. К относительным.
3. К абсолютным.
4. Правильного ответа нет.

А Вы думали о том, как изучают правоведение в Китае? Там совсем другие законы, но чтобы это всё понять, нужен репетитор китайского , которого не так сложно найти, как Вы думаете. К примеру, в школе «Вокей» предлагают даже бесплатный пробный урок, чтобы Вы смогли понять, надо оно Вам или нет.


Вопрос 3: Как называется осуществляемая в процессе правоприменения юридическая оценка совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая к определенной юридической норме?
1. Правовая квалификация.
2. Установление фактических обстоятельств дела.
3. Интерпретация смысла юридической нормы относительно конкретного случая.

Вопрос 4: Какие из стадий правоприменительного процесса названы в данном задании?
1. Опубликование нормативного правового акта.
2. Установление юридической основы дела - выбор правовых норм.
3. Решение дела и оформление акта применения права.

Вопрос 5: Какой из перечисленных актов является актом официального легального правоприменительного толкования?
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. № 2 «О судебной практике по делам об изготовлении и сбыте поддельных денег или ценных бумаг».
2. Постановление Правительства РФ от 27 июля 1994 г. № 871 «О федеральной инвестиционной программе на 1994 год».
3. Правила подготовки ведомственных нормативных актов. Утверждены постановлением Правительства РФ от 23 июля 1993 г. № 722.

Вопрос 6: Какой из перечисленных актов является актом официального аутентичного толкования права?
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г. по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.
2. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 декабря 1997 г. № 2039 «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии».
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля
2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».

Вопрос 7: Назовите органы, которые вправе давать правоприменительное нормативное толкование юридических норм.
1. Конституционный Суд РФ.
2. Верховный Суд РФ.
3. Высший Арбитражный Суд РФ.

Вопрос 8: Как соотносятся правонарушение и юридическая ответственность?
1. Как причина и следствие.
2. Как юридический факт и регулятивное правоотношение.
3. Все вышеперечисленное.

Вопрос 9: Назовите наиболее суровый вид юридической ответственности.
1. Дисциплинарная.
2. Административно-правовая.
3. Уголовно-правовая.

Вопрос 10: Какой способ правового регулирования состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий?
1. Запрет.
2. Обязывание.
3. Дозволение.

Вопрос 11: Какой тип правового регулирования выражается в принципе: «Разрешено все, что не запрещено законом»?
1. Разрешительный.
2. Общедозволительный.

Вопрос 12: К какому понятию относится следующее определение: «Суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения и взимающая налоги, необходимые для осуществления внешних и внутренних функций»?
1. Партия.
2. Государство.
3. Общество.

Вопрос 13: Какой признак государства является главным, устойчивым, закономерным, определяющим все остальные признаки?
1. Руководство политическими партиями.
2. Аппарат принуждения.
3. Налоги.
4. Организация политической партии.
5. Суверенитет.
6. Способность принимать нормы права.

Вопрос 14: Какие признаки отличают государство от любых других политических организаций общества?
1. Обладает собственностью на орудия и средства производства.
2. Взаимодействует с международными организациями.
3. Имеет прерогативу на издание общеобязательных нормативных правовых актов, суверенитет, территорию, аппарат принуждения, собирает налоги.

Вопрос 15: Какой из признаков не относится к характеристике суверенитета государства?
1. Распространение государственной власти на все население страны.
2. Общеобязательность решений органов государства.
3. Избрание высших органов государства демократическим путем.

Вопрос 16: Назовите признак, не относящийся к признакам государства.
1. Организация политической власти.
2. Наличие аппарата принуждения.
3. Суверенитет.
4. Территория.
5. Руководство политическими партиями.
6. Налоги.
7. Легализованное принуждение.
8. Способность принимать акты, содержащие нормы права.

Вопрос 17: Какие из перечисленных свойств относятся к верховенству государственной власти внутри страны?
1. Правореализация.
2. Нормотворчество.
3. Осуществление властных полномочий по каналам законодательства, государственного управления, правосудия, государственного надзора и контроля.

Вопрос 18: Как называется свойство государственной власти, выражающееся в признании (поддержке) социальными массами этой власти и в способности властвующих убедить подвластных в справедливости своих притязаний?
1. Легитимность.
2. Правомерность.
3. Легальность.

Вопрос 19: К какому понятию относится следующее определение: «Совокупность взаимосвязанных признаков государства, соответствующих определенной социально-политической структуре общества, которая, в свою очередь, обусловлена экономическим базисом общества»?
1. Форма государства.
2. Тип государства.
3. Механизм государства.

Вопрос 20: С позиций какого подхода к типологии государств выделяют рабовладельческие, феодальные, капиталистические (буржуазные) и социалистические государства?
1. Цивилизационного.
2. Формационного.
3. Теологического.

I. Публично-политическая (государственная) власть.

Государственная власть - это власть одновременно публичная и политическая. Публичной она является потому, что официально управляет делами всего общества и выступает от имени всего общества в целом при решении вопросов, относящихся к её компетенции.

Политическая природа государственной власти определяется тем, что она в лице государственного аппарата отделена от общества, относительно обособлена от него Относительно самостоятельное существование, положение в обществе и та сила, которой данная власть обладает, позволяют ей действенно управлять социально неоднородным обществом, т. е. таким, где во многом отсутствуют единство, совпадение интересов у различных слоев, групп, общностей. Отношения между ними составляют сферу политики как таковой. Прямое предназначение государственной власти заключается, во-первых, в регулировании этих отношений, что и делает её как власть публичную властью политической; во-вторых, успех в борьбе не совпадающих во многом интересов различных социальных слоев, групп, общностей в социально неоднородном обществе всегда будет на стороне того, кто обладает государственной властью. Овладение этой властью позволяет одной какой-либо части общества (большей или меньшей, либо ее представителям) не только управлять делами всего общества, обеспечивать его безопасность, существование как единого целого, но и руководить им преимущественно в своих интересах. Последнее и придает публичной власти политический характер. Поэтому она и выступает всегда как власть публично-политическая.

Государственную власть нельзя отождествлять с самим государством, ибо государство - это организация данной власти, т. е. ее устройство, механизм ее осуществления в лице определенных органов: парламента, правительства, правосудия, контрольно-надзорных, военных и т. д. Сама же по себе государственная власть - это способ руководства обществом, для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения, так как основой действенности государственной власти является авторитет силы, а не сила авторитета.

2. Суверенитет.

Государство - это организация власти, являющейся суверенной, т. е. верховенствующей внутри страны, независимой во внешнеполитических отношениях. Суверенитет предполагает, что государственная власть является самостоятельной и независимой от какой-либо власти как внутри государства, так и за его пределами. Суверенитет можно рассматривать как сопоставительное свойство государственной власти (и государства как его организации), указывающее на ее положение среди тех властей, которые имеют место в обществе,- церковной, родительской, корпоративной и т. д. Государственная власть существует обособленно от указанных властей и имеет верховенство по отношению к ним в сфере государственных дел.

Кроме того, любое государство должно признавать такой порядок вещей в системе властеотношеннй внутри государства и не вмешиваться в его внутренние дела, а также считаться с ним как с равноправным, самостоятельным, независимым субъектом межгосударственных отношений. Таким образом, можно говорить о том, что в целом суверенитет имеет внутренние и внешние измерения.

3. Всеобъемлемость.

Государство- это организация власти, которая является всеобъемлющей. Только государственная власть распространяется на всех лиц (физических, юридических), которые находятся на территории государства. Если суверенитет есть свойство государственной власти, которое указывает на ее силу, то всеобъемлемость - свойство государственной власти, указывающее на масштаб ее действия в обществе. Более широкое понимание "всеобъемлемости" как признака государства предполагает указание на то, что государство - это организация общества в единое целое через институт "гражданства" (подданства), т. е. государство - это всеобъемлющая организация общества.

4. Территория.

Государство - это организация власти, которая властвует на строго определенной территории, т. е. ограниченной части поверхности планеты (суши, моря, воздушного пространства). Территория государства является материальной основой его существования.

5. Народонаселение.

Государство - это организация власти, субъектом и объектом которой является народ, населяющий территорию государства. Государство объединяет людей в единое целое, а принадлежность их к данному государству отражается понятием "гражданство" (подданство). Гражданство (подданство)- это устойчивая правовая связь лица с данным государством, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

Государству свойственно объединение людей по территориальному признаку в один территориальный коллектив (граждане государства, население страны) и одновременное разделение его в целях оптимизации управления на меньшие территориальные коллективы (население областей, районов и т. п.).

6. Аппарат управления.

Государство - это организация власти, в составе которой всегда существует аппарат управления, т. е. особый разряд лиц, профессионалов по управлению. В государстве всегда есть управляющие и управляемые. К органам управления относятся правительство, различные министерства, государственные комитеты и т. п.

7. Аппарат принуждения.

Государство - это организация власти, в составе которой всегда действует аппарат принуждения, т. е. отряды вооруженных, специально обученных людей, принудительные учреждения. Они являются силовой основой действенности государственной власти. К числу так называемых "силовых" ведомств государства в первую очередь относятся вооруженные силы, органы охраны общественного порядка, органы государственной безопасности, карательные (пенитенциарные) учреждения. Государству принадлежит монопольное право применять принуждение на своей территории.

8. Издание нормативно-правовых актов. Только государство имеет право издавать нормативно-правовые акты (законы, постановления, указы и т. д.), обязательные для всеобщего исполнения. Нормативно-правовые акты закрепляют правовые (юридические) нормы, в которых выражена общеобязательная государственная воля.

Юридические нормы рассчитаны на добровольное их соблюдение. При необходимости проведение их в жизнь обеспечивают специальные юридические органы: налоговые, органы прокуратуры, милиции и др.

9. Налогообложение.

Государство - это организация власти, финансовую основу деятельности которой образуют, в первую очередь,налоги. Налогообложение является монопольным правом государства. Иные поступления в бюджет (казну государства) дают займы (внешние и внутренние), доходы от деятельности государственных предприятий, различные сборы (судебные, таможенные).

ГОСУДАРСТВО - это политико-территориальная, суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат управления и принуждения, взимающая налоги, издающая законы, выражающая волю собственников средств производства или всего народа.

Основные признаки: 1)государственнаятерритория, 2) народ (институт гражданства и подданства), 3) публичная (государственная) власть, 4) государственный суверенитет. 5) неразрывная связь государства и права, 6) государство взимает налоги, 7) располагает специальным аппаратом.

Дополнительные признаки: Иногда в качестве основных признаков государства указывают на единый язык общения, наличие армии, а также единой системы обороны и внешней политики. Однако данные признаки нельзя отнести к важнейшим, определяющим. Они скорее вспомогательные, дополнительные.

Например, в Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено равноправие всех используемых языков. Что касается армии, то она есть не во всех странах. Согласно Конституции 1947 г. Японии запрещено иметь армию. Нет армии и в Коста-Рике, а конституционной поправкой 1991 г. Панаме запрещено иметь армию на вечные времена. Таким образом, отсутствие армии не дает оснований для непризнания их государствами.

Признаки государства:

1. НАЛИЧИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ.

В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации.

Государственной территорией принято считать такую территорию, которая «находится под суверенитетом определенного государства», т.е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство.

Государственная территория состоит из двух элементов фактической и юрисдикционной территории.



Фактическая территория – это территория в пределах государственных границ, состоящая из суши с ее недрами и, внутренних вод и прибрежной зоны, воздушного пространства над землей и водами.

Юрисдикционная территория – это территория, на которую распространяется суверенитет государства. При этом законы государства действуют не только на фактической территории, но и на территории, в географическом смысле к государственной не относящейся (зарубежные дипломатические представительства, посольства, полярные станции на материке Антарктида, корабли и самолеты под государственным флагом).

В научной литературе нередко встречаются попытки обосновать вывод о том, что возможно государство, не обладающее собственной территорией (государства кочевников, Организация освобождения Палестины и т.д.), однако представляется, что приведенные примеры, являясь исключениями из общего правила, лишь подтверждают объективность данного признака.

2.НАСЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА (ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА (ПОДДАНСТВА)

Сущность данного признака заключается в возникновении качественно нового (по сравнению с кровно-родственными либо товарообменным) типа социальных связей. В государстве людей объединяет отношение их к той или иной территории.

Индивиды при этом теряют абсолютную свободу передвижения и выбора места жительства. Взамен они получают право требования от государства защиты своих субъективных прав и свобод. Естественно, что одни люди проживают на территории государства постоянно, а другие временно. Постоянные жители приобретают статус гражданина государства (в государствах с монархической формой правления – подданного), непостоянные представлены иностранцами и лицами без гражданства.

При этом сам факт принадлежности индивида к государственной территории означает возникновение у гражданина (подданного) особой группы гражданских прав (гражданской прерогативы), которыми не обладают (либо обладают не в полной мере) неграждане государства. К исключительным правам, обладание которыми напрямую зависит от принадлежности к гражданству государства, относятся: право избирать и быть избранными в представительные органы власти, осуществлять определенные виды деятельности, занимать должности в органах государственной власти.

3.ПУБЛИЧНАЯ (ГОСУДАРСТВЕННАЯ) ВЛАСТЬ.

Важнейшим признаком государства является сосредоточение властных полномочий в руках профессиональных управленцев, выделение которых в относительно самостоятельную группу. Аппарат государственной власти как орган социального управления обладает публичным характером.

Власть публичная потому, что выступает от имени всего народа.

Власть существовала и в догосударственном обществе. Но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат).

Деятельность государственной власти направлена на реализацию важнейших функциональных полномочий государства в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и контрольно-надзорной сферах.

Таким образом, государственная власть от иных властных структур внутригосударственного и международного характера отличает монопольное право на законотворчество, правосудие, государственное принуждение.

4.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ.

СУВЕРЕНИТЕТ как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости .

Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

Независимость и верховенство государственной власти получают свое конкретное выражение в следующих качественных принципах:

Публичность государственной власти – решения органов государственной власти распространяется на всю юрисдикционную территорию и действуют в отношении всех субъектов права, которые на этой территории находятся;

Высшая юридическая сила государственных властных предписаний - государство может оспорить, отменить или же, в установленном законом порядке, признать ничтожным (недействительным с момента принятия) решение любого субъекта, в том случае, если это решение противоречит правилам поведения, принятым самим государством;

Гарантированность и санкционированность норм публично-правового характера – только установленные от имени государства правила поведения признаются общезначимыми и общеобязательными, обеспечиваются системой юридических гарантий и предусматривают реализацию мер юридической ответственности в отношении правонарушителей.

Наряду с государственным суверенитетом в юридической науке выделяются народный и национальный суверенитеты.

Народный суверенитет выражается в характеристике народа как основного источника власти в государстве. При этом народ осуществляет «право на власть» как непосредственным, так и представительным путем. Непосредственная форма демократии предполагает участие граждан в выборном процессе формирования представительных органов власти, а также принятие решений по наиболее важным вопросам на референдумах. Представительная форма означает делегирование властных полномочий доверенным народным представителям, которые, будучи избранными в представительные органы затем осуществляют управленческую деятельность от имени своих избирателей (электората).

Национальный суверенитет закрепляет право нации на самоопределение, вплоть до отделения. В отличие от народного суверенитета, предполагающего оценку народа как социально однородной категории, суверенитет нации предполагает дифференциацию гражданского населения страны по национальным признакам (единство языка, культурных, религиозных, этнических традиций). Крайней формой национального суверенитета является закрепление за нацией права на создание собственной государственности (путем выхода из состава государства и приобретения статуса независимого обладающего государственным суверенитетом территориального образования). В подобном виде национальный суверенитет в настоящее время не закреплен ни в одном из государств, так как его реализация предполагает нарушение принципа единства государственной территории и незыблемости государственных границ и, как следствие, посягательство на государственный суверенитет в целом.

5. НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА . Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Правотворчество является исключительной прерогативой государства.

Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА составляет один из признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержания жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны.

В литературе данный признак государства иногда именуется налогообложением и взиманием налогов. Однако налоги – это только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Налоги, необходимы для выполнения задач и функций государства. Налоги – это взимаемые государством с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата, развития экономики, культуры, поддержания жизнедеятельности общества.

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые с юридичес­ких и физических лиц в пользу государства . На их долю прихо­дится до 90% всех поступлений в бюджеты промышленно развитых стран.

Принято различать три основные вида налогов: прямые, кос­венные и целевые налоги.

1) Прямые налоги - это налоги, которыми обла­гаются доходы юридических (предприятия, фирмы) и физичес­ких (население) лиц, а также имущество налогоплательщиков. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный на­лог, налог на землю, налог на имущество предприятий и физичес­ких лиц, налог на сделки, изъятия в пользу государства (государс­твенная пошлина). В случае прямого налогообложения сумма на­лога вносится плательщиком непосредственно в казну.

2) Косвенные налоги - налоги на товары или услуги, которые фиксируются в виде надбавки к цене или тарифу . При косвенном налогообложении сумма налога, полученная владельцем (продавцом) товаров или услуг при их реализации от покупателя, перечис­ляется государству. Следовательно, формально косвенный налог уплачивает владелец (продавец) товара, реально - его покупа­тель. К косвенным налогам относятся (акцизы), таможенные пош­лины, фискальный монопольный налог.

3) Целевые - формируют в рамках всего государства фонды социального страхования, здравоохранения и пенсионного обеспечения.

Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя помимо налогов и обязательных платежей государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности и др.

7. Государство – единственная в политической системе организация, которая располагает аппаратом принуждения.

В современном политическом лексиконе появилось такое определение аппарата принуждения, как «силовые структуры»:

- правоохранительные органы (карательные) – органы внутренних дел, прокуратура, аппарат судебных исполнителей, система исполнения наказания (тюрьмы, колонии и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка;

- вооруженные силы и органы безопасности , обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность – армия, ФСБ (федеральная служба безопасности), разведка, контрразведка, пограничная служба.

Основные признаки государства позволяют охарактеризовать данное явление и выделить во всем многообразии его проявлений те черты, которые остаются неизменными на протяжении всего времени его существования. При наличии различных подходов к определению понятия государства и его сущности существуют также различные взгляды на то, что относится к основным признакам государства.

Представители социологического определения понятия государства выделяют три его признака:

1) совокупность людей – народ;

2) господствующую над ними власть;

3) территорию как предел действия этой власти.

Во взаимосвязи эти признаки образуют понятие о государстве как соединении людей под одной властью в пределах определенной территории.

Марксистский взгляд на признаки государства, которые отличают его от организации общественной власти в родовом строе, изложены Энгельсом в работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства”. В главе “Варварство и цивилизация” автор выделяет следующие общие основные признаки, присущие государственно-организованному обществу:

1. Разделение подданных государства по территориальным единицам.

2. Учреждение особой публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением.

3. Взимание налогов с населения и получение от него займов для содержания аппарата государственной власти.

На современном этапе развития общества важно выявить наиболее характерные признаки государства, которые отличают его от негосударственных организаций общества как в прошлом, так и в настоящем. Это позволяет отграничить государство от других элементов политической системы общества.

Согласно современному подходу к определению основных признаков государства, всем государствам, существовавшим ранее и существующим в настоящее время присущи общие признаки, придающие данному общественному явлению качественную определенность и отграничивающие его от других общественных образований.

Таким образом, к основным признакам государства относятся следующие.

1. Территория и население (единая территориальная организация политической власти страны). Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории. Территориальное разделение населения в отличие от кровнородственных связей между членами общества порождает новый социальный институт - гражданство или подданство, иностранцев и лиц без гражданства. Территориальный признак обусловливает характер формирования и деятельность аппарата государства с учетом его пространственного деления. Возникают центральные и местные органы государства. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов - государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. Территориальный признак опосредованно связан и с федеративным устройством государства, в границах которого проживает население, принадлежащее к различным нациям и народностям. Государство обладает территориальным верховенством в пределах своих границ. Это означает единство и полноту законодательной, исполнительной и судебной властей государства над населением, исключающих вмешательство иностранной власти.

Территория - не общественное, а естественное условие существования государства. Сама территория не порождает государства. Она лишь образует пространство, в пределах которого государство распространяет свою власть.

Таким образом, и население, и территория являются необходимыми материальными предпосылками возникновения и существования государства. Не может быть государства без территории, как не может быть государства без населения.

2. Публичная власть. Государство - это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Механизм государства является материальным выражением государственной власти. Через целую систему своих органов и учреждений государство осуществляет непосредственное руководство обществом, закрепляет и реализует определенный режим политической власти, защищает неприкосновенность своих границ.

3. Право. Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Правовые формы организации жизни общества присущи именно государству. Без права, законодательства, государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны. Будучи официальным представителем всего общества, государство в необходимых случаях проводит в жизнь требования правовых норм с помощью своих специальных органов (судов, администрации и других).

4. Суверенитет. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Этим оно отличается от других политических образований общества. Данный признак в большей мере можно отнести к самой публичной власти.

Суверенитет государства - это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве государственной власти по отношению к любым другим властям внутри страны, а также независимости в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права.

Независимость и верховенство государственной власти выражается в следующем:

в универсальности - только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны;

в прерогативе - возможности отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти;

в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.

При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. Суверенитет народа означает верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы государственного и общественного развития, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав