28.06.2020

Конституционные основы вопросов местного значения. Конституционные основы местного самоуправления в российской федерации. Формы непосредственного осуществления местного самоуправления населением


Конституционные основы местного самоуправления

Введение

Конституционализм как политико-правовая теория и практика становления и развития конституционного демократического государства и гражданского общества относится к тем фундаментальным ценностям мировой культуры, которые вырабатывались человечеством на всем протяжении своего развития.

То есть, по сути, конституционализм - это система представлений об общедемократической, общецивилизационной политико-правовой ценности государственно-организованного общества.

Представляется, что в наибольшей степени аккумулируют в себе основные ценности конституционализма теория и практика местного самоуправления. Единство теории и практики классического местного самоуправления, по нашему мнению, детерминирует возникновение в качестве одной из ключевых тенденций развития современного конституционного права - тенденции муниципализации конституционной жизни. Именно местное самоуправление, выступая в качестве самостоятельного вида публичной власти, является одним из наиболее эффективных детонаторов формирования гражданского общества и классического конституционализма в демократическом государстве.

Следует отметить, что вопрос о правовой природе местного самоуправления и характере власти, осуществляемой территориальными коллективами, - один из наиболее дискуссионных в современной конституционно-правовой науке. Можно привести десятки определений и позиций, авторы любой из которых акцентируют внимание на разных аспектах феномена местного самоуправления, подчеркивают те или иные ракурсы и проявления данного общественно-политического явления, отмечая его роль и значение в процессах формирования современного конституционализма, гражданского общества и правового государства.

Цель работы – изучить конституционные основы местного самоуправления в РФ.

Конституционная природа местного самоуправления

Становление и развитие российского муниципального права в его современной интерпретации неразрывно связаны с местным самоуправлением. Именно возрождение в нашей стране в начале 90-х гг. прошлого столетия различных форм и институтов самоуправления потребовало соответствующего изменения законодательства о местных органах власти, а затем обусловило необходимость принятия специальных законов об основах местного самоуправления. Фактически с этого времени и начался отсчет формирования российского муниципального права как самостоятельного правового феномена.

Вследствие этого самой распространенной характеристикой муниципального права является его идентификация с местным самоуправлением, выступающим в качестве предмета муниципально-правового регулирования. Нередко по этой причине муниципальное право отождествляется с правом местного самоуправления 1 , а иногда в дополнение к этому воспринимается также как алгоритм муниципальной самоорганизации (местных сообществ) в ее юридическом значении 2 . И такой подход не вызывает принципиальных возражений, поскольку за рамками местного самоуправления муниципальное право объективно существовать не может.

Однако при всей значимости местного самоуправления для уяснения сущности муниципального права нельзя не отметить, что только констатация неразрывной связи этих двух взаимообусловленных явлений не позволяет увидеть содержательное отличие муниципального права от иных отраслей российского права. Представляется, что для этого важно определить конституционную природу местного самоуправления как предмета муниципального права, а также уяснить специфику складывающихся в сфере муниципальной самоорганизации населения отношений, объективно предполагающих необходимость отраслевой автономизации юридических норм, призванных урегулировать весь комплекс вопросов, связанных с организацией и осуществлением местного самоуправления 3 .

Говоря о сути местного самоуправления как элемента политической системы общества, нельзя не отметить, что его наличие подразумевает, что наряду с интересами личности и интересами государства признаются и гарантируются также и местные (муниципальные) интересы, непосредственно связанные с решением вопросов обеспечения жизнедеятельности населения отдельных территорий. При этом муниципальные интересы рассматриваются не как подчиненные государственным, а как равнозначные.

Местное самоуправление - это неотъемлемая часть единой общероссийской системы народовластия. Конституция РФ (ст. 12) не только рассматривает его в качестве одной из основ конституционного строя, но и гарантирует обеспечение исполнения решений органов и должностных лиц местного самоуправления и непосредственно населения муниципальных образований, принятых в пределах их компетенции. При этом за субъектами муниципальной власти резервируется возможность в случае нарушения утвержденных законом прав использовать для их восстановления и защиты механизмы государственного принуждения и судебного разбирательства.

Проблема осуществления властных полномочий в сфере непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения своим главным целевым ориентиром имеет реализацию прав и свобод человека и гражданина. Конституция РФ (ст. 18) устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления. В отношении местного самоуправления это конституционное требование не просто является дополнением к государственным процедурам обеспечения соблюдения и защиты прав и свобод, а отражает сущность и целевое предназначение муниципальной власти как самостоятельной формы народовластия. Не случайно Европейская хартия местного самоуправления (ст. 4) прямо рассматривает в качестве одного из отличительных признаков местного самоуправления его максимальную приближенность к гражданам. Решение вопросов местного значения, создание условий для обеспечения удовлетворения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения в целом - это и есть реализация одного из ключевых прав человека и гражданина в демократическом обществе - права на достойную жизнь. Уровень гарантированности этого права и его значение в качестве показателя состояния демократии в стране вполне можно рассматривать в связи с обеспечиваемой посредством муниципальной самоорганизации граждан необходимой децентрализацией государственного управления, способствующей разнообразию жизненных условий, уклада жизни на разных территориях и в конечном итоге - свободе и полноте реализации жизненных устремлений российских граждан 4 .

Еще одним существенным аспектом местного самоуправления как элемента системы народовластия является использование муниципальных институтов в качестве структур, позволяющих оптимизировать расходование государственных ресурсов. Местное самоуправление в странах, где оно развито, осуществляет свою деятельность в значительной мере за счет государственного финансирования, которое при этом экономически выгодно центральной власти. Обеспечение гарантированности минимума текущих потребностей граждан является задачей общенационального масштаба и, следовательно, должно производиться за счет государственных средств независимо от наличия или отсутствия на местах муниципальной власти. А органы местного самоуправления, будучи властью, создаваемой населением муниципальных образований из своего состава, из людей, знающих все нюансы проблем соответствующей территории и подотчетных населению, действующей в буквальном смысле на глазах своих избирателей, объективно являются наилучшей публичной формой властного решения вопросов местного значения, экономически наиболее эффективной для каждого отдельно взятого муниципального образования 5 . Тем самым местное самоуправление не только берет на себя решение всех вопросов местного значения, но и позволяет федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации сконцентрироваться на решении общегосударственных и региональных проблем, способствует оптимальному сочетанию государственных и муниципальных начал в управлении делами общества.

Юридическое определение местного самоуправления содержится в различных нормативных правовых актах и документах. Однако следует отметить, что Конституция РФ непосредственно не предлагает исчерпывающей юридической трактовки местного самоуправления, вследствие чего создается иллюзия допустимости чрезмерно широкой интерпретации данного феномена в российских условиях. Многообразие конституционных характеристик местного самоуправления, сопряженное с их известной противоречивостью и неупорядоченностью, на первый взгляд позволяет с одинаковым успехом говорить как об абсолютной самостоятельности (изоляции) муниципальных институтов от системы управления государством, так и о самой жесткой зависимости от нее. 6 При такой "эластичности" конституционных понятий и категорий особое значение для уяснения сущности местного самоуправления имеет Европейская хартия местного самоуправления. Согласно ст. 3 данного документа под ним понимаются право и реальная способность местных властей регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. А Декларация о принципах местного самоуправления в государствах - участниках Содружества, принятая Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г., определяет местное самоуправление как систему организации деятельности населения (местных территориальных сообществ) для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения в соответствии с законами государства (ст. 1). При этом в Декларации специально подчеркивается, что территориальные сообщества имеют право решать все вопросы местного значения как через избираемые ими органы местного самоуправления, так и непосредственно, а само это право гарантируется конституциями и действующим законодательством.

В Российской Федерации понятие местного самоуправления на федеральном уровне закрепляется в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии со ст. 1 которого местное самоуправление представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций. Эта федеральная норма имеет основополагающее значение в оценке местного самоуправления в Российской Федерации и воспроизводится в тех или иных вариантах в законодательстве практически всех субъектов РФ. Так, Конституцией Республики Башкортостан предусматривается, что местное самоуправление в ней осуществляется с учетом исторических и местных традиций в городских, сельских поселениях и на других территориях, изменение границ которых допускается только с учетом мнения их населения (ст. 109) и обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 110). В Конституции Республики Мордовия содержится положение о том, что местное самоуправление осуществляется населением путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления (ст. 108), а также подчеркивается, что для реализации функций местного самоуправления образуются выборные и иные органы местного самоуправления, избираются и назначаются должностные лица местного самоуправления, наделяемые соответствующими полномочиями (ст. 110). А в Конституции Республики Ингушетия особо отмечается значение традиций и обычаев народа Ингушетии для осуществления местного самоуправления (ст. 103).

Несмотря на определенные различия, присущие юридически значимым версиям местного самоуправления, нельзя не признать, что международные, федеральные и региональные нормативные документы в целом достаточно полно отражают природу и назначение муниципальной деятельности. Опираясь на них, можно проследить наиболее характерные признаки и отличительные свойства местного самоуправления, раскрывающие его сущность и конституционно-правовую организацию.

Прежде всего местное самоуправление представляет собой право граждан, проживающих на территории соответствующих муниципальных образований, на решение вопросов местного значения. Это обстоятельство имеет принципиальное значение, поскольку ориентирует на восприятие и оценку самоуправления исключительно с точки зрения права, а не обязанности самоуправляющихся граждан. В этой связи, к сожалению, нельзя не отметить, что Федеральный закон N 131-ФЗ не содержит прямого указания на то, что самоуправление должно восприниматься только в формате конституционного права граждан на решение вопросов местного значения. Подобная позиция федерального законодательства допускает двоякую интерпретацию природы местного самоуправления, вследствие чего в юридической литературе можно встретить утверждение, что, рассматривая самоуправление в качестве основы конституционного строя и вида публичной деятельности населения по решению вопросов местного значения, провозглашаемой Конституцией России 7 , законодательство тем самым указывает на его обязательность, исключающую российскую трактовку местного самоуправления в качестве права на такую деятельность. С такой оценкой самоуправления, при всей видимости ее опоры на конкретные указания федерального законодательства, согласиться невозможно.

Конституционном совещании, созванном в 1993 ...

  • Основы местного самоуправления (2)

    Закон >> Государство и право

    М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Издательская группа ИПФРА-М - НОРМА, 1997 Овчинников И. Правовые основы местного самоуправления ...

  • Основы местного самоуправления в России

    Реферат >> Государство и право

    Правовую основу местного самоуправления составляют иные федеральные законы и подзаконные нормативные акты; Решения Конституционного Суда...

  • Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вслед за Конституцией, что местное самоуправление является одной из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей ее территории. Местное самоуправление - это «форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций» (ст.1).

    Нормативные правовые акты местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом принимаются по вопросам местного значения. Те акты, в которых закрепляются основы организации местного самоуправления и, в частности устанавливается структура органов местного самоуправления муниципальных образований, относятся к источникам конституционного права России. Из числа нормативных правовых актов местного самоуправления наибольшее значение имеют уставы муниципальных образований.

    Местное самоуправление составляет корневую, самую близкую к населению власть. Оно - с одной стороны - непосредственным образом воплощает право граждан на участие в управлении общественными и государственными делами, а с другой - обеспечивает реализацию иных прав и свобод человека и гражданина.

    Конституция РФ содержит специальную главу, посвященную местному самоуправлению. Но местное самоуправление регулируется нормами и других глав Основного закона - об основах конституционного строя, о правах и свободах человека и гражданина. В Конституции даются организационные и функциональные характеристики местного самоуправления, а также определяются его важнейшие государственные гарантии.

    Конституционные положения действуют непосредственно, а также раскрываются в актах текущего нормативно-правового регулирования. Это регулирование осуществляется на трех уровнях:

    • - федеральном;
    • - региональном ;
    • - муниципальном .

    В ряду федеральных нормативных правовых актов выделяются федеральные статусные акты о местном самоуправлении. Этапным является Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ, пришедший на смену Федеральному закону от 28 августа 1995г. № 154-ФЗ. Этот закон значительно подробнее, чем его предшественник, определяет правовые, территориальные, организационные и экономические основы местного самоуправления. Закон по-новому подходит к содержанию названных основ. Это касается прежде всего, территориального устройства местного самоуправления, сферы деятельности муниципалитетов, ее финансово-бюджетного обеспечения.

    Поскольку регулирование общих принципов организации местного самоуправления относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, часть вопросов местного самоуправления регламентируется региональными органами государственной власти.

    Третьим уровнем правового регулирования местного самоуправления является муниципальный уровень. Федеральный закон выделяет в ряду муниципальных правовых актов устав муниципального образования, который определяет важные параметры - главным образом организационные - осуществления местного самоуправления в каждой конкретной муниципальной территориальной единице. Кроме устава, органы местного самоуправления принимают правовые акты, определяющие цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, устанавливающие муниципальные социальные стандарты и иные нормативы расходов местных бюджетов, а также регламентирующие порядок привлечения заемных средств, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг и др. Все эти акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

    Местное самоуправление как форма народовластия.

    В соответствии с Конституцией РФ единственным источником власти в РФ является народ. Народовластие осуществляется непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

    При характеристике власти в государстве используется наряду с понятием власти народа понятие публичной власти.

    Местное самоуправление - рубежный институт, где общество встречается с государством и где мера «погружения» государства в общество, так же как мера «восхождения» общества к государству, определяется конкретными историческими обстоятельствами. В немалой степени спор о природе российского местного самоуправления и муниципальной власти вызван неоднозначным смыслом ст.12 Конституции РФ, устанавливающей, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Именно эта норма дает возможность противопоставления государства и местного самоуправления. Однако на самом деле ст.12 Конституции трактует муниципальную власть как один из уровней народной власти. Речь идет главным образом об относительном организационном обособлении этой власти.

    Функционирование местного самоуправления отнюдь не выпадает из системы государственно-властных отношений. Хотя вопросы местного значения, решаемые на муниципальном уровне, выделены в особую категорию, хотя муниципальная собственность, обеспечивающая с экономической точки зрения решение этих вопросов, отграничена от других форм собственности, мера самостоятельности местного самоуправления - организационной, экономической, территориальной, правовой - определена государством. Оно осуществляется не само по себе, а на основе Конституции РФ и законов.

    Местное самоуправление как элемент правового статуса гражданина.

    Важнейшим институционально-юридическим выражением демократической сущности местного самоуправления является право гражданина на осуществление местного самоуправления. Хотя это право не входит в конституционный перечень основных прав и свобод человека и гражданина, оно имеет конституционное значение. На конституционный характер данного права обращается внимание в ряде постановлений Конституционного Суда РФ. Право граждан на осуществление местного самоуправления прямо закрепляется в Федеральном законе № 131-ФЗ. Данное право можно рассматривать как интегральный правовой институт. Он находит выражение в праве граждан участвовать в местных референдумах, выборах, использовать другие формы прямой муниципальной демократии, быть депутатом представительного органа, выборным должностным лицом местного самоуправления, муниципальным служащим. Эти права могут быть индивидуальными и коллективными.

    Местное самоуправление как способ оптимизации социального управления.

    Современное демократическое государство не может обеспечить эффективное регулирование экономических и социальных процессов, если в нем не существует местного самоуправления. Автономия в принятии решений - важнейший способ оптимизации управленческой деятельности.

    Местное самоуправление - особый случай децентрализации принятия управленческих решений. Оставаясь в общей системе социального управления, оно перестает быть государственным управлением в его собственном значении, предполагающем субординационные отношения, т.е отношения подчиненности, которые включают возможность назначения и освобождения от должности руководителей подчиненных органов, прямое директивное руководство, дисциплинарную ответственность «нижестоящих» должностных лиц перед «вышестоящими».

    Территориальное устройство местного самоуправления.

    Местное самоуправление осуществляется в отграниченных территориальных единицах. Эти единицы называются муниципальными образованиями. В большинстве случаев границы муниципальных образований совпадают с границами административно-территориальных единиц. Но они могут с этими границами и не совпадать, это определяется их разными целями.

    В соответствии с новым Федеральным законом местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в следующих муниципальных образованиях:

    • - городских поселениях;
    • - сельских поселениях
    • - муниципальных районах
    • - городских округах
    • - на внутригородских территориях городов федерального значения.

    Компетенция органов местного самоуправления.

    Вопросы местного значения и полномочия.

    Определяя общие пределы компетенции местного самоуправления и его органов, Конституция РФ предполагает, что более конкретное выражение они должны получить в законах. Федеральный закон вслед за Конституцией и на ее основе раскрывает более детально перечень вопросов местного значения и указывает, что он может быть изменен не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон, т.е. Закон определяет данный перечень как закрытый. Это существенная правовая гарантия отграничения сферы муниципальной деятельности от сферы деятельности иных уровней публичной власти.

    Вместе с тем оставляя за муниципалитетами право расширять перечень решаемых ими вопросов местного значения, Закон ограничивает это право, устанавливая приоритетность решения тех вопросов, которые определены в самом Законе. Вопросы местного значения - это сферы общественных отношений, где может и должно функционировать местное самоуправление.

    Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями.

    В законодательстве отсутствует нормативное определение «отдельных государственных полномочий». Однако, по смыслу ряда законодательных актов, эти полномочия принадлежат не государству в целом, а его органам - федеральным или региональным. Причем не законодательным или судебным, а исполнительным органам гос. власти.

    Организационная основа местного самоуправления.

    Осуществление местного самоуправления непосредственно населением.

    Федеральный закон различает формы:

    Определяющего, решающего, властного участия населения в реализации местного самоуправления : местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа и выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования и сход граждан.

    Участия, не влекущего обязательно юридического резу льтата : правотворческая инициатива граждан, публичные слушания, собрания и конференции граждан, опрос граждан, обращение граждан в органы местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление и др.

    Местный референдум - это непосредственное решение населением муниципального образования вопросов местного значения путем голосования.

    Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборных органов и должностных лиц местного самоуправления, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    Важным институтом муниципальной демократии является право отзыва населением депутата, члена выборного органа и должностного лица местного самоуправления.

    Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится в порядке, установленном федеральным и региональным законом для проведения местного референдума за некоторыми исключениями.

    Сход граждан в Федеральном законе в отличие от собраний определен в качестве института публичной власти. Установлены четкие количественные параметры поселений, где сходы выполняют роль властных институтов, -небольшие поселения с числом жителей не более 100 человек. В этих поселениях сход осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования.

    Правотворческая инициатива граждан предполагает возможность членов территориального сообщества выступать с проектами муниципальных правовых актов.

    Еще одной формой участия населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление , не имеющее свойств публичной власти и служащее как бы общественно-властным «продолжением» местного самоуправления, смыкающим его с самим населением.

    Публичные слушания предполагают обсуждение в определенных формах населением наиболее сложных и актуальных вопросов местного значения.

    Собрания и конференции граждан проводятся как для обсуждения вопросов местного значения, так и для информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

    Новый демократический институт - опрос граждан. Его цель - выяснение мнения населения всего или части муниципального образования по какому-либо вопросу без попутного воздействия на это мнение, например путем агитации опрашиваемых.

    В обращении граждан в муниципальные органы выделяются петиции - коллективные обращения. Это особый вид обращений, в которых нередко поднимаются проблемы местной жизни, имеющие общественное значение. Однако и каждое индивидуальное обращение требует соблюдения процедуры его рассмотрения.

    Органы местного самоуправления.

    Через органы местного самоуправления реализуется основной объем самоуправленческой деятельности. Федеральный закон указывает, что структуру органов местного самоуправления составляют:

    • - представительный орган
    • - глава муниципального образования
    • - местная администрация (исполнительно-распорядительный орган)
    • - контрольный орган муниципального образования
    • - иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

    Федеральный закон вносит немало новаций в организацию и деятельность представительных органов местного самоуправления. Он более подробно определяет статус этих органов, непосредственно решает вопросы муниципальных образований и существенно меняет содержательные подходы к ним.

    В системе органов местного самоуправления важную роль играет глава муниципального образования. Федеральный закон предусматривал лишь возможность существования этого должностного лица. На практике этой возможностью воспользовалось большинство муниципальных образований, в том числе и наш город. Примерно 65% глав муниципальных образований были избраны на основе всеобщих, равных, прямых выборов, остальные - представительными органами.

    Обязательное структурное подразделение муниципальной власти - местная администрация. Новый закон «легализует» на федеральном уровне исполнительно-распорядительную деятельность органов местного самоуправления и определяет, что руководит ею глава местной администрации.

    Контрольный орган муниципального образования не имеет собственных полномочий по решению вопросов местного значения, его полномочия суть продолжение, развитие контрольных полномочий представительного органа.

    Еще один муниципальный орган, предусмотренный Федеральным законом - избирательная комиссия муниципального образования.

    Статус депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица. Новый Федеральный закон Определяет основные черты правового статуса выборного лица местного самоуправления. В нем устанавливается минимальный и максимальный срок полномочий выборного лица, а также время начала и окончания срока этих полномочий; закрепляется правило о том, что решение об изменении срока полномочий выборного должностного лица, а также перечня этих полномочий применяется к должностным лицам, избранным после вступления в силу соответствующего решения; регулируется возможный режим деятельности выборного лица (на постоянной или на непостоянно основе); определяется несовместимость статуса выборного должностного лица со статусом иных выборных и невыборных должностных лиц и др.

    Муниципальная служба.

    Кроме выборных лиц в реализации функций муниципальной власти участвуют лица, замещающие муниципальные должности, - муниципальные служащие . Их статус определяется ныне Федеральным законом от 8 января 1998г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ», законами субъектов Федерации о муниципальной службе и уставами муниципальных образований.

    Экономическая основа местного самоуправления.

    • - находящееся в муниципальной собственности имущество
    • - средства местных бюджетов
    • - имущественные права муниципальных образований.

    По состоянию экономической основы можно судить об уровне реализации экономических гарантий местного самоуправления, поскольку реализация местного самоуправления возможна только в том случае, если материально-финансовые ресурсы соответствуют объему полномочий муниципальной власти.

    Федеральный закон определяя компетенцию органов местного самоуправления, жестко связывает ее с имуществом (например, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения; автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, пассажирский транспорт; библиотеки и т.д.), которое может находиться в собственности муниципальных образований разных типов. Смысл такого подхода заключается в том, чтобы материально подкрепить компетенцию органов местного самоуправления и сосредоточить их усилия на решении вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.

    Новый Федеральный закон определяет параметры бюджетной деятельности муниципалитетов и трансформирует ее идеологию. Главный упор сделан на четкое разграничение расходных обязательств между местными и государственными - региональными и федеральными - бюджетами. Бюджет заключает в себе главный нерв деятельности органов местного самоуправления, т.к. организация дошкольного образования, отдых детей в каникулярное время, первичная медицинская помощь, содержание и строительство местных автомобильных дорог, благоустройство и озеленение территории городов и поселков - все это и много другое требует бюджетных средств.

    Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью.

    Поскольку орган или должностное лицо местного самоуправления предпринимают в соответствии со своими функциями определенные действия, которые могут повлечь за собой не только позитивные, но и негативные последствия, они должны быть поставлены в условия, минимизирующие возможность нарушения интересов государства и населения муниципального образования, физических и юридических лиц, т.е. влекущее юридическую ответственность за нарушение этих интересов.

    В сфере местного самоуправления применяются разные виды юридической ответственности - уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая, материальная, конституционно-правовая. Федеральный закон сосредотачивается на регулировании конституционно-првовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, отсылая к соответствующим отраслям законодательства для определения других видов их юридической ответственности.

    Конституционный строй современной России невозможно представить без местного самоуправления, которое является важным элементом характеристики Российской Федерации как демократического, правового государства, ориентированного на права и свободы человека и гражданина. Местное самоуправление поддерживается Конституцией РФ, согласно которой оно является способом организации и осуществления власти на местах, который «обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» (ст. 130 Конституции РФ).

    Так же местное самоуправление осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где определяется так:

    Местное самоуправление - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

    Как одна из форм власти, реализующая политику государства на местах, местное самоуправление признается самостоятельным уровнем публичной власти, следовательно, обладает всеми признаками власти и может осуществляться в непосредственной и опосредственной формах народовластия. При всём, имея самостоятельность, местное самоуправление ограничивается в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, издаваемыми в соответствии с федеральными законами.

    Осуществление местного самоуправления опирается на принципы, т.е. обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых ими органов, самостоятельно осуществляющих управление делами. Принципы местного самоуправления в Российской Федерации закреплены в Конституции РФ, в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Выделяют общие и специальные принципы местного самоуправления, к местным относятся :

    а) верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов;

    б) самостоятельность решения населением вопросов местного значения;

    в) организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;

    г) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;

    д) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;

    е) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;

    ж) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

    з) законность в организации и деятельности местного самоуправления;

    и) гласность деятельности местного самоуправления;

    к) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;

    л) государственная гарантия и поддержка местного самоуправления.

    Ориентация на учет общих принципов и местных интересов предопределяет деятельность местного самоуправления в современном российском обществе, которая, в соответствии с Конституцией, выполняет следующие функции :

    а) обеспечение участия населения в самостоятельном решении местных вопросов;

    б) обеспечение социально-экономического развития соответствующей территории;

    в) управление муниципальной собственностью;

    г) обеспечение потребности населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других полезно важных услугах;

    д) осуществление защиты интересов и прав местного самоуправления;

    е) обеспечение охраны общественного порядка, реализация законов, поддержание правопорядка на территории муниципального образования.

    Деятельность органов местного самоуправления характеризуется такими чертами, как наличие властных полномочий, обязательность принимаемых решений для всех физических, а также юридических лиц и организаций, находящихся на территории муниципального образования, в рамках которой действуют соответствующие органы местного самоуправления.

    Органы местного самоуправления обладают следующими признаками :

    а) наделение полномочиями по решению вопросов местного назначения;

    б) запрет на включение органов местного управления в систему органов государственной власти;

    в) обязательность формирования органов местного самоуправления населением или его представителями;

    г) обладание правом издания нормативных муниципальных актов;

    д) финансовое обеспечение деятельности исключительно за счёт собственных доходов бюджетов муниципальных образований.

    В юридической литературе приводится классификация органов местного самоуправления, которые делят по различным критериям:

    1 – по способу образования: выборные и иные;

    2 – по специфике выполняемых функций: представительные и исполнительно-распорядительные;

    3 – по компетенции: органы общей (деятельность распространяется на все сферы местного самоуправления) и специальной (занимаются узким направлением муниципальной деятельности) компетенции.

    4 – по способу принятия решений: коллегиальные, единоначальные, смешанные.

    К органам местного самоуправления относятся выборные органы и другие органы (невыборные), образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

    Формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления являются :

    а) местный референдум – голосование граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в границах муниципального образования, по вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований;

    б) муниципальные выборы – форма прямого волеизъявления, посредством которой образуются представительные органы;

    г) сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа;

    д) правотворческая инициатива граждан - реализацией права внесения на рассмотрение в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению;

    е) территориальное общественное самоуправление;

    ж) публичные слушания - обсуждение проектов муниципальных правовых актов;

    з) собрания граждан - обсуждение вопросов местного значения;

    и) конференция граждан;

    к) опрос граждан - выявление мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления;

    л) индивидуальные и коллективные обращения граждан;

    м) иные формы, не противоречащие Конституции РФ, федеральному или региональному законодательству.

    Опосредованная форма осуществления власти на местах заключается в осуществлении местного самоуправления через органы и должностных лиц местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, и включает в себя :

    а) представительный орган местного самоуправления;

    б) главу муниципального образования;

    в) местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

    Представительный орган местного самоуправления – это выборный орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующее на территории муниципального образования. Именно он является ведущим в системе муниципальных органов, так как он выражает волю населения, контролирует деятельность других органов и должностных лиц местного самоуправления, ему подотчётны глава муниципального образования и другие должностные лица .

    Представительный орган местного самоуправления (дума, собрание представителей, совет депутатов, муниципальное собрание и т.п.) может формироваться путем проведения муниципальных выборов либо состоять из глав поселений и депутатов представительных органов этих поселений, входящих в состав муниципального района.

    В структуре органов муниципального управления уставом муниципальной организации может предполагаться должность главы муниципального образования, который является выборным должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования и обладает собственными полномочиями по решению местных вопросов.

    Может образовываться и контрольный орган муниципального образования в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением порядка подготовки и рассмотрением местного бюджета, отчета о его исполнении (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и т.д.) и иные органы местного самоуправления. Для подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума может формироваться избирательная комиссия муниципального образования.

    Компетенцию органов местного самоуправления образуют предметы ведения и полномочия, обусловленные вопросами местного значения и закрепленные уставами муниципальных образований. Выделяются несколько групп полномочий органов местного самоуправления:

    1. В области бюджета и финансоворганы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы; образуют внебюджетные фонды, определяют их статус и целевое назначение; учреждают фонды для кредитования целевых программ, в том числе фонды социальной защиты, дотационные фонды и др.

    2. В области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, организациями, расположенными на территории местного самоуправления,органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, определяют в соответствии с законодательством условия приобретения, преобразования объектов муниципальной собственности и др.

    3. В области земельных отношений и охраны природной средыорганы местного самоуправления определяют порядок предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжение земельными участками на подведомственной им территории; определяют правила пользования природными ресурсами, выносят решения о приостановлении строительства и эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм и др.

    4. В области строительства, жилищного хозяйства, коммунального, бытового и торгового обслуживания населения, транспорта и связиорганы местного самоуправления утверждают правила застройки населенных пунктов на подведомственной им территории, устанавливают порядок продажи и передачи жилья в собственность, выдают разрешение на строительство объектов производственного назначения; руководят транспортными организациями и предприятиями, находящимися в муниципальной собственности, и др.;

    5. В области социально-культурного обслуживания населенияорганы местного самоуправления осуществляют управление всеми находящимися в их ведении учреждениями народного образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физкультурно-спортивными учреждениями и др.;

    6. В области социальной защиты населения органы местного самоуправления обеспечивают проведение в жизнь законодательства о выплате пенсий и пособий. Местная администрация назначает и выплачивает также из собственных или привлеченных средств доплаты к пенсиям и пособиям; принимает меры, направленные на улучшение материальных и социально-бытовых условий инвалидов, семей, потерявших кормильцев, престарелых граждан и др.;

    7. В области охраны общественного порядка, прав и свобод гражданорганы местного самоуправления обеспечивают на подведомственной им территории соблюдение законов, актов вышестоящих органов государственной власти, охрану прав и свобод граждан, осуществляют контроль за исполнением их решений предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. В пределах своей компетенции налагают административные взыскания на граждан и должностных лиц за совершенные ими административные правонарушения; принимают меры, связанные с проведением собраний, митингов, демонстраций, и др.

    В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

    Контрольное задание

    Выберите несколько актов Президента Российской Федерации, свидетельствующие о том, что Президент осуществляет правовое регулирование вопросов, относящихся к ведению Российской Федерации (ст. 72 Конституции Российской Федерации) и восполняющих пробелы в федеральных законах.

    Указ Президента Российской Федерации от 11.03.2016 г. № 112 «О внесении изменений в Положение о Государственном антинаркотическом комитете и Положение об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 207 г. № 1374»;

    Распоряжение Президента Российской Федерации от 08.03.2016 г. № 39-рп «О проведении Петербургского международного юридического форума»;

    Указ Президента Российской Федерации от 02.03.2016 г. № 97 «О досрочном прекращении полномочий Губернатора Тверской области»;

    Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 688 «О грантах Президента Российской Федерации в области культуры и искусства»;

    Указ Президента Российской Федерации от 2.07. 2005 г. № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти";

    Указ Президента Российской Федерации от 16.12.2015 г. № 623 «О Национальном центре развития технологий и базовых элементах робототехники»;

    Указ Президента Российской Федерации от 07.12.2015 г. № 599 «Об отнесении федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя» к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации»;

    Указ Президента Российской Федерации от 21.11.2015 г. № 563 «О назначении судей федеральных судов и о представителях Президента Российской Федерации в квалификационных коллегиях судей субъектов Российской Федерации»;

    Указ Президента Российской Федерации от 05.05.1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»

    Литература

    1 - Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: официальный текст. – М., 1993.

    2 - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    3 - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм.) // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст.5005.

    4 - Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс. - М.: Норма, 2013. - Т.1. 863 с. Т.2. 927 с.

    5 - Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.: Омега-Л, 2004. - 301 с.

    6 - Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Норма, 2012. - 784 с.

    7 – Борисов А.В. Большой юридический словарь. - М.: Книжный мир, 2010. - 848 с.

    8 - Васильев А.В. Теория государства и права: курс лекций.- М. Флинта: МПСИ, 2008 - 200 с.

    9 - Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник. М., 2001. – 328.

    10 - Габричидзе Б.Н. Основы органов государственной власти России:учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 479 с.

    11 - Гранкин И.В. О принципах формирования и деятельности законодательной власти субъектов Федерации // Журнал российского права. 1998. № 4-5.

    12 - Козбаненко В.А. Государственное управление: основы теории и организации: учебник. - М.: «Статут», 2002. - 366 с.

    13 - Козлова Е.И. Кутафин о.Е., Михалева Н.А., Скуратов Ю.И. Государственное право Российской Федерации. – М., 1996. - 389.

    14 - Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник.-М.: ТК «Велби», Изд-во «Проспект», 2012. - 672 с.

    15 - Колюшин, Е. И. Конституционное право России [Текст] : Курс лекций / Е. И. Колюшин. - М., 2010. - 416 с.

    16 - Кораблев Д.П., О некоторых практических аспектах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. – Журнал Конституционное и муниципальное право. 2009 г. №1. – 126 с.

    17 - Костюкова А.Н., Копысова С.Г. Муниципально-правовые отношения. Омск: ОмГУ., - 2001. – 279 с.

    18 - Малый А.Ф. О статусе законодательных органов краев и областей // Журнал российского права. 1998. № 8 – 84 с.

    РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Институт высшего и послевузовского образования

    Кафедра государственного строительства и права

    РЕФЕРАТ

    по дисциплине «Конституционное (государственное) право России»

    на тему:

    Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации

    Москва 2006

    ВВЕДЕНИЕ

    Местное самоуправление составляет одну из основ Конституционного строя РФ. Эти заглавные строки Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», почти год действующего на территории нашего государства и приближающего власть к народу, стали символом реформы всей структуры муниципальных образований.

    Однако не стоит забывать, что основным моментом становления современной модели организации местного самоуправления стало принятие всенародным голосованием 12 декабря 1993 года действующей Конституции Российской Федерации, которая признала необходимость существования местного самоуправления, его правовых гарантий на законодательном уровне .

    С этого момента начался поворотный этап в становлении и развитии местного самоуправления в России.

    Правда, впервые закрепленное в конституционной практике российского государства положение о том, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно и органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, относительно. Государство устанавливает юридические рамки такой самостоятельности, законодательно определяет пределы полномочий местного самоуправления, его место во взаимоотношениях государства – общества - личности.

    Нельзя говорить и об абсолютной обособленности и тем более оторванности органов местного самоуправления от органов государственной власти. Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения на основе и в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами, принимаемыми федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Более того, согласно п. 2 ст. 132 Конституции, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

    За последние 10-12 лет проводилось неоднократное реформирование структуры местного самоуправления, менялась ее законодательная база. Выдержит ли новую радикальную перестройку, осуществляемую в связи со вступлением в силу 1 января 2006 года 131-го Федерального закона? Пойдет ли он на пользу системе власти на местах? Не будет ли противоречить конституционным основам местного самоуправления, закрепленным в главе 8 главного закона страны?

    Исследование этих и других факторов делают выбранную тему «Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации»актуальной для исследования в рамках изучения курса «Конституционное право РФ».

    Цель настоящей работы состоит в том, чтобы, опираясь на законы, научные источники, оперативную информацию раскрыть понятие и сущность российского местного самоуправления, выявить его характерные черты и особенности. Значительное внимание уделить конституционным основам взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления, полномочиям местного самоуправления, роли местного самоуправления в осуществлении народовластия.


    Местное самоуправление: понятие,

    конституционное закрепление

    В демократическом государстве, таком как Россия, разделение властей происходит не только по горизонтали - на законодательную, представительную и судебную ветви, но и по вертикали - на центральную и местную власть.

    В федеративном государстве, которым является Российская Федерация, такое разделение еще более дифференцируется: выделяются три уровня власти - центральная (федеральная), региональная (субъектов федерации) и местная власть.

    Наличие местных органов власти обусловливается тем, что центральная (и региональная) власть не в состоянии эффективно решать разноуровневые проблемы. Единообразный централизованный подход в управлении не может учесть всех особенностей большого количества местных сообществ, поэтому общепринятым в настоящее время является предоставление местным сообществам определенной автономии в решении «местных дел».

    Согласно ст. 3 Европейской хартии о местном самоуправлении под ним понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

    Концептуальные основы построения существующей и развивающейся системы местного самоуправления в России, такие, как самостоятельная форма осуществления власти народа, экономическая основа местного самоуправления, муниципальная собственность наряду с другими формами собственности, заложены в Конституции Российской Федерации.

    Местное самоуправление относится к основам конституционного строя, что означает невозможность его упразднения путем принятия поправок к Конституции РФ (гл. 8 «Местное самоуправление»). Положения главы 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ могут быть пересмотрены только Конституционным Собранием.

    По своей природе местное самоуправление - явление гораздо более сложное, чем его формальный современный конституционно-правовой статус. В соответствии с Конституцией России местное самоуправление признается как политический институт в системе народовластия. Политическая составляющая - это лишь одно из проявлений внутренней природы местного самоуправления.

    Местное самоуправление занимает «центральную позицию» между государством и обществом. Именно здесь этот общественно-политический институт играет ключевую роль в сохранении и укреплении государственности, по существу являясь механизмом согласования интересов общества и государства.

    Важным моментом в организации местного самоуправления в России является закрепление в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прав граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления.

    В настоящее время в России еще происходят процессы реформирования местного самоуправления. Учитывая этот процесс, при функционировании современной модели местного самоуправления в Российской Федерации должны учитываться следующие признаки:

    На современном этапе развития российского государства осуществляется переход от общегосударственной собственности к многообразию форм собственности, включая и муниципальную, требующий регулирования экономических процессов на местах и наличия достаточных возможностей у местной власти в области урегулирования в деятельности малого и среднего бизнеса в виде собственных бюджетных земельных и иных ресурсов;

    В России производство долгое время было представлено крупными предприятиями, оказывавшими значительное влияние на жизнедеятельность городов, тогда как влияние городов на крупные производства было и остается сведено к минимуму; более того, процесс приватизации этих предприятий без участия местных властей привел к тяжелым последствиям;

    В России осуществляется и по сей день не завершена экономическая реформа, чья особенность состоит в том, что процесс разгосударствления и децентрализация производства не сопровождается существенными изменениями в налоговой и финансовой сферах государства; здесь обязательной задачей является перераспределение налогов по уровням в зависимости от уровня налогооблагаемой базы. В этой связи происходит заинтересованность органов местного самоуправления в более полном использовании данного принципа и перехода от финансирования отраслей хозяйства к финансированию на местах;

    Развитие регионов и отдельных территорий в России происходит неравномерно; различные условия для хозяйственной жизни, различный уровень развития доходной части местных бюджетов требует наличия механизмов выравнивания, а также индивидуального подхода к развитию каждой территории, на которой осуществляется местное самоуправление.

    Таким образом, для современной России необходима система органов местного самоуправления, самостоятельных в области экономики, и если это произойдет, то тогда они смогут оказать помощь государству в проведении экономических преобразований и выполнить возложенные на них социальные функции.

    Одним из главных признаков новой модели местного самоуправления является ответственность представительных органов, глав местного самоуправления, в первую очередь, перед населением.

    Конституционные основы местного самоуправления в РФ. Принципы организации и деятельности органов местного самоуправления закреплены ст. Местное самоуправление – способ организации и осуществления власти на местах обеспечивающий самостоятельное решение населением вопросов местного значения владения пользования и распоряжения муниципальным имуществом. Принципы организации местного самоуправления: гарантированность Конституцией как выражение власти народа; границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами...


    Поделитесь работой в социальных сетях

    Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


    90. Конституционные основы местного самоуправления в РФ.

    Принципы организации и деятельности органов местного самоуправления закреплены ст. 130–133 Конституции РФ 1993 г.

    Местное самоуправление – способ организации и осуществления власти на местах, обеспечивающий самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.

    Принципы организации местного самоуправления:

    Гарантированность Конституцией как выражение власти народа;

    Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

    Самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления;

    Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно;

    Учет мнения населения по вопросам владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;

    Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

    Запрет на ограничение прав органов местного самоуправления;

    Осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

    Система органов местного самоуправления, их полномочия.

    Система органов местного самоуправления

    1. Выборные (представительные) органы местного самоуправления.

    2. Главы муниципальных образований, иные выборные лица местного самоуправления.

    3. Органы территориального общественного самоуправления и создаваемые ими органы.

    4. Иные органы и должностные лица местного самоуправления.

    Полномочия органов местного самоуправления:

    Принятие и изменение уставов муниципальных образований;

    Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

    Установление местных налогов и сборов;

    Комплексное развитие муниципального образования;

    Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений образования. Здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

    Охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

    Регулирование планировки и застройки территории;

    Контроль за использованием земель, водных объектов. Недр и др. ресурсов;

    Строительство и содержание дорог местного значения, благоустройство и озеленение территории;

    Решают иные вопросы.

    Компетенция законодательных (представительных) и исполнительных органов, а также главы муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.

    По соглашению между органами местного самоуправления и органами государственной власти РФ или субъектов РФ часть полномочий органов государственной власти может быть передана органам местного самоуправления. В этом случае им должны быть переданы необходимые материальные и финансовые средства на реализацию соответствующих федеральных программ и программ субъектов РФ.

    Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

    20140. Конституционные основы организации местного самоуправления 44.77 KB
    Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой основы. Совершенствование местного самоуправления на этапе реального реформирования невозможно без детальной разработки законодательного регулирования всех аспектов общественных отношений его деятельности. Для решения вопросов местного значения необходима детальная правовая регламентация общественных отношений, возникающих в процессе осуществления местного самоуправления.
    327. Территориальные основы местного самоуправления 27.64 KB
    Как и нормы других муниципальноправовых институтов нормы посвященные территориальной организации местного самоуправления содержатся в федеральных и в региональных нормативных актах а также в уставах муниципальных образований. 12 предусматривала что территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций. При такой модели невозможно изменить муниципальное устройство без изменения административного устройства; региональный закон предусматривает относительное...
    326. Экономические основы местного самоуправления 22.51 KB
    Экономическая основа тесно связана с численностью населения и территориальной основой местного самоуправления. Наличие этих трех элементов в их тесной диалектической связи является важнейшим условием обеспечивающим реальную гарантию становления и развития местного самоуправления. Как институт муниципального права экономическая основа местного самоуправления представляет собой совокупность правовых норм закрепляющих и регулирующих общественные отношения связанные с формированием и управлением муниципальной собственностью средствами местных...
    328. Правовые и организационные основы местного самоуправления 32.85 KB
    Это в частности выразилось в повышение интереса к самостоятельности органов местного самоуправления. Местное самоуправление призвано обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения владение пользование и распоряжение муниципальной собственностью ст. Под самостоятельностью местного самоуправления понимается невмешательство государства в деятельность органов местного самоуправления.
    335. Понятие и правовые основы формирования и деятельности местного самоуправления 10.91 KB
    Оно предполагает наличие у местной единицы собственной компетенции охватывающей вопросы местного значения; гарантированной конституцией и законом самостоятельности по отношению к государственной власти в пределах этой компетенции; наличие органов избираемых населением соответствующей муниципальной единицы. Правовую основу деятельности местных органов составляют конституции а также акты издаваемые центральными законодательными органами или в федеративных государствах представительными органами субъектов федерации. Важным источником...
    307. Вопросы местного значения и распределение их по уровням местного самоуправления 10.6 KB
    Свои функции органы государственной власти и органы местного самоуправления реализуют путем осуществления принадлежащих им прав и обязанностей которые характеризуются как полномочия. Понятие вопросов местного значения использовано в Конституции РФ ст. 130 следует что решение вопросов местного значения является неотъемлемой частью местного самоуправления в ст.
    290. Функции местного самоуправления 12.2 KB
    Исходя из задач решаемых в процессе муниципальной деятельности и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие основные функции местного самоуправления: а обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения; б управление муниципальной собственностью финансовыми средствами местного самоуправления; в обеспечение комплексного социальноэкономического развития муниципального образования; г обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах отнесенных к ведению муниципальных...
    289. Теории местного самоуправления 10.27 KB
    Различия проявляются в организационных формах осуществления муниципального управления: на началах местного самоуправления; на началах государственного местного управления и в сочетании государственного управления с местным самоуправлением. Американская и Французская революции вызвали к жизни организованные и сравнительно единообразные системы местного самоуправления придав им функцию выражения и охраны прав и свобод человека и гражданина. теоретические основы местного самоуправления активно разрабатываются государствоведами и используются...
    306. Компетенция местного самоуправления 14.82 KB
    Таким образом органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Понятие и структура компетенции местного самоуправления. Компетенция определяется также как совокупность юридически установленных полномочий прав и обязанностей конкретного государственного органа органа местного самоуправления или должностного лица определяющего его место в системе государственных органов органа местного самоуправления3.
    8408. 18.1 KB
    Институт местного самоуправления в РФ.Понятие и соотношение терминов социального управления местного государственного управления и местного самоуправления. Правовая природа местного самоуправления и его основные юридические свойства. Структура органов местного самоуправления и их общая характеристика.

    © 2024
    artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав