30.06.2020

В какой период запрещается проведение предвыборной агитации. Предвыборная агитация: суть, формы, условия. Привлечение известных людей


Предвыборная агитация - деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений и общественных объединений, имеющая цель побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) либо против них.

Государство в соответствии с федеральными законами и законом субъектов РФ обеспечивает гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям при проведении выборов свободное проведение агитации, поэтому они вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата (за список кандидатов или против него).

Предвыборная агитация может осуществляться:

  • с помощью средств массовой информации;
  • путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий;
  • посредством выпуска и распространения агитационных печатных материалов.

Кандидат или избирательное объединение имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации, имея равные условия допуска к ним.

В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей.

Кандидат или избирательное объединение имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени на каналах государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях. Они также имеют право на основании заключенного с государственной телерадиокомпанией договора получить за плату эфирное время сверх предоставленного бесплатно. Условия оплаты по отношению к кандидатам и избирательным объединениям должны быть равными.

Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств. выделяемых из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета) или средств органов местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности кандидатам, избирательным объединениям для проведения предвыборной агитации .

Периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета (федерального, субъекта Федерации, местного бюджета) или средств органов местного самоуправления и распространяются на территории, на которой проводятся выборы, за исключением изданий, учрежденных исключительно для публикации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, должны выделить печатные площади для материалов, предоставляемых кандидатами, избирательными объединениями .

Общий минимальный размер таких площадей, соотношение в нем частей, предоставляемых периодическими печатными изданиями бесплатно за счет средств их текущего бюджетного финансирования и на возмездной основе, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны предоставить избирательным комиссиям в их пользование помещения , находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для всех кандидатов при проведении этих встреч.

При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную ненависть и вражду; призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства пропаганда войны; иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные законом. В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с представлениями об отмене решения о регистрации кандидата (списка кандидатов).

Избирательные комиссии осуществляют контроль за соблюдением установленного порядка проведения предвыборной агитации, которая начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. Печатные агитационные материалы, ранее размешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться в день голосования на прежних местах. В течение трех дней до дня голосования, включая день голосования, опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.

Вопрос правового регулирования порядка проведения предвыборной агитации без преувеличения является одним из самых сложных, что связанно со спецификой правоотношений в данной области. Так, в 2002 г. законодатель в Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав пошел на разделение понятий предвыборной агитации и информирования избирателей . Данный подход надо признать целесообразным и своевременным, так как в рамках предыдущих избирательных кампаний очень много проблем было связано с разграничением информационных и агитационных материалов: «Отсутствие четких правовых критериев, разделяющих информационные и агитационные материалы, позволяло вести агитацию под предлогом необходимости «объективного информирования граждан»».

Изготовление псевдоинформационных материалов зачастую оплачивалось по схемам, не контролируемым не только избирательными комиссиями, но и правоохранительными, а также налоговыми органами. Сохранению такой ситуации способствуют и отсутствие законодательства о политической рекламе, и недостаточная развитость партийно-политической системы в Российской Федерации. В связи с этим законодатель поставил задачу нормативно определить тот порог, «когда объективное информирование граждан об избирательном процессе превращается в целенаправленную предвыборную агитацию и. следовательно, должно подчиняться установленным законом правилам проведения предвыборной агитации».

В действующем избирательном законодательстве под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них). В данное определение, закрепленное в п. 4 ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, были внесены существенные изменения в результате принятия Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 93.

В частности, уточнено, что предвыборной агитацией признается деятельность, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию не только за или против отдельно взятого списка кандидатов, но и за или против нескольких списков кандидатов одновременно, в результате чего, бесспорно, был устранен пробел, содержащийся в первоначальной редакции Федерального закона. Кроме того, в связи с отменой графы «против всех» из определения предвыборной агитации были исключены призывы голосовать против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).

Рассматривая процесс становления определения предвыборной агитации, стоит отметить, что в Федеральном законе от 19 сентября 1997 г. № 24 под предвыборной агитацией понималась деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них.

Несовершенство определения предвыборной агитации, закрепленного в указанной редакции Федерального закона, заключалось в том, что, например, деятельность юридических лиц и иностранных граждан, способная побудить голосовать за тех или иных кандидатов (списки кандидатов), не признавалась бы в соответствии с этим определением предвыборной агитацией. При формальном подходе к этому определению не признавалась бы также предвыборной агитацией деятельность любых лиц, побуждающая голосовать за одного кандидата или один список кандидатов, так как в определении сказано «к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов)».

При этом в указанном Законе предвыборной агитацией признавалась деятельность, побуждающая избирателей к участию в выборах, что в настоящее время представляется спорным моментом. Во всех последующих определениях предвыборной агитации данные действия были исключены из определения предвыборной агитации, так как было введено понятие информирования граждан, включающее в себя и призывы принять участие в выборах.

Вместе с тем серьезной проблемой в действующем законодательстве остается вопрос классификации призывов бойкотировать участие в выборах . Данные действия невозможно отнести к предвыборной агитации или информированию избирателей, однако они, бесспорно, могут оказать влияние на итоги голосования и результаты выборов, отстраняя от участия в голосовании электорат определенных кандидатов и избирательных объединений, вплоть до срыва выборов вообще.

С другой стороны, призывы бойкотировать выборы могут быть использованы и как инструмент манипулирования в сугубо корыстных политических целях. Ярким примером было стремление бойкотировать выборы Президента РФ в 2004 г. рядом партий, которые обосновывали свой призыв не отсутствием достойных кандидатов, а отсутствием достойных соперников у действующего главы государства. Истинной целью данных деклараций было стремление не допустить преодоления необходимого 50%-ного порога явки избирателей для признания выборов несостоявшимися. В связи с отменой обязательного порога явки на выборах всех уровней острота этой проблемы значительно снижается, но остаются вопросы правового регулирования данных отношений с точки зрения обеспечения эффективности функционирования избирательной системы в целом.

Итак, можно сделать вывод, что определение предвыборной агитации. содержащееся в действующем Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав, является результатом его практического становления в ходе избирательных кампаний постсоветского периода и в настоящее время представляется оптимальным.

Порядок проведения предвыборной агитации - это один из наиболее детально регламентированных вопросов избирательного законодательства так как, помимо вышерассмотренных норм, включает законодательное регулирование сроков проведения предвыборной агитации, круга субъектов избирательных правоотношений, имеющих право проводить предвыборную агитацию, признаков предвыборной агитации, порядка обнародования опросов общественного мнения, связанных с выборами, и прогнозов результатов выборов, порядка проведения предвыборной агитации на каналах организаций теле- и радиовещания, в периодических печатных изданиях, посредством проведения агитационных публичных мероприятий, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, а также ограничений при проведении предвыборной агитации и других вопросов.

Сроки проведения предвыборной агитации . В настоящее время четкие сроки проведения предвыборной агитации устанавливаются только для организаций теле- и радиовещания и периодических печатных изданий.

Так, первоначально агитационный период в СМИ для кандидата или списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, начинался после их регистрации, что позволяло в ряде случаев получать некоторым из них значительные преимущества при проведении предвыборной агитации. Позже законодатель определил, что агитационный период в средствах массовой информации начинается за 30 дней до дня голосования, а впоследствии для удобства проведения жеребьевки эфирного времени и печатной площади по неделям данный период был сокращен до 23 дней. По этому поводу высказывались мнения различных экспертов о необоснованном снижении агитационного периода

Тем не менее, при объективном подходе представляется, что закрепленный в законодательстве почти месячный срок на проведение агитации в средствах массовой информации является оптимальным: во-первых, он позволяет кандидатам и избирательным объединениям изложить все тезисы своих предвыборных программ; во-вторых, является достаточным для формирования у избирателей представления о кандидатах и избирательных объединениях для осознанного выбора; в-третьих, ставит всех кандидатов и избирательные объединения в равные стартовые позиции по проведению агитации в средствах массовой информации, так как начало агитационного периода в указанных обстоятельствах не зависит от момента выдвижения или регистрации кандидата, списка кандидатов.

В свою очередь, распространение печатных, аудиовизуальных агитационных материалов, проведение публичных массовых мероприятий может начинаться непосредственно после выдвижения кандидата списка кандидатов, что также представляется абсолютно обоснованным, поскольку эти виды агитации имеют меньшую по сравнению со средствами массовой информации степень воздействия на избирателей, но при этом предоставляет к а» и платам и избирательным объединениям возможность агитировать за себя при сборе подписей избирателей или средств для внесения избирательного залога.

По общим правилам вся агитация прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования, что позволяет избирателям обдуманно сделать свой выбор, не подвергаясь непосредственному агитационному воздействию перед голосованием.

Субъекты избирательных правоотношений, имеющие право проводить предвыборную агитацию . В соответствии с Федеральным законом -Об основных гарантиях избирательных прав...» граждане и общественные объединения (общие субъекты агитационной деятельности) в ходе избирательной кампании вправе осуществлять предвыборную агитацию в допускаемых законом формах и законными методами. При этом кандидаты, избирательные объединения (специальные субъекты агитационной деятельности) самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации.

Граждане в статусе избирателей могут разместить материалы агитационного характера в СМИ только с согласия кого-либо из кандидатов, уполномоченных представителей избирательных объединений при условии оплаты использованных в этих целях эфирного времени или печатной площади из соответствующего избирательного фонда.

В соответствии с указанным выше Федеральным законом запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы :

  • федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
  • лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, валяющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, кроме случаев, предусмотренных законодательством о выборах, и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения;
  • воинским частям, военным учреждениям и организациям;
  • благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
  • избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;
  • иностранным гражданам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о выборах при проведении выборов органов местного самоуправления, лицам без гражданства иностранным юридическим лицам;
  • международным организациям и международным общественным движениям;
  • представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;
  • лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании установлен факт нарушения определенных ограничений при проведении предвыборной агитации.

При этом лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, вправе проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, если они зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности.

Данные ограничения, введенные законодателем, представляются обоснованными, так как позволяют создать кандидатам и избирательным объединениям равные условия при проведении предвыборной агитации.

Признаки предвыборной агитации . Не менее важными представляются определенные в законе признаки предвыборной агитации.

Так, предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав, признаются:

  • призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
  • выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии требованиями законодательства о выборах);
  • описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет или не будет избран, если тот или иной список кандидатов будет или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
  • распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах) или избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
  • распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
  • деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Данные признаки предвыборной агитации были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. который в постановлении «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова» от 30 октября 2003 г. № 15-П признал их полностью соответствующими Конституции РФ. При этом Конституционный Суд сделал уточнение, что данные действия можно рассматривать в качестве агитационных, если они совершенны умышленно с целью побудить избирателей голосовать за или против того или иного кандидата, избирательного объединения.

Правовое регулирование обнародования опросов общественного мнения, связанных с выборами, и прогнозов результатов выборов ⇒

Условия проведения предвыборной агитации на каналах организаций теле- и радиовещания и в периодических печатных изданиях ⇒

Правовое регулирование условий выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов ⇒

Статья 49. Агитационный период

1. Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

2. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

3. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

4. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее размещенные в установленном федеральным законом порядке на зданиях и сооружениях, за исключением зданий, в которых размещены комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания, сохраняются в день голосования на прежних местах.

5. В случае проведения повторного голосования агитационный период возобновляется со дня назначения соответствующей комиссией дня повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня повторного голосования.

Статья 48. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума

1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

2. Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

2.1. Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности и указанные в подпункте "а" пункта 2 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), а действия, указанные в подпунктах "б" - "е" пункта 2 настоящей статьи, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.

3. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться:

а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законом методами.

4. Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

5. Расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается.

6. Запрещается привлекать к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "д" пункта 9 настоящей статьи.

7. Запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

б) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, кроме случая, предусмотренного пунктом 8.1 настоящей статьи, и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения;

в) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

г) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

д) комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;

е) иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;

е.1) международным организациям и международным общественным движениям;

ж) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;

з) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании, кампании референдума установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона.

8. Лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности.

8.1. Лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, вправе проводить агитацию по вопросам референдума, в том числе на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, выпускать и распространять агитационные материалы, но не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

9. Использование в агитационных материалах кандидата, избирательного объединения изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 54 настоящего Федерального закона. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее требованию. Данное ограничение не распространяется:

а) на использование избирательным объединением высказываний выдвинутых им кандидатов о данном избирательном объединении, а также о кандидатах, выдвинутых данным избирательным объединением на тех же выборах;

б) на использование обнародованных высказываний о кандидатах, об избирательных объединениях с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы. Ссылка в агитационных материалах на такое высказывание физического лица, не имеющего в соответствии с настоящим Федеральным законом права проводить предвыборную агитацию, допускается только в случае, если это высказывание было обнародовано до официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. При этом в ссылке должны указываться дата (период времени) обнародования этого высказывания и наименование средства массовой информации, в котором оно было обнародовано;

в) на цитирование высказываний об избирательном объединении, о кандидате, обнародованных иными избирательными объединениями, а также кандидатами в своих агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с законом;

г) утратил силу. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 64-ФЗ;

д) на использование кандидатом своих изображений, использование избирательным объединением изображений выдвинутых им кандидатов, в том числе со своими супругом, детьми (включая детей, не достигших возраста 18 лет), родителями и другими близкими родственниками, а также среди неопределенного круга лиц.

10. Политическая партия, выдвинувшая кандидатов, список кандидатов, которые зарегистрированы избирательной комиссией, не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном государственном или муниципальном (соответственно уровню выборов) периодическом печатном издании, а также размещает ее в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая избирательным объединениям, кандидатам в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда политической партии, избирательного фонда кандидата, выдвинутого этой политической партией.

Текст статьи 5.10 КоАП РФ в новой редакции.

Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

(Статья в редакции, введенной в действие с 19 июля 2003 года Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 94-ФЗ

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 5.10 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовой объект данного правонарушения - отношения по поводу проведения агитации в ходе избирательной или референдумной кампании. Непосредственный объект - установленные законом правила, касающиеся времени и места агитации, в частности, запрещающие проведение предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) вне агитационного периода и в местах, где ее проведение законодательно запрещено.

Гражданам и общественным объединениям (в том числе, политическим партиям) избирательное законодательство гарантирует право свободного проведения предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) в допускаемых законом формах и законными методами. В порядок предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума), установленный Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ (гл. VII, ст. ст. 48 - 56), включены нормативные требования и ограничения, касающиеся времени и места агитации.

В частности, законом установлены сроки проведения агитации при проведении выборов и референдумов (в том числе сокращенные для агитации в средствах массовой информации). Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов (регистрации инициативной группы по проведению референдума) и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических платных изданиях начинается за 28 дней до голосования и прекращается также в ноль часов за сутки до дня голосования. В день голосования и в предшествующий ему день проведение агитации запрещается (п. п. 1 - 3 ст. 49 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Законодательство о выборах и референдумах не содержит перечня мест (имеется в виду - зданий, помещений, площадок), где запрещено проведение агитации, проводимой посредством публичных мероприятий (собраний и встреч с гражданами). Однако логично предположить, что такими местами являются здания и помещения, занимаемые на правовых основаниях органами, учреждениями и организациями, которым закон запрещает проведение предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума). В соответствии с п. 7 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ к таким отнесены:

Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления;

Воинские части, военные учреждения и организации;

Благотворительные и религиозные организации, учрежденные ими организации;

Избирательные комиссии (комиссии референдума);

Иностранные юридические лица;

Международные организации и международные общественные движения.

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ запрещает вывешивание (расклеивание, размещение) печатных агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них (п. 10 ст. 54). Но нарушение данных запретов не влечет ответственность по комментируемой статье. Состав подобного административного правонарушения предусмотрен ч. 2 ст. 5.12 КоАП РФ.

Что касается порядка, условий, времени и мест проведения публичных мероприятий вне зданий и помещений - на улицах и площадях (митингов, демонстраций, шествий и пикетирований), то это регламентируется не избирательным (п. 2 ст. 53 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ), а иным специальным законодательством (см. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"). Соответственно, нарушения при проведении публичных мероприятий влекут административную ответственность по ст. 20.2 КоАП РФ, под действие комментируемой статьи они не подпадают (даже если эти мероприятия проводятся в период избирательной кампании (кампании референдума).

2. Объективная сторона правонарушения заключается в агитационных мероприятиях и действиях, осуществляемых с нарушением вышеуказанных запретов и ограничений относительно времени или мест их проведения (но в рамках общего периода избирательной кампании - см. п. п. 19, 34 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Если агитация проводится после окончания выборов (референдума), то такая деятельность не охватывается объективной стороной состава данного правонарушения.

3. Субъектами данного правонарушения могут быть как граждане (например, кандидаты, доверенные лица кандидатов, осуществляющие незаконную агитационную деятельность), так и должностные лица (например, разрешившие проведение предвыборного агитационного собрания в помещении, где его проведение по закону недопустимо). Ответственность по комментируемой статье могут нести и юридические лица (см. ч. 2 ст. 2.1, ст. 2.10 КоАП РФ), например благотворительные или религиозные организации, осуществившие или допустившие незаконную агитацию в своем помещении).

4. Субъективная сторона правонарушения выражается в умышленной форме вины, так как агитация совершается осознанно и целенаправленно. Невозможно представить агитацию, проводимую по неосторожности (см. ст. 2.2 КоАП РФ).

Следующий комментарий к статье 5.10 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 5.10 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и создания соответствующего избирательного фонда и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 30 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования, а в случае проведения повторного голосования - со дня опубликования решения ЦИК Российской Федерации о проведении повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня повторного голосования.

Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие), ранее вывешенные вне помещений для голосования, зданий и помещений избирательных комиссий в установленном федеральным законом порядке на расстоянии не менее 50 метров от входа в них, сохраняются в день голосования на прежних местах.

Запрещается предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений.

Органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями, участниками референдума и располагаться таким образом, чтобы избиратели, участники референдума могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.

Печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, о регистрации инициативной группы по проведению референдума, производится на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.

Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях и помещениях комиссий, в помещениях для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

Субъектами данного правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.

Мы вновь встретились с председателем территориальной избирательной комиссии Ришатом Арслановым и решили на этот раз поговорить о предвыборной агитации.

- Ришат Абдулхакович, сейчас можно уже вести агитационную работу кандидатам в президенты?

Прежде всего, давайте разберемся с этим понятием.

Предвыборная агитация - это деятельность в период избирательной кампании с целью побудить избирателей к голосованию за кандидата. Сейчас эту работу, конечно же, можно вести, так как агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Напомню, в настоящий момент зарегистрировано восемь кандидатов для избрания на должность президента Российской Федерации.

- Какие формы и методы кандидатам можно применять? Есть ли здесь что-то новое?

Основные формы остались все те же: призывы голосовать за или против кандидата, описание возможных последствий выбора, распространение информации о кандидате в сочетании с позитивными либо негативными комментариями.

Основные методы тоже не изменились: печатные и ТВ-СМИ, распространение агиток и проведение агитационных публичных мероприятий.

- Прокомментируйте, пожалуйста, каждый из методов.

Предвыборная агитация в средствах массовой информации начинается, в соответствии с выборным законодательством, за 28 дней до дня голосования. На предстоящих выборах это период с 17 февраля и до 0.00 по местному времени 17 марта.

СМИ обязаны обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям. Условия оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть едины для всех.

- Расскажите ульяновцам об условиях выпуска и распространения агиток.

Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории РФ, содержать все данные изготовителя и заказчика, а также информацию о тираже и дате выпуска с указанием об оплате из образца агитационного материала - например, плакат, фото или ролик до начала их распространения должны быть представлены в соответствующую избирательную комиссию.

Запрещается изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет соответствующего избирательного фонда.

Органы местного самоуправления не позднее, чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка (эти места определены постановлениями глав местных администраций и опубликованы в газете «Родина Ильича» от 26 января 2018 года).

Печатные агитационные материалы могут вывешиваться в помещениях, на зданиях только с согласия и на условиях собственников. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.

Запрещается вывешивать печатные агитки на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

О третьем методе - о порядке проведения встреч кандидатов с избирателями - прежде всего, хочу отметить, что государственные органы власти, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов, в организации и проведении публичных агитационных мероприятий.

По заявке зарегистрированного кандидата, партии, выдвинувшей его, помещение, пригодное для проведения публичных мероприятий и находящееся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется безвозмездно. Собственник помещения не позднее дня, следующего за днем предоставления помещения, обязан уведомить об этом избирательную комиссию Ульяновской области. Все образцы подобных документов есть в администрациях сельских поселений.

Время проведения встреч устанавливает ТИК, а информация о них размещается на официальном сайте областного избиркома.

Уведомления организаторов митингов, демонстраций, шествий и пикетирований рассматриваются в порядке, установленном ФЗ от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», законом УО от 9.11.2010 г. № 182-ЗО «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Ульяновской области».

Заявки на выделение помещений для проведения встреч с избирателями рассматриваются собственниками, владельцами этих помещений в течение 3 дней со дня подачи указанных заявок.

- Расскажите, пожалуйста, что нельзя делать кандидатам, их уполномоченным лицам, чтобы не допустить нарушений?

Запрещается привлекать к агитации несовершеннолетних, агитировать в день голосования и в предшествующий ему день, проводить агитацию одновременно с благотворительной деятельностью и подкупать избирателей. Естественно, нельзя призывать к насильственному изменению конституционного строя и нарушения целостности России, пропагандировать войны, социальную, расовую, национальную, религиозную вражду.

Хочу отметить и про ограничения. Запрещается проводить предвыборную агитацию лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим и лицам, их замещающим. А также военным, благотворительным, религиозным учреждениям и организациям; членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, иностранным гражданам и юрлицам, международным организациям и общественным движениям, представителям СМИ в рабочее время.

Хочется надеяться, что в ходе этой избирательной кампании подобных нарушений не будет и выборы пройдут в честной борьбе, с соблюдением всех требований законодательства.

Пользуясь случаем, напоминаю нашим избирателям, кандидатам, их доверенным лицам, представителям политических партий, что по всем вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов президента Российской Федерации, вы вправе обратиться по телефонам: 2-08-18, 2-37-70.

Место расположения ТИК: Ульяновская область, р.п. Ишеевка, ул. Новокомбинатовская, д. 9, 3-й этаж, каб. № 23, 24.

Подготовила Анастасия БЕЛОВА

Агитационный период

Период проведения предвыборной агитации по общему правилу начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается за сутки до дня голосования. Таким образом, данная стадия начинается одновременно со стадией выдвижения кандидатов и заканчивается за 24 часа до начала последней стадии (голосования и определения его итогов, результатов выборов и их опубликования).

Однако такие отклонения не являются существенными и не могут поставить под сомнение обоснованность и целесообразность выделения предвыборной агитации в качестве самостоятельной стадии избирательного процесса, поскольку она имеет свою специфическую цель, особый круг субъектов, предусматривает своеобразные избирательные действия и процедуры.

Предвыборная агитация как правовой институт

Нормы, регулирующие правила проведения предвыборной агитации, имеют общий предмет (агитационная деятельность субъектов избирательного процесса) и тесно связаны между собой, на основании чего ученые традиционно выделяют институт предвыборной агитации. При этом необходимо отметить, что институт предвыборной агитации, наряду с информированием, является составляющей частью института информационного обеспечения избирательного процесса.

Общие условия проведения предвыборной агитации

Общими условиями проведения предвыборной агитации в любой форме являются установленные законодательством требования к субъектам предвыборной агитации и к срокам ее проведения.

Субъектов предвыборной агитации можно разделить на две группы – субъекты, наделенные общим агитационным правовым статусом, и субъекты, наделенные специальным агитационным правовым статусом.

Общим агитационным правовым статусом наделены те участники избирательного процесса, которые реализуют активное избирательное право, – граждане и общественные объединения.

Пункт 1 ст. 48 Закона о гарантиях избирательных прав устанавливает, что граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию. В соответствии с подп, "е" п. 7 данной статьи этим правом наделены также и иностранные граждане, обладающие в соответствии с международными договорами и избирательным законодательством РФ правом избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Однако необходимо подчеркнуть, что самостоятельно граждане и общественные объединения в соответствии с избирательным законодательством имеют возможность проводить предвыборную агитацию только теми методами, которые не требуют финансовых затрат (собрания, диспуты, дискуссии, демонстрации, шествия, пикетирования, беседы, выступления, призывы, доклады, лекции и т.д.), поскольку в соответствии с Законом о гарантиях избирательных прав любая предвыборная агитация должна быть оплачена из избирательного фонда, а правом создавать избирательные фонды в настоящее время обладают только кандидаты и избирательные объединения.

Некоторые вопросы общего агитационного правового статуса были рассмотрены в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2005 г. № 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, пункта 7 статьи 63 и статьи 66 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации". В частности, Конституционный Суд РФ указал, что по смыслу ст. 29 (ч. 4) и 32 (ч. 2) Конституции РФ граждане Российской Федерации, будучи носителями активного избирательного права и одновременно выступая субъектами права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, не могут рассматриваться лишь как объект информационного обеспечения выборов, – в процессе выборов они вправе осуществлять деятельность, направленную на активное отстаивание своей предвыборной позиции.

Специальным агитационным правовым статусом обладают те субъекты избирательного процесса, которые в ходе избирательной кампании реализуют пассивное избирательное право – кандидаты и избирательные объединения.

В соответствии с п. 4 ст. 48 Закона о гарантиях избирательных прав кандидаты и избирательные объединения самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц. Однако, как было указано выше, все расходы на предвыборную агитацию должны осуществляться исключительно за счет средств избирательных фондов.

Кроме того, зарегистрированные кандидаты и избирательные объединения, зарегистрировавшие списки кандидатов, обладают правом на получение бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, на получение на безвозмездной основе помещений для проведения агитационных мероприятий. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать зарегистрированным кандидатам и избирательным объединениям содействие.

Рассматривая вопрос о субъектах предвыборной агитации, необходимо подчеркнуть, что Закон о гарантиях избирательных прав устанавливает закрытый перечень лиц, которые не имеют права проводить предвыборную агитацию, а также не имеют права выпускать и распространять любые агитационные материалы. К ним относятся федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, воинские части, военные учреждения и организации, благотворительные и религиозные организации, учрежденные ими организации и др. (п. 7 ст. 48).

Агитационный период – период избирательной кампании, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию. По общему правилу он начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

Помимо общего агитационного периода Закон о гарантиях избирательных прав предусматривает также и специальный период. В соответствии с п. 2 ст. 49 предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования. Этот срок распространяется на проведение агитации с использованием как государственных, так и негосударственных СМИ. Телевидение и радио – наиболее мощные средства распространения любой, в том числе и агитационной, информации. Ограничение временного периода, в течение которого разрешается использовать данный метод предвыборной агитации, необходимо, прежде всего, для того, чтобы исключить чрезмерное воздействие на сознание избирателей и тем самым создать условия для свободного осуществления ими своего выбора. В то же время период между регистрацией всех кандидатов и датой, когда можно начинать вести предвыборную борьбу на каналах организаций теле- и радиовещания и в периодических печатных изданиях, необходим для проведения ряда мероприятий, например жеребьевки, по распределению платных и бесплатных эфирного времени и печатных площадей.

Окончанием срока проведения агитации на каналах организаций теле- и радиовещания и в периодических печатных изданиях является общий срок окончания агитационного периода: ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

В целом целесообразность запрещения предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день не подлежит сомнению. Избирателю предоставляются сутки для того, чтобы он мог определиться со своими предпочтениями без какого-либо воздействия со стороны заинтересованных лиц и совершить свободный, осознанный выбор.

Статья 49 Закона о гарантиях избирательных прав предусматривает еще одно исключение из общего правила: согласно п. 4 данной статьи агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее размещенные в установленном порядке на зданиях и сооружениях, за исключением зданий, в которых размещены комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания, сохраняются в день голосования на прежних местах.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав