03.03.2020

Парижская конвенция по охране промышленной собственности действует. Парижская конвенция. Парижская конвенция об охране промышленной собственности


  • ПАТЕНТНОЕ ПРАВО
  • Понятие и общая характеристика патентного права
  • История развития патентного права
    • История развития патентного законодательства
      • Возникновение и развитие патентного законодательства в дореволюционной России
      • Развитие советского изобретательского законодательства
      • Становление нового патентного законодательства России
    • История развития науки патентного права
  • Источники патентного права
    • Понятие и виды источников патентного права
    • Действие нормативных правовых актов и международных договоров, регулирующих патентные отношения
  • Субъекты патентно-правовых отношений
  • Объекты патентного права
    • Понятие объекта патентного права
    • Изобретение и его объекты
    • Полезная модель и ее объекты
    • Промышленный образец и его объекты
    • Селекционное достижение и его объекты
  • Предоставление правовой охраны изобретениям
    • Условия патентоспособности изобретения
    • Оформление прав на изобретение
    • Рассмотрение заявки на изобретение в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности
      • Формальная экспертиза заявки
      • Экспертиза заявки на изобретение по существу
      • Преобразование заявки на изобретение в заявку на полезную модель
    • Выдача патента на изобретение
    • Особенности предоставления правовой охраны секретным изобретениям
  • Предоставление правовой охраны полезным моделям
    • Условия патентоспособности полезной модели
    • Оформление прав на полезную модель
    • Рассмотрение заявки на полезную модель в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности
    • Выдача патента на полезную модель
  • Предоставление правовой охраны промышленным образцам
    • Условия патентоспособности промышленного образца
    • Оформление прав на промышленный образец
    • Рассмотрение заявки на промышленный образец в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности
    • Выдача патента на промышленный образец
  • Предоставление правовой охраны селекционным достижениям
    • Условия охраноспособности селекционного достижения
    • Оформление прав на селекционное достижение
    • Рассмотрение заявки на селекционное достижение и оценка его охраноспособности
    • Содержание прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и селекционные достижения
    • Неимущественные права авторов изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений
    • Иные права авторов изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений
    • Имущественные права авторов, заявителей и патентообладателей
    • Ограничения исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец и селекционное достижение
    • Обязательства по использованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений
    • Договор об отчуждении исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец
    • Лицензионный договор о предоставлении права использования изобретения, полезной модели или промышленного образца
    • Залог исключительного права на использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов
  • ПРАВО НА СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
  • Общие положения о праве на средства индивидуализации и принципы их правовой охраны
    • Понятие и место права на средства индивидуализации в структуре элементов отрасли гражданского права и права промышленной собственности
    • Принципы правовой охраны средств индивидуализации
  • История развития законодательства о средствах индивидуализации и источники правового регулирования отношений в сфере их правовой охраны и использования
    • История развития законодательства о средствах индивидуализации
    • Источники правового регулирования отношений в сфере правовой охраны и использования средств индивидуализации
  • Субъекты прав на средства индивидуализации
    • Субъекты прав на товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров
    • Субъекты прав на фирменные наименования и коммерческие обозначения
  • Средства индивидуализации как объекты правовой охраны
    • Понятие средства индивидуализации и его разновидности
    • Товарный знак (знак обслуживания) как объект правовой охраны и его разновидности
    • Наименование места происхождения товара и указание происхождения товара как объекты правовой охраны
    • Фирменное наименование и коммерческое обозначение как объекты правовой охраны
  • Предоставление правовой охраны товарным знакам
    • Условия регистрации товарного знака
    • Оформление заявки на регистрацию товарного знака
    • Рассмотрение заявки на регистрацию товарного знака в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности
    • Выдача свидетельства на товарный знак
    • Особенности предоставления правовой охраны общеизвестным товарным знакам
    • Особенности предоставления правовой охраны коллективным знакам
    • Внесение изменений в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак
  • Предоставление правовой охраны наименованиям мест происхождения товаров
    • Условия регистрации наименования мест происхождения товара
    • Оформление заявки на наименование места происхождения товара
    • Рассмотрение заявки на государственную регистрацию и предоставление исключительного права на наименование места происхождения товара или заявки на предоставление исключительного права на уже зарегистрированное наименование в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности
    • Государственная регистрация наименования места происхождения товара и выдача свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара
    • Продление срока действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара и внесение изменений в Государственный реестр и свидетельство
    • Предоставление правовой охраны фирменным наименованиям
    • Процедура легитимации фирменного наименования (основные положения)
    • Содержание прав на средства индивидуализации и их прекращение
    • Содержание прав на товарный знак и знак обслуживания и их прекращение
    • Содержание права на наименование места происхождения товаров и его прекращение
    • Содержание права на фирменное наименование и его прекращение
    • Содержание права на коммерческое обозначение и его прекращение
  • Обязательства по использованию средств индивидуализации
    • Договор об отчуждении исключительного права на товарный знак
    • Лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака
    • Договор коммерческой концессии
  • НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
  • Понятие и общая характеристика недобросовестной конкуренции
    • Понятие недобросовестной конкуренции
    • Законодательство о недобросовестной конкуренции
    • Акты недобросовестной конкуренции и их классификация
  • Акты недобросовестной конкуренции с использованием сведений, способствующих достижению конкурентных преимуществ
    • Распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации
    • Введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей
    • Некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами
    • Незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну
  • Акты недобросовестной конкуренции с использованием охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации
    • Продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг
    • Приобретение и использование исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ и услуг
  • ЗАЩИТА ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ НАРУШЕНИЕ
    • Понятие и характеристика защиты субъективных прав на объекты промышленной собственности
    • Формы защиты субъективных прав на объекты промышленной собственности
    • Способы защиты прав на объекты промышленной собственности
  • Ответственность за нарушение прав на объекты промышленной собственности
    • Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав на объекты промышленной собственности
    • Административно-правовая ответственность за нарушение прав на объекты промышленной собственности
    • Уголовная ответственность за нарушение прав на объекты промышленной собственности
    • Особенности защиты от актов недобросовестной конкуренции и ответственность за их совершение
    • Формы защиты от актов недобросовестной конкуренции
    • Ответственность за совершение актов недобросовестной конкуренции
  • МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
    • Международные организации и специальные союзы по охране промышленной собственности
    • Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС)
    • Всемирная торговая организация (ВТО)
    • Европейская патентная организация (ЕПО)
    • Евразийская патентная организация (ЕАПО)
    • Африканская организация интеллектуальной собственности (OAPI)
    • Африканская региональная организация промышленной собственности (ARIPO)
    • Специальные союзы по охране промышленной собственности
  • Международные соглашения, направленные на установление международной системы охраны объектов промышленной собственности
    • Парижская конвенция по охране промышленной собственности
    • Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС)
    • Евразийская патентная конвенция
    • Мадридское соглашение о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указаний происхождения на товарах
    • Найробский договор об охране олимпийского символа
    • Договор о законах по товарным знакам (TLT)
    • Международная конвенция по охране селекционных достижений
    • Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации
  • Международные соглашения, направленные на содействие в получении правовой охраны отдельных объектов промышленной собственности
    • Договор о патентной кооперации (РСТ)
    • Договор о патентном праве (PLT)
    • Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры
    • Мадридское соглашение о международной регистрации знаков
    • Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков
    • Сингапурский договор о законах по товарным знакам
    • Гаагское соглашение о международной регистрации промышленных образцов
  • Международные соглашения, направленные на облегчение поиска информации об отдельных объектах промышленной собственности
    • Страсбургское соглашение о международной патентной классификации
    • Ниццкое соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков
    • Венское соглашение об учреждении Международной классификации изобразительных элементов знаков
    • Локарнское соглашение об учреждении Международной классификации промышленных образцов

Парижская конвенция по охране промышленной собственности

Парижская конвенция по охране промышленной собственности была подписана в 1883 г. на Дипломатической конференции в Париже 11 государствами. Впоследствии Конвенция неоднократно пересматривалась, менялся состав ее участников.

В настоящее время сохраняют правовое значение различия между следующими ее редакциями:

  • Римской 1886 г.;
  • Мадридской 1890 и 1889 гг.;
  • Гаагской 1925 г.;
  • Лондонской 1934 г.;
  • Лиссабонской 1958 г.;
  • Стокгольмской 1967 г.

Участниками Конвенции являются около 160 государств. Союз ССР присоединился к Конвенции во всех ее редакциях с 1 июля 1965 г., а 19 сентября 1968 г. ратифицировал и стокгольмский ее текст.

Конвенция является наиболее значимым по масштабам своего воздействия на сферу международного сотрудничества актом в области охраны промышленной собственности. Присоединение к Конвенции влечет для государств-участников признание устанавливаемых ею преимуществ и необходимость соблюдения ряда основополагающих принципов. Указанные принципы касаются как охраны промышленной собственности в целом, так и отдельных образующих ее структуру объектов, в частности изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, фирменных наименований.

К общим положениям Конвенции относятся:

  • принцип национального режима (ст. 2);
  • правило о конвенционном приоритете (ст. 4);
  • правило о временной охране объектов промышленной собственности (ст. 11).

Согласно ст. 2 Конвенции граждане каждой страны Союза 1 Речь в данном случае идет о Парижском союзе по охране промышленной собственности. пользуются во всех других странах Союза теми же преимуществами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены впоследствии соответствующими законами собственным гражданам. В соответствии со ст. 3 Конвенции к гражданам стран Союза приравниваются граждане стран, не участвующих в Союзе, которые имеют на территории одной из стран Союза местожительство или действительные и серьезные промышленные или торговые предприятия.

Правило о конвенционном приоритете закреплено в ст. 4 Конвенции. Согласно п. А (1) указанной статьи любое лицо, надлежащим образом подавшее заявку на патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец или товарный знак в одной из стран Союза, или правопреемник этого лица пользуется для подачи заявки в других странах правом приоритета в течение установленных Конвенцией сроков. Для патентов на изобретения и для полезных моделей этот срок в соответствии с п. С (1) ст. 4 составляет 12 месяцев, а для промышленных образцов и товарных знаков - шесть месяцев. Отсчет этих сроков начинается с даты подачи первой заявки, при этом день подачи в срок не включается.

Конвенцией допускается подача заявок с множественным и частичным приоритетом. Право множественного приоритета возникает при наличии двух или более заявок на патенты, поданных в одной или нескольких странах Союза в отношении одного объекта промышленной собственности, а затем интегрированных в одну общую заявку для подачи в третью страну Союза. При этом для отдельных частей заявляемого для получения охраны объекта могут возникнуть разные даты приоритета. Право частичного приоритета возникает при указании в последующей заявке охраняемых элементов объекта промышленной собственности, которые отсутствовали в предыдущей заявке. Основанием для возникновения права приоритета в отношении новых элементов будет являться последующая заявка.

Согласно п. Е (1) ст. 4 Конвенции, когда промышленный образец заявляется в стране с использованием права приоритета, основанного на подаче заявки на полезную модель, приоритетным сроком является срок, установленный для промышленных образцов. Допускается подача заявки на полезную модель с использованием права приоритета, основанного на подаче заявки на патент на изобретение, и наоборот.

Конвенцией предусматривается также возможность разделения заявок по решению экспертизы или по инициативе заявителя.

Если экспертиза обнаружит, что заявка на патент является комплексной, заявитель может разделить заявку на некоторое число отдельных заявок, сохраняя в качестве даты каждой из них дату первоначальной заявки и в соответствующих случаях преимущество права приоритета.

Заявитель вправе по своей инициативе разделить заявку на патент, сохраняя в качестве даты каждой отдельной заявки дату первоначальной заявки и в соответствующих случаях преимущество права приоритета. При этом каждой стране Союза предоставляется право определять условия, при которых разрешается такое разделение.

Правило о временной охране объектов промышленной собственности состоит в том, что страны Союза в соответствии со своим внутренним законодательством предоставляют временную охрану патентоспособных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также товарных знаков для продуктов, экспонируемых на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из этих стран. При этом временная охрана не продлевает сроков, установленных для определения приоритета.

В национальных законодательных актах временная охрана указанным выше объектам может предоставляться путем установления выставочных льгот по приоритету, либо выставочных льгот по новизне.

Выставочная льгота по приоритету предусматривает правовую охрану объектов промышленной собственности, входящих в состав экспонируемых продуктов, с даты помещения экспоната на выставку. Право приоритета в этом случае возникает с более ранней даты, чем дата подачи заявки, при условии, что такая заявка будет подана в течение срока, установленного внутренним законодательством страны Союза.

Выставочная льгота по новизне состоит в том, что экспонирование на выставке продукта, содержащего охраноспособный результат интеллектуальной деятельности, в течение определенного времени до даты подачи заявки не порочит новизны последнего.

К наиболее важным положениям Конвенции, касающимся охраны изобретений и полезных моделей, относятся :

  • принцип независимости патентов (ст. 4-bis);
  • правило о санкциях за неиспользование или недостаточное использование изобретения или полезной модели (п. А ст. 5);
  • правило о свободном применении запатентованных объектов, являющихся частью транспортных средств (ст. 5-ter).

Согласно ст. 4-bis Конвенции патенты, заявки на которые поданы в различных странах Союза гражданами стран Союза, независимы от патентов, полученных на то же изобретение в других странах, входящих или не входящих в состав Союза. Это означает, что если патент на изобретение, полученный в одной из стран Союза, будет признан недействительным, то данное обстоятельство ни в коей мере не влияет на судьбу патента или патентов на то же самое изобретение, выданных в других странах Союза. Данное положение следует рассматривать без какого-либо ограничения в том смысле, что патенты, заявки на которые поданы в течение срока приоритета, являются независимыми как с точки зрения оснований признания их недействительными и прекращения действия прав, так и с точки зрения определения нормального срока их действия.

В п. А ст. 5 Конвенции содержится правило, согласно которому каждая страна Союза вправе принять законодательные меры, предусматривающие выдачу принудительных лицензий для предотвращения злоупотреблений, которые могут возникнуть в результате осуществления исключительного права, предоставляемого патентом, например в случае неиспользования изобретения. При этом принудительная лицензия не может быть потребована по причине неиспользования или недостаточного использования до истечения срока в четыре года, считая с даты подачи заявки на патент, или трех лет с даты выдачи патента, причем должен применяться срок, который истекает позднее.

Лишение прав на патент может быть предусмотрено лишь в случае, когда выдача принудительных лицензий окажется недостаточной для предотвращения злоупотреблений при осуществлении исключительного права.

Правила о санкциях за неиспользование или недостаточное использование изобретения, предусмотренные Конвенцией, применяются mutatis mutandis и к полезным моделям.

В соответствии со ст. 5-ter Конвенции в каждой из стран Союза не рассматриваются как нарушение прав патентообладателя:

  • применение на борту судов других стран Союза средств, составляющих предмет его патента, в корпусе судна, в машинах, оснастке, механизмах и другом оборудовании, когда эти суда временно или случайно находятся в водах данной страны, при условии, что эти средства используются исключительно для нужд судна;
  • применение средств, составляющих предмет патента, в конструкции или при эксплуатации воздушных или наземных средств передвижения других стран Союза или вспомогательного оборудования для этих средств передвижения, когда указанные средства передвижения временно или случайно находятся в данной стране.

К основным положениям Конвенции, касающимся промышленных образцов, относятся два следующих правила .

Согласно ст. 5-quinguies Конвенции промышленные образцы охраняются во всех странах Союза.

Второе правило касается правовых последствий неиспользования промышленного образца. В соответствии с п. В ст. 5 Конвенции охрана промышленных образцов не может быть прекращена вследствие неиспользования или ввоза объектов, сходных с охраняемыми объектами. К наиболее важным положениям Конвенции, касающимся правовой охраны товарных знаков, относятся :

  • принцип охраны знаков «такими, как они есть» (ст. 6-quinquies);
  • правило о недопущении использования в качестве товарных знаков государственных гербов, официальных знаков и клейм контроля и эмблем межправительственных организаций (ст. 6-ter);
  • правило о предоставлении правовой охраны общеизвестным товарным знакам (ст. 6-bis);
  • правило о признании правовой охраны коллективных знаков (ст. 7-bis).

Согласно ст. 6-quinquies Конвенции каждый товарный знак, надлежащим образом зарегистрированный в стране происхождения, может быть заявлен в других странах Союза и охраняется таким, как он есть. При этом товарные знаки, подпадающие под действие указанного принципа, могут быть отклонены при регистрации или признаны недействительными лишь в следующих случаях:

  • если знаки могут затронуть права, приобретенные третьими лицами в стране, где испрашивается охрана;
  • если знаки лишены каких-либо отличительных признаков или составлены исключительно из знаков или указаний, могущих служить в торговле для обозначения вида, качества, количества, назначения, стоимости, места происхождения продуктов или времени их изготовления либо ставших общепринятыми в обиходном языке или в добросовестных и устоявшихся торговых обычаях страны, где испрашивается охрана;
  • если знаки противоречат морали или публичному порядку и в особенности если они могут ввести в заблуждение общественность. Подразумевается, что знак не может рассматриваться как противоречащий публичному порядку по той единственной причине, что он не соответствует какому-либо положению законодательства о знаках, за исключением случая, когда само это положение касается публичного порядка.

В соответствии с п. С (1) ст. 6-quinquies Конвенции, чтобы определить, может ли быть знак предметом охраны, необходимо учитывать все фактические обстоятельства, особенно продолжительность применения знака. При этом не могут быть отклонены в других странах Союза товарные знаки на том единственном основании, что они отличаются от знаков, охраняемых в стране происхождения, лишь элементами, не изменяющими отличительный характер знаков и не затрагивающими тождественность знаков в той форме, в которой они были зарегистрированы в упомянутой стране происхождения.

В литературе высказано верное, на наш взгляд, утверждение, в соответствии с которым «ст. 6-quinquies представляет собой исключение из принципа независимой регистрации знаков в странах Союза, так как владелец знака в силу регистрации, существующей в стране происхождения, может требовать в других его странах защиты знака в неизменном виде» 2 Ловягин И.Б., Миронов Н.В.. Мотылева В.Я., Тыцкия Г.И. Международное сотрудничество в области охраны промышленной собственности: Учебное пособие. М., 1991. С. 25 (автор раздела - В.Я. Мотылева). .

Согласно ст. 6-ter Конвенции страны Союза договариваются отклонять или признавать недействительной регистрацию и запрещать путем соответствующих мер использование без разрешения компетентных властей в качестве товарных знаков или в качестве элементов этих знаков гербов, флагов и других государственных эмблем стран Союза, введенных ими официальных знаков и клейм контроля и гарантии, а также всякое подражание этому с точки зрения геральдики. Указанное положение применяется равным образом к гербам, флагам и другим эмблемам, сокращенным или полным наименованиям международных межправительственных организаций, членами которых являются одна или несколько стран Союза, за исключением гербов, флагов и других эмблем, сокращенных или полных наименований, которые уже являются предметом действующих международных соглашений, предназначенных для обеспечения их охраны. При этом применение равным образом допустимо лишь к гербам, флагам и другим эмблемам, сокращенным или полным наименованиям международных межправительственных организаций, о которых последние сообщили странам Союза при посредстве Международного бюро ВОИС.

Запрещение применения официальных знаков, клейм контроля и гарантии действует только в случаях, когда знаки, содержащие их, предназначаются для использования на товарах того же рода или подобных им.

В соответствии с п. (8) ст. 6-ter Конвенции граждане каждой страны, имеющие разрешение использовать государственные эмблемы, официальные знаки и клейма своих стран, могут пользоваться ими даже при наличии их сходства с такими же знаками другой страны.

Согласно ст. 6-bis Конвенции страны Союза обязуются или по инициативе администрации, если это допускается законодательством данной страны, или по ходатайству заинтересованного лица отклонять или признавать недействительной регистрацию и запрещать применение товарного знака, представляющего собой воспроизведение, имитацию или перевод другого знака, способные вызвать смешение со знаком, который по определению компетентного органа страны регистрации или страны применения уже является в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами Конвенции, и используется для идентичных или подобных продуктов. Данное положение распространяется и на те случаи, когда существенная составная часть знака представляет собой воспроизведение такого общеизвестного знака или имитацию, способную вызвать смешение с ним.

Правило о признании правовой охраны коллективных знаков сформулировано в ст. 7-bis Конвенции. Согласно указанной статье страны Союза обязуются принимать заявки на регистрацию и охранять коллективные знаки , принадлежащие коллективам, существование которых не противоречит закону страны происхождения, даже если эти коллективы не являются владельцами промышленного или торгового предприятия. При этом каждая страна сама определяет особые условия охраны коллективного знака и может отказать в охране, если этот знак противоречит публичным интересам.

В охране коллективных знаков не может быть отказано коллективу, существование которого не противоречит закону страны происхождения, на том основании, что этот коллектив не находится в стране, где испрашивается охрана, или что он основан не в соответствии с законодательством этой страны.

В Конвенцию включено правило, касающееся особенностей правовой охраны знаков обслуживания . Согласно ст. 6-sexies Конвенции страны Союза обязуются охранять знаки обслуживания. При этом они не обязаны предусматривать регистрацию этих знаков. Очевидно, что правовая охрана последних в случае отсутствия регистрации может осуществляться с использованием иных правовых инструментов, например с помощью средств, направленных на пресечение актов недобросовестной конкуренции.

Статья 8 Конвенции содержит важное правило об охране фирменных наименований . Согласно указанному правилу фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака.

В Конвенции содержатся общие положения, касающиеся правовой охраны указаний происхождения и наименований места происхождения . Указанные положения закреплены, во-первых, в п. (2) ст. 1 Конвенции, относящем указания происхождения и наименования места происхождения к объектам охраны промышленной собственности, и, во-вторых в ст. 9, 10 и ст. 10-ter, содержащих запрет на применение ложных указаний о происхождении продуктов или личности производителя. Так, согласно ст. 9 Конвенции на любой продукт, незаконно снабженный товарным знаком или фирменным наименованием, а по смыслу п. (1) ст. 10 и ложным указанием о происхождении продуктов или подлинности личности изготовителя, промышленника или торговца, налагается арест при ввозе в те страны Союза, в которых указанные обозначения имеют право на законную охрану. Равным образом арест налагается в стране, где была осуществлена незаконная маркировка, или в стране, куда был ввезен продукт. При этом арест подлежит наложению в соответствии с внутренним законодательством каждой страны по требованию прокуратуры, или любого другого компетентного органа, или заинтересованной стороны - физического или юридического лица. В случае провоза продуктов транзитом наложение ареста не является обязательным.

К положениям, касающимся недобросовестной конкуренции, относятся правила, закрепленные в ст. 10-bis и 10-ter Парижской конвенции. Первая из указанных статей содержит норму, обязывающую страны-участницы обеспечить своим гражданам эффективную защиту от недобросовестной конкуренции, а также нормы, раскрывающие понятие акта недобросовестной конкуренции и устанавливающие примерный перечень недобросовестных конкурентных действий, подлежащих запрету. Мы частично касались содержания ст. 10-bis в других разделах настоящей работы, поэтому здесь ограничимся кратким анализом существа действий, подпадающих под запрет в качестве актов недобросовестной конкуренции.

Первой разновидностью указанных действий (актов) по смыслу п. (3) ст. 10-bis Парижской конвенции являются те из них, которые квалифицируются в качестве приводящих к смешению в отношении предприятии, промышленной или торговой деятельности конкурента .

Смешение вызывается главным образом посредством неправомерного использования различного рода средств индивидуализации, а также художественно-конструкторских решений.

В литературе отмечается, что «приведенная формулировка из ст. 10- bis (3) Парижской конвенции очень широка по смыслу и охватывает товарные знаки, символы, этикетки, фирменные девизы, упаковку, форму и цвет товаров или любые другие отличительные обозначения, которые используются предпринимателем. Под действие настоящей статьи подпадает непосредственно внешний вид товара и все рекламно-информационные аспекты оказываемых услуг».

Смешение может иметь место:

  • в отношении предприятий, которые индивидуализируются с помощью коммерческих обозначений;
  • в отношении продуктов, которые индивидуализируются с помощью товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров или указаний происхождения;
  • в отношении промышленной или торговой деятельности, которая индивидуализируется через субъекта, осуществляющего такую деятельность, посредством использования фирменного наименования.

Указанные выше средства индивидуализации охраняются специальным законодательством, которое в ряде случаев не обеспечивает всю полноту охраны, поэтому требует привлечения дополнительных правовых средств. Таким дополнительным средством и выступает запрет на осуществление действий, приводящих к смешению в отношении предприятий, продуктов и коммерческой деятельности конкурента.

Второй разновидностью актов недобросовестной конкуренции в ст. 10-bis Парижской конвенции называются действия, способные дискредитировать предприятия, продукты или промышленную либо торговую деятельность конкурента . В основу указанных действий положено распространение ложной информации о предприятии, продуктах или коммерческой деятельности конкурента. Указанная информация вне зависимости от формы ее подачи намеренно искажает действительное положение дел у конкурента, подрывает его деловую репутацию в глазах других хозяйствующих субъектов и потребителя. Поскольку распространяемая информация по смыслу подп. (2) п. (3) ст. 10-bis должна быть ложной для целей квалификации совершенного действия в качестве акта недобросовестной конкуренции, распространение действительных или мнимых сведений о предприятии, продуктах и коммерческой деятельности конкурента не должно рассматриваться как диффамация, которая, по утверждению отдельных специалистов, может иметь место в рамках действий, именуемых актами недобросовестной конкуренции. Акт недобросовестной конкуренции - это не диффамация, равно как и диффамация не может быть актом недобросовестной конкуренции либо проявлением такого акта.

Третья разновидность актов недобросовестной конкуренции состоит в действиях, квалифицируемых в качестве способных ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товара . Этот вид недобросовестных конкурентных действий напрямую не касается коммерческой деятельности конкурирующих на рынке субъектов и в большей степени рассчитан на защиту прав и охраняемых законом интересов общественности, т.е. по существу потребителей. Другой особенностью действий, способных ввести общественность в заблуждение, является то, что указанные действия могут рассматриваться как акт недобросовестной конкуренции при условии, что указания и утверждения (которые могут быть и не ложными) должны использоваться в процессе осуществления коммерческой, а не любой деятельности. Более того, в литературе верно отмечается, что «действия по введению покупателей (потребителей) в заблуждение в отношении существенных характеристик своих товаров (работ, услуг) относятся к недобросовестной конкуренции лишь при наличии конку рентных отношений на рынке вообще (конкурентной ситуации). В противном случае, когда на определенном рынке конкуренции не существует, указанное неправомерное поведение следует квалифицировать как нарушение других норм законодательства (о купле-продаже, о защите прав потребителей, о рекламе и т.д.) без увязки с нормами о недобросовестной конкуренции». 3 Паращук С.А. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции и монополии). С. 224.

Статья 10-ter Парижской конвенции возлагает на страны-участницы обязанность по обеспечению гражданам других стран-участниц законных средств для эффективного пресечения актов конкуренции, противоречащих честным обычаям в промышленных и торговых делах. Кроме того, страны-участницы обязаны предусмотреть меры, позволяющие союзам и объединениям, существование которых не противоречит законам их стран и которые представляют заинтересованных промышленников, изготовителей или торговцев, действовать через суд или административные органы с целью пресечения актов недобросовестной конкуренции.

Первым соглашением стала Парижская конвенция по охране промышленной собственности, заключенная 20 марта 1883 г. Она стала основополагающим международным соглашением в этой области, поскольку вообще сделала возможной, а также облегчила получение правовой охраны за рубежом. При этом Парижская конвенция не преследовала цели унификации национального законодательства, хотя нормы ее были восприняты странами-участницами по принципу старшинства международного права перед национальным.

Помимо главной своей цели - сделать возможным или облегчить получение охраны за рубежом, Конвенция решала еще одну важную задачу - уточнение отдельных положений промышленной собственности, ради единообразного их понимания в странах-участницах.

В Конвенции (ст. 1(2)) приводится перечень объектов охраны промышленной собственности, которыми служат исключительные права на отдельные виды результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, а именно на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, указания, наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции.

Важным в Конвенции стало решение вопроса о субъекте права. Для того чтобы сделать возможным получение охраны за рубежом, нужно было уравнять иностранных заявителей в правах с местными в тех странах, где испрашивается охрана. С этой целью в ней был закреплен принцип национального режима, в силу которого такое уравнение достигалось (ст. 2 п. 1).

Центральным положением Конвенции стало положение о предоставлении иностранному заявителю льготы по приоритету - конвенционного приоритета (ст. 4), которая состоит в возможности устанавливать первенство не по дате фактической подачи заявки в зарубежной стране, а по более ранней дате - дате подачи первой заявки в стране происхождения объекта.

Преимущество такой льготы видится в исключении из уровня техники любых источников информации, которые могут влиять на новизну объекта, заявленного к охране, после даты подачи на него первой заявки. Однако предоставление такой льготы в Конвенции связывается с выполнением ряда условий: соблюдением идентичности объектов, заявленных первоначально и в последующем, а также идентичности субъектов (заявителем может выступать лицо, подавшее первоначальную заявку, или его правопреемник); включением в зарубежную заявку заявления о предоставлении такой льготы и подачей последующей заявки в определенный срок после подачи первоначальной заявки - в течение 12 месяцев для заявок на изобретение или полезную модель и в течение 6 месяцев, если заявка относится к промышленному образцу или товарному знаку.

Парижской конвенцией была разрешена и проблема, связанная с возможностью утраты полученной за рубежом охраны из-за невыполнения патентообладателем требования об обязательном использовании охраняемого изобретения. Отсутствие в национальных законах четкого временного регламента обязательного использования и применения к нарушителю определенных санкций и создавала остроту проблемы.

Поэтому ее решением стало установление в Конвенции четких сроков, только по истечении которых санкции могли бы быть применены (ст. 5А). Конвенция исходит из возможности страны участницы применения к нарушителю любых санкций - принудительной лицензии, аннулирования патента, но лишь спустя определенный период времени, который по Конвенции является обязательным. Принудительная лицензия должна выдаваться не ранее чем через три года после выдачи патента или четырех лет после подачи заявки, смотря по тому, какой из них длиннее, а аннулирование патента возможно не ранее чем через два года после выдачи принудительной лицензии. Это так называемый период допустимого неиспользования, который позволяет патентообладателю провести необходимые подготовительные работы для практического осуществления изобретения и тем самым сохранить патент.

Заметным облегчением в деле получения правовой охраны товарного знака за рубежом стала возможность его регистрации в иностранных государствах в неизменном виде, т.е. в том виде, в котором он получил охрану в стране происхождения независимо от положений национального законодательства зарубежной страны, не допускающей к охране тот или иной вид обозначения. Такая возможность появилась благодаря введению в Конвенцию правила, известного во французском звучании как Telle-quelle («такой, какой есть») (ст. 6 quinquies А), в силу которого иностранные предприниматели смогли получать охрану знака, не меняя его в разных странах-участницах, где они вели торговые или промышленные дела и в которые подавали заявки на регистрацию.

В последней четверти XIX в., в пору укрупнения капитала и появления компаний, чья продукция получила известность за пределами национальной территории, стали приобретать популярность сопровождающие ее товарные знаки, становившиеся общеизвестными. Притягательная сторона общеизвестных знаков, ставшая отражением высокого качества товаров, обусловленного огромными материальными вложениями в их разработку, создало проблему правовой охраны таких знаков.

Парижская конвенция разрешила эту проблему, закрепив в ст. 6bis(a) правовой режим общеизвестных знаков, расширенный по сравнению с традиционным. Смысл его состоит в том, что охрана общеизвестного знака становится возможной без регистрации как обязательного процедурного условия возникновения охраны, а лишь в силу факта известности. Поэтому если какое-либо неправомочное лицо зарегистрирует общеизвестный знак на свое имя или начнет его использовать, правообладатель может оспорить регистрацию или состоявшееся использование, но непременным условием для этого должно стать признание компетентным органом факта общеизвестности знака.

Введение особого режима для этой категории знаков было связано с тем, что они становились предметом наиболее частого заимствования как обладающие большим коммерческим потенциалом.

Преимуществом Парижской конвенции относительно средств индивидуализации стало предоставление иностранным предприятиям права использовать в странах-участницах свое фирменное наименование, минуя обязательную в такой стране процедуру его регистрации как условие охраны.

Поскольку фирменное наименование является непременным средством индивидуализации юридического лица (возможно, и самой продукции при совпадении с товарным знаком), то исключение обязательной регистрации стало значительным облечением ввоза капитала или готовой продукции в условиях развития экономических связей и осознанного стремления к их упрощению (ст. 8).

Придавая важное значение защите права как непременного условия его существования, Парижская конвенция предусматривает меры, облегчающие ее проведение на основе национального законодательства. Ими являются арест или запрещение ввоза товаров, незаконно снабженных товарным знаком или фирменным наименованием, либо ложным указанием происхождения товаров. Арест или запрещение ввоза налагается по требованию компетентного государственного органа (по так называемой процедуре ex officio ) или заинтересованного лица на основе внутреннего законодательства.

Задержание товара в случае предполагаемого нарушения прав позволяет легче провести расследование и разбирательство по делу, усиливая тем самым правовые гарантии защиты интересов правообладателя (ст. 9, 10).

В стремлении сделать защиту права более эффективной Парижская конвенция обращается к проблеме, которая не получила повсеместного разрешения в национальном законодательстве, но которая становилась все более грозной по мере развития экономического соперничества торговых и промышленных предприятий. Это проблема недобросовестной конкуренции, которая особенно заметна в сфере средств индивидуализации. Проявление ее, как правило, не становилось прямым нарушением прав законных обладателей средств индивидуализации, но тем не менее могло серьезно затрагивать их интересы.

Постепенно Парижская конвенция приходит к решению этой проблемы. В нее включается ст. lObis, дающая правовое основание для ведения борьбы с этим нежелательным явлением.

Важной частью нормы этой статьи стало закрепление обязанности стран-участниц обеспечивать защиту от недобросовестной конкуренции любыми законодательными средствами. При этом уточняется, что составляет недобросовестную конкуренцию и каковы ее конкретные проявления.

Актом недобросовестной конкуренции служит всякое действие, противоречащее честным обычаям в промышленных и торговых делах. Как можно заметить, такая характеристика основывается не на правовых, а моральных категориях - тех обыкновениях, которые в течение длительного времени складывались в предпринимательских отношениях как условие их нормального делового взаимодействия.

Конкретным проявлением акта недобросовестной конкуренции может быть смешение предприятий или продукции, их дискредитация, а также введение общественности в заблуждение относительно изготовителя, характера, способа изготовления, свойств продукции, ее происхождения.

Приводимый в конвенции перечень нечестных действий конкурентов не является исчерпывающим и ограничивается минимумом примеров, которых на практике может быть множество. Поэтому Парижская конвенция закрепляет лишь общее понимание того, что есть недобросовестная конкуренция, апеллируя к национальному законодательству и судебной практике, которые должны определить, какие действия в свете ст. lObis относятся к нечестным проявлениями конкуренции .

Развитие экономических отношений государств, а также их взаимный интерес к техническому и культурному развитию привели к организации периодических смотров состояния и уровня технического развития разных стран мира, получивших статус всемирных промышленных выставок. Участие в них стало делом престижа каждого государства. Однако в условиях коммерциализации новых технических и дизайнерских достижений экспонирование того или иного объекта пресекало их дальнейшую правовую охрану. В результате отдельные страны стали отказываться от участия в таких выставках.

Парижская конвенция дала решение этой проблемы путем допущения применения в странах-участницах временной охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков в качестве экспонируемых объектов на международных официальных или официально признанных выставках .

Смысл этой нормы, содержащейся в ст. 11, состоит в том, что страна-участница предоставляет экспонируемому объекту временную охрану, используя для этого по своему выбору одну из льгот, известных патентно-правовой практике, - выставочную льготу по новизне либо выставочный приоритет. В первом случае приоритет устанавливается обычным путем, однако сам факт экспонирования не включается в уровень техники, при условии подачи заявки в определенный срок. Во втором - приоритет устанавливается по дате начала экспонирования также при условии своевременной подачи заявки. Следует заметить, что в случае осуществления той или иной страной временной охраны посредством предоставления выставочного приоритета Правило ст. 11 обязывает эти страны не допускать продления сроков конвенционного приоритета.

Таким образом, было найдено решение путем использования одной из известных праву промышленной собственности льгот, применение которой стало обязательной для стран-участниц и составило институт временной охраны.

  • В Парижской конвенции по охране промышленной собственности на 1 февраля 2017 г. приняли участие 194 государства. Россия (СССР) участвует с 26 апреля 1970 г.
  • В тексте Конвенции вместо исключительных прав используется выражение«патенты на изобретение, полезные модели» и т.д. Понятие «патенты» не раскрываетсяв Конвенции. Но поскольку в мировой патентно-правовой доктрине под патентом понимается охранный документ, закрепляющий исключительное право на тот или иной объект, то очевидно, в данной правовой конструкции можно использовать термин «исключительное право», который по своей сущности совпадает с содержанием патента.
  • См.: Боденхаузен Г. Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Комментарий. С. 165-166.
  • Статус таких выставок был позднее, 22 ноября 1928 г., определен в специальнойКонвенции о международных выставках (с изменениями 1948 г.). Россия принимаетучастие с 1935 г.

В области изобретений, промышленных образцов и товарных знаков (было подписано в 1883 г первоначально 11 государствами; к началу 90-х годов XX века участниками соглашения стали 99 стран). Конвенция обеспечивает взаимное признание и охрану объектов промышленности. Она не является единообразным патентным законом для всех стран-участниц или международным законом о товарных знаках и промышленных образцах; учитывает национальное , и поэтому присоединение той или иной страны к Конвенции не устраняет необходимости данного государства от патентования своих изобретений в других странах, а создает более льготные условия для такого патентования. Конвенция способствует облегчению патентной охраны промышленного экспорта и закреплению рынка за изделиями, в отношении которых были сделаны заявки и получены патенты. Такая охрана позволяет предприятиям и фирмам других стран не только производить аналогичные изделия в стране, где им обеспечена соответствующая охрана, но и ввозить туда подобные изделия.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ПАРИЖСКАЯ КОНВЕНЦИЯ ОБ ОХРАНЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ" в других словарях:

    Международное соглашение 1883г. с последующими поправками, регулирующее вопросы международной правовой охраны промышленной собственности. Конвенция: предоставляет для стран участниц преимущества в отношении охраны изобретений на выставках;… … Финансовый словарь

    ПАРИЖСКАЯ КОНВЕНЦИЯ ОБ ОХРАНЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ - основное международное соглашение в области изобретений, промышленных образцов и товарных знаков (было подписано в 1883 г. первоначально 11 государствами; к 2004 году участниками соглашения стали 165 государств). Конвенция обеспечивает взаимное… … Юридическая энциклопедия

    ПАРИЖСКАЯ КОНВЕНЦИЯ ПО ОХРАНЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ - – подписана в 1883 11 ю государствами (в настоящее время – 99 стран участниц). Страны участницы образуют Союз для защиты промышленной собственности с постоянным Международным бюро в Берне. Конвенция предусматривает охрану промышленных образцов и… … Экономика от А до Я: Тематический справочник

    Парижская конвенция по охране промышленной собственности - Старейшее международное соглашение по вопросам охраны промышленной собственности (первая редакция подписана 20 марта 1883 г. 11 государствами). Основные положения Конвенции: а) положение о национальном режиме, т.е. взаимное предоставление… … Юридический словарь по патентно-лицензионным операциям

    См. в ст. Промышленная собственность … Большая советская энциклопедия

    Международное соглашение в области изобретений, промышленных образцов и товарных знаков. Конвенция обеспечивает взаимное признание и охрану объектов промышленности. Конвенция учитывает национальное законодательство, и поэтому присоединение той… … Словарь бизнес-терминов

В Конвенции не содержится единых правовых норм, касающихся охраны промышленной собственности в странах-участницах.

Она исходит из того, что основные вопросы охраны ОПС (требования к объектам промышленной собственности, порядок выдачи и условия действия охранных документов, защита нарушенных прав) регулируются исключительно внутренним законодательством го- сударств-участников, тем самым участие в Конвенции не устраняет необходимости патентования этих объектов в других странах- участницах.

В наибольшей степени ее универсальность проявляется в создании, при сохранении территориальной ограниченности действия патента, наиболее льготных условий для получения охраны объектов промышленной собственности иностранцами.

В качестве объектов, охватываемых общим понятием «промышленная собственность», в Конвенции указываются изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования, указания и наименования места происхождения товаров, а также пресечение недобросовестной конкуренции.

История создания Парижской конвенции по охране промышленной собственности

Заключение Парижской конвенции по охране промышленной собственности было обусловлено объективной необходимостью в правовом регулировании промышленной собственности за границей. Такая необходимость объяснялась причинами экономического и правового порядка.

Возрастает объем промышленной продукции, в том числе созданной на базе изобретений, и происходит перенасыщение ею национального рынка, что порождает проблему сбыта продукции и ужесточает конкурентную борьбу за мировые рынки.

Принятые к тому времени в ряде стран патентные законы по- разному регулировали вопрос патентования изобретений иностранцами.

Кроме того, введение в патентные законы ряда стран (США - 1836 г., во Франции - 1844 г., в Великобритании - 1852 г.) требования новизны заявленного решения привело к публикации патентных документов, в связи с чем сохранение новизны изобретения требовало одновременной подачи на него заявок в другие страны, что практически осуществить было чрезвычайно трудно в силу различий национальных патентных законов. Решение этой проблемы так же, как и в отношении режима патентования изобретений иностранцами, пошло но пути заключения двусторонних соглашений. В тексты этих соглашений стало включаться очень важное положение о праве на приоритет при получении патента за границей. Впервые это правило было предусмотрено австро-германским договором 1881 г.

Особенно наглядно отсутствие правовой охраны за границей проявилось при проведении международных выставок. Так, на приглашение австрийского правительства принять участие в международной выставке научно-технических достижений, которая должна была состояться в августе 1873 г. в Вене, США ответили отказом, мотивируя его тем, что австрийским законодательством не предусмотрены никакие гарантии по охране изобретений на выставках от копирования и использования их конкурентами. Различие позиций и интересов, сложившихся вокруг этой выставки, имело далеко идущие последствия. Во-первых, Австрией был разрабо тан закон, которым предусматривалась временная охрана изобретений, экспонируемых на международной выставке.

Во-вторых, Всемирная промышленная выставка в Вене положила начало процессу урегулирования патентно-правовых вопросов на международном уровне, который завершился на том этапе подписанием 20 марта 1883 г.

Парижской конвенции по охране промышленной собственности, основные положения которой действуют по настоящее время.

Секретариатом Союза, т.е. постоянно действующим органом, выполняющим административные функции, является Международное бюро, возглавляемое Генеральным директором Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).

Более чем за 100-летний период существования Парижской конвенции она неоднократно пересматривалась, и в ее текст вносились изменения.

Подавляющее большинство стран, в том числе и Российская Федерация, ратифицировали Стокгольмскую ее редакцию 1967 г.

Общие положения Парижской конвенции, относящиеся к охране промышленной собственности

Одним из основополагающих принципов Парижской конвенции является принцип национального режима. Он означает, что иностранные граждане и фирмы пользуются теми же правами, которые национальный закон предоставляет в отношении охраны промышленной собственности отечественным заявителям.

Важнейшее преимущество, которое предоставляется странам- участницам Конвенции, - право приоритета (конвенционный приоритет). Оно предусматривает, что любой заявитель или его правопреемник, подавший правильно оформленную заявку на патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец или товарный знак в одной стране, может в течение определенного срока истребовать охрану во всех остальных странах-участницах с сохранением приоритета первой заявки. Для патентов на изобретения и полезные модели этот срок равен 12 мес. с даты подачи первоначальной заявки, для промышленных образцов и товарных знаков - 6 мес.

Согласно ст. 11 Конвенции страны-участницы в целях сохранения новизны в соответствии со своим внутренним законодательством предоставляют временную охрану изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, а также товарным знакам для продуктов, экспонируемых на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из этих стран.

В настоящее время наиболее широко распространена выставочная льгота по новизне. Суть ее заключается в том, что экспонирование охраноспособного объекта на выставке в течение определенного времени до даты подачи заявки на него в патентное ведомство не опровергает его новизны.

Согласно ст. 4bis Конвенции патенты, выданные на одно и то же изобретение в разных странах-участницах Конвенции, независимы друг от друга. Основной причиной введения принципа независимости патентов являются значительные различия национальных законов: если патент, выданный в одной стране затем будет признан в ней недействительным, то это вовсе не означает, что он может быть признан таковым на основании патентных законодательств других стран.

Парижская конвенция содержит специальные нормы, относящиеся к объектам, связанным с маркировкой товара: товарным знакам, фирменным наименованиям, указаниям и наименованиям места происхождения товаров.

Товарные знаки. В отношении товарных знаков, относящиеся к ним специальные положения сводятся к следующему. В ст. 6quinquies Конвенции выдвигается принцип, согласно которому товарные знаки, надлежаще зарегистрированные в странах происхождения, могут быть заявлены и охраняться в других странах-членах Парижского союза «такими как они есть».

Особую охрану Конвенция предоставляет общеизвестным товарным знакам (ст. 6er). В отличие от обычных знаков, правовая охрана которых вытекает из факта регистрации, общеизвестные знаки охраняются в силу приобретения ими высокой репутации, что и делает их широко известными. Факт такой известности устанавливается ведомством страны регистрации.

Положения Парижской конвенции, относящиеся к охране промышленной собственности от недобросовестной конкуренции

Ст. 10bis обязывает страны-члены Парижского союза обеспечить гражданам этих стран эффективную защиту от недобросовестной конкуренции. Под недобросовестной конкуренцией согласно ука занной статье понимаются действия, противоречащие честным обычаям ведения дел в области промышленности и торговли.

К актам недобросовестной конкуренции отнесены: 1.

все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или производственной или торговой деятельности конкурента; 2.

ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента; 3.

указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

Особое значение в настоящее время борьба с недобросовестной конкуренцией имеет для охраны ноу-хау - конфиденциальных знаний, имеющих ценность и к которым нет свободного доступа на законном основании.

Парижская конвенция, подписанная в 1883 г., время от времени пересматривалась на конференциях, которые завершались принятием Акта пересмотра. В настоящее время конвенция действует в редакции Акта, подписанного в Стокгольме в 1967 г.

Основные положения конвенции сводятся к четырем категориям:

1) принцип национального режима для граждан стран-членов;

2) право приоритета;

3) общие нормы материального права, устанавливающие права и обязанности юридических и физических лиц либо требующие или разрешающие странам-членам предусматривать в своем законодательстве соответствующие этим нормам положения;

4) административные и финансовые положения.

Принцип национального режима означает, что каждая страна-участница Парижской конвенции должна предоставлять такую же охрану гражданам других стран-членов, какую она предоставляет своим собственным гражданам. Национальный режим распространяется также и на граждан стран, не являющихся членами Конвенции, при условии, что они проживают или имеют в стране-члене промышленное или торговое предприятие.

Право приоритета означает, что при условии подачи заявки на получение охраны объекта промышленной собственности в одной из стран-членов заявителю предоставляется возможность в течение определенного периода (12 месяцев для изобретений, 6 месяцев для промышленных образцов и товарных знаков) испрашивать охрану во всех других странах Парижской конвенции. От заявителя, таким образом, не требуется подавать одновременно заявки во все страны, в которых предполагается получить охранные документы. В его распоряжении имеется от 6 до 12 месяцев, чтобы провести маркетинговые исследования и определить страны патентования.



Третий принцип касается положений, предусматриваемых в законодательных актах стран-членов по отношению к патентам на изобретения, промышленным образцам, товарным знакам, фирменным наименованиям, наименованиям мест происхождения товаров, недобросовестной конкуренции. Так, положения, относящиеся к патентам, устанавливают:

а) независимость патентов, полученных в различных странах-членах на одно и то же изобретение;

б) право изобретателя быть названным в качестве такового в патенте на изобретение;

в) принятие законодательных мер, предусматривающих выдачу принудительных лицензий в случае, например, неиспользования или недостаточного использования изобретения;

г) предоставление льготного срока для уплаты пошлин;

д) использования запатентованных объектов, используемых в конструкции или при эксплуатации транспортного средства в международных перевозках, без разрешения патентообладателя;

е) экспонирование изобретений на международных выставках - положения, касающиеся предоставления временной охраны патентоспособным изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, товарным знакам.

По отношению к товарным знакам положения касаются:

а) обязательности использования зарегистрированных товарных знаков в течение определенного времени;

б) принципа независимости товарных знаков в различных странах-членах;

в) установления льготного срока для уплаты пошлин за продление действия регистрации знака;

г) охраны общеизвестных знаков в силу факта приобретения репутации в стране-члене;

д) запрещения при определенных условиях или признания недействительной регистрации в качестве товарного знака государственных гербов, флагов, эмблем международных организаций, официальных клейм контроля;

е) регистрации коллективных знаков и другие.

Конвенция содержит обязательные требования охраны промышленных образцов, фирменных наименований, наименований мест происхождения и обеспечения эффективной защиты от недобросовестной конкуренции. При этом охрана может быть предоставлена по усмотрению национального законодательства.

Административные и финансовые положения устанавливают органы Парижского союза, образованного странами-членами Конвенции. В свою очередь союз имеет три административных органа: Ассамблею, Исполнительный комитет и Международное бюро ВОИС, возглавляемое генеральным директором. Союз имеет свой собственный бюджет, наполняемый в основном за счет обязательных взносов стран-членов.

По состоянию на 1 октября 2004 г. участниками Парижской конвенции по охране промышленной собственности являлись 164 государства.

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений

Конвенция принята 9 сентября 1886 г., неоднократно пересматривалась в целях совершенствования международной системы охраны прав авторов. Последняя редакция была принята Конвенцией в Париже в 1971 г., изменения внесены в 1979 г. Страны, к которым применяется настоящая Конвенция, образуют Союз для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения.

Конвенция основана на трех основных принципах:

1) принцип «национального режима» , в соответствии с которым произведения, созданные в одной из стран-членов союза, должны получать во всех других странах-членах такую же охрану, какую эти страны предоставляют своим собственным гражданам;

2) принцип автоматической охраны , в соответствии с которым национальный режим не зависит от каких-либо формальных условий, т.е. охрана предоставляется автоматически без обязательной регистрации, депонирования и т.д.;

3) принцип независимости охраны , в соответствии с которым обладание предоставленными правами и их осуществление не зависят от наличия охраны в стране происхождения произведения.

Бернская конвенция определила срок охраны произведений, который включает все время жизни автора и пятьдесят лет после его смерти. Исключение составляют кинематографические произведения, для которых срок охраны истекает спустя пятьдесят лет после того, как произведение стало доступным с согласия автора для всеобщего сведения или после создания произведения.

За законодательством стран союза сохранено право определять срок охраны фотографических произведений и произведений прикладного искусства при условии, что этот срок не может быть короче двадцати пяти лет со времени создания произведения.

Членами Бернской конвенции являются 151 государство мира, в том числе Республика Беларусь с 1997 года.

Мадридское соглашение о международной регистрации знаков и Протокол к

Мадридскому соглашению

Мадридское соглашение о международной регистрации знаков было подписано в апреле 1891 г. и неоднократно пересматривалось. В настоящее время действует текст Стокгольмского акта, пересмотренный в 1967 г. и измененный в 1979 г. Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков был принят в Мадриде в июне 1989 г. и вступил в действие 1 апреля 1996 г.

Цель Мадридского соглашения состояла в том, чтобы граждане каждой договаривающейся страны могли обеспечить во всех других странах-участницах соглашения охрану своих знаков, применяемых для товаров или услуг и зарегистрированных в стране происхождения, путем подачи заявок на указанные знаки в Международное бюро интеллектуальной собственности.

Для получения охраны по процедуре международной регистрации, заявителю необходимо соблюсти формальные требования Международного бюро ВОИС, уплатить пошлину один раз и получить охрану на двадцать лет. Заявка подается на французском языке. До международной регистрации товарный знак должен быть зарегистрирован в национальном ведомстве. Перед подачей заявки в Международное бюро национальное ведомство проверяет и удостоверяет, что знак внесен в национальный реестр товарных знаков на имя заявителя и что товары и/или услуги, перечисленные в международной заявке, соответствуют национальной регистрации.

Международная регистрация может продлеваться неограниченное количество раз сроком на двадцать лет путем простой уплаты основной пошлины и, в случае необходимости, дополнительной пошлины за каждый класс Международной классификации свыше трех и добавочной пошлины за расширение охраны.

Протокол к Мадридскому соглашению был принят на Дипломатической конференции в Мадриде в целях внесения поправок в Мадридскую систему, приемлемых для стран, не участвующих в Мадридском соглашении (США, Великобритания, Япония и др.).

По состоянию на 1 октября 2004 г. участниками Мадридского соглашения были 54 государства, а Протокол к Мадридскому соглашению подписало 61 государство.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав