18.10.2020

Гласность местного самоуправления. Гласность деятельности местного самоуправления Принцип гласности местного самоуправления


Ключевые слова

ПРИНЦИП ГЛАСНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / PUBLICITY OF LOCAL AUTHORITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы - Синцов Глеб Владимирович

Актуальность и цели. В Конституции РФ закреплены основные принципы осуществления местного самоуправления. Однако в Конституции РФ не сделано прямого указания на гласность деятельности местного самоуправления, хотя очевидно, что именно данный институт власти, взаимодействующий непосредственно с населением, наиболее приближенный к нему, должен осуществлять свою деятельность максимально открыто и прозрачно, в условиях непосредственного контакта с местным населением. То есть местное самоуправление по идее должно отвечать принципам гласности. Материалы и методы. В статье проведен анализ Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ); Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Результаты. В нынешних условиях усложнения экономической ситуации в стране и роста внешнеполитической напряженности необходимо дополнительное повышение доверия населения как к государственной, так и к местной власти, усиление гражданской активности, привлечение граждан для решения местных вопросов. Недопустимо оставлять без изменения сложившуюся ситуацию, в которой органы местной власти фактически могут быть отделены от населения, поскольку созданные бюрократические процедуры мешают непосредственному контакту местного самоуправления и граждан. Между тем принцип гласности не нашел прямого законодательного закрепления и в федеральном законодательстве: в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нет четкого указания на то, что местное самоуправление строится на основе принципа гласности и открытости. Выводы. В связи с этим целесообразно внести соответствующие изменения в Конституцию РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», указав принцип гласности в качестве одного из основополагающих принципов осуществления местного самоуправления.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам, автор научной работы - Синцов Глеб Владимирович

  • О влиянии нотариальных действий на реализацию конституционных прав граждан

    2015 / Воронюк Екатерина Павловна
  • О значении парламентского контроля в Российской Федерации

    2015 / Синцов Глеб Владимирович
  • К вопросу об определении понятия избирательных прав граждан в Российской Федерации

    2016 / Бабанян Саркис Сисакович
  • О некоторых особенностях определения конституционно-правового статуса общественных фондов

    2016 / Даневская Анита Муратовна
  • Гласность в местном самоуправлении как конституционно-правовая категория

    2015 / Михеев Денис Степанович
  • К вопросу о закреплении принципов избирательного права в Конституции Российской Федерации

    2019 / Кондращенко Дарья Алексеевна
  • Проблемы и перспективы реального участия граждан в осуществлении местного самоуправления

    2016 / Бурылова Л.А.
  • Особенности системы работы с обращениями граждан Российской Федерации: правовой аспект

    2019 / Ильина Юлия Сергеевна
  • Правовые и организационные основы деятельности органов прокуратуры по рассмотрению и разрешению обращений граждан

    2019 / Сайфутдинов Р. Р.

Background. The Consitution of the Russian Federation has secured the main principles of local governing. However there are no direct instructions on publicity of local governments’ activities, although, obviously, it is this institution of power, interacting directly with society and being closest to it, which should conduct its operations as openly and transparently as possible in conditions of direct contact with local population. That is, local self-government, theoretically, should meet the principles of publicity. Materials and methods. The article analyzes the Constitution of the Russian Federation (adopted by the nationwide vote on 12.12.1993) (with amendments by the Laws of the Russian Federation from 30.12.2008 № 6-FKZ, from 30.12.2008 № 7-FKZ, from 05.02.2014 № 2-FKZ, from 21.07.2014 № 11-FKZ); the Federal law from 06.10.2003 № 131-FZ (amendment from 29.12.2014) «On general principles of local government organization in the Russia Federation». Results. In modern conditions of complication of country’s economic situation and increase of foreign-policy tension it is necessary to additionally improve population’s trust both to the state and to local governments, to intensify civil activity, to attract citizens to resolve local problems. It is unacceptable to leave this situation unaltered, when local self-government bodies virtually can be detached from populaton, as the created bureaucratic procedures interfere with the direct contact between local authorities and citizens. The principle of publicity also has not been directly fixed in federal laws: the Federal law “On general principles of local governemnt organization in the Russian Federation” features no clear indications that local self-governing is based on publicity and openness. Conclusions. In this connections it is reasonable to correspondingly amend the Constitution of the Russian Federation and the Federal law “On general principles of local government organization” by introducing the principle of publicity as one of the basic principles local self-governing.

Текст научной работы на тему «Понятие и значение принципа гласности для деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации»

УДК 342.55

Г. В. Синцов

ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПА ГЛАСНОСТИ

ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация.

Актуальность и цели. В Конституции РФ закреплены основные принципы осуществления местного самоуправления. Однако в Конституции РФ не сделано прямого указания на гласность деятельности местного самоуправления, хотя очевидно, что именно данный институт власти, взаимодействующий непосредственно с населением, наиболее приближенный к нему, должен осуществлять свою деятельность максимально открыто и прозрачно, в условиях непосредственного контакта с местным населением. То есть местное самоуправление по идее должно отвечать принципам гласности.

Материалы и методы. В статье проведен анализ Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ); Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Результаты. В нынешних условиях усложнения экономической ситуации в стране и роста внешнеполитической напряженности необходимо дополнительное повышение доверия населения как к государственной, так и к местной власти, усиление гражданской активности, привлечение граждан для решения местных вопросов. Недопустимо оставлять без изменения сложившуюся ситуацию, в которой органы местной власти фактически могут быть отделены от населения, поскольку созданные бюрократические процедуры мешают непосредственному контакту местного самоуправления и граждан. Между тем принцип гласности не нашел прямого законодательного закрепления и в федеральном законодательстве: в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нет четкого указания на то, что местное самоуправление строится на основе принципа гласности и открытости.

Выводы. В связи с этим целесообразно внести соответствующие изменения в Конституцию РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», указав принцип гласности в качестве одного из основополагающих принципов осуществления местного самоуправления.

Ключевые слова: принцип гласности деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации.

CONCEPT AND VALUE OF THE PRINCIPLE OF PUBLICITY FOR ACTIVITY OF LOCAL GOVERNMENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Background. The Consitution of the Russian Federation has secured the main principles of local governing. However there are no direct instructions on publicity

of local governments" activities, although, obviously, it is this institution of power, interacting directly with society and being closest to it, which should conduct its operations as openly and transparently as possible in conditions of direct contact with local population. That is, local self-government, theoretically, should meet the principles of publicity.

Materials and methods. The article analyzes the Constitution of the Russian Federation (adopted by the nationwide vote on 12.12.1993) (with amendments by the Laws of the Russian Federation from 30.12.2008 № 6-FKZ, from 30.12.2008 № 7-FKZ, from 05.02.2014 № 2-FKZ, from 21.07.2014 № 11-FKZ); the Federal law from 06.10.2003 № 131-FZ (amendment from 29.12.2014) «On general principles of local government organization in the Russia Federation».

Results. In modern conditions of complication of country"s economic situation and increase of foreign-policy tension it is necessary to additionally improve population"s trust both to the state and to local governments, to intensify civil activity, to attract citizens to resolve local problems. It is unacceptable to leave this situation unaltered, when local self-government bodies virtually can be detached from popu-laton, as the created bureaucratic procedures interfere with the direct contact between local authorities and citizens. The principle of publicity also has not been directly fixed in federal laws: the Federal law "On general principles of local gover-nemnt organization in the Russian Federation" features no clear indications that local self-governing is based on publicity and openness.

Conclusions. In this connections it is reasonable to correspondingly amend the Constitution of the Russian Federation and the Federal law "On general principles of local government organization" by introducing the principle of publicity as one of the basic principles local self-governing.

Key words: publicity of local authorities in the Russian Federation.

Одним из важнейших нововведений Конституции Российской Федерации 1993 г. , радикально отличающим ее от принятых ранее конституций, является установление и закрепление правовых основ демократического управления государством, в том числе закрепление основ местного самоуправления.

Конституция Российской Федерация является основным нормативно-правовым актом, регламентирующим деятельность органов местного самоуправления. Именно в Конституции РФ в ст. 12 закреплено право граждан на возможность осуществления местного самоуправления («В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление») и существования институтов местной власти, не входящих в систему органов государственной власти.

В Конституции РФ закреплены основные принципы осуществления местного самоуправления. Так, ст. 130 Конституции РФ установлен принцип самостоятельного решения населением вопросов местного значения, в ст. 12 -принцип самостоятельности органов местного самоуправления. Кроме того, Конституция РФ устанавливает и определенные гарантии органам местного самоуправления. Например, в ст. 133 Конституции РФ установлена гарантия на судебную защиту органов местного самоуправления.

Однако в Конституции РФ не сделано прямого указания на гласность деятельности местного самоуправления, хотя очевидно, что именно данный институт власти, взаимодействующий непосредственно с населением, наиболее приближенный к нему, должен осуществлять свою деятельность макси-

мально открыто и прозрачно, в условиях непосредственного контакта с местным населением. То есть местное самоуправление по идее должно отвечать принципам гласности.

Статьей 3 Конституции РФ установлено, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Анализ данной статьи позволяет выделить два основных субъекта местного самоуправления:

1) народ, осуществляющий свою власть непосредственно;

2) органы местного самоуправления, т.е. органы представительные, выступающие от имени народа.

Очевидно, что органы местного самоуправления, т.е. органы, осуществляющие власть от имени народа, должны действовать при непосредственном контакте с населением.

В ст. 18 Конституции РФ указано, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяющими деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Данные положения согласуются с принципом гласности местного самоуправления, поскольку законодателем установлена непосредственная связь между деятельностью местного самоуправления и правами и свободами граждан -связь, которая не может существовать без постоянного и открытого контакта органов местной власти и граждан.

Дополнительными подтверждениями законодательного закрепления принципа гласности местного самоуправления в Конституции РФ являются положения, установленные в ст. 24 Конституции РФ. Так, согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Как можно увидеть, в данной статье указаны важнейшие особенности принципа гласности: открытость и публичность деятельности муниципальных органов, доступ населения к информации об этой деятельности. Значение данной нормы для развития принципа гласности местного самоуправления трудно переоценить. Указанное положение Конституции РФ позволяет вовлечь граждан в процессы управления, создает дополнительные инструменты контроля за деятельностью должностных лиц, способствует соблюдению законодательства органами местной власти.

Отдельного внимания в анализе конституционного закрепления принципа гласности местного самоуправления заслуживает гл. 8 Конституции РФ. Данная глава, состоящая из четырех статей, определяет основные особенности функционирования института местного самоуправления. В частности, в ст. 130 указано, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Указанные нормы сформулированы на основе принципа гласности местного самоуправления, поскольку в них указано, во-первых, на самостоятельность решения населением вопросов местного значения и осуществления правомочий в отношении доступной собственности, а также на то, что орга-

ны местного самоуправления формируются именно местным населением при выражении последним своего волеизъявления.

Кроме того, принцип гласности деятельности органов местного самоуправления воплощается в отдельных проводимых ими мероприятиях: в регулярных отчетах депутатов и выборных должностных лиц перед населением; в проведении встреч и приемов граждан, выступлениях и публикации тематических статей в средствах массовой информации, организации «горячих линий» и «дней открытых дверей», когда граждане могут позвонить или прийти на прием и задать интересующий их вопрос о деятельности того или иного органа местного самоуправления.

Подводя итог, можно сказать, что в целом положения о местном самоуправлении, нашедшие свое отражение в Конституции РФ, отвечают основным требованиям принципа гласности. У населения имеется возможность определенным образом влиять на деятельность органов местного самоуправления, участвовать в их формировании, контролировать их деятельность. Однако очевидно, что отсутствие прямого законодательного закрепления в Конституции РФ указанного принципа гласности является определенным пробелом, устранение которого представляется важной задачей в настоящее время.

В нынешних условиях усложнения экономической ситуации в стране и роста внешнеполитической напряженности необходимо дополнительное повышение доверия населения как к государственной, так и к местной власти, усиление гражданской активности, привлечение граждан для решения местных вопросов. Недопустимо оставлять без изменения сложившуюся ситуацию, в которой органы местной власти фактически могут быть отделены от населения, поскольку созданные бюрократические процедуры мешают непосредственному контакту местного самоуправления и граждан.

Между тем принцип гласности не нашел прямого законодательного закрепления и в федеральном законодательстве: в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нет четкого указания на то, что местное самоуправление строится на основе принципа гласности и открытости.

В связи с этим целесообразно внести соответствующие изменения в Конституцию РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», указав принцип гласности в качестве одного из основополагающих принципов осуществления местного самоуправления. Внесение подобных изменений задаст определенный вектор деятельности органов местного самоуправления, обеспечит на законодательном уровне возможность для развития институтов местной власти, создаст условия для более активного участия местного населения в процессе осуществления местного самоуправления. Кроме того, внесение указанных изменений позволит привести нормативно-правовую базу, регламентирующую основы деятельности органов местной власти, к соответствию иному законодательству, максимально расширяющему и защищающему права и свободы граждан.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ,

от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31 (4 авг.). - Ст. 4398.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40 (6 окт.). - Ст. 3822.

1. Sobranie zakonodatel"stva RF . 2014, no. 31 (4 Aug.), art. 4398.

2. Sobranie zakonodatel"stva RF . 2003, no. 40 (6 Oct.), art. 3822.

Синцов Глеб Владимирович доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой частного и публичного права, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

Sintsov Gleb Vladimirovich

Doctor of juridical sciences, professor, head

of sub-department of private and public law,

Penza State University

(40 Krasnaya street, Penza, Russia)

E-mail: [email protected]

УДК 342.55 Синцов, Г. В.

Понятие и значение принципа гласности для деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации / Г. В. Синцов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - № 3 (35). - С. 43-47.

Гласность – ϶ᴛᴏ важный элемент демократической системы управления обществом и государством.

С помощью гласности обеспечивается демократизм управленческой деятельности, ее подконтрольность обществу, а также возможность граждан влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и ϲʙᴏбоды.

Статья 3 Закона об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о ϲʙᴏей работе.
Стоит отметить, что осуществление ϶ᴛᴏго важнейшего требования предполагает прежде всего информирование населения о заседаниях представительных органов местного самоуправления, о вопросах, решаемых выборными и другими органами местного самоуправления.

Исключая выше сказанное, органы местного самоуправления должны доводить до сведения граждан содержание решений, принимаемых ими. На основании ст. 19 упомянутого Закона нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, ϲʙᴏбоды и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) Закон обязывает органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и ϲʙᴏбоды человека и гражданина (ст. 3)

Устанавливаемая Законом обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о ϲʙᴏей деятельности предполагает использование традиционных организационно-массовых форм работы с избирателями, используемых в ϲʙᴏе время местными Советами и их исполнительными комитетами. Многие из данных форм получили ϲʙᴏе правовое отражение в уставах муниципальных образований, регламентах представительных органов местного самоуправления, других нормативных правовых актах, определяющих статус депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления. К данным формам обеспечения гласности в работе органов местного самоуправления ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: отчеты депутатов и выборных должностных лиц перед населением; их встречи с избирателями; выступления в средствах массовой информации, организация «горячих линий», когда граждане могут по телефону получить необходимую им информацию.

Гражданам гарантируется возможность получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом. Так, Закон РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» содержит перечень сведений, относимых к государственной тайне. Важно знать, что большую роль в осуществлении принципа гласности в системе местного самоуправления призваны играть средства массовой информации.

Стоит сказать - получая объективную информацию о состоянии местных дел, ощущая ϲʙᴏю причастность к их решению, граждане обращаются в органы местного самоуправления с предложениями, заявлениями, жалобами. Закон закрепляет обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления давать ответ по существу индивидуальных и коллективных обращений граждан в течение одного месяца (ст. 26)

Михеев Д. С.

A. R. Lavrentev, A. M. Sybbotin, D. V. Stepanov

PROTECTION OF PUBLIC PEACE: PROBLEMS OF DIFFERENTIATION OF COMPETENCY IN THE LEGISLATION ON ADMINISTRATIVE OFFENSES OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is оne of the actual problems of the application of the legislation on administrative offense of the subjects of the Russian Federation by police officers is outlined and eight ways of its resolution by legal means

Key words: legislation on administrative offense, protection of public peace, differentiation of competency, police and subjects of the Russian Federation.

LAVRENTEV Aleksander Rudolfovich - the ^ad of the Chair of State and Legal disciplines of the Privolzhsky branch of Russian State University of Justice, a candidate of juridical sciences, associate Professor, Nizhny Novgorod E-mail: [email protected]

SYBBOTIN Anton Mikhailovitch - the ^ad of the administrative law and process, Nizhniy Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, a candidate of juridical sciences, associate Professor, Nizhny Novgorod. E-mail: [email protected]

STEPANOVDmitriy Vladimirovich - the chief of staff of the Committee on of the State region and local government, Legislative Assembly of Nizhny Novgorod region, Nizhny Novgorod E-mail: [email protected]

ПРИНЦИП ГЛАСНОСТИ В СВЕТЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ*

Михеев Денис Степанович,

доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и административного права ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]

Целью исследования является анализ конституционных положений, регулирующих право граждан на местное самоуправление. Данное право рассматривается под углом принципа гласности.

Ключевые слова: принцип гласности, местное самоуправление, граждане.

В основе организации местного самоуправления лежит принцип гласности. Он обеспечивает открытость информации о процессах муниципальной жизни для населения и тем самым способствует участию граждан в делах местного сообщества . Достичь цели самоуправления невозможно при закрытости данных сфер, что следует из конституционно-правовых норм, определяющих место местного самоуправления в механизме государства.

В отечественной муниципально-правовой науке местное самоуправление получило в настоящее время достаточное обоснование: исследовано его понятие, содержание, роль и значение. Вместе с тем Конституция Российской Федерации не дает определения этому важному правовому институту. Правовой пробел был восполнен в дальнейшем в федеральном законодательстве. В Федеральном законе от 6 октября 2003

* Статья подготовлена в рамках грантового проекта Российского гуманитарного научного фонда № 15-33-01364.

года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций .

Институту местного самоуправления отведено в Конституции значительное место. В ней насчитывается более двух десятков правовых норм, регулирующих исследуемые правоотношения. Достаточным будет перечислить основные из них: статьи 3, 12 и ряд других статей, помещенных в главу «Основы конституционного строя», глава 8 «Местное самоуправление», содержащая 4 статьи и т. д. Из конституционных норм следует, что местное самоуправление рассматривается в нескольких аспектах: а) как основа конституционного строя, б) как форма народовластия,

в) как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.

Статья 1 вышеназванного Федерального закона от 6 октября 2003 г. устанавливает, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории страны. Являясь одной из основ конституционного строя, местное самоуправление выступает в качестве основного принципа осуществления публичной власти в Российском демократическом государстве. Признание местного самоуправления одним из элементов конституционного строя означает децентрализацию государственного управления, обособленность местного самоуправления в механизме управления государством и его самостоятельность. Ярким свидетельством этому является статья 12 Конституции Российской Федерации, закрепившая, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Относительно самостоятельности местных органов существует немало мнений, зачастую противоречивых. Например, В. И. Васильев считает, что на современном этапе муниципального реформирования модель местного самоуправления, организационно отдаленная от государственной власти, себя не оправдывает . Н. С. Тимофеев говорит о необходимости такого встраивания органов местного самоуправления в систему органов государственной власти, которое не допустило бы их огосударствления и в то же время разрушило бы формальные препятствия между государственными и муниципальными органами, мешающие наладить их взаимодействие и взаимную ответственность .

Самостоятельность, согласно названной конституционной норме, с позиций основ конституционного строя необходимо рассматривать как закрепление особой сферы местных вопросов, в пределах которой органы местного самоуправления действуют по своему усмотрению и под свою ответственность, отвечая только перед населением муниципального образования.

Местное самоуправление как форма народовластия закреплено в статье 3 Конституции Российской Федерации. Согласно ей, народ осуществляет свою власть непосредственно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Эта правовая дефиниция указывает, что местное самоуправление выступает одной из форм осуществления публичной власти в государстве, а народ, являясь источником власти, может реализовать ее в разных формах, в том числе и посредством местного самоуправления.

Местное самоуправление - не просто форма самоорганизации населения для решения местных вопро-

сов, а форма осуществления публичной власти, власти народа . Особенности этого уровня власти заключаются в следующем. Данная власть осуществляется на территориях муниципальных образований, в различных формах - непосредственно населением или через создаваемые им органы - и ограничивается жестко определенными рамками в части объекта управления, в качестве которых выступают насущные проблемы жизнеобеспечения граждан в поселениях, городских округах и муниципальных районах .

С. А. Авакьян считает, что муниципальная власть имеет ряд признаков, присущих государственной власти. Это четко выраженный институциональный характер; наличие обособленного аппарата, осуществляющего эту власть; непрерывность осуществления власти во времени; ее универсальность, всеобщность; основанность на законах и иных нормативных правовых актах; осуществление власти на определенной территории; возможность использования средств законодательно институированного принуждения; установление и взимание соответствующих налогов и сборов; самостоятельное формирование и исполнение бюджета . Сходство обоих уровней власти объясняется тем, что как местное самоуправление, так и государственная власть - это две формы единой власти народа Российской Федерации. Вместе с тем местное самоуправление организационно и функционально обособлено в системе управления государством, что является принципиально новым по сравнению с предшествующим периодом развития . Организационная обособленность обеспечивается уже упоминавшейся статьей 12 Конституции Российской Федерации, не допускающей руководство органов государственной власти муниципальными органами. Гарантией функционального обособления местного самоуправления является статья 130 Конституции Российской Федерации, определяющая круг решаемых населением вопросов как вопросов местного значения: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Население муниципального образования располагает разнообразными формами для реализации своего права на местное самоуправление. Многие из них являются широко известными и достаточно часто реализуемыми: выборы, референдум, публичные слушания, территориальное общественное самоуправление и т. д. Все они осуществляются открыто и гласно с участием населения и иных представителей местного сообщества. Гласность играет стержневую роль при осуществлении населением своих правомочий . Реализация некоторых форм прямого волеизъявления не может быть осуществлена вовсе, если определенное законом число граждан не примет в них участия. Так, при голосовании по вопросам изменения границ муниципального образования в соответ-

Михеев Д. С.

ствии со статьей 78 Закона Республики Марий Эл «О местном референдуме и голосовании по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования в Республике Марий Эл» согласие населения на изменение границ муниципального образования считается полученным только в том случае, если за указанное изменение проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом .

Местное самоуправление является жизнеспособным только при участии в нем населения муниципального образования - главного субъекта местной власти. Однако и органы местного самоуправления в механизме государства также занимают важное место. Они выступают наиболее приближенными к населению в силу того, что, независимо от способа приобретения статуса должностных лиц органов местного самоуправления (выборов или назначения на должность), эти лица являются представителями местного сообщества, жителями своего муниципального образования. Профессионализм, компетентность лиц, работающих в органах местной власти, могут положительно или отрицательно повлиять на жизнеобеспечение муниципального образования , их ощущает все население, в том числе и сами эти лица, будучи местными жителями.

Население и органы местного самоуправления объединены общими интересами, территорией муниципального образования и кругом местных дел. Последние закреплены в статье 132 Конституции Российской Федерации как управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка, а также решение иных вопросов местного значения.

Конституционное право на местное самоуправление может быть реализовано гражданином лично, самостоятельно и через создаваемые гражданами органы местного самоуправления. В последнем случае граждане уполномочивают их осуществлять управленческие функции по решению вопросов местного значения, принимать властные решения. В основе такой взаимосвязи лежат открытость и доступность местной власти для населения, обязанность информировать местное сообщество о своей деятельности, что охватывается понятием «гласность». Принцип гласности местного самоуправления выступает как неотъемлемый элемент конституционного права граждан на местное самоуправление вне зависимости от способов реализации этого права.

Право граждан на местное самоуправление, по мнению ряда ученых, следует рассматривать как интегральное право, аккумулирующее в себе следующие права и свободы граждан:

Участвовать в управлении делами государства непосредственно через участие в местных референдумах, а также не принимать в них участия;

Избирать в органы местного самоуправления, а также не участвовать в муниципальных выборах;

Быть избранным в органы местного самоуправления, а также отказаться от исполнения полномочий выборного лица;

Иметь доступ к муниципальной службе и право увольнения с муниципальной службы;

Обращаться в органы местного самоуправления и получать ответ по существу своего заявления .

Приведенный перечень составляющих элементов права граждан на местное самоуправление не является полным, оно может быть реализовано в других формах и способах. Конституционное право на местное самоуправление необходимо рассматривать и с позиций еще одного сущностного аспекта института местной власти - права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения. Такая постановка вопроса вполне оправдана, поскольку самостоятельное решение населением вопросов местного значения наиболее тесно соприкасается с конституционным правом граждан на местное самоуправление.

По мнению О. Е. Кутафина и В. И. Фадеева, население не может отказаться от своего права на осуществление местного самоуправления, ибо местное самоуправление, его осуществление населением -необходимый элемент конституционной организации власти народа: наличие его в системе публичной власти субъекта Федерации является конституционным требованием . Согласно статье 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

1. Граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

2. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

3. Установленные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть

ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.

Отмеченная статья не только заложила правовые основы для реализации права граждан на местное самоуправление, но и закрепила обязанности органов государственной власти по созданию государственных гарантий осуществления данного права. В числе таковых в соответствии со статьей 133 Конституции Российской Федерации выступают судебная защита, запрет на ограничение прав на местное самоуправление, компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Помимо перечисленного, конституционное право на осуществление местного самоуправления может также включать право равного доступа к муниципальной службе, право на самоорганизацию в рамках территориального общественного самоуправления, право не только избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, но и участвовать в формировании местных органов иными законными способами. Самоуправление в целом ориентировано на вовлечение в процессы управления на местном уровне граждан, населения, проживающих на муниципальных территориях. Оно становится эффективным только благодаря заинтересованности граждан, их активности, чему в немалой степени способствует доступность муниципальных органов, их открытость и гласность.

Исследование проблем взаимного влияния принципа гласности на право граждан на местное самоуправление показывает, что эти аспекты получили реализацию в правотворчестве и практике муниципального строительства. Принцип гласности в современных условиях определяет концептуальные направления развития российского местного самоуправления. Вместе с тем сегодня его потенциал относительно правовой регламентации остается нереализованным .

В связи с этим полагаем целесообразным предложить внести дополнение в статью 130 Конституции Российской Федерации о том, что граждане Российской Федерации имеют право на местное самоуправление. Местное самоуправление осуществляется на основе принципа гласности, обеспечивающего открытость деятельности органов местного самоуправления

и подотчетность их населению, доступ граждан к информации об этой деятельности, возможность общественного контроля за ней со стороны населения муниципального образования, граждан, местных общественных объединений. Следующим шагом должно стать включение в статью 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулирующую право граждан на осуществление местного самоуправления, аналогичной нормы в части гласности. Создание отмеченных правовых предпосылок должно способствовать более активному участию граждан в процессе осуществления местного самоуправления.

Литература

1. Михеева Т. Н., Михеев Д. С. Институт публичных слушаний в контексте принципа гласности местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 6. С. 17-22.

2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 окт. 2003 г. // СЗ РФ. 2003. № 40.

3. Васильев В. И. Государственная власть и местное самоуправление: продолжение спора // «Вертикаль» и «горизонталь», правовые вопросы организации власти. М., 2006. С. 251.

4. Тимофеев Н. С. Сущностные пределы местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 9. С. 33.

5. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Конституционное право Российской Федерации. М.: Проспект, 2008. С. 94-95.

6. Михеева Т. Н. О некоторых аспектах общественного контроля за органами местного самоуправления // Марийский юридический вестник. 2015. № 1 (12). С. 145-148.

7. Авакьян С. А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления // Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы. М., 1994. С. 47.

8. Яхьяева А. М. К вопросу о конституционных принципах гражданского общества // Закон и право. 2010. № 7. С. 23.

9. Михеев Д. С. Ответственность органов местного самоуправления перед населением как элемент принципа гласности // Закон и право. 2014. № 4. С. 43-45.

10. Закон Республики Марий Эл «О местном референдуме и голосовании по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования в Республике Марий Эл» от 2 декабря 2008 г. // Собрание законодательства Республики Марий Эл. 2009. № 1, ч. 2.

11. Михеева Т. Н. О некоторых проблемах института муниципальной службы // Государственная служба. 2002. № 4 (18). С.102-107.

12. Игнатюк Н. А., Замотаев А. А., Павлушкин А. В. Муниципальное право. М.: Юстицинформ, 2009. С. 40.

13. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право российской Федерации. М.: Проспект, 2008. С. 91.

14. Михеев Д. С. Конституционный институт местного самоуправления через призму принципа гласности // Вестник Марийского государственного университета. 2016. Т. 2. № 1 (5). С. 78-83.

Гаврилов А. М., Владимирская Е. В.

THE PRINCIPLE OF PUBLICITY IN THE LIGHT OF CONSTITUTIONAL RIGHT OF CITIZENS ON LOCAL GOVERNMENT

Research objective is the analysis of the constitutional provisions regulating the right of citizens for local government. This right is considered at an angle the principle of publicity.

Key words: local government, publicity, citizens.

MIKHEEV Denis Stepanovich - Doctor of Legal Sciences, Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ И СТАНДАРТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

Гаврилов Александр Михайлович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]

Владимирская Елена Владимировна,

магистрант ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: Vladimirskaya1111@gmail. com

Статья посвящена внедрению регламентации и стандартов в оказание государственных и муниципальных услуг. Авторами обосновывается необходимость создания системы предоставления госуслуг и удобств получения этих услуг гражданами и юридическими лицами, а также более тесного взаимодействия органов государственной власти, федеральных ведомств и муниципалитетов.

Ключевые слова: административные регламенты, госсулуги, муниципальные услуги.

Уровень и качество жизни каждого человека определяет удовлетворение потребностей в разнообразных услугах, таких, как здравоохранение, правопорядок, банки, транспорт, услуги связи, культура и многих других, что является необходимым для полноценного существования и развития.

У каждого человека часто возникают потребности в получении в органах власти официальных справок, разрешений, других документов и различной информации. Результаты этой деятельности органов государственного и муниципального управления население ежедневно ощущает на себе. Если эти услуги доступны и качественны, население не испытывает неудобств. В противном случае это вызывает в обществе нарекания, недовольство, снижает доверие к органам власти, что вполне справедливо, так как многие эти услуги оплачиваются через государственные и местные налоги.

Государственным и муниципальным услугам стали уделять внимание в ходе административных реформ, проводившихся сначала в экономически развитых странах. Большинство стран, успешно рефор-

мирующих свою систему государственного управления, связывает построение модели «эффективного и результативного государства» с внедрением в практику государственного управления формализованных процедур, закрепленных достаточным количеством регламентов и стандартов.

В концепции «нового государственного управления» отмечалось, что по аналогии с частными организациями государственная служба должна быть ориентирована на клиентов . Граждане рассматриваются как потребители государственных или муниципальных услуг, т. е. как равноправный субъект отношений .

Государственные же функции имеют ценность как инструмент удовлетворения потребностей юридических и физических лиц, а также всего общества в тех услугах, которые им не могут предоставлять прочие частные организации. Под услугой в этом случае понимаются «виды деятельности, не создающие материальных ценностей или самостоятельного материального продукта» .

В последнее время одной из проблем местного само­управления называется отсутствие четко сформулированных и обоснованных общих принципов его организации. Такие высказывания небезосновательны, поскольку в муниципаль­но-правовой науке вопросы принципов рассматриваются фрагментарно, также отсутствует четкость в их регулировании федеральным законодательством.

На сегодня в системе принципов нет однородности, в ней, хотя и уверенно доминирует принцип гласности местного са­моуправления, но остается правовая неурегулированность в федеральном законодательстве.

В этой части следует напомнить, что базовый право­вой акт о местном самоуправлении - Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации», внес про­грессивные начала в правовую регламентацию местного са­моуправления в целом, однако при всей очевидной новизне этот закон не содержал единого перечня принципов местного самоуправления. Справедливо замечает И.И. Овчинников, что только путем анализа содержания статей закона можно было выявить принципы территориальной организации местного самоуправления, построения системы органов, формирова­ния финансово-экономической основы, участия населения в осуществлении местного самоуправления, ответственности органов и должностных лиц местного самоуправлении.

В правовой регламентации принципа гласности также Федеральный закон от 28 августа 1995 г. оказался далеко поза­ди от предшествующего ему Закона СССР от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хо­зяйства в СССР», ст. 4 которого устанавливала, что местное са­моуправление осуществляется на принципах:

Волеизъявления народа через Советы народных депу­татов, референдумы и иные формы непосредственной демо­кратии;

Законности;

Самостоятельности и независимости Советов народных депутатов, их ответственности за решение вопросов местного значения;

Защиты прав и законных интересов граждан;

Выборности Советов народных депутатов, органов тер­риториального общественного самоуправления, их подкон­трольности населению;

Гласности и учета общественного мнения;

Сочетания местных и государственных интересов.

Включение принципа гласности и учета общественного мнения в Закон от 9 апреля 1990 г. было закономерным про­должением положений Конституции СССР 1977 г., которая в ряде своих статей устанавливала гласность в деятельности Советов народных депутатов и их органов. Отсутствие столь важного принципа организации местного самоуправления в Конституции Российской Федерации 1993 г. не лучшим обра­зом сказалось на его последующем правовом регулировании в федеральном законодательстве. Красноречивым примером тому служит первый постсоветский закон о местном само­управлении. В целом жизнь его оказалась недолговечной, так как он страдал известными недостатками, одним из которых является и отсутствие положений, создающих правовые ос­нования для взаимодействия граждан с органами местного самоуправления - открытости деятельности местных органов, доступности информации об их работе, т. е. тех основных эле­ментов, которыми характеризуется принцип гласности мест­ного самоуправления. В связи с чем логичным стало принятие нового Федерального закона «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.

Вместе с тем правовой пробел в регулировании принци­пов местного самоуправления, отмечавшийся в предыдущем законодательном акте, так и не был ликвидирован. В нем, как и прежде не содержится единого перечня принципов, хотя в на­званиях и тексте некоторых глав и статей понятие принципов используется. Так, п. 2 ст. 33 закрепляет, что непосредствен­ное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в местном самоуправлении основываются на принципах законности, добровольности. В названии главы «Принципы территориальной организации местного само­управления» и ст. 18 «Принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления» при наличии термина «принципы» они как таковые далее не раскрываются.

Принцип гласности местного самоуправления также не нашел прямого закрепления в Федеральном законе от 6 октя­бря 2003 г. Вместе с тем его элементы присутствуют в отдель­ных статьях и дают основания полагать, что принцип гласно­сти в качестве основополагающего начала задает параметры открытости деятельности органов местной власти, доступно­сти для населения информации об этой деятельности, отчет­ности органов муниципальной власти, общественного контро­ля со стороны населения, выявления и учета мнения населения при принятии решений по вопросам местного значения.

В этом смысле прогрессивной следует считать главу 2 «Принципы территориальной организации местного само­управления», которая регулирует вопросы изменения границ, преобразования муниципальных образований, упразднения и создания поселений. Обязательным при этом является:

Согласие населения, выраженное представительными органами соответствующих муниципальных образований;

Учет мнения населения муниципального образования, выраженного представительным органом муниципального образования.

Независимо от способа выявления мнения населения (не­посредственно или через представительный орган) это важное условие выступает элементом принципа гласности, не позво­ляющим осуществлять территориальные преобразования без участия жителей, интересы которых затрагиваются. Помимо возможности граждан влиять на принятие решений, связан­ных с вопросами местного значения, статья содержит и другие элементы принципа гласности - открытость процедуры из­менения границ, информирование населения о предстоящих преобразованиях, консультации с населением муниципально­го образования депутатов представительного органа, в случаях если он выражает мнение населения; непосредственное голо­сование граждан по изменению границ.

Следует подчеркнуть, что глава 2 в смысле закрепления принципа гласности местного самоуправления выступает в за­коне одним из немногих положительных примеров. Вместе с тем в силу особой значимости территориальной основы мест­ного самоуправления полагаем необходимым усилить данную главу и прямым упоминанием о принципе гласности, изло­жив ч. 2 ст. 10 в следующей редакции:

«Установление и изменение границ территорий муни­ципальных образований осуществляется законом субъекта Российской Федерации на основе принципа гласности и уче­та мнения населения муниципальных образований в соответ­ствии с требованиями статей 11-13 настоящего Федерального закона».

Одним из приближенных к принципу гласности местно­го самоуправления в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. выступает институт непосредственного участия граждан в осу­ществлении местного самоуправления. По мнению И.И. Ов­чинникова, формы прямого народовластия способствуют вы­работке решений, имеющих большое общественное значение. Непосредственная демократия является связующим звеном между населением и выборными органами, эффективным способом оценки их деятельности. По мере развития демо­кратических процессов в нашей стране все в большей степени будет возрастать необходимость в прямом диалоге населения и органов муниципальных образований, так как эффективное осуществление местного самоуправления возможно только при инициативном и активном участии населения в решении вопросов местного значения.

Федеральный закон закрепил в статьях 22-32 следующие формы непосредственной демократии в местном самоуправ­лении: местный референдум; муниципальные выборы; голо­сование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления; голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципаль­ного образования; сход граждан; правотворческая инициати­ва граждан; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; собрания граждан; конференция граж­дан (собрание делегатов); опрос граждан; обращение граждан в органы местного самоуправления. Следует признать спра­ведливым суждение И.И. Овчинникова, что эти формы позво­ляют населению осуществлять прямые контакты с органами местного самоуправления. В них отчетливо проявляются все элементы исследуемого принципа гласности.

Одной из таких форм является местный референдум, в котором с первой стадии - инициативы о его проведении, обо­значены открытость и публичность, а субъектами инициативы его проведения называются граждане, общественные объеди­нения, избирательные объединения.

Все этапы проведения местного референдума ориен­тированы на гласность: агитация по вопросам референдума, голосование, подсчет голосов и установление результатов референдума, опубликование его итогов. Как население, так и избирательные, общественные объединения вправе осу­ществлять агитацию, формируя у избирателей мнение по вопросам референдума, делегировать своих наблюдателей на участки проведения референдума, которые осуществляют общественный контроль за его ходом. Решение, принятое на местном референдуме, обязательно в соответствии с ч. 7 ст. 25 к исполнению на территории муниципального образования, а органы местного самоуправления обязаны обеспечить его ис­полнение (ч. 8 ст. 25), в чем явно проявляется такой элемент принципа гласности, как влияние населения на выработку ре­шений органов местного самоуправления.

Муниципальные выборы, посредством которых форми­руются выборные органы и избираются должностные лица местного самоуправления, также имеют сходство с местным референдумом. Основным принципом проведения муници­пальных выборов выступают также их открытость и гласность. Элементы принципа гласности в этапах местного референду­ма в равной степени присутствуют и в стадиях избирательного процесса. Обе формы непосредственной демократии не могут быть реализованы без участия в нем граждан и их взаимодей­ствия с органами местного самоуправления.

Среди других форм участия населения в осуществлении местного самоуправления в контексте изучения принципа гласности местного самоуправления вызывают научный ин­терес публичные слушания. Они в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регулируются лишь одной ст. 28, за­дающей общие параметры важнейшей форме гражданского участия в решении вопросов местного значения. Часть 4 этой статьи устанавливает, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами представи­тельного органа муниципального образования. Обязательным является заблаговременное оповещение жителей муници­пального образования о месте и времени проведения публич­ных слушаний, их ознакомление с проектом муниципального правового акта, а также последующее опубликование итогов публичных слушаний.

Приведенная норма свидетельствует о том, что федераль­ный закон, наделяя правомочиями по правовой регламен­тации публичных слушаний муниципальные образования, обозначает обязательными условиями их реализации: инфор­мированность населения о публичных слушаниях, обеспече­ние открытости ознакомления с проектом муниципального правового акта, возможность участия граждан в публичных слушаниях. Все перечисленные условия являются структур­ными элементами принципа гласности местного самоуправ­ления, в связи с чем можно заключить, что федеральным за­коном созданы правовые предпосылки для последующего принятия муниципальных правовых актов, регулирующих принцип гласности в процедурах организации и проведения публичных слушаний.

Не комментируя далее другие нормы Федерального зако­на «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в Российской Федерации», следует заключить, что хотя он и заявляет в своем названии общие принципы организа­ции местного самоуправления, однако как такового перечня их не приводит. Исследуемый принцип гласности напрямую в законе не упоминается, несмотря на то, что отдельные его элементы закреплены в различных нормах. Все более очевид­ным становится несоответствие базового закона о местном самоуправлении современному вектору развития местного са­моуправления, ключевым принципом которого является глас­ность в организации местного самоуправления

Муниципальное право

Гласность важный элемент демократической системы управления обществом и государством. С помощью гласности обеспечивается демократизм управленческой деятельности, ее подконтрольность обществу, а так же возможность граждан влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы.

Реализация принципа гласности в работе органов местного самоуправления означает открытый характер их деятельности, систематическое информирование о ней населения.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей работе. Осуществление этого важнейшего требования предполагает информирование населения о заседаниях представительных органов местного самоуправления, о вопросах, решаемых выборными и другими органами местного самоуправления, а так же предполагает, что органы местного самоуправления должны доводить до сведения граждан содержание решений, принимаемых ими. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормативные правовые акт органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их обнародования.

Устанавливаемая законом обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей деятельности предполагает использование традиционных организационно-массовых форм работы с избирателями. Многие из этих форм получили свое правовое отражение в уставах муниципальных образований, регламентах представительных органов местного самоуправления, других нормативных правовых актах, определяющих статус депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления.

Гражданам гарантируется возможность получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом. Закон устанавливает перечень сведений, не подлежащих засекречиванию, а именно: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям, о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина. Большую роль в обеспечении гласности призваны играть средства массовой информации. Осуществляется экономическая поддержка районных газет в целях обеспечения конституционного права граждан на получение своевременной и объективной информации, информационного обеспечения реформ местного самоуправления и активного участия граждан местном самоуправлении. Практика показывает, что наиболее важные проекты решений по вопросам местного значения могут быть опубликованы в целях обсуждения их населением.

Получая объективную информацию о состоянии местных дел, ощущая свою причастность к их решению, граждане обращаются в органы местного самоуправления с предложениями, заявлениями, жалобами. Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны давать ответ по существу индивидуальных и коллективных обращений граждан в течение одного месяца.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав