22.09.2019

Система адаптации иностранных студентов – подход НГУ. Рекомендации по привлечению иностранных студентов в российские университеты


НГУ реализует собственный подход к адаптации иностранных студентов, который, заимствуя базовые компоненты адаптационной работы из опыта зарубежных вузов, имеет и свои оригинальные компоненты.

Одним из результатов участия НГУ в программе топ-100 стало увеличение в его стенах числа иностранных студентов из стран дальнего зарубежья, которые обучаются в бакалавриате, специалитете, магистратуре разных факультетов на русском и английском языках. Увеличение числа студентов из других стран привело к увеличению числа обязанностей университета, так как спектр услуг (сервисов), которые принимающий университет должен оказывать иностранным студентам, шире спектра услуг, оказываемых российским студентам.

Опыт зарубежных университетов, давно принимающих иностранных студентов, показывает, что в спектр оказываемых услуг, помимо образовательных услуг и оформления документов, входит также помощь и поддержка иностранным студентам в адаптации к новой образовательной и социокультурной среде. Наличие системы такой поддержки в вузе способствует успеху обучения студентов и поднимает публичный рейтинг университетов, являющийся одним из компонентов общего рейтинга вуза.

Однако для многих российских университетов помощь в адаптации - это новый фронт работ, поэтому для них актуален вопрос:

Какую именно помощь в адаптации должен оказывать вуз иностранным студентам?

Анализ сайтов российских университетов показывает, что суть помощи в адаптации понимается по-разному. В одних вузах организованы студенческие клубы, где российские и иностранные студенты знакомятся с культурами друг друга, и студенты-волонтеры помогают иностранцам решать их бытовые проблемы. В других вузах работа по адаптации «по старинке» сводится к изучению русского языка и проведению национальных праздников, либо вообще не проводится.

Таким образом, процесс становления такой работы только идёт. Поэтому, выстраивая систему помощи в адаптации в своём вузе, более продуктивно опираться на опыт зарубежных вузов, где работа по адаптации ведется давно и системно. Кроме того, более профессионально выстраивать собственную систему помощи иностранным студентам на теоретических и практических научных исследованиях процесса адаптации, которые давно проводятся российскими и зарубежными исследователями.

В НГУ с 2013 года в рамках одного из проектов топ-100 реализуется собственный подход к адаптации иностранных студентов, который опирается на результаты научных исследований, заимствует базовые компоненты адаптационной работы из опыта зарубежных вузов и при этом имеет оригинальные компоненты, отличающие его от подходов других вузов. Цель подхода - помочь в социокультурной адаптации иностранным студентам. В чём суть этого подхода? Как в его рамках понимается «адаптация» и помощь в адаптации?

Согласно теории, «адаптация» - это процесс приспособления индивида к новой образовательной и социальной среде, в результате которого должна быть достигнута совместимость индивида с этой средой, должны быть усвоены новые «способы выживания» - определенные знания и нормы поведения, должна быть достигнута определенная интеграция индивида в новую среду.

Если взглянуть на процесс адаптации шире и констатировать, что новая среда имеет свои культурные особенности, то можно считать, что адаптация иностранных студентов в российских вузах есть адаптация к русской культуре. При этом культура в этом случае должна пониматься не эстетически (как искусство) и не этнографически (как традиции и обычаи), а как «ценностно-нормативная система», включающая в себя менталитет, ценности, нормы поведения. Именно эта система определяет особенности остальных компонентов культуры (образования, стиля жизни, взаимоотношений), и знакомство именно с этим аспектом культуры помогает в адаптации к новой среде.

Соответственно, помощь иностранным студентам в адаптации обязательно должна включать в себя передачу знаний о ценностно-нормативной системе русской культуры, помощь в усвоении новых способов выживания, а также помощь в интеграции в новую среду.

Каким образом теория претворяется в практику? Какие услуги предлагают иностранным студентам в рамках этого подхода?

В системе адаптации, действующей в НГУ, есть «универсальные» (общие) и «уникальные» (оригинальные) компоненты.

«Универсальные» компоненты заимствованы из опыта зарубежных вузов и представляет собой «обязательный набор» адаптационных услуг, которые с момента запуска проекта топ-100 по адаптации системно оказываются иностранным студентам НГУ. К ним относятся:

1) Электронные источники информации

В рамках проекта по адаптации для иностранных студентов созданы 2 страницы сайта: «Adaptation to Russian Culture», «Welcome Information», содержащие полезную для иностранцев информацию. Созданы материалы: «Information Letter for Newcomers» и электронный пакет информации «Welcome Pack» (на русском, английском, китайском языке), разработанный специально для иностранцев и содержащий актуальную для них информацию, включая сведения о проблемах адаптации, способах их преодоления, системе поддержки. На основании анкетирования студентов-иностранцев созданы также адаптационные материалы «International Students - Case Studies», «Why Choose NSU? International Students - Real Life Experiences». Сняты 2 видео «А на Пирогова - русско-китайская версия», «Welcome Party - 2014».По созданию подобных электронных ресурсов лидируют такие национальные исследовательские университеты, как НГУ и ВШЭ.

2) Программа первичной адаптации

Для новых иностранных студентов НГУ проводится программа первичной адаптации «Orientation Session» по аналогии с подобными программами в зарубежных вузах (Orientation Week, Welcome Week, Welcome Days). Цель этой программы, состоящей из нескольких мероприятий - максимально подготовить новичков к жизни и учёбе в России. Во время туров-ориентаций по НГУ, кампусу, Академгородку, иностранным студентам показывают местонахождение жизненно необходимых объектов. На беседах-инструктажах Welcome Talk дают самую важную информацию о жизни и учебе в России. На Вечере знакомств - Welcome Party - помогают найти друзей среди российских и других иностранных студентов. «Ориентационная сессия» включает в себя также обзорную экскурсию-ориентацию по Новосибирску.В Ориентационных сессиях в 2014, 2015 гг. принимало участие около 230 иностранных студентов.

3) Консультационная служба (Counseling)

Для иностранных студентов в течение всего срока пребывания в НГУ организована работа специальных консультантов International Student Advisers, которые помогают решать вопросы академического, социального, культурного и личного характера, а в некоторых случаях выступают «адвокатами» иностранных студентов, отстаивая их интересы перед университетским сообществом. Консультанты либо самостоятельно решают вопросы студентов, либо направляют их в другие университетские службы. К консультантам можно обращаться лично в часы приёма, по e-mail и по телефону. В случае опасности студенты могут звонить по телефону «горячей линии» 24 часа в сутки.

Системную консультационную поддержку иностранным студентам помимо НГУ оказывают в ВШЭ.

4) Культурно-экскурсионная программа

Студентам-иностранцам НГУ помогают также организовать досуг, предлагают участвовать в культурно-экскурсионной программе, цель которой сформировать положительный образ Новосибирска и сибирского региона в целом, познакомить студентов-иностранцев с достопримечательностями. Для студентов организуют экскурсии, поездки в зоопарк, планетарий, походы в музеи, театры, концертные залы, посещение различных культурных и спортивных мероприятий.В культурно-экскурсионной программе 2014, 2015 гг. принимало участие около 300 иностранных студентов и преподавателей.

Кроме универсальных компонентов в системе адаптации НГУ есть свои оригинальные, не менее значимые компоненты, которые реализуются только в НГУ. Эти компоненты, разработанные на базе теоретико-методологического аппарата дисциплин «межкультурная коммуникация» и «культурология», направлены на передачу таких знаний о русской культуре, которые помогают иностранцам лучше адаптироваться и способствуют решению стратегической задачи - формированию положительного отношения к России и русской культуре.

5) Курсы лекций по русской культуре

Иностранным студентам предлагается 2 курса лекций по русской культуре.

В первом семестре читается учебно-адаптационный курс «Особенности русской культуры», цель которого - формирование межкультурной компетенции. Именно в рамках этого курса иностранные студенты знакомятся с теми аспектами ценностно-нормативной системы русской культуры, с которыми они имеют дело в повседневной жизни: спецификой академической культуры, спецификой русского менталитета, поведения, коммуникации. Информация о русской культуре даётся в сравнении с особенностями родной культуры студентов.

Во втором семестре студентам предлагается цикл открытых лекций «Феномен русской культуры», цель которого несколько иная - сформировать положительное отношение к России, русским и русской культуре. В рамках этого курса иностранных студентов знакомят с достижениями россиян в разных сферах деятельности: в науке, философии, искусстве, литературе, объясняют суть феноменов НГУ и Академгородка, знакомят с национальными героями и историческими фигурами России.

Такие курсы могут предлагаться не только иностранным, но и российским студентам и преподавателям, а также сотрудникам НГУ, работающим с иностранцами. Так в прошлом семестре несколько лекций прослушали сотрудники общежитий, в которых живут иностранцы.

За 2014, 2015 гг. курсы по русской культуре прослушали 340 иностранных студентов.

6) Студенческий Интерклуб «Глобус»

Особенность Интерклуба «Глобус» состоит в том, что это не разговорный языковой клуб, а своего рода экспериментальная площадка для реализации специально разрабатываемых интернациональных студенческих программ («Spotlight on Russian culture», «Встречи на перекрёстке культур»), целями которых являются: расширение блока знаний о русской культуре, знакомство с особенностями других культур, формирование терпимого отношения к культурным различиям, а также интеграция иностранцев в студенческую среду.

На встречах клуба обсуждаются различные аспекты культур, проходят дискуссии на актуальные темы, организуются мастер-классы и встречи с интересными людьми. Помимо того, Интерклуб проводит для иностранцев праздники на адаптированном (упрощенном) русском языке, например, «День русской народной культуры», с тем чтобы студенты могли не только наблюдать, но и понимать, что происходит.

Участвуя в мероприятиях клуба, иностранные студенты лучше интегрируются в российское студенческое сообщество. Помощь в интеграции необходима, так как практика показывает, что студентам-иностранцам (особенно из азиатских стран) бывает нелегко найти друзей в чужой стране. Наличие же друзей из числа российских студентов важно для успеха адаптации и интеграции иностранцев. «Русские друзья» оказывают поддержку, являются «проводниками» культуры, в некотором смысле, «инструментами» успешной адаптации.

За 2014, 2015 гг. в мероприятиях Интерклуба участвовало около 200 иностранных студентов.

Кроме того, подход к адаптации НГУ предполагает проведение периодических исследований круга проблем, испытываемых иностранными студентами. За время существования проекта проведены 3 анкетирования студентов, проводится интервьюирование.

Критически оценивая подход к адаптации, разработанный и действующий в НГУ, можно констатировать, что проделана большая работа: создан качественный профессиональный продукт - система адаптации иностранных студентов. Все компоненты этой системы теоретически обоснованы, проверены на практике, для каждого компонента системы определены более эффективные формы работы, выявлены трудности реализации и способы их преодоления, сформулированы возможные пути совершенствования и развития. В частности, запланировано создание электронных ресурсов “Pre-Arrival Guide”, “International Student Handbook” и ряда учебных видеофильмов, проведение новой программы Интерклуба «Глобус», дальнейшая разработка учебных программ курсов по русской культуре. В целом, имеющийся в НГУ подход к системной адаптации иностранных студентов можно развивать как научно-исследовательское и как практическое направление, можно сделать еще одной «визитной карточкой» НГУ, позволяющей университету лидировать в этом виде деятельности среди других вузов

На основе анализа экспертного интервью и факторов влияния на выбор иностранных студентов в пользу обучения в Российских университетах, рекомендую:

  • 1. В связи с тем, что иностранными студентами был отмечен факт порой низкого взаимодействия с русскими студентами, благодаря дополнительному вопросу о том, что наиболее понравилось / не понравилось во время обучения в Российском университете, предлагаю добавить в программу обучения академические часы для общения студентов. Это могут быть различные тренинги, психологические игры, кейсы, направленные на совместную работу, именно иностранных студентов с русскими. Таким образом, это поможет преодолеть барьер между студентами, повысить их коммуникабельность и поможет избежать проблем межрасовых коммуникаций. Но хочу заметить, что данный фактор, не имеет большого влияния на общую удовлетворенность студентов.
  • 2. Культурные особенности и традиции разных стран влияют на менталитет человека, поэтому нельзя не брать этот факт во внимание, это касается оказания административных услуг для представителей различных рас и вероисповеданий.
  • 3. Внедрение полноценных программ на иностранных языках, несомненно, повысит уровень заинтересованности иностранных студентов, поскольку они играют важную роль в удовлетворенности иностранных студентов. (Г6)
  • 4. Внедрение грантовой системы обучения иностранных граждан.
  • 5. Формирование имиджа университета, согласно международным стандартам.
  • 6. Проводя рекламную компанию образовательного учреждения, следует делать акцент на преимущества Вуза на международном рынке образовательных услуг, качество его образовательных программ, программ повышения квалификации.
  • 7. Организация международных конференций, форумов с последующим установлением контакта с участниками, поскольку вовлеченность преподавателей в процесс обучения и их взаимодействие со студентами имели большой коэффициент влияния на удовлетворенность иностранных студентов.

Целью данного исследования была необходимость определить степень влияние 7 составляющих образования на общую удовлетворенность студентов. В ходе исследования было установлено, что только 4 из 7 составляющих - учебно-методические программы, окружающая обстановка, административные услуги, образовательные программы,- оказывают влияние на формирование общей удовлетворенности студентов своим учебным заведением. В результате чего, было рекомендовано, чтоб ВУЗы сосредоточили свое внимание на этих 4 составляющих. Такая целенаправленная работа должна напрямую повлиять на общую удовлетворенность, что в результате должно привлечь больше новых студентов (через рекомендации и «сарафанное радио» от учащихся), а также привлечь выпускников к повышению квалификации.

Для ВУЗов становится важным уделять больше внимания иностранным студентам, не только предоставляя им услуги питания, но также стараясь более тщательно оценивать степень их удовлетворенности. В данном исследовании были приведены фактические доказательства о важности этой оценки. Также были предоставлены данные об услугах, на которые стоит особо обратить внимание при создании маркетингового обращения с целью привлечения иностранных студентов.

Ограничения.

Приоритетной целью этой работы было исследование удовлетворенности иностранных студентов Российскими университетами, было опрошено 269 иностранцев из 20 вузов. На данный момент в России имеют право принимать иностранных студентов 126 университетов, что говорит о достаточно малом вариативном выборе. При дальнейшем исследовании удовлетворенности иностранных студентов образовательными услугами в Российских Университетах следует увеличить разнообразие и количество Университетов, поскольку в работе не было определено, зависит ли уровень удовлетворенности от конкретного университета. Подразумевая, что удовлетворенность исходит из ожиданий и полученных результатов, стоит предположить, что оценка уровня удовлетворенности может определяться университетом, так как предлагаемые услуги могут отличаться среди 20 университетов, участвующих в исследовании. Данный факт стоит принять во внимание перед тем, как использовать данные исследования.

1

В статье рассматриваются особенности социально-педагогической адаптации иностранных студентов, обучающихся в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете на подготовительном факультет. В данной статье анализируются проблемы социально-педагогической адаптации иностранных студентов с учетом этнической и культурной специфики. Эффективность обучения иностранных студентов зависит от того, насколько успешно они адаптируются к новой социокультурной среде. Проблемы адаптации иностранных студентов можно рассмотреть через призму адаптации деятельности, обучения, общения, самосознания. Работа с иностранными студентами в вузе подразумевает повышение учебной мотивации студентов, выработку самостоятельности, пробуждение интереса и уважения к новой стране и ее социокультурным особенностям. Помощь в социальной адаптации иностранцев является немаловажной задачей современного вуза. Условием успешной адаптации иностранных студентов служит также контакт студента с преподавателем.

подготовительный факультет

иностранные студенты

социально-педагогическая адаптация

адаптация

1. Зайцева, Н.К. Социально-педагогическая адаптация студентов педагогического колледжа как объект проектирования / Н.К. Зайцева // Проектная деятельность в образовательном процессе: новый ресурс личностно-развивающего образования: материалы науч.-практ. конф. 26 янв. 2007 г.: в 3 ч. – Волгоград: Колледж, 2007. – Ч. II. – С. 45–51.

2. Камардина О.Л., Корчагина О.В. К вопросу о взаимоотношении параметров, определяющих дидактическую адаптацию.  Поиск. Опыт. Мастерство. Актуальные вопросы обучения иностранных студентов. Вып.2. Воронеж, Воронежский университет, 1998. С. 71-74.

3. «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р.

4. Логинова В.В. Психологические особенности взаимодействия и поведения иностранных студентов в образовательной среде российского вуза (на материалах исследования китайцев и арабов).  Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». – № 3.– 2008. – М.: Изд-во МГОУ. – 178 с.

5. Павлюкова Ю.В. Проблемы адаптации иностранных студентов к обучению в вузе. Международное образование и сотрудничество: сборник материалов международной научно-практической конференции «Профессионально направленное обучение русскому языку иностранных граждан» 28–30 мая 2015 г. В 3 т. Т. 2. – М.: МАДИ, 2015. – С. 273-276.

6. Рахимов Т.Р. 2011. Особенности организации обучения иностранных студентов в российском вузе и направление его развития. В сб.: Дефиниции культуры: сборник трудов участников Всероссийского семинара молодых ученых. Томск: Издательство Томского университета. 9: 406–411.

Проблема адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе представляет собой одну из актуальных проблем, которую приходится решать руководству вуза и преподавателям.

Адаптация к образовательной среде вуза ¾ одна из форм приспособительного поведения человека, и имеет те же компоненты, что и любой другой адаптивный процесс. Адаптация студентов-иностранцев ¾ многофакторный процесс вхождения, развития и становления личности студента-иностранца в образовательном пространстве. Адаптация иностранного студента ¾ это сложный, динамический, многоуровневый процесс перестройки уже сложившегося комплекса имеющихся навыков, умений и привычек в соответствии с новыми для него условиями.

Социально-педагогическая адаптация студентов ¾ сложный, многофакторный процесс включения бывших школьников в новую педагогическую систему, а для многих ¾ и в новую жизнедеятельность, связанную с принятием новых ролей, отражающих различные стороны процесса обучения.

Социокультурная адаптация ¾ сложный многоплановый процесс взаимодействия личности с новой социокультурной средой, в ходе которого иностранные студенты преодолевают разного рода психологические, социальные, нравственные, религиозные барьеры, осваивают новые виды деятельности и формы поведения.

Адаптация иностранных граждан к новым условиям при поступлении в высшее учебное заведение является основополагающим фактором, определяющим в большинстве случаев эффективность образовательного процесса в целом.

На сегодняшний день прослеживается тенденция увеличения числа иностранных студентов в России.

Как указывалось в утверждённой Правительством РФ «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» , необходимо создавать условия для привлечения в Россию иностранных студентов. Это должно быть одной из приоритетных задач в деятельности Министерства образования и науки и самих российских высших учебных заведений с тем, чтобы к 2020 году доля иностранных граждан достигла 5% в общем контингенте учащихся вузов, а доходы от их обучения составляли не менее 10% от объема финансирования системы образования». Достижение указанных плановых показателей будет доказательством повышения международной конкурентоспособности российского образования и станет критерием его высокого качества, а также позволит России стать одним из лидеров в области экспорта образовательных услуг.

Приток иностранных студентов в российские вузы подтверждает высокий уровень и высокий статус системы образования России, сумевшей выдержать сложности, связанные с ее реформированием. В настоящее время во многих вузах России обучаются студенты из стран ближнего и дальнего зарубежья. Таким образом, иностранные студенты являются неотъемлемой частью современной системы образования в России. Присутствие иностранных студентов в вузах России демонстрирует востребованность учебных заведений, повышает их рейтинг, а также способствует включению России в международную образовательную систему.

С каждым годом количество иностранных учащихся в российских вузах растет. Так и в ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (ННГАСУ) с каждым годом увеличивается количество иностранных студентов, расширяется их география. В центре предвузовской подготовки иностранных граждан (ЦППОИГ) ННГАСУ на протяжении 20 лет иностранные студенты стремятся получить высшее образование по реализуемым направлениям подготовки бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. На подготовительном факультете ННГАСУ период 1996-2015 гг. обучалось 760 студентов из 40 стран. Большая часть иностранных студентов, прошедших обучение в центре предвузовской подготовки иностранных граждан в ННГАСУ, из арабских стран Северной Африки (государства Магриба) (48%) и Центральной и Южной Африки (27%), далее идут страны Азии (11%), и студенты, приехавшие из арабских стран Ближнего Востока (7%) и Турции (6%). Иностранные студенты разных стран представляют разные этнические группы, в связи с этим наблюдается огромное разнообразие в культурном, религиозном, языковом отношениях. Преподавателям приходится работать со студентами различных конфессий. Различное религиозное мировоззрение, культурное воспитание, различный уровень подготовки, разные возрастные категории (от 17 до 40 лет) ¾ все это значительно осложняет работу преподавателя.

С первых дней пребывания в российском вузе иностранные студенты находятся в непривычной для них социокультурной, языковой и национальной среде, в которой им предстоит адаптироваться в кратчайшие сроки. На подготовительном факультете студенты обучаются от 6 до 9 месяцев. Конечно, большое затруднение в социальной адаптации студентов-иностранцев связано с изучением совершенно нового и необычного для них языка ¾ русского. Все это способствуют возникновению трудностей адаптации иностранных студентов и значительно снижают качество обучения .

Абсолютное большинство иностранных студентов по приезде в Россию сталкивается со множеством трудностей как физиологического (привыкание к климату, кухне), так и социально-психологического характера (приспособление к бытовым условиям, нормам поведения и требованиям учебной деятельности).

В основном контингент ЦППОИГ ННГАСУ составляют студенты из стран Африки, особенно из Северной Африки (Марокко, Алжир, Тунис, Египет). Они владеют как минимум одним иностранным языком (французским) помимо арабского. А зачастую и еще одним: английским или испанским. Студенты из Иордании и Палестины не владеют иностранными языками на должном уровне, что обедняет их культурный уровень.

Различия в национальной и российской образовательных системах могут вызывать у иностранного учащегося растерянность, дискомфорт, а как следствие ¾ нежелание учиться. Важной задачей на начальном этапе становится построение взаимоотношений внутри коллектива: с одногруппниками и, в первую очередь, с преподавателем.

Преподаватель русского языка должен учитывать национальный психологический склад и культуру учащихся, должен быть знаком с их культурой и национальным языком. Всё это позволит строить с ними максимально благоприятные взаимоотношения и тем самым добиться лучших результатов в учебной работе.

Существует проблема адаптации иностранных студентов к процессу обучения в российском вузе; она сопровождается развитием стресса и негативных ощущений на фоне большой учебной нагрузки, которая, как правило, не соответствует ожиданиям иностранных студентов. Некоторые студенты не готовы к таким нагрузкам, и, к счастью, лишь немногие уезжают обратно. Такие учащиеся добровольно покидают университет и Россию спустя месяц, максимум полгода.

Опыт показывает, что способности к обучению у арабских студентов разных стран также различны. Студенты из Марокко, Алжира и Туниса в основном умеют учиться гораздо лучше студентов из других арабских стран. Это объясняется сохранившейся в этих странах со времен колонизации французской системы образования. Студенты умеют выделять главную мысль из текста, грамотно ведут конспект, умеют работать самостоятельно. Арабские студенты, владеющие минимум одним иностранным языком, достаточно быстро овладевают русским языком, легче воспринимают на слух иноязычную информацию. Такие студенты исполнительны, умеют работать самостоятельно, что положительно влияет на результаты их обучения. Арабские студенты быстрее адаптируются к условиям нашей страны, города, университета, общежития, легко находят язык с русскими людьми, быстро находят русских друзей. В межэтническом взаимодействии с другими людьми арабские студенты становятся более уверенными в себе, проявляют самостоятельность, стремятся к доминированию в межличностных отношениях, проявляется стремление к независимости суждений, упорство в отстаивании собственной точки зрения. Основными мотивами их поведения в этом случае становятся сохранение ими собственного достоинства и отстаивание национальных интересов .

Арабские студенты не любят монотонной, однообразной работы и склонны строить свою работу на отвлечениях - отдают предпочтение общению. Они воспринимают преподавателя как человека, который вступает с ними в коммуникацию и интересен как носитель новой неосвоенной информации

Религия также откладывает свой отпечаток на образование арабских студентов. Арабы, исповедующие Ислам, в разной степени способны воспринимать и усваивать научный материал. Мусульманство в умеренных количествах оказывает положительное влияние на процесс обучения. В некоторых арабских странах вообще нет женщин преподавателей, поэтому студентам из таких стран приходится ещё привыкать к российским женщинам-педагогам. В последние годы летняя сессия и вступительные экзамены совпадают с Рамаданом (месяц обязательного поста, когда в дневное время мусульмане отказываются от всего даже от воды и еды). Поэтому для студентов физически и психологически тяжело заниматься и сдавать экзамены.

Обеспечение психологической готовности к учебной деятель-ности в условиях новой социально-культурной среды предполагает также адаптацию к новым формам организации учебного процесса, принятого в России, т.е. дидактическую, или академическую, адаптацию. Стресс могут вызвать и необычные формы и методы организации учебного процесса. Так, во многих странах принята 10-балльная система оценки знаний. Студенты, получающие привычные нам оценки, испытывают затруд-нения в определении уровня собственных знаний и предъявляют претензии преподавателям. Кроме того, привыкшие к тестовой форме контроля знаний, студенты часто с трудом воспринимают контрольные работы и устные экзамены. 6-дневная рабочая неде-ля, точнее занятия по субботам, вызывают недоумение у иностранных учащихся.

Африканские студенты условно делятся на «англоговорящих» и «франкоговорящих». В ННГАСУ прибывают студенты из стран, население которых говорит на португальском (Ангола, Мозамбик), испанском (Экваториальная Гвинея), арабском (Марокко, Алжир, Тунис, Египет, Судан) языках или как на английском, так и французском государственных языках (Камерун, Конго). Деление африканских студентов на «англоговорящих» и «франкоговорящих» вполне уместно, так как они отличаются друг от друга иной раз больше, чем от представителей иных регионов.

Таблица 1 - Главные особенности различных региональных групп студентов и специфика педагогического общения с ними

Особенности студентов

Студенты

арабских стран

Ближнего Востока

  • открытость, интерес к другим людям;
  • отсутствие боязни критики;
  • вспыльчивость, недисциплинированность,
  • быстро схватывают учебный материал.

Африканские

Студенты (англоговорящие)

  • склонность к более медленному обучению и усвоению новых понятий;
  • повышенная реакция на «опасность»;
  • завышенная самооценка, уверенность в себе.

Африканские

студенты

(франкоговорящие)

  • открытость, контактность;
  • склонность к тревожности;
  • недостаток самоконтроля;
  • обостренное чувство социального и национального неравенства,
  • медленно усваивают материал, медленно работают на занятиях.

Совокупность культурологических, политических, религиозных, социальных, образовательных факторов существенно влияет на образовательные и адаптационные характеристики студентов.

Ус-пешная адаптация напрямую зависит не только от психофизио-логических возможностей личности, уровня мотивации и уровня самоорганизации, но и от учета национально-культурных особен-ностей всех участников педагогического процесса. Прежде всего, для нее требуется целенаправленная работа преподавателя по минимизации психологических стрессоров: правильная организация учебных занятий, установление ком-фортного микроклимата в учебной группе и т.д. .

Адаптация иностранного студента ¾ это сложный, динамический, многоуровневый и многосторонний процесс перестройки потребностно-мотивационной сферы, комплекса имеющихся навыков, умений и привычек в соответствии с новыми для него условиями .

Поэтому возникает необходимость создания программы психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации иностранных студентов, включающего совокупность социально-психологических и педагогических воздействий, основанных на единстве составляющих ее научного, прикладного, практического и организационного аспектов. Каждый из обозначенных аспектов имеет свои специфические цели и задачи.

В ННГАСУ созданы все условия для успешной социально-педагогической адаптации иностранных студентов. Им необходимо привыкнуть к новому социальному окружению, к новой образовательной системе, к новому языку общениян, к интернациональному характеру учебных групп и т.д.

Для успешного управления учебно-воспитательным процессом иностранных студентов необходимо учитывать, что с поступлением в ВУЗ они попадают в непривычную для них социальную, языковую и национальную среду, к которой им предстоит адаптироваться. Организация успешной адаптации способствует более быстрому включению их в студенческую среду, облегчает процесс обучения и воспитания.

В нашем центре уверены, что достижение социальной, психологической и педагогической интеграции в новую среду, а также освоение профессиональных компетенций иностранными студентами должно проходить в неразрывном контакте с собственной культурой и ценностями.

Главным условием довузовской подготовки иностранных студентов является быстрое овладение русским языком. Чем лучше усваивается язык, тем эффективнее адаптация, тем быстрее студент перестаёт стесняться общаться с русскими, а значит, легче и проще происходит его адаптация. К сожалению, в силу национальных особенностей лишь небольшой процент иностранных учащихся заводят знакомство с русскими людьми уже через 2-3 месяца после приезда в Россию. Это помогает иностранным студентам быстрее знакомиться с Россией, её культурой, традициями, менталитетом. Однако большая часть иностранных студентов ведет замкнутый образ жизни и круг их общения это: соотечественники, преподаватели, одногруппники, соседи по общежитию. В нашем центре преподаватели оказывают большую помощь студентам в адаптации, в решении их бытовых проблем, поддерживают их в учебе (объясняют подробно материал на английском, французском языке), поддерживают психологически. Поэтому процент адаптированности иностранных студентов ННГАСУ к университету, к социальным условиям достаточно велик.

Таким образом, можно считать, что социально-педагогическая деятельность по сопровождению процесса адаптации иностранных студентов - есть сложное, психофизиологическое и социально-педагогическое явление, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие), выступающая как единая система, в которую входят объект и субъект педагогической деятельности, ее целевой, содержательный, операционно - деятельностный и оценочно-результативный компоненты. Это целенаправленный, планируемый и особым образом организуемый воспитательно-образовательный процесс, направленный на создание необходимых условий, способствующих полноценной самореализации личности и ее интеграции в социуме.

Рецензенты:

Повшедная Ф.В., д.п.н., проф. кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г. Нижний Новгород.

Шестакова Лариса Анатольевна, д-р пед. наук, проф. заведующая кафедрой профессиональной психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева», г. Нижний Новгород.

Библиографическая ссылка

Павлюкова Ю.В., Дрягалова Е.А. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ АРАБСКИХ СТУДЕНТОВ В ЦЕНТРЕ ПРЕДВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23732 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Глава 1. Выявление проблем иностранных студентов в процессе их адапт а ции в образовательной среде российского в у за.

П.1. Актуальность проблемы социальной адаптации иностранных студентов в образовательной среде российского вуза.

В современном мире интенсивно развиваются межгосударственные обр а зовательные контакты, увеличивается количество молодых людей, жела ю щих получить образование за пределами своей страны. Успешность обучения ин о странных студентов, уровень их профессиональной подготовки в знач и тельной степени зависят от социокультурной адаптации в стране пребывания. Для ро с сийского общества характерна культурная неоднородность, обусловленная п о лиэтническим составом населения. По данным Фонда «Обществе н ное мнение», 60% населения Российской Федерации считает, что Россия по традициям и культуре представляет собой особую евразийскую цивилизацию, вследствие ч е го иностранному студенту ориентироваться довольно сложно. Проблема ада п тации иностранных студентов к условиям обучения в высших учебных завед е ниях России является актуальной. Международный характер современного о б разования выражается в росте академической мобильности студентов, в увел и чении числа иностранных студентов в мире. Всё большее количество студентов выбирают для получения высшего обр а зования Россию. Вырабатываемое в ходе процесса адаптации отношение иностранных студентов к новой социокульту р ной среде является сложной и дифференцированной. Реализация и развитие личностного потенциала, относительное приспособление к новой социокул ь турной среде у многих респондентов достигается исключительно за счёт изм е нений в стереотипах и способах поведения, но при этом остается внутреннее отчуждение от социальной среды, в которой они вынуждены жить и учиться. Системное изучение особенностей реализации и развития личностного поте н циала, а также соци о культурной адаптации студенчества из зарубежных стран к жизни и учёбе в России могло бы способствовать оптимизации отечественной системы высшего образования, что призвано поддержать международный пр е стиж России, подтверждая высокий уровень ее науки, культуры, образования. Кроме того, анализ социальной адаптации иностранных студентов и выработа н ные на его основе практические рекомендации позволят повысить конкурент о спосо б ность российских вузов в сфере международных образовательных услуг.

Обучение иностранных студентов в России имеет давние традиции, б о лее сорока лет назад в Москве открылись первые курсы, где начали обучать ру с скому языку как иностранному. В связи с приездом иностранных студентов, о б наружились психологические проблемы, на которые обращалось мало вним а ния.

Освоение незнакомой социальной среды ‒ является травмирующей ситу а цией для иностранных студентов. Считается, что для молодых людей во всем мире это обычная ситуация, когда они уезжают из семьи, чтобы получить обр а зование, а также и долгожданную свободу.

Студенты приезжают в Россию из разных стран мира, из различных кл и матических зон. Они являются представителями совершенно разных культур, традиций, норм поведения и ценностей. Кроме того, каждый из них обладает индивидуально-психологическими особенностями. Приезжая в Россию, ин о странные студенты попадают в новые социальные условия. Несмотря на уже имеющийся опыт, полученный в родной стране, условия жизни и обучения в России являются для студента-иностранца непривычными. Разница между жи з нью и обучением в родной стране и в России порождает пр о блемы, связанные с адаптацией студентов к пребыванию в чужой стране. В обычных условиях об у чения в родной стране на родном языке учащийся адаптирован к родной среде и легко справляется с проблемами взаимодействия со средой. Другая картина имеет место, когда учащийся находится в неродной среде: простые контакты оборачиваются для него проблемами, требуют значительных усилий. Иностра н ным студентам необходимо привы к нуть к другому климату, бытовым условиям, к новой образовательной системе, к новому языку общения, к интернационал ь ному характеру учебных групп и потоков и т.д.

Актуальность проблемы адаптации определяется задачами дальнейшего эффективного обучения иностранных студентов как будущих специалистов. Успешная адаптация способствует быстрому включению студентов в учебный процесс, помогает повысить качество подготовки молодых людей. Решение этой проблемы состоит в культурном обмене и взаимодействия. Для этого тр е буются благожелательность и открытость обеих сторон.

П.2. Теоретические основы социальной адаптации иностранных студентов в образовательной среде российского вуза

Адаптация иностранного студента − это сложный, динамический, мног о уровневый и многосторонний процесс перестройки потребностно-мотивационной сферы, комплекса имеющихся навыков, умений и привычек в соответствии с новыми для него условиями . Для этого требуется огромные з а траты физических и психологических ресурсов человека [Италиазова А., Ер е мина Н.К. Проблема адаптации иностранных студентов в российских вузах// 2 межвузовская научно – практическая конференция иностранных студентов// - 2013.- С. 56-58.].

Вопросы приспособления иностранцев к новой среде рассматривались с позиций философии, культурологии, социальной психологии, этнопсихологии, педагогики. В настоящее время созданы предпосылки для из у чения данного феномена в условиях современного общества и предъявля е мых требований к системе образования. С позиции философии адаптация из у чается как социальное понятие, вид взаимодействия личности или с о циальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Идея адаптации человека к среде на протяжении развития чел о вечества рассматривалась многими философами: В. Вундтом, Гипп о кратом, Р. Декартом, В. Дильтеем, Э. Дюркгеймом, Ш. Монтескье, Г. Спенсером, и друг и ми.

Особенности процесса приспособления человека к новой этнокультурной среде изучались В.Г. Крысько, А.Р. Лурия, A . A . Налчаджяном, P . E . Потером, JI . A . Самоваром, Г.У. Солдатовой, J 1. A . Стефани, JI . A . Шайгеровой и другими и с следователями.

Роль культурного основания в адаптации продемонстрирована JI . M . А р хангельским, Дж. Берри, С. Бочнером, X. Д. Брауном, Дж. Вико, B. Виндельбандом, A.C. Карминым, М. Коулом, В.В. Кочетковым, Р. Левином, У. Липпманом, Г. Олпортом, Г. Риккертом, М. Спиро, Р. Таджури, Г. Тэшфелом, Г.В. Уваровой, А. Фэрнхемом, Г. Хофстеде.

Проблеме адаптации с позиций социальной психологии посвящены раб о ты B.C. Агеева , М . Я . Басова , И . А . Бобылевой , Л . С . Выготского , Л . К . Гришанова , Б . А . Душкова , И . С . Кона , Н . М . Лебедевой , C.B. Лурье , A.B. Мудр и ка , A.B. Петровского , Т . Г . Стефаненко , В . Д . Цуркана и других ученых . Резул ь таты данных исследований определили наиболее важные направления в изуч е нии представленного явления и обозначили особенности взаимодействия ли ч ности и группы с социальной средой.

Педагогический аспект адаптации нашел отражение в работах H . H . Бояринцевой, P . P . Бибриха, С.Н. Митина, P . C . Немова, В.Н. Соловьева, П.И. Третьякова и других авторов. Роль и место адаптивной образ о вательной системы в процессе приспособления к новой среде показаны М.И. Витковской, A . B . Карповым, Н.П. Капустиным, Л.Г. Почебут, И.В. Троцук.

Психолого-педагогические условия адаптации студентов в вузе изучались Т.А. Жуковой, А.Н. Макаровой, С.Г. Рудковой, П.А. Просецким. Факторы, условия, принципы, критерии адаптации иностранных студентов в вузе и в ы нужденных мигрантов рассматривались М.И. Витковской, М.А. Ивановой, Н.Л. Ивановой, Н.К. Маяцкой, Г.Г. Павловец.

Важным показателем, влияющим на процесс адаптации, является напра в ленность притязаний. При этом высокие притязания связаны с повышением и н теллекта, и низкие – с обретением авторитета у преподавателя, который оказ ы вается значимым только в функциональном аспекте[Куликова О.В. Проблема адаптации иностранных студентов в процессе обучения в российском вузе./ О.В. Куликова, Н.В.Поддубный //Журнал научных публикаций аспирантов и докторов.-2007.-№3.]

Проблемы социальной адаптации изучаются различными социал ь ными и гуманитарными науками. Мировая социологическая наука изучением в о просов адаптации стала заниматься в конце XIX ‒ начале XX вв. В этот пер и од были заложены теоретические основы изучения данной проблемы. В дальнейшем п о являются работы, в которых представлены различные теор е тико-методологические подходы к анализу социальной адаптации, а также выявляе т ся специфика протекания соц и альной адаптации и особенности её изучения в различных социальных контекстах. У.Томас и Ф.Знанецкий разработали мет о дологический инструментарий анализа проблемы адаптации учебных мигрантов в новой социокультурной среде. Т. Парсонс выявляет содержание и функци о нальное значение адаптации как фундаментального свойства социальных с и стем. [ Лондаджим Тьерри. Социокультурная адаптация иностранных студентов, обучающихся в Российских вузах: дис. … канд. социол. наук: 22.00.04. – Ни ж ний Новгород, 2012. – 149с. http://www.dissercat.com ]

Также можно выделить три основных типа адаптации иностранных ст у дентов: 1) иностранный студент, попадая в новую социокультурную среду, по л ностью принимает обычаи, традиции, нормы, ценности и т. п., которые пост е пенно начинают доминировать над первоначальными этн и ческими чертами; 2) происходит частичное восприятие новой социокультурной среды, которое пр о является в принятии «обязательных норм общества», но при этом сохраняются основные этнические черты посредством образования этнических групп; 3) происходит отказ или «обособление» от принятия культурных норм и ценн о стей, характерных для большинства представителей социального окруж е ния[Тихонова Е.Г. Особенности адаптации иностранных студентов в вузе рег и она // Регионология. – 2010. – №2. http :// regionsar . ru ].

К тому же, в исследов а нии М. И. Витковской и И. В. Троцук выделяются три вида адаптации иностранных студентов: физиологическая, психологич е ская и социальная.

Под физиологической адаптацией понимается совокупность физиологич е ских реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окр у жающих условий и направленная на сохранение относительн о го постоянства его внутренней среды. Процесс физиологической адаптации представляет собой единство трех фаз – нарушения гомеостаза, разрушения старой программы, формирования новой программы. Неполное прохождение этих фаз или «застр е вание» на второй фазе означает затрудненную или неполную адаптацию, кот о рая проявляется в повышенном реагировании на любые нагрузки, ухудш е нии самочувствия или возобновлении старых заболеваний.

Психологическая адаптация определяется активностью личности и выст у пает как единство аккомодации и ассимиляции. Референтными показателями адаптированности сегодня являются отсутствие или низкий уровень тревожн о сти и высокий уровень самооценки. (Аккомодация (от лат. Ассо modatio – приспособление) — понятие, развитое в концепции интеллекта Ж. Пиаже . Обозначает приспособление схемы повед е ния к ситуации за счет активности, в результате чего существующая схема изменяется. Аккомодация в развитии интеллекта была описана по аналогии с биологической аккомодацией, целью которой явл я ется процесс приспособления к разнообразным требованиям окружающего мира. Аккомодация соо т носима с ассимиляцией , в единстве с которой они описывают акт приспособления, адаптации . Асс и миляция (от лат. assimilatio - слияние, уподобление, усвоение) - конструкт операциональной конце п ции интеллекта Ж.Пиаже , выражающий собой усвоение материала за счет его включения в уже сущ е ствующие схемы поведения. Осуществляется по аналогии с биологической ассимиляцией. В любом акте адаптации ассимиляция тесно связана с аккомодацией . На ранних стадиях развития ребенка встреча нового предмета с существующей схемой ведет к искажению свойств предмета и к измен е нию самой схемы, при этом мысль приобретает необратимый характер. При установлении равнов е сия между ассимиляцией и аккомодацией возникает обратимость мысли и смена эгоцентрической позиции на относительную.

Целостной концепции социально-психологической адаптации на сег о дняшний день не разработано, чаще всего под ней понимают личностную ада п тацию, т.е. адаптацию личности к социальным проблемным ситуациям, прив ы кание индивида к новым условиям внешней среды с затратой определенных сил, взаимное приспособление индивида и ср е ды. Референтными показателями адаптированности являются положительные эмоции в отношениях с окружа ю щими, удовлетворительное самочувствие и ощущение душевного комфорта.

Для социологии наибольший интерес представляет социальная адаптация как (а)процесс формирования и развития социальной активности личности, с о циальных, соц и ально-психологических и биологических механизмов регуляции ее жизнедеятельности; (б)приведение индивидуального и группового повед е ния в соответствие с господствующей в данном обществе, классе, социальной гру п пе системой норм и ценностей; (в)итог процесса изменения социальных, соц и ально-психологических, морально-психологических, экономических и демогр а фических отношений между людьми, приспособление к социальной среде. Иными словами, социальная адаптация – такой вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого осуществляется согласование требований и ожиданий социальных субъектов с их возможн о стями и реальностью социальной среды . Поскольку личность/группа и среда а к тивно воздействуют друг на друга, то механизм адаптации, складывающийся в ходе социализации как основа поведения и деятельности личности, носит о д новременно адаптивный и адаптирующий характер. [ М.И.Витковская, И.В.Троцук. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России(на пр и мере РУДН)//Вестник РУДН.2005.]

С нашей точки зрения, наибольший интерес представляет адаптация с о циальная, под которой понимают «вид взаимодействия личности или социал ь ной группы с социальной средой, в ходе которого осуществляется согласование требований и ожиданий социальных субъектов с их возможностями и реальн о стью социальной среды. [Тихонова Е.Г. Особенности адаптации иностранных ст у дентов в вузе региона // Регионология. – 2010. – №2. http :// regionsar . ru ]

Следует выделить, что причины, определяющие уровень адаптации ин о странных студентов, условно мо ж но разделить на три категории:

‒ объективные, которые обусловлены учебной деятельностью и условиями жи з ни в отрыве от семьи и родины (к ним относятся новые формы обучения и ко н троля занятий, новый ко л лектив, новая обстановка и т.п.);

‒ объективно- субъективные (слабые навыки самостоятельной работы и сам о контроля и т.д.);

‒ субъективные (нежелание учиться, застенчивость и др.). [Ибрагимова Д.М. Формирование социальной адаптации иностранных студентов в Российском в у зе // Межкультурная коммуникация в современном мире: мат е риалы II межвуз. науч-практ. конф. иностранных студентов / под ред. Ю.А. Шурыгиной. – Пе н за: Изд-во ПГУ, 2013. – C . 52-56].

Следует отметить, что как западные, так и отечественные социологи пр о цесс социальной адаптации личности рассматривали преимущественно в рамках теории социальных ролей как процесс приспособления индивида к предписа н ным общественным нормам и ролям. Большинство исследователей подчерк и вают активный характер процесса адаптации личности. В их работах обоснов а но полож е ние о том, что процесс социальной адаптации выступает как средство для становления и развития личности. Изучая становление личности в процессе социализации, социологическая наука столкнулась с проблемами адаптации личности к условиям внешней среды. Установлено, что процесс социальной адаптации личности - это процесс достижения ею гармонических взаимоотн о шений с социальной средой при возникновении адаптивной ситуации, процесс достижения относительного приспособления к данной ситуации путем ос у ществления необходимых изменений в структуре личности (трансформации общ е ственных норм и ценностей во внутренние, личные установки и ценности чел о века) и способах ее поведения. Объективная сложность данного процесса является причиной того, что содержание понятия социальной адаптации личн о сти не имеет общепризнанной трактовки. [Л.Т.Мазитова. Социальная адаптация иностранных студентов (на примере вузов Башкортост а на)// Уфа-2002.].

Изучение процесса социальной адаптации иностранных учащихся в стране пребывания является самостоятельным и весьма актуальным направл е нием иссл е дований проблем социальной адаптации личности.

Сравнение студентов-иностранцев со студентами, являющимися гражд а нами того государства, в которое первые приехали на учебу, позволяет выд е лить как сходные черты, так и отличные.

К сходным можно отнести: прина д лежность к одной социальной группе – студенчеству; принадлежность к одной возрастной группе; обучение по пр о граммам и планам, предусмотренным для учебных заведений России; типичные для любого пе р вокурсника трудности, связанными с адаптацией к новым видам мыслительной деятельности и новым формам образовательного процесса - ле к циям, семинарам, самостоятельным занятиям и т.п.

К принципиальным отличиям иностранных студентов от студентов, кот о рые являются коренными жителями, следует причислить: несовпадение мех а низмов и качественных характеристик процесса социализации молодежи в ра з ных странах и регионах; различия в деятельности образовательных у ч реждений, в уровне общеобразовательной и профессиональной подготовки молодежи; к а чественное своеобразие социальн о го статуса половозрастных групп молодежи; отличия в направленности, уровне, содержании и формах проявления общ е ственной активности молодежи; различия в культуре, специфических чертах поведения, в традициях образования и воспитания, свойственных той или иной нации.

Социокультурная адаптация иностранных студентов к повседневной жи з ни в российском обществе носит прикладной и принудительный характер. Она является необходимым условием для включенности в учебный процесс и не с о провождается внутренним духовным единством с российской культурой. Внешнее поведение адаптантов регламентируется социальными нормами, пр и нятыми в принимающей культуре, а внутреннее - нормами своей национальной культуры. Пр и нудительный характер социокультурной адаптации проистекает также из особенностей учебной мотивации. [Лондаджим Тьерри. Социокул ь турная адаптация иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. Нижний Но в город. 2012.]

Исследование социально-психологических и личностных проблем адаптации иностранных студентов к высшей школе России представляет большой научный интерес в теоретическом и прикладном аспектах. До сих пор проблема адапт а ции иностранных студентов оказалось недостаточно освещенной в психолог и ческой науке. Адаптация – это сложный и многогранный процесс и результат установления определенных отношений между личностью и социальной средой. В процессе адаптации существует два взаимосвязанных компонента: человек и среда его обитания.

Специфика взаимодействия личности и социальной среды является осн о вополагающим фактором в определении социально-психологической адапт а ции. Иностранные студенты, обучающиеся в России, сталкиваются с необход и мостью адаптироваться к организационной культуре ВУЗов. Данное явление мы называем понятием « культурная адаптация ». Культурная адаптация представл я ет собой процесс вхождения в новую культуру, постепенное освоение ее норм, мотивов, ценностей, образцов поведения и прочих культурных элементов. Ко н такт и взаимовлияние культур является сегодня актуальной социальной и соц и ально-психологической проблемой.[К. А.Викторович. Социально- психологич е ская адаптация иностранных студентов к высшей школе России.-19.00.05.-Москва.2008.]

П.3. Классификация и описание проблем, с которыми сталкиваются иностранные студенты в процессе обучения в российском вузе.

В современной социальной педагогике распространена следующая класс и фикация основных групп проблем студентов:

– Проблемы выбора образовательно профессионального маршрута.

– Проблемы овладения знаниями и навыками основной деятел ь ности.

– Проблемы межличностного взаимодействия и взаимодействия с окр у жающей социальной средой.

– Проблемы безопасности жизнедеятельности.

– Проблемы организации досуга и овладения дополнительными знаниями и навыками. [Поздняков И.А. Проблемы адаптации иностранных студентов в Ро с сии в контексте педагогического сопровождения[Научная статья]// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена . 2010.№121]

При построении классификации проблем иностранных студентов необх о димо учитывать, что, например, одна из основных проблем российских учащи х ся, связанная с выбором образовательно-профессионального маршрута, практ и чески перестает быть актуальной для иностранных студентов, так как сам факт приезда в другую страну для изучения иностранного языка является подтве р ждением сделанного выбора, а большинство иностранных слушателей пр о грамм довузовской подготовки приезжают с ц е лью дальнейшего поступления на уже выбранный на родине факультет того или иного российского вуза. К о нечно, часть абитуриентов корректирует свой выбор в процессе изучения ру с ского языка и лучшего знакомства со спецификой образовательных пр о грамм и специальностей, предлагаемых вузами в России, но, как правило, о б ласть интересов не меняе т ся кардинально.

В первое время по прибытии в Россию главными проблемами иностра н ных студентов становятся постановка на миграционный учет, поселение в о б щежитии, освоение местной системы общественного транспорта. Эти проблемы являются универсальными для иностранных студентов и в других странах. По сравнению с местными сверстниками иностранные студенты испытывают более серьезные трудности с адаптацией к обучению в вузе, подвержены большим стрессам при внедрении в студенческую жизнь. Нек о торые исследователи даже относят студентов-иностранцев к группе риска, склонной к девиантному пов е дению, в том числе к суицидальному, отмечая, что одной из главных причин т а кого поведения является сложность адаптации именно к образовательному пр о цессу в вузе. Интересно, что при этом иностранные студенты по сравнению с местными сокурсниками, как прав и ло, имеют более серьезные, хотя и не всегда обоснованные, научные и карьерные устремления, так как выбор вуза за руб е жом (всегда «далеко от дома») в большинстве случаев более мотивирован, чем выбор вуза на родине (нере д ко, «потому что близко от дома»).

Проблемы пребывания иностранных студентов в России, во многом бли з кие тем социальным и культурным вызовам, с которыми встречаются их ро с сийские сокурсники на этапе овладения знаниями и навыками основной де я тельности, обладают ярко выраженной этнической, культурной, конфесси о нальной, социально-бытовой спецификой и имеют многоаспектный х а рактер.

Существует также классификация специфических проблем иностранных студентов в России:

1. Лингвистические проблемы овладения знаниями и навыками основной д е ятельности:

1.1. Проблема изучения практического русского языка и прохождения тестирования по русскому языку как иностранному — ТРКИ (актуализируе т ся уже на начальном этапе довузовской подготовки, в процессе которой у мн о гих иностранных слушателей формируется стрессовое состояние, св я занное с необходимостью успешного прохождения тестирования для достижения гла в ной цели — поступления в вуз на основные образовательные пр о граммы).

1.2. Проблема изучения языка специальности.

1.3. Проблема понимания речи преподавателя (актуализируется на занят и ях по основным образовательным программам в составе смешанных групп с росси й скими студентами).

2. Этнокультурные проблемы межличностного взаимодействия и взаим о действия с окружающей социальной средой:

2.1. Проблема межкультурной коммуникации, повседневного общения с русскими и с другими иностранцами.

2.2. Проблема доступа к информации на родном языке.

2.3. Проблема питания и алкоголя (необходимость адаптации к русской кухне, к продуктам питания, доступным в российских магазинах, культурные и физиологические противоречия в традициях употребления спиртного, отсу т ствие необходимых условий и компонентов для приготовления национальной пищи, особенно применительно к студентам из стран Азии).

3. Проблемы безопасности и обеспечения жизнедеятельности:

3.1. Проблема легализации и подтверждения статуса (регистрационно-визовые мероприятия, связанные с заполнением разнообразных анкет, заявл е ний и других документов, составленных без учета уровня знания ин о странцами русского языка, встречаются также случаи необоснованных проверок докуме н тов, наложения штрафов в форме, недопустимой действующим законодател ь ством).

4. Финансовые проблемы и проблемы профессиональной самореализ а ции:

4.1. Универсальные финансовые проблемы, связанные с общим нед о статком средств в период студенчества.

4.2. Технические проблемы оплаты обучения и различных услуг в услов и ях недостаточно развитой в России системы приема платежей по кредитным картам.

4.3. Проблема получения работы, связанной со знанием русского языка (в значительной степени зависит от политической и экономической кон ъ юнктуры, в то время как знание английского языка в сочетании с профе с сиональными навыками является в известной степени универсальным инструментом получ е ния работы в большинстве стран мира). Классификация хорошая,но ведь не ты ее создала, поэтому нужна ссылка на источник,откуда ты все это взяла. наве р няка есть какие-то др у гие классификации и описания. Их тоже можно и нужно представить в этом разделе и дать соответс т вующие ссылки

Новый раздел??? Опыт ПГУ (международного управления по работе с иностранными студентами)

В процессе исследования мы не раз обращались к проблеме социокул ь турной адаптации иностранных студентов, обучающихся в ПГУ На первом (предварительном) этапе мы, изучив совоку п ность современных представлений по данной проблеме, мы пытались выявить общее и особенное в процессе их социокультрной адаптации

Проблема адаптации иностранных студентов к условиям обучения в ро с сийском вузе представляет собой одну из важных проблем, которую необход и мо решать руководству вуза, психологам и преподавателям. Как чувствует себя студент из другой страны, оказавшийся в новой для него среде? Как помочь ему приспос о биться к новым условиям? Как ускорить процесс адаптации?

В начале обучения студенты испытывают много трудностей. Причина этого ‒ процесс адаптации иностранного студента к другой культуре и условиям проживания, акклиматизация. Начальный период заканчивается, но многие ст у денты продолжают жаловаться на усталость, плохое самочувствие, депре с сию.

Считается, что это может быть связано:

а) с трудностью русского языка;

б) со сложностью системы обучения;

в) с самими студентами, которые отягощают сложившуюся ситуацию.

Но главная причина состоит в том, что процесс адаптации не заканчивае т ся в первые месяцы обучения, а протекает длительно и тяжело.

От того, как долго по времени и с какими затратами происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи иностранных студентов, процесс их профессионального становления. Студенты нуждаются в особой п о мощи со стороны психологов и педагогов в преодолении трудностей, возник а ющих у них при обучении в контексте российской педагогической школы. Ок а завшись в условиях новой среды, молодые люди испытывают чувство одиноч е ства, чувство беспомощности, чувство тревоги из-за неспособности спр а виться с ситуацией. Новые условия часто вызывают эмоциональный и физический ди с комфорт.

В процессе изучения проблем адаптации иностранных студентов в иной культурной среде, распространено мнение о том, что функционирование тех или иных механизмов адаптации зависит как от страны происхождения, этнич е ской принадлежности, уровня знания русского языка, так и от того, представ и телями коллективистской или индивидуалистической культуры являются суб ъ екты образовательного процесса.

С первых дней пребывания в российском вузе иностранные студенты находятся в непривычной для них социокультурной среде. Они начинают и с пытывать трудности, которые существенно отличаются от трудностей росси й ских первокурсников.

В первую очередь, как мы уже отметили, это недостаточное владение ру с ским языком. Как правило, только к концу третьего курса иностранные студе н ты достигают существенных успехов в овладении языком, обретают достато ч ный словарный запас и начинают активно использовать свои знания. Языковой барьер отодвигает учебный процесс на второй план. Следствие этого – пер е грузка учебными материалами и накопление “снежного кома ” непонятного и неосвоенного объема информации.

Языковые трудности препятствуют процессу “ включения” в новую кул ь туру (усвоение основных норм, ценностей новой окружающей действительн о сти). Следует отметить, что степень дезадаптации иностранных студентов из разных стран и регионов различна. Это объясняется культурной “дистанцией”. Если особенности родной и чужой страны имеют значительные отличия (ге о графия, климат, религия, национальная еда, обычаи), адаптация проходит тяж е лее.

Значительные трудности представляет проблема приспособления к усл о виям организации учебного процесса. Многие студенты не готовы к мет о дам и приемам обучения, принятым в том или ином российском вузе. К адаптации студента-иностранца к новой социокультурной среде способствуют две группы факторов: зависящие от студента и зависящие от преподавателя. Со стороны студента важны: достаточный уровень базовой подготовки, уровень знания ру с ского языка, индивидуальная способность к обучению, особенности национал ь ного менталитета. Преподаватель, в свою очередь, до л жен быть компетентен в предмете, владеть языком общения и обладать определенными личными кач е ствами. Одним из важных аспектов адаптации студентов-иностранцев к обуч е нию является понимание новой системы образ о вания. Немаловажным является состав групп подготовительного факультета. В основном каждая группа состоит из 8-10 человек, благодаря чему преподаватель может каждому студенту уд е лить достаточно внимания. Спорным я в ляется вопрос формирования групп по национальному признаку.

Большие трудности вызывает самостоятельная работа. В данном случае большую роль играет сотрудничество с соотечественниками. В чужой стране сплочение коллектива, основанного на общих нравах, традициях, обычаях и воспитании происходит быстрее. Успешное приспособление иностранных ст у дентов к новой социально-культурной жизни происходит и благодаря активн о му общению с русскими студентами. Дружеские отношения раздвигают гран и цы и расширяют кругозор. Именно дружеское участие и общение приносит наиболее плодотворные результаты в освоении языка и в приспособлении к н о вым условиям проживания.

Трудности в поиске новых друзей — одна из важных проблем, с котор ы ми встречаются иностранные студенты практически в любой стране мира. О т ношение друзей (диаспоры) значимо коррелирует с самооценкой и эмоционал ь ным самочувствием иностранного студента в чужом социокультурном окруж е нии. Утрата и нехватка привычных социальных связей приводят, в том числе и к снижению результатов успеваемости, и к нервным расстройствам, и к депре с сии. В то же время и российские, и зарубежные исследов а ния показывают, что внеучебная работа преподавателей, неформальные беседы один на один не только облегчают процесс адаптации в новом образовательном пространстве, но и способствуют повышению успеваемости среди иностра н ных студентов.

Основой такого взаимодействия может стать институт преподавателей, к у раторов учебных групп, обладающих знаниями культурных, религиозных трад и ций и стереотипов поведения, принятых в обществах, из которых прибыли их подопечные. Заинтересованность преподавателя в изучении культуры страны происхождения студентов оказывает положительное влияние на процесс адапт а ции и является важным элементом системы педагогического сопр о вождения.

На процесс адаптации иностранных студентов влияет и климатический фактор. Поскольку они приехали в Россию из тёплых стран, им необходимо привыкать к зиме и ограниченности жизненного пространства в зимнее вр е мя, поскольку в странах Азии и Африки общественная жизнь, встречи с друзьями, родственниками, свободное время препровождение проходят под открытым н е бом. С точки зрения цивилизационного подхода, многие ин о странные студенты являются представителями, так называемых традиционных обществ, для кот о рых характерна социальная иерархия, основанная на сословной или кастовой принадлежности, в результате чего в партнерских отношениях на первый план выступают члены семьи, рода, общины. Российское же общество можно отн е сти к типу «современных» – оно характеризуется высокой ориентацией на соц и альную мобильность, личные достижения; развитой системой профессионал ь ной стратификации, основанной на до с тигнутом статусе.

По нашему мнению, приезжая в новую страну, первым актуальным вопр о сом для ин о странных студентов является приспособление к образовательному простра н ству. Многие студенты приезжают в Россию с недостаточным знанием русского языка и на основе этого у них проявляются трудности с языком.

Учиться с русскими одн о курсниками в одной группе первые годы обучения является немаловажной проблемой для иностранных студентов. Исходя из ли ч ного опыта мы можем сказать, что студентам легче учиться, когда они нах о дятся в одной группе, состоящей из иностранцев. Также нелегко удается пр и выкнуть к холодной погоде России. Зимы в России бывают холоднее, чем в го с ударствах Средней Азии. Но влажность воздуха в зимние дни помогает нам привыкать к такой температуре. Почти всем студентам нр а вится зима в России.

Новый раздел??

В международной деятельности ПГУ одним из приоритетных направлений я в ляется социализация иностранных студентов. Управлением международного образования ПГУ для развития данного направления разработана специальная программа, в рамках которой иностранные студенты привлекаются во все ун и верситетские мероприятия для повышения уровня адаптированности к росси й ской действительности. В качестве примера можно привести Международный студенческий форум “Диалог культур”, творческий проект “Культурный мар а фон: вокруг света за два семестра”, разработанный отделом социальной адапт а ции и культурно-массовой работы УМО, мероприятие “Студенческая весна” и т.д. Очень плодотворно функционирует общественное объединение иностра н ных студентов Ассоциация иностранных студентов Пензенской области, кот о рая реализует социально-значимый проект «Мост дружбы». В рамках этого проекта иностранные студенты знакомятся с российскими студентами, с их др у зьями, родственниками, проводят вместе свободное время. (вернуться к этому во второй. Практической части исследования и дать подробное описание и ан а лиз отдельных мероп-тий, как конкретные примеры социализирующей работы с иностранными студентами)

Укзазать, что было проведено конкретное исследование . По мнению ин о странных студентов ПГУ в процессе их адаптации в образовательной среде в первые годы их обучения главными проблемами я в ляются:

Расставание с родиной,

Вхождение в новую среду, проблемы связанные со сменой климата,

Недостаточное владение языка,

Сложности в общении с преподавателями, русскими однокурсниками и с мес т ными жителями,

Привыкание к городской инфраструктуре и транспортному движению,

Привыкание к образовательной программе вуза,

Привыкание к бытовым условиям общежития.

Рассмотрев и проанализировав существующие подходы к пониманию и классификации проблем, с которыми сталкиваются иностранные студенты в процессе адаптации в социокультурной среде России, мы выделили наиболее существенные проблемы для нашего исследования, которые необходимо р е шить для того чтобы иностранные студенты успешно адаптировались к образ о вательной среде российского вуза. При этом мы учитывали не только результ а ты проведенных на эту тему исследований, но и наш собственный опыт, а та к же мн е ние иностранных студентов обучающихся в ПГУ.

Глава 2. Формирование социально-значимых качеств иностранных ст у дентов в образовательной среде российского в у за.

П.1. Социально-значимые качества как фактор социализации иностранных студентов в образовательной среде российского вуза

Требуется редактирование текста

Для решения тех или иных проблем в рамках процесса социализации ин о странных студентов в образовательной среде российского вуза необходимо максимально быстро и эффективно социализир о вать иностранного студента , то есть помочь ему привыкнуть к новым условиям жизни и деятельности (соц и альная адаптация, интеграция), и как можно быстрее включить в различные в и ды развивающей деятельности - учебно-познавательную, общественную, худ о жественно-творческую. В процессе этих видов деятельности происходит сам о реализация, самоутверждение, развитие и совершенствование ли ч ности.

Нам необходимо опираться на определенные качества личности, которые позволяют иностранному студенту успешно социализироваться. Эти качества отчасти уже существуют в структуре личности студента-первокурсника, отч а сти их необходимо целенаправленно развивать и формировать.

Формировать и развивать социально-значимых качеств нужно через де я тельность, в которой, «распредмечиваются» материальные и духовные объе к ты культуры и «опредмечивается» личность. Какая деятельность для того или ин о го иностранного студента является предпочтительной? Это зависит от индив и дуальных склонностей, интересов, черт характера, способностей, жизненн о го опыта, национальной культуры, социального положения, и пр. Но следует иметь в виду что одни и те же социально-значимые качества (например, сам о стоятельность, независимость мышления, творческие способности и гото в ность к их реализации, толерантность и пр.) могут формироваться и совершенств о ваться в различных видах деятел ь ности.

Успешность социализации иностранного студента зависит от наличия у ч е ловека определенных (личностных) качеств, которые формируются и соверше н ствую т ся в различных видах деятельности, в зависимости от индивидуальных особенностей конкретного человека. Поэтому н а основании выявленных сп о собностей направленности личности, преобладающих черт характера, ин о странным студентам необходимо предложить определенные виды деятельности для развития и формирования у них социально значимых качеств.

Изучив ряд исследований так или иначе касающиеся это проблемы, (дать ссылку на статьи и диссертации, где это хоть как то рассматривается. Лучше всего ссылаться на «Большую пятерку» -пять основных черт личности) а также опираясь на собственный опыт и наблюдения мы выявили ряд социально зна ч чимых качеств, которые, на наш взгляд, позволят иностранным студентам успешно социализироваться в образовательной среде росси й ского вуза

  • Самостоятельность - способность самому ставить свои цели и самому их достигать, способность решать свои пр о блемы;
  • Ответственность - способность отвечать за поступки и действия, а также их последствия;
  • Способность и готовность к сотрудничеству – способность и гото в ность участвовать в совместной деятельности, в результате которой все стороны согласовывая свои действия достигают определенного результ а та;
  • Социальная ответственность - ответственность перед людьми и да н ными им обещаниями (обязательствами);
  • Способность и склонность к самоанализу – способность объективно анализировать свои действия и поступки;
  • Коммуникабельность – способность налаживать контакты, способность к конструктивному и взаимообогащающему общению с другими людьми;
  • Эмоциональная устойчивость - неподверженность эмоционального с о стояния человека деструктивным влияниям внутренних и внешних усл о вий;
  • Социальная активность – способность человека интенсификации своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситу а тивность;
  • Направленность на самореализацию в деятельности – способность ч е ловека реализовать свой существующий потенциал для осуществления своих имеющихся желаний;
  • Толерантность – способность терпеливо относиться к иному мирово з зрению, образу жизни, поведению и обычаям.

Наличие у иностранных студентов данных социально значимых качеств, пом о гут им эффективно пройти процесс социализации в российском вузе и позволят успешно интегрироваться в российское студенчество и о б щество.

Мы проанализировали поведение и деятельность группы иностранных студе н тов, которые уже успешно социализировались в воспитательной среде росси й ского вуза с помощью наблюдения и м е тода экспертных оценок. Данный анализ подтвердил присутствие этих социал ь но-значимых качеств как доминирующих. Причем отсутствие тех или иных качеств из приведенного нами перечня пок а зывает снижение уровня адаптированности иностранного студента либо удл и няет срок прохождения его социализации. Прод е ланный анализ подразумевает более глубокое изучение решения проблем социализации иностранных студе н тов через формирование у них социально-значимых к а честв.

Сопоставляя социально значимые качества с теми проблемами иностра н ных студентов которые необходимо решить в процессе их адаптации в образ о вательной среде в первые годы их обучения целесообразно отметить, что для решения такой проблемы как расставание с родиной помогут формирование таких социально-значимых качеств у них, как самостоятельность, отве т ственность, коммуникабельность, эмоциональная устойчивость , тол е рантность.

Вхождение в новую среду, проблемы связанные со сменой климата, п о могут формирование таких социально-значимых качеств у иностранных студе н тов, как эмоциональная устойчивость, социальная активность.

Проблема недостаточного владения русского языка, может быть решена с помощью таких социально-значимых качеств как, коммуникабельность, направленность на самореализацию в деятельности, социальная отве т ственность.

Сложности в общении с преподавателями, русскими однокурсниками и с мес т ными жителями , могут быть уменьшены с помощью таких качеств как, способность к сотрудничеству, социальная активность, толерантность, коммуникабельность.

Сложности иностранных студентов в привыкании к городской, униве р ситетской инфраструктуре и транспортному движению, снизят следу ю щие социально-значимые качества: самостоятельность, социальная акти в ность, коммуникабел ь ность.

Привыкание к образовательной программе вуза может быть успешно осущ е ствлено с помощью сформированных социально-значимых качеств, как ответственность, направленность на самореализацию в деятельности , эмоци о нальная устойчивость. А такая характерная проблема как привыкание к бытовым условиям общежития иностранным студентам необходимы сл е дующие социально-значимые качества, как коммуникабельность, толеран т ность, социальная ответственность, склонность к сотрудничеству.

Приведенный выше анализ подтверждает нашу гипотезу о том, что реш е ние адаптационных проблем, с которыми сталкиваются иностранные студенты в образовательной и воспитательной среде российского вуза может быть ос у ществлено через развитие, формирование или активирование у иностранных студентов социально-значимых качеств, помогающих им успешно социализ и роваться.

П.2. Анализ эффективности формирования социально-значимых качеств иностранных студентов в образовательной среде российского вуза.

27

PAGE 24


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав