13.08.2019

Порядок проведения административного расследования роспотребнадзором. Порядок и сроки проведения административного расследования. Порядок ведения административного расследования


Пожалуй, каждый из нас слышал о таком процессуальном документе, как . И все мы знаем, что именно с момента составления протокола начинается производство по делу об административном правонарушении.

Однако Кодексом Российской Федерации также в качестве одного из моментов обозначено проведение административного расследования , которое представляет собой особый этап производства, направленный на изучение данных, свидетельствующих о событии административного правонарушения, но еще недостаточных для составления протокола об административном правонарушении.

Порядку и срокам проведения административного расследования посвящена настоящая статья.

Понятие административного расследования в законодательстве не закреплено. Однако для понимания сущности АР следует руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому административное расследование (далее также — АР) представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных на то должностных лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Необходимо понимать, что между АР, проводимым в рамках КоАП РФ, и / , проводимыми в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ)", имеются существенные отличия, хотя на первый взгляд они похожи.


Вместе с тем, отсутствие основания для проведения внеплановой проверки, предусмотренного Федеральным законом № 294-ФЗ, не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Должностное лицо органа надзора может принять решение о проведении административного расследования , которое принимается одновременно с решением о возбуждении дела об административном правонарушении. Особенности принятия такого решения и процедура АР будет подробно описана в следующих разделах настоящей статьи.

Согласно части 1 статьи 28.7 КоАП РФ АР проводится в случае выявления в областях законодательства, перечисленных в ч.1 статьи 28.7 КоАП РФ (в том числе законодательства об охране здоровья граждан; о противопожарной безопасности; о защите прав потребителей; о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах), и при необходимости :


  • Проведения экспертизы;
    или
  • Проведения иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

Решение о проведении АР принимается одновременно с решением о возбуждении дела об административном правонарушении (п. 4 ч. 4 ст. 28.1 и ч. 2 ст. 28.7 КоАП), которое оформляется соответствующим определением, отвечающим требованиям ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ.


Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении указаны в статье 28.1 КоАП РФ и могут быть в частности :

  • Непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • Поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • Сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 настоящего Кодекса);

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается :


  • Должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения;
  • Прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях .


В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются :

  • Дата и место составления определения,
  • Должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение,
  • Повод для возбуждения дела об административном правонарушении,
  • Данные, указывающие на наличие события административного правонарушения,
  • Статья КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

При вынесении данного процессуального документа физическому лицу или , в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности , о чем делается запись в определении.

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено.

Срок проведения АР установлен частью 5 статьи 28.7 КоАП РФ и не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.


КоАП РФ предусмотрена возможность продления срока проведения АР. Указанный выше срок проведения АР продлевается только в исключительных случаях по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело.

КоАП РФ предусмотрены различные варианты продления срока проведения АР, которые зависят от того, какое административное правонарушение (в какой сфере законодательства) совершено. В сфере здравоохранения продление срока проведения АР возможно на срок не более одного месяца и такое продление осуществляется на основании решения руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя.

Решение о продлении срока проведения АР принимается в виде определения, копия которого в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование.

Процедура проведения административного расследования КоАП РФ не регламентирована. Кодексом лишь указано то, что административное расследование проводится либо по месту совершения , либо по месту выявления административного правонарушения.


Представляется, что действия лица, проводящего АР, зависят от конкретного административного правонарушения и могут предусматривать осуществление следующих мероприятий :

  • Получение , показаний потерпевшего и свидетелей (ст. 26.3 КоАП РФ), если получить данные объяснения или показания при составлении протокола невозможно;
  • Назначение экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ);
  • Отбор проб и образцов, необходимых для проведения экспертизы (ст. 26.5 КоАП РФ);
  • Получение показаний специальных технических средств (ст. 26.8 КоАП РФ);
  • Направление различных запросов и поручений (ст. 26.9 КоАП РФ);
  • Истребование сведений (ст. 26.10 КоАП РФ);
  • Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (в присутствии двух понятых!) (ст.27.8 КоАП РФ).

По окончании АР:

  • Составляется протокол об административном правонарушении (что означает, что факт совершения административного правонарушения установлен, и производство по делу продолжается);
    либо
  • Выносится .

Исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, установлен частью 1 ст. 24.5 КоАП , в соответствии с которой производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Важно также помнить, что дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судом.

Административное расследование призвано создавать необходимые условия для рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении уполномоченными на то органами или должностными лицами. Только хорошо проведенное административное расследование дает возможность правильно разрешить дело, применить меру воздействия, соответствующую характеру правонарушения и личности виновного.

Указанная цель может быть достигнута путем полного, объективного и всестороннего установления фактических обстоятельств дела при использовании сил и средств, приемов и методов, имеющихся на вооружении органов внутренних дел.

Административное расследование в широком смысле представляет собой особую форму возбуждения дела об административном правонарушении, особый порядок предварительного изучения данных, указывающих на событие административного правонарушения, процедура для установления обстоятельств происшествия, дополнительная проверка по факту выявленного административного правонарушения.

В узком смысле административное расследование представляет собой особую форму производства по отдельным категориям дел об административных правонарушениях, состоящую из процессуальных и непроцессуальных действий сотрудников полиции, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении, направленных на установление всех значимых обстоятельств административного

правонарушения, их исследование, фиксацию юридическую квалификацию деяния и процессуальное оформление.

Анализ действующего законодательства, правоприменительной практики и юридической литературы позволяет выделить следующие этапы административного расследования:

1. Принятие решения о проведении административного

расследования.

Решение о проведении административного расследования заключается в установлении «фактических и формальных условий». Часть 1 ст. 28.7 КоАП РФ закрепляет два фактических основания: во-первых, выявление определенных КоАП РФ административных правонарушений, во-вторых, необходимость проведения по делу процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. Формальное основание проведения административного расследования установлено в части 2 статьи 28.7. КоАП РФ и заключается в оформлении решения о проведении расследования в письменной форме путем вынесения определения или постановления прокурора.

Административное расследование проводится после выявления дел административных правонарушений, которые перечислены в части 1 статьи 28.7 КоАП РФ, а именно в области:

Антимонопольного, патентного законодательства,

Законодательства о естественных монополиях,

Законодательства об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах,

Законодательства о выборах и референдумах,

Законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,

Законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах,

Законодательства о физической культуре и спорте в части, касающейся предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним,

Миграционного законодательства,

Валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования,

Законодательства о защите прав потребителей,

Законодательства об охране здоровья граждан,

Законодательства о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров,

Законодательства в области налогов и сборов,

Законодательства об санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,

Таможенного дела,

Экспортного контроля,

Государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги),

Законодательства об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса,

Законодательства в области охраны окружающей среды,

Производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,

Пожарной безопасности,

Дорожного движения и на транспорте,

Несостоятельности (банкротства),

Размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Административное расследование в указанных случаях может производиться путем осуществления предусмотренных главой 26 КоАП РФ процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, таких как:

Экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ),

Взятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП РФ),

Сбора и фиксации вещественных доказательств (ст. 26.6 КоАП РФ),

Истребования сведений и оценки доказательств (ст. 26.10, 26.11 КоАП

При выяснении обстоятельств по делу об административном правонарушении (ст. 26.1 КоАП РФ).

2. Установление фактических обстоятельств дела. Данный этап характеризуется установлением перечня обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении. К ним относятся:

Наличие события административного правонарушения,

Лицо, совершившее противоправное деяние,

Виновность лица,

Характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением,

Обстоятельства, исключающие производство по делу,

Причины и условия совершения административного правонарушения.

Доказывание, применительно к стадии расследования - это

процессуальная деятельность должностного лица, проводящего расследование, по собиранию, исследованию, оценке и использованию доказательств, представляющих собой фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, иные обстоятельства, имеющих значение для дела, а также деятельность иных участников производства по представлению доказательств.

3. Приостановление административного расследования. КоАП РФ не

предусматривает правовых оснований приостановления административного расследования. Однако в правоприменительной практике данный этап фактически осуществляется при возникновении обстоятельств, препятствующих установлению обстоятельств правонарушения и

своевременному составлению итогового документа (протокола об

административном правонарушении). Например, уклонение правонарушителя от явки по вызову препятствует назначению экспертизы по делу, т.к. закон установил его обязательное ознакомление с определением о назначении экспертизы. В подобных случаях после истечения сроков давности материалы дела об административном правонарушении теряют юридическую силу и дело прекращается.

Временное психическое или иное тяжкое заболевание лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении также является основанием для приостановления производства. Наличие заболевания должно удостоверяться врачом соответствующего медицинского учреждения. Заболевание должно быть тяжелым, но временным расстройством, возникшим после совершения административного правонарушения. По данному основанию приостановление расследования осуществляется до выздоровления лица - полного либо частичного, главное, чтобы его состояние позволяло учувствовать в производстве по делу.

Нахождение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в длительной командировке (отпуске) является препятствием для осуществления производства по делу. В таких случаях должностному лицу, проводящему административное расследование, известно местопребывания лица, но привлечь его к участию в производстве не удается. Расследование необходимо возобновлять сразу же по возвращении лица из командировки (отпуска).

4. Процессуальное оформление результатов административного

расследования. КоАП РФ предусматривает две формы окончания административного расследования: составление протокола об

административном правонарушении, либо вынесение постановления о прекращении дела об административном правонарушении.

Протокол - основание для дальнейшего производства по делу об административном правонарушении. От грамотности, обстоятельности и мотивированности его составления зависят правильность рассмотрения дела по существу и обоснованность назначения административного наказания.

5. Направление материалов расследования на рассмотрение компетентному органу или должностному лицу. Это заключительный этап административного расследования. Он реализуется лишь тогда, когда должностное лицо, проводившее расследование и составившее протокол, само не вправе решать дело по существу или считает необходимым передать его в другие органы. Основная задача указанного этапа - определение предметной подведомственности и территориальной подведомственности. Перечень органов и их должностных лиц, уполномоченных рассматривать те или иные категории дел об административных правонарушений, закреплен главой 23 КоАП РФ.

Расследование по делу об административном правонарушении проводится по месту его совершения или выявления. Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях этот срок по письменному ходатайству сотрудника полиции, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил, ПДД или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшим причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, начальником вышестоящего органа - на срок до шести месяцев

В рамках этих сроков сотрудник органов внутренних дел, проводящее административное расследование, должно провести все необходимые процессуальные действия, направленные на установление значимых обстоятельств административного правонарушения, исследовать данные обстоятельства, зафиксировать и дать их юридическую квалификацию.

Необходимо остановиться на особенностях рассматриваемой стадии в случае назначения административного наказания без составления протокола об административном правонарушении, что предусматривается статьей 28.6 КоАП РФ.

Данная норма определяет случаи назначения административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа на месте совершения административного правонарушения без составления протокола об административном правонарушении. Это, как правило, возможно, при очевидности правонарушения и признании вины лицом, его совершившим. В случае, когда протокол об административном правонарушении не составляется, уполномоченное на то должностное лицо на месте совершения административного правонарушения оформляет предупреждение либо назначает административный штраф, выписывая постановление-квитанцию.

Если лицо, в отношении которого возбуждено такое дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события

административного правонарушения и (или) назначенное ему

административное наказание, то в этом случае составляется протокол об административном правонарушении и производство осуществляется в общем порядке.

В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в виде постановления по делу об административном правонарушении (ст. 29.10 КоАП РФ). Копии постановления по делу и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото - и киносъемки, видеозаписи направляется лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения данного постановления.

Заканчивается стадия возбуждения дела об административном правонарушении направлением материалов дела по подведомственности, если юрисдикционный орган не уполномочен рассматривать данное правонарушение.

Административное расследование — это комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств , их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Административное расследование проводится в случае выявления административных правонарушений в отдельных областях законодательства, перечисленных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, когда имеется необходимость осуществления экспертизы или производства иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

Перечень правонарушений в отдельных областях законодательства указанный в ст. 28.7 КоАП РФ является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Административное расследование вправе проводить:

  1. должностные лица , уполномоченные составлять , в порядке, установленном ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования такими лицами принимается в виде определения немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ);
  2. прокурор (п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»). Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, а также копия определения о продлении срока расследования (если такое решение принималось) в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (ч. 3.1, ч. 5.2 ст. 28.7 КоАП РФ).

Порядок проведения административного расследования

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения (ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ).

Срок административного расследования исчисляется с даты принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении и не может превышать 1 месяц (ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ).

В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:

1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца;

2) решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок до шести месяцев;

3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев;

4) решением руководителя вышестоящего органа по делам о незаконной организации и проведении азартных игр — на срок до шести месяцев.

Определение о продлении срока расследования является промежуточным процессуальным актом и подлежит оспариванию совместно с итоговым решением по делу. Предметом самостоятельного обжалования указанное определение быть не может.

В ходе административного расследования могут проводиться процесуальные действия такие как:

  1. получение объяснений лиц (ст. 26.3 КоАП РФ);
  2. экспертиза (ст. 26.4 КоАП РФ);
  3. взятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП РФ);
  4. направление поручений и запросов (ст. 26.9 КоАП РФ);
  5. истребование сведений (ст. 26.10 КоАП РФ).

При этом проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (п. 6 ст. 28.7 КоАП РФ).

1. В случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о средствах массовой информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.15 настоящего Кодекса), законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, законодательства об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах, страхового законодательства, законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, законодательства о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса), законодательства о противодействии экстремистской деятельности (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 настоящего Кодекса), законодательства о противодействии коррупции, трудового законодательства, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, законодательства о физической культуре и спорте в части, касающейся предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним, нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр, миграционного законодательства, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства о защите прав потребителей, о техническом регулировании, об аккредитации в национальной системе аккредитации, об организации и о проведении азартных игр, об охране здоровья граждан, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, в области бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, законодательства в области налогов и сборов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии, карантина растений, общественной нравственности, таможенного дела, экспортного контроля, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, в области охраны окружающей среды и природопользования, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, в области использования атомной энергии, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, о газоснабжении, о градостроительной деятельности, в области дорожного движения и на транспорте, несостоятельности (банкротства), законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о применении контрольно-кассовой техники, а также после выявления административного правонарушения против порядка управления (в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации), в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса) осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, а также в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных , 7.27 настоящего Кодекса, проводится административное расследование.

2. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

3. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.

3.1. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

4. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

5. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:

1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца;

2) решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок до шести месяцев;

3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев;

4) решением руководителя вышестоящего органа по делам о незаконной организации и проведении азартных игр — на срок до шести месяцев.

5.1. Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения. В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Определение о продлении срока проведения административного расследования подписывается вынесшим его в соответствии с частью 5 настоящей статьи руководителем или его заместителем.

5.2. Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему.

6. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Комментарий к Ст. 28.7 КоАП РФ

1. В части 1 комментируемой статьи перечисляются виды административных правонарушений, после выявления которых проводится административное расследование.

Так, к ним относятся административные правонарушения, предусмотренные:

1) ст. 14.3 (нарушение законодательства о рекламе);

2) ст. ст. 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52 (нарушение законодательства о выборах и референдумах);

3) ст. 15.27 (нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма);

4) ст. ст. 14.6, 14.9, ч. 2 ст. 19.5, ст. 19.8 (административные правонарушения в области антимонопольного законодательства);

5) ст. ст. 15.3 — 15.13 (административные правонарушения в области налогов и сборов);

6) ст. 15.25 (административные правонарушения в области валютного законодательства);

7) ст. ст. 14.4, 14.5, 14.7, 14.8, 14.15 (административные правонарушения в области законодательства о защите прав потребителей);

8) ст. ст. 16.1 — 16.22 (административные правонарушения в области таможенного дела);

9) ст. ст. 8.1 — 8.23 (административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды);

10) ст. ст. 14.16 — 14.19, 15.13 (административные правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);

11) ст. — 12.37 (административные правонарушения в области дорожного движения);

12) ст. ст. 11.1 — 11.29 (административные правонарушения на транспорте);

13) ст. ст. 8.32, 11.16, 20.4 (административные правонарушения в области пожарной безопасности) КоАП.

Административное расследование в указанных случаях может производиться при проведении предусмотренных КоАП процессуальных действий, требующих значительных временных затрат: экспертизы (см. комментарий к ст. ст. 26.4, 26.5), сбора и фиксации вещественных доказательств (см. комментарий к ст. 26.6), истребования сведений и оценки доказательств (см. комментарий соответственно к ст. ст. 26.10, 26.11), а также в указанных случаях при выяснении обстоятельств по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 26.1).

2. При необходимости проведения административного расследования должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении. Согласно п. 3 ч. 4 ст. 28.1 дело считается возбужденным с момента вынесения определения.

Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях указаны в ч. ч. 2, 3 ст. 28.3 (см. комментарий к ст. 28.3).

3. Согласно ч. 1 ст. 28.4 Кодекса прокурор вправе возбудить дело об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 12.35, 12.36 и 15.10 Кодекса. По факту выявления других административных правонарушений, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, прокурор вправе возбудить дело при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенном прокурором немедленно после выявления факта совершения указанного правонарушения, должно быть указано о проведении административного расследования.

4. Местом совершения административного правонарушения согласно ч. 4 комментируемой статьи считается место выявления факта его совершения, наличие состава административного правонарушения. Оно должно быть подтверждено или опровергнуто при осуществлении административного расследования и последующих, предусмотренных Кодексом, процессуальных действий по делу.

5. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Часть 5 комментируемой статьи перечисляет случаи, когда этот срок может быть продлен по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело. При этом решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения, в котором должны быть указаны дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему.

6. По окончании административного расследования должен быть составлен протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. В соответствии со ст. 28.9 Кодекса указанное постановление выносится должностным лицом, в производстве которого находится дело, до передачи дела на рассмотрение, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса.

Если весь процесс рассмотрения дела об административном правонарушении состоит из совокупности определенных стадий, то конкретно каждую стадию можно рассмотреть как совокупность этапов. Под этапом следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть стадии, которыя, наряду с её общими задачами, имеет свойственные только ему задачи, документы и другие особенности Административно-процессуальное право: Курс лекций / Под ред. проф. И.Ш. Килясханова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2004. С. 5-6. Так, этапы отличаются друг от друга и кругом участников производства. На каждом этапе совершаются определенные действия, которые являются частными по отношению к общей цели производства. Решение задач этапа может оформляться отдельным процессуальным документом. Этапы органично связаны между собой: последующий, как правило, начинается лишь поле того, как закончен предыдущий, на новом этапе проверяется то, что было сделано раньше. Стадия административного расследования состоит из семи этапов Бахрах Д.Н. Административное право. М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2000. С. 146:

1. принятие решения о проведении административного расследования;

2. установление обстоятельств дела;

3. приостановление административного расследования;

4. процессуальное оформление результатов административного расследования;

5. направление протокола об административном правонарушении на рассмотрение компетентному органу или должностному лицу;

6. дополнительное административное расследование;

7. повторное направление материалов дела для рассмотрения.

Принятие решения о проведении административного расследования. Согласно ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором - в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Требования и особенности данного документа будут рассмотрены в следующем параграфе.

Этап установления обстоятельств дела является центральным. Сущность этапа установления обстоятельств дела заключается в деятельности лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении, по установлению неочевидных данных - признаков состава правонарушения, отягчающих и смягчающих обстоятельств и т.д. В процессе расследования должны быть установлены фактические обстоятельства совершенного проступка, которые можно подразделить на три группы. 1) Обстоятельства, имеющие непосредственное значение для решения вопроса о наличии или отсутствии состава проступка. 2) Обстоятельства, находящиеся за рамками состава нарушения, но имеющие значение для определения вида и размера взыскания. 3) Выявление причин и условий, способствующих совершению нарушений, их предупреждении. Эти обстоятельства и данные устанавливаются путем проведения процессуальных действий, истребования документов, направлением запросов, проведением розыскных мероприятий. Объём данного этапа зависит от категории дел и обстоятельств конкретного дела об административном правонарушении.

Именно на данном этапе проводятся экспертизы. Согласно ч. 1 ст. 26.4 КоАП РФ в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы обязательное для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы. В соответствии с ч. 6 ст. 26.4 КоАП РФ заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано. Правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве определяет Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"о чем и указано в его преамбуле. Там же указано, что производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством РФ.

Этап приостановления административного расследования не регламентирован в КоАП РФ, однако его существование обусловлено потребностями практики. В связи с этим, в ст. 28.7 КоАП РФ некоторыми теоретиками в области административного права предлагается внести следующие изменения:

"Административное расследование может быть приостановлено, если местонахождение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении неизвестно, а также в случае тяжкого заболевания этого лица, удостоверенного медицинским заключением, путем вынесения определения должностным лицом, осуществляющим административное расследование.

Административное расследование может быть приостановлено только в том случае, если должностное лицо, его осуществляющее, выполнило все процессуальные и иные действия, производство которых возможно в отсутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и приняло меры к розыску этого лица" Филоненко, И. О. Возбуждение и административное расследование милицией дел об административных правонарушениях в сфере оборота» алкогольной продукции:Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. / www/fguyn.1hdh/ru/.

Далее следует этап процессуального оформления результатов административного расследования, на котором составляется протокол об административном правонарушении. Протокол - это важнейший процессуальный документ, закрепляющий результат деятельности уполномоченного должностного лица по делу об административном правонарушении на стадии административного расследования, фиксирующий в незначительном объеме существенные черты события правонарушения, квалифицирующие признаки состава, данные о применении мер процессуального обеспечения по делу, сведения о лице, в отношении которого он составлен и который служит основанием для рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения наказания правонарушителю компетентным лицом. В дальнейшем протокол направляется рассмотрение компетентному органу или должностному лицу.

Направление протокола теоретиками также считается самостоятельным этапом стадии административного расследованияСм.: Хаманева Н.Ю. Административный процесс и административная юстиция // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Сборник тезисов статей. М.: Московский университет МВД России, 2003. С. 130-131; . Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Этап дополнительного административного расследования начинается с момента возвращения дела об административном правонарушении из органа или от должностного лица, которым он был направлен на рассмотрение, в установленных законом случаях для исправления недостатков, препятствующих рассмотрению дела, и заключается в повторном проведении этапа установления обстоятельств дела и последующих этапов. В последующем за ним идет этап повторного направления материалов компетентному должностному лицу или органу. Необходимо так же сказать о сроках и месте проведения расследования в целом, как стадии.

В соответствии с ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.Частью 4 ст. 28.7 КоАП РФ также установлено, что административное расследование проводится:

по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, - указанным должностным лицом;

по решению начальника органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Как разъяснено в подп. "а" п. 3 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. N 5, круг должностных лиц, уполномоченных на проведение административного расследования, в силу ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ является исчерпывающим.

Сроки проведения административного расследования установлены в ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ:

по общему правилу срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении;

в исключительных случаях срок проведения административного расследования по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца;

по делам о нарушении таможенных правил срок проведения административного расследования в исключительных случаях может быть продлен начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.

Итак, административное расследование как самостоятельную стадию процесса производства дел об административных правонарушениях, в свою очередь можно разделить на ряд самостоятельных этапов, центральным в которых является этап выяснения обстоятельств дела. Современное законодательство в данной сфере по мнению некоторых авторов несовершенно и ими предлагается внести ряд статей в Кодекс об административных правонарушениях. Конкретно это касается этапа приостановления административного расследования, что не регламентировано в кодексе, однако часто встречается на практике.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав