13.08.2019

Статус прокуроры участия в административном процессе. Участие прокурора в административном судопроизводстве. Распределение обязанностей по доказыванию


1. Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами . Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае , если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместитель Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, военный суд, районный суд; прокурор субъекта Российской Федерации, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители - в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд, гарнизонный военный суд, районный суд; прокурор города, района и приравненные к ним прокуроры - в гарнизонный военный суд, районный суд.

3. Административное исковое заявление прокурора должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса.

4. Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

5. В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается. В случае, если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу.

6. В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, суд оставляет соответствующее заявление без рассмотрения, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит об отказе от административного иска. В случае отказа этих лиц от административного иска суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.

1. Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместитель Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, военный суд, районный суд; прокурор субъекта Российской Федерации, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители - в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд, гарнизонный военный суд, районный суд; прокурор города, района и приравненные к ним прокуроры - в гарнизонный военный суд, районный суд.

3. Административное исковое заявление прокурора должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса.

4. Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

5. В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается. В случае, если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу.

6. В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, суд оставляет соответствующее заявление без рассмотрения, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит об отказе от административного иска. В случае отказа этих лиц от административного иска суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.

7. Прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Прокурор не дает заключение по административному делу, если административное дело возбуждено на основании его административного искового заявления.

Перечень административных нарушений, дела о которых возбуждаются прокурором:

Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума;

Отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме;

Несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума;

Сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме;

Нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, референдума, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчет голосов»;

Отказ в предоставлении информации;

Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума;

Подделка подписей избирателей, участников референдума;

Нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума при выделении площадей для размещения агитационных материалов;

Невыполнение уполномоченным лицом требований законодательства о выборах об обеспечении кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий;

Нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта;

Внесение должностным лицом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика, заведомо недостоверных сведений в реестр контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, или реестр недобросовестных поставщиков;

Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию;

Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных);

Разглашение информации с ограниченным доступом;

Нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети "Интернет";

Нарушение порядка предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

Несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц или об ИП в единый государственный реестр ИП;

Незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре ИП сведений и (или) документов либо иных предусмотренных законодательством о государственной регистрации юридических лиц и ИП документов лицам, заинтересованным в получении таких сведений и (или) документов;

Нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности;

Неисполнение банком или иной кредитной организацией поручения органа государственного внебюджетного фонда о зачислении во вклады граждан сумм государственных пенсий и (или) других выплат;

Воспрепятствование доступу членов международной инспекционной группы, осуществляющей свою деятельность в соответствии с международным договором РФ, на объект, подлежащий международному контролю;

Несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле (надзоре);

Нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов;

Незаконное вознаграждение от имени юридического лица;

Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего;

Нарушение законодательства об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания;

Самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора;

Организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности;

Производство и распространение экстремистских материалов.

Прокурор или его заместитель при наличии оснований возбуждает производство по делу об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами:

Освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

Опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

Вносит представление об устранении нарушений закона.

Должностные лица органов обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

Протест прокурора - важнейшая административно-процессуальная форма. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу или обращается в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение законодательного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

КоАП РФ наделяет прокурора правом приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле. Виды таких постановлений:

а) постановление о назначении административного наказания;

б) постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Данное постановление может выноситься в случае:

Наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу;

Объявления виновному устного замечания;

Прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

КоАП устанавливает порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, который применим и к случаям принесения протеста прокурором. При этом прокурор может по своему усмотрению направить протест в орган административной юрисдикции, принявший соответствующее постановление, либо непосредственно оспорить незаконное решение в суд или вышестоящему лицу, уполномоченному его рассматривать.

КоАП определяет органы и должностных лиц, которым адресуется протест:

Вынесенное судьей, - в вышестоящий суд;

Вынесенное коллегиальным органом, - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

Вынесенное должностным лицом, - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

Вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта - в районный суд по месту рассмотрения дела.

КоАП устанавливает, что жалоба, а равно и протест на постановление по делу об административном правонарушении могут быть поданы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно КоАП, опротестование вступивших в законную силу постановлений органов административной юрисдикции относится к компетенции прокуроров субъектов РФ и их заместителей, которые приносят протесты на имя председателей (заместителей председателей) соответствующих их статусу верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области или автономных округов.

Прокурор вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении в случаях, когда:

а) необходимо внести изменения в это постановление . У рассматривающих протест судьи или должностного лица нет полномочий на усиление административного наказания или иное ухудшение положения лица, в отношении которого вынесено постановление. Поэтому основанием для принесения протеста в этом случае будет вынесенное органом административной юрисдикции необоснованно строгое административное наказание, о чем должно говориться в мотивировочной части акта прокурорского реагирования. В свою очередь, в резолютивной части протеста нужно ставить вопрос о смягчении наказания путем внесения изменений в оспариваемое постановление;

б) имеется хотя бы одно из обстоятельств , предусмотренных КоАП РФ (отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении). КоАП устанавливает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Субъектами этих правонарушений являются как должностные лица, так и юр. лица, граждане.

При осуществлении надзора за исполнением Конституции и законов, действующих на территории РФ, прокурор вправе возбудить дело о любом АПН, ответственность за которое предусмотрена КоАП или законом субъекта.

При этом органы прокуратуры при осуществлении надзора не должны подменять иные контролирующие органы - вынесение прокурором постановления о возбуждении производства по делу об АПН, кроме предусмотренных случаев, является исключительной мерой.

КоАП включает прокурора в число участников производства по делам об АПН, хотя функция надзора в целом сохранена при производстве по делам об АПН, но на деятельность судов не распространяется.

Прокурор извещается о месте и времени рассмотрении дела об АПН, совершенном несовершеннолетним (не подведомственны суду), а также дела, возбуждающегося по инициативе прокурора.

Прокурор не обязан участвовать в рассмотрении дела в связи с получением извещения, но отсутствие извещения не является препятствием для участия прокурора в рассмотрении дел, возбуждающихся по его инициативе, в том числе и в судах.

Таким образом, прокурор участвует в судах при рассмотрении только тех дел об АПН, которые им возбуждаются.

Подведомственность:

1) АПК и КоАП не предоставляют прокурору права инициировать в АС РФ рассмотрение дел об АПН, лишь Пленум ВАС РФ 2003 года ориентирует АС РФ принимать к рассмотрению заявления прокурора с прилагаемым к ним постановлением о возбуждении производства по делу об АПН;

2) суды общей юрисдикции - прокурор, вынося постановление о возбуждении производства по делу об АПН, в сфере своей компетенции, направляет его согласно установленной КоАП подсудности.

Полномочия прокуроров при рассмотрении судами дел об АПН:

1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении;

2) участвовать в рассмотрении дела об АПН, представлять доказательства, заявлять ходатайства;

3) давать заключения по вопросам, возникшим во время рассмотрения дела (здесь прокурор выступает в виде представителя надзорного органа, дающего правовую оценку юридическим фактам, что не презюмирует характер выносимого судом решения; в рассмотрении дела может участвовать любой уполномоченный на то оперативный работник соответствующей прокуратуры субъекта РФ);

4) заявлять отводы;

5) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле.

Прокурор вправе вносить протест на постановление по делу об АПН, независимо от участия в деле.

Только прокурор и его заместитель : на не вступившее в законную силу - в вышестоящий суд в течении 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (срок может быть восстановлен судьей).

Принесение протеста влечет необходимость участия прокурора в пересмотре оспариваемых решений, при этом прокурор вправе:

Заявлять ходатайства и отводы;

Давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения протеста.

Прокурор – любой оперативный работник.

Вступившие в законную силу постановления имеют право опротестовать прокуроры субъектов РФ и ГП РФ, а также их замы.

Судья, вынесший постановление об АПН, обязан приостановить его исполнение в случаях принесения протеста на вступившее в законную силу постановление об АПН, до рассмотрения протеста (кроме административного ареста).

АПК не предоставляет прокурору права подавать заявление об оспаривании решений административных органов в АС РФ (только юр. лица и ИП, привлекающиеся к ответственности, имеют такое право).

Билет № 43 Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Эта отрасль прокурорского надзора обусловлена ограниченными возможностями лиц задержанных, арестованных, лишенных свободы защищать свои права и интересы.

С помощью этой отрасли надзора обеспечиваются права осужденных, задержанных, арестованных, подвергшихся принудительным мерам мед. характера и требования, касающиеся защиты прав человека в сфере борьбы с преступностью, содержащихся в международных актах.

Предмет:

Законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание;

Соблюдение установленных законом РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергшихся ПММХ, порядка и условий их содержания;

Законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы;

Законность приказов, распоряжений администраций, а также их действий и решений.

Задачи:

Своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности и режима содержания, прав и законных интересов лиц, находящихся в местах лишения свободы;

Недопущение фактов, унижающих человеческое достоинство, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденному и заключенному со стороны работников УИН, необоснованного водворения в штрафное помещение;

Обеспечение гуманности условий содержания, соответствующих минимальным стандартным правилам обращения с заключенными;

Контроль за фактическим устранением выявленных нарушений законности, исполнением администрациями органов и УИН предписаний прокуратуры;

По предмету:

1) законность нахождения означает, что в отношении данного лица имеется соответствующий документ (протокол, постановление, приговор), и данный орган или учреждение предназначено для содержания именно этой категории лиц:

Задержание-протокол;

Отбывание уголовного наказания - приговор суда;

ПММХ - постановление суда;

ПМ воспитательного воздействия - постановление суда.

Прокурор проверяет, в том числе, сроки содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых, а также осужденных + проверяет законность освобождения от наказания (наличие соответствующего основания);

2) соблюдение прав и обязанностей - правовой статус определяется:

В отношении подозреваемых, обвиняемых - ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»;

В отношении осужденных – УИК;

В отношении помещенных в психический стационар - ФЗ «О психиатрической помощи и гарантированных правах граждан при ее оказании»;

3) соблюдение порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых МПХ:

В отношении задержанных и заключенных под стражу - ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления»;

Исполнение наказания в виде лишения свободы + арест - УИК (в зависимости от вида исправительного учреждения);

Исполнение наказания, не связанного с изоляцией от общества – УИК РФ.

ПРОВЕРКИ исполнения законов проводятся систематически (ежедневно), независимо от наличия данных о нарушении законности. Поднадзорные органы: СИЗО, УИН, ОУИС, ДВУ.

Осуществляя надзорную деятельность, прокуроры не долж­ны вмешиваться в организационно-распорядительную и хо­зяйственную деятельность администрации поднадзорных объ­ектов, к которым относятся колонии, тюрьмы, следственные изо­ляторы, арестные дома, воспитательные колонии, колонии-поселения, лечебные ис­правительные учреждения, дисциплинарные воинские части, гауптвахты; уголовно-исполнительные инспекции, исправительные центры.

Билет № 44 Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Правовые акты прокурора.

Для выполнения задач данной отрасли надзора прокурор наделен как специальными полномочиями, так и (с учетом специфики предмета надзора) полномочиями, предусмотренными направлением прокурорского надзора (за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и т. д.):

3) возбуждает дела об АПН;

Специальные полномочия :

Постановления и требования прокурора относительно ис­полнения установленных законом порядка и условий содер­жания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо по­мещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осуж­денных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Правовые акты прокурора – представление, протест, постановление.

Билет № 45 Особенности прокурорского надзора за законностью исполнения наказаний в виде лишения свободы.

Нормативная база: УИК РФ, ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы», 1993, приказ ГП РФ № 19 «Об организации надзора за исполнением закона администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовное наказание».

Процедура: н аказания назначаются вступившим в законную силу приговором суда; отбывание наказания - в ИУ вида, назначенного этим приговором.

Предмет:

Законность нахождения лиц в исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание;

Соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей осужденных.

Полномочия прокурора:

1) рассматривает и проверяет заявления, жалобы о нарушении прав;

2) разъясняет пострадавшему порядок защиты прав и свобод;

3) возбуждает дела об АПН;

4) требует привлечения лиц, нарушающих закон, к иной установленной законом ответственности;

5) вносит представления об устранении нарушений закона;

6) опротестовывает незаконные акты.

Специальные полномочия :

1) право посещать в любое время органы и учреждения, исполняющие наказание и МПХ, места содержания под стражей БЕЗ СПЕЦИАЛЬНОГО РАЗРЕШЕНИЯ; Приказ № 19 ГП РФ: прокурорам субъектов РФ, приравненным к ним военным прокурорам не реже 1раза в квартал проводить проверки исполнения законов администрациями СИЗО и ИУ, дисциплинарными воинскими частями; проведение подчиненными прокурорами проверок этих мест - не реже 1 раза в месяц, а учреждений, расположенных в труднодоступной местности – не реже 1 раза в квартал;

2) допрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых МПХ;

3) знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены, либо подвергнуты МПХ, с оперативными материалами - это позволяет выявить нарушение сроков, неправильное определение вида ИУ; поскольку законом предусмотрено осуществление ОРД в ИУ, прокурору предоставлено право знакомиться с оперативными материалами (сведения о лицах, внедренных в ОПГ и штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД и лицах, оказывающих содействие этим органам на конфликтной основе, предоставляются прокурору только с письменного согласия указанных лиц, за исключением случаев, требующих привлечения их к уголовной ответственности);

4) требовать от администраций создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутые МПХ;

5) проверять соответствие законодательству РФ приказов и распоряжений органов и администраций (проверка осуществляется не только при поступлении жалоб, заявлений, но и по собственной инициативе прокурора);

6) требовать объяснений от должностных лиц;

7) вносить протесты и представления (до рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается);

8) отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора;

9) незамедлительно освобождать своим постановлением каждого содержащегося под стражей без законных оснований в учреждениях, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение (незаконное означает отсутствие надлежащего оформления документов или истечение срока задержания, ареста, применения МПХ);

10) действия администраций по содержанию задержанных и заключению под стражу О и УИН в некоторых случаях требуют согласия прокурора (например, задержание до 30 суток лиц, осужденных к исправительным работам, введение режима особых условий в ИУ);

11) обязательное присутствие прокурора при исполнении смертной казни.

Жалобы осужденных;

Систематические проверки;

Дача согласия на введение в ИУ режима особых условий - опрос осужденных.

Типичные правонарушения:

Использование недозволительных мер воздействия, незаконное применение физической силы;

Незаконное водворение в карцеры, дисциплинарные изоляторы, штрафные изоляторы;

Неоказание мед. помощи;

Ненадлежащее материально-бытовое обеспечение;

Воспрепятствование осужденным обжалования действий и решений должностных лиц, нарушающих их права;

Предоставление осужденным не предусмотренных законом льгот;

Привлечение к неоплачиваемым работам сверх установленного законом времени.

Акты реагирования:

Представление;

Протест;

Согласие;

Мотивированное постановление;

Постановление о возбуждении дела об АПН.

проводятся систематически, а в случаях возникновения в ИУ ЧП – незамедлительно; по каждому случаю смерти лиц в ИУ проводится проверка обстоятельств смерти; целесообразно, помимо изучения документов и сведений, обхода всех жилых, коммунально-бытовых, производственных объектов, провести допрос осужденных.

Проверка прокурора может быть разделена в соответствии с объемом на 2 вида: общая и целевая (затраги­вает отдельные вопросы организации и деятельности исправи­тельных учреждений).

Проверки могут быть плановыми, вне­плановыми, внезапными, ночными и т.д. Вопрос о том объеме, в рамках которого должна пройти прокурорская проверка, ре­шается исключительно прокурором с учетом общего состояния законности в конкретном исправительном учреждении.

Информацию о состоянии законности на поднадзорном объекте прокурор получает из жалоб, заявлений и иных обра­щений осужденных, анализа материалов практики прокурор­ского надзора с обязательным учетом при этом данных расследования уголовных дел о преступлениях в исправительных и воспита­тельных колониях.

На основании изученного материала про­курор определяет круг вопросов, подлежащих проверке и вы­яснению.

Перед началом проверки в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, прокурор беседует с начальником учреждения и поручает ему подготовить необходимые документы для проверки.

Непосредственно при проверке прокурор выясняет:

1. Законность нахождения осужденных в местах отбывания лишения свободы.

2. Соблюдение требований закона о раздельном содержании осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях.

3. Законность и обоснованность перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую такого же вида или из одной тюрьмы в другую.

4. Соответствие режима содержания осужденных видам исправительных учреждений.

5. Соблюдение требований закона об условиях отбывания наказания (материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение и др.)

6. Соблюдение требований закона при привлечении к труду осужденных к лишению свободы, правил охраны труда, а также при обеспечении профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы.

8. Законность оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях.

9. Обеспечение прав осужденных при использовании технических средств надзора и контроля.

10. Законность и обоснованность применения администрацией в отношении осужденных при оказании ими сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения и в других случаях физической силы, специальных средств и оружия.

11. Состояние борьбы с преступлениями и иными нарушениями в исправительных учреждениях, арестных домах; соблюдение требований уголовно-процессуального законодательства о производстве дознания.

12. Соблюдение администрацией исправительных учреждений требований закона о порядке представления к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания осужденных или о замене им неотбытой части наказания более мягким видом наказания, о порядке применения амнистии.

13. Соблюдение администрацией исправительных учреждений требований закона о порядке разрешения жалоб и заявлений осужденных.

14. Законность приказов, распоряжений, постановлений администрации исправительных учреждений.

15. Выполнение администрацией исправительных учреждений обязанностей по содействию в трудовом и бытовом устройстве осужденных.

Для выяснения этих вопросов прокурор может использовать различные формы, такие как обход всех помещений и производственных объектов, опрос осужденных, их личный прием и др.

Правовые средства прокурорского реагирования : а) постановления прокурора, отменяю­щие незаконные распоряжения администрации исправительного учреждения; б) представления об устранении нарушений закон­ности, а также причин и условий, способствующих нарушению закона; в) приостановление и опротестование незаконных при­казов и распоряжений администрации; г) привлечение к уголов­ной и дисциплинарной ответственности виновных лиц.

Билет № 46 Особенности прокурорского надзора за законностью исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества.

Нормативная база: УИК РФ, приказ Генпрокурора № 19.

Процедура наказаний, не связанных с лишением свободы:

1) лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, исполняется УИИ (уголовно-исполнительная инспекция) по месту жительства, ИУ, ДВИ, администрацией органа, в которой работает осужденный, а также органами, полномочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью;

2) лишение специального воинского или почетного звания, классного чина, государственных наград -исполняется судом, вынесшим решение; требование приговора исполняется должностным лицом, присвоившим звание, классный чин, наградившим гос. наградой;

3) обязательные работы – УИИ по месту жительства осужденного;

4) исправительные работы – УИИ;

5) ограничение свободы - УИИ по месту жительства;

6) ограничение по воинской службе – командиром воинской части, в которой проходит службу военнослужащий;

7) за условно-осужденным контроль осуществляет – УИИ;

8) штраф – суд пристав-исполнитель.

Предмет:

Соблюдение установленных законом РФ прав и обязанностей осужденных;

Законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Полномочия:

1) допрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергшихся МПХ;

7) вносить протесты и представления (до рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается);

8) отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Способы выявления правонарушений:

Систематические проверки, не реже 1 раза в квартал;

Жалобы осужденных.

Типичные правонарушения:

Несоблюдение требований закона о постановке на учет;

Незаконное установление УИИ обязанностей и запретов осужденным и условно отбывающим наказание, наложение взыскания;

Неисполнение требований приговора о лишении права занимать определенную должность, заниматься определенной деятельностью.

Акты реагирования:

Представление;

Протест;

Особенности проверки: проводятся систематически; специфика проведения проверки определяется тем, какой орган и учреждение исполняет соответствующий вид наказания и тем, какие требования о порядке и условиях отбывания наказания соответствуют виду наказания, согласно УИК.

При проведении проверок законности исполнения наказания в виде ограничения свободы подлежат выяснению:

1. Законность нахождения осужденных в исправительных центрах.

2. Соблюдение требований закона о порядке отбывания ограничения свободы.

3. Соблюдение требований закона о материально-бытовом обеспечении осужденных.

4. Соблюдение требований закона о медико-санитарном обеспечении осужденных.

5. Обеспечение условий труда осужденных.

6. Законность увольнения осужденных администрацией организаций, в которых они работают.

7. Соблюдение требований закона, регулирующих воспитательное воздействие на осужденных.

8. Законность применения мер поощрения, применяемых к осужденным, и привлечения к ответственности за нарушение порядка и условий отбывания ограничения свободы и за злостное уклонение от отбывания ограничения свободы.

9. Соблюдение администрацией исправительного центра требований закона о порядке предоставления к условно- досрочному освобождению от отбывания наказания осужденных или о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, о порядке применения амнистии.

10. Соблюдение администрацией исправительного центра, администрацией организаций, в которых работают осужденные, требований закона о порядке разрешения жалоб и заявлений осужденных.

11. Законность приказов, распоряжений, постановлений, администраций исправительного центра и администраций организаций, в которых работают осужденные.

12. Выполнение администрацией исправительного центра обязанностей по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных.

Выяснение этих вопросов проводится путем проверок, проводимых в исправительных центрах и в организациях, в которых работают осужденные к ограничению свободы.

При проведении проверок законности исполнения исправительных работ следует иметь в виду, что исправительные работы отбываются по основному месту работы осужденного. Осужденные к исправительным работам привлекаются к исполнению наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исправительную инспекцию распоряжения суда с копией приговора.

К числу выясняемых вопросов относится и отбытие осужденным полностью срока назначенного судом наказания. Началом срока отбывания исправительных работ является день получения администрацией организации, в которой работает осужденный, из уголовно-исполнительной инспекции копии приговора суда.

Прокурору следует обращать внимание и на исполнение требования закона о возвращении осужденному излишне удержанных сумм из его заработной платы в случаях отмены или изменения приговора суда с прекращением дела.

Проверку законности исполнения в виде обязательных работ прокурор проводит как в уголовно-исполнительных инспекциях, так и в организациях, в которых осужденные отбывают этот вид наказания.

Прокурору нужно обращать внимание на то, привлечен ли осужденный к обязательным работам к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления). Проверке подлежат и такие вопросы, как условия исполнения и отбывания наказания, исчисление срока обязательных работ, соблюдение уголовно-исполнительной инспекцией и администрацией организации, в которой осужденные отбывают обязательные работы, требований закона об их обязанностях.

Специфика прокурорского надзора за исполнением других наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, определяется: 1) тем, какой орган или учреждение исполняет этот вид наказания; 2) какиетребования о порядке и условиях отбывания каждого из этихвидов наказания предусмотрены в законе.

При проведении проверок законности исполнения наказаний прокурорам следует иметь в виду, что в соответствии с УИК к осужденным могут быть применены меры медицинского характера. Прокурору следует обращать внимание на соблюдение установленного законам порядка исполнения этих принудительных мер.

Билет № 47 Особенности надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Нормативная база: УИК РФ, ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлении», приказ Генпрокурора № 19.

Процедура

Подозреваемые и обвиняемые могут содержаться:

В СИЗО УИС;

В ИВС подозреваемых и обвиняемых ОВД;

В УИС, исполняющих наказания;

На гауптвахтах;

В помещениях, которые определяются капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании.

В зависимости от места содержания под стражей проверка проводится:

Прокурором, работниками отделов по надзору за исполнением законов в УИС, прокурором субъекта РФ;

Работниками подразделений по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности прокуроров субъектов РФ;

Территориальными прокурорами;

Транспортными прокурорами;

Военными прокурорами.

Предмет:

Законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения;

Соблюдение прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, порядка и условий их содержания.

Полномочия прокурора:

1) допрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых МПХ;

2) знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены, либо подвергнуты МПХ, с оперативными материалами - это позволяет выявить нарушение сроков, неправильное определение вида ИУ; поскольку законом предусмотрено осуществление ОРД в ИУ, прокурору предоставлено право знакомиться с оперативными материалами (сведения о лицах, внедренных в ОПГ и штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД и лицах, оказывающих содействие этим органам на конфликтной основе, предоставляются прокурору только с письменного согласия указанных лиц, за исключением случаев, требующих привлечения их к уголовной ответственности);

3) требовать от администраций создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутые МПХ;

4) проверять соответствие законодательству РФ приказов и распоряжений органов и администраций (проверка осуществляется не только при поступлении жалоб, заявлений, но и по собственной инициативе прокурора);

5) требовать объяснений от должностных лиц;

6) вносить протесты и представления (до рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается);

7) отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора;

8) незамедлительно освобождать своим постановлением каждого содержащегося под стражей без законных оснований в учреждениях, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение (незаконное означает отсутствие надлежащего оформления документов или истечение срока задержания, ареста, применения МПХ);

9) действия администраций по содержанию задержанных и заключению под стражу О и УИН в некоторых случаях требуют согласия прокурора (например, задержание до 30 суток лиц, осужденных к исправительным работам, введение режима особых условий в ИУ);

10) обязательное присутствие прокурора при исполнении смертной казни.

Способы выявления нарушений:

Жалобы осужденных;

Систематические проверки.

Типичные правонарушения:

Незаконное применение физической силы, специальных средств;

Неоказание мед. помощи;

Воспрепятствование реализации права обжаловать действия и решения должностных лиц;

Нарушение правил раздельного содержания различных категорий задержанных, заключенных под стражу.

Акты реагирования:

Представление;

Протест;

Постановление о возбуждении дела об АПН;

Мотивированное постановление.

Особенности проведения проверки: системный характер + необходимое ознакомление с действующими в учреждении правилами внутреннего распорядка (проводятся соответствующим прокурором).

При проведении проверок в ИВС прокурору следует обращать внимание на исполнение требований законодательства о нахождении там не более 10 суток в течение месяца переведенных из следственных изоляторов подозреваемых и обвиняемых для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневно доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса.

В законе закреплено право подозреваемых на личную безопасность во время содержания под стражей. При наличии оснований для принятия мер по обеспечению личной безопасности прокурору нужно проверить, все ли необходимые меры приняты администрацией мест содержания.

Предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы гос. власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей, цензуре не подлежат и принимаются от подозреваемых и обвиняемых в запечатанных конвертах, вскрывать которые запрещено.

В поле зрения прокурора должны попадать вопросы содержания беременных женщин, женщин, имеющих при себе детей в возрасте до 3 лет, несовершеннолетних; соблюдение требования закона о раздельном размещении в камере различных категорий подозреваемых и обвиняемых, особенно несовершеннолетних от взрослых; применение физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия сотрудниками мест содержания под стражей и другие вопросы. Прокурор также вправе по своей инициативе или заявлению родственников заболевшего или умершего провести проверку по данному факту.

Билет № 51 Особенности прокурорского надзора за исполнением законов в сфере противодействия коррупции.

В соответствии с ФЗ «О противодействии коррупции», коррупция – это:

А) злоупотребление служебным положением, дача или получение взятки, злоупотребление полномочием, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества, или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

Б) совершение указанных деяний от имени и в интересах юридических лиц.

Противодействие коррупции - деятельность органов гос. власти и местного самоуправления, институтов гражданского общества, физических и юр. лиц в пределах их полномочий:

1) предупреждение коррупции;

2) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных преступлений;

3) ликвидация последствий коррупционных правонарушений;

А) Конвенция ООН против коррупции 2003 года, ратифицирована в 2006 (каждое государство – участник, обеспечивающий наличие органов, осуществляющих противодействие коррупции);

Б) Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию;

В) ФЗ «О противодействии коррупции», 2008 год;

Г) национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 год;

Д) ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе НПА и проектов НПА», 2009.

ПРЕДМЕТ НАДЗОРА : исполнение законов в сфере противодействия коррупции.

При этом план противодействия коррупции указывает, что органы прокуратуры должны усилить надзор за:

Исполнением законодательства, регулирующего использование гос. имущества и размещение заказов на поставку товаров, услуг для гос. и муниципальных нужд;

Исполнение законодательства в области организации и проведения проверок юр. лиц, ИП контролирующими органами гос. и муниципального уровня;

Исполнение руководителями федеральных гос. органов, гос. органов субъектов РФ, главами муниципальных образований, законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на гос. службе.

Полномочия прокурора:

А) ГП РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность ОВД, ОФСБ,ТО и др. ПОО по борьбе с коррупцией;

Б) проведение антикоррупционной экспертизы НПА ФОИВ, ОИВ, субъектов РФ, иных органов и организаций.

Приказом ГП РФ № 84 надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции возлагается на прокуроров субъектов РФ.

СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ:

Жалобы и обращения граждан (гос. и муниципальный служащий обязан уведомить орган прокуратуры обо всех случаях обращения к нему в целях склонения его к совершению правонарушения);

Антикоррупционная экспертиза;

Проверки.

АКТЫ РЕАГИРОВАНИЯ: требование об изменении НПА и иные акты по 1отрасли надзора.

В Генпрокуратуре РФ создано специализированное подразделение по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Аналогичные подразделения создаются в субъектах РФ.

Основные направления деятельности:

Выявление коррупционных проявлений и проведение по ним соответствующих проверок;

Надзор за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности по делам коррупционной направленности;

Осуществление надзора за соблюдением уголовно-процессуального законодательства в процессе расследования уголовных дел о фактах коррупции;

Поддержание государственного обвинения в стадии судебного производства по таким уголовным делам;

Участие в международном сотрудничестве с антикоррупционными и иными структурами других стран;

Мониторинг и анализ исполнения законодательства о борьбе с коррупцией и выработка предложений по его совершенствованию.

Билет № 52 Методика антикоррупционной экспертизы НПА.

Данный вопрос регулируется ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе НПА и проектов НПА» и Приказом ГП РФ № 400 «Об организации проведения АКЭ НПА», Методикой проведения АКЭ НПА и проектов НПА, Постановлением Правительства «Об АКЭ НПА и проектов НПА».

Проведение экспертизы обязательно. Коррупционные факторы выявляются с помощью мониторинга.

АКЭ проводят:

Прокуратура РФ;

Организации, их должностные лица;

Независимые эксперты (физическое лицо с необходимым юридическим образованием, стажем не менее 5 лет).

Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят АКЭ по вопросам:

1) прав, свобод, обязанностей человека и гражданина;

2) гос. и муниципальной собственности, гос. и муниципальной службы, налогового, таможенного, водного, градостроительного законодательства;

3) социальных гарантий лицам, замещающим гос. и муниципальные должности, должности гос. и муниципальной службы.

Целью таких экспертиз является выявление коррупциогенных факторов и их последующее устранение в правовых актах и их проектах.

В Методике выделено 2 вида коррупциогенных факторов :

Устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил;

К 1 виду коррупциогенных факторов относятся:

Широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

Определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

Выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

Заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

Отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

Отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).

Ко 2 виду коррупциогенных факторов можно отнести:

Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

Злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

Юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются:

В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд;

В заключении, составляемом по итогам антикоррупционной экспертизы, - при проведении указанной экспертизы Минюстом России, а также органами, организациями, их должностными лицами.

В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и в заключении должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.

Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования и учитывается в установленном порядке органом, организацией или должностным лицом, которые издали этот акт, в соответствии с их компетенцией. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа и учитывается в установленном порядке органом, который издал этот акт, в соответствии с его компетенцией.

Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано.

Коррупционными факторами признаются положения проектов документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики, создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.

В соответствии с принципами, оценка НПА производится во взаимосвязи с другими НПА (необходимо осуществлять экспертизу НПА с учетом положений другого НПА), т.к. они могут образовать коррупционные факторы в совокупности.

НПА, подлежащие изучению органами прокуратуры:

Акты федеральных органов и их должностных лиц – 2 мес. со дня принятия;

Акты ОГВ субъектов РФ, ТОФО, ОМСУ - 1 мес.

При наличии оснований прокурор вправе вернуться к проведению АКЭ НПА или его части.

Установлен принцип обоснованности, объективности и проверенности результатов АКЭ НПА.

По результатам экспертизы на коррупциогенность составляется медэкспертное заключение, в котором отражаются все выявленные положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.

В экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов.

Выявленные при проведении экспертизы на коррупциогенность положения, не относящиеся к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в экспертном заключении.

Билет № 53 Участие прокурора в правотворческой деятельности.

В целях предупреждения принятия незаконных нормативных актов органы прокуратуры, согласно Конституции РФ, Приказам Генпрокурора РФ № 144, 155, ФЗ принимают активное участие в правотворческой деятельности. Это вызвано следующими причинами:

Интенсивным законотворческим процессом в РФ и ее субъектах;

Необходимостью правового обеспечения действенной борьбы с преступностью;

Необходимостью соответствия принимаемых законов Конституции РФ и ФЗ;

Необходимостью устранения имеющихся в законодательстве пробелов и выявляемых противоречий;

Необходимостью исчерпывающего знания законов и правильного их применения.

Генпрокурор РФ может реализовать свою функцию участия в правотворческой деятельности внесением в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы соответствующего и нижестоящего уровней, предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных правовых актов.

Еще одним направлением участия в правотворческой деятельности можно считать участие работников Генпрокуратуры РФ в рабочих группах, создаваемых в Гос. Думе и других органах для разработки проектов законодательных и иных нормативных актов.

Согласно конституциям (уставам) ряда субъектов РФ, прокурорам предоставляется право законодательной инициативы в соответствующем законодательном (представительном) органе власти. Для того, чтобы использовать это важное для интересов обеспечения законности право, прокуроры всех уровней должны систематически накапливать и оценивать информацию о соответствии действующих законов потребностям правового регулирования общественных отношений, а также о пробелах и иных дефектах правового регулирования, о необходимости дать толкование законам или отдельным их нормам.

Право законодательной инициативы - это возможность вносить в законодательный орган законопроекты, т.е. предварительные тексты законов. У Генпрокурора нет права законодательной инициативы. Он может реализовать свою функцию участия в правотворческой деятельности более сложным путем.

Характер задач, возложенных на прокуратуру, содержание деятельности ее органов, распространенность прокурорского надзора практически на все сферы отношений, урегулированные нормами законодательства, объективно делают прокуратуру осведомленной не только об исполнении законов, но и о состоянии правового регулирования. Такая информированность прокуратуры отвечает интересам обеспечения правового регулирования в соответствии с потребностями общества и государства. Наряду с закрепленными Конституцией РФ и ФЗ способами реализации функций прокуратуры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина важное профилактическое значение имеет такая функция, как участие в правотворческой деятельности.

Эта деятельность многогранна и осуществляется по различным направлениям:

Заключения на законопроекты;

Инициативная подготовка и направление в высшие органы гос. власти законодательных предложений;

Постоянная работа в различных парламентских комитетах и межведомственных рабочих группах по проработке законопроектов, в том числе и в обеих палатах Федерального Собрания;

Участие в заседаниях Конституционного Суда и т.д.

К формам участия прокуроров в правотворчестве относятся:

Подготовка проектов законов Генпрокуратурой РФ, прокурорами субъектов РФ и внесение их на рассмотрение субъектов законодательной инициативы (Президента, Правительства, Федерального Собрания);

Подготовка заключений на проекты законов, представленные органами гос. власти РФ и ее субъектами;

Подготовка заключений на проекты ведомственных нормативных правовых актов, поступающих из Администрации Президента РФ, Правительства РФ, иных федеральных органов;

Подготовка проектов НПА по инициативе Генпрокурора РФ и его заместителей, прокуроров субъектов РФ, руководителей структурных подразделений Генпрокуратуры РФ, заключений на проекты НПА, поступивших из прокуратур субъектов РФ;

Участие Генпрокуратуры РФ и прокуратур субъектов РФ в подготовительной стадии разработки проектов в комитетах и комиссиях законодательных органов РФ и ее субъектов.

Прежде всего, прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных правовых актов. Они рассматриваются в обычном порядке, как обращения. При этом учитываются место и роль прокуратуры в гос. механизме, степень обоснованности и значимость вносимых прокуратурой предложений. Одобренное и рассмотренное надлежащим образом обращение Генпрокурора РФ вносится в законодательный орган субъектом законодательной инициативы от своего имени в доработанном либо неизмененном виде.

При представлении проекта закона, законодательного предложения должны учитываться требования, установленные законодательными актами, указами и распоряжениями Президента РФ о порядке подготовки законов РФ. В их числе Указ Президента РФ "О порядке деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и Администрации Президента РФ по ведению законопроектных работ" и иные акты. Проекты законов и законодательных предложений представляются вместе с обоснованием необходимости разработки будущих законов, оценкой их согласованности с действующим законодательством, предложениями о принятии подзаконных актов, излагается прогноз ожидаемых социально-экономических и иных последствий пр

1. Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместитель Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, военный суд, районный суд; прокурор субъекта Российской Федерации, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители - в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд, гарнизонный военный суд, районный суд; прокурор города, района и приравненные к ним прокуроры - в гарнизонный военный суд, районный суд.

3. Административное исковое заявление прокурора должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса.

4. Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

5. В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается. В случае, если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу.

6. В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, суд оставляет соответствующее заявление без рассмотрения, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит об отказе от административного иска. В случае отказа этих лиц от административного иска суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.

7. Прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Прокурор не дает заключение по административному делу, если административное дело возбуждено на основании его административного искового заявления.

Кодекс административного судопроизводства, N 21-ФЗ | ст. 39 КАС РФ

Статья 39 КАС РФ. Участие прокурора в административном деле (действующая редакция)

1. Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместитель Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, военный суд, районный суд; прокурор субъекта Российской Федерации, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители - в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд, гарнизонный военный суд, районный суд; прокурор города, района и приравненные к ним прокуроры - в гарнизонный военный суд, районный суд.

3. Административное исковое заявление прокурора должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса.

4. Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

5. В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается. В случае, если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу.

6. В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, суд оставляет соответствующее заявление без рассмотрения, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит об отказе от административного иска. В случае отказа этих лиц от административного иска суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.

7. Прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Прокурор не дает заключение по административному делу, если административное дело возбуждено на основании его административного искового заявления.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 39 КАС РФ

1. В данной статье закреплено право прокурора на участие в административном судопроизводстве в двух формах: путем обращения с административным исковым заявлением и путем дачи заключения по делу. Такие формы участия прокурора в административном судопроизводстве соответствуют в целом также правилам ст. 45 ГПК и ст. 52 АПК. Более всего комментируемая статья соответствует ст. 45 ГПК, поэтому сложившиеся правила применения указанной статьи при участии прокурора в гражданском судопроизводстве могут быть в полной мере использованы и в административном судопроизводстве.

Важной для понимания роли прокурора в судебном процессе является ст. 35 Закона о прокуратуре, согласно которой прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Таким образом, статус прокурора проявляется в нескольких качествах. Во-первых, прокурор в административном судопроизводстве защищает государственные и публичные интересы в формах и по основаниям, которые предусмотрены КАС. Участие прокурора в административном судопроизводстве представляет собой одну из форм защиты публично-правовых интересов наряду с защитой таких интересов государственными органами и должностными лицами. При этом защита государственных и общественных интересов прокурором не означает, что одновременно прокурором не могут защищаться и иные интересы, что вытекает прямо из ч. 1 комментируемой статьи. Во-вторых, прокурор в суде не осуществляет функций надзора, а выступает в качестве одного из лиц, участвующих в деле. Об этом прямо сказано в ст. 35 Закона о прокуратуре, согласно которой полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством.

Обращение прокурора с административным исковым заявлением возможно в порядке универсальной компетенции в защиту следующих субъектов российского права:

Прав, свобод и законных интересов граждан;

Неопределенного круга лиц;

Интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Кроме того, обращение прокурора с административным исковым заявлением возможно в рамках его специальной компетенции в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

При применении указанных положений важно обратить внимание на следующее. Основания для обращения в суд для прокурора носят двоякий характер.

Во-первых, часть оснований носит оценочный характер и определяется необходимостью защиты прав граждан, неопределенного круга лиц, интересов публично-правовых субъектов. При этом прокурор сам определяет характер и степень интереса, подлежащего защите, с правом окончательной оценки со стороны суда.

Например, в соответствии с п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" прокурор в случае, предусмотренном комментируемой статьей, вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, интересов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований.

При обращении в суд в защиту прав граждан необходимым условием является невозможность для гражданина по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам самостоятельно обратиться в суд. Поэтому соответствующие обстоятельства должны быть приведены в административном исковом заявлении прокурора.

Обращение в защиту неопределенного круга лиц может быть связано с оспариванием нормативного или ненормативного правового акта, который нарушает права этих лиц, например, в сфере организации городского и коммунального хозяйства, строительства и т.д.

Обращение в защиту публичных образований (Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования) осуществляется в случаях особой социальной значимости и важности (например, в связи с изданием субъектом РФ правового акта, нарушающего права муниципальных образований).

Во-вторых, предъявление административного искового заявления возможно в случаях, предусмотренных федеральным законом. В этой ситуации прокурор имеет безусловное право на обращение в суд в порядке административного судопроизводства, поскольку здесь нет необходимости, в отличие от обращения в защиту прав граждан, неопределенного круга лиц, интересов публичных образований, обосновывать наличие интереса в возбуждении дела прокурором.

Целый ряд таких оснований для обращения прокурора с административным исковым заявлением предусмотрен в самом КАС, например:

О признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта РФ или местным референдумом, не действующим полностью или в части (ч. 3 ст. 208), поскольку принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан;

О признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если прокурор полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 4 ст. 218);

Судебная практика по статье 39 КАС РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 14-КГ17-3, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

    Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (части 1, 4 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Таким образом...

  • Решение Верховного суда: Определение N 78-КГПР16-67, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

    Защиту интересов неопределенного фруга лиц с заявлением о принудительной госпитализации Порвина А Н для обследования и лечения в противотуберкулезный стационар, указав на то что право на обращение в суд с указанными требованиями предоставлено ему статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Судья Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга определением от 21 января 2016 года...

  • Решение Верховного суда: Определение N 20-АПГ17-3, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

    Жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц. В силу части 1 статьи 214 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеются основания, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 39 , частями 6 и 7 статьи 40, пунктами 1-3, 5 и 6 части 1 статьи 194 КАС РФ. В силу пункта 2 части 1 статьи 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений...

+Еще...

© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав