03.07.2020

Нормативно правовое обеспечение дополнительного образования детей. Нормативно- правовое обеспечение системы дополнительного образования детей в


Чтобы определить место и значимость дополнительного образования детей в системе современного российского образования, обратимся к его нормативно-правовой базе на федеральном и региональном уровне (на примере Забайкальского края). В данной работе мы рассмотрим основные документы, касающиеся: прав детей на получение образования; системы дополнительного образования; учреждений дополнительного образования; современных стратегий российской образовательной политики в сфере дополнительного образования детей; дополнительного образования детей в Забайкальском крае.

Так как в центре системы дополнительного образования детей находится ребенок, считаем необходимым назвать следующие основополагающие документы международного и федерального значения, в которых закреплены его права на образование: Дополнительное образование: материалы МО РФ о положении дел в образовании и перспективах на будущее //Вестник образования. - 2012.- №6 - 7. С. 12

  • 1. Декларация прав ребенка, провозглашающая, что «ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях» (принцип 7);
  • 2. Конвенция о правах ребенка, в которой указывается, что «государства-участники признают право ребенка на образование» (статья 28) и соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, родителям, языку и национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, цивилизациям, отличным от его собственной, окружающей природе; на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе (статья 29);
  • 3. Конституция Российской Федерации - высший нормативный правовой акт РФ, гарантирующий, что «каждый имеет право на образование» (статья 43);
  • 4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который также гарантирует право каждого человека в Российской Федерации на образование (статья 5);
  • 6. Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка. В статье 9 указывается, что «при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка».

Что касается системы дополнительного образования, то нам следует обратиться к основным Федеральным законам, обеспечивающим право граждан на дополнительное образование, определяющим государственную политику и регулирующим отношения в области дополнительного образования. С 1 сентября 2013 г. начнет действовать новый Федеральный закон N 273-ФЗ»Обобразовании в Российской Федерации», который сменит принятый в 1992 году закон «Об образовании».

Новый закон коснулся всех уровней образования, в том числе и дополнительного. В статье 10, п. 2 Федерального закона определяется место дополнительного образования в системе образования РФ: «Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)», т.е. дополнительное образование признается неотъемлемой самостоятельной частью системы российского образования.

В статье 23, п. 3 уточняется, что организация дополнительного образования - это «образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам». Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. / О.Е. Лебедев. - М., 2006. С. 122

Следует подчеркнуть, что особое место в законе отводится дополнительному образованию детей, которое обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профориентацию, выявляет и поддерживает детей с выдающимися способностями. Для детей реализуются дополнительные общеразвивающие программы, которые должны учитывать их возрастные и индивидуальные особенности (статья 75).

Более подробно система дополнительного образования представлена в Федеральном законе о дополнительном образовании от 12.07.2001. Приведем здесь выдержки из статей, касающихся дополнительного образования детей. Дополнительное образование определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства» (статья 1).

Общее дополнительное образование направлено на развитие личности и способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека. Статья 3 закрепляет право граждан РФ, в том числе детей до 18 лет, на получение бесплатного дополнительного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Согласно статье 4 система дополнительного образования включает в себя: дополнительные образовательные программы; государственные образовательные стандарты дополнительного образования; образовательные учреждения дополнительного образования и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования; органы управления образованием. Содержание дополнительного образования определяют дополнительные образовательные программы, которые могут быть различных направленностей (статья 5). Дополнительное образование детей осуществляется в образовательных учреждениях дополнительного образования детей следующих видов: дворцы; центры (дома); станции; школы; клубы; студии; детские оздоровительно-образовательные лагеря и др. (статья 10).

Оно направлено на развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности и осуществляется в соответствии со следующими принципами (статья 13): Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. / О.Е. Лебедев. - М., 2006. С. 129 свободный выбор детьми образовательных учреждений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ; многообразие дополнительных образовательных программ; непрерывность дополнительного образования; преемственность дополнительных образовательных программ; психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей; творческое сотрудничество педагогических работников и детей; сохранение физического и психического здоровья детей.

К документам, регулирующим деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, относится Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, которое отражает основные функции, задачи, права и обязанности учреждения дополнительного образования, организацию его деятельности и управления, определяет участников образовательного процесса, затрагивает имущественные вопросы.

Кроме того, каждое учреждение дополнительного образования имеет свойУстав. Он определяет: предмет, цели, виды деятельности; организацию образовательного процесса; правила приема и отчисления детей; имущество и финансовое обеспечение деятельности учреждения; организацию деятельности и управления учреждением; права и обязанности участников образовательного учреждения; порядок комплектации персонала; реорганизацию, изменение типа, ликвидацию учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей устанавливают Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ. Аналитическая записка. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей (от внешкольной работы и доп. образования детей.) /Под ред. А. К. Бруднова. - М., 2009. С. 14

Развитие системы дополнительного образования детей рассматривается в контексте реализации Национального проекта «Образование», цель которого - повысить качество жизни наших граждан, дать новый стимул для развития человеческого капитала. Обратимся к наиболее важным за последнее десятилетие документам, в которых четко просматривается отношение государства к системе дополнительного образования.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации -основополагающий государственный документ, который определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. В результате реализации доктрины российская система образования должна обеспечить всех желающих дополнительным образованием, при этом детям оно предоставляется на бесплатной основе.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г.указывается, что стратегической целью государственной политики в области образования является «повышение доступности качественного образования, соответствующего требования инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина», что предусматривает «расширение сферы дополнительного образования». Бруднов А.К. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей / А.К Бруднов //Воспитание школьников. - 2012. - №5. С. 105

Целью Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года, являлось «создание условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации; обеспечении современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности». Модернизация дополнительного образования детей продолжается и сегодня.

Основной целью Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития РФ, поэтому модернизации подлежат все уровни образования, в том числе и дополнительного.

Государственная Программа «Развитие образования 2013-2020» направлена на обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения. Одной из ее основных задач является «доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей; модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей». Бруднов А.К. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей / А.К Бруднов //Воспитание школьников. - 2012. - №5. С. 108 Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 49,1 процента детей в возрасте от 5 до 18 лет. Согласно Госпрограмме к 2020 г. не менее 75 процентов детей 5-18 лет будут охвачены программами дополнительного образования. Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается организациями, подведомственными органам управления в сфере образования, культуры, спорта и др. В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. также направлена на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей. Она предусматривает разработку и внедрение федеральных требований к образовательным программам дополнительного образования, организацию системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей, повышение оплаты труда педагогам учреждений дополнительного образования детей.

Таким образом, анализ нормативно-правовых документов в сфере дополнительного образования детей позволил сделать следующие выводы:

  • 1. Государство признает детство важным этапом жизни и гарантирует каждому ребенку право на доступное, бесплатное и качественное образование, что закреплено в документах международного и федерального уровня.
  • 2. Дополнительное образование детей, являясь неотъемлемой самостоятельной частью системы образования РФ, направлено на всестороннее развитие личности ребенка и осуществляется в образовательных учреждениях дополнительного образования детей по дополнительным общеобразовательным программам в соответствии с определенными принципами.
  • 3. Деятельность учреждений дополнительного образования детей регулируется нормативными документами федерального и регионального уровня, которые отражают их функции, задачи, организацию их образовательной деятельности и управления.
  • 4. Обеспечение доступности, качества и эффективности дополнительного образования детей, соответствующего требованиям современного общества, является сегодня одним из приоритетных направлений российской образовательной политики.
  • 5. Развитие и модернизация системы дополнительного образования детей происходит и в Забайкальском крае, о чем свидетельствуют названные выше документы.

Н. А. Мухамедьярова

Нормативно-правовое регулирование предоставления дополнительного образования

детям в России

В статье представлены результаты анализа законодательной и нормативной правовой базы по предоставлению дополнительного образования детям в 83 субъектах РФ. Проведена систематизация документов на основе разработанных двух групп критериев и показателей: критерии отбора актуальной базы и критерии ее анализа. Выявлены проблемы законодательного и нормативно-правового регулирования в сфере предоставления дополнительного образования детям в субъектах РФ.

Ключевые слова: законодательная и нормативно-правовая база, система дополнительного образования детей, региональные и муниципальные документы, распорядительные документы.

N. A. Mukhamedyarova

Normative Legal Regulation of Providing Children"s Further Education in Russia

The paper presents the results of the analysis of legislative and regulatory framework on providing children"s further education in 83 regions of the Russian Federation. Systematization of documents held by the two groups developed criteria and indicators: the actual database selection criteria and criteria for the analysis. The problems of the legislative and regulatory framework in the field of the provision of children"s further education in the regions of the Russian Federation are revealed.

Keywords: legislative and regulatory framework, the system of children"s further education, regional and municipal documents, administrative documents.

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования является основой для ее эффективного функционирования и развития. В этой связи особо значимым становится законодательная и нормативно-правовая база, регламентирующая сферу дополнительного образования детей не только на федеральном уровне, но и уровне субъектов РФ. Важно, чтобы региональная и муниципальная нормативно-правовая база способствовала развитию сферы дополнительного образования детей, а не создавала ограничения, сложности и проблемы. В этой связи, научный и практический интерес нашего исследования был направлен на разрешение существующих противоречий: между стратегической установкой современной системы дополнительного образования детей на развитие ее законодательной и нормативно-правовой базы и отсутствием единых механизмов анализа этой базы; между высоким потенциалом законодательной и нормативно-правовой базы, способствующей совершенствованию системы дополнительного образования детей, и недостаточной осведомленностью специалистов этой сферы о лучших образцах нормативно-правовых документов.

Методологическую основу анализа законодательной и нормативно-правовой базы составили ключевые положения системного и комплексного подходов. В контексте системного подхода

сфера дополнительного образования детей определяется как сложная многофункциональная и разно-многоуровневая социально-педагогическая система открытого типа. Поэтому ее законодательное и нормативно-правовое регулирование, состоящее также из уровней, имеющее иерархию и самостоятельные компоненты, важно рассматривать не изолированно, а в их взаимосвязи. Это позволяет выявить не только общие системные свойства, но и качественные характеристики современной нормативно-правовой базы, определить их функциональное назначение, роль в системе. В рамках комплексного подхода проведение анализа позволило выстроить взаимосвязи различных разнородных элементов анализа: уровни законодательной и нормативно-правовой базы (региональный, краевой, муниципальный); виды документов (законы, приказы, распоряжения и т.д.); источники нормотворчества (правительство региона, департаменты, мэрии и т.д.). Комплексный подход обеспечивает целостность процесса анализа и его результатов, поскольку ориентирует на всестороннее изучение объектов и полноту их содержания.

Анализ законодательной и нормативной правовой базы по предоставлению дополнительного образования детям проводился по 83 субъектам РФ. Следует подчеркнуть, что научный интерес для нашего анализа представляли как общие,

© Мухамедьярова Н. А., 2013

комплексные нормативно-правовые документы регионального и муниципального уровня, регламентирующие все уровни системы образования и содержащие внутри документа информацию, относящуюся к дополнительному образованию детей, так и частные документы, касающиеся непосредственно системы дополнительного образования детей в субъектах РФ.

Отбор документов осуществлялся через представленные из субъектов РФ источники информации. Целью отбора являлось составление списка документов для последующего их анализа, поэтому важно было найти репрезентативные и грамотно составленные, с точки зрения юридической техники, нормативно-правовые акты. В связи с этим для данного этапа были разработаны внешние критерии отбора документов: критерий соответствия документа юридическим и правовым нормам, изложенным в федеральных актах, регламентирующих нормотворчество ; критерий актуальности документа; структурный критерий.

На основе этих критериев было отобрано 103 законодательных и нормативно-правовых акта субъектов РФ и муниципальных образований по вопросу предоставления дополнительного образования детей, в том числе 65 документов регионального уровня (областного, республиканского) и 38 документов уровня муниципальных образований.

Систематизация отобранных для анализа документов позволила нам констатировать, что нормативно-правовое регулирование системы дополнительного образования детей в субъектах РФ осуществляется преимущественно через распорядительные документы (областные законы региональных законодательных собраний, городских и областных дум субъектов РФ), указы президентов республик РФ, приказы региональных и муниципальных органов управления образованием и приложения к ним, постановления губернаторов и мэров субъектов РФ, органов управления образованием, региональных правительств, распоряжения правительств и региональных органов управления образованием, решения городских дум субъектов РФ.

Особенность регламентации через распорядительные документы заключается в содействии органу управления регулировать и координировать деятельность, обеспечивать реализацию поставленных перед ним задач, получать максимальный эффект от своих нормативно-правовых решений. В юридическом плане распорядитель-

ные документы относятся к правовым актам: в них получают выражение конкретные юридически властные предписания субъектов управления. Конкретность таких предписаний проявляется в том, что с помощью распорядительных документов возникают конкретные административно-правовые отношения в сфере управления; их адресатом являются конкретные учреждения, структурные подразделения, должностные лица или работники .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что региональные и муниципальные органы управления образованием более пристальное внимание обращают на регламентирование конкретных вопросов в системе дополнительного образования детей.

Для анализа законодательной и нормативной правовой базы по предоставлению дополнительного образования детей в субъектах РФ были применены качественные критерии анализа и показатели к ним, представленные ниже.

Целевой критерий позволяет определить: соответствие целей региональных документов приоритетным направлениям законодательной и нормативно-правовой базы федерального уровня, государственному заказу системе дополнительного образования детей; соответствие целей региональных документов запросам системе дополнительного образования со стороны заказчиков; направленность в целях документов на конкретный конечный результат дополнительного образования детей по времени и срокам достижения.

Основные целевые ориентиры изученных законодательных и нормативно-правовых документов по предоставлению дополнительного образования детей в субъектах РФ имеют следующий обобщенный вид:

Повысить роль учреждений дополнительного образования в воспитании, обучении и творческом развитии личности в регионе;

Закрепить гарантии правовой и социальной защиты детей в субъектах РФ; создать правовое обеспечение реализации государственной образовательной политики в интересах детей;

Регламентировать предоставление государственной услуги «дополнительное образование детей»;

Реализовывать права детей на получение дополнительного образования, установить единообразие при приеме граждан в учреждения дополнительного образования детей;

Обновлять содержание дополнительного образования детей;

Повысить качество и доступность дополнительного образования детей; утвердить перечень показателей качества дополнительных образовательных услуг; создать механизм формирования нормативных требований к развитию системы управления качеством образовательных услуг в учреждениях дополнительного образования детей;

Развивать творческий потенциал и повышать профессиональную квалификацию педагогов;

Осуществлять государственную и общественную поддержку развития одарённости детей на территории субъектов РФ;

Поощрять детей, добившихся значительных достижений в развитии своих интеллектуальных, творческих, социальных, спортивных способностей; внедрять и развивать инновационные процессы в системе дополнительного образования детей;

Предпринимать меры по развитию различных форм сетевого взаимодействия в образовании;

Создавать комфортные условия для участников отношений, возникающих при организации дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории субъектов РФ;

Устанавливать нормативы финансирования муниципальных учреждений дополнительного образования детей;

Установить размеры и условия оплаты труда работников системы дополнительного образования детей;

Установить размер и порядок внесения родительской платы за обучение детей в учреждениях дополнительного образования детей;

Установить перечень льготных категорий населения по плате за обучение детей и др.

Целевые ориентиры, заявленные в документах, разнообразны, затрагивают все основные сферы системы дополнительного образования детей. С одной стороны, региональные документы сопровождают и обеспечивают реализацию целевых установок федерального законодательства, регулирующего эту область, таких как: обеспечение доступности и бесплатности дополнительного образования (Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года); обновление и совершенство-

вание содержания дополнительного образования, внедрение инновационных моделей воспитания и развития (Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы); выстраивание разветвленной системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей (Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов); изменение роли и значения дополнительного образования в системе образования (Федеральные государственные образовательные стандарты) и др.

С другой стороны, анализ документов по целевому критерию выявил следующую особенность регионального нормативно-правового регулирования как конкретность. Большинство актов содержат инструкции, меры, списки действий, последовательность мероприятий, направленные на решение частных конкретных проблем предоставления дополнительного образования, имеющихся в субъектах РФ. Следует также отметить похожесть и одинаковость проблем во всех регионах.

Анализ документов на основе содержательного критерия позволяет оценить уровень содержания и организации региональной и муниципальной системы дополнительного образования детей в субъектах РФ, отраженные в их законодательной и нормативно-правовой базе. В том числе: степень обновления содержания дополнительного образования (разнообразие, появление новых форм, направлений деятельности); восстребованность определенных форм и направлений содержания дополнительного образования детей; развитие инновационных процессов в дополнительном образовании.

Все представленные законодательные документы достаточно разнообразны по своему содержанию, но их можно объединить тематические группы, направленные на регламентацию и развитие дополнительного образования детей. В числе наиболее часто повторяющихся групп документов об образовании лидируют те, которые декларируют общедоступность дополнительного образования не только в учреждениях дополнительного образования детей, но и на уровне общего и профессионального образования. В документах субъектов РФ говорится также о значимости и развитии дополнительного образования в направлениях культуры и спорта, предоставлении возможности детям выбора услуг, касающихся научно-технического творчества, спортивной подготовки и других образовательных областей.

В процессе анализа нормативно-правовых документов выявлена тенденция развития разнонаправленных учреждений дополнительного образования детей (музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, юных натуралистов, клубы юных туристов и иные учреждения, имеющие соответствующие лицензии), которые позволят создать многообразие выбора социальных заказчиков.

Лучшие документы отражают содержательное многообразие учреждений, в которых реализуется дополнительное образование, образовательные программы, инновационные технологии. Исходя из анализа содержания документов, можно увидеть, что администрации регионов предоставляют возможность дополнительному образованию выявления одарённых детей посредством участия их в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, спортивных состязаниях, исследованиях и др.

В рамках системы дополнительного образования может и должен быть создан механизм, объединяющий усилия различных государственных структур, занимающихся проблемами защиты прав детей. Важным шагом региональных властей в сторону развития дополнительного образования является создание таких нормативно-правовых документов, которые бы декларировали право на социальную поддержку обучающихся в сфере дополнительного образования.

Таким образом, исходя из содержания законодательства в сфере дополнительного образования детей, можно сделать вывод о сохранении основополагающих признаков предоставления данного вида образования, его поддержка органами региональных властей. Тем не менее, оснований для удовлетворения современным состоянием содержания нормативных правовых актов нет.

Анализ документов по критерию обеспечивающих условий проводился через набор следующих показателей: проработанность групп условий в нормативно-правовой базе; приоритетность конкретных условий; наличие нормативных механизмов реализации условий.

Основное внимание в законодательной и нормативно-правовой базе субъектов РФ уделяется вопросам финансирования и кадровому обеспечению дополнительного образования детей.

Лучшие образцы нормативно-правовых документов представляют механизмы финансирова-

ния дополнительного образования в следующих аспектах:

Финансирование на основе субвенций из областного бюджета;

Финансирование на основе разработанных органами государственной власти бюджетов, установления тарифов подушевого финансирования;

На основе расчёта нормативных затрат на оказание услуги и др.

Законы, приказы и постановления региональных властей позволяют учреждениям дополнительного образования детей привлекать кроме бюджетных и другие источники финансирования. Этими источниками являются: организация дополнительных платных образовательных услуг, добровольные пожертвования, спонсорская помощь.

С точки зрения нормотворчества в области дополнительного образования необходима кадровая политика. В анализируемых документах отмечаются следующие основные положения кадровой политики в этой сфере:

Возможность повышения уровня квалификации педагогов дополнительного образования;

Предоставление заработной платы, определяемой способностями, опытом, ответственностью;

Создание системы поощрений лучших педагогов дополнительного образования;

Организация конкурсов педагогических работников дополнительного образования.

Таким образом, анализ нормативно-правовых документов с позиции создаваемых условий доступности дополнительного образования показывает, что законодательство в этой области находится в стадии своего развития.

Анализ документов по результативному критерию проводился через набор следующих показателей: наличие в документе описания ожидаемого результата; соответствие ожидаемых результатов заявленным целям; разнообразие форм представления результатов; наличие не просто констатации полученного итога, а выводов и указания возможных дальнейших перспектив.

Правовые документы, отражающие результат предоставления услуги дополнительного образования, можно представить в виде логично взаимосвязанных друг с другом групп. Первая группа документов отражает целостный механизм оценки качества услуг дополнительного образования, выстроенный в систему положений построения

такого механизма. Вторая группа документов нацеливает на создание критериев и показателей качества услуг, оказываемых учреждениями дополнительного образования детей. Третья группа документов отражает стандарт качества оказания услуг дополнительного образования, в котором изложены комплексные требования ко всем элементам предоставления дополнительного образования детей в учреждениях разных типов. Четвёртая группа представляет результаты работы учреждений дополнительного образования, дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях, итоги конкурсов, программ, результаты мониторинга.

Анализ вышеназванных документов позволяет констатировать нацеленность актуальной действующей нормативной правовой базы регионов на достижение нового уровня воспитания и обучения в системе дополнительного образования детей, на приоритет качественного развития, а не стабильного функционирования.

Исследование законодательных документов позволило выявить следующие проблемы в нормативно-правовом регулировании дополнительного образования детей в субъектах РФ:

1. Отсутствие комплексного документа, который бы включал все блоки системы дополнительного образования детей и создавал основы ее нормативного регулирования на уровне муниципального образования, региона, республики.

2. Дополнительное образование детей имеет противоречивый нормативно-правовой статус. С одной стороны, во многих документах говорится о важности и значимости этой системы, о невозможности без ее участия полноценно развивать, воспитывать и обучать, но, с другой - мы можем видеть достаточно документов, где дополнительное образование упоминается лишь в списке перечислений уровней образования, без уделения ей должного внимания внутри.

3. Принцип доступности дополнительного образования носит, как правило, декларативный характер. Как показывает сопоставительный анализ документов, перечень мер, призванных обеспечить этот принцип, применяемых названными регионами, стандартен, не очень велик, формулировки носят, как правило, лозунговый характер.

4. Доступность дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья нормативно не закреплена.

5. Из анализа прав, социальных льгот и гарантий, закрепленных в законодательной базе

субъектов РФ, трудно сделать оптимистичный вывод о правильном понимании законодателем роли и значения педагогических кадров дополнительного образования в современном обществе. Значительная часть регионов в лучшем случае ограничилась сохранением прав и льгот, которые традиционно предоставляло педагогам государство (удлиненные отпуска, некоторые преимущества в получении жилой площади и др.).

6. Целевые установки, заявленные в документах, не всегда находят процессуальное и содержательное отражение в нормативно-правовых актах способов и методов их достижения.

Анализ основополагающих положений законодательной базы регионов РФ показывает, что законотворческий опыт содержит немало ценных наработок, заслуживающих внимания нормативно-правовых решений, знание которых значительно расширяет наши представления о путях, способах, конкретных вариантах совершенствования российского законодательства.

Но, к сожалению, в настоящий момент законы либо носят общий характер, закрепляют отношения на уровне принципов, основ нормативного правового регулирования в сфере дополнительного образования детей, либо регулируют отношения в этой области на каком-то одном уровне общего или профессионального образования.

Библиографический список

1. Кашина, Т. В. Юридическая техника [Текст]. -2-е изд., пересмотр. - М. : Норма, Инфра-М, 2011. -496 с.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

3. Приказ Минюста РФ от 4 мая 2007 г. № 88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

4. Проект Федерального закона «О нормативных правовых актах Российской Федерации» [Текст] // Закон: создание и толкование / под ред. А. С. Пигол-кина. - М., 1998. - С. 216-217.

Bibliograficheskij spisok

1. Kashina, T. V. Yuridicheskaya tekhnika . - 2-ye izd., peresmotr. - M. : Norma, Infra-M, 2011. - 496 s.

2. Postanovleniye Pravitel"stva Rossijskoj Federacii ot 13 avgusta 1997 goda № 1009 «Ob utverzhdenii pravil podgotovki normativnyh pravovy"h aktov federal"ny"h

о^алоу 15ро1пкеГпо] у^БИ 1 Ш gosudarstvennoj registra-си».

3. Рг1ка7 Minyusta КР ot 4 тауа 2007 g. № 88 «ОЬ utverzhdenii Ка7"уаБпепг| о рптепепи Ргау11 pod-gotovki по1тайупуЪ pravovy"h aktov federa1"ny"h ОГ-

ganov ispo1nite1"noj v1asti i ih gosudarstvennoj registra-сп».

4. Proyekt Federa1"nogo zakona «О normativny"h pravovy"h а&аЬ Rossijskoj Federacii» // 2а^п: sozdaniye i to1kovaniye / pod red. А. 8. Pigo1kina. - М., 1998. - 8. 216-217.

Законодательство об образовании – комплексная отрасль российского законодательства, аккумулирующая в своем содержании и структуре помимо правовых норм и институтов нормы и институты других отраслей законодательства (гражданского, административного, трудового, финансового и др.), регулирующих отношения, непосредственно не связанные с осуществлением образовательного процесса.

Законодательство об образовании РФ опирается на международные документы , определяющие позицию ребенка в современном мире. Среди ключевых международных документов можно выделить: Всеобщую декларацию прав человека, Декларацию прав ребенка (1959 г.), Декларацию о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях (Нью-Йорк, 03.12.1986г.), Конвенцию о правах ребенка (1989г.), Всемирную Декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30.09.1990г.), Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы, приняты 14.12.1990 г.), Конвенцию о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Конвенция 182).


В соответствии со ст. 15 Конституции РФ (12.12.1993г) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России. В случаях противоречия норм международного права и российского права приоритет должен отдаваться нормам международного права. Каждый гражданин РФ или иное лицо вправе требовать от правоприменительного органа, в том числе и суда, применения в рассматриваемом деле норм международного права в случаях, когда закон или нормативно-правовой акт органа исполнительной власти противоречат нормам международного права. Исчерпав все внутригосударственные средства защиты нарушенного права, потерпевший может обратиться в Комитет по правам человека, Европейскую комиссию по правам человека, иную международную право защитную организацию.

Законодательство об образовании РФ имеет трехуровневый характер:

Федеральное законодательство,

Законодательство субъектов Федерации,

5.Трудовой кодекс РФ.

6.Федеральный закон»О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 01.11.2007 г. N 309-ФЗ.

7.Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 03.г. .

8.Федеральный закон от 29.10.2002 г. № 781 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации.

9.Федеральный законот 22.08.2004 г. №122-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений ».

10.Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. . (Принят Государственной Думой 21.05.1999г., в редакции Федерального закона от 13.г.).

11.Федеральный закон «О физической культуре и спорте РФ» от 29.04.1999г. . (Принят Государственной Думой 13.01.1999г. Одобрен Советом Федерации 27.г.).

12.Федеральный закон от 06.10.1999г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

13.Федеральный закон от 06.10.1999г №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

14.Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999г. .

15.Федеральный закон№ 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г.

16.Федеральный закон»О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.1995г. №98-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)).

17.Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.г. (Принят Государственной Думой от 14.г.).

2.Парламентские слушания «О состоянии и мерах по развитию системы дополнительного образования детей в РФ»(от 22 мая 2008 года)?.

3.Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования. Приказ министерства профессиональных квалификационных групп должностей работников образования от 05.05.2008 года № 216н и № 217н.

4.Повышение роли дополнительного образования детей в организации досуга детей и подростков. Протокол заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав ребенка от 19.года №4.

5.Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ «Об образовательных учреждениях дополнительного образования детей» от 26.03.2007г.

6.Об ответственности за использование нелицензионного программного обеспечения и возможных выходов из сложившейся ситуации. Письмо Федерального агентства по образованию от 1 февраля 2007 года №ин/01-10.

7.Методические рекомендации по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей (Модель расчета нормативов бюджетного финансирования реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей). Письмо МОиН РФ от 19.10.2006 .

9.Письмо Министерства образования и науки РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ «Об учреждениях дополнительного образования детей в сфере культуры» (2006 г.).

10.О государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей. Информационное письмо от 19.08.2004 г. АФ-705.

11.Об учреждениях дополнительного образования детей в сфере культуры. Письмо Минобрнауки РФ № АФ-135/06 от 6 июня 2006 г. и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ№ 3171-01- 49/05-АБ от 18 мая 2006 г.

13.Об опыте работы комитета по образованию Санкт-Петербурга по развитию дополнительного образования детей (Решение коллегии Федерального агентства по образованию от 14.06.2005 г. № 7/1).

14.О государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей. Письмо Минобрнауки России от 19.08.2004г. № АФ - 705.

15.Рекомендации по организации в федеральных округах опорных образовательных учреждений дополнительного образования детей по совершенствованию художественного и технического творчества, музейного дела. Письмо МО РФ № 645/1от 04.12.2004г.

16.О ходе реализации Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей. Протокол заседания коллегии Минобрнауки России от 6 октября 2004 г.№ПК-2.

17.Инструктивное письмо Минобразования РФ «О подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи» от 01.11.2002 г. №5.

18.Рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России о порядке предоставления статуса базового (опорного) учреждения дополнительного образования детей (2002г.).

19. Рекомендации по организации в федеральных округах опорных образовательных учреждений дополнительного образования детей по совершенствованию художественного и технического творчества, музейного дела (Письмо Минобразования России от 04.12.2002 г. № 645/19-12).

21.Письмо Минобразования России «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях»от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13.

22.Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования. Приложение к письму МО РФ от 15.года №/16.

23.Методические рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации». Письмо Минобразования России от 1 марта 2002 г. № 30-51-131/16.

25.О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Решение коллегии МО РФ, протокол /2 от г.

26.О развитии системы подготовки кадров детско-юношеского туризма. Приказ Минобразования РФ от 23 марта 1998 г. N 769.

27. Об утверждении Положения о порядке присвоения звания «Образцовый детский коллектив». Приказ Минобрнауки России от 12.года № 883.

28.Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях». Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.96 № 861.

29.О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования детей. Решение коллегии МО РФ, протокол /1 от г.

30.Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации Утверждена приказом Минобразования России от 13 июля 1992 г. №293.

5. Нормативно-правовая база по организации аккредитации и лицензирования ОУДОД:

1.Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности (Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 277; вступил в силу с 1 июля 2009 года).

10.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей в период каникул. Сан ПиН 2.4.4.969-00. (Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 04.10.2000, введены с 1 февраля 2001 г).

11.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2003 г., введены с 30 июня 2003 г.) .

12.Письмо министерства образования РФ «О методических рекомендациях по государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей» от 28 августа 2000 г.№ 631/28-16.

6. Нормативно-правовая база о реализации общеобразовательных программ дополнительного образования детей:

1.Приложение к письму Минобрнауки России. О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей. от 11.г. .

2.Письмо Министерства образования РФ «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей» от20.05.2003г. № 28-51-391/16.

3.Писмо Министерства образования РФ «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» от18.06.2003 г. №28-02-484/16.

7. Концептуальные документы, целевые, межведомственные программы системы образования в целом и дополнительного образования в частности

1.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

2.Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2гг. (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 26.01.2007 г.).

3.Аналитическая ведомственная целевая программа «Повышение доступности и качества услуг дополнительного образования детей и совершенствование их социально-адаптирующих функций на 2годы», утвержденная Приказом Минобрнауки от 16.10.2007 г. № 283 (приложение №6).

4.Аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие воспитания в системе образования на 2гг.», утвержденная Приказом Минобрнауки от 16.10.2007 г. № 283 (приложение №7).

5..Межведомственная программа развития дополнительного образования детей до 2010 года. Минобрнауки России от 16.04.2007 г. №0

6.Федеральной целевая программа «Дети России» (2г.). Утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 г. № 172.

7.Приоритетный национальный проект «Образование». Принят Советом при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов от 16.03.2006 г.

8.О федеральной целевой программе «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2годы»«.

9.Стратегия государственной молодежной политики в Самарской области на 2год. Распоряжение Правительства РФ от 18.г. .

10.Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения с 2006 по 2012гг.». Постановление Правительства РФ от 20.02.2006г. № 100.

11.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2гг.». (Утверждена Постановлением Правительства РФ от 11.г. № 422).

12.Доклад Министра образования и науки РФ 12.12.2005 г. (о дополнительном образовании детей).

13.Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 года. (Одобрена решением коллегии Министерства образования и науки РФ от 06.10.2004г. № ПК-2).

14.Приоритетные направления развития образовательной системы РФ (Одобрены на заседании Правительства РФ 09.12.2004 г. протокол, раздел I).

15.Комплексная целевая программа «Юность. Культура. Образование». Постановлением Правительства РФ, 2003г.

16.Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. (Утверждена приказом МО РФ от г. № 2783).

17.Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.г. № 1756 - Р (п-2).

Нормативно-правовые основы дополнительного образования на современном этапе Педагог дополнительного образования должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность (квалификационные характеристики должностей работников образования)


Образовательная программа дополнительного образования детей- основной документ, определяющий стратегию образовательного процесса; локальный документ, проходящий поверку и утверждение в определенном порядке. В программе отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и ее результативности; организационные нормативы работы детского объединения (продолжительность обучения, количество обучающихся в группе, количество учебных часов в неделю и т.д.) В программе отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и ее результативности; организационные нормативы работы детского объединения (продолжительность обучения, количество обучающихся в группе, количество учебных часов в неделю и т.д.) Ответственность за содержание, оформление программы несет учреждение! Ответственность за содержание, оформление программы несет учреждение!


Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года (с изменениями) Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общество, государства; Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общество, государства; К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ, в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ, в образовательных учреждениях дополнительного образования (пункты 1,2 статьи 26) в образовательных учреждениях дополнительного образования (пункты 1,2 статьи 26) содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (программами) разработанной, принятой и реализуемой этим учреждением самостоятельно (Пункт 5 статьи 14); содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (программами) разработанной, принятой и реализуемой этим учреждением самостоятельно (Пункт 5 статьи 14); к компетенции образовательного учреждения относится разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов (Пункт 6 статьи 32); к компетенции образовательного учреждения относится разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов (Пункт 6 статьи 32); Учреждение несет ответственность за: Учреждение несет ответственность за: реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников


Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России от Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России от Федеральный закон от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Федеральный закон от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»


Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года 233 (с изменениями) Приказ Минобразования РФ от 3 мая 2000 года 1276 «О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей» Приказ Минобразования РФ от 3 мая 2000 года 1276 «О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей» Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства российской Федерации от 16 марта 2011 года 174. Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства российской Федерации от 16 марта 2011 года 174. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» СанПиН, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 года 27 Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» СанПиН, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 года 27




Требования к структуре авторской программы дополнительного образования детей, утвержденные приказом комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области от Титульный лист с указание наименования ОУ, название программы, автора и научного руководителя программы Титульный лист с указание наименования ОУ, название программы, автора и научного руководителя программы Пояснительная записка: Пояснительная записка: Отражающая образовательную область, к которой относится данная программа, сферу ее использования: для какого типа учреждения, какой местности и т.д. Отражающая образовательную область, к которой относится данная программа, сферу ее использования: для какого типа учреждения, какой местности и т.д. Содержащая обоснование выбора образовательной области и отбора содержания (мировоззренческие, научные идеи, принципы определяющие содержание программы); указание цели и задач программы, особенностей методики обучения и воспитания, основных средств, методов и форм работы с детьми, уровней изучения программного материала, позволяющих дифференцировать образовательный процесс в соответствии со способностями, интересами обучающихся, условий реализации программы и необходимого ресурсного обеспечения. Содержащая обоснование выбора образовательной области и отбора содержания (мировоззренческие, научные идеи, принципы определяющие содержание программы); указание цели и задач программы, особенностей методики обучения и воспитания, основных средств, методов и форм работы с детьми, уровней изучения программного материала, позволяющих дифференцировать образовательный процесс в соответствии со способностями, интересами обучающихся, условий реализации программы и необходимого ресурсного обеспечения. Учебно-тематический план, определяющий общее количество часов программы и количество часов на каждую тему по годам обучения; логику развертывания содержания программы по разделам и темам в соответствии с количеством часов, предусмотренных учебным планом. Учебно-тематический план, определяющий общее количество часов программы и количество часов на каждую тему по годам обучения; логику развертывания содержания программы по разделам и темам в соответствии с количеством часов, предусмотренных учебным планом. Основное содержание программы по разделам и темам в соответствии с предусмотренным учебно- тематическим планом Основное содержание программы по разделам и темам в соответствии с предусмотренным учебно- тематическим планом Требования к результатам освоения программы; критерии их оценки, формы и методы контроля; Требования к результатам освоения программы; критерии их оценки, формы и методы контроля; Список литературы (для педагога и обучающихся). Список литературы (для педагога и обучающихся). Приложение (перечень методического и наглядно-дидактического оснащения программы, справочные таблицы, правила по технике безопасности, нормативы зачетов и др.) Приложение (перечень методического и наглядно-дидактического оснащения программы, справочные таблицы, правила по технике безопасности, нормативы зачетов и др.)


Требования к программе: Требования к программе: 1. Должна отражать стратегию развития современного образования, соответствовать его общим целям. Семь основных качественных характеристик образовательных программ: 1. Должна отражать стратегию развития современного образования, соответствовать его общим целям. Семь основных качественных характеристик образовательных программ: Актуальность – свойство программы отвечать потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни с ориентацией на эффективное решение проблем в будущем Актуальность – свойство программы отвечать потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни с ориентацией на эффективное решение проблем в будущем Прогностичность- свойство программы отражать в целях и планируемых действиях не только сегодняшние требования к образованию, но и будущие Прогностичность- свойство программы отражать в целях и планируемых действиях не только сегодняшние требования к образованию, но и будущие Рациональность – определяется выбором таких целей и способов их достижения, которые в конкретных условиях региона на соновен имеющихся ресурсов позвоных ляют получать максимально полезный результат Рациональность – определяется выбором таких целей и способов их достижения, которые в конкретных условиях региона на соновен имеющихся ресурсов позвоных ляют получать максимально полезный результат Реалистичность – выражается в установлении соответствия цели предлагаемым средствам ее достижения Реалистичность – выражается в установлении соответствия цели предлагаемым средствам ее достижения Целостность – полнота и логичность построения всех ее структурных компонентов, обуславливающее согласованность и последовательность действий по достижению целей Целостность – полнота и логичность построения всех ее структурных компонентов, обуславливающее согласованность и последовательность действий по достижению целей Контролируемость- т.е. в программе не только определяются ожидаемые результаты, но и предлагаются параметры и способы проверки как конечных, так и промежуточных результатов Контролируемость- т.е. в программе не только определяются ожидаемые результаты, но и предлагаются параметры и способы проверки как конечных, так и промежуточных результатов Корректируемость- свойство программы, позволяющее своевременно обнаруживать отклонения и сбои в ее реализации, быстро реагировать на них и, меняя какие-то детали, частные аспекты, переставляя разделы, варьируя методику, достигать ожидаемых результатов Корректируемость- свойство программы, позволяющее своевременно обнаруживать отклонения и сбои в ее реализации, быстро реагировать на них и, меняя какие-то детали, частные аспекты, переставляя разделы, варьируя методику, достигать ожидаемых результатов


Требования к программе 2. Тщательная проработанность концепции с учетом перспектив развития детского объединения, логики выбранной темы, строгое следование избранным или сформулированным определениям понятийного аппарата. 2. Тщательная проработанность концепции с учетом перспектив развития детского объединения, логики выбранной темы, строгое следование избранным или сформулированным определениям понятийного аппарата. Общий замысел – это ответ на вопрос: « Как необходимо организовать образовательный процесс, чтобы добиться максимально положительного результата?» Общий замысел – это ответ на вопрос: « Как необходимо организовать образовательный процесс, чтобы добиться максимально положительного результата?» При формулировке замысла необходимо учесть: При формулировке замысла необходимо учесть: Последние достижения в этой области деятельности Последние достижения в этой области деятельности Опыт других педагогов Опыт других педагогов Последние достижения психолого-педагогических наук Последние достижения психолого-педагогических наук Современные требования к дополнительному образованию Современные требования к дополнительному образованию


Титульный лист Наименование образовательного учреждения Наименование образовательного учреждения Где, когда и кем рассмотрена (принята к реализации) программа Где, когда и кем рассмотрена (принята к реализации) программа Кем, когда утверждена Кем, когда утверждена Название программы Название программы Возраст детей, на которых рассчитана программа Возраст детей, на которых рассчитана программа Срок реализации программы Срок реализации программы ФИО, должность автора (авторов) программы ФИО, должность автора (авторов) программы Название города, населенного пункта, в котором реализуется программа Название города, населенного пункта, в котором реализуется программа Год разработки программы Год разработки программы


Пояснительная записка Направленность программы Направленность программы Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность Цели и задачи Цели и задачи Отличительные особенности от других существующих программ Отличительные особенности от других существующих программ Возраст детей, участвующих в реализации данной программы Возраст детей, участвующих в реализации данной программы Сроки реализации программы Сроки реализации программы Формы и режим занятий Формы и режим занятий Ожидаемые результаты и способы их определения Ожидаемые результаты и способы их определения Формы подведения итогов реализации программы Формы подведения итогов реализации программы


Программы дополнительного образования детей имеют следующие направленности: научно-техническаяспортивно-техническаяфизкультурно-спортивнаяхудожественно-эстетическаятуристско-краеведческаяэколого-биологическаявоеннопатриотческаясоциально-педагогическаяестественнонаучнаякультурологическая От заданной направленности во многом зависит концепция, содержание и результативность программы. (характеристики направленностей Березиной, Буйловой)


Физкультурно-спортивная направленность Ориентирована на физическое совершенствование ребенка, приобщение его к здоровому образу жизни, формирование культуры здоровья, устойчивой потребности к занятиям споротом, воспитание спортивного резерва. Ориентирована на физическое совершенствование ребенка, приобщение его к здоровому образу жизни, формирование культуры здоровья, устойчивой потребности к занятиям споротом, воспитание спортивного резерва. Образовательная деятельность по разным видам спорта. Образовательная деятельность по разным видам спорта. Физкультурно-оздоровительные объединения, секции, клубы, спортивные школы. Физкультурно-оздоровительные объединения, секции, клубы, спортивные школы.


Художественно-эстетическая направленность Основное предназначение таких программ – приобщение детей к искусству, воспитание творческой личности; ранняя профессиональная ориентация и самоопределение ребенка, получение обучающимися основ будущего профессионального образования; передача духовного опыта человечества через искусство, художественное творчество, способствующее восстановлению связей между поколениями Основное предназначение таких программ – приобщение детей к искусству, воспитание творческой личности; ранняя профессиональная ориентация и самоопределение ребенка, получение обучающимися основ будущего профессионального образования; передача духовного опыта человечества через искусство, художественное творчество, способствующее восстановлению связей между поколениями


Туристско-краеведческая направленность Федеральная целевая программа туристско-краеведческого движения учащихся «Отечество». Федеральная целевая программа туристско-краеведческого движения учащихся «Отечество». История и культура родного края, страны, ратные подвиги и судьбы соотечественников, семейные родословные - предмет познания детей, источник их социального, личностного развития, воспитания патриотов своей Родины. История и культура родного края, страны, ратные подвиги и судьбы соотечественников, семейные родословные - предмет познания детей, источник их социального, личностного развития, воспитания патриотов своей Родины. Туристские объединения, станции юных туристов, туристские базы, центры и т.д. Туристские объединения, станции юных туристов, туристские базы, центры и т.д.


Эколого-биологическая направленность Развитие интереса ребенка к изучению и охране природы, биологии, географии, экологии и других наук о Земле, являются основной частью непрерывного экологического образования. Развитие интереса ребенка к изучению и охране природы, биологии, географии, экологии и других наук о Земле, являются основной частью непрерывного экологического образования. Станции юных натуралистов, эколого-биологические центры, объединения. Станции юных натуралистов, эколого-биологические центры, объединения. Способы организации деятельности: экскурсии, походы, природоохранная работа, учебно-исследовательская деятельность, ориентированная на привлечение детей к участию во всероссийских и международных научно- исследовательских проектах, конкурсах, конференциях учебно- исследовательских работ, проведение самостоятельных исследований в окрестностях места жительства Способы организации деятельности: экскурсии, походы, природоохранная работа, учебно-исследовательская деятельность, ориентированная на привлечение детей к участию во всероссийских и международных научно- исследовательских проектах, конкурсах, конференциях учебно- исследовательских работ, проведение самостоятельных исследований в окрестностях места жительства


Социально-педагогическая направленность Программы ориентированы на корректировку и развитие психических свойств личности, коммуникативных, интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга, возможность попробовать себя в различных социальных ролях, способствуют осознанному творению себя. Программы ориентированы на корректировку и развитие психических свойств личности, коммуникативных, интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга, возможность попробовать себя в различных социальных ролях, способствуют осознанному творению себя. У обучающихся формируются собственная система мотивов и направленности деятельности, устремленность к самопознанию и самореализации, чувство ответственности за собственный выбор перед собой и обществом. У обучающихся формируются собственная система мотивов и направленности деятельности, устремленность к самопознанию и самореализации, чувство ответственности за собственный выбор перед собой и обществом.


Естественнонаучная направленность Программы данной направленности направлены на дополнение и углубление школьных программ. Программы данной направленности направлены на дополнение и углубление школьных программ. Предназначение – развитие интереса школьников к предметам естественнонаучного цикла, развитие познавательной активности обучающихся, любознательности, самостоятельности. Предназначение – развитие интереса школьников к предметам естественнонаучного цикла, развитие познавательной активности обучающихся, любознательности, самостоятельности. («Химический анализ», «Строение органических соединений», «Юный химик», «Решение генетических задач», «Цитология», «Анатомия и физиология», «Основы энтомологии» др.) («Химический анализ», «Строение органических соединений», «Юный химик», «Решение генетических задач», «Цитология», «Анатомия и физиология», «Основы энтомологии» др.)


Пояснительная записка Цель –это идеальный конечный результат деятельности,должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень ее достижения. Цель –это идеальный конечный результат деятельности,должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень ее достижения. В задачах должны быть различимы пути достижения заявленной цели-результата. В задачах должны быть различимы пути достижения заявленной цели-результата. Педагогические идеи и принципы, на которые ориентируется составитель программы в своей профессиональной деятельности. Педагогические идеи и принципы, на которые ориентируется составитель программы в своей профессиональной деятельности. Срок освоения программы, для какого возраста она предназначена. Срок освоения программы, для какого возраста она предназначена. Отразить особенности работы с детьми «группы риска», инвалидами, одаренными и т.д.) Отразить особенности работы с детьми «группы риска», инвалидами, одаренными и т.д.)


Подраздел пояснительной записки – «Учебная деятельность» Как организован учебный процесс в течение всего периода обучения? - Выделены ли этапы обучения и чем они отличаются по содержанию и организации; - -как организованы учебные занятия на протяжении каждого года или этапа обучения: группами (сколько часов в неделю и сколько в ней человек) или индивидуально; - - какие используются формы занятий (аудиторные, практические на местности, выездные, лабораторные и т.д.); - - как организованы дополнительные занятия, если они есть, то с кем и как проводятся, зачем необходимы); - - по какому принципу формируются учебные группы – по возрасту, по способностям, или работа ведется в разновозрастных группах (в последнем случае необходимо обоснование целесообразности такой организации);


Подраздел пояснительной записки – «Учебная деятельность» Каковы особенности методики учебной работы с детьми? Каковы особенности методики учебной работы с детьми? Основное содержание учебного процесса и его обоснование, предлагаемые детям практические и творческие задания, какие используются педагогические технологии и методики (разноуровнего обучения, интенсивного обучения, развивающего обучения, работа по методу проектов и др.) Основное содержание учебного процесса и его обоснование, предлагаемые детям практические и творческие задания, какие используются педагогические технологии и методики (разноуровнего обучения, интенсивного обучения, развивающего обучения, работа по методу проектов и др.) Описать организацию воспитательного процесса- какая ведется постоянная воспитательная работа (групповая, индивидуальная) и какие формы массовой работы используются Описать организацию воспитательного процесса- какая ведется постоянная воспитательная работа (групповая, индивидуальная) и какие формы массовой работы используются «Развивающая деятельность» - отразить развивающий потенциал учебной и воспитывающей деятельности «Развивающая деятельность» - отразить развивающий потенциал учебной и воспитывающей деятельности


Обязательная составляющая пояснительной записки – «Ожидаемые результаты» Часть программы должна содержать описание уровня знаний и умений ребенка, которые он получит в ходе учебной работы, а также степень развития его способностей и параметры оценки сформированности личностных качеств. При этом предполагаемые результаты должны быть соотнесены с целями программы, быть реальными и проверяемыми. Часть программы должна содержать описание уровня знаний и умений ребенка, которые он получит в ходе учебной работы, а также степень развития его способностей и параметры оценки сформированности личностных качеств. При этом предполагаемые результаты должны быть соотнесены с целями программы, быть реальными и проверяемыми. Хорошо, если результаты четко сформулированы по каждому году или этапу обучения и описаны способы их выявления – тестирование, проверочные задания, творческие работы, зачетные занятия, педагогическое наблюдение и др. Хорошо, если результаты четко сформулированы по каждому году или этапу обучения и описаны способы их выявления – тестирование, проверочные задания, творческие работы, зачетные занятия, педагогическое наблюдение и др. Обязательно необходимо указать формы подведения итогов реализации программы: выставки, конкурсы, творческие отчеты, защита проекта Обязательно необходимо указать формы подведения итогов реализации программы: выставки, конкурсы, творческие отчеты, защита проекта


Учебно-тематический план Перечень разделов, тем Перечень разделов, тем Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Не путать с календарным планом работы на конкретный учебный год! Не путать с календарным планом работы на конкретный учебный год! Программа стратегический документ - в учебном плане должны быть обозначены основные содержательные блоки программы («узловые темы»). Программа стратегический документ - в учебном плане должны быть обозначены основные содержательные блоки программы («узловые темы»).


Содержание программы Раскрывается через краткое описание тем (теория и практика) Раскрывается через краткое описание тем (теория и практика) Возможная схема описания тем, разделов: Возможная схема описания тем, разделов: раздела. Название раздела. раздела. Название раздела. темы. Название темы. темы. Название темы. Теория (основные теоретические понятия без подробной расшифровки и описания). Теория (основные теоретические понятия без подробной расшифровки и описания). Практика (примерное содержание практической деятельности детей на учебном занятии). Практика (примерное содержание практической деятельности детей на учебном занятии). Литература (если есть). Литература (если есть). Место проведения занятия (если занятие выездное) Место проведения занятия (если занятие выездное)


Методическое обеспечение программы Должно быть представлено обеспечение учебного процесса различными видами методической продукции. Должно быть представлено обеспечение учебного процесса различными видами методической продукции. Представить в виде перечня: Представить в виде перечня: - методические разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д. - методические разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д. Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ; по постановке экспериментов или опытов и т.д. Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ; по постановке экспериментов или опытов и т.д. Дидактические и лекционные материалы, методики по исследовательской работе. Дидактические и лекционные материалы, методики по исследовательской работе. В случае, если деятельность ведется по авторской методике, требующей использования специальных дидактических пособий, также необходимо привести перечень содержания всего методического комплекта с обязательным указанием его автора. В случае, если деятельность ведется по авторской методике, требующей использования специальных дидактических пособий, также необходимо привести перечень содержания всего методического комплекта с обязательным указанием его автора.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав