30.06.2020

Положительные черты нормативного подхода к праву. Основные типы правопонимания (нормативистский подход). Как в России формируется правильный подход к пониманию права


Юридическое правопони­мание

Для юридического типа пра­вопонимания характерна та или иная версия различия права и закона. При этом под правом имеется в виду нечто объективное, не зависящее от воли, усмотрения или произ­вола законо­устанавливающей власти, то есть определенное, отличное от других социаль­ное явление.

В рамках юридического пра­вопонимания среди прочих существуют: Естественно-право­вой подход . С точки зрения естественно-правового подхода, право – это право, извне преданное человеку и приоритет­ное к че­ловеческим установлениям. Либертарно-юриди­ческий подход , разработан­ный Нерсесянцем В.С.

Основная статья : Либертарно-юридическая концепция

Согласно данному подходу под правом понимается нор­мативное выражение прин­ципа формального равен­ства, под которым, в свою очередь, подразумевается единство трех компонентов:

1. равной для всех нормы и меры

2. свободы

3. справедливости

В российском правоведении особый интерес представляет точка зрения С.С. Алексеева, выделяющего четыре ступени в истории позитивного права:

право сильного - доцивилизованная стадия правового развития, на которой право принадлежит вожаку, старейшине и зафиксировано в обычаях;

кулачное право существовало в азиатских теократических государствах, при рабовладении и феодализме. Главными побудительными факторами в праве были власть и религиозная идеология. Это уже писаное право, но с отдельными элементами обычного права (система привилегий, сословные традиции);

право власти начало складываться с конца XVIII в. Правом признаются абсолютно все веления, исходящие от государства;

право гражданского общества - представляет собой систему норм, которая базируется на естественном праве, а само право воспринимается обществом как носитель гуманитарных ценностей.

Нормативистская теория права в наиболее полной степени была сформулирована в XX в. Представителями ее были: Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и другие.

Основные идеи данного учения заключаются в следующем:

1) исходным (в частности, для концепции Кельзена) является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится "основная (суверенная) норма", принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;

2) по Кельзену, право - это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в "чистом виде", вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками;


3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Достоинства:

верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, обращается внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической силы;

нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;

признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

Недостатки:

представителей данной теории критикуют за увлеченность формальной стороной права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.), за то, что они недооценивали связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами;

признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и однозначно произвольными.

Юриспруденция в общественном понимании - вопрос сложный и всегда современный. Подход к пониманию права как понятия зародился в моменты развития общества. Он претерпевал изменения вместе с историей социума и государства. За более чем двухтысячелетний период человечество так и не пришло к единой точке зрения относительно категории права. Множество трудов известнейших философов мира посвящено этой проблеме, которая остаётся неразрешимой по сей день. Ни одно из огромнейшего количества определений не раскрывает суть этого понятия полностью.

Понимание права в Древней Греции

С началом рабовладения возникла необходимость в упорядочении понятия и связанных с ним категорий. Аристотель («Политика») и Платон («Государство») в своё время обращались к этой теме. Они первыми попытались систематизировать накопленные в этой области знания.

Современный подход к остро стоит в нынешней России. Резкая смена политического строя в стране породила разброд в мыслях представителей старшего поколения. Молодёжь же в была на некоторое время выпущена из-под опеки государства и лишена возможности построения причинно-следственных связей. Всё это привело к возникновению вакуума и нежеланию населения понимать предпринимаемые правительством шаги в том или ином направлении. Каковы особенности современного подхода к пониманию права, сегодня важно учитывать. Всестороннее рассмотрение этого вопроса достаточно давно приобрело свою актуальность, в том числе для практической деятельности юристов.

Как появилось право?

По мнению историков, предпосылками являются внутренние противоречия в обществе, усложнение отношений между его представителями. Юриспруденция оказывает регулирующее воздействие на общество, способствует упорядоченности, стабильности и законности. Происходит это следующим образом:

  1. Право в результате воздействия мировой культуры способствует закреплению в обществе духовных ценностей.
  2. Оно, как эффективный инструмент воспитательного воздействия, способствует формированию потребности в положительном поведении. Это происходит посредством создания законов и подзаконных актов.
  3. Право выступает средством контроля над представителями общества, налагая определённые санкции на нарушителей общепринятых норм.

Актуальность изучения подходов к пониманию права

Население страны находится под защитой права от любого, кто посягнёт на его свободы, путём наложения наказания на каждого нарушителя. Сущность юриспруденции состоит в следующих факторах:

  • закрепление справедливости;
  • борьба с произволом.

Закономерно, что слова «право» и «справедливость» - однокоренные. Конечно, в нынешней ситуации недостаточное уважение к этой категории стало одной из общественно-научных проблем, волнующих представителей общества. Юридическая культура не может развиваться без потребности каждого гражданина в соблюдении её норм, определяющих его гражданскую позицию и индивидуальный современный подход к пониманию права. Соотношение права с общественно-политическими градациями здесь выступает основополагающим фактором, неким базисом формирования и восприятия законности.

Подходы к пониманию современного права и их общественное значение

С течением времени менялись многие позиции относительно положения общества и государства. Прежде чем установились современные подходы к пониманию под влиянием разных эпох оставалось практически неизменным. Хотя Древность и Средневековье, эпоха капитализма и период активного насаждения коммунистических идей наложили свои отпечатки на формирование его определения.

Современный подход к пониманию права - это та или иная манера интерпретации и трактовки термина как такового. Отсюда следует, что юриспруденция - предмет правоведения. Отрасль знаний определяет понятие права и его категорий на каждом этапе общественного развития. Помимо научного значения, понятие оказывает практическое воздействие на формирование правосознания граждан, законотворчество, юридическую деятельность. Это сложное явление. От него зависит правовое восприятие граждан. Понятие по-разному трактуется и проявляется в разных странах, при разном общественно-политическом строе.

Каким может быть право?

Теория не располагает единой трактовкой описываемого понятия. Можно выделить лишь похожие направления:

  • право является общественно значимым структурным элементом любого общества;
  • оно выступает средством регулирования поведения, определяющим порядок как в целом обществе, так и между отдельными гражданами.

Из большого количества определений можно выделить следующее концепции, которые раскрывают суть понятия. Понимание права может быть естественно-правовым, нормативным, нравственным и социологическим.

Особенности естественно-правового подхода

Если рассматривать по отдельности современные подходы к пониманию права, естественно-правовой занимает здесь отдельную позицию. И это неудивительно. Известное с древнейших времён позитивное право воздействует наряду с естественным. Кстати, его называют зачастую природным. На протяжении всего своего существования человечество пыталось выработать эффективные стандарты поведения и мышления, определяя их в мифологии, религиозном контексте, морали и т. д.

Однако государственная модель представляла собой общество с противоположными полярными интересами, где принимаемые законодательные акты в преимущественном числе гарантировали защиту обеспеченных слоёв населения. И только сегодня в условиях функционирования позитивный и естественно-правовой подход к пониманию понятия максимально приближены друг к другу.

Специфика

Нормативное понимание понятия подразумевает рассмотрение его как ряда положений из законов и что только формально разделяет системную норму и форму Здесь прослеживаются особенности современного подхода к пониманию права и ряд недостатков:

  1. Узкое или узконормативное понимание права. Имеется в виду текст документа, имеющего законную силу.
  2. Отсутствие возможности влияния права на отношения людей.
  3. Его определение в качестве государственного инструмента достижения цели.
  4. Отсутствие возможности адекватной оценки соответствия государственных актов интересам граждан.
  5. Неоправданное снижение значения экономической ситуации, социальных настроений в жизни общества и преувеличение роли законотворчества.
  6. Отсутствие демократичности.
  7. Ограничение прав и свобод граждан.

Перечисленные недостатки послужили причиной поиска других видов понимания права.

Социологический подход к пониманию права

Сущность социологического подхода к пониманию права заключается в рассмотрении самой отрасли и её правоотношений в действии. Только в этом случае оно, по словам известных социологов, может называться «живым». По С. А. Муромцеву, под правом понимают совокупные правовые отношения. Приверженцы этого подхода рассматривают понятие в качестве определённого общественного порядка. Кроме того, они законы считают частью права и признают первичность семейных связей, взаимодействие собственности и властеотношений, которые, в свою очередь, исторически предопределяют возникновение юридических положений.

Нормативная теория обвиняет приверженцев социологического подхода в обесценивании законного авторитета. В качестве положительного зерна социологического восприятия права отмечается курс на исследование его взаимодействия с разными частями структуры общества и выявление действия юридических механизмов.

Подход к пониманию законности в современном обществе

Эта концепция делит законы на такие разновидности:

  • Правовые. Они основаны на праве. Закрепляют произошедшее в обществе.
  • Неправовые. Это нормативные акты, слабо связанные с действительностью.

Современные общесоциальные подходы к пониманию права, в частности, состоят в стимулировании законодателя изучить происходящее в обществе и отразить это в создаваемых законах с учётом экономических изменений и общественных отношений. В то же время при применении этого подхода сложно отличить правовое от такого, что им не является. Также не всегда возможно определить, носят ли отношения правовой характер. В такой ситуации повышается роль суда, так как отношения строятся согласно договору, на главенствующей роли которого ставится акцент. Это американская концепция.

Нравственный подход к пониманию права

Современные подходы к правопониманию и общесоциальный подход к праву в нравственном контексте дают понятию как совокупности определённых норм содержательную характеристику. И рассматривает его в контексте соответствия положительным оценкам. При таком рассмотрении имеют право на существование только справедливые нормы. Такие, которые отвечают уровню свободы общества. Суть в том, что объектом оценки здесь выступает не само понятие, а только его принципы.

Положительные признаки подхода:

  • право рассматривается только в контексте положительных явлений: демократия, свобода и т. д.;
  • законодатель ориентирован на положительные ценности общественного устройства в своей деятельности.

Среди отрицательных: трудность в отличии «правого» от «неправого». Кроме того, вопрос существования понятия вне закона не рассматривается.

Краткий обзор всех современных подходов к понимаю права

Каждый из рассмотренных выше подходов имеет свои достоинства и недостатки. С точки зрения каждого из них, право не рассматривается вне норм, отношений и идей. В той или иной мере признаки каждого из подходов к пониманию понятия присутствуют в любом обществе. Какая из позиций станет главенствующей? Будет ли она влиять на законотворчество и юридические отношения? Заслужит ли авторитет в обществе? Всё это зависит от определённых условий. Усилия учёных и уровень научного развития здесь отходят на второй план. Прежде всего, учитывается общественная ситуация, степень развития общества и современные подходы к пониманию права. Кратко охарактеризовать достоинства и недостатки их является целесообразным:

  • От официально признанного подхода к пониманию предмета зависит, как определяется, по какому пути развивается право в том или ином обществе.
  • Нормативный принят там, где общество подчинено власти. Примером служит государство с тоталитарным режимом.
  • Социологический подход «даёт зелёный свет» общественному устройству.
  • отношения выходят на первый план. Государство и общество лояльны друг к другу. И как следствие, держава утрачивает свои позиции. Примером служит государство с децентрализованным управлением.
  • При нравственном подходе право нацелено на идеи равенства и братства, свободы и справедливости. Так происходит в обществе, где ценятся мораль, её идеи, наблюдается разделение власти. Это демократическая страна.

Чтобы понять, каковы особенности современного подхода к пониманию права в нашем государстве сегодня, стоит обратиться к недавнему положению правовой системы в России. Она довольно долго находилась под прицелом нормативного понимания права. Нравственный и социологический подходы проявлялись только в некоторых элементах.

Как в России формируется правильный подход к пониманию права?

Современное общественное устройство должно включать концепцию нравственного понимания права. В таком ракурсе юриспруденция рассматривается в качестве регулятора поведения в обществе. Она способна измерить уровень ответственности, свободы граждан. Крайне важно здесь учесть и своевременность правового воспитания. Во многих развитых странах процесс становления юридической самостоятельности граждан начинается с ранних лет. Будущие полноправные представители социума должны иметь достоверное объективное представление о том, что такое законность, право, ответственность и т. д.

Сегодняшняя образовательная система России в соответствии с ФГОС среднего образования подразумевает внедрение в учебный процесс дисциплин, активно влияющих на формирование гражданской позиции и понимания юриспруденции у школьников. Разработка урока «Современные подходы к пониманию права» является важным элементом процесса обучения. Его задачами можно назвать:

  • Ознакомление с многообразием подходов к пониманию права, понятием «права человека».
  • Демонстрацию различий, преимуществ и недостатков между каждым из подходов.
  • Помощь в осознании позитивного права через ценность неотчуждаемых прав.
  • Раскрытие взаимозависимости между каждым из подходов к пониманию права.

Заключение

Суть права при этом характеризуется способностью признать за гражданина выбор действовать по своему желанию. А также отсутствием какого бы то ни было принуждения. Но важно понимать, что свобода и право - разные категории. Последнее не может существовать вне общества и живущих в нём людей. Оно формируется в их отношениях, связано с их возможностями. Это означает, что право определяет границы свободы. Оно является её мерой. В свою очередь, современный подход к пониманию права, будь это нормативный или естественно-правовой, социологический или нравственный, до сих пор является объектом внутренних противоречий в социуме.

>> Современные подходы к пониманию права

§ 19. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПРАВА

Почему люди по-разному понимают право? В каком случае закон противоречит праву? Можно ли создать идеальное право? Может ли ваш класс выступить с законодательной инициативой?

Из курса 10 класса вам известно, что в современном правоведении существуют различные подходы к понимаю права (иначе говоря, различное правопонимание). Явление это вполне нормальное. Для глубокого изучения права ценны разные подходы, если они помогают в поиске истины.

Правоведы отмечают, что в наши дни одним из самых спорных является вопрос о соотношении права и закона. Обратимся к двум наиболее типичным подходам, знакомство с которыми позволит выявить ценное и полезное в каждом из них.

НОРМАТИВНЫЙ ПОДХОД К ПРАВУ

Он получил название от слова «норма», т. е. юридическое правило, важнейшей чертой которого является общеобязательность , опирающаяся на принудительную силу государства . В соответствии с данным подходом между правом и законом фактически нет различия. Нормативный акт, закон, в котором находит свое выражение государственная воля, - это и есть право. Нормативный подход сближается с марксистским, согласно которому право есть возведенная в закон воля господствующего класса.

Однако не все правоведы согласны с таким подходом. Если право, рассуждают они, сводится к законам, которые творит государство, следует думать, что вне закона нет права. Государство может произвольно вводить любые законы, «дарить» гражданам те или иные права и столь же произвольно отбирать их. Получается, что государство является единственным создателем права, оно же является источником прав человека, и, значит, любое государство (а в каждом государстве есть законы) можно считать правовым.

Такой подход к праву таит в себе опасность, как минимум, государственного произвола. В целом же для данного подхода, по мнению его критиков, вопроса о том, что такое право, в подлинном смысле не существует, поскольку для него право - это официально данное, действующее позитивное право (т. е. существующие законы).

Вместе с тем нормативный подход привлекателен с практической точки зрения. Ведь в решении конкретного дела юристы (судьи, прокуроры, адвокаты) могут опереться только на норму закона.

В целом же в отношении нормативного подхода в правоведении нет однозначной оценки. Отмечают одновременно и положительные, и отрицательные его черты. Охарактеризуем некоторые из них.

Положительную сторону видят в том, что нормативный подход больше, чем какой-либо другой, подчеркивает главное, определяющее свойство права - его нормативность , т. е. наличие системы норм (общеобязательных правил поведения), которые четко определяют, как можно и должно поступать в тех или иных обстоятельствах. Если норма действительно является общеобязательным требованием, которое каждый (без каких-либо исключений) должен исполнять, - это благо для общества .

Другой положительной чертой нормативного подхода является четкость, однозначность выражения правового требования, правовых формулировок, т. е. формальная определенность нормы . Это позволяет правильно, без двусмысленности понимать содержание нормативного акта, руководствоваться его требованиями.

Еще одно достоинство нормативного подхода в том, что в нем четко зафиксированы санкции - средства государственного принуждения (в случае нарушения нормы права).

К числу явно отрицательных черт нормативного правопонимания относится прежде всего игнорирование гуманистической стороны в содержании права. В рамках данного подхода право не рассматривается как мера свободы и справедливости, не учитывается ведущая роль прав человека в системе права. Следовательно, фактически игнорируются насущные интересы тех, кому адресованы юридические нормы: на их место ставятся интересы государства.

Такое игнорирование опасно не только для человека, но и для самого государства. В определенных обстоятельствах государство может руководствоваться устаревшими нормами. Или, хуже того, издавать нормативные акты, противоречащие требованиям гуманизма, отвечающие интересам консервативных и даже реакционных сил. Так, к примеру, в условиях сталинской диктатуры в СССР в 30-е гг. XX в. был принят бесчеловечный нормативный акт*, который в народе прозвали «законом о трех колосках». Суть его в том, что голодавшим людям запретили после уборки урожая подбирать случайно упавшие колоски. За нарушение были установлены драконовские наказания (вплоть до расстрела). Подобные «нормативные акты», лишенные гуманистического содержания, способны были подорвать веру в советскую власть и государство.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО: ОТ ИДЕИ К ЮРИДИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Сразу отметим, что какой-либо единой теории естественного права не существует. Естественно-правовые идеи развивали в своих трудах различные авторы, среди которых множество выдающихся умов человечества. Вместе с тем в этих учениях содержится немало сходных идей, положений, выводов, что позволяет говорить о некоторых типичных чертах естественного права. Согласно этим идеям, каждый человек от рождения (иначе говоря, как естество, живой организм, в силу природы) обладает определенным набором прав и свобод, которые неотчуждаемы и принадлежат ему всю жизнь.

Сторонники естественного права полагают, что право не тождественно закону и означает нечто большее. Закон, согласно такому правопониманию, является только одной из форм выражения права. Поясним.

Дело в том, что законы, установленные государством, сторонники естественного права относят к творениям самого человека (в лице законодателя, правителя , государства) и называют позитивным правом , т. е. положительным, существующим как документальная реальность.

* Имеется в виду подзаконный акт - Постановление ЦИК и СНК СССР «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» от 7 августа 1932 г.

Однако не все формы права созданы людьми, государством. Наряду с позитивным существует право, независимое от воли того или иного законодателя, государства, -естественное право .

Как свидетельствуют исследования, еще во времена античности и раннего христианства стали различать «право по природе» и «право по человеческому установлению». Интересно, что в римском праве существовало два различных термина: jus - право и lex - закон.

Периодом поистине триумфального шествия «права по природе» стало Новое время. Русский правовед И. А. Покровский (1868-1920) отмечал, что идея естественного права «тянется непрерывно через всю историю Западной Европы», но особенную глубину и интенсивность она приобретает в XVII и XVIII вв. - в эпоху, которой и дается по преимуществу название эпохи естественного права.

Вместе с первыми шагами буржуазной демократии естественное право из теории перерастает в государственно-правовую реальность. Напомним об уже известных вам крупнейших правовых документах, которые были приняты в этот период и вобрали в себя идеи естественного права: в США - Декларация независимости (1776) и Конституция (1787), во Франции - Декларация прав человека и гражданина (1789) и Конституция (1791). Включенное в содержание государственных документов, естественное право превратилось в действующие общеобязательные юридические нормы. Столь крупные перемены в политико-правовой сфере жизни общества современные правоведы называют первой (антифеодальной) революцией в праве (революцией не в смысле насилия, а в смысле резкого, скачкообразного перехода в новое правовое состояние).

Далее следует длительный период спада. Как вам известно из курса истории, конец XIX - первая половина XX в. отмечены гигантскими социальными катастрофами - кризисами, революциями , мировыми войнами.

Но история, как вы, возможно, замечали, любит парадоксы: именно эти потрясения и беды заставили человечество искать пути такого усовершенствования действующего (позитивного) права, которое могло бы пресечь всякую возможность установления тиранических режимов. Рано или поздно эти пути должны были привести к признанию естественного права. И в середине XX в. оно было вновь «открыто», для того чтобы продолжить выполнение своего гуманистического предназначения.

Утверждаясь в качестве юридической реальности, естественное право становится своего рода духовной основой демократических преобразований в целом ряде стран. В декабре 1948 г. принимается Всеобщая декларация прав человека, и далее - объемный пакет основополагающих правовых документов, которые вместе составили так называемую Хартию прав человека. В тот же период многие европейские страны, особенно те, которые на себе испытали ужасы фашизма, - Германия, Италия, Испания, включили в свои национальные конституции специальные разделы о правах человека, тем самым придав им непосредственное юридическое значение, причем приоритетное. Этот момент называют второй (антитоталитарной) революцией в праве, когда естественное право вновь обрело непосредственно юридическое значение. В Конституцию РФ (1993) также вошла глава о правах и свободах человека и гражданина.

Какие же права относят к естественным, прирожденным, неотчуждаемым правам человека?

Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте определим, что такое права человека. В науке есть такое определение: права человека - это нормативно оформленные (т. е. представленные в виде четко оформленных норм) особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются необходимым условием ее жизни, ее взаимоотношений с другими людьми, с обществом, государством.

Удивительное по глубине и выразительности определение. Становится понятным, в чем состоит особенность (суть, отличительное свойство) естественных прав во всем бесконечном многообразии жизни (бытия) человека. Только права могут определить нормативно оформленную (т. е. закрепленную в норме) границу его свободы (меру свободы). Или, иначе говоря, свобода может быть определена только через нормы права (включающие также и обязанности).

Опираясь на данное определение, отметим, что к нормативно оформленным особенностям бытия человека - его правам - относят прежде всего право на жизнь и все то, что способствует сохранению и развитию жизни: право на неприкосновенность личности , право иметь собственность, право на свободу мысли, слова, передвижения, право избирать своих правителей и др. Не станем далее перечислять известные вам права. Отметим только, что сегодня можно встретить разделение прав на основные и конституционные. Однако в науке существует вполне аргументированное мнение, что основные права человека - это и есть конституционные права. Следовательно, чтобы познакомиться с ними, необходимо обратиться к нашей Конституции.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЕСТЕСТВЕННОГО И ПОЗИТИВНОГО ПРАВА

Позитивное право как документальная реальность появляется с возникновением государства и существует только в письменной форме, в виде законов и других юридических документов, установленных государством (например, можно вспомнить правовые документы, о которых вы, возможно, знаете из истории: древнеиндийские законы Ману, законы царя Хаммурапи, римские законы XII таблиц, Русская Правда, Кодекс Наполеона и др.).

Естественное право, будучи объективной первоосновой правовых норм, действует независимо от того, закреплено оно в каком-либо юридическом документе или нет (прежде всего влияет на правосознание).

Сторонники естественно-правового подхода разграничивают естественное и позитивное право. Но при этом они конечно же не отвергают позитивное право, т. е. законы, которые принимает государство. Проблема заключается в качестве закона: если он не отвечает ценностям естественного права, его нельзя считать правовым. Другими словами, если позитивное право не базируется на естественном праве, не исходит из его ценностей, оно перестает быть правом. Высшая же ценность права - это человек , его естественные, прирожденные, а значит, неотъемлемые права. Это главная идея естественно-правового подхода.

Следовательно, естественное право позволяет оценивать качество (служит критерием) позитивного права (закона). Оно помогает определить, насколько закон соблюдает интересы человека , его права и свободы. В этом и состоит смысл разграничения права на естественное и позитивное. Однако такое разграничение не абсолютно. В современном праве идет вполне закономерный процесс сближения естественного права с позитивным. Разберемся подробнее.

Выше уже было отмечено, что естественные права выражают меру свободы человека. Сама свобода с позиций естественно-правового подхода трактуется как пространство человеческой активности, реализации природных задатков людей, как естественная возможность поступать по собственному усмотрению, сообразно своей воле и интересу.

Вместе с тем, и это особенно подчеркивают сторонники естественного права, свобода не может быть безграничной . Такой свободы нет. Нерегулируемая свобода всегда оборачивается своей противоположностью - беззаконием, произволом, беспределом, которые ведут человека к катастрофе самоистребления (вы сами могли бы привести немало примеров проявления безграничной «свободы»).

Определить границу (меру, масштаб) свободы, или, говоря словами И. Канта (1724-1804), границу совместимости свободы каждого человека со свободой всех других людей способны в первую очередь два великих социальных регулятора, происходящих из самой жизни, - право и мораль.

Есть основание сделать вывод, что необходимость четкого закрепления границ свободы делает неразрывной связь между естественным и позитивным правом. По своей фундаментальной социальной роли естественное право служит первоосновой, первоисточником позитивного права, постоянно питает его идеями гуманизма, свободы, справедливости. В свою очередь, позитивное право придает этим идеям силу всеобщей, обязательной, охраняемой государством нормы поведения - силу закона , делая тем самым желанную свободу людей реальной.

Чтобы проиллюстрировать взаимосвязь естественного и позитивного права (закона), приведем пример судебного дела, о котором рассказал известный российский правовед С. С. Алексеев.

Это произошло в тайге, где работали геологи. Выйдя как-то утром к реке, геолог Петров (фамилии изменены) услышал на противоположном берегу треск кустов. «Медведь!» - подумал он. И не случайно, медведи действительно частенько беспокоили геологов. Не теряя времени, Петров бросился за ружьем, к нему присоединился еще один геолог - Широков. Выскочив на берег, они одновременно выстрелили в черное пятно, видневшееся сквозь туман. Ружья у них были абсолютно одинаковые, купленные в одном магазине.

Финал истории трагичен: на другом берегу они убили не медведя, а начальника соседней геологической партии, который возился с рыбацкими снастями. Во время судебного разбирательства выяснилось, что погибший был убит только одной пулей, а вторая, ударившись о патрон для ракетницы, лежавший в кармане убитого, отлетела в сторону. Чья пуля убила, определить было невозможно: стреляли оба. Но это было не умышленное убийство, хотя оба проявили грубую неосторожность и вторая пуля отскочила только случайно. Поэтому суд признал их виновными. С точки зрения действовавшего закона все было верно. Однако Верховный Суд отменил это решение. Судьи рассудили: смерть наступила только от одной пули, значит, кто-то один заведомо невиновен. И вот тут проявилось глубокое понимание судьями самой сути права - права каксправедливости . А справедливость требовала освободить невиновного. Но кого? Определить невозможно. И освободили обоих.

ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РФ

Процесс создания закона состоит из нескольких основных этапов, или, как говорят, стадий.

Первую стадию называют законодательной инициативой. Речь идето праве внесения законопроекта в Государственную Думу. Подчеркнем, вносят законопроект только в Государственную Думу. Тем самым Конституция разграничивает компетенцию палат: процесс принятия закона отнесен к компетенции нижней палаты (Государственной Думы), а право одобрить или отклонить закон предоставлено верхней (Совету Федерации).

Конституция ограничивает круг субъектов законодательной инициативы (ст. 104, ч. 1). Сюда включены: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения (т. е. по тем вопросам, которые относятся к их компетенции). Вместе с тем никто не лишен права обращаться в парламент с законодательными предложениями. Разница в том, что в отношении предложений парламент волен решать, как он с ними поступит, а законодательную инициативу обязан рассмотреть. Отметим также, что ряд законопроектов могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ (это касается так называемых финансовых законопроектов - ст. 104, ч. 3).

Вторая стадия - обсуждение законопроекта в Государственной Думе. Оно осуществляется поэтапно: сначала предварительное (неофициальное), а затем официальное обсуждение. Предварительное обсуждение называют парламентскими слушаниями, когда вместе с мнением парламентариев заслушиваются мнения государственных и общественных деятелей, а также специалистов-экспертов (юристов, политологов, экономистов, социологов и т. д.) . Их замечания и предложения помогают добиваться высокого качества будущего закона.

Официальное обсуждение в Государственной Думе, согласно регламенту, проводится три раза, как принято говорить, в трех чтениях. Во время первого чтения прорабатываются главные, принципиальные положения законопроекта (при этом он может быть отклонен или одобрен). Второе чтение можно назвать самым придирчивым, тщательным: идет детальное постатейное рассмотрение проекта в целом, вносятся необходимые поправки (и на этом этапе законопроект может быть отклонен или одобрен). Третье чтение завершает обсуждение законопроекта в нижней палате парламента. В ходе этого чтения депутатам нельзя вносить никаких поправок, решение они выносят однозначное - одобрить или не одобрить законопроект (кстати, бывает, что законопроект могут принять сразу в трех чтениях).

Третья стадия - принятие закона в Государственной Думе. В зависимости от вида закона в процедуре принятия есть различия. Чтобы принять обычный федеральный закон, требуется простое большинство голосов от общего числа депутатов (50% плюс 1 голос от общего числа - 450 депутатов). Федеральный конституционный закон принимается только в том случае, если он одобрен так называемым квалифицированным большинством (не менее двух третей голосов).

Четвертая стадия - принятие закона в Совете Федерации (его численность - 178 депутатов). Принятый в Государственной Думе закон поступает в Совет Федерации,где он в 14-дневный срок должен быть рассмотрен, принят или отклонен. Обязательному рассмотрению здесь подлежат только федеральные законы, принятые Государственной Думой по вопросам, перечень которых дан в статье 106 (по вопросам финансов, международных договоров , государственной границы, войны и мира). И далее процедура голосования строится таким образом: обычный федеральный закон считается принятым, если за него проголосует более половины депутатов; за принятие федерального конституционного закона должны проголосовать не менее трех четвертей от общего числа депутатов верхней палаты.

Пятая стадия - подписание и обнародование закона. Принятый парламентом федеральный закон направляется Президенту РФ. В течение 14 дней он должен его рассмотреть и подписать (либо вернуть на повторное рассмотрение). Подписанный Президентом закон должен быть обнародован. Цель обнародования - довести содержание нового закона до сведения населения путем публикации в официальных изданиях - «Российской газете» и «Собрании законодательства РФ» . Только опубликованный закон вступает в действие .

В ситуации, когда Президент не согласен с содержанием закона и отказывается подписать его, федеральный закон возвращается на повторное рассмотрение палат. И если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, составляющим не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом и обнародованию (ст. 107).

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Итак, права принадлежат человеку от рождения. Эти права являются высшей ценностью. Правильно ею распорядиться - ваша основная практическая задача . Эту задачу за вас не может решить никто. Но и ответственность за результаты в первую очередь лежит на вас.

2 Из вышеизложенного вытекают три главные практические обязанности: права человека необходимоа) уважать, б) соблюдать и в) защищать. Уважение прав проявляется прежде всего в их соблюдении. А соблюдение в ряде случаев связано с необходимостью их защиты. Выполнение этих обязанносте й потребует огромных личных усилий на протяжении все й жизни.

З Как гражданину вам придется не только наблюдать за действиями власти, но и сталкиваться с ее представителями. Действия власти можно правильно оценить только через призму ее отношения к правам человека, к вашим правам. Более того, следует твердо помнить, что у вас есть право контролировать решения и действия власти, соглашаться или не соглашаться с ними и при необходимости обжаловать их в суд.

4 Вы живете в обществе, в окружении других людей, наделенных теми же правами, что и вы. Следовательно, осуществление ваших прав не должно нарушать прав и свобод других людей.

5 У вас есть право участвовать в законодательном процессе, даже если вы не входите в круг субъектов законодательной инициативы. Как гражданин вы можете выступить с законодательным предложением (если будет, что предложить) .

ДОКУМЕНТ

Из работы современного российского правоведа С. С. Алексеева «Право: азбука - теория - философия» .

Теория естественного права стала по сути дела первой в истории философско-политической мысли предельно простой, сквозной, прошедшей через века идеей, направленной на то, чтобы просто-напросто сообразно здравому смыслу и требованиям науки связать право с естественными началами жизни людей, с естественной средой, с человеческим бытием.

Именно поэтому естественно-правовые взгляды стали не только.. . исходным пунктом в действительно основательных глубоких философских трактовках права, но и одним из наиболее значительных завоеваний гуманитарной мысли в истории человечества, свершением и своего рода «открытием» человеческого духа.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1. Сформулируйте основную мысль фрагмента.
2. Почему в истории мировой мысли идея естественного права сумела пройти через века?
3. Опираясь на полученные знания, объясните, какие у автора были основания утверждать, что естественно-правовые взгляды стали наиболее значительным завоеванием гуманитарной мысли в истории человечества.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. В чем суть нормативного подхода к праву?
2. Охарактеризуйте основные особенности естественного права.
3 Какими путями естественное право становится юридической реальностью?
4 . Объясните, почему необходимо взаимодействие естественного и позитивного права.
5. В чем гуманистический смысл естественного права? с Почему законодательный процесс строится поэтапно? Каковы основные этапы создания закона?

ЗАДАНИЯ

1 . На основе анализа определения позитивного права как системы общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений, выполните ряд заданий:
1) укажите, какие черты нормативного подхода к праву нашли отражение в этом определении;
2) докажите, что данное определение не дает полного представления о сути современного понимания права;
3) на базе ваших представлений о современном подходе к пониманию права составьте свое определение права (не обязательно краткое, можете дать описание; главное, чтобы он о отражало типичные черты современног о правопонимания) .

НОРМАТИВНЫЙ ПОДХОД К ПРАВУ «норма» , т. е. юридическое правило, важнейшей чертой которого является общеобязательность, опирающаяся на принудительную силу государства Нормативный акт, закон, в котором находит свое выражение государственная воля, - это и есть право.

Отрицательные аспекты Положительные нормативного подхода аспекты нормативного подхода Государство может произвольно вводить любые законы, «дарить» гражданам те или иные права и столь же произвольно отбирать их Такой подход к праву таит в себе опасность, как минимум, государственного произвола. В решении конкретного дела юристы (судьи, прокуроры, адвокаты) могут опереться только на норму закона

Отрицательные аспекты нормативного подхода Положительные аспекты нормативного подхода - Право не рассматривается как мера свободы и справедливости, не учитывается ведущая роль прав человека в системе права; -Игнорируются насущные интересы тех, кому адресованы юридические нормы: на их место ставятся интересы государства; - Государство может издавать нормативные акты, противоречащие требованиям гуманизма, отвечающие интересам консервативных и даже реакционных сил - Больше, чем какой-либо другой, подчеркивает главное, определяющее свойство права - его нормативность, т. е. наличие системы норм (общеобязательных правил поведения), которые четко определяют, как можно и должно поступать в тех или иных обстоятельствах; - Четкость, однозначность выражения правового требования, правовых формулировок, т. е. формальная определенность нормы; - Четко зафиксированы санкции - средства государственного принуждения (в случае нарушения нормы права)

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО: ОТ ИДЕИ К ЮРИДИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ Каждый человек от рождения (иначе говоря, как естество, живой организм, в силу природы) обладает определенным набором прав и свобод, которые неотчуждаемы и принадлежат ему всю жизнь.

Сторонники естественного права полагают, что право не тождественно закону и означает нечто большее. Закон, согласно такому правопониманию, является только одной из форм выражения права. Законы, установленные государством, сторонники естественного права относят к творениям самого человека (в лице законодателя, правителя, государства) и называют позитивным правом, т. е. положительным, существующим как документальная реальность.

Естественное право - независимо от воли того или иного законодателя, государства. Естественные права выражают меру свободы человека, но свобода не может быть безграничной. Нерегулируемая свобода всегда оборачивается беззаконием, произволом, беспределом, которые ведут человека к катастрофе самоистребления.

Естественное право (римское) В римском праве существовало два различных термина: jus - право и lex - закон. Jus - «право по природе» lex - «право по человеческому установлению»

Русский правовед И. А. Покровский (1868- 1920) отмечал, что идея естественного права «тянется непрерывно через всю историю Западной Европы» , но особенную глубину и интенсивность она приобретает в XVII и XVIII вв. - в эпоху, которой и дается по преимуществу название эпохи естественного права.

Эпоха естественного права, как государственно-правовая реальность Декларация прав Принятие Конституции США, Филадельфия, 1787 год; человека и гражданина, Франция, 1789 г. , Конституция 1791 г.

В декабре 1948 г. принимается Всеобщая декларация прав человека, и далее - объемный пакет основополагающих правовых документов, которые вместе составили Хартию прав человека В Конституцию РФ (1993) вошла глава о правах и свободах человека и гражданина.

Права человека - это нормативно оформленные (т. е. представленные в виде четко оформленных норм) особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются необходимым условием ее жизни, ее взаимоотношений с другими людьми, с обществом, государством.

Какие права относят к естественным, прирождённым, неотчуждаемым правам человека? Право на жизнь и всё то, что способствует сохранению и развитию жизни. Право на неприкосновенность личности. Право на собственность. Право на свободу мысли, слова, передвижения. Право избирать своих правителей. Основные права человека - это конституционные права

Идея естественно-правового подхода ВЗАИМОСВЯЗЬ ЕСТЕСТВЕННОГО И ПОЗИТИВНОГО ПРАВА Позитивное право как документальная реальность появляется с возникновением государства и существует только в письменной форме, в виде законов и других юридических документов, установленных государством Естественное право действует независимо от того, закреплено оно в каком-либо юридическом документе или нет.

Если позитивное право не базируется на естественном праве, не исходит из его ценностей, оно перестает быть правом. Высшая же ценность права - это человек, его естественные, прирожденные, а значит, неотъемлемые права. Естественное право помогает определить, насколько закон соблюдает интересы человека, его права и свободы.

Определить границу (меру, масштаб) свободы, или, говоря словами И. Канта (1724- 1804), границу совместимости свободы каждого человека со свободой всех других людей способны в первую очередь два великих социальных регулятора, происходящих из самой жизни, - право и мораль.

Необходимость четкого закрепления границ свободы делает неразрывной связь между естественным и позитивным правом. Естественное право служит первоосновой, первоисточником позитивного права, постоянно питает его идеями гуманизма, свободы, справедливости. Позитивное право придает этим идеям силу всеобщей, обязательной, охраняемой государством нормы поведения - силу закона, делая тем самым желанную свободу людей реальной.

Позитивное право ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РФ Круг субъектов законодательной инициативы: Президент, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды по вопросам их компетенции.

Законотворческий процесс в РФ Законодательная инициатива Обсуждение законопроекта в Государственной Думе Принятие Закона в Совете Федерации Подписание и обнародование Закона Президентом РФ

Подписание и обнародование Закона Цель обнародования Закона – довести его содержание до сведения населения. В течение 14 дней Президент должен рассмотреть и подписать Закон или вернуть его на повторное рассмотрение.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ Права принадлежат человеку от рождения. Эти права являются высшей ценностью. Права человека необходимо а) уважать, б) соблюдать и в) защищать. У каждого человека есть право контролировать решения и действия власти, соглашаться или не соглашаться с ними и при необходимости обжаловать их в суде. Осуществление ваших прав не должно нарушать прав и свобод других людей. Каждый гражданин может выступить с законодательным предложением.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. В чем суть нормативного подхода к праву? 2. Охарактеризуйте основные особенности естественного права. 3 Какими путями естественное право становится юридической реальностью? 4. Объясните, почему необходимо взаимодействие естественного и позитивного права. 5. В чем гуманистический смысл естественного права? Почему законодательный процесс строится поэтапно? Каковы основные этапы создания закона?

Домашнее задание Пар. 19, документ стр. 226 -227, вопросы к документу Задание 1(пункт 3)стр. 227 На базе ваших представлений о современном подходе к пониманию права составьте свое определение права (не обязательно краткое, можете дать описание; главное, чтобы он о отражало типичные черты современного правопонимания).

Источники информации Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев и др. ; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. . - М. : Просвещение, 2010 http: //images. yandex. ru http: //www. booknavigator. ru/? page =itrec_2&id=57505

Нормативный подход к пониманию права - учение, отождествляющее право с установлениями (предписаниями), одобренными государственной властью. В основе данного типа правопонимания - представления о нормативности как основополагающем признаке праве. Этот подход имеет два направления: классическое и неоклассическое. Первое направление сформировалось в рамках зарубежного правоведения, связано преимущественно с именем Г. Кельзена, и именуется нормативистским. По Кельзену, праву как миру должного противостоит мир сущего или сама социальная жизнь. Юридические нормы обязаны своим возникновением и развитием не реальным общественным отношениям, а формально-юридическими установлениям государства или некоей "суверенной главной норме". Наличие этой основной нормы определяет пирамидальное построение права, при этом каждая норма черпает свою юридическую силу в норме, занимающей более высокую по сравнению с ней ступень пирамиды. Право (как и государство) в понимании Г. Кельзена есть нормативно установленный и поддерживаемый правопорядок.

Второе направление получило широкое распространение в отечественной юридической науке. С позиции данного подхода (в отечественной литературе он зачастую именуется узконормативным ) право есть совокупность норм, исходящих от государства, и им охраняемых. Общность обоих направлений в концептуальном подходе: право есть некая формально признаваемая сумма норм. Преимущество нормативного понимания права заключается в том, что данный подход: фиксирует границы дозволенного и запрещенного юридическим предписаниями; содержит прямое указание на связь права с государством (хотя данная связь и представлена односторонне); фиксирует формальную определенность права (нормы права выражены в тексте нормативного документа, т.е. формально определенны).

Для юриста - практика, применяющего право, такой подход вполне приемлем и иной, какой-то другой (более широкий) взгляд на право по вполне понятным причинам его не устраивает. Однако для непосредственных адресатов права (граждан, их объединений), равно и законодателя подобный взгляд на право представляется недостаточным.

Право при таком подходе поставлено в строгую зависимость от государства и по существу сводится к государственным установлениям, т.е. отождествляется исключительно с законодательством. Соответственно, правом признаются только те установления (нормы), которые исходят от государства. Все, что исходит от государства, т.е. все акты общего характера, как это вытекает из рассматриваемого подхода, это и есть право. А значит, то, что не исходит от государства, по этой схеме, есть "неправо". Признание монополии государства на "производство" права порождает иллюзию относительно истинной роли субъективного фактора в формировании права. При таком подходе правотворчество и правообразование отождествляются, вследствие чего нормативный юридический акт признается едва ли не единственным источником права. Практическое использование иных (неправотворческих) способов правового воздействия ослабляется, что ведет к ограничению актов саморегуляции в праве, увеличению государственного регулирования в сферах его (права) действия. Соответственно, растет массив нормативных актов, упорядочение которых юридическими средствами (инкорпорацией или кодификацией) становится невозможным.

Критикуемый подход к правопониманию не различает права и закона - одной из форм его выражения. А значит, любой акт государства, содержащий общие установления, есть частица права, пусть он даже содержит правонарушающие предписания, ложные правовые нормы. В означенном случае правом следует также признать те законы, которые противоречат международно-правовым актам о правах человека, ущемляют интересы национальных меньшинств, преследуют людей за их убеждение и др. Получается так, что право совместимо с произволом, пусть даже и узакониваемого государством. Наконец, "узконормативный" подход объективно не в состоянии отразить деятельностный подход к праву, а следовательно, и раскрыть те движущие силы, которые как раз-то придают праву качество социального регулятора, мощной преобразующей силы в обществе. Для осмысления природы права именно в этом значении необходимо выйти за пределы традиционных представлений о праве как юридически должном, оценить его в контексте реальной системы общественных отношений и тем самым утвердить в праве деятельное начало, отображающее в себе и процессы правообразования и правоосуществления. Этим требованиям в большей степени соответствует так называемый социологический подход.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав