28.06.2020

Противодействие компьютерной преступности. Механизм противодействия преступности системно-структурный анализ Меры противодействия преступности


Опираясь на смысловое значение термина «механизм», при определении понятия «меха­низм противодействия преступности» пред­ставляется правильным, прежде всего, говорить о единстве за­кономерно расположенных и взаимосвязанных элементов, определяющих порядок деятельно­сти государства и негосударственных структур по противодействию такому негативному соци­ально-правовому явлению как преступность.

Анализ терминов, используемых в теории криминологии для обозначения деятельности го­сударства, направленной на нейтрализацию пре­ступности, исследование содержания термина «борьба с преступностью»в контексте, как его положительного восприятия, так и критического анализа со стороны криминалистов, приводят к выводу, что «борьба» по своей сути отражает процесс конфликта между противоборствующи­ми сторонами, в котором следует выделить его определенные аспекты.

Прежде всего, это: практическая сторона в форме деятельности специального круга орга­нов уголовной юстиции, уполномоченных госу­дарством выявлять, раскрывать, предупреждать и пресекать противоправные деяния, а так же теоретический аспект, заключаю­щийся в том, чтобы обобщать практику деятель­ности правоохранительных органов и формули­ровать теоретические положения и практические рекомендации.

Практика борьбы с преступностью и ее на­учная основа позволяют сделать вывод о при­емлемости использования наряду с термином «борьба с преступностью» и словосочетания «механизм противодействия преступности», ко­торый указывает как на возможность использо­вания для воздействия на преступность различ­ных средств и методов, так и на их взаимосвязь между собой. Кроме того, он подчеркивает по­следовательный ход их применения в порядке, вполне адекватном как преступности в целом, так и ее отдельным видам.

Применительно к механизмам противодей­ствия конкретным видам преступлений это бу­дет означать, что его компонентами будут являть­ся соответствующие средства и методы, которые реализуются в рамках строго определенных пра­воохранительных функций: оперативно-розыск­ной деятельности, дознания, предварительного следствия, деятельности за соблюдением уго­ловного законодательства и др.

Данный механизм противодействия при­менительно, например, к преступлениям, свя­занным с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, будет охваты­вать, во-первых, цикл функций уголовной юсти­ции; во-вторых, совокупность правоохрани­тельных видов деятельности, обеспечивающих контроль за легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и досудебное производство по делам о преступлениях и право ­нарушениях, возбуждаемых по результатам ука­занного контроля, при наличии к тому законных поводов и оснований и, в-третьих, группу мер профилактического характера.

Модель меха­низма будет эффективно функционировать при условии осуществления организационных мер, определяющих субъектов указанных функций, а также правовых мер, предоставляющих им со­ответствующие полномочия. При помощи орга­низационных и правовых мер рассматриваемый механизм, прежде всего, формируется, а затем функционирует. При наличии к тому определен­ных условий механизмы противодействия пре­ступности модернизируются.

Рассматривая общегосударственные меры борьбы с преступностью и их соотношение с механизмом противодействия преступности, следует признать их базисный характер для функционирования соответствующего меха­низма, поскольку общегосударственные меры воздействуют на преступность в целом. Это до­стигается надлежащей реализацией собственно политических, экономических, социальных мер, исключающих кризисное состояние общества , а также путем целенаправленного воздействия на организационные и правовые меры, при по­мощи которых формируется механизм противо­действия преступности.

В целом, механизмы противодействия пре­ступности, как нам представляется следует понимать как комплекс вза­имосвязанных функций правоохранительной направленности, содержанием которых являют­ся соответствующие средства и методы воздей­ствия на указанное социально-негативное яв­ление. Субъекты этих функций определяются в организационно-правовом порядке. В итоге это создает и модернизирует модель соответствую­щего механизма, результативность работы кото­рого зависит от мер, которые носят общегосу­дарственный характер.

Механизмы противодействия преступности формируются за счет проведения организаци­онных мер, связанных с определением, модер­низацией или созданием принципиально новых государственных органов, призванных противо­стоять преступности. При этом особую важность приобретает определение их целей и задач, а за­тем соответствующее системное и структурное устройство, форма организации, обеспечение взаимодействия с иными правоохранительными и другими органами, чья деятельность направ­лена, прежде всего, на осуществление антикриминальной дея­тельности.

Не менее важны для оптимального противо­действия преступности правовые меры, созда­ющие легитимную основу борьбы с преступ­ностью. Их результатом является эффективное законодательство в сфере противодействия пре­ступности.

Так, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство рассматривается только в от­ношении к задаче противодействия преступно­сти, представляя собой лишь один из инстру­ментов противодействия. Это механизм разгра­ничения общественных состояний, отношений, деятельностей на два класса: допустимых, не требующих воздействия со стороны государства, и тех которые этим правом определяются как не­допустимые, т.е. требующие государственного принуждения.

В действительности роль уголовного зако­нодательства не ограничивается задачами толь­ко противодействия преступности. Оно оказывает существенное влияние и на процессы, лежащие за пределами криминальной сферы. Решение задач оптимизации системы правовых отношений показывает, что право служит своего рода связующим звеном между криминальными и другими процессами в обществе.

C одной стороны, воздействие на криминаль­ные процессы изменяет систему общественных отношений. Так, меняются и оценки деятельностей, меняются деятельности поведения и меняют­ся общественные процессы. С другой стороны, само правовое пространство определяется со­стояниями и процессами во всем многообразии общественных отношений. Изменения обще­ственных отношений за пределами преступно­сти вызывают изменения и в этой области, за­ставляет изменять, корректировать систему про­тиводействия преступности.

Любые изменения общественных отноше­ний, в том числе и в областях далеких от пре­ступности, приводят к тому, что наилучшим и выгодным становится не бывшее ранее опти­мальным, а несколько иное правовое простран­ство. До тех пор, пока отклонения права от опти­мального состояния относительно невелики, до­пустимы, правовое пространство может сохра­няться неизменным, но как только отклонения от оптимального уровня начинают превосходить некоторые установленные пороговые значения, требуется изменение отдельных положений пра­ва или даже перестройка системы правовых от­ношений. Чем больше эта нестационарность об­щества, тем чаще требуется перестройка права и тем существеннее требуемые изменения.

Сегодня совершенно ясно, что нужна не только борьба с преступностью, сколько организация общественных отношений, которая позволит оп­тимизировать преступность, поставить ее в та­кие условия, при которых затраты на противодей­ствие преступности и потери от преступности в сумме будут минимальны.

Организационно-правовые меры создают предпосылки для непосредственной деятельнос­ти правоохранительных органов по выявлению, раскрытию и расследованию, предупреждению и пресечению противоправных деяний. Здесь важным является прикладной момент, поскольку за счет уголовно-правовых, уголовно-процессу ­альных, оперативно-розыскных мероприятий происходит процесс реализации уголовной по­литики по противодействию преступности.

Организационные меры, направленные на создание механизма противодействия преступ­ности в криминологии отдельные ученые свя­зывают, прежде всего, со структурным обеспече­нием борьбы с преступностью. Другие рассма­тривают организационные меры борьбы с пре­ступностью в более широком смысле, полагая, что они призваны содействовать нейтрализации или минимизации криминогенных последствий от непрофессиональной организационно-управ­ленческой деятельности.В частности, по мне­нию В. Н. Бурлакова, к числу организационных будут относиться меры по совершенствованию процессов управления миграцией населения страны, по отработке действенного и материаль­но обеспеченного механизма социальной адап­тации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и т.п. .

Существует и такая точка зрения, согласно которой организационными мерами борьбы с преступно­стью являются криминологическое прогнозиро­вание и программирование борьбы с преступно­стью, обеспечение взаимодействия между право­охранительными органами, повышение эффек­тивности управленческой деятельности в области борьбы с преступностью и т.п. .

Нам же представляется более целесообразным разделить точку зрения С.В. Бородина, а также таких ученых криминологов, как В.Д. Малков, С.А. Маслов, В.А. Плешаков, А.Ф. Токарев, полагающих, что элементами организационных основ пред­упреждения преступлений являются соответ­ствующее функционально-структурное и ин­формационно-аналитическое обеспечение пре­дупредительной деятельности правоохрани­тельного органа, криминологическое прогно­зирование, планирование и программирование, а также организация внутреннего и внешнего взаимодействия в сфере предупредительной ра­боты. .

Сказанное свидетельствует о том, что проти­водействие преступности и проявлениям соци­альной патологии, имеет в своей основе систему взаимосвязанных организационных элементов. При этом организация противодействия пре­ступности может иметь и общегосударственный, и региональный характер, а также складываться соответствующим образом в рамках деятельно­сти государственных органов и общественных организаций.

Литература

Бурлаков В.Н. Предупреждение преступно­сти // Криминология: Учебник для вузов. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный универ­ситет, Санкт-Петербург, 2003. Максимов СВ., Мацкевич И.М., Овчинский B.C., Эминов В.Е. Криминология: Учебное по­собие. М.: Издательская группа ИНФРА. М. -НОРМА, 1999. Организация деятельности органов вну­тренних дел по предупреждению преступлений. Учебник. - М.: Академия управления МВД Рос­сии, 2000.

1. Основные парадигмы к предупреждению преступности.

2. Понятие и цели предупреждения преступности.

3. Перспективы предупреждения преступности.

1. Основные парадигмы к предупреждению преступности

Имеется потребность в отыскании оптимального пути (парадигмы) реагирования государства на преступность как на свойство общества воспроизводить преступления. Для того чтобы найти этот путь можно использовать модель взаимодействия людей в семье, где, как и в большом обществе, тоже существуют организаторы и организуемые, далеко не всегда желающие вести себя надлежащим, согласованным с общими интересами образом.

В ситуации, когда ребенок капризничает, не внемлет замечаниям, скажем, не вовремя просится гулять, - реакция родителей бывает различной. Ребенок может быть наказан: отшлепан или, скажем, ограничен в свободе передвижений, например, лишен прогулки, что позволяет разрешить конкретную сиюминутную конфликтную си­туацию, но может отрицательно сказаться на дальнейшем развитии наказанного, породив у него обиду, отрицательные чувства к наказавшим его взрослым, а также преподать ему урок применения агрессии как средства преодоления препятствий. Существуют и иные более трудоемкие пути: наладить жизнедеятельность ребенка таким образом, чтобы его потребности разрешались надлежаще и своевременно, или приучить его к самоограничению во имя общих интере­сов, к участию в труде, например домашнем, взрослых. «Нерепрессивные» средства являются наиболее корректными и в большинстве случаев ведут к сглаживанию проблем, возникающих между ребенком и родителями.

Все встречающиеся в практике пути реагирования на нарушающее семейную стабильность поведение, хотя заслуживают разную моральную оценку и обладают неодинаковой эффективностью, тем не менее, теоретически могут быть употреблены для противодействия преступности. Это, во-первых, привитие людям системы самоограничений (психолого-воспитательная парадигма); во-вторых, последовательное разрешение криминогенных противоречий в обществе (социальная парадигма); в-третьих, репрессия в отношении лиц, совершивших преступление (репрессивная парадигма). К названным следует присовокупить также обеспечение восстановления положения потерпевшего (реститутивная парадигма).

К сожалению, в политике реагирования государства на преступность, несмотря на делающиеся время от времени прогрессивные декларации, используются из указанных средств главным образом худшие, которые сориентированы лишь на тактические, а не на стратегические задачи, решающие, а чаще лишь создающие видимость решения сиюминутных вопросов, таких, как изоляция человека, вызывающего негодование окружающих тем, что он совершил преступление, но не снимающие, а «загоняющие вглубь» решение подлинных проблем преступности.

Репрессия как путь реакции на преступность в большинстве случаев оказывается малорезультативной. Так, лишение человека, совершившего преступление, свободы предотвращает совершение им новых преступлений на срок изоляции его от окружающих, но не корректирует его поведение в дальнейшем. Лучшие умы человечества с брезгливостью относятся к наказанию, считая его неэтичным. Монтескье высказал ставшие знаменитыми слова о том, что «хороший законодатель не столько заботится о наказаниях за преступления, сколько о предупреждении преступлений; он постарается не только карать, сколько улучшать нравы». Тем не менее для России пристрастие к каре остается, увы, типичной чертой. В этом помимо глубоких исторических причин сказывается влияние жестокой репрессивной коммунистической политики (красный террор против миллионов ни в чем не повинных людей, лозунги Ленина о «жесткой руке», «неотвратимости наказания» и т. д.), а также вынужденное участие России в Великой Отечественной войне, а в последние десятилетия - афганская война, вооруженные конфликты на Северном Кавказе и пр.

В России чрезвычайно велика доля населения (15% от числа взрослых), подвергшегося уголовному наказанию в виде лишения свободы. Россия по рассчитанному в 1996 г. на 100 тыс. населения коэффициенту лиц, находящихся в местах лишения свободы (558), заметно превосходила даже известные своей жесткостью США (515), не говоря уже о странах Западной Европы (49-93). В Советском Союзе пристрастие к такому виду наказания, как лишение свободы (которое чрезвычайно часто, особенно в ленинско-сталинские времена, применялось противоправно), было продиктовано не только большевистской политикой нагнетания страха, но также соображениями экономической целесообразности, поскольку заключенные служили той дешевой силой, которая позволяла успешно решать вопросы крупных «строек социализма». Трагическое прошлое, жесткая, а временами немыслимо жестокая политика не могли не сказаться на общественной психологии. Судя по массовым опросам, складывается впечатление, будто большинство населения в России воспринимает информацию о наказании и страданиях наказанного человека с удовлетворением, если не с удовольствием.

Политика реагирования на преступность в России пока фактически не включает в себя заботу о потерпевшем (в плане возмещения ему ущерба, причиненного преступником, оказания психологической и иной помощи), очень слаба профилактическая поддержка государством лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также маргинальных слоев населения, находящихся в сложных жизненных ситуациях, законопослушный выход из которых без помощи со стороны общества весьма затруднителен.

Надо отметить, что новейшие криминологические исследо­вания направлены все чаще на механизм приверженности правилам, а не отклонениям от них, т. е. на изучение не столько причин правонарушений, сколько причин воздержания от их совершения. Согласно результатом эмпирических исследований подчинению социальным нормам содействуют четыре рода общественных связей: привязанность, обязательство, участие и вера. Отношения привязанности, и прежде всего любовь в семье, являются главными факторами, удерживающими от уголовной деятельности. Наряду с вытекающим из любви к близким нежеланием причинить им огорчение, стремление довести до конца принятые на себя обязательства, участие в какой-либо деятельности и представление о греховности того или иного поведения - вот что составляет важнейшие элементы механизма удержания от соблазна нарушить закон, что находит подтверждение в результатах специальных исследований. Наиболее надежным путем контроля над преступностью поэтому оказывается укрепление таких общественных институтов, как семья, школа, организация труда в условиях конкретного рабочего места.

Видный представитель немецкой уголовно-правовой социологии 90-х годов Ф. Фильзер обосновывает мысль о том, что социальная политика может выйти на путь реального уменьшения преступности при условии ориентации на сохранение традиционных духовных и гуманистических ценностей, поддерживая их развитие у населения в противовес сомнительным ценностям, включающим в себя богатство и власть. Этот путь означает «этически связанное развитие личности и общества как процесс воздействия одного на другое».

4. Меры противодействия преступности

В противодействии преступности определяющая роль принадлежит ее предупреждению.

В современных условиях предупреждение преступности представляет собой сложный комплекс разнообразных мер упреждающего воздействия.

Предупреждение преступности - это сложный, многоаспектный процесс, обладающий определенными признаками целостности, являющийся неким единством в различиях.

Отсюда велико значение его комплексного рассмотрения, выделения составляющих элементов, их классификации по различным основаниям, интегративной оценки, т.е. многого из того, что присуще системному анализу.

В криминологии принято выделять обще - социальное (или общее) и специальное предупреждение преступности.

В случае общего предупреждения речь идет о том, что позитивное развитие общества, совершенствование его экономических, политических, социальных и иных институтов, устранение из жизни кризисных явлений и диспропорций, питающих преступность, объективно способствуют ее предупреждению (путем ограничения сферы действия, снижения уровня, уменьшения вредных последствий и т.д.).

В отличие от общих, специальные предупредительные меры осуществляются целенаправленно в интересах предупреждения преступности, т.е. они призваны решать задачи:

Устранения, нейтрализации, минимизации криминогенных факторов;

Оздоровления социальной микросреды, коррекции поведения лиц, чье поведение чревато угрозой совершения преступления, и т.д.

В зависимости от масштаба применения различают меры предупреждения:

Общегосударственные, относящиеся к большим социальным группам;

Меры предупреждения, относящиеся к отдельным объектам или микрогруппам;

Индивидуальные.

Общегосударственные -- это, например, меры предупреждения преступности, предусмотренные законами, действующими на всей территории ПМР.

Предупредительные мероприятия, относящиеся к большим социальным группам, осуществляются в рамках отрасли хозяйства, района республики, применительно к определенному контингенту лиц.

Предупреждение преступлений на отдельном объекте, в микрогруппе - это выявление и устранение обстоятельств, способствующих правонарушениям, на конкретном предприятии, в зоне отдыха, данном учебном коллективе или, например, переориентация молодежной группировки с антиобщественной направленностью поведения.

Индивидуальные меры предназначены для оказания предупредительного воздействия на конкретных лиц, их ближайшее окружение.

Насыщение рынка товарами массового спроса, повышение уровня доходов населения, целевые ассигнования на улучшение работы по устранению обстоятельств, способствующих определенной разновидности преступлений, это экономические меры предупреждения преступности (разного вида, уровня и масштаба).

Примером политических мер предупреждения преступности служит решение органов власти о разграничении полномочий, в области общественной безопасности, охраны правопорядка.

К социальным мерам относится, к примеру, защита интересов малообеспеченных слоев населения, жизненное устройство беженцев, вынужденных переселенцев, безработных.

В качестве организационно - управленческих мер предупреждения преступности можно указать на его программно - целевое планирование или координацию субъектов предупредительной деятельности.

Культурно - воспитательные меры включают разнообразные усилия по утверждению в жизни общества идей добра и справедливости, законов высокой нравственности, по устранению явлений моральной безнормативности и деградации, эффективному противостоянию так называемой массовой культуре, пропаганде эгоцентризма, насилия, жестокости, сексуальной распущенности.

По стадиям принято выделять раннее, непосредственное предупреждение, предупреждение рецидива преступлений.

Раннее предупреждение преступности. Предупредительные меры могут носить упреждающий характер, разрабатываться и вводиться в действие на основании прогнозов, предсказывающих возможное повышение криминогенности отдельных социальных факторов.

Непосредственное предупреждение преступности направлено на нейтрализацию криминогенных факторов, уже действующих в обществе.

Общее (обще - социальное) предупреждение преступности реализует антикриминогенный потенциал общества в целом, всех его институтов.

Так, целенаправленные усилия сотрудников правоохранительных органов и специализированных общественных формирований по организации в каникулярное время досуга трудных подростков, состоящих на учете в милиции, могут рассчитывать на успех лишь в условиях, когда общество, государство, его образовательно - воспитательные структуры уделяют необходимое внимание вопросам жизнеобеспечения, развития и социализации подрастающего поколения.

Точно так же специальные меры предупреждения имущественных преступлений могут быть результативными в том случае, если они осуществляются в условиях нормальной работы экономических, финансовых, контрольных механизмов.

Общее (обще - социальное) предупреждение охватывает крупные, имеющие долговременный характер виды социальной практики в самом широком смысле этого слова.

Например, в сфере экономики - это развитие производства на основе современных технологий, продуманная структурная и инвестиционная стратегия, справедливое перераспределение собственности, укрепление национальной валюты и всей финансовой системы, снижение инфляции и многие другие аспекты совершенствования экономических, а также тесно связанных с ними распределительных отношений.

В сфере политической -- это становление и развитие новой государственности, упрочение демократии; укрепление всех ветвей власти, реализация политической воли противостояния социально негативным явлениям и процессам.

В сфере социальной большое антикриминогенное значение имеют меры, направленные на усиление социальной ориентации преобразований:

Устранение резкого социального расслоения общества;

Поддержка малоимущих граждан; укрепление семейных устоев;

Обеспечение надлежащих условий для социализации личности, преодоление ее социального отчуждения;

Ограничение негативных последствий безработицы, вынужденной миграции людей и т.п.

Что касается духовной сферы жизни, то нравственность всегда противостоит преступности, а безнравственность усиливает ее.

Обще - социальное предупреждение действует и в правовой сфере.

Таким образом, меры обще - социального предупреждения имеют исключительно широкий диапазон, они воздействуют практически на все виды, группы, разновидности причин, условий и других детерминант преступности.

Обще - социальное предупреждение, специальные предупредительные меры, которые были целенаправленно осуществлены на территории ПМР, в 2011 и 2012 году, позволили снизить общее количество преступлений с 6853 в 2011 году до 5417 преступлений в 2012 году.

При этом общая раскрываемость преступлений в 2012 году составила 85,6%.

Раскрываемость тяжких преступлений составила 75,5% (на 5% больше), раскрываемость особо тяжких преступлений - 87,5% (практически на уровне 2011 года).

В октябре 2012 года в системе МВД было сформировано Управление специальных операций, которое вошло в состав криминальной милиции.

В числе главных задач подразделения: борьба с организованной преступностью; проведение оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию разбойных нападений, умышленных убийств, в том числе заказных. Управление сформировано из самых опытных оперативников.

За непродолжительное время работы личным составом был раскрыт ряд резонансных преступлений. Среди них такие особо тяжкие преступления, как убийство, совершенное летом 2012 года в с. Чобручи, Слободзейского р-на.

На территории Российской Федерации, подразделениями органов внутренних дел РФ, в 2012 году было выявлено 162,6 тыс. преступлений экономической направленности, их удельный вес в общем массиве преступлений экономической направленности составил 94,0%.

Было выявлено также 219 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 1,7% больше, чем за аналогичный период 2011 года.

При этом сотрудниками органов наркоконтроля было выявлено 78 тыс. преступлений (? 4,9%), сотрудниками органов внутренних дел - 137,1 тыс. преступлений (+5,7%).

В январе - декабре 2012 года, в России, было раскрыто 1252,8 тыс. преступлений (?4,5%), в том числе 615,2 тыс. - следствие по которым обязательно (?5,5%) и 637,5 тыс. - следствие по которым необязательно (?3,6%).

Сотрудниками органов внутренних дел было предварительно расследовано 957,8 тыс. преступлений (?7,3%), что составляет 76,5% всего массива предварительно расследованных преступлений, сотрудниками следственных органов Следственного комитета Российской Федерации - 146,3 тыс. преступлений (+16,2%), что составляет 11,7% всего массива, сотрудниками органов наркоконтроля соответственно 49,1 тыс. (?5,1%), службы судебных приставов - 66,4 тыс. (+3,5%).

В 2012 году было выявлено 1010,9 тыс. лиц, совершивших преступления (?2,9%), удельный вес лиц без постоянного источника дохода возрос с 66,4% в январе - декабре 2011 года до 66,7%, а удельный вес ранее судимых лиц - с 28,7% до 32,3%.

Коррупционная связь власти и бизнеса в России

Традиционно представляю на Ваш суд результаты ответов анкетируемых лиц на вопрос: «Как Вы полагаете, каким образом можно противодействовать коррупционному взаимодействию власти и бизнеса?» Респонденты, отвечая на данный вопрос...

Коррупция в органах государственной власти

Организованная преступность

Особенности детерминации и причинности налоговых преступлений

Предупреждение преступлений в широком понимании есть криминологическая категория, обозначающая исторически сложившуюся систему преодоления объективных и субъективных предпосылок этих негативных явлений...

Правовые основы предупреждения преступлений

Сложность предупреждения преступлений определяет многообразие видов этой деятельности, которые выделяются в зависимости от различных оснований. Так...

Предупреждение преступности

Предупреждение преступности несовершеннолетних

Предупреждение преступности несовершеннолетних - деятельность государства и общества...

Проблема распространения экстремизма как социально-опасного и уголовно-правового явления поставила вопрос о совершенствовании общегосударственной системы его предупреждения. Основным законом Российской Федерации - Конституцией...

Уголовно-правовые проблемы борьбы с коррупцией в РФ

Условия отбывания наказания осуждёнными в исправительных учреждениях

Выезды осужденных за пределы мест лишения свободы позволяют смягчить изоляцию от общества, укрепить их полезные социальные связи. В ст...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Проблемы противодействия преступности: социально-философский аспект

Проблемы противодействия преступности в их социально-философском измерении относятся к сфере социальной самоорганизации или саморегуляции общества.

И в этом смысле они могут быть предметом изучения с использованием средств социально-философского анализа. В свою очередь ценность или значимость такого анализа для конкретных отраслей права (например, криминологии) или для планирования правоохранительной деятельности, заключается в том, что это может способствовать формированию широкого теоретического контекста (на уровне изучения макросоциальных процессов и общих закономерностей развития общества) для конкретно-научных разработок или выработки эффективных организационно-правовых мер.

В качестве примера можно привести следующее: социально-философский анализ феномена терроризма (как в историческом, так и в содержательном плане), несомненно, способен не только правильно сориентировать криминологические исследования причин и детерминант (в методологическом и системно-аналитическом отношении), но и повысить эффективность и адекватность планируемых стратегий (программ антитеррористических мероприятий и др.). Именно правильное понимание социальной сущности объективных предпосылок возникновения и эскалации этого общественного феномена должно быть основанием для их разработки и принятия.

В последнее время в юридической литературе стали встречаться мнения о том, что криминология, например, должна стать философией борьбы с преступностью (курсив мой -- Г.А.). И это, на наш взгляд, не случайно и симптоматично. В этом утверждении находит свое выражение потребность в более глубоком, обоснованном подходе к описанию причин и факторов тех или иных видов преступности, а также к разработке антикриминальных стратегий, программ и др.

Однако криминология есть сложившаяся, со своим специфическим предметом наука. Другое дело, что современная криминология (имеется в виду постсоветская криминология на всем пространстве бывшего Союза) в последние десятилетия коренных общественных преобразований претерпела радикальную переоценку собственных, методологических оснований.

Исторический материализм и диалектика, которые без каких-либо сомнений в прежние годы манифестировались в качестве общей методологии криминологических теорий, в настоящее время отнесены самими обществоведами в исторические рамки плюралистичного множества социальных теорий и концепций. Но в этой ситуации криминология рискует избегать методологии вовсе (и это все чаще находит свое отражение в современных работах), превращаясь в простую фактографию. Однако она по определению не может быть чем-то вроде статистики, замыкаясь на своей эмпирической базе.

Криминология должна и обязана быть теорией высокого методологического уровня, своими обобщающими выводами способной создавать концептуальную основу для выработки практических мер противодействия преступности. И в этом плане нам представляются необходимыми и полезными такие научные изыскания, которые реализуются на стыке социальной философии и права, его конкретных отраслей (криминологии, теории государства и права и др.).

Каковы же эвристические возможности социально-философского анализа в этом контексте (Прежде всего, это, на наш взгляд, очередное прояснение самого определения или понятия преступного, причем рассматриваемого в его социокультурных аспектах. Если обратиться к строго юридическим дефинициям, то преступлениями в них называются такие деяния, которые соответствующим образом квалифицируются уголовным законодательством. То есть речь идет о криминализации тех или иных деяний средствами нормативно-правового регулирования. А говоря философским языком, можно вести речь об осуществлении по отношению к этим деяниям некоего процесса конвенции, соглашения (на уровне общественного признания) о том, что будет считаться преступлением, и, соответственно, будет предполагать наказание как меру общественного реагирования.

Вместе с тем, исторический анализ со всей очевидностью показывает, что представления общества о преступном, о преступлении имеют конкретно-исторический характер и обусловливаются множеством различных факторов. Конечно, еще со времен библейских заповедей «не убий, не укради…» в обществе остаются достаточно неизменными нравственные ценности базисного характера (осуждение убийства, умышленного причинения вреда здоровью, собственности и др.), но что касается деяний, относящихся к более отдаленным от этих вопросов областям, то их криминализация заметно обусловливается как динамикой изменений криминогенной ситуации, так и факторами экономического, политического (а ныне и геополитического) и социокультурного характера.

Достаточно привести пример из советского уголовного законодательства, когда спекуляция рассматривалась как серьезное преступление, влекущее за собой жесткие меры уголовного преследования. Переход на рыночные механизмы хозяйствования внес в этот вопрос существенные изменения в новые уголовные кодексы всех без исключения постсоветских государств.

В связи с вышесказанным становится более отчетливой та дуальная оппозиция, которая (как и во всяких общественных процессах) имеет место в проблеме преступного. А именно: это противоположности нормального-ненормального, одобряемого-неодобряемого, неопасного-опасного и т. п. Как и любые противоположности, они не разделены жесткими метафизическими границами, а текучи и изменчивы, взаимосвязаны и взаимозависимы. Таким образом, мы видим, что оценка тех или иных человеческих деяний, безусловно, несет на себе печать формирующегося в обществе общественного мнения. В свою очередь, -- как это хорошо известно, -- само общественное мнение (или так называемая общественная мораль) есть сфера, весьма подверженная манипулированию. Ясно в таком случае, что в обществе, где господствуют фундаменталистские, ригористичные религиозно-моральные установки, неизбежно большая, чем в другом обществе, часть деяний (проституция, например) будет расцениваться как преступная. И это находит свое подтверждение в компаративном анализе законодательств различных стран.

Общепризнанно, например, что в демократических государствах господствует тенденция к гуманизации, либерализации и минимизации уголовного преследования. А это, в свою очередь, имеет своим следствием декриминализацию многих, ранее квалифицируемых как преступные, деяний.

В какой степени все это отражается на криминогенной ситуации? Однозначного ответа здесь нет. Так как декриминализация одних деяний сопровождается криминализацией других (в развитых странах с рыночной экономикой, например, мы видим растущий перечень новых видов преступлений, большей частью экономического характера).

Но здесь нам представляется важным доведение до осознания всех, кто, так или иначе, связан с проблемами противодействия преступности, того обстоятельства, что общество, по сути, осуществляет выбор того, чему собирается противодействовать. И, следовательно, у него есть возможности (при правильном понимании возможных вариантов решения) не доводить многие проблемы до подобного противостояния.

В качестве примера можно привести работы ряда британских криминологов, которые в свое время приложили усилия к тому, чтобы показать, как целый ряд деяний, которые обычно квалифицируются как преступления, является всего лишь ничем иным, как «преступлениями против морали», не являясь преступлениями в уголовно-правовом смысле (они назвали их “vice-crime” -- Г.А.) . И, следовательно, противодействие им должно осуществляться в сфере оздоровления нравственной атмосферы в обществе -- в области воспитания и формирования человеческого поведения.

Следует отметить, что сходная позиция находит все большее число сторонников в среде специалистов, которые говорят о необходимости усиления социальной профилактики правонарушений. В этом ряду, на наш взгляд, и формирующаяся в последнее время (в том числе и в среде казахстанских ученых) концепция социального контроля над преступностью, в которой обращается внимание на необходимость применения именно этого термина, а не устоявшегося оборота «борьба с преступностью» .

Большинство серьезных аналитических исследований преступности, стремящихся к проникновению в сущность изучаемых феноменов, неизбежно обнаруживают системный уровень их детерминирования и характера проявления. Криминальные деяния, будучи элементами общественной жизни, так же, как и все другие общественные феномены, формируются, опосредуются и функционируют в сложных, иерархических, взаимообусловленных связях общественного организма. Более глубокое понимание этих системных зависимостей возможно на основе социально-философского анализа, поскольку именно он выявляет в различных общественных явлениях и процессах «воплощенные в них, но прямо не представленные социальные качества, свойства, схемы, связи и т. п.»

Как известно, социальная философия опирается на ту социальную проблематику, которая выявляется в исследованиях социально-гуманитарных дисциплин. В контексте указанной проблематики свою наиболее близкую связь с ней обнаруживают криминологические исследования, поскольку, выявляя причины и условия того или иного вида преступности, они опосредованным образом выходят на макросоциальные явления и процессы. Вот, например, что пишет в своем исследовании о природе терроризма Ю.М. Антонян: «Одна из причин рассматриваемого явления заключается в отстаивании группой собственной идентификации, в конечном счете, той цивилизации, которая присуща ей» .

Вместе с тем взаимосвязь философско-правовых и близких к ним по масштабу постановки проблем теоретико-юридических исследований не стоит представлять как отношение метатеории и теории. Наиболее созвучной сущностным интенциям философии права нам представляется мнение, выраженное ученым из Омского юридического института МВД России Г.Ч. Синченко: «Для философии права единственная возможность быть -- это быть интервалом живых смыслов между «чистой» философией и юридической наукой. Философско-правовая мысль актуализируется только тогда, когда единственным способом развития познания становится комплементарный (взаимодополнительный) режим обогащения ресурсов философии и правоведения, т. е. в тот момент, когда нельзя углубить понимание права без философского творчества и нельзя выполнить акт философского мышления без активности на передней линии теоретико-юридической культуры» .

На наш взгляд, именно современность, специфические особенности которой по сравнению с другими историческими периодами (например, нарастание процессов глобализации) находятся сейчас в центре внимания и изучения философов, социологов, культурологов и др., выдвигает такие проблемы, обойти которые без надлежащего философско-правового анализа невозможно, когда есть осознанное стремление адекватно реагировать на новые риски и угрозы.

В последние годы стало фактически общепризнанным утверждение об усиливающихся тенденциях криминализации общественной жизни. Эти процессы зафиксированы как за рубежом, так и -- в еще большей степени -- во всех постсоветских государствах, ставших на путь кардинальных экономических и социально-политических преобразований. По поводу последних высказывалось много мнений об экономической обусловленности этой негативной тенденции, влиянии общего социального кризиса, правовой неурегулированности новых общественных и др. Это способствовало более полному и всестороннему криминологическому анализу причин и условий обострения криминогенной ситуации и появлению содержательных исследований, имеющих и практическое значение.

В этом плане по-новому могут, на наш взгляд, проясниться и проблемы противодействия здоровых сил общества организованной преступности. Ведь многими специалистами обращается внимание на то, что организованная преступность притязает фактически на роль альтернативного государства или «государства в государстве», бросает ему вызов. Причем это происходит по всем объективным законам структурирования и самоорганизации систем, в определенном смысле «от хаоса к порядку». И этот порядок начинает противостоять еще немощному государственному механизму трансформирующегося общества.

Не менее эвристично, на наш взгляд, исследование проблем коррупции в широком социокультурном контексте или в рамках исследования глобальных проблем современности. Об этом свидетельствует появление такого рода исследований .

Не претендуя на подробное изложение новых идей, развивающихся на стыке социально-философских и правовых исследований проблемы преступности, в данной статье хотелось обратить внимание на их значение для комплексных подходов в деятельности по противодействию преступности.

Г.М. Алиева

Примечания

Климов И.А., Синилов Г.К., Токалов Т.Б. Актуальные проблемы совершенствования теории и практики ОРД в условиях развития современного российского и казахстанского общества // Правовое развитие Казахстана за десять лет государственной независимости: Материалы Международной научно-практической конференции. -- Алматы, 2001.

Clark A., Turner J. World crime investigations. -- N. Y. P.37.

См., например, последние работы известного специалиста в области уголовной политики и стратегии Б.Х. Толеубековой.

Современный философский словарь / Под ред. В.Е. Кемерова. -- М., 1996. С.393.

Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. -- М., 2001. С.4.

Цит. по материалам www.rambler.ru.

Скоробогацкий В.В. Коррупция как способ легитимности власти // www.rambler.ru.

Подобные документы

    реферат , добавлен 12.01.2011

    Предупреждение преступности как антикриминогенное воздействие на ее причины и условия. Факторы, оказывающие непосредственное влияние на сезонность преступности. Методы предупреждения сезонной преступности. Измерения наказания за совершение преступлений.

    реферат , добавлен 18.08.2011

    Основные характеристики, причины и условия преступности. Группы латентных преступлений. Социально-психологические явления как субъективные детерминанты преступности. Причины и предупреждение женской преступности. Антиобщественное поведение женщин.

    лекция , добавлен 29.03.2010

    Динамика преступности в РФ и за рубежом. Социальное и биологическое в личности преступника. Сравнительный анализ зарубежной преступности. Понятие организованной и профессиональной преступности, характерные черты за рубежом. Перечень преступных сфер.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2009

    Понятие преступности как социально-правового явления. Социально-демографическая характеристика и особенности предупреждения преступности в Москве сотрудниками органов внутренних дел. Улучшение криминогенной обстановки в столице Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 29.08.2014

    Правовые средства профилактики преступности и выработка единой стратегии в сфере предупреждения преступности посредством разработки нормативных актов, регулирующих общественные отношения. Проблемы по борьбе с преступностью на муниципальном уровне.

    реферат , добавлен 18.08.2011

    Понятие причин и условий преступности. Факторы, детерминирующие преступность в современной России. Социально-экономические причины преступности. Региональные особенности причин и условий преступности. Изучение причин и условий преступности в ОВД.

    реферат , добавлен 23.09.2008

    Характеристика преступности несовершеннолетних. Криминологическая характеристика личностных особенностей несовершеннолетних преступников. Причины и условия преступности несовершеннолетних. Предупреждение преступности несовершеннолетних.

    реферат , добавлен 06.10.2006

    Исследование преступности несовершеннолетних с позиций объекта криминологического исследования. Взаимосвязь подросткового алкоголизма, токсикомании, наркомании и преступности. Причины и условия и пути профилактики преступности несовершеннолетних.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2011

    Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника. Исследование состояния, структуры и динамики преступности несовершеннолетних. Меры, направленные на устранение и коррекцию социально-психологических детерминант преступности.

Как содержание мотивации, так и причинность организованной преступности, а следовательно, и характер мер по противодействию ей сложны и неоднозначны. Установить единые причины организованной преступности и меры по борьбе с ней и ее предупреждению невозможно, ибо потребуется рассматривать все аспекты насильственных, корыстных, коррупционных, террористических, экстремистских и других умышленных преступлений, поскольку оргпреступность всеядна. В сферу деятельности организованной преступной группы могут входить любые деяния, которые дают высокую прибыль (сверхприбыль), власть и собственность.

Абсолютное большинство деяний, которые совершают организованные преступники, уже было рассмотрено. Не анализировалась лишь причинность криминальной организованности . Поэтому необходимо сосредоточиться не на изучении причинности различных видов деяний, совершаемых организованными преступниками, а на анализе личности, причин и противодействия организованности криминала.

Основные причины появления и разрастания организованной преступности в СССР и России в 80-е гг. истекшего столетия связаны со специфическими проблемами, которые возникли в условиях неудавшейся перестройки социалистической системы, экономики и управления страной, когда прежние политические, экономические, организационные, правовые и нравственные устои рухнули, а ничего нового и современно-адекватного создано не было. Именно в это время бесправия и безнаказанности активизировались наиболее сильные и безнравственные субъекты и созданные ими группировки. Таким образом, основные детерминанты организованной преступности – это политические, социально- экономические и правовые причины. С этими главными причинами организованной преступности тесно связано отсутствие правовой базы для противодействия организованному криминалу.

Другая причина – это слабость правоохранительной системы . Безоглядная критика репрессий 1930-х гг. была не без умысла опрокинута определенными слоями общества на действующие органы правопорядка. Честные и квалифицированные сотрудники вынуждены были покинуть органы, а государственное обеспечение последних было сведено к минимуму. Правоохранительные органы не только стали бездействовать в рамках закона, некоторые из них постепенно сливались с организованной преступностью.

Коррупция властей, в том числе и в системе уголовной юстиции, помогала организованным преступникам избежать привлечения к уголовной ответственности. Они почувствовали полную безнаказанность, что лишь укрепило их преступную деятельность. Отсутствие у граждан достаточных средств к существованию, развал промышленности и сельского хозяйства толкали их на любые авантюры. Организованная преступность захватила властные структуры, подчинила себе многих сотрудников "государственной машины" и стала практически неуязвимой автономной системой, конкурирующей с самим государством. Автор, как и другие криминологи, пришел к выводу, что для борьбы с этим злом не было главного – политической воли руководства страны .

Организованная преступность обусловлена не только негативными явлениями и процессами. В целом экономически позитивные процессы также могут способствовать разрастанию транснациональной и национальной преступности. В их числе следующие.

  • 1. Улучшение внутригосударственных и международных отношений, расширение экономических и социальных связей, повышение прозрачности границ, развитие международной торговли, появление новых рынков сбыта, рост объема международных перевозок существенно облегчают жизнь людей, но в то же время автоматизированная система электронных платежей создала целый комплекс возможностей для активной деятельности транснациональной преступности, отмывания денег, укрытия их в практически недоступных финансовых убежищах .
  • 2. Развитие международных финансовых сетей, позволяющих осуществлять перевод денег электронным путем, с одной стороны, серьезно затрудняет процесс регулирования и контроля денежных потоков государствами, а с другой – облегчает сокрытие денег, полученных преступным путем, и их отмывание в тех странах, где это возможно и безопасно.
  • 3. Усиливающийся процесс миграции населения и образование в различных странах диаспор успешно используются организованными преступниками для создания национальных группировок, которые отличаются сплоченностью. Национальная солидарность, а иногда и родственные связи, языковой и культурный барьеры надежно защищают такие группировки от проникновения в них посторонних лиц.
  • 4. Существенные расхождения в уголовном законодательстве и судебной практике различных стран, позволяющие решать национальные проблемы, умело используются преступными сообществами для более безопасного совершения тех или иных операций: отмывания денег в странах, где нет ответственности за эти действия; ухода от налогов в так называемых налоговых убежищах (офшоры, свободные зоны) и в странах с низким налоговым бременем; незаконных поставок товаров и услуг в регионы со слабым правовым регулированием данной коммерческой деятельности; выбора места пребывания базовой преступной организации на территориях с неразвитым уголовным законодательством в отношении организованной преступности и т.д.
  • 5. Окончание холодной войны, падение железного занавеса и разрушение прежнего социального контроля над людьми в постсоциалистических странах открыли возможности не только для честного, но и для преступного предпринимательства. Эти страны широко используются в качестве транзитных территорий и новых рынков сбыта незаконных товаров и услуг, а также как источники поставок различных контрабандных товаров, особенно химических и радиоактивных веществ.
  • 6. Многонациональные мегаполисы, такие, например, как Москва, являющиеся центрами деловой активности, узловыми элементами мировой экономической системы и играющие важную роль в перемещении товаров и денежных средств, умело используются в качестве баз для запрещенных товаров и финансовых расчетов организованных преступников, проследить деятельность которых на фоне огромных товарных и денежных потоков становится практически невозможно.
  • 7. Демократические преобразования во многих странах, часто связанные с разрушением прежних систем контроля и медленным становлением адекватного демократического регулирования, суверенизацией и автономизацией регионов, политической и экономической нестабильностью, как правило, коррелируют со значительным ослаблением борьбы с преступностью.
  • 8. Расширение международных контактов, торговли, коммуникаций, приобщение людей к культуре других народов способствует и распространению "чужих", в том числе криминальных, стандартов жизни, порочных потребностей, разрушению самобытных многовековых национальных традиций, а затем созданию новых рынков сбыта незаконных товаров и услуг (наркотики, оружие, азартные игры, секс-бизнес и т.д.), входящих в сферу деятельности преступных организаций.
  • 9. Появление новых товаров и услуг, рост потребления, утверждение психологии общества потребления и философии жизни одним днем, коммерциализация жизни и "окорыствование" общественных отношений в странах с низким уровнем жизни способствуют распространению комплекса социальной несправедливости и неполноценности, а также продажности государственных служащих (одно из условий выживания транснациональной преступности и социальная база для организаторов террора).
  • 10. Либерализация политической и экономической деятельности, расширение прав и свобод граждан, забота о правах лиц, попадающих в орбиту системы уголовной юстиции, и другие демократические гарантии распространяются на всех граждан той или иной страны, включая лиц с криминальным поведением.

Что касается противодействия транснациональной организованной преступности , то многие причины внутреннего и внешнего характера невозможно устранить, поскольку они нам неподвластны, да и не являются негативными в целом. Экономические, политические и международные процессы, которые способствуют или облегчают деятельность национальной и транснациональной организованной преступности, имеют и позитивные стороны. Поэтому указанные процессы следует лишь учитывать при планировании противодействия организованной преступности. Решение экономических, социальных, политических, организационных, нравственных, правовых, уголовно-правовых и криминологических проблем в стране, безусловно, будет способствовать утверждению незыблемых принципов социальной справедливости, что является действенной общесоциальной мерой в борьбе с преступностью вообще и организованной в частности.

Специально-криминологические меры противодействия организованной преступности в условиях нашей стратегической беспомощности приобретают решающее значение. Экономический и финансовый подрыв ее деятельности является самым эффективным инструментом борьбы с организованной преступностью. Поэтому основное место в структуре возможных мер занимает экономический, социальный, финансовый государственный и общественный контроль .

  • Автор в статье "Организованная преступность в России: осознание, истоки, тенденции" писал: "Все, кто не на словах, а на деле заинтересован в развитии цивилизованной рыночной экономики и укреплении российской государственности, должны объединить свои усилия в установлении надежного контроля над мафией. Суть его триедина: 1) криминализация организованной общественно опасной деятельности, 2) перекрытие каналов легализации преступных доходов, 3) законообусловленный подрыв экономического могущества преступных сообществ. Конкретные нормы для решения этих задач есть в международных документах, законодательных актах демократических стран, в российских законопроектах, прошедших международную экспертизу. Для этого нужна лишь политическая воля" (Государство и право. 1996. № 4. С. 109).
  • Финансовые убежища, банковская тайна и отмывание денег: пер. с англ. / ООН. Нью-Йорк, 1999; Коттке К. "Грязные" деньги: пер. с нем. 7-е изд., перераб. М., 1998; Делягин М. Г. Мировой кризис: общая теория глобализации. М., 2003; и др.

© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав