04.09.2019

Казначейское сопровождение при исполнении государственного оборонного заказа. Правила казначейского сопровождения средств (Артемова И.В.)


В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» каждому государственному контракту присваивается Идентификатор государственного контракта (ИГК). Идентификатор формируется государственным заказчиком и представляет собой .
ИГК является неизменным и уникальным кодом. Он сохраняется на протяжении всего периода действия госконтракта и не может быть повторно присвоен другому государственному контракту.
Через слеш («/») код ИГК указывается перед номером контракта между заказчиками и исполнителями ГОЗ на всю глубину кооперации, а также используется .

Формирование кода ИГК

Структура кодировки идентификатора госконтракта (ИГК) определяется совместным приказом Министра обороны Российской Федерации №475 и Федерального казначейства №13н от 11 августа 2015 года «Об утверждении Порядка формирования идентификатора государственного контракта по государственному оборонному заказу».
В соответствии с данным приказом идентификатор госконтракта (ИГК) – это цифровой код из 25 разрядов.
Каждый разряд допускает использование только цифр (0 – 9).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
Вид цены при заключении госконтракта Самостоятельная кодификация госзаказчика
Разряды 1 и 2 кода ИГК – две последние цифры года заключения госконтракта.
Разряды 3 и 4 кода ИГК – две последние цифры года исполнения госконтракта.
Разряды 5, 6 и 7 кода ИГК – идентификационный код государственного заказчика.
Разряд 8 кода ИГК (цифры от 1 до 9) – код способа определения исполнителя. Например, закупка у единственного поставщика или конкурентный способ закупки.
Разряды 9, 10, 11 и 12 кода ИГК - порядковый номер государственного контракта. Главный распорядитель бюджетных средств в отношении каждого госзаказчика в пределах календарного года применяет сквозную нумерацию контрактов.
Разряд 13 кода ИГК (цифры от 1 до 3) – код вида цены на момент заключения контракта (ориентировочная (уточняемая) цена, фиксированная цена, цена, возмещающая издержки) .
Разряды с 14 по 25 кода ИГК (цифры от 0 до 9). Каждый государственный заказчик самостоятельно определяет применение данных разрядов. Если какие-то разряды в коде не используются, то заполняются нулями.

Пример кодировки ИГК

1 6 2 2 1 8 7 3 0 0 0 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Две последние цифры года заключения госконтракта Две последние цифры года окончания срока действия госконтракта Идентификационный код госзаказчика Код способа определения исполнителя Порядковый номер госконтракта госзаказчика Вид цены на день заключения госконтракта Самостоятельная кодификация госзаказчика.
В данном случае не используется.
По идентификатору госконтракта можно определить, что:
Данный контракт заключен в 2016 году и действует до 2022 года.
Государственный заказчик – Министерство обороны России.
Закупка была осуществлена у единственного поставщика, определенного указом Президента или распоряжением Правительства Российской Федерации.
Это первый контракт этого госзаказчика в этом году.
При заключении контракта определена ориентировочная (уточняемая) цена .
Разряды 14 – 25 кода ИГК госзаказчиком не были использованы.

Спецсчета (отдельные счета) для контрактов Гозоборонзаказа

В соответствии с законом 275-ФЗ по каждому контракту ГОЗа заказчики и исполнители обязаны открывать отдельные счета, и получаемые на эти спецсчета средства, можно тратить только на исполнение оборонного заказа с учетом многочисленных нововведений .
Отдельные счета прозвали «спецсчетами» , а денежные средства, поступающие на них, в силу существенных ограничений по их дальнейшему использованию - «меченые» или «крапленые» деньги .
Иногда в договорах по исполнению государственного оборонного заказа так и пишут: «... отдельный счет в уполномоченном банке (далее – «спецсчет»)...».
Режим использования отдельного счета, установленный статьей 8.3 275-ФЗ, предусматривает перечисление денежных средств только на спецсчета соисполнителей ГОЗ и при указании в платежном поручении .
Однако, законом установлены и исключения, позволяющие в рамках выполнения оборонного заказа переводить деньги на иные (не отдельные) счета. В частности, Головной исполнитель вправе ежемесячно оплачивать расходы на сумму до пяти миллионов рублей (изменение 275-ФЗ в редакции от 29.07.2017), а соисполнители более низкого уровня – до трех миллионов рублей в месяц.
После исполнения контракта возможно перечислить со спецсчета на иные счета прибыль и расходы на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий («задела»). При этом размер прибыли и стоимость запаса согласуются сторонами ещё при заключении контракта.
Подтверждение обоснованности «задела» имеет ряд особенностей.
О введении спецсчетов и банковского сопровождения было объявлено ещё в середине 2015 года, однако до сих пор не полностью прояснены вопросы о выплате заработной платы со спецсчетов, а также использования денежных средств, полученных по одному оборонному контракту, на выполнение другого оборонного заказа.

Идентификаторы государственного контракта (ИГК) в счетах-фактурах

1 июля 2017 года в статью 169 Налогового кодекса внесено изменение, согласно которого в счетах-фактурах, выставляемых при реализации и при получении оплаты, а также в корректировочном счете-фактуре указываются сведения об идентификаторе государственного контракта (ИГК). В форме счета-фактуры введена строка 8 «Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)».
Организация заполняет данную строку при наличии у него соответствующей информации.
В письме Минфина от 8 сентября 2017 года №03-07-09/57870 о заполнении счета-фактуры при отсутствии госконтракта, разъяснено, что непроставление прочерка в строке 8 счета-фактуры и строке 5 корректировочного счета-фактуры в связи с отсутствием государственного контракта, договора (соглашения) не может являться основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС.

Банковское сопровождение оборонного заказа

Банковское сопровождение гособоронзаказа осуществляется уполномоченными банками. Такой банк обязан иметь лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Первоначально для оборонки было определено пять уполномоченных банков: ГазпромБанк (ГПБ), Банк ВТБ, Сбербанк, Банк Москвы и Россельхозбанк. Распоряжением Правительства № 1702-р от 1 сентября 2015 года количество банков, сопровождающих оборонные контракты по 275-ФЗ , увеличено до девяти. В их число вошли Внешэкономбанк (ВЭБ), Банк Россия, Российский Капитал и Новикомбанк.
Распоряжением Правительства № 1135-р от 3 июня 2016 года состав «оборонных» банков изменен ещё раз.
Актуальный перечень уполномоченных банков публикуется в интернете на официальном сайте Банка России. По состоянию на 18 апреля 2017 года в этот список входят восемь банков: АО «АБ «РОССИЯ», Банк ГПБ (АО), ПАО «Банк «Санкт-Петербург», Банк ВТБ (ПАО), ПАО Сбербанк, АО АКБ «НОВИКОМБАНК», Банк «ВБРР» (АО) и АО «Россельхозбанк».

Резервирование и открытие счета для ГОЗ

Головной исполнитель в отдельности для каждого госконтракта производит выбор уполномоченного банка. Все исполнители оборонного заказа, входящие в кооперацию по данному госконтракту, резервируют и открывают в банке, выбранном «головняком».
Отдельный счет исполнителю оборонного заказа открывается при наличии полного пакета документов, в частности подписанного договора с заказчиком, в номер которого включен и указан номер ещё не открытого спецчета. Чтобы устранить это противоречие, уполномоченные банки производят резервирование номера нового с последующим его полным открытием при представлении полного комплекта документов. После получения уполномоченным банком от государственного заказчика уведомления об исполнении госконтракта, спецсчета подлежат закрытию исполнителями.

17 часов назад, Миграционная политика О введении новой разновидности визы на въезд в Россию Постановление от 20 ноября 2017 года №1400. Вводится новая разновидность обыкновенной визы – виза на въезд в Россию в целях получения разрешения на временное проживание в России. Эта виза будет выдаваться иностранному гражданину на срок до четырёх месяцев дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации при наличии решения территориального органа МВД России о выдаче этому иностранному гражданину разрешения на временное проживание в России.

17 часов назад, Об утверждении перечней видов водных биологических ресурсов, в отношении которых осуществляется промышленное и прибрежное рыболовство Распоряжение от 18 ноября 2017 года №2569-р. Утверждены перечни видов водных биологических ресурсов, в отношении которых осуществляется промышленное и прибрежное рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море, открытом море и районах действия международных договоров в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

17 часов назад, Рыболовство, аквакультура, рыбопереработка О порядке распределения квот добычи водных биологических ресурсов во внутренних водных объектах для промышленного рыболовства Постановление от 18 ноября 2017 года №1399. Утверждены Правила распределения между субъектами Федерации квот добычи водных биологических ресурсов во внутренних водных объектах для промышленного рыболовства. Квоты будут распределяться Росрыболовством ежегодно на основании предложений бассейновых научно-промысловых советов, подготовленных с учётом рекомендаций рыбохозяйственных научно-исследовательских организаций и согласованных с соответствующими субъектами Федерации.

Вчера

21 ноября 2017 , Автомобилестроение и колёсная техника О внесении изменения в Правила противопожарного режима Постановление от 18 ноября 2017 года №1393. Внесёнными в Правила противопожарного режима изменениями установлена возможность заряжать электромобили в помещениях, под навесами и на открытых площадках для хранения транспорта. Это позволит устранить барьеры развития зарядной инфраструктуры для электромобилей.

21 ноября 2017 , Жилищно-коммунальное хозяйство Об изменениях в порядке корректировки инвестиционных программ в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Постановление от 17 ноября 2017 года №1390. Установлена возможность корректировки инвестиционных программ в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в течение года в случае подачи соответствующего заявления регулируемыми организациями.

21 ноября 2017 , Моногорода О выделении средств на возобновление стабильной работы градообразующего предприятия моногорода Инта Распоряжение от 18 ноября 2017 года №2564-р. Минэнерго из резервного фонда Правительства России направляются бюджетные ассигнования в размере 1,2 млрд рублей на возобновление стабильной работы АО «Интауголь» в 2018–2019 годах.

20 ноября 2017 , О дополнительной закупке в 2017 году автомобилей скорой медицинской помощи для моногородов Распоряжение от 17 ноября 2017 года №2543-р. В целях обеспечения в 2017 году моногородов автомобилями скорой медицинской помощи Минпромторгу из резервного фонда Правительства России направляются бюджетные ассигнования в общем размере 680,7 млн рублей для дополнительной поставки 262 автомобилей скорой медицинской помощи в 59 субъектов Федерации.

20 ноября 2017 , Поддержка несырьевого экспорта Об изменениях в порядке предоставления субсидий на транспортировку продукции Постановление от 18 ноября 2017 года №1395. Внесены изменения в Правила предоставления субсидий российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции и в Правила предоставления субсидий российским организациям на компенсацию части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции наземным, в том числе железнодорожным, транспортом. В частности, увеличены лимиты затрат на транспортировку строительно-дорожной и коммунальной техники, уточнены положения в отношении продукции тяжёлого, в том числе нефтегазового, машиностроения, установлены предельные значения затрат при транспортировке сельскохозяйственной и продовольственной продукции железнодорожным транспортом с использованием вагонов и цистерн.

20 ноября 2017 , Организация системы здравоохранения. Медицинское страхование Об утверждении перечня услуг, которые предоставляются с использованием единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Распоряжение от 15 ноября 2017 года №2521-р. Утверждён перечень услуг в сфере здравоохранения, возможность предоставления которых гражданам в электронной форме посредством единого портала государственных и муниципальных услуг обеспечивает единая государственная информационная система в сфере здравоохранения.

20 ноября 2017 , Малое и среднее предпринимательство О расширении доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам крупнейших заказчиков Постановление от 15 ноября 2017 года №1383. В соответствии с приоритетным проектом «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В целях увеличения доли закупок заказчиками у субъектов малого и среднего предпринимательства снижены пороговые значения годового объёма выручки и величины активов, при которых заказчик вправе или обязан осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. Также изменены критерии отнесения к заказчикам, в отношении которых проводится оценка или мониторинг соответствия планов закупки требованиям законодательства, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке. Кроме того, в перечень заказчиков включены федеральные автономные учреждения и автономные учреждения субъектов Федерации.

20 ноября 2017 , О расширении территории опережающего социально-экономического развития «Николаевск» (Хабаровский край) Постановление от 11 ноября 2017 года №1361. В границы ТОР «Николаевск» дополнительно включены территории, на которых планируется строительство предприятия по переработке руды. Реализация этого инвестиционного проекта обеспечит создание дополнительно около 350 рабочих мест.

20 ноября 2017 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Верхний Уфалей» (Челябинская область) Постановление от 13 ноября 2017 года №1369. Создание ТОР «Верхний Уфалей» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.

20 ноября 2017 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Сосенский» (Калужская область) Постановление от 13 ноября 2017 года №1370. Создание ТОР «Сосенский» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.

20 ноября 2017 , Моногорода О создании территории опережающего социально-экономического развития «Лесной» (Рязанская область) Постановление от 13 ноября 2017 года №1368. Создание ТОР «Лесной» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.

18 ноября 2017 , Развитие Дальнего Востока и Байкальского региона Об установлении базового уровня тарифов на электрическую энергию на Дальнем Востоке в 2018 году Распоряжение от 15 ноября 2017 года №2527-р. В целях доведения тарифов на электроэнергию на Дальнем Востоке до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней установлены базовый уровень цен на электроэнергию для субъектов Федерации, входящих в состав ДФО, на 2018 год и размер средств на 2018 год, учитываемых при определении надбавки к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка производителями электрической энергии, в целях достижения в этих субъектах Федерации базовых уровней цен на электроэнергию.

О присвоении наименования «Жуковский» международному аэропорту в Московской области Распоряжение от 11 ноября 2017 года №2514-р. На базе аэродрома Раменское Лётно-исследовательского института имени М.М.Громова, расположенного в городе Жуковском Московской области, реализуется инвестиционный проект по созданию международного аэропорта. Новому аэропорту присвоено наименование «Жуковский».

17 ноября 2017 , Оборот лекарств, медицинских изделий и субстанций О порядке описания лекарственных препаратов, закупаемых для государственных нужд Постановление от 15 ноября 2017 года №1380. Направлено на установление единых правил описания лекарственных препаратов для медицинского применения и унификацию процедуры их закупки для государственных и муниципальных нужд. Утверждены особенности описания таких препаратов. Распоряжение от 15 ноября 2017 года №2523-р. Цель Протокола – более эффективная реализация существующего механизма межгосударственного сотрудничества в сфере противодействия преступным посягательствам на транспортные средства на территории государств СНГ.

1

Март 22, 2017

Все расчеты по различным государственным контрактам по оборонному заказу в этом году будут проводится либо с использованием лицевых счетов в Федеральном казначействе, либо через отдельные счета, открытые в уполномоченных банках. Система банковского и казначейского сопровождения пройдет проверку на эффективность контроля платежей из бюджета.

Президент России Владимир Путин поручил Правительству РФ разработать и утвердить «дорожную карту» поэтапного перехода к казначейскому сопровождению бюджетных средств. В целом перевод гос. контрактов на казначейское сопровождение призван исключить нецелевое расходование бюджетных средств. Правительству поручено установить полный контроль за расчётами по государственным контрактам, которые заключаются в целях государственного оборонного заказа, на всех уровнях кооперации.

Фактически, казначейское сопровождения ГОЗ реализуется уже сейчас. Все средства ГОЗ будут «промаркированы» и их движение будет осуществляться исключительно по специальным счетам (отдельным в уполномоченных банках или лицевым счетам в Федеральном казначействе).

В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 249 в 2017 году казначейскому сопровождению подлежат все расчеты (вне зависимости от суммы и наличия условий об авансировании) по государственным контрактам (контрактам), заключенным в рамках государственного оборонного заказа, за исключением государственных контрактов, заключенных:

с Министерством обороны Российской Федерации или иными государственными заказчиками ГОЗ, в случае осуществления банковского сопровождения;

в целях обеспечения органов внешней разведки РФ средствами разведывательной деятельности, обеспечения органов федеральной службы безопасности средствами контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом.

При этом, Порядок проведения территориальными органами Федерального казначейства (ТОФК) санкционирования операций при казначейском сопровождении средств ГОЗ в настоящее время остается старым (общим) для всех гос.контрактов, контрактов на поставку продукции для федеральных нужд (данный порядок утвержден приказом Минфина России от 23 декабря 2016 г. № 244н).


Для нас очевидно, что предприятия ОПК вновь должны по-новому выстраивать свою работу уже по новым правилам казначейского сопровождения расчетов по ГОЗ.

Итак,многие предприятия – головные исполнители и исполнители ГОЗ в 2017 годубудут вынуждены параллельно работать по «разным правилам» — получать деньги и рассчитываться с контрагентами, как через отдельные счета, открытые в уполномоченных банках в рамках банковского сопровождения ГОЗ по гос. контрактам с Минобороны России,так и через лицевые счета, которые подлежат открытию в территориальных органах Федерального казначейства по гос. контрактам, заключаемым в 2017 году с другими государственными заказчиками ГОЗ (всего около 30 различных министерств и ведомств).

В целом Минфин России (Федеральное казначейство) ранее заявлял об интеграции (сближении) правоприменения банковского и казначейского сопровождения. То есть режим отдельного счета, видимо, должен быть схож (аналогичен) с порядком санкционирования платежей по лицевым счетам в ФК.

Однако, сейчас принципы казначейского и банковского сопровождения кардинально отличаются .

Наверное, многим предприятиям не совсем понятно, почему система контроля прохождения платежей через ТОФК, которая призвана весьма эффективной и показала свою результативность на весьма крупных проектах, строится на абсолютно других принципах и подходах.

В ТОФК контролю подлежат платежи между участниками кооперации, перечень которых согласуется с заказчиками (который может актуализироваться по мере заключения контрактов с соисполнителями). ТОФК проводится мониторинг выполнения обязательств по контрактам с соисполнителями ГОЗ на основании документов на отгрузку.

Но накладные расходы (выплаты на оплату коммунальных услуг, арендной платы, приобретение услуг связи, транспортных услуг и т.п.) осуществляются на обычные счета организации — открытия специальных счетов для работы с указанными поставщиками не требуется.

Все расходы с лицевого счета осуществляются согласно смете (на основании Сведений о направлениях расходования), т.е. по согласованным с заказчиком целевым показателям (предельным значениям). Данные сметы так же могут уточняться, корректироваться с учетом условий их исполнения. Возместить произведенные ранее расходы можно, представив документы, подтверждающие оплату произведенных расходов (части расходов). После исполнения своих обязательств организация имеет возможность «снять» полученные деньги при условии подтверждения фактического выполнения работ (поставки товаров, оказания услуг).


Однако, следует отметить, что ранее ТОФК контролировали только авансы, выплаченные головному исполнителю (и только по гос. контрактам свыше 100 млн. руб. или тем гос. контрактам, размер аванса по которым составлял более 30%). Сейчас будет впервые реализовываться система полного (тотального) контроля всех бюджетных средств, выплачиваемых государственным заказчиком по гос. контрактам (в том числе и сумму окончательного расчета).

Вопросов много. ТОФК только начинает работать в новом формате взаимоотношений с предприятий ОПК. Будем надеяться, что Федеральное казначейство учтет опыт работы уполномоченных банков и Минобороны России и в самое ближайшее время даст соответствующие разъяснения, а также примет ряд документов, которые четко регламентируют порядок использования средств лицевых счетов, в том числе в части возможности перечисления прибыли, порядка перечисления ранее понесенных фактических расходов и т.д.

Более подробно вопросы сходства и отличия системы банковского и казначейского сопровождения расчетов по ГОЗ мы планируем обсудить в следующих публикациях.

Елена Гончарук,
Генеральный директор
Экспертно-аналитического центра ценообразования
в оборонной промышленности «Эксперт 275»

Казначейское сопровождение средств означает обязанность юридических лиц - крупных получателей бюджетных средств открыть счета в Федеральном казначействе. Данный механизм используется с 2016 года как метод контроля использования авансов исполнителями по госконтрактам, борьбы с отвлечением и нецелевым использованием бюджетных средств поставщиками и подрядчиками по крупным контрактам. С 2017 года казначейскому сопровождению подлежат некоторые расходы бюджетных и автономных учреждений.

Что подлежит казначейскому сопровождению?

Казначейское сопровождение денежных средств в 2017 году предусмотрено Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Закон N 415-ФЗ). Казначейское сопровождение осуществляют территориальные органы Федерального казначейства (далее также - ТОФК). Оно предусмотрено для бюджетных средств, предоставление которых должно осуществляться с последующим подтверждением их использования в соответствии с условиями и целями их предоставления (целевые средства).
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона N 415-ФЗ казначейскому сопровождению подлежат:
1) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям) и бюджетные инвестиции юридическим лицам, предоставляемые в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса РФ, а также:
- взносы в уставные (складочные) капиталы юридических лиц и их дочерних обществ, а также вклады в их имущество, не увеличивающие их уставные (складочные) капиталы, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии и бюджетные инвестиции;
- авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым получателями указанных субсидий и бюджетных инвестиций, а также получателями указанных выше взносов (вкладов) с юридическими лицами - исполнителями по контрактам (договорам), источником финансового обеспечения которых являются данные субсидии, бюджетные инвестиции и взносы (вклады);
- авансовые платежи по указанным контрактам (договорам), заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения контрактов (договоров);
2) авансовые платежи по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением контрактов, заключаемых в рамках реализации государственного оборонного заказа), заключаемым на сумму более 100 млн рублей, а также авансовые платежи по контрактам (договорам), заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках указанных государственных контрактов;
3) авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму более 100 млн рублей федеральными бюджетными или автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в ТОФК, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели, предоставляемые в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, и субсидии на осуществление капитальных вложений, предоставляемые в соответствии со статьей 78.2 БК РФ. Также подлежат казначейскому сопровождению авансовые платежи по таким контрактам (договорам), заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках их исполнения. Данная норма является нововведением 2017 года;
4) средства, получаемые юридическими лицами по государственным контрактам (контрактам, договорам) в случаях, установленных Правительством РФ.
ТОФК отчитываются по казначейскому сопровождению целевых средств в порядке и по формам, установленным Федеральным казначейством.
Ряд средств представляют собой исключение и не подлежат казначейскому сопровождению согласно ч. 3 ст. 5 Закона N 415-ФЗ. Так, не подлежат казначейскому сопровождению средства, предоставляемые из федерального бюджета:
- банкам и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", если условиями предоставления данных средств не установлено требование о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления;
- юридическим лицам в порядке возмещения недополученных доходов или возмещения фактически понесенных затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
- социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (социальное обслуживание, охрана окружающей среды и др.), а также политическим партиям в целях компенсации финансовых затрат по итогам их участия в выборах;
- юридическим лицам за заслуги перед государством в области науки и техники, образования, культуры, искусства и средств массовой информации (гранты, включая гранты Президента РФ и Правительства РФ, премии, стипендии и иные поощрения);
- юридическим лицам в целях последующего предоставления грантов юридическим и физическим лицам.
Кроме того, не подлежат казначейскому сопровождению средства, получаемые поставщиками и подрядчиками по контрактам (договорам), которые оплачиваются за счет субсидий и бюджетных инвестиций, если они получены:
- юридическими лицами - исполнителями по контрактам (договорам), предметом которых являются приобретение услуг связи, коммунальных услуг, электроэнергии, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписка на печатные издания, аренда;
- федеральными бюджетными или автономными учреждениями;
- юридическими лицами при осуществлении работ по переносу (переустройству, присоединению) принадлежащих им инженерных сетей, коммуникаций, сооружений.
Также не подлежат казначейскому сопровождению средства, получаемые юридическими лицами в рамках исполнения договоров (соглашений) о предоставлении субсидий (бюджетных инвестиций), если соответствующее решение принято Правительством РФ.

Правила сопровождения

Правила казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Законом N 415-ФЗ, утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 N 1552 (далее - Правила N 1552). Указанные Правила распространяются как на юридических лиц, так и на их обособленные (структурные) подразделения.
Казначейское сопровождение осуществляется в отношении целевых средств, предоставляемых на основании (п. 2 Правил N 1552):
а) государственных контрактов (за исключением оборонного заказа и контрактов, подлежащих банковскому сопровождению) на сумму более 100 млн рублей;
б) договоров (соглашений) о предоставлении субсидий и бюджетных инвестиций, договоров о предоставлении взносов в уставный (складочный) капитал или имущество юридических лиц, источником финансового обеспечения которых они являются, или нормативных правовых актов, устанавливающих порядок предоставления субсидий, если данными актами заключение договора (соглашения) о предоставлении субсидии не предусмотрено;
в) контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемых федеральными бюджетными или автономными учреждениями на сумму более 100 млн рублей, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели или субсидии на капитальные вложения (далее - контракт учреждения);
г) контрактов, договоров и соглашений, заключенных в рамках исполнения государственных контрактов, соглашений, контрактов учреждений (далее - договор).
Для осуществления операций с целевыми средствами, подлежащими казначейскому сопровождению, ТОФК открывает счета в учреждениях Центрального банка РФ для учета денежных средств юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.
Юридические лица - получатели целевых средств, в свою очередь, обязаны открыть в ТОФК лицевые счета для учета операций неучастников бюджетного процесса, куда будут зачисляться и откуда будут списываться целевые средства (п. 4 Правил N 1552). При этом документы - основания получения средств, перечисленные выше, являются основанием для открытия юридическим лицам (поставщикам и подрядчикам) таких лицевых счетов.
Операции по расходованию целевых средств с лицевого счета неучастника бюджетного процесса осуществляются только после представления документов, подтверждающих возникновение обязательств по расходам, и проведения ТОФК санкционирования операций в порядке, установленном Минфином России (п. 6 Правил N 1552). В настоящее время действует Порядок, утвержденный Приказом Минфина России от 25.12.2015 N 213н (далее - Порядок N 213н), который был принят в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год". На 2017 год нового порядка или изменений в действующий Порядок N 213н пока не было.
Пунктом 13 Порядка N 213н предусмотрено, что для санкционирования целевых расходов организации, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, она вместе с платежным поручением на оплату целевых расходов представляет в ОФК контракт (договор), по которому у нее возникло обязательство по оплате целевых расходов, а также иные документы, подтверждающие возникновение указанного обязательства, предусмотренные Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета (ПБС), утвержденным Приказом Минфина России от 17.11.2016 N 213н (одноименный Приказ от 01.09.2008 N 87н признан утратившим силу). Это могут быть накладная, акт приемки-передачи, счет-фактура.
При казначейском сопровождении целевых средств в государственные контракты, контракты учреждений, договоры, соглашения включаются следующие условия (п. 7 Правил N 1552).
Во-первых, запрет на перечисление полученных целевых средств на банковские счета в следующих целях:
- в качестве взноса в уставный (складочный) капитал другого юридического лица, вклада в его имущество, не увеличивающего его уставный (складочный) капитал, если нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления целевых средств, не предусмотрена возможность их перечисления указанному юридическому лицу (дочернему обществу) на банковские счета;
- для размещения средств на депозиты, а также в иные финансовые инструменты, если федеральными законами или нормативными правовыми актами Правительства РФ не установлено иное (с последующим возвратом этих средств на лицевые счета для учета операций неучастника бюджетного процесса, включая проценты за их размещение).
Допускается перечисление целевых средств на банковские счета только в следующих случаях:
- оплата обязательств юридического лица в соответствии с валютным законодательством РФ;
- оплата обязательств юридического лица по оплате труда с учетом начислений и социальных выплат, иных выплат в пользу работников, а также выплат лицам, не состоящим в штате юридического лица, привлеченным для достижения цели, определенной при предоставлении целевых средств;
- оплата фактически выполненных юридическим лицом работ, оказанных услуг, поставленных товаров, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при условии представления подтверждающих документов, предусмотренных порядком санкционирования целевых средств;
- возмещение произведенных юридическим лицом расходов (части расходов) при условии представления подтверждающих документов, копий платежных поручений, реестров платежных поручений, подтверждающих оплату произведенных расходов (части расходов).
Запрещается перечисление целевых средств на банковские счета юридических лиц, заключивших с получателем субсидии (бюджетных инвестиций) договоры в рамках исполнения соглашений, условиями которых предусмотрены авансовые платежи, за исключением следующих договоров:
- заключаемых в целях приобретения услуг связи, коммунальных услуг, электрической энергии, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на печатные издания, аренды, а также в целях осуществления работ по переносу (переустройству, присоединению) принадлежащих юридическим лицам инженерных сетей, коммуникаций, сооружений в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности;
- заключаемых с федеральными бюджетными или автономными учреждениями.
Во-вторых, в государственные контракты, контракты учреждений, договоры, соглашения включаются следующие условия:
- обязанность поставщика (подрядчика) открыть лицевой счет для учета операций неучастников бюджетного процесса в ТОФК для осуществления операций с целевыми средствами;
- представление в ТОФК, государственному заказчику, учреждению-заказчику сведений об исполнителях (соисполнителях) государственных контрактов, контрактов учреждения, соглашений;
- представление в ТОФК документов, предусмотренных порядком санкционирования целевых средств;
- указание в платежных и расчетных документах (за исключением документов на оплату контрактов и соглашений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну) и документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, идентификатора контракта или соглашения, порядок формирования которого устанавливается Федеральным казначейством.
Казначейское сопровождение целевых средств, предоставляемых на основании контрактов, договоров, соглашений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется с соблюдением требований, установленных законодательством РФ о государственной тайне (п. 8 Правил N 1552).

При казначейском сопровождении целевых средств, предоставляемых юридическим лицам на основании соглашений или нормативных правовых актов о предоставлении субсидий, ТОФК осуществляет полномочия получателя средств федерального бюджета по перечислению субсидий юридическим лицам (п. 9 Правил N 1552).
Федеральные органы исполнительной власти и другие ГРБС, которым как ПБС доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий юридическим лицам, обязаны в целях передачи полномочий получателя бюджетных средств ТОФК в течение 21 дня со дня заключения соглашения о предоставлении субсидии принять правовые акты, содержащие:
а) наименование ТОФК, которому передаются полномочия ПБС;
б) наименование субсидий юридическим лицам, полномочия по перечислению которых передаются ТОФК;
в) наименование и реквизиты нормативного правового акта, регулирующего порядок предоставления субсидий юридическим лицам.
Если нормативным правовым актом о предоставлении субсидии не установлено требование о заключении соглашения, указанный выше правовой акт подлежит принятию в течение 21 дня со дня доведения федеральному органу или другому ГРБС лимитов на принятие и исполнение бюджетного обязательства, возникшего на основании нормативного правового акта о предоставлении субсидии (п. 11 Правил N 1552). При этом копии принятых правовых актов в течение 5 рабочих дней со дня их подписания направляются в ТОФК, которому передаются полномочия ПБС, для открытия главным распорядителям как получателям средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по переданным полномочиям ПБС.
Предоставление субсидий юридическим лицам осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств ПБС бюджетных средств (п. 13 Правил N 1552).
Перечисление субсидий юридическим лицам (за исключением бюджетных и автономных учреждений, а также государственных корпораций, определенных решениями Правительства РФ) осуществляется со счетов ПБС в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии (п. 14 Правил N 1552).
Операции по списанию средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии юридическим лицам, осуществляются не позднее второго рабочего дня, следующего за днем представления в ТОФК платежных документов на оплату денежных обязательств, после их проверки в соответствии с порядком санкционирования целевых средств (п. 15 Правил N 1552).

Казначейское сопровождение госконтрактов

Согласно пункту 16 Правил N 1552 в случаях, установленных актами Правительства РФ, ТОФК осуществляет казначейское сопровождение целевых средств, получаемых юридическими лицами:
а) на осуществление расчетов в ходе исполнения государственных контрактов (контрактов, договоров), включая авансовые платежи;
б) в результате финансово-хозяйственной деятельности, в том числе за счет целевых средств;
в) на основании государственных контрактов (контрактов, договоров), в отношении которых Федеральное казначейство вправе осуществлять проверки.
При открытии лицевых счетов неучастника бюджетного процесса юридические лица представляют в ТОФК копии актов Правительства РФ, на основании которых осуществляется казначейское сопровождение (п. 17 Правил N 1552).
При казначейском сопровождении целевые средства юридическим лицам, предназначенные для осуществления расчетов в ходе исполнения госконтрактов (включая авансы), перечисляются на лицевые счета неучастника бюджетного процесса с лицевых счетов, открытых государственным заказчикам в ТОФК (п. 18 Правил N 1552).
Перечисление осуществляется после проведения ТОФК проверки документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства ПБС.
Перечисление указанных целевых средств с лицевого счета неучастника бюджетного процесса на счета в банках, открытые исполнителям (соисполнителям) по договорам, осуществляется после проведения ТОФК проверки документов, подтверждающих факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с порядком санкционирования целевых средств.
При казначейском сопровождении целевых средств, полученных юридическими лицами в результате финансово-хозяйственной деятельности, в том числе за счет целевых средств, ТОФК проводит проверку в соответствии с порядком санкционирования целевых средств (п. 19 Правил N 1552).
Согласно пункту 20 Правил N 1552 при казначейском сопровождении целевых средств, полученных на основании государственных контрактов (контрактов, договоров), в отношении которых Федеральное казначейство вправе осуществлять проверки, ТОФК проводит проверку:
а) соответствия содержащейся в документах информации о сроках поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и количестве товаров (объеме работ, услуг) условиям государственного контракта (контракта, договора);
б) фактов поставки товара, выполнения работ, оказания услуг с использованием фото- и видеотехники;
в) соответствия цены товара (работы, услуги), указанной в государственном контракте (контракте, договоре), структуре себестоимости по элементам затрат;
г) непревышения размера прибыли (доходности) над величиной предельной прибыли (доходности), установленной условиями государственного контракта (контракта, договора).
Условия о проведении таких проверок включаются в акты Правительства РФ, на основании которых осуществляется казначейское сопровождение, а также в государственные контракты (контракты, договоры) дополнительно к другим обязательным условиям, речь о которых шла выше.
В случае выявления нарушений в ходе проведения проверок ТОФК уведомляет об этом государственного заказчика, исполнителя, соисполнителя и возвращает платежные документы без исполнения (п. 22 Правил N 1552). Информацию ТОФК предоставляет в течение 5 рабочих дней после дня установления факта нарушений (п. 27 Правил N 1552).
Если договоры, заключаемые исполнителями (соисполнителями) в рамках исполнения государственных контрактов, подлежат банковскому сопровождению, ТОФК осуществляет мониторинг операций по их исполнению (п. 23 Правил N 1552).

Казначейское обеспечение обязательств

Во всех случаях, когда применяется казначейское сопровождение целевых средств, Правительство РФ вправе установить случаи перечисления средств по оплате обязательств юридических лиц, возникающих в рамках исполнения государственных контрактов (контрактов, договоров), договоров (соглашений) о предоставлении субсидий юридическим лицам, источником финансового обеспечения которых являются данные целевые средства. Такие операции, согласно ч. 8 ст. 5 Закона N 415-ФЗ, признаются операциями по казначейскому обеспечению обязательств. Казначейское сопровождение в этих случаях также осуществляется ТОФК.
Операции по казначейскому обеспечению обязательств при казначейском сопровождении целевых средств осуществляются после проверки документов, подтверждающих факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, в соответствии с порядком санкционирования операций.
Федеральное казначейство устанавливает формы документов, применяемых при осуществлении операций по казначейскому обеспечению обязательств, и порядок их заполнения.
Казначейское обеспечение обязательств может применяться и в случаях банковского сопровождения госконтрактов в пределах суммы аванса, предусмотренного контрактом. Порядок казначейского обеспечения в этом случае устанавливается совместно Минфином России и Центральным банком РФ.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав