Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Омский государственный институт сервиса"
РЕФЕРАТ
тема
"Медицинские формальности в туризме"
Подготовила: Фогельман К.В.
Ый курс Группа Т-141
Научный руководитель: Карасев И.Е.
Доцент, кандидат филологических наук
г. Омск 2014
Введение
Основные цели и задачи медицинских формальностей
Международное правовое регулирование медицинских формальностей
Международные медико-санитарные правила
Правовое закрепление медико-санитарных формальностей в Российской Федерации
Медицинское страхование в туризме
Введение
Огромное количество людей, перемещающихся по планете, создают идеальные возможности для распространения пищевых инфекций и многих других опасных инфекционных заболеваний.
Каждый турист, отправляющийся на отдых, хочет быть уверен не только в правильности выбранного отеля, качестве обслуживания, но и в своей безопасности.
Именно вопрос о безопасности заставляет государство искать пути решения как внутри, так и на общем уровне. Для этого и существуют медицинские (санитарные) формальности.
Контроль над соблюдением этих медицинских формальностей, осуществляется специальными санитарными службами в пограничных пунктах, используемых для въезда и выезда из страны, и состоит обычно в проверке у туристов и путешественников международного сертификата о вакцинации.
В необходимых случаях медицинские формальности предусматривают вакцинацию туристов и путешественников на месте, или их временную изоляцию в карантине, если есть вероятность переноса инфекционных заболеваний. Для перевозимых туристами и путешественниками животных, требуются соответствующие ветеринарные сертификаты.
Соблюдение установленных медицинских правил в туристических поездках, напрямую связано с безопасностью жизни и здоровья туриста.
1. Основные цели и задачи медицинских формальностей
Для предотвращения распространения опасных заболеваний органами здравоохранения могут вводиться особые меры санитарного контроля. Они регламентируются Федеральным законом от 30 марта 1999 г. №52- ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и "Федеральной целевой программой по охране территорий Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсических веществ" (Постановление Правительства РФ от 5 июня 1994 г. № 624).
Такие меры осуществляются санитарно-эпидемиологическими службами Российской Федерации в пунктах пересечения границы. Для этого специально оборудованы санитарно-контрольные и карантинные пункты в аэропортах, морских и речных портах, вокзалах, автовокзалах, где осуществляются международные перевозки. Санитарные формальности проводятся с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), правила которой действуют с 1951 г., и Всемирной туристской организацией (ВТО).
По данным ВОЗ, последние 4 года в мире сохраняется опасность инфекционных заболеваний, относящихся к карантинным. Ежегодно регистрируются вспышки холеры, чумы, лихорадки Ласса и Эбола, желтой лихорадки, малярии и других оспасных заболеваний.
Крупная вспышка бубонной чумы была зафиксирована в 1995 г. и периодически вспыхивает на Мадагаскаре (Африка), чума была зарегистрирована в Перу и США. Постоянно наблюдаются вспышки холеры. Например, седьмая пандемия холеры вовлекает в эпидемический процесс все новые страны (в 1995 г. - 210 тыс. случаев в 78 странах; в 1996 г. - 110 тыс. случаев заболеваний в 67 странах).
В Заире и Габоне отмечалась крупная вспышка лихорадки Эбола, а в Перу, Габоне и Либерии - вспышки желтой лихорадки (в Гане и Бенине с очень высокой летальностью - до 61 %).
Следует иметь в виду, что в официальных материалах ВТО и ВОЗ границы континентов и различных зон, в которых существуют инфекционные карантинные болезни
(желтая лихорадка, холера и др.), существенно отличаются от географических. Они включают:
Европа -
все известные европейские страны континента, а также все государства СНГ и вся территория России, Кипр, Исландия, Мальта и Турция;
Америка -
страны Северной, Центральной и Южной Америки, но без Гавайских островов;
Африка -
страны континента, а также Азорские, Канарские острова, остров Мадейра;
Азия -
все страны азиатского континента, а также страны Бахрейн, Иран, Ирак, Израиль, Иордания, Кувейт, Ливан, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Сирия, ОАЭ, Йемен;
Австралия -
континент, а также остров Тасмания;
Океания -
все острова в Тихом океане, а также Папуа, Новая Гвинея, Новая Зеландия;
Карибские острова -
Антигуа, Аруба, Барбадос, Барбуда, Бонаир, Британские Вирджинские острова, Каймановы острова, Куба, Кюрасао, Доминика, Доминиканская республика, Гваделупа, Гаити, Ямайка, Мартиника, Монтсеррат, Пуэрто-Рико, Саба, Сен-Бартельми, Сент-Естатиус, Сент-Киттс и Невис, Санта-Лусия, Сан-Мартин, Сан-Висенте и Гренада, Тринидат и Тобаго, Американские Вирджинские острова.
Впервые в 1993 г. на X Ассамблее Всемирной туристской организации было подчеркнуто, что ВТО будет разрабатывать и поддерживать меры, касающиеся охраны здоровья туристов, безопасности их поездок, санитарного контроля за пищевыми продуктами. Участники Ассамблеи призвали национальные туристские организации тесно сотрудничать с органами здравоохранения своих стран в деле предоставления туристской информации медицинского характера всем заинтересованным лицам. Ежегодно ВОЗ публикует: ) "Требования к свидетельству о прививках при поездке за границу", которые являются практическим руководством для туристских организаций и самих туристов; ВОЗ имеет рабочие соглашения с ВТО, в соответствии с которыми текущая информация о формальностях, связанных с прохождением санитарного контроля, публикуется в ежегодном издании ВТО "Зарубежный туризм и пограничные формальности". Прогноз по заболеваемости карантинными инфекциями на ближайшие годы сохраняется неблагоприятным, поэтому необходимы обязательные меры профилактики. В ряде стран мира сохраняются природные очаги карантинных инфекций: чумы -
Вьетнам, Боливия, Бразилия, Перу, Заир, Замбия, Зимбабве, Мадагаскар, Мозамбик, Танзания, Уганда, а также на территории России (Астраханская область, Карачаево-Черкесская республика, Дагестан) и южные страны СНГ; холеры -
67 стран Азии, Африки, Южной Европы, Центральной Америки и тропики Южной Америки; желтой лихорадки -
Центральная Америка, тропики Южной Америки, Африка.
Впервые после длительного перерыва случаи желтой лихорадки зарегистрированы у туристов из Швейцарии и США, выезжавших в Бразилию без профилактических прививок. С 1996 г. постановлением Главного государственного санитарного врача по Москве введено обязательное обучение по профилактике карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний руководителей, ответственных представителей, агентов и других специалистов турфирм. Цель обучения - подготовить туристов к выезду в эндемичные территории и страны для предупреждения заражения их инфекционными заболеваниями.
Обеспечение эпидемической безопасности туристов определено также Федеральным законом № 132 от 04.10.96 г. "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (ст. 5, 7, 14).
Особо опасные и карантинные инфекционные заболевания представляют угрозу для здоровья граждан, так как поражают жизненно важные органы: легкие, почки, печень, сердечно- сосудистую, желудочно-кишечную и лимфатическую системы. Если своевременно не обратиться за медицинской помощью, то такие заболевания могут иметь летальный исход. В связи с этим необходимо знать признаки инфекционных заболеваний и соблюдать меры личной профилактики. В подготовительный период перед поездкой в зарубежные страны обязательно нужно пройти инструктаж в турфирме. В период пребывания в зарубежной стране следует соблюдать определенные правила проживания, питания и культурного отдыха, о чем туристов должна известить направляющая туристская фирма. Обратим внимание на некоторые необходимые меры предосторожности. Проживание
допускается только в гостиницах, обеспеченных централизованным водоснабжением и канализацией. При наличии в номере и других помещениях гостиницы комаров, блох, грызунов необходимо немедленно поставить в известность администрацию для принятия мер по их уничтожению.
Питание
допускается только в определенных ресторанах, оговоренных договором, где используются продукты только гарантированного качества, и только промышленного производства; для питья должна использоваться только бутилированная или кипяченая вода, напитки, соки промышленного производства гарантированного качества.
Запрещается использовать в пищу нетрадиционные продукты, блюда, не прошедшие необходимой технологической обработки, продукты с истекшим сроком годности, а также приобретенные в местах случайной уличной торговли; покупать лед для охлаждения напитков у продавцов уличной торговли. В рамках обучения специалистов туристских фирм Госсанэпиднадзором РФ были разработаны: На базе Центра Госсанэпиднадзора в Москве постоянно организуются занятия по подготовке и ежегодной переподготовке специалистов российских туристских фирм. По завершении занятий проводится тестовый контроль, выдается документ о прохождении подготовки. Наличие документа, подтверждающего подготовку сотрудников по профилактике особо опасных инфекций, учитывается при лицензировании и сертификации деятельности тур фирмы. По завершении занятий проводится тестовый контроль, выдается документ о прохождении подготовки. 2. Международное правовое регулирование медицинских формальностей
турист медицинский страхование прививка Направляющей и координирующей инстанцией в области международного здравоохранения является Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Она играет ведущую роль при решении вопросов международного здравоохранения, разрабатывает международные нормы и стандарты в данной сфере, осуществляет контроль за ситуацией в области всемирного здравоохранения. В настоящее время участниками ВОЗ являются 193 государства, включая Россию. Первые попытки государств создать систему многостороннего сотрудничества в области здравоохранения были предприняты еще до создания ВОЗ, после того как в 1830-1847 гг. в Европе прокатились эпидемии холеры. Результатом дипломатических переговоров государств стала первая Международная санитарная конференция, проведенная в 1851 г. В Париже. В то же время государства - члены ВОЗ приняли первые Международные санитарные правила, которые спустя время были заменены новыми Международными санитарными правилами 1969 г. Задачей Международных санитарных правил 1969 г. В основном являлось обеспечение мониторинга и контроля шести серьезных инфекционных заболеваний: холеры, чумы, желтой лихорадки, оспы, возвратного тифа и эпидемического сыпного тифа. При этом согласно МСП 1969 г. К числу болезней, подлежащих международной регистрации, относились только три: холера, чума и желтая лихорадка. Всемирная ассамблея здравоохранения приняла на 48-й сессии Резолюцию 1995 г., в которой было предложено пересмотреть МСП 1969г. В качестве объективных причин для пересмотра назывались узкий охват (всего три болезни), их зависимость от официальной системы уведомления об этих болезнях, а главное- отсутствие международного скоординированного механизма для предотвращения международного распространения болезней. Результатом десятилетней работы Всемирной ассамблеи здравоохранения стали новые Международные медико-санитарные правила (ММСП), принятые Резолюцией ВОЗ WHA58.3 от 23 мая 2005 г. ММСП 2005 г. Вступили в действие с 15 июня 2007 г. Они представляют собой юридически обязательное соглашение для государств - членов ВОЗ. Главная цель ММСП 2005 г. Состоит в предупреждении международного распространения болезней, создавая при этом как можно меньше препятствий на пути свободного передвижения путешествующих лиц. ММСП 2005 г охватывают не только существующие, но также новые и вновь возникающие болезни. Благодаря своей правовой основе указанные Правила должны обеспечить быстрый сбор информации при возникновении или угрозе возникновения международных чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения. Кроме того, в ММСП 2005 г. Была принята новая процедура оповещения о наступлении реальных и потенциально опасных чрезвычайных ситуации в области общественного здравоохранения, а также дано определение чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение (ЧСОЗМЗ). Реагирование ВОЗ на ЧСОЗМЗ включает предоставление государствам-участникам временных и постоянных рекомендаций. В свою очередь государства-участники ММСП 2005 г. обязаны: назначить национального координатора по ММСП; проводить оценку событий, происходящих на их территории, и оповещать ВОЗ о всех событиях, которые могут представлять собой ЧСОЗМЗ; отвечать на запросы, касающиеся проверки информации относительно событий, которые могут представлять собой ЧСОЗМЗ; принимать меры для устранения рисков для здоровья населения, которые могут распространиться в международном масштабе; разрабатывать, усиливать и поддерживать ключевые ресурсы, необходимые для обнаружения, уведомления и реагирования на любые события, представляющие угрозу для здоровья населения; обеспечивать и постоянно поддерживать материально - технические условия и службы, а также проведение инспекций и контрольных мероприятий в назначенных международных аэропортах, портах и наземных транспортных узлах в целях предупреждения международного распространения болезней; направлять в ВОЗ любые фактические данные об идентифицированных за пределами их территории рисках для здоровья населения, которые могут вызвать международное распространение болезни и которые проявились в результате вывоза или завоза случаев заболевания людей, переносчиков инфекции или инфекционных болезнетворных агентов, а также контаминированных товаров. прилагать все усилия для проведения мер, рекомендуемых ВОЗ; сотрудничать с другими государствами - участниками ВОЗ в целях выполнения ММСП 2005 г. Требования ММСП 2005 г., участницей которых, как уже было сказано, является Россия, учтены в отечественном законодательстве.
3. Международные медико-санитарные правила
Международные медико-санитарные правила (ММСП) являются международным правовым инструментом, обязательным для 194 стран в мире, включая все государства-члены ВОЗ. Их целью является оказание содействия международному сообществу в предотвращении и принятии ответных мер на критические опасности для здоровья людей, которые потенциально могут пересекать границы и угрожать людям во всем мире. В глобализованном мире болезни могут распространяться на большие расстояния в результате международных путешествий и торговли. Кризис в области здравоохранения в одной стране может оказывать воздействие на средства к существованию и экономику во многих частях мира. К развитию подобных кризисов могут приводить возникающие инфекции, такие как тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС), или новая пандемия гриппа среди людей. ММСП можно также применять в отношении других чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения, таких как разливы, утечки и захоронения химических веществ или расплавление активной зоны ядерного реактора. ММСП предназначены для ограничения вмешательства в международные перевозки и торговлю и, в то же время, для обеспечения здоровья населения путем предотвращения распространения болезней. В соответствии с ММСП, вступившими в силу 15 июня 2007 года, страны должны информировать ВОЗ об определенных вспышках болезней и событиях в области общественного здравоохранения. На основе уникального опыта ВОЗ в области проведения глобального эпиднадзора, оповещения о болезнях и принятии соответствующих ответных мер, ММСП определяют права и обязанности стран по информированию о событиях в области общественного здравоохранения, и устанавливают ряд процедур, которые ВОЗ должна выполнять в своей работе по обеспечению глобальной безопасности в области общественного здравоохранения. В соответствии с требованиями ММСП, страны должны также усилить имеющиеся у них возможности для проведения эпиднадзора в области общественного здравоохранения и принятии ответных мер. ВОЗ работает в тесном сотрудничестве со странами и партнерами с целью обеспечения технического руководства и поддержки для мобилизации ресурсов, необходимых для эффективного и своевременного выполнения новых правил. Своевременное и открытое информирование о событиях в области общественного здравоохранения будет способствовать укреплению безопасности в мире. Для того чтобы избежать опасных инфекционных заболеваний, в турпоездках существуют определенные медико-санитарные правила: главное использовать питьевую воду и напитки гарантированного качества; использовать в пищу только продукты промышленного изготовления; запрещается употреблять в пищу нетрадиционные блюда, включая горячие бутерброды, приобретать продукты с лотков без сертификационных свидетельств, а также с просроченным сроком годности на упаковке, сырые овощи, фрукты или салаты из них можно есть только после термической обработки; проживать в средствах размещения, обеспеченных централизованным водоснабжением и канализацией; тщательно мыть овощи и фрукты водопроводной водой, а также руки перед едой и пользоваться только индивидуальной посудой; при купании в водоемах не допускать попадания воды в полость рта, оптимальный вариант - купаться в бассейнах, а не в море или иных водоемах (ведь недаром западные туристы при поездках в экзотические страны первым делом интересуются - есть ли в отеле бассейн, даже если гостиница расположена прямо на берегу моря). Во время купания в море следует быть очень и очень осторожными. В морской воде можно и не заметить, как что-то или кто-то как бы уколет вас иголкой, и уже потом дома вы обнаружите, что у вас под кожей поселился какой-то червяк или нечто подобное. Скажем, в Южной Америке личинка одной такой живности облюбовывает в воде только мужчин, поэтому "туземцы" советуют при купании в море мужчинам надевать плотные плавки с тугими резинками. При появлении первых симптомов заболевания (как правило, это тошнота, рвота, жидкий стул, головокружение и т.д.) необходимо незамедлительно обратиться к врачу.
.
Правовое закрепление медико-санитарных формальностей в Российской Федерации
В первую очередь необходимо сказать несколько слов о нормативно-правовой базе РФ, регулирующей правоотношения туристских предприятий и потребителей туристской продукции. Основополагающими документами являются Конституция РФ и Гражданский Кодекс РФ (ГК РФ). В связи с очевидно некоммерческими отношениями туриста с туристскими предприятиями для регулирования таких отношений применяется Закон РФ "О защите прав потребителей". Все упомянутые законы содержат ряд отсылочных норм, предполагающих наличие специальных нормативно-правовых актов. Одним из них является ФЗ РФ "Об основах туристской деятельности в РФ". Общие требования законодательства РФ по обеспечению безопасности туризма нашли свое отражение в гл. VII ФЗ РФ "Об основах туристской деятельности в РФ", где законодатель предусмотрел, что Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма информирует туроператоров, турагентов и туристов о возможной угрозе безопасности туристов в стране (месте) их временного пребывания. А туроператоры и турагенты обязаны незамедлительно информировать органы исполнительной власти о чрезвычайных происшествиях с туристами во время путешествий или о невозвратившихся из путешествий. Одними из наиболее распространенных причин происшествий с туристами являются несчастные случаи и заболевания различной тяжести. Наибольшую опасность, как для туристов, так и для окружающих их граждан представляют собой инфекционные заболевания. В связи с этим контроль над возможным распространением инфекционных заболеваний взят государством под особый контроль. Основным законодательным актом в этой области является Федеральный закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", принятый Государственной Думой 12 марта 1999 г. и одобренный Советом Федерации 17 марта 1999 г. Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством РФ. В законе определены меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и перечислены права граждан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Предусмотрены и обязанности граждан в этой сфере, в том числе выполнение требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, забота о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении детей. Законом регулируются санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека. В целях предупреждения заноса и распространения на территории РФ инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также предотвращения ввоза и реализации на территории РФ товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, устанавливаются нормы по санитарной охране территории РФ. Указанный закон определил меры, предпринимаемые в отношении больных инфекционными заболеваниями. Важнейшими нормами в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются положения ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", которые устанавливают основы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования. В новой редакции изложены нормы об административной ответственности, предусмотрены составы административных правонарушений с учетом проекта Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. В ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ) используются следующие основные понятия: безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека; благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека; вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений; гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека; государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование (ст. 37) - включает в себя: разработку единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию санитарных правил; контроль за проведением научно-исследовательских работ по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию; разработку (пересмотр), экспертизу, утверждение и опубликование санитарных правил; контроль за внедрением санитарных правил, изучение и обобщение практики их применения; регистрацию и систематизацию санитарных правил, формирование и ведение единой федеральной базы данных в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования; государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний; государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания; должностные лица Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации (ст. 49) - главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов и учреждений указанной службы; инфекционные заболевания (ст. 30) - инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку; инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих - инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия); массовые неинфекционные заболевания (отравления) - заболевания человека, возникновение которых обусловлено воздействием физических, и (или) химических, и (или) социальных факторов среды обитания; обязанности граждан (ст. 10) - граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания; обязательные медицинские осмотры (ст. 34) - для работников отдельных профессий, производств и организаций предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры, которые проводятся в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний; ограничительные мероприятия (карантин) - административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных; санитарная охрана территории Российской Федерации (ст. 30) - мероприятия, которые направлены на предупреждение заноса на территорию РФ и распространения на территории РФ инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также на предотвращение ввоза на территорию РФ и реализации на территории РФ товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека; санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, проектов строительства объектов, эксплуатационной документации; санитарно-эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время; социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания; В связи с действовавшим ранее ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" принят ряд постановлений, не теряющих актуальности и регулирующих практическую деятельность туристских предприятий и туристов. Непосредственно в процессе работы с туристами специалистам туристских фирм необходимо соблюдать следующие требования: обеспечивать граждан, отъезжающих в эндемичные страны, препаратами для химиопрофилактики малярии под личную расписку клиента в договоре с турфирмой в соответствии с рекомендациями ВОЗ. Запрещается работа с клиентами специалистам турфирм, не прошедшим внеочередную аттестацию. При организации деятельности туристской фирмы необходимо создать специальный график, в соответствии с которым каждый сотрудник в определенный период времени проходит такую аттестацию. Транспортные организации должны проводить регистрацию граждан, не имеющих индивидуальных памяток и лекарственных препаратов для химиопрофилактики малярии, с указанием направляющей турфирмы и ежедневным представлением сведений. В документе регламентируется "Организация и проведение работ по предупреждению заражения инфекционными заболеваниями". Пункты 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 содержат перечень работ, необходимых для выполнения турфирмами. Это работы с нормативными документами (законами, постановлениями), информирование туристов о риске возможного заражения в период пребывания в зарубежной стране по данным ВОЗ, проведение инструктажей туристов. В Пункте 3 обозначен "Порядок проведения индивидуальных инструктажей". Подпункт 3.1 предписывает прорабатывать с туристами "Рекомендации гражданам, выезжающим в зарубежные страны, о мерах личной профилактики инфекционных заболеваний".
. Медицинское страхование в туризме
Добровольное медицинское страхование,
является подотраслью личного страхования и включает все его виды по защите имущественных интересов страхователей и застрахованных, связанные с расстройством здоровья, утратой трудоспособности, смертью (гибелью). Непосредственным имущественным интересом туриста (застрахованного) при этом виде страхования является возможность компенсации (оплаты) затрат на медицинскую помощь (лечение) за счет средств страховщика.
Страхование путешественников - в России относительно новое дело. Дело в том, что если в советское время ответственность за пребывание российских туристов за границей несло государство, то сейчас эта ответственность целиком переместилась на самого путешественника. И хотя страхование туристов не является обязательным, уже сейчас консульства ряда стран, оформляя въездную визу, требуют наличия страхового полиса. Многие европейские страны предъявляют свои собственные требования к страховым полисам туристов, въезжающих на территорию этих государств: там должен обязательно присутствовать определенный набор услуг, а страховое покрытие не должно быть ниже $30.000. Могут также потребовать, чтобы четко определялся размер расходов на каждый вид страховых услуг. Понятия "страхование от несчастного случая", "страхование от болезни", "страхование от потери трудоспособности", "медицинское страхование" и другие законодательно не закреплены. Они определяются исходя из понятия страхового риска (ст. 9 пп. 1, 2) Федерального закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации", где сказано, что страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления, которого проводится страхование. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признакамивероятности и случайности его наступления.
Поскольку в нашей стране потенциальный турист может приобрести полис (сертификат) в любой из страховых компаний, которые страхуют туристов, то перед турпоездкой, путешествием, он должен обязательно поинтересоваться условиями страхования, где подробно изложено, в случае каких страховых событий осуществляется страхование. И если турист нарушит или не выполнит хотя бы одно из перечисленных условий, страхователь оставляет за собой право невыплаты страховой суммы. Медицинское страхование туристов обычно покрывает расходы на: Медицинские услуги; услуги стационаров; перевозку машиной скорой помощи; приобретение лекарств; уход за больным, вызванные несчастным случаем или внезапным заболеванием. транспортировку тела на родину. Если возраст страхуемого превышает 65 лет, то взимается двойной тариф. Лица в возрасте свыше 70 лет страхованию не подлежат. Страхование производится без медицинского освидетельствования. Популярность этого вида страхования все время возрастает в связи с ростом количества россиян, выезжающих в зарубежные страны и с тем, что стоимость медицинских услуг за границей значительно выше и оплатить их самостоятельно большинство российских туристов не в состоянии. Практика работытуристских фирм показывает, что страховой полис при поездке за границу - это не роскошь, а жизненная необходимость.
Кроме того, полис обеспечивает целый комплекс медицинских услуг: амбулаторное и стационарное обслуживание, экстренную стоматологическую помощь, оплату стоимости медикаментов по назначению врача, расходы по транспортировке больного, включая перевозку на родину. Специфика медицинского страхования такова, что чисто ценовой конкуренции в нем не должно быть, так как удешевление полиса достигается в основном либо за счет невысокого качества страховой услуги, либо за счет занижения лимита ответственности. Страхователь, купивший такой полис, рискует не только не получить медицинскую помощь, но и получить отказ в визе в посольстве. Некоторые страны (Франция, Германия, США и др.) требуют обязательного страхования туристов от несчастного случая с покрытием медицинских расходов (лимит покрытия не менее 25 тыс. долл.). Без наличия страховки солидной страховой компании туристской фирме или туристу будет отказано в выдаче выездной визы.
Список используемой литературы
Азар В.И. Экономика и организация туризма. -М: Проф.издат, 1993 2.Александрова А.Ю. Структура туристского рынка: Учеб/ пособие для вузов. М.: Соло-Пресс, 2002. Ананьев М.А. Международный туризм. - М.: Международные отношения, 1968 Балабанов И.Т., А.И. Балабанова. Экономика туризма: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000. Богатов А.П.., Т.В. Бойко, М.В. Зубрева. Туристские формальности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. Биржаков М.Б.., Н.П. Казаков. Безопасность в туризме. СПБ.: "Издательский дом Герда", 2005. Стригунова Д.П.. Правовые основы гостиничного и туристского бизнеса: Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2012. Сенин B.C. Введение в туризм. - М., 1993. Черных Н.Б.. Технология путешествий и организация обслуживания клиентов: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2002. Осуществление таможенных формальностей возлагается на таможенную службу в пограничных пунктах. Таможенные формальности для туристов обычно состоят из заполнения таможенной декларации и, при необходимости, досмотра багажа. Таможенная декларация
- письменное заявление, предоставляемое при пресечении государственной границы пассажирами, туристами органам таможенного контроля о провозимых с собой или отдельным грузом вещах и товарах. Таможенная декларация обычно составляется по установленной форме на специальных бланках. Лица, проходящие таможенный контроль, обязаны заполнить таможенные декларации лично. Таможенный контроль
- совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства страны. Таможенный контроль производится должностными лицами таможенных органов путем: ♦ проверки документов и сведений, необходимых дтя таможенных целей; ♦ таможенного досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля; ♦ учета товаров и транспортных средств; ♦ устного опроса физических и должностных лиц; ♦ проверки системы учета и отчетности и т.п. Досмотр багажа
- проверочный осмотр представителями таможенного контроля содержимого багажа пассажиров, Пересекающих государственную границу, а также обложение провозимого багажа установленными таможенными пошлинами. Таможенная пошлина
- денежный сбор, взимаемый государством за товары, пропускаемые через государственную границу под контролем таможенных органов по установленным тарифам. Существует следующий порядок таможенного оформления и контроля товаров, перемещаемых физическими лицами. Физические лица вправе перемещать товары, не предназначенные для производственной иди иной коммерческой деятельности, в упрошенном, льготном порядке. Льготы для физических лиц включают полное или частичное освобождение от таможенных пошлин, налогов и исключение из числа лиц, в отношении которых применяются меры экономической политики. Для отдельных категорий товаров могу! применяться стоимостные и количественные ограничения. При заявлении товаров для таможенного оформления и контроля применяются упрошенные формы декларирования: специальный бланк для декларирования в письменной форме, устная форма, иные формы, например, проход пассажиров через «красный» и «зеленый- коридоры. Упрощения при взимании таможенных платежей выражаются в применении так называемых единых ставок таможенных платежей либо исчислении совокупного таможенного платежа и внесении платежей непосредственно при производстве таможенного оформления. Единые ставки таможенных платежей
представляют собой платежи, подлежащие взиманию с определенной физической единицы измерения, присущей конкретному товару, или выраженную в процентах долю от таможенной стоимости товаров, подлежащую обязательной уплате. Например, для автомобилей такой единицей может являться единица измерения объема двигателя, для товаров, перемещаемых в ручной клади и багаже. - единица веса и т.д. Платеж по единым ставкам обычно не включает в себя таможенные сборы за хранение товаров, а также за таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов. Товары для коммерческого использования оформляются в обычном порядке с применением грузовой таможенной декларации, общей системы таможенных платежей, мер экономической политики и т.д. При письменном декларировании в упрощенном порядке лица, заполняющие таможенную декларацию, обязаны указать точное количество мест провозимого ими багажа, включая ручную кладь, а также предусмотренные формой декларации сведения о перечисленных в ней предметах, валюте и ценностях, предъявляемых для таможенного контроля. Правильность сообщаемых сведений контролируется в ходе таможенного оформления. По окончании таможенного контроля и оформления таможенные декларации заверяются сотрудниками таможни, после чего возвращаются пассажиру и служат основанием для беспрепятственно ввоза (вывоза за границу) предметов, валюты и ценностей, указанных в таможенной декларации и пропущенных для ввоза/вывоза. Таможенные декларации, заполненные лицами, следующими транзитом, заверяются таможней в пункте въезда и сдаются указанными лицами таможне в пункте выезда. Таможенная декларация при утере не возобновляется, а лицо следующее через границу, лишается права беспрепятственного вывоза за границу имеющихся у него предметов и валюты, перемещение которых через таможенную границу регулируется специальными правилами. Поскольку в таможенной декларации указываются сведения о предметах, валюте и ценностях, имеющихся в ручной клади и багаже, предъявляемых для контроля, то при наличии багажа, отправленного из-за границы или отправляемого за границу отдельно от пассажира и провозимого по специальному товаро-транспортному документу, владелец обязан сделать заявление об этом в таможенной декларации, заполняемой при въезде или выезде из страны. После досмотра багажа со грудник таможни делает в декларации отметки о предметах, валюте и ценностях, пропущенных в багаже, заверяет их и оставляет декларацию у владельца, который обязан предъявить ее на таможне во время выезда за границу. Эта декларация остается в делах пограничной таможни. При пересечении таможенной границы физическими лицами таможенному оформлению подлежат: принадлежащие им предметы, для которых предусмотрено обязательное письменное декларирование; товары, облагаемые таможенными платежами или ввоз либо вывоз которых регулируется специальными правилами; товары, перемещаемые в отдельно следующем багаже. Досмотр одежды и тела человека называется личным досмотром
и является исключительной формой таможенного контроля. Личный досмотр производится только в особых случаях на основании постановления начальника таможенного органа. При организации и проведении досмотра должностные лица таможенных органов должны строго следить за соблюдением конституционных прав личности. Применяемые при всех видах досмотра технические средства должны быть безопасны для жизни и не причинять
ущерба товарам и транспортным средствам. Санитарные (медицинские) формальности
- процедуры, связанные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, и их животными (если таковые имеются) установленных требований о вакцинации (прививках). Контроль соблюдения этих формальностей осуществляется санитарными службами в пограничных пунктах, используемых для въезда и выезда из страны, и состоит обычно в проверке у туристов и путешественников международного сертификата о вакцинации. Сертификат о вакцинации
- удостоверение, подтверждающее вакцинацию его владельца против некоторых эпидемических заболеваний (чумы, холеры, лихорадки, оспы и тд.). Сертификат выдается официальными медицинскими органами страны по форме, установленной Всемирной организацией здравоохранения. Он необходим туристам, направляющимся в страну, посещение которой разрешается только при наличии у туриста данного документа. В необходимых случаях санитарные (медицинские) формальности предусматривают вакцинацию туристов и путешественников на месте или их временную изоляцию в карантине, если есть вероятность переноса инфекционных заболеваний. Для перевозимых туристами и путешественниками животных требуются соответствующие ветеринарные сертификаты. Соблюдение установленных санитарных (медицинских) правил в туристских поездках напрямую связано с безопасностью жизни и здоровья туристов. На десятой ассамблее Всемирной туристской организации в октябре 1995 г. было заявлено, что ВТО будет добиваться поддержки мер, касающихся охраны здоровья туристов, безопасности поездок, санитарного контроля за пищевыми продуктами. В свою очередь, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала Требования к свидетельству о прививках при поездке за границу. Эти требования являются практическим руководством для туристских организаций и самих туристов. ВОЗ выпускает также «Эпидемиологический ежегодник» и рекомендации, признанные уменьшить возможность распространения опасных инфекций, в том числе через туризм. ВO3 имеет рабочие соглашения с ВТО, в соответствии с которыми текущая информация о санитарных (медицинских) формальностях публикуется в ежегодном издании ВТО -Зарубежный туризм тираничные формальности» Международные санитарные (медицинские) правила Всемирной организации здравоохранения действуют с 1951 г. Существуют определенные санитарные (медицинские) правила, позволяющие избежать опасных инфекционных заболеваний при путешествии. Эти правила должны в обязательном порядке доводиться туристскими предприятиями до сведения клиентов до начала поездки в информационном листке к туристской путевке В типовой форме туристской путевки содержится напоминание о том. что турист обязан ознакомиться с информацией о стране пребывания и особенностях поведения в ней до оплаты путешествия, что подтверждается его подписью. В заключение необходимо отмстить, что туристские формальности являются неотъемлемым элементом международных путешествий, связанных с выездом людей за границу своей национальной территории. 13. Международные
туристские организации
Интенсивное развитие международных туристских связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих повышению эффективности этой сферы международных экономических отношений. В общей сложности около 70 международных организаций различного профиля и статуса занимаются проблемами развития международного туризма. В их число входят: специализированные организации в системе ООН; организации в системе ООН, занимающиеся вопросами международного туризма эпизодически; неправительственные специализированные организации по международному туризму; региональные и национальные организации по туризму. Самой известной специализированной организацией в системе ООН
является Всемирная туристская организация
(World Tourism Organisation, UNWTO), основанная в 1975 г. Ее особый статус в системе ООН основывается на Соглашении о сотрудничестве и взаимоотношениях между Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) и Ассамблеей Объединенных Наций, одобренном Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС) в 1977 г. В соответствии с этим документом на ЮНВТО возлагаются ответственность и функции центрального руководящего органа в сфере туризма. UN в начале названия - сокращение ООН (Организация Объединённых Наций) –United Nations. ЮНВТО по сути дела является единственной межправительственной организацией, чья деятельность охватывает все аспекты туризма. Ее создание означало признание не только экономического, социального, культурного, но и политического значения международного туризма. Официальными языками ЮНВТО являются английский, испанский, русский и французский. Цели, характер, организационная структура и функции ЮНВТО определены ее Уставом, который был принят 27 сентября 1975 г. Начиная с 1980 г. эта дата отмечается как Всемирный день туризма, ежегодно проводимый под определенным девизом. Основными целями ЮНВТО являются: С момента основания ЮНВТО ее членом являлся СССР, который неоднократно избирался в ее руководящий орган (Исполнительный совет). С 1992 г. членство в ЮНВТО стала осуществлять Российская Федерация как правопреемник бывшего СССР. В 1993 г. на X Генеральной ассамблее ЮНВТО (о. Бали, Индонезия) в действительные члены организации были приняты Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Туркменистан и Узбекистан, в 1997 г. на XII сессии (г. Стамбул) -- Армения и Украина, в 2001 г. на XIV сессии (Сеул, Осака - Южная Корея и Япония) - Азербайджан. Интерес к вступлению в ЮНВТО проявляют также Республика Беларусь и Таджикистан. В качестве присоединившихся членов в ЮНВТО входят ряд крупнейших компаний и учебных заведений стран СНГ. Среди них ВАО «Интурист» (Россия), НК «Шелковый путь» (Казахстан), гостиничный комплекс «Анипро» (Украина), НТК «Белинтурист» (Беларусь) и др. ЮНВТО имеет следующую структуру: Исполнительный совет
состоит из 25 членов (24 из них избираются на основе географического распределения на четыре года - по одному на каждые пять действительных членов; представитель Испании как страны пребывания ЮНВТО входит в состав Исполнительного совета постоянно). В состав Совета входят также без права голоса один ассоциированный член, избираемый ассоциированными членами ЮНВТО, и один представитель присоединившихся членов. Из стран СНГ в состав Исполнительного совета входят Российская Федерация и Украина. Исполнительный совет собирается не менее двух раз в год. Решения принимаются, как правило, простым большинством голосов (действительных членов). Совет выполняет функции, которые могут быть возложены на него Ассамблеей, представляет ей свои предложения, анализирует общую программу работы, подготавливаемую генеральным секретарем, до ее представления на рассмотрение Генеральной ассамблеи. В своей работе Совет опирается на комитеты: технический комитет по программам и координации (ТКПК), бюджетно-финансовый комитет (БФК), комитет содействия, статистический комитет, комитет экспертов по вопросам безопасности и охране туристов. Секретариат
возглавляет генеральный секретарь, назначаемый Генеральной ассамблеей на четыре года по рекомендации Исполнительного совета (возможно повторное назначение) и являющийся законным представителем ЮНВТО. Свои функции он выполняет при помощи заместителя генерального секретаря и генерального координатора. Генеральный секретарь подотчетен Генеральной ассамблее и Исполнительному совету. Он руководит работой по исполнению и применению резолюций и решений, принимаемых руководящими органами, представляет Совету доклады о деятельности ЮНВТО, документы о финансовой отчетности, проекты программ и бюджета. Заместитель генерального секретаря помимо выполнения других задач осуществляет контроль за работой региональных представителей, назначаемых для каждого из шести регионов генеральным секретарем. Региональные представители при помощи региональных опорных отделений обеспечивают поддержание связей между ЮНВТО и ее ассоциированными и присоединившимися членами. Генеральный координатор координирует работу различных подразделений Секретариата. Бюджет ЮНВТО формируется за счет взносов действительных, ассоциированных и присоединившихся членов. Шкала взносов определяется на основе уровня экономического развития каждой страны и значения для нее туризма. Деятельность ЮНВТО охватывает следующие направления: Периодически проводится анализ развития международного туризма в 6 регионах. При этом выявляются факторы как способствующие ускоренному развитию туризма, так и препятствующие этому; определяются пути решения вопросов о юридической защите прав иностранных туристов и их безопасности; обобщаются основные формы межгосударственных контактов в сфере диверсификации туристских услуг в мировом масштабе и определяются направления правовой регламентации связей между туроператорами и их партнерами в странах, принимающих туристов, а также между потребителями и производителями тур. услуг. Под эгидой ЮНВТО разработана методология подготовки планов туристского развития как на национальном, так и на межрегиональном уровнях. На ее основе предложена методика, используемая в различных странах при разработке программ развития туризма. Учитывая чрезвычайно большую роль в развитии туризма национальных туристских администраций (НТА), ЮНВТО разработала следующие рекомендации по их функциям: В рамках Программы развития ООН Всемирной туристской организацией осуществляется финансирование различных проектов помощи развивающимся странам по следующим направлениям: Прежде всего необходимо отметить Всемирную федерацию ассоциаций туристских агентств, объединяющую около 80 национальных ассоциаций и более 1400 индивидуальных членов. Она создана в 1966 г. с целью защиты профессиональных интересов туристских агентств и оказания им необходимой профессиональной, технической и правовой помощи. Деятельностью в области делового туризма занимается Международная ассоциация делового туризма -- International Business Travel Association (IBTA), основанная в 1974 г. Она объединяет 13 национальных ассоциаций из стран Европы, Северной Америки и Австралии. При этом ее членами являются не только сами национальные ассоциации делового туризма Австрии, Австралии, Великобритании, Дании, Франции, Финляндии, Испании, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Швеции и США, но и их члены. Помимо национальных ассоциаций членство в IBTA открыто и для поставщиков услуг делового туризма: авиа- и железнодорожных перевозчиков, гостиниц, автотранспортных компаний, туроператоров, карточных платежных систем, глобальных систем бронирования, специализированной прессы, обладающих высокой профессиональной репутацией. Благодаря этому была создана инфраструктура, насчитывающая более 4000 организаций - как поставщиков, так и потребителей услуг сферы делового туризма во всем мире.
Медицинские формальности во многом связаны с необходимостью получения медицинской страховки, необходимой для совершения международных туристских поездок (для организации внутреннего туризма получение страховки является добровольным ввиду отсутствия соответствующей нормативной базы)". При этом получение данной страховки в большинстве случаев сопряжено с услугами турфирмы (хотя туристы могут оформить ее и самостоятельно)" . В этом случае менеджер турфирмы должен полностью разбираться во всех тонкостях медицинского страхования, посоветовать и подобрать для туриста тот тип страховки, который будет для него наиболее актуальным в зависимости от целей его поездки и его личностных субъективных особенностей (состояние здоровья, финансовые возможности и т.д.). В настоящее время большинство турфирм оформляют стандартную, так называемую формальную страховку, которая может вызвать много проблем у туриста в случае наступления страхового случая”". Менеджер турфирмы должен знать, что существует четыре стандартных варианта (программы) страхования туристов. Решение о медицинской репатриации и средствах ее осуществления принимают исключительно врачи, уполномоченные сервисной компанией. Если врачи считают репатриацию возможной и необходимой, а турист от нее отказывается (письменно), сервисная компания с момента отказа от репатриации прекращает предоставление своих услуг, а страховщик освобождается от обязанности оплатить дальнейшие расходы туриста. Способы транспортировки, маршрут перемещения туриста определяются сервисной компанией с учетом медицинских показаний. Документ оформляется на русском языке и государственном языке страны временного пребывания. Стоимость медицинской страховки зависит от: Менеджеру турфирмы следует также объяснить туристу, что не попадает под понятие «страховой случай». Страховыми случаями не признаются: Туристу важно также знать, какой вид страховки ему оформляется по времени ее действия и форме туристского страхового обслуживания. По времени действия выделяют два вида страхования: По форме туристского страхового обслуживания они также делятся на два вида: Сроки подачи документов страховщику на выплату компенсаций (по оплате лекарств, назначенных врачом, переговоров) обычно составляют 30 дней с момента возвращения из поездки; Сервисная форма, при которой, достаточно позвонить в одну из указанных диспетчерских служб страховщика (телефон указан в страховке), и туристу будет оказана необходимая помощь. В этом случае туристу необходимо сообщить следующую информацию - имя застрахованного, номер страхового полиса и подробно описать ситуацию случившегося. Этот звонок в координационный центр бесплатный. Сразу же после звонка турист получит информацию, как нужно себя вести, куда и к какому врачу обратиться. Туристу обязательно необходимо сохранять все чеки после покупки требуемых медицинских препаратов. Некоторые турфирмы, заботящиеся о своих клиентах, к бумажному страховому полису дают картонную карточку, которую просят вкладывать в кошелек, и если человек в бессознательном состоянии доставляется в клинику, у него первым делом проверяют документы, среди которых находится карточка, где указаны имя, фамилия, номер полиса, и уже сами врачи связываются с сервисной компанией. Кроме того, туристу также полезно донести информацию и об особенностях условий оказания медицинской помощи в зависимости от того, в какую страну он едет и какие там существуют порядки. Например: Менеджер турфирмы должен также порекомендовать туристу при совершении туристской поездки (особенно это касается экзотических и санитарно-эпидемиологически неблагополучных стран) сделать необходимые прививки (вакцинацию). Наиболее часто вакцина туристам требуется от следующих инфекций: Организацией прививок для путешественников занимаются как ведомственные медсанчасти, так и СЭС, однако можно обратиться и в коммерческие центры иммунопрофилактики. При этом туристам необходимо помнить и о прививках против гриппа, так как в самолетах, аэропортах и других местах туристскообслуживающей инфраструктуры (раздел 1.1) и скопления людей заразиться гриппом очень легко. Менеджеру турфирмы при организации поездки за рубеж туристов с детьми следует напомнить, что дети должны быть полностью привиты в соответствии с Национальным календарем прививок, что защитит их от возможного заражения детскими инфекциями, которые могут быть достаточно активными в посещаемых туристских регионах. Если речь идет о детях первого года жизни, желательно, чтобы у них была закончена вакцинация, даже если для этого их надо будет привить по ускоренной схеме: При необходимости выезда ребенка в возрасте до 1 года ему стоит ввести коревую вакцину с возраста 6 месяцев, с последующей вакцинацией после года двумя дозами, а ребенку старше 1 года, привитому однократно, ввести 2-ю дозу вакцины. Гриппозную вакцину можно вводить с 6-месячного возраста, а гепатита А - с 1 года. Во медико-санитарными формальностями понимают процедуры, связанные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими границу, требований по вакцинации, прививки и других специальных требований (медико-санитарных х, эпидемиологических, ветеринарных и т.д.). Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала. Требования к свидетельству о прививках при поездке за границу, служат практическими рекомендациями для турис политических фирм и туристов всего мира. Международные медико-санитарные правила действуют с 1951 p, периодически в них вносятся изменения и исправления. Рекомендации, призванные уменьшить возможность распространения опасных инфекций, в том числе с помощью туризма, публикуются в издании"Эпидемиологический ежегодник"ВОЗ рабочие соглашения с UNWTO, согласно которым текущая информация о формальности, связанные с о прохождением санитарного контроля, публикуется в ежегодном издании UNWTO"Зарубежный туризм - пограничные формальностирдонні формальності". Участники 10-й ассамблеи UNWTO (1993), посвященной проблемам здравоохранения, призвали национальные туристические администрации к активному сотрудничеству с органами здравоохранения своих стран в деле пре ния туристической информации медицинского характера всем заинтересованным лицам. Отмечалось, что UNWTO добиваться поддержки мер, касающихся охраны здоровья туристов, безопасности их поездок, санитарные ого контролю за пищевыми продуктами. В карантинных заболеваний международного значения относят чуму, холеру, оспу, желтую лихорадку, малярию. ВОЗ пришла к выводу, что смертельные случаи от малярии среди туристов, которые путешествовали в троп печные страны, случались в основном из-за их неосведомленность или недооценку ими опасности болезни. Малярия провоцирует многие другие болезни, например, простуду, и первоначальный диагноз трудно правильно в составлять даже квалифицированному врачрю. Туристы, желающие совершить путешествие в страну с повышенным риском инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями (медико-санитарные формальности и. Зоной желтой лихорадки является в. Америке:. Бразилия,. Боливия,. Колумбия,. Венесуэла,. Перу,. Эквадор; в. Африке:. Замбия,. Кения,. Танзания,. Гана,. Гвинея,. Нигерия,. Судан. Отправляясь в эти страны, турист должен сделать и прививку не позже чем за месяц до отъезда, получить международный сертификат о вакцинации и заключение врача об отсутствии противопоказаний для поездки. Без этого туриста снимут с рейса на оснований и медико-санитарных правил. Турист-нарушитель может быть помещен в изолятор на. Инкубационный период. В случае противопоказаний к прививкам (например, беременность, простудные заболевания, аллергия на яичный желток) турпоездка в перечисленные страны произойти не может. Поскольку риск заболеть инфекционным заболеванием существует практически на всей территории этих стран, наличие международного сертификата при въезде в страны в есть обязательноковою. Выезжая в страны, неблагополучные по малярии (Кения,. Зимбабве,. Индонезия,. Китай,. Оман,. Индия,. Шри-Ланка и др.), необходимо регулярно принимать противомалярийни препараты, начиная за неделю до вии езду и в течение месяца после возвращенияя. Вакцинации подлежат туристы, выезжающие в страны, где распространены такие карантинные заболевания, как холера, чума, оспа. Оспа распространена в. Африке:. Мозамбик,. Танзания,. Уганда,. Зимбабве,. Заир,. Ангола,. Гв. Вине,. Конго, в. Азии:. Индия,. Вьетнам; в. Южной. Америке:. Боливия,. Бразилия,. Перу,. Венесуэла,. Гватемала,. Колумбия,. Мексикаа. Чумы стоит опасаться, выезжая во. Вьетнам,. Боливию,. Бразилию,. Перу,. Замбию,. Зимбабве,. Танзанию, на. Мадагаскар Холера распространена в. Азии:. Афганистан,. Вьетнам,. Индия,. Иран,. Китай,. Малайзия,. Монголия,. Филиппины,. Шри-Ланка; в. Америке:. Аргентина,. Боливия,. Бразилия,. Венесуэла,. Колумбия,. Мексика,. Коста-Рика,. Эквадор; в. Африке:. Замбия,. Кения,. Мозамбик,. Танзания,. Уганда. Готовить туристов к поездке в инфекционно опасные районы надо с учетом рекомендаций. ВОЗ и иг *. П бмежувальнимы мерами проживания, питания и отдыха, вакцинации против опасных заболеваний (например, против желтой лихорадки), профилактического лечения (в случае с малярией). Главное прави ло, которого должны неукоснительно соблюдаться турфирмы и сами туристы: во время поездки в страны жаркого пояса и по возвращении из них при малейшем недомогании необходимо срочно обращаться к врачу назвав страну, из которой вернулисься. Рекламируя круглогодичные поездки за границу, турфирмы готовят информационные издания, которые рассказывают о влиянии на здоровье туристов, в частности, изменения климата. Переезд из холодной зимы в жаркое лето не всегда и безопасен для здоровья, особенно для пожилых людей и детей. Перед поездкой в??тропики туристам необходимо проконсультироваться с врачомем. Санитарные (медицинские) формальности
– процедуры, связанные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, и их животными (если таковые имеются) установленных требований о вакцинации (прививках). Контроль соблюдения этих формальностей осуществляется санитарными службами в пограничных пунктах, используемых для въезда и выезда из страны, и состоит обычно в проверке у туристов и путешественников международного сертификата о вакцинации. Сертификат о вакцинации –
удостоверение, подтверждающее вакцинацию его владельца против некоторых эпидемических заболеваний (чумы, оспы, холеры, лихорадки и т.д.). Сертификат выдается официальными медицинскими органами страны по форме, установленной Всемирной организацией здравоохранения. Он необходим туристам, направляющимся в страну, посещение которой разрешается только при наличии у туриста данного документа. В необходимых случаях санитарные (медицинские) формальности предусматривают вакцинацию туристов и путешественников на месте или их временную изоляцию в карантине, если есть вероятность переноса инфекционных заболеваний. Дл перевозимых туристами и путешественниками животных требуются соответствующие ветеринарные сертификаты. Соблюдение установленных санитарных (медицинских) правил в туристских поездках напрямую связано с безопасностью жизни м здоровью туристов. На десятой ассамблее Всемирной туристской организации в октябре 1995 года было заявлено, что ВТО будет добиваться поддержки мер, касающихся охраны здоровья туристов, безопасности поездок, санитарного контроля за пищевыми продуктами. Международные санитарные (медицинские) правила Всемирной организации здравоохранения действуют с 1951 года. Существуют определенные санитарные (медицинские) правила, позволяющие избежать опасных инфекционных заболеваний при путешествии. Эти правила должны в обязательном порядке доводиться туристскими предприятиями до сведения клиентов до начала поездки в информационном листке к туристской путевке. В типовой форме туристской путевки содержится напоминание о том, что турист обязан ознакомиться с информацией о стране пребывания и особенностях поведения в ней до оплаты путешествия, что подтверждается его подписью. В заключение необходимо отметить, что туристские формальности являются неотъемлемым элементом международных путешествий, связанных с выездом людей за границу своей национальной территории. Интересы развития международного туризма в различных государствах определяют необходимость разработки национальной политики в этой сфере с учетом максимально возможного «упрощения» туристских формальностей, так как их чрезмерный характер ограничивает туристские потоки и отрицательно сказывается на доходах стран пребывания. Туристские предприятия в своей деятельности должны организованно способствовать разрешению всех формальностей путем своевременного информирования клиентов и обеспечения визовой и другой поддержки. Санитарно – эпидемиологические правила в международных путешествиях
Вопрос о соблюдении в турпоездках предписанных медициной правил весьма важен, и сама жизнь это ежегодно наглядно доказывает. По данным ВОЗ, каждый год в мире регистрируется более 1000 случаев чумы, 100000 случаев холеры и намного больше случаев тропической малярии. В России количество заболевших малярией ежегодно увеличивается, в том числе с летальным исходом. Резко возросло число случаев завоза туристами тропических гельминтозов. Ежегодно серьезные инфекционные заболевания в России регистрируются у нескольких миллионов человек, из них порядка 10 тысяч умирает. Значительная часть оапсных инфекций ввозится из-за границы. Как свидетельствует международная практика, путешествия за границу становятся делом все более рискованным. По материалам лондонской печати, каждый пятый турист, выезжающий из стран Европы за границу, либо заболевает, либо оказывается в ситуации, из которой выходит не без ущерба для своего здоровья. Журналом «Холидей уик» был проведен опрос 16 тыс. человек, совершивших заграничные турпоездки, и выяснилось, что туристов, получивших во время поездки какие-либо травмы, стало в два раза больше, около 15% туристов в процессе поездки заболевают, причем наибольшую зону риска составляют тропические страны, например 60% туристов во время посещения Индии заболели, и в первую очередь кишечными расстройствами. В таблице приводятся данные по количеству заболевших при посещении стран с жарким климатом. Подготовка туристов к путешествию и их поведение в ходе поездки должно соответствовать рекомендациям ВОЗ и ВТО. В документе № А/7/13 седьмой сессии Генеральной ассамблеи ВТО в разделе «Безопасность и защита туристов и туристских объектов» говорится, что «параграфы данного документа пересмотрены в соответствии с новой информацией ВОЗ. Профилактика заразных болезней должна включать образование туристов (например, в случае со СПИДом), вакцинацию (например, против «желтой лихорадки»), и профилактическое лечение (например в случае с малярией)». Десятая ассамблея ВТО указала на необходимость добиваться всяческой поддержки мер, касающихся охраны здоровья туристов, безопасности поездок и санитарного контроля за пищевыми продуктами. Участники ассамблеи призвали национальные туристские администрации тесно сотрудничать с органами здравоохранения своих стран в деле предоставления туристской информации медицинского характера всем заинтересованным лицам и турфирмам. Для информирования туристов и защиты потребителей ассамблея рекомендовала государственным органам и оперативному сектору туризма унифицировать свои правила с учетом документа «Медицинская информация и формальности при международных путешествиях». В этих целях ВОЗ публикует следующие документы: - «Требования к свидетельству о прививках при поездке за границу», которые являются практическим руководством для туристских организаций и самих туристов; ВОЗ имеет рабочие соглашения с ВТО, в соответствии с которыми текущая информация о формальностях, связанных с прохождением контроля, публикуется в ежегодном издании ВТО «Зарубежный туризм – пограничные формальности». Международные медико-санитарные правила ВОЗ действуют с 1951 г., периодически в них вносятся необходимые изменения и поправки. В документах ВОЗ и Международном сертификате о прививках (International Certificates of Vaccination) даты обязательно указываются в следующем порядке: день, месяц, год, причем название месяца должно быть указано только буквами. Крайне важно иметь ввиду, что если турист по предписанию врача регулярно употребляет какие-либо специфические лекарства, тем более наркотические вещества, то в целях исключения недоразумений с таможней и властями на границе иностранного государства необходимо иметь при себе подробное медицинское предписание и рецепт на данный препарат с указанием торгового и латинского названий. В оптимальном варианте российскому туристу следует иметь названные документы и на английском языке.
Устав ЮНВТО предусматривает три уровня членства:
поощрение и развитие туризма как средства, содействующего экономическому развитию, укреплению мира, процветанию, повышению взаимопонимания между народами, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и фундаментальных свобод без различия расы, пола, языка и религии;
соблюдение интересов развивающихся стран в области туризма.
Статус действительного члена доступен для всех суверенных государств, которые ратифицировали или согласились с уставом ЮНВТО. Ассоциированными членами могут быть любые территориальные формирования, не несущие самостоятельной ответственности за свою внешнюю политику. Статус присоединившихся членов предоставляется международным организациям (как межправительственным, так и неправительственным), имеющим специальные интересы в туризме, а также коммерческим организациям и объединениям, деятельность которых связана с задачами и полномочиями ЮНВТО (например, авиакомпаниям, турагентствам, гостиничным и ресторанным цепям, банкам, исследовательским институтам, учебным заведениям и др.). Эти учреждения объединены в Комитет присоединившихся членов. Его функционирование обеспечивается деятельностью рабочих групп по следующим направлениям: молодежный туризм, выбор потребителей и их поведение, инвестиции в туризм, туризм и здравоохранение, туризм и информационные средства. В настоящее время в ЮНВТО входит более 140 действительных, 4 ассоциированных (Аруба, Макао, Нидерландские Антильские Острова, Пуэрто-Рико) и свыше 350 присоединившихся членов. Кроме того, статус постоянного наблюдателя имеет Ватикан.
действительные (полноправные) члены;
ассоциированные члены;
присоединившиеся члены.
Генеральная ассамблея,
состоящая из представителей государств - действительных членов ЮНВТО, является высшим органом организации. Каждый действительный или ассоциированный член может назначать в Генеральную ассамблею до пяти делегатов, присоединившиеся члены - по одному наблюдателю, а Комитет присоединившихся членов - не более трех наблюдателей. Ассоциированные и присоединившиеся члены не имеют права голоса. Решения принимаются простым большинством голосов, если иные процедуры не предусмотрены уставом. Очередные сессии Ассамблеи проходят раз в два года. Генеральной ассамблеей созданы шесть региональных комиссий (для Африки, Америки, Восточной Азии и Тихоокеанского региона, Южной Азии, Европы, Ближнего Востока), которые призваны проводить ее рекомендации в подответственные им регионы и поощрять внутрирегиональный туризм.
Генеральная ассамблея, региональные комиссии;
Исполнительный совет, комитеты;
Секретариат.
Исследования, которые включают в себя изучение статистики в области транснационального туризма, разработку новых методов оценки и прогнозирования, направлены на повышение объективности измерения экономического значения туризма. Исследовательская деятельность ведет к увеличению методов статистики. Одной из последних разработок в этом направлении является введение вспомогательного счета в туризме - универсальной методологии, рекомендованной для внедрения во всех странах. ЮНВТО обеспечивает выпуск следующих изданий: «WTO Basic Documents», «Yearbook of Tourism Statistics», «Travel and Tourism Barometer», «World Directory of Tourism Education», «Directory of Multilateral Sources of Financing for Tourism Development» и др., а также публикует серии технических справочников «WTO News and Information Bulletin» и предлагает базы данных по туризму.
сотрудничество и развитие:
консультации и помощь правительствам по широкому кругу вопросов туризма (базисные планы, технико-экономическое обоснование, определение потребностей в инвестициях, передача технологий, информационное продвижение национального туристского продукта и т.д.). ЮНВТО создает условия для упорядочения действий различных стран (регионов) в туризме путем разработки и введения определенных принципов в области международного туризма. ЮНВТО не только разрабатывает эти документы (акты), но и следит за их исполнением, поощряя разрешение международных туристских разногласий. Кроме того, организация выступает в роли международного центра по координации сотрудничества в области развития международного туризма, расширяя возможности отдельных стран участвовать в международном рынке туристских услуг, и тем самым вносит вклад в экономику каждой из них;
развитие человеческих ресурсов:
разработка международных стандартов и методик образования и профессиональной подготовки в области туризма, организация курсов повышения квалификации для преподавателей и инструкторов, краткосрочных заочных курсов, расширение сети центров образования и подготовки кадров;
окружающая среда и планирование:
экологически устойчивое развитие туризма, перевод экологических проблем в плоскость их практического решения, участие в научных форумах и семинарах. ЮНВТО содействует обеспечению устойчивого развития туризма, а 2002 г. был объявлен годом экологического туризма;
качество развития туризма:
содействие решению комплекса взаимосвязанных вопросов (либерализация, здравоохранение и безопасность), касающихся услуг в сфере туризма, устранение барьеров, либерализация торговли услугами в сфере туризма, стандартизация требований к визовым, пограничным, таможенным и другим формальностям;
статистика и макроэкономический анализ:
ЮНВТО является основным центром сбора, анализа и распространения данных по туризму из более чем 180 стран и территорий.
представление правительственных интересов по туризму в международном масштабе: заключение двусторонних и многосторонних соглашений с целью увеличения туристских потоков между странами-участницами; организация совместных маркетинговых исследований туристского рынка; оптимизация туристских национальных ресурсов; привлечение технического и финансового сотрудничества; обеспечение взаимного упрощения таможенного контроля; полицейское и денежное регулирование;
организация туристских услуг в национальном и международном масштабах;
планирование и развитие туризма (составление планов и программ развития туризма);
регулирование и контроль предприятий, включенных в систему туризма (регулирование и правовое обеспечение в гостиничном хозяйстве, классификация гостиниц и ресторанов, инспекция и изучение лицензий на право деятельности);
публикация статистики и обзоров исследования рынка (изучение мнений, исследование поведения потребителей);
сбыт туристских продуктов в других странах (создание туристских агентств за рубежом для обеспечения информацией и сбыта; публикация брошюр, листовок, путеводителей и специальной туристской информации);
деятельность по облегчению, унификации или устранению таможенного и пограничного контроля;
создание структур по приему гостей и обеспечению их туристской информацией;
обеспечение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в туризме (курсы, семинары, учебные программы);
защита и сохранение туристских ресурсов и эксклюзивного наследия страны (монументов, исторических мест), кампании по защите культуры и искусства;
Для исполнения этих обязанностей ЮНВТО определила ключевые правительственные функции управления и контроля за развитием туризма: маркетинг; координация туристский деятельности и развития; планирование; финансирование; правовые вопросы.
охрана окружающей среды (проведение кампаний по охране природы, парков отдыха, естественных ресурсов).
Большую роль в развитии международного туризма играют неправительственные специализированные организации.
оценка туристских возможностей для реализации в будущем;
подготовка персонала по туристскому и гостиничному обслуживанию;
планирование развития туризма;
исследование туристского рынка;
реклама и содействие туризму;
технико-экономическое обоснование строительства гостиниц;
развитие зимних видов спорта и культурного туризма;
сохранение исторических памятников;
молодежный туризм;
социальное влияние туризма;
развитие и управление центрами отдыха для групп населения с низким и средним уровнем доходов.