04.03.2020

Основания ответственности органов местного самоуправления. Органы и должностные лица местного самоуправления. Какие вопросы решает местное самоуправление


Органы местного самоуправления - это муниципальные органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти Компетенция органов местного самоуправления определяется законами и уставами муниципальных образований Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно
Выборный, представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании Численный состав представительного органа определяется уставом муниципального образования
В исключительном ведении представительных органов находятся:
¦ принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования;
¦ утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
¦ принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
¦ установление местных сборов и налогов;
¦ установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
¦ контроль за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке.
Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления. Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава этого образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления и председательствовать на его заседаниях
Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица в соответствии с уставом подотчетны непосредственно населению и представительному органу местного самоуправления Глава муниципального образования, депутат, член выборного органа местного самоуправления и другие выборные должностные лица в соответствии с уставом осуществляют свои полномочия на постоянной основе.
Срок полномочий выборного органа местного самоуправления и выборного должностного лица не может быть меньше двух лет. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица. Уставами муниципальных образований может быть предусмотрена возможность отзыва населением выборного должностного лица
Статус депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Федерации
Выборные должностные лица местного самоуправления, так же как депутаты и члены выборных органов местного самоуправления, на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора
Органы местного самоуправления и должностные лица по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты Наименование и виды этих актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц, полномочия по изданию актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами, а лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими

Еще по теме 7.4. Органы и должностные лица местного самоуправления:

  1. Глава 11. ОРГАНЫ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
  2. § 3. Органы местного самоуправления как юридические лица
  3. § 4. Статус депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления
  4. § 4. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления.

Ответственность органов, должностных лиц местного самоуправле­ния перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами.

Виды ответственности. В случае нарушения органами и должност­ными лицами местного самоуправления прав физических и юридиче­ских лиц, причинения им имущественного или морального вреда они могут быть привлечены к ответственности, содержание и формы кото­рой определяет суд в соответствии с действующим законодательст­вом. Одним из видов неблагоприятных последствий для названных органов и должностных лиц может быть признание судом недейст­вующими или недействительными их решений и обязанность возмес­тить ущерб, причиненный ими.

Ответственность органов местного самоуправления может насту­пать и в результате невыполнения ими условий договоров и соглаше­ний с физическими и юридическими лицами (например, при осущест­влении прав собственника в отношении муниципального имущества). В практике еще очень мало судебных дел, возбужденных в связи с обжалованием актов и действий органов местного самоуправления и должностных лиц. Одна из причин этого - недостаточная осведом­ленность граждан и организаций - субъектов таких правоотношений о возможности судебной защиты своих нарушенных прав.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в резуль­тате незаконных действий (бездействия) органов местного само­управления либо должностных лиц местного самоуправления, в том числе в результате издания не соответствующего закону акта, возме­щается за счет казны муниципального образования согласно ст. 1069 ГК РФ. Данная статья говорит о незаконных действиях (бездейст­вии), под которыми понимаются деяния, противоречащие не только законам, но и другим правовым актам. Виды и формы подобных дея­ний весьма многообразны. Это могут быть различные приказы, распо­ряжения, постановления, указания и иные властные предписания (не имеет значения, сделаны они в письменной или устной форме), кото­рые направлены гражданам и юридическим лицам и подлежат обяза­тельному исполнению.

Признание актов органов местного самоуправления незаконными и недействительными осуществляется как общими, так и арбитраж­ными судами.

Ответственность местных администраций по ст. 1069 ГК РФ на­ступает при нанесении вреда как гражданину, так и юридическому лицу.

Если вред причиняется не в сфере муниципально-управленческих отношений, а в результате хозяйственной и технической деятельности (например, автомашина местной администрации причинила увечье гражданину), ответственность наступает на общих (ст. 1064 ГК РФ) или специальных (ст. 1079 ГК РФ) основаниях.

По ст. 1069 ГК РФ квалифицируются действия не любого работни­ка органа местного самоуправления, а лишь его должностных лиц. Са­ми должностные лица, незаконными действиями (бездействием) ко­торых причинен вред, ответственности перед потерпевшим не несут. Требования о возмещении вреда в смысле ст. 1069 к ним предъявлять­ся не могут. Должностные лица местного самоуправления несут в этих случаях уголовную, административную, дисциплинарную, материаль­ную ответственность. При незаконных действиях в сфере гражданско­го оборота за причиненные ими убытки несет ответственность орган местного самоуправления (ст. 16 ГК РФ).

В ГК РФ определено, к кому предъявляются требования в случаях, когда в силу закона вред подлежит возмещению за счет казны муни­ципального образования. Как правило, в таких случаях ответчиками выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071). Исклю­чение из правила допускается лишь тогда, когда законом или иными правовыми актами такая обязанность возложена" на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Возмещение ущерба может быть осуществлено как добровольно, так и по решению суда.

Орган местного самоуправления, возместивший убытки или вред, причиненный его работниками при исполнении ими служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, имеет право обратно­го требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возме­щения, если иной размер не установлен законом.

В отношении как муниципальных служащих, чьи действия (реше­ния) признаны незаконными, так и тех, кем предоставлена информа­ция, ставшая основанием незаконных действий (решений), суд опре­деляет меру дисциплинарной ответственности, вплоть до представле­ния об увольнении.

Если при рассмотрении гражданского дела либо жалобы на не­правомерные действия и решения, нарушающие права и свободы граждан или законные права и интересы юридических лиц, суд об­наружит в действиях должностного или иного лица признаки пре­ступления, он сообщает об этом прокурору либо возбуждает уго­ловное дело.

Введение

Местное самоуправление в РФ становится реальностью. Об этом свидетельствует одновременно как наличие необходимого законодательного закрепления, так и нарабатываемая практика фактической реализации местного самоуправления. Принципиально важным остается вопрос о том, что в настоящий период времени создана необходимая нормативно-правовая база для регулирования вопроса организации и функционирования местного самоуправления. В соответствии с п. «н» ст. 72 Конституции РФ «установление общих принципов организации… местного самоуправления» отнесено к вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ. И как следствие этого очевиден результат - принятие Федерального Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», выступающего как основной нормативно-правовой акт, регламентирующий организационную структуру местного самоуправления с точки зрения определенных базовых принципов.

Целью данной работы является исследование выборов и отзыв членов представительных органов и должностных лиц органов местного самоуправления.

Задачами данной работы являются:

1. Определить систему органов и должностных лиц местного самоуправления;

2. Проанализировать выборы членов представительных органов местного самоуправления

3. Выявить процедуру отзыва членов представительных органов и должностных лиц органов местного самоуправления.

Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Система органов и должностных лиц местного самоуправления

Выборное должностное лицо местного самоуправления -- должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.

Глава местной администрации -- глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации муниципального района или городского округа -- соответственно представительным органом муниципального района или городского округа, в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации -- в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) -- уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта.

Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования. Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

Полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае: 1) смерти; 2) отставки по собственному желанию; 3) расторжения контракта; 4) отрешения от должности; 5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 6) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; 7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; 8) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; 9) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства -- участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления.

Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления: 1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования -- в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения; 2) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) -- в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; 3) главы местной администрации -- в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Глава муниципального образования -- высшее должностное лицо муниципального образования, которое наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:

1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава; 2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию; 3) в случае избрания представительным органом муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования; 4) не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации; 5) в случае формирования представительного органа муниципального района из выборных лиц местного самоуправления поселений является председателем представительного органа муниципального района.

Установленные ограничения не распространяются на органы местного самоуправления поселений с численностью населения менее 1000 человек, в которых глава муниципального образования, независимо от способа его избрания, одновременно может быть председателем представительного органа поселения и главой местной администрации. В этом случае представительный орган муниципального образования может не наделяться правами юридического лица. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Компетенция главы муниципального образования -- глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:

отставки по собственному желанию;

отрешения от должности в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства -- участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

отзыва избирателями;

установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;

досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа.

Компетенция представительного органа муниципального образования -- в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию (обнародованию). Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.

Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» применительно к учреждениям. Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

В случае отсутствия устава муниципального образования основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются: для представительного органа муниципального образования -- протокол заседания представительного органа муниципального образования, содержащий решение о наделении этого представительного органа правами юридического лица; для иных органов местного самоуправления -- решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

Основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования.

Представительный орган муниципального образования -- представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан. Представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной, независимо от численности населения поселения, нормой представительства;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятых от установленной численности представительного органа муниципального района.

Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее: 7 человек -- при численности населения менее 1000 человек; 10 человек -- при численности населения от 1000 до 10 000 человек; 15 человек -- при численности населения от 10 000 до 30 000 человек; 20 человек -- при численности населения от 30 000 до 100 000 человек; 25 человек -- при численности населения от 100 000 до 500 000 человек; 35 человек -- при численности населения свыше 500 000 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек. Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, -- председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава. Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены:

в случае принятия указанным органом решения о самороспуске;

в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

в случае преобразования муниципального образования.

В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, проводятся досрочные муниципальные выборы в представительный орган муниципального образования.

В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, сформированного из выборных лиц местного самоуправления поселений, представительные органы соответствующих поселений обязаны избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов.

Понятие ответственности в муниципальном праве имеет межотраслевое содержание, поскольку совокупность правовых норм, регулирующих соответствующие отношения, образует комплексный правовой институт, в котором по предметному признаку объединены разнообразные по своей природе правовые нормы. Он объединяет нормы конституционного, административного, муниципального, гражданского и других отраслей права. Основу данного правового института составляют нормы Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающие ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством , физическими и юридическими лицами (ст. 24, 70-75).

В своей сущности юридическая ответственность есть претерпевание субъектом каких-либо неблагоприятных правовых последствий в виде лишений и ограничений личного, организационного или имущественного характера. Юридически претерпевание выражается в возникновении и реализации у субъекта обязанности претерпеть неблагоприятные правовые последствия за недолжное поведение.

Ответственность в муниципальном праве представляет собой наступление неблагоприятных последствий, которые применяются к субъектам муниципальных правоотношений , не исполняющим или ненадлежащим образом исполняющим свои обязанности по отношению к другим участникам правоотношений .

Четкую норму относительно муниципальных служащих устанавливает Закон «О муниципальной службе в РФ» (2007 г.). В нем названы конкретные основания и виды ответственности, о которых было сказано в главе о муниципальной службе.

Говоря о принципах местного самоуправления, в данном случае мы имеем в виду такие, как самостоятельность населения в решении вопросов местного значения; организационное обособление органов местного самоуправления в системе управления обществом и государством ; подотчетность и подконтрольность органов местного самоуправления населению муниципального образования, их ответственность перед населением.

Среди прочих элементов, образующих процедурный режим ответственности перед населением, выделяются следующие принципы позитивного избирательного права: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; добровольное и свободное участие в голосовании; независимость избирательных комиссий от органов государственной власти , органов местного самоуправления, иных государственных и муниципальных органов; возможность обжалования итогов голосования в суд ; общественное (гражданское) наблюдение за голосованием и установлением его результатов.

Принципы юридической ответственности таковы: принцип законности ; принцип справедливости; принцип целесообразности; принцип неотвратимости, а также специфические принципы, характерные только для ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением. К последним могут быть отнесены:

  • принцип автономности реализации ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
  • ответственность за результативность деятельности по осуществлению муниципальной власти ;
  • сочетание персональной и коллективной форм ответственности;
  • принцип гласности;
  • принцип взаимодействия отраслевых видов юридической ответственности (такое взаимодействие находит свое выражение в том, что в качестве оснований ответственности выступает факт реализации другого отраслевого вида ответственности). Так, вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении выборного должностного лица местного самоуправления (депутата) влечет прекращение его полномочий.

Специфику ответственности перед населением придают (кроме изложенного) не столько особенности социального и правового статуса ответственных субъектов - органов и должностных лиц местного самоуправления, сколько особенности субъекта юрисдикции - того, кто решает вопрос о применении санкции. Такое решение принимает население муниципального образования (избиратели). Заметим, однако, что, принимая такое решение, население не обладает полномочиями обеспечить его исполнение, в том числе используя принуждение, т. е. не обладает правосубъектностью правоприменителя. Реализация ответственности перед населением обеспечивается государственным, но отнюдь не общественным (как заявляют некоторые авторы) принуждением. Отсюда следует вывод о еще одной особенности ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением. В отличие от всех прочих видов юридической ответственности, она реализуется посредством использования населением соответствующего права, а не правоприменения . Правоприменительная деятельность государственных органов может иметь место, но только в том случае, если ответственный субъект отказывается добровольно выполнить волю населения (избирателей), досрочно сложить депутатские или иные полномочия перед тем, кто его ими в свое время наделил.

В уставе муниципального образования могут быть закреплены различные формы контроля со стороны населения за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Наиболее распространенной формой такого контроля являются отчеты органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением. Подотчетность органов и должностных лиц местного самоуправления определяется уставами муниципальных образований.

Для обеспечения реальной ответственности, зависимости органов и должностных лиц местного самоуправления, контроля за их деятельностью очень важны инициатива жителей муниципального образования, их самоорганизация, осознание своих прав и интересов, заинтересованность в решении вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления и их должностные лица, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования.

В исключительном ведении представительного органа муниципального образования находится контроль за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению местных вопросов. Кроме представительного органа муниципального образования контрольные полномочия осуществляет специализированный контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.). Контрольный орган муниципального образования создается в целях контроля за исполнением местного бюджета , соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета , отчета о его исполнении, а также в целях соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности . Федеральный закон предусматривает два варианта формирования контрольного органа муниципального образования: на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования в соответствии с его уставом. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции. Все результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, должны быть обязательно опубликованы либо обнародованы иным способом.

Одним из механизмов государственного контроля, обеспечивающих оперативные правовосстановительные меры, эффективную защиту публичных интересов и прав конкретного гражданина , является административный контроль за законностью правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления. Поскольку органы государственной власти и органы местного самоуправления не находятся в отношениях субординации, административный контроль может устанавливаться в данном случае только в строго ограниченных пределах. Возможность такого контроля и его принципы определены Европейской хартией местного самоуправления в ст. 8: 1) любой административный контроль над органами местного самоуправления может осуществляться только в формах и в случаях, предусмотренных конституцией или законом; 2) любой административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, как правило, должен быть предназначен лишь для обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов; тем не менее, он может включать в себя также контроль вышестоящих органов власти за надлежащим выполнением органами местного самоуправления делегированных им полномочий; 3) административный контроль должен осуществляться таким образом, чтобы степень вмешательства контролирующего органа была соразмерна значимости интересов, которые это вмешательство предполагает защитить.

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации » в ст. 21 фактически предусмотрел возможность административного контроля за законностью местного правотворчества , наделив высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом предлагать органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, а также обратиться в суд .

Одним из используемых в настоящее время средств административного контроля органов государственной власти за законностью правовых актов муниципального образования является правовой механизм регистрации уставов муниципальных образований, предусмотренный Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований». Устав муниципального образования не относится к числу нормативных правовых актов, принятие которых может повлечь возбуждение процедуры привлечения органа или должностного лица местного самоуправления к ответственности. Данное положение объясняется тем, что в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена обязательная государственная регистрация устава муниципального образования, которая предполагает обязательную юридическую экспертизу данного правового акта, проверку его на соответствие Конституции Российской Федерации и законодательству. Таким образом, государственная регистрация устава муниципального образования предполагает кроме всего прочего осуществление функций государственного контроля за законностью правотворческой деятельности муниципального образования.

Уполномоченные органы государственной власти ведут контроль за осуществлением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Общие положения об осуществлении такого контроля определены в ст. 21 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Более детально порядок ведения органами государственной власти контроля за осуществлением переданных полномочий и наименование контрольных органов устанавливается федеральным законом либо законом субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. В случае выявления нарушений требований законов при осуществлении органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по их устранению, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Государственные органы вправе контролировать расходование финансовых средств, объединенных для реализации каких-либо совместных программ с органами местного самоуправления.

Контроль в форме надзора за законностью деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляет прокуратура Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления, за исполнением законов органами местного самоуправления, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Выполняя в соответствии с Законом РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» свои функции, органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением Конституции Российской Федерации, законов органами местного самоуправления, рассматривают и разрешают заявления, жалобы и иные обращения граждан, в том числе касающиеся деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Прокуроры вправе присутствовать на заседаниях органов местного самоуправления, а также вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов органами местного самоуправления.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов местного самоуправления, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц органов местного самоуправления представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  • вызывать должностных лиц органов местного самоуправления для объяснений по поводу нарушений законов.

Прокуратура изучает правовые акты органов местного самоуправления и в случае выявления их несоответствия действующему законодательству требует устранения нарушений путем использования мер прокурорского реагирования. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу местного самоуправления, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор имеет право установить сокращенный срок рассмотрения данного протеста. О результатах рассмотрения протеста должно быть незамедлительно сообщено прокурору в письменной форме.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу местного самоуправления, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Эффективное функционирование механизмов административного контроля и прокурорского надзора должно способствовать не только устранению допущенных органами и должностными лицами местного самоуправления нарушений законности, но и предотвращению неблагоприятных последствий применения противоречащих законодательству правовых актов местного самоуправления.

Физическими и юридическими лицами.

Вопрос 2. Ответственность органов и должностных лиц

местного самоуправления перед населением,

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, физическими и юридическими лицами квалифицируется как муниципально-правовая ответственность.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ устанавливает такую ответственность рамочно, определяя, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут эту ответственность в соответствии с федеральными законами.

Федеральный закон 131-ФЗ достаточно лаконично прописывает данный вид ответственности.

В качестве субъектов ответственности перед населением закон называет органы местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.

Основания наступления ответственности органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов Федеральный закон 131-ФЗ (статья 71, ч. 1) предлагает определять уставам муниципальных образований в соответствии с этим Федеральным законом.

Федеральный закон 131-ФЗ (статья 71, ч. 2) в качестве меры муниципально-правовой ответственности называет отзыв депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.

Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления согласно статье 24 (ч. 2) этого же закона могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Закон устанавливает ограничение на отзыв депутата представительного органа: отзыв депутата не применяется в случае, если все депутатские мандаты или часть депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями.

Бюджетный кодекс РФ (статья 273) устанавливает санкцию в форме недоверия органу исполнительной власти и его должностным лицам в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования. Такая санкция применяется представительным органом местного самоуправления к указанным органам и лицам в связи с отклонением отчёта об исполнении бюджета по мотивам несоответствия его исполнения решению об утверждении бюджета и может предшествовать отзыву выборных должностных лиц органов местного самоуправления, привлечения к иным формам ответственности исполнительного органа либо его должностных лиц.



Е.С. Шугрина приводит ряд примеров таких санкций, заложенных в уставы муниципальных образований .

По мотиву недоверия в соответствии с уставом муниципального образования «Алтайский район» могут быть досрочно прекращены полномочия его представительного органа.

В соответствии с Уставом города Саранска городской Совет может выразить недоверие главе города. Решение о досрочном прекращении полномочий главы города в случае выражения недоверия принимается городским Советом 2/3 голосов от установленного числа депутатов при тайном голосовании только после получения письменного объяснения от главы города и предоставления ему права в ходе сессии городского Совета давать устные объяснения, заявлять ходатайства и представлять необходимые материалы (документы, письма и т.п.), за исключением случаев, когда глава города отказался от этих прав, в том числе от представления письменного объяснения.

В Уставе города Пскова дополнительно предусмотрена возможность выражения недоверия должностным лицам администрации города. Группа депутатов городской Думы, насчитывающая не менее 1/3 от установленного числа депутатов городской Думы, вправе внести на заседание городской Думы мотивированное предложение о выражении недоверия должностным лицам администрации города. Решение о выражении недоверия должностным лицам администрации принимается на сессии городской Думы 2/3 голосов от установленного числа депутатов городской Думы. Такое решение является основанием для их освобождения от занимаемой должности мэром города в порядке, установленном законодательством, или может быть обжаловано в суде.

Досрочное прекращение полномочий . В статье 30 Устава Опочецкого района Псковской области предусмотрено досрочное прекращение полномочий главы в случае несоблюдения ограничений, связанных со статусом главы района.

Глава района, в частности, не вправе занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности; принимать участие в забастовках; использовать полномочия главы района в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений (статья 29 Устава).

В Уставе Котласского района Архангельской области предусмотрено, что полномочия Собрания депутатов прекращаются досрочно, если на референдуме по отзыву главы муниципального образования, проведенном по инициативе Собрания депутатов, решение об отзыве не принято. Аналогичный механизм предусмотрен в Уставе города Петрозаводска.

Отставка, роспуск. Отставка – это досрочное прекращение полномочий органа местного самоуправления или его должностного лица по решению вышестоящего лица или органа.

Статья 74.1 Федерального закона 131-ФЗ предусматривает удаление в отставку главы муниципального образования в качестве меры муниципально-правовой ответственности.

Инициатива удаления главы муниципального образования в отставку может исходить от депутатов представительного органа муниципального образования или от высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку в соответствии с Федеральным законом являются:

Решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 Федерального закона 131-ФЗ;

Неисполнение в течение трёх и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;

Неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд.

Основаниями, предусмотренными пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 Федерального закона 131-ФЗ, являются:

Действия (бездействие) органов местного самоуправления, вследствие которых возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, превышающая 30 процентов собственных доходов бюджетов муниципальных образований в отчётном финансовом году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40 процентов бюджетных ассигнований в отчётном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в отношении бюджетов указанных муниципальных образований;

Допущение органами местного самоуправления нецелевого расходования бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом.

В статье 46 Устава Алтайского района Республики Хакасия предусматривается, что полномочия главы администрации муниципального образования «Алтайский район» прекращаются досрочно в случаях:

Отзыва избирателями муниципального образования;

Отрешения от должности;

Отставки в связи с выражением ему недоверия населением на местном референдуме.

В статье 47 Устава города Петрозаводска закрепляется, что ответственность должностных лиц администрации города Петрозаводска наступает в случае принятия соответствующего решения главой местного самоуправления города Петрозаводска: 1) единолично в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) на основании решения Петрозаводского городского Совета.

Приведённые примеры свидетельствуют о том, что представительные органы муниципальных образований достаточно широко используют предоставленное им право определять и закладывать в уставы меры муниципально-правовой ответственности как в отношении выборных, так и назначаемых должностных лиц органов местного самоуправления.

Вместе с тем профессор В.В. Пылин справедливо констатирует сложность реализации предусмотренных Федеральным законом 131-ФЗ мер муниципально-правовой ответственности перед населением в отношении депутатов представительных органов местного самоуправления.

2.2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами согласно статье 76 Федерального закона 131-ФЗ наступает в порядке, установленном федеральными законами. Такую ответственность регламентируют по принадлежности Гражданский кодекс РФ и Бюджетный кодекс РФ.

В соответствии со статьёй 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездейст­вия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих орга­нов, в том числе издания не соответствующего закону или иному право­вому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием.

Ответственность органов местного самоуправления может насту­пать в результате невыполнения ими условий договоров и соглашений с физическими и юридическими лицами, которые заключают органы местного самоуправления, осуществляя права собственника в от­ношении муниципального имущества или размещая заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии со статьёй 54 Федерального закона 131-ФЗ.

Гражданский кодекс РФ статьёй 1069 устанавливает ответственность за вред, причинённый государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами.

Согласно этой статье вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает порядок исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Согласно статье 242.2 (п. 4) Бюджетного кодекса исполнение судебных актов осуществляется за счёт ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете в течение трёх месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

Завершая рассмотрение данного вопроса, вернёмся к его истоку.

Как отмечалось в начале раздела, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» требует включать в устав муниципального образования виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов. Там же должны быть прописаны основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления (статья 44, п. 8 указанного закона).

Реализация данного требования по мнению В.В. Кашо является одной из сложнейших задач муниципального правотворчества. По мнению автора это вызвано несовершенством соответствующей формулировки Закона и отсутствием сформировавшейся теории ответственности в муниципальном праве.

Нам представляется, что поручение представительным органам местного самоуправления (а именно они согласно Федеральному закону принимают устав муниципального образования) определять виды и меры ответственности для самих себя и своих коллег – должностных лиц местного самоуправления выглядит по меньшей мере нелогичным. Здесь как раз тот случай, когда именно государство, руководствуясь общепринятыми демократическими принципами и опытом стран со сложившимися традициями местного самоуправления, должно сформулировать свою позицию по видам и мерам ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.


См.: Алексеев И.А. Структура, функции и принципы ответственности субъектов муниципально-правовых отношений по законодательству Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. – 2011. - № 1.

См., например: Шугрина Е.С. Особенности конституционно-правовой и муниципально-правовой ответственности органов и должностных лиц органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. – 2005. – № 5.

См., например: Масловская М.В. Проблемы правового регулирования административной ответственности должностных лиц местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2010. - № 2.

См., например: Шугрина Е.С. Дисциплинарная ответственность выборных должностных лиц органов местного самоуправления // Право и политика. – 2006. – № 3.

См., например: Закон Белгородской области от 24 сентября 2007 г. № 150 «Об особенностях организации муниципальной службы в Белгородской области».

В ряде стран Европы есть административная ответственность, вплоть до лишения права голоса в случае неоднократного непосещения выборов. В законодательстве Греции и Турции предусмотрена уголовная ответственность в случае неоднократной неявки на выборы.

См.: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об особенностях организации местного самоуправления в Российской Федерации». – Статья 71.

Там же. – Статья 24, ч. 2.1.

См.: Шугрина Е.С. Особенности конституционно-правовой и муниципально-правовой ответственности органов и должностных лиц органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. – 2005. – № 5.

См., например: Устав муниципального образования «Алтайский район». Утвержден решением Совета депутатов муниципального образования "Алтайский район" от 30 января 2003 года № 22. – Статья 41.

Устав города Саранска. Принят Саранским городским Советом депутатов 16 декабря 1997 года (в ред. от 26 ноября 2002 года).

Устав города Пскова. / Принят Постановлением Псковской городской Думы от 6 марта 1997 года № 132 (в ред. от 10 июля 2001 года) // Новости Пскова. 20 марта 1997.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав