28.06.2020

Частные детективные охранные службы. Курсовая работа: Частная детективная и охранная деятельность в РФ. Частные детективные и охранные предприятия


Частная детективная и охранная деятельность определяются как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) ОВД, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания. Определены виды частной детективной и охранной деятельности.

Частным детективом признается гражданин РФ, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечень которых закреплен в Законе. Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается. Регулируются вопросы выдачи лицензий (продления их срока действия, аннулирования) частным детективам, а также лицензий на создание объединений частных детективных предприятий. Закреплены случаи, когда лицензия не выдается. Установлены определенные ограничения в сфере деятельности частного детектива. Рассмотрены положения о договоре между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом.

Самостоятельный раздел Закона посвящен частной охранной деятельности. За некоторыми исключениями к ней применяются правила, установленные для осуществления детективной деятельности. Охранникам запрещается использовать методы сыска. Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемую собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в ОВД.

Частным охранным предприятиям и предприятиям (объединениям) частных детективов для осуществления охранно-сыскной деятельности разрешается создавать на договорной основе ассоциации с сохранением своей самостоятельности и прав юридических лиц. Предприятия (независимо от их организационно-правовых форм), расположенные на территории РФ, вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя. Руководитель и персонал служб безопасности обязаны получить соответствующие лицензии.

Для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих детективную и охранную деятельность, могут создаваться негосударственные образовательные учреждения.

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охранной деятельности - специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных Законом, и в пределах предоставленных лицензией прав.

Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд и в Фонд государственного страхования РФ. Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, работающие по найму, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных действий.

Контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории РФ осуществляют МВД РФ, иные министерства и ведомства РФ и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных Законом, другими законами и иными правовыми актами РФ.

Создание или деятельность частных детективных и охранных предприятий, образовательных учреждений и служб безопасности, не предусмотренных Законом, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Частная правоохранительная деятельность - оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.Отличие от правоохранительных органов – предпр. деятельность.Правовая основа: Конституция РФ, Закон РФ от 1992 г «О частной детективной и охр. деятельности в РФ», др. з-ны и правовые акты РФ.

Виды: 1)Частная сыскная (детективная) деятельность направлена на сбор определенного рода информации и обеспечение ею клиента в установленной форме:- оказание помощи в расследовании преступления (сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса); - услуги, направленные на предупреждение вероятного свершения преступлений или иных правонарушений; - сбор сведений по гражданским делам, изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров; - розыск без вести пропавших граждан, имущества.В процессе оказания услуг осуществляются сыскные действия.

2)Частная охранная деятельность направлена на охрану личных и имущественных прав:- защита жизни и здоровья граждан

Охрана имущества собственников, в т.ч. при его транспортировке; - проектирование, монтаж и обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;- консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной их защиты от противоправных посягательств;- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий (на основе договора с устроителями мероприятия).Виды:а. охрана материальных объектов; б. охрана физических лиц (телохранители)

3)Смешанная охранно - сыскная деятельность (охранные предприятия и предприятия или объединения частных детективов)

Виды предприятий:Индивидуальное (по лицензии, без образования ЮЛ); Объединение частных детективных предприятий (на основе контракта, регистрация в качестве ЮЛ);Филиалы объединений детективных предприятий (получают разрешение по месту расположения); Частные охранные предприятия; Ассоциации; Службы безопасности на предприятиях, учреждениях; Негосударственные образовательные учреждения для подготовки частных сыщиков

Основные правовые положения частного детектива и частного охранника, их деятельность.

Правовая основа: Конституция РФ, Закон РФ о частной детективной и охранной деятельности в РФ, др. законы и правовые акты.Частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг ФЛ и ЮЛ, имеющими спец. разрешение (лицензию) ОВД организациями и ИП в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.На граждан, осущ. частную детективную и охр.деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохр. органов, не распространяется.Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осущ. какие-либо операт.-роз. действия, отнесенные законом к исключит. компетенции органов, которым такое право предоставлено.Частным детективом м.б.:Гражданин РФ, Возраст от 21 года, Наличие юридического образования или прохождение специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика, либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее 3 лет, Не состоящий на учёте в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании, Не имеющий судимости за совершение умыш.преступления, Наличие лицензии. Действия частных детективов: В ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должн.лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необх. информации. При осущ. частной сыскной деятельности допускается использование видео– и аудиозаписи, кино– и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окр. среде. В ходе осущ. своей деятельности частный детектив обязан соблюдать законодательство РФ в части защиты информации, затрагивающей личную жизнь и имущество граждан.Частным охранником м.б.: Гражданин РФ,от 18 лет, Спецподготовка, Сдавший квалификац. экзамен в ОВД +заключение, Прошедший дактилоскоп. регистрацию, Обязательное страхование, Заключивший договор с охранным предприятием.

63.Общая характеристика правоохранительных органов зарубежных государств (по выбору: страна СНГ и страна дальнего зарубежья).

Систему полицейских органов и спецслужб США составляют:Федеральная полиция , входящая в состав большинства федеральных министерств и ведомств, функционирующая на основе федерального законодательства и включающая:
-полицейские органы департамента юстиции (Федеральное бюро расследований (управления контрразведки, общеуголовных и специальных уголовных расследований), Федеральное эмиграционное бюро, Службу иммиграции и натурализации);
-специальную федеральную полицию по охране столицы США, здания парламента и резиденции президента США;
-полицейские органы Министерства финансов (секретная служба по борьбе с наркоманией и контрабандой, таможенная полиция, полиция внутренних сборов (налогов), береговая охрана, служба по борьбе с фальшивомонетничеством);
-Управление расследований службы внутренних доходов Федерального налогового управления;
-Федеральное полицейское подразделение департамента почт;
-военную полицию Министерства обороны США.
Полиция штата , включающая:полицейское управление полиции штата;-службу безопасности штата;-другие полицейские подразделения.Органы местной полиции (полиция графств).Железнодорожная полиция.Промышленная (частная) полиция.
Специальными службами США
, выполняющими разведывательные и контрразведывательные функции, являются Центральное разведывательное управление (ЦРУ) и Агентство национальной безопасности (АНБ). АНБ является самостоятельным разведывательным органом, входит в структуру Министерства обороны США.

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Согласовано Начальник УМУ

____________С.В. Щедроткина

«___» ______________2012-2013г.

Дисциплина: Правоохранительные органы

Специальность (направление): юриспруденция

Форма обучения: все

Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Предмет учебной дисциплины «Правоохранительные органы», соотношение с другими юридическими дисциплинами.

2. Правоохрана: понятие, задачи, функции и ее значение.

3. Система органов, осуществляющие правоохрану, их признаки и функции. Правоприменительные органы, их отличие от правоохранительных органов.

4. Правоохранительная деятельность: понятие, признаки и задачи.

5. Нормативные акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов: общая характеристика и классификация.

6. Правосудие: понятие, признаки, его соотношение с судопроизводством.

7. Судебная власть, ее понятие, признаки и соотношение с другими ветвями государственной власти.

8. Судебная система РФ: понятие, ее единство и структура.

9. Конституционные принципы правосудия: их понятие, виды и значение.

10. Звено судебной системы и судебная инстанция: понятие.

11. Судейское сообщество в РФ: понятие, основные задачи.

12. Судьи в РФ. Правовой статус судей, требования предъявляемые к ним.

13. Порядок назначения судей. Полномочия квалификационных коллегий судей.

14. Присяжные и арбитражные заседатели федеральных судов: требования предъявляемые к ним.

15. Конституционный Суд РФ: понятие, задачи и полномочия.

16. Решения Конституционного Суда РФ, их виды и значение.

17. Конституционный (уставный) суд субъекта РФ, его полномочия.

18. Система федеральных судов общей юрисдикции.

19. Верховный суд РФ: понятие, его состав и полномочия.

20. Судебный департамент при Верховном Суде.

21. Федеральные суды общей юрисдикции субъектов РФ. Верховный суд республик, краевой (областной) суд, суд городов федерального значения, суд автономных областей и суд автономных округов: состав и их компетенция.

22. Районный суд: общая характеристика и полномочия.

23. Военные суды в РФ: система и подсудность дел военным судам.

24. Мировые судьи, их компетенция, порядок назначения на должность.

25. Арбитражные суды РФ: понятие, задачи, система.

26. Высший Арбитражный Суд, его состав и полномочия.

27. Федеральные арбитражные (кассационные) суды округов, их состав, полномочия.

28. Арбитражные апелляционные суды, их состав, полномочия.

29. Арбитражные суды субъектов РФ, их состав, полномочия.

30. Прокуратура: понятие, система и структура.

31. Принципы организации и деятельности прокуратуры.

32. Основные функции (направления деятельности) органов прокуратуры.

33. Прокурорский надзор: понятие, основные виды прокурорского надзора.

34. Основные правовые акты прокурорского надзора.

35. Прокурор и прокурорские работники. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров.

36. Следственный комитет РФ: понятие, система, задачи, полномочия, правовое регулирование.

37. Система и правовая основа деятельности органов внутренних дел РФ.

38. Министерство Внутренних дел РФ: понятие, основные задачи и функции.

39. Полиция: система, задачи и структура. Требования, предъявляемые к лицу, принимаемому на службу в органы внутренних дел.

40. Федеральная миграционная служба: понятие, система, задачи и полномочия.

41. Федеральная служба безопасности РФ: понятие, принципы и направления деятельности.

42. Органы внешней разведки. Разведывательная деятельность: понятие, принципы, цели.

43. Федеральная служба охраны РФ: понятие, полномочия.

44. Система органов юстиции. Министерство юстиции РФ: основные задачи, функции и сфера деятельности.

45. Федеральная служба исполнения наказания: понятие, основные задачи и полномочия.

46. Уголовно-исполнительная система (УИС). Сотрудники учреждений и органов УИС.

47. Федеральная служба судебных приставов: понятие, задачи и полномочия.

48. Системы органов по контролю за оборотом наркотиков: понятие, их правовая основа деятельности.

49. Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков: задачи, функции и полномочия.

50. Система таможенных органов: понятие, задачи, функции и полномочия.

51. Органы предварительного расследования в РФ. Органы дознания и органы предварительного следствия.

52. Оперативно-розыскная деятельность: понятие, цели, задачи и принципы.

53. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, направления их деятельности.

54. Нотариат в РФ: понятие, нотариальные действия.

55. Требования, предъявляемые к нотариусам, их обязанности.

56. Адвокатура в РФ: понятие, основные направления адвокатской деятельности.

57. Формы организации адвокатских образований.

58. Правовой статус адвоката, его основные права и обязанности.

59. Порядок образования третейских судов в РФ, их компетенция.

60. Третейский суд в РФ: состав, его решение.

61. Частные детективные и охранные службы: понятие и виды.

62. Основные правовые положения частного детектива и частного охранника, их деятельность.

63. Общая характеристика правоохранительных органов зарубежных государств (по выбору: страна СНГ и страна дальнего зарубежья).

Общение с правоохранительными органами Кучерена Анатолий Григорьевич

1.1.7. Частные детективные и охранные службы

Частная детективная и охранная деятельность осуществляется соответствующими организациями и лицами в целях сыска и охраны. Деятельность частных детективных и охранных организаций регламентируется Конституцией РФ, Законом РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», а также иными законами и правовыми актами Российской Федерации.

Согласно действующему законодательству частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. В целях сыска проводятся следующие действия: сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

поиск без вести пропавших граждан;

поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса.

При оказании услуг охраны охранная организация или частный охранник осуществляют: защиту жизни и здоровья граждан;

охрану имущества (в том числе при его транспортировке), находящегося в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;

проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Организации и граждане, осуществляющие детективную и охранную деятельность, не подчиняются какому-либо государственному органу напрямую. Косвенный контроль осуществляется с помощью системы лицензирования такой деятельности.

Предприятие, осуществляющее охранную деятельность, обязано получить в органах внутренних дел лицензию в порядке, установленном законом. Частный охранник также должен иметь удостоверение частного охранника, выданного органом внутренних дел.

Требование об обязательном лицензировании распространяется также и на частного детектива.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Уголовный кодекс РФ автора Законы РФ

Глава 30. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями 1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам

Из книги Гражданский процессуальный кодекс автора Законы РФ

Статья 226. Частные определения суда 1. При выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими

Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С

К главе 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» 3.39. Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О практике применения судами законодательства об ответственности за взяточничество и

Из книги Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации Текст с изм. и доп. на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

СТАТЬЯ 226. Частные определения суда 1. При выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими

Из книги Адвокатура и нотариат: конспект лекций автора Шалагина Марина Александровна

ЛЕКЦИЯ № 20. Государственные и частные нотариусы 1. Государственные нотариальные конторыГосударственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции РФ или по его поручению министерствами юстиции республик в составе РФ, органами юстиции

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

Глава 30. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СТАТЬЯ 285. Злоупотребление должностными полномочиями 1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам

Из книги Уголовный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Глава 30. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями 1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам

Из книги Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 6. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской

Из книги Криминальная история России. 1993-1995. Сильвестр. Отари. Мансур автора Карышев Валерий

Статья 7. Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной

Из книги Уголовное право Особенная часть автора Питулько Ксения Викторовна

Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы 1. Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и

Из книги Уголовное право (Общая и Особенная части): Шпаргалка автора Автор неизвестен

«Охранные услуги»

Из книги Коммерческое право автора Голованов Николай Михайлович

Тема 17 Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления 1. Злоупотребление должностными полномочиями Объектом преступления является установленный порядок функционирования органов

Из книги Уголовное право. Особенная часть: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

103. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы ворганах местного самоуправления – виновно совершенные

Из книги Уголовный кодекс Российской Федерации [По состоянию на 1 сентября 2014 года] автора Законы РФ

6. Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела сформулирован в ст.23 Конституции РФ. Он имеет существенное значение для коммерческого оборота, поскольку касается прежде всего

Из книги автора

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления Эти виды преступлений представляют собой уголовно-правовое проявление коррупции.Видовым объектом этих преступлений является совокупность

Из книги автора

Глава 30. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления СТАТЬЯ 285. Злоупотребление должностными полномочиями1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам

ЧАСТНАЯ ДЕТЕКТИВНАЯ И ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РФ

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие и общая характеристика

2. Частная детективная (сыскная) деятельность

3. Частная охранная деятельность

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Изменения в областях общественной жизни, политической, экономической, возникновение новых форм собственности, рост числа новых субъектов хозяйственной деятельности, стремительное развитие предпринимательства и расширение частного сектора экономики неизбежно повлекли за собой изменения в системе защиты прав собственников в России. Вследствие чего начал развиваться институт частной детективной и охранной деятельности.

В данный период времени актуальность темы очень высока. Количество частных охранных и детективных организаций в России очень велико. Среди них встречаются как крупные организации, встречающиеся на большой территории РФ, так и мелкие, осуществляющие свою деятельность, если так можно выразиться «формально». Качество оказываемых услуг у таких организаций оставляет желать лучшего, но законом им все, же разрешается вести охранную деятельность.

Еще одной причиной, по которой актуальность данной темы высока, является то, что обеспечить в должной мере охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в современных условиях силами одних подразделений милиции общественной безопасности невозможно. В этих условиях органы внутренних дел стали нуждаться в привлечении для решения поставленных перед ними задач приданных сил.

Основная цель работы: анализ аспектов частной детективной и охранной деятельности, нормативных актов регулирующих данную деятельность.


1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

В соответствии со статьей 5 ФЗ от 8 августа 2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» правительство Российской Федерации при осуществлении лицензирования устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Данные виды деятельности установлены постановлением правительства РФ от 26 января 2006 №45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности». Вышеуказанным постановлением негосударственная (частная) охранная деятельность и негосударственная (частная) сыскная деятельность отнесены к видам деятельности, лицензированием которых занимается МВД РФ.

В этом же постановлении дается поручение органам исполнительной власти представить проект акта правительства Российской Федерации об утверждении формы бланка документа, подтверждающего наличие лицензии. Таким актом стало постановление правительства РФ от 11 апреля 2006 №208 «Об утверждении формы документа, подтверждающего наличие лицензии».

11 марта 1992 вступил в силу закон РФ №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». И так как, в соответствии со статьей 5 ФЗ от 8 августа 2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», правительство Российской Федерации наделено полномочиями утверждать положения о лицензировании конкретных видов деятельности, оно вынесло ряд постановлений касающихся детективной и охранной деятельности.

Постановление правительства РФ от 14 августа 2002 №600 «Об утверждении положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности», в котором описаны общие положения о частной детективной и охранной деятельности. А также постановление правительства РФ от 14 августа 2002 №587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности», в котором утверждены виды вооружения и спец.средств для частной детективной и охранной деятельности, правила сдачи квалификационного экзамена, и т.п.

Непосредственным нормативным актом МВД РФ, утверждающим организацию работы и контроль над частной детективной и охранной деятельностью, является приказ МВД РФ от 19 июня 2006 №447 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по лицензированию и осуществлению контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории РФ». Данный нормативный акт издан не только в соответствии с ранее описанными нормативными актами, но также и с ФЗ от 13 декабря 1996 №150-ФЗ «Об оружии», постановлением правительства РФ от 21 июля 1998 №814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ» и иными внутриведомственными нормативными актами.

Частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.

Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов, которым такое право предоставлено.

Иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, могут осуществлять частную детективную и охранную деятельность и (или) принимать участие в ее осуществлении в любой форме, в том числе в управлении частной охранной организацией, только на основаниях и в рамках, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Обучение частных детективов и работников частных охранных организаций в заочной форме и в форме экстерната не допускается.

Правовую основу частной детективной и охранной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», другие законы и иные правовые акты Российской Федерации.

В целях охраны клиентов, выполняемой на договорных началах, сотрудники охранных служб осуществляют: защиту жизни и здоровья граждан, охрану имущества собственников; обеспечивают порядок в местах проведения массовых мероприятий; проектируют, устанавливают и обслуживают средства охранно-пожарной сигнализации; выполняют другие виды услуг. Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

Услуги на оказание частной детективной и охранной деятельности между субъектами, имеющими на это право, и клиентами осуществляются на основании договора. Договор, заключаемый между субъектами частной детективной деятельности и клиентом, является договором возмездного оказания услуг (по данному договору исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги). Согласно ст. 780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, исполнитель обязан указать услуги лично, так как при оказании услуги её качество напрямую зависит от личности исполнителя. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.

Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Фонд государственного социального страхования Российской Федерации.

Граждане, занимающиеся частной охранной деятельностью, подлежат страхованию на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с оказанием ими охранных услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное страхование граждан, занимающихся частной охранной деятельностью, осуществляется за счет средств соответствующей охранной организации и включается в состав ее затрат.

Оказание сопротивления, угроза или насилие в отношении лиц, занимающихся оказанием охранных услуг в связи с исполнением ими своих обязанностей, влечет ответственность в соответствии с законом.

Нарушение установленных настоящим Законом требований к осуществлению частной детективной и охранной деятельности, а также условий ее осуществления влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


2. ЧАСТНАЯ ДЕТЕКТИВНАЯ (СЫСКНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Частный детектив - гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получивший в установленном законом порядке лицензию на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности, отнесенные законом к видам детективной деятельности.

Совмещение частной сыскной деятельности с государственной службой либо выборной оплачиваемой деятельностью не разрешается законом.

В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:

1. изучение рынка;

2. сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

3. выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

4. собирать сведения по гражданским и уголовным делам на договорной основе с участниками процесса (в течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя или суд, в чьем производстве находится уголовное дело);

5. осуществлять поиск без вести пропавших граждан и поиск утраченного гражданами или предприятиями, организациями, учреждениями имущества и оказывать другие услуги.

Основными потенциальными клиентами частного детектива в связи со сбором сведений по гражданским делам являются лица, участвующие в деле. Таковые лица в теории гражданского процесса делятся на две группы.

К первой относятся лица, имеющие как материально-правовую, так и процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела, выступающие от своего имени и в защиту своих интересов: стороны (истец и ответчик), третьи лица (заявляющие самостоятельные требования на предмет иска и не заявляющие самостоятельные требования на предмет иска).

Ко второй группе лиц, участвующих в деле, относятся лица, имеющие только процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела, выступающие в процессе от своего имени, но в защиту чужих интересов: прокурор, органы государственной власти и органы местного самоуправления, вступающие в процесс по собственной инициативе или по инициативе других лиц для дачи заключения; лица, обращающиеся в суд в защиту прав и законных интересов других лиц. Прокурор как должностное лицо, участвующее в гражданском процессе, в силу особенностей своего положения не будет являться субъектом договорных отношений с частным детективом. Однако не исключено, что органы государственной власти или органы местного самоуправления, которые обращаются в суд за защитой неопределенного круга лиц, могут в определенных случаях заключить договор с частным детективом для сбора сведений, имеющих значение для дела.

В рамках сыскной деятельности детективы могут осуществлять изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров. Указанное направление сыскной деятельности связано со сбором информации о субъекте потенциальных или уже заключенных сделок, предмете этих сделок, условиях их совершения и иных обстоятельствах, имеющих значение для предупреждения возможных негативных экономических или юридических последствий в сфере финансово-хозяйственной деятельности организации, заключившей договор на оказание детективных услуг.

В принципе любая организация, коммерческая или некоммерческая, при совершении сделок постоянно подвержена риску, быть дезинформированной о субъекте сделки, его реальных намерениях и условиях совершения сделки. Соответственно, чтобы этого не случилось, на этапе преддоговорной работы необходимо тщательно изучить коммерческую биографию партнера, его экономическую состоятельность, добросовестность, авторитет и другие факторы деятельности, которые могут повлиять на ту или иную сторону предполагаемых правоотношений. Если у организации нет собственной службы безопасности, но она заинтересована в качественной и профессиональной проверке данных обстоятельств, то оптимальным решением будет заключение договора с частным детективным предприятием.

В частности, детективы могут выяснить важную информацию о потенциальном работнике , а именно было ли применено к лицу в качестве меры уголовного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение определенного срока (от 1 года до 5 лет). Соответственно, указанные лица не могут быть приняты на работу, связанную с замещением таких должностей или осуществлением такой деятельности в течение срока, определенного приговором суда. Относительно некоторых видов работ существуют конкретные ограничения. Например, к педагогической деятельности в образовательных учреждениях не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления (ч.2 ст.53 Закона "Об образовании").

К видам частной детективной деятельности относится осуществление поиска без вести пропавших граждан либо поиска утраченного физическими или юридическими лицами имущества.

Указанные виды частной детективной деятельности аналогичны отдельным направлениям деятельности, которые осуществляют органы дознания в рамках оперативно-розыскных мероприятий. Однако поиск граждан и имущества, которым занимается частный детектив, имеет при формальном сходстве существенное отличие от поиска без вести пропавших и утраченного имущества, который осуществляется органами внутренних дел и иными уполномоченными органами.

При осуществлении частной детективной деятельности сыщик не вправе:

Скрывать от правоохранительных органов ставшие ему известными факты готовящихся или совершенных преступлений;

Выдавать себя за сотрудника правоохранительных органов, собирать сведения, связанные с личной жизнью граждан, политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;

Прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;

Совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;

Фальсифицировать материалы и вводить в заблуждение клиента, а также совершать некоторые другие действия, предусмотренные Законом о детективной деятельности в Российской Федерации.

Оказывать гражданам и юридическим лицам услуги сыскного и охранного характера имеет право строго ограниченный круг субъектов, соответственным образом зарегистрированных, имеющих лицензию на право заниматься частной детективной и охранной деятельностью, отвечающих всем требованиям законодательства. К таким субъектам относят: частных детективов и охранников, частные детективные и охранные организации, объединения частных детективных организаций, филиалы частных детективных организаций, смешанные детективно-охранные службы, создаваемые на предприятиях и именуемые службами безопасности.

В ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации, а также использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде.

В случае необходимости оказания частным детективом услуг, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, им разрешается использование специальных средств. Выдача лицензий на осуществление частной сыскной деятельности осуществляется органами внутренних дел в пределах их компетенции.

Для того чтобы оказывать услуги сыскного характера или поступать на работу в частное сыскное предприятие в качестве детектива, лицо должно получить лицензию на право заниматься частной детективной деятельностью в соответствующих органах внутренних дел. Процесс лицензирования представляется весьма важным этапом, поскольку для получения лицензии лицо должно соответствовать определенным требованиям, установленным в законе, иметь специальное образование и подготовку и т. д. Выдавая лицензию на право заниматься частной детективной деятельностью, государство в лице отдельных его органов - органов внутренних дел гарантирует определенную степень подготовки данного лица к сыскной работе, его квалификацию.

Под лицензией на право заниматься частной детективной деятельностью понимается выдаваемое органами внутренних дел в пределах их компетенции разрешение на осуществление частной детективной деятельности.

Гражданин, претендующий на получение лицензии, на осуществление частной детективной деятельности, обязан лично представить в соответствующий орган внутренних дел:

1. заявление о предоставлении лицензии с указанием: наименования, организационно-правовой формы и места нахождения юридического лица; фамилия, имя, отчество, данные документа удостоверяющего личность; лицензируемой деятельности; предполагаемая территория осуществления частной детективной деятельности;

2. анкету;

3. фотографии;

4. медицинскую справку о состоянии здоровья;

5. документы, подтверждающие его гражданство, наличие юридического образования или прохождение профессиональной подготовки для работы в качестве частного сыщика, либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет;

6. сведения о потребности в технических средствах и намерении их использовать;

7. копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;

8. копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;

9. копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;

10. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;

11. копии документов, подтверждающих наличие у руководителя сыскной организации или индивидуального предпринимателя квалификации, соответствующей требованиям, предъявляемым Законом Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

Копии документов, не заверенные нотариально, представляются с предъявлением оригинала.

Органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах, необходимых для принятия решения о выдаче лицензии, в том числе путем собеседования с гражданином, претендующим на ее получение.

Лицензия не выдается гражданам:

1. не достигшим двадцати одного года;

2. гражданам, состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

3. гражданам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления;

4. гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);

5. бывшим работникам правоохранительных органов, осуществляющим контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год;

6. гражданам, не представившим необходимые документы;

7. гражданам, уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям;

8. гражданам, в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеется заключение, соответствующего органа, о невозможности допуска к осуществлению частной детективной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности;

9. гражданам, не прошедшим обязательной государственной дактилоскопической регистрации.

В отношении соответствия Конституции РФ пункта 5 статьи 6 ФЗ РФ от 11 марта 1992 года №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», в котором указано, что граждане, уволенные с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям должно быть отказано в получении лицензии на осуществление частной детективной деятельности, Конституционный Суд РФ определил:

1. пункт 5 части четвертой статьи 6 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Определении исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющих свою силу;

2. выявленный Конституционным Судом Российской Федерации конституционно-правовой смысл пункта 5 части четвертой статьи 6 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

Также Конституционный Суд РФ установил, что по общему правилу, закрепленному в отраслевом законодательстве (трудовом, административном, уголовном), негативные последствия привлечения гражданина к той или иной юридической ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной) в связи с совершением им конкретного правонарушения ограничены определенным сроком. Применение судами общей юрисдикции пункта 5 части четвертой статьи 6 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" вне системной связи с положениями отраслевого законодательства о перечне оснований увольнения с государственной службы, считающихся компрометирующими, и сроках претерпевания гражданином соответствующих неблагоприятных правовых последствий, приводило бы к ущемлению права лица, претендующего на работу в качестве частного детектива или частного охранника, свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации), которое не может быть оправдано указанными в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации целями. Это означает, что суды общей юрисдикции и иные правоприменители должны, исходя из фактических обстоятельств конкретного дела (давности увольнения по компрометирующему основанию лица, претендующего на получение лицензии, степени тяжести совершенного им проступка, его личных качеств и других обстоятельств), применять данную норму в системной связи с положениями отраслевого законодательства об ответственности за совершение конкретных правонарушений и сроках претерпевания гражданином неблагоприятных правовых последствий привлечения к юридической ответственности.

Лицензия на осуществление сыскной деятельности предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен на 5 лет по заявлению лицензиата, представляемому в лицензирующий орган не позднее, чем за один месяц до истечения срока ее действия.

В случае отказа в выдаче лицензии орган внутренних дел обязан письменно информировать об этом гражданина, направившего заявление, с указанием мотивов отказа. Это решение или нарушение срока рассмотрения заявления может быть обжаловано в вышестоящий орган внутренних дел или суд. Гражданину, получившему лицензию на работу в качестве частного детектива, соответствующим органом внутренних дел одновременно выдается документ установленного образца, удостоверяющий его личность.

Частная детективная организация - организация, имеющее специальное разрешение (лицензию) на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности, выданную в установленном законом порядке органами внутренних дел в пределах их компетенции и осуществляющее на возмездной договорной основе услуги физическим и юридическим лицам в целях защиты прав и законных интересов своих клиентов. Частные детективные организации вправе открывать свои филиалы в других регионах Российской Федерации. При этом каждый филиал должен получить лицензию в соответствующем органе внутренних дел по месту своего расположения. Частные детективные организации вправе создавать объединения, имеющие статус юридического лица. Обязательным требованием для их руководителей является наличие высшего юридического образования и лицензии на частную сыскную деятельность.

Частная детективная организация (объединение) обязана заключить с каждым из своих клиентов письменный договор на оказание сыскных услуг, в котором должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер и дата выдачи лицензии, вид и содержание оказываемых услуг, срок их оказания, стоимость услуг или порядок ее определения.

Договор считается заключенным, если между сторонами на конфиденциальной основе достигнуто соглашение по всем его пунктам, и он составлен с соблюдением всех предусмотренных законом условий.

В договоре предусматривается обязанность частной детективной организации представить клиенту письменный отчет о результатах проделанной работы, который должен включать ответы на основные вопросы, интересующие клиента в соответствии с договором.

Договор на оказание сыскных услуг и акт о выполнении работ подлежат хранению в течение пяти лет.

Споры по расчетам за услуги и другим основаниям, установленным договором между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом, пользующимся его услугами, рассматриваются в судебном порядке.


3. ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

детективный охранный нормативный договорной

Частная охранная деятельность - деятельность организаций, специально учрежденных для защиты жизни и здоровья граждан от противоправного посягательства; охраны имущества собственников; проектирования, монтажа и эксплуатационного обслуживания средств охранно-пожарной сигнализации; консультирования и подготовки рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств, а также обеспечения порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

Запрещается вооруженная охрана имущества на территориях закрытых административно-территориальных образований, а также приобретение и использование оружия частными охранными организациями, зарегистрированными и (или) расположенными на их территориях.

Частная охранная организация - организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.

Лицензирование охранной деятельности осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. В лицензии указывается (указываются) вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат. Срок действия лицензии может быть продлен на 5 лет по заявлению лицензиата, представляемому в лицензирующий орган не позднее, чем за один месяц до истечения срока ее действия.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

1. заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования, организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, а также лицензируемой деятельности;

2. копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;

3. копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;

4. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;

5. копии документов, подтверждающих наличие у руководителя охранной организации квалификации, соответствующей требованиям, предъявляемым Законом Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

Копии документов, не заверенные нотариально, представляются с предъявлением оригинала. Органы внутренних дел проводят проверку полноты и достоверности, представленных в заявлении сведений, документов, приложений к ним, в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней.

Частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной. Уставный капитал частной охранной организации не может быть менее ста тысяч рублей. Для частной охранной организации, оказывающей (намеренной оказывать) услуги по вооруженной охране имущества и (или) иные услуги, уставный капитал не может быть менее двухсот пятидесяти тысяч рублей. Предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал частной охранной организации не может быть более 50 процентов от размера уставного капитала. Не могут быть использованы для формирования уставного капитала частной охранной организации, привлеченные денежные средства.

Внесение в уставный капитал частной охранной организации средств иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство иностранного государства, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами, а также организациями, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, запрещается, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Руководитель частной охранной организации должен иметь высшее профессиональное образование и пройти повышение квалификации для руководителей частных охранных организаций. Обязательным требованием является наличие у руководителя частной охранной организации удостоверения частного охранника.

Руководитель частной охранной организации не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы, выборные оплачиваемые должности в общественных объединениях, а также вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением осуществления им научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной органами внутренних дел в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел. Работники частной охранной организации имеют право оказывать охранные услуги в специальной форменной одежде, если иное не оговорено в договоре с заказчиком. Оказание работниками частной охранной организации услуг в специальной форменной одежде должно позволять определять их принадлежность к конкретной частной охранной организации.

Частный охранник - гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет, прошедший профессиональную подготовку для работы в качестве частного охранника, сдавший квалификационный экзамен, получивший в установленном законом порядке удостоверение частного охранника (документ, дающий право частному охраннику работать по трудовому договору с охранной организацией на должности, связанной непосредственно с оказанием охранных услуг) и работающий по трудовому договору с охранной организацией.

Квалификационный экзамен проводится, как правило, в образовательных учреждениях, реализующих программы профессиональной подготовки частных охранников. К сдаче экзамена допускаются лица, прошедшие обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников. Для организации приема экзамена в органах внутренних дел создаются экзаменационные комиссии в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации. Гражданин для сдачи экзамена представляет представителю комиссии паспорт и медицинское заключение об отсутствии заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, по форме, установленной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Экзамен состоит из проверки теоретических знаний, получаемых по программам профессиональной подготовки частных охранников, и практических навыков применения специальных средств, гражданского и служебного оружия в соответствии с получаемой гражданином квалификацией. Проверка теоретических знаний осуществляется согласно программе профессиональной подготовки частных охранников в зависимости от получаемой квалификации в соответствии с положениями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих по следующим основным дисциплинам:

1. правовая подготовка, в том числе по вопросам правового регулирования частной охранной деятельности, оборота специальных средств, гражданского и служебного оружия, а также уголовного, административного, трудового и иного законодательства Российской Федерации;

2. тактико-специальная подготовка;

3. использование специальных средств;

4. техническая подготовка;

5. медицинская подготовка;

6. огневая подготовка (при необходимости получения соответствующей квалификации).

Порядок проведения проверки практических навыков применения специальных средств, гражданского и служебного оружия устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Для граждан, не прошедших проверку теоретических знаний либо практических навыков применения специальных средств, гражданского и служебного оружия, решением комиссии устанавливается время и место повторной проверки указанных знаний и навыков.

Результаты сдачи квалификационного экзамена оформляются экзаменационным листом, форма бланка которого устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации. Экзаменационный лист подписывается членами комиссии, принимавшими экзамен.

Комиссия в течение 5 рабочих дней принимает решение о присвоении гражданину квалификации охранника в соответствии с положениями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, а также выдаче документа о присвоении квалификации охранника.

Решение комиссии может быть обжаловано в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Экзаменационные листы хранятся в органах внутренних дел в течение 10 лет. Документ о присвоении квалификации охранника выдается в течение 3 рабочих дней со дня принятия комиссией соответствующего решения.

Документ о присвоении квалификации охранника подписывается председателем (заместителем председателя) комиссии и заверяется печатью комиссии. Форма документа устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Органы внутренних дел выдают удостоверения (их дубликаты), продлевают срок их действия и принимают решения об их аннулировании. Удостоверение выдается на 5 лет. Срок действия удостоверения продлевается на 5 лет после повышения квалификации.

Для получения удостоверения гражданин представляет в орган внутренних дел по месту жительства либо по месту нахождения охранной организации, следующие документы:

1. заявление о выдаче удостоверения;

2. документ об уплате государственной пошлины за выдачу удостоверения;

3. копия паспорта гражданина Российской Федерации;

4. медицинское заключение об отсутствии заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, по форме, установленной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

5. копия свидетельства о прохождении профессиональной подготовки частного охранника;

6. документ о присвоении квалификации охранника.

Кроме документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, гражданином представляются 2 фотографии (4 x 6 см) и заполняется анкета, форма которой утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации.

В случае если гражданин работает в охранной организации и получает удостоверение по месту ее нахождения, то дополнительно представляется выписка из трудовой книжки, заверенная подписью должностного лица и печатью организации. Указанные документы подаются в орган внутренних дел лично гражданином либо руководителем или уполномоченным представителем охранной организации.

Необходимые документы принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате их приема вручается гражданину (представителю охранной организации). Заявление о выдаче удостоверения подлежит обязательной регистрации в установленном порядке. Копии документов представляются с предъявлением оригинала.

Решение о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения принимается не позднее 20 рабочих дней со дня регистрации заявления о выдаче удостоверения. В случае необходимости проведения дополнительных проверочных мероприятий указанный срок может быть увеличен, но не более чем на 10 рабочих дней.

Решение об отказе в выдаче удостоверения оформляется в письменной форме с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

Удостоверение не выдается гражданам, которые:

1. не представили необходимые документы, либо представили документы, содержащие неполную или недостоверную информацию;

2. не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональную подготовку и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом. Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации.

Не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица:

1. не являющиеся гражданами Российской Федерации;

2. не достигшие восемнадцати лет;

3. признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

4. имеющие заболевания, которые препятствуют исполнению ими обязанностей частного охранника. Перечень таких заболеваний устанавливается постановлением правительством Российской Федерации от 19 мая 2007 №300 «Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника»;

5. имеющие судимость за совершение умышленного преступления;

6. которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);

7. не прошедшие профессиональной подготовки для работы в качестве охранника;

8. в отношении, которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеется заключение о невозможности допуска к осуществлению частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности;

9. досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет;

10. у которых удостоверение частного охранника было аннулировано по основаниям, указанным в законе, если после принятия решения об аннулировании прошло менее года;

11. не прошедшие обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Частный охранник наделяется правом задержать лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемую собственность, на месте правонарушения и незамедлительно передать его в орган внутренних дел.

В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

1. защита жизни и здоровья граждан;

2. охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных законом;

3. охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

5. обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

6. обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов (порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на объекты охраны (с объектов охраны)) на объектах, за исключением объектов, предусмотренных законом;

7. охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особое значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организациям, осуществляющим частную охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, а частным детективам предоставляется право содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений.

Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услуги связанные с частной охранной деятельностью.

Контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации осуществляют Министерство внутренних дел РФ, иные министерства и ведомства Российской Федерации и подчиненные им органы и подразделения.

Контроль за частной детективной и охранной деятельностью в системе МВД России возлагается на начальников соответствующих подразделений МВД России, МВД республик, управлений (главных управлений) внутренних дел краев и областей, Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономных образований в составе Российской Федерации, руководителей горрайорганов внутренних дел.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время частная детективная и охранная деятельность переживает «период нормативно-правового многообразия». Одновременно действуют Федеральный Закон «О частной детективной и охранной деятельности», Федеральный Закон «Об оружии», Гражданский и Уголовный кодексы РФ, ряд Постановлений правительства РФ и соответствующих ведомственных нормативно-правовых актов. Существенные изменения в правовую базу внес Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии, с которым были приняты новые нормативно-правовые акты и внесены изменения в старые.

Изменения в ФЗ РФ «О частной детективной и охранной деятельности» носят весьма значимый характер. Так, например, исключены положения, регламентирующие продление срока действия и аннулирование лицензий на частную детективную и охранную деятельность. Таким образом, вопросы аннулирования лицензии должны решаться только в судебном порядке. Исключены требования получения персональных лицензий руководителями частных охранных предприятий и охранниками. Более того, формально сняты ограничения к физическим лицам, занимающимся охранной деятельностью, в результате исключения отсылочной нормы, устанавливавшей требования к охранникам, аналогичные требованиям к детективам. В то же время в статье 16 часть 3 осталась норма, связывающая обязанность проходить периодическую проверку частных детективов и охранников, обладающих лицензией, на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия.

Осуществление службами безопасности «охранно-сыскной деятельности» можно трактовать двояко. Либо это синоним охранной и сыскной деятельности, требующий получения двух лицензия, либо особый вид деятельности, формально под лицензирование не подпадающий. Трактовка зависит от ангажированности комментатора. Требования в отношении деятельности служб безопасности одно – согласование устава. Однако правовой статус работников служб безопасности приравнен к работникам частных охранных предприятий и в связи с этим необходимо наличие соответствующей квалификации и получение удостоверений охранников.

Анализ вышеперечисленных нормативных документов неизбежно приводит к выводу об острейшей необходимости принятия новой редакции закона «О частной детективной и охранной деятельности» поскольку реальная практика негосударственной охранной и сыскной деятельности настолько ушла вперед, что по ряду позиций следовать букве закона невозможно, что приводит к достаточно вольному толкованию закона в подзаконных актах, поскольку иначе работать было бы затруднительно. Хотя поправки, внесенные в Закон «О частной детективной и охранной деятельности», не столько ликвидировали пробелы в праве, сколько породили новые, работать частным детективам и охранникам приходиться сейчас и руководствоваться необходимо нынешней нормативно-правовой базой.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция РФ. // www.consultant.ru

3. ФЗ от 8 августа 2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». // www.consultant.ru

4. ФЗ от 11 марта 1992 РФ №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». // www.consultant.ru

7. Постановление правительства РФ от 26 января 2006 №45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности». // www.consultant.ru

8. Постановление правительства РФ от 11 апреля 2006 №208 «Об утверждении формы документа, подтверждающего наличие лицензии». // www.consultant.ru

9. Постановление правительства РФ от 14 августа 2002 №600 «Об утверждении положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности». // www.consultant.ru

10. Постановление правительства РФ от 21 июля 1998 №814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ». // www.consultant.ru

11. постановление правительства РФ от 14 августа 2002 №587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности». // www.consultant.ru

12. Постановление правительства Российской Федерации от 19 мая 2007 №300 «Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника». // www.consultant.ru

14. Приказ МВД РФ от 19 июня 2006 №447 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по лицензированию и осуществлению контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории РФ». // www.consultant.ru

15. Правоохранительные органы. Учебник - 6-е изд. // под ред. Петухов Н.А., Загорский Г.И

ФЗ РФ от 11 марта 1992 года №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Постановление правительства РФ от 14 августа 2002 №600 «Об утверждении положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности».

Пункт 2 статьи 9 ФЗ от 8 августа 2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Ст.15.1 ФЗ РФ от 11 марта 1992 года №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

12.2. Нормативные основы частной детективной и охранной деятельности в РФ

12.1. Правовые формы частной детективной и охранной деятельности

Частная детективная и охранная деятельность- это оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

В отличие от правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, носящего служебный характер, нормативно-правовая регламентация частного сыска и охраны не имеет столь жесткого отнесения к правоохранительной функции государства. Нацеленность частной детективной и охранной деятельности на защиту частных законных прав и интересов своих клиентов предполагает детальное регулирование возникающих, происходящих и прекращающихся в ней правовых отношений между сторонами (субъектом частного сыска или охраны и клиентом).

Деятельность частных детективов и охранников регламентирована Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», Законом РФ «Об оружии» и другими.

Законодательством предусмотрены следующие формы создания и деятельности частных детективных и охранных предприятий:

индивидуальные частные детективные предприятия;

объединения частных детективных предприятий;

филиалы объединений частных детективных предприятий;

частные охранные предприятия;

ассоциации частных охранных предприятий и предприятий (объединений) частных детективов;

службы безопасности на предприятиях.

Соединение охранной и сыскной деятельности законом запрещено. Как исключение, подобное совмещение разрешается:

в случае создания ассоциаций частных охранных предприятий и предприятий (объединений) частных детективов (охранники и частные детективы, как физические лица, не могут быть членами ассоциаций);



в случае создания охранно-сыскных подразделений службы безопасности на предприятиях (при этом служба безопасности предприятия вправе заниматься обеспечением безопасности только создавшего её юридического лица. Она может также содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе).

Действующие частные детективные предприятия могут создавать объединения, имеющие статус юридического лица. Обязательным требованием для их руководителей является наличие высшего юридического образования и лицензии на частную сыскную деятельность. Учредители объединения для получения лицензии представляют в органы внутренних дел соответствующие документы, определенные законом. На основании этих документов органом внутренних дел выдается лицензия сроком на 3 года, после чего осуществляется государственная регистрация объединения в установленном порядке.

Объединения частных детективов могут открывать свои филиалы в разных регионах страны, при этом каждый филиал должен получить лицензию на свою деятельность в соответствующем органе внутренних дел по месту своего расположения.

Орган внутренних дел, который выдал лицензию, вправе ее аннулировать в случаях:

нарушения либо неисполнения частным детективом (предприятием, объединением) требований нормативных актов, законов, составляющих правовую основу его деятельности;

неисполнения налоговых и других финансовых обязательств.

Аннулированию решения предшествует предварительное письменное предупреждение органа внутренних дел, в котором точно указывается, какие именно правовые нормы и правила нарушены или не исполнены надлежащим образом, и определяется срок устранения допущенных нарушений.

Для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих такую деятельность, могут создаваться негосударственные образовательные учреждения с правом юридического лица.

Для сотрудников частных детективных и охранных предприятий и фирм сохраняются гарантии социальной и правовой защиты. Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию, при условии уплаты взносов в соответствующие фонды. Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью и работающие по найму, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай –

получения увечья,

иного повреждения здоровья,

в связи с осуществлением профессиональной деятельности.

12. 2. Нормативные основы частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации

Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны. В целях сыска законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» разрешается предоставление определенных видов частных услуг:

сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, разглашение сведений, которые составляют коммерческую тайну;

выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и других контрактов;

поиск без вести пропавших граждан;

поиск имущества, утраченного гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями;

сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса, причем в течение суток с момента заключения такого договора с клиентом на сбор соответствующих сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом должностное лицо, производящее дознание, следователя, прокурора, суд, в чьем производстве находится уголовное депо.

Прежде всего, деятельность частных детективов и охранников следует отличать от частично совпадающей с ней оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации. В современной России оперативно-розыскной деятельностью могут заниматься только оперативные подразделения государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Кроме того, весьма существенны отличия частной детективной и охранной работы от уголовно-процессуальной деятельности.

Еще одним существенным отличием частной сыскной или охранной деятельности от государственных правоохранительных органов является то, что эта деятельность предпринимательская. Она осуществляется не в силу установленной законом обязанности, а на коммерческой основе и является платной.

На граждан, которые осуществляют такую деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Они не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания.

Частным детективом может быть гражданин Российской Федерации, который получил в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность. Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, и совмещать ее с государственной службой или с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.

Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива или частного детективного предприятия либо охранно-сыскного подразделения, запрещается оказывать такого рода услуги.

В ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений, других объектов, наблюдение в целях получения необходимой информации.

При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и других средств, не причиняющих вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, средств оперативной радио- и телефонной связи.

В случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, им разрешается использование специальных средств, виды которых, порядок приобретения, учета, хранения и ношения определяются соответствующим законодательством РФ, в частности, Постановлением Правительства РФ «Вопросы частной и охранной деятельности» (приложение №4). Например, к специальным средствам относятся: резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, и т.д.

На частную сыскную деятельность частным детективам производится выдача лицензий соответствующим территориальным органом внутренних дел в пределах его компетенции.

Гражданин, который претендует на получение лицензии на работу в качестве частного детектива, обязан лично представить в соответствующий орган внутренних дел следующие документы:

фотографии;

медицинскую справку о состоянии здоровья;

документы, подтверждающие гражданство,

документы, подтверждающие наличие юридического образования (или прохождения специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика),

документы, подтверждающие стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее 3 лет;

сведения о потребности в специальных средствах, средствах связи, других технических средствах, и о намерении их использовать.

Органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных и представленных в документах, которые необходимы для принятия решения о выдаче соответствующей лицензии. С гражданином, претендующим на получение лицензии, проводится собеседование.

Установлены определенные ограничения на выдачу лицензий на частную детективную деятельность:

гражданам, которые не достигли 21 года;

гражданам, которые состоят на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма, наркомании;

гражданам, которые имеют судимость за совершение умышленного преступления;

гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности или невиновности в установленном законом порядке);

гражданам, которые уволены по компрометирующим их основаниям с (из) государственной службы, из судебных органов, прокурорских органов, других правоохранительных органов;

бывшим работникам правоохранительных органов, которые осуществляли контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел один год.

Лицензия на работу в качестве частного детектива органами внутренних дел выдается сроком на 3 года и является основанием для государственной регистрации индивидуального частного детективного предприятия в местных органах власти или для заключения трудового договора (контракта) с объединением частных детективов. Гражданину, получившему лицензию на работу в качестве частного детектива, соответствующим органом внутренних дел одновременно выдается документ установленного образца, удостоверяющий его личность.

Законом установлены определенные ограничения в сфере деятельности частного детектива. Так, частным детективам запрещается:

скрывать от правоохранительных органов ставшие известными им факты готовящихся или совершенных преступлений;

выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;

осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных и других помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;

прибегать к действиям, которые посягают на права и свободы граждан;

совершать действия, которые ставят под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство, имущество граждан;

фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;

разглашать собранную информацию и использовать ее вопреки интересам своего клиента или в интересах других (третьих) лиц;

передавать свою лицензию для использования ее другими лицами.

Проведение сыскных действий, которые нарушают тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, связаны с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность.

Частное детективное предприятие (объединение) при оказании услуг обязано заключить с каждым из своих клиентов письменный договор, в котором отражены сведения о договаривающихся сторонах; содержание поручения и срок его выполнения; ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за услуги; мера ответственности сторон и т.д.

Договор считается заключенным, если между сторонами на конфиденциальной основе достигнуто соглашение и он заключен в соответствии с предъявляемыми требованиями.

В договоре обычно предусматривается обязанность частного детективного предприятия (объединения) представить клиенту письменный отчет о результатах проделанной работы.

Услуги частной охранной деятельности включают в себя:

защиту жизни и здоровья граждан;

охрану имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставлено право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе.

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается при наличии на то оснований применять специальные средства, а при осуществлении частной охранной деятельности – специальные средства и огнестрельное оружие (только в случаях и порядке, предусмотренных законом и в пределах предоставленных лицензией прав). Охранник при применении специальных средств или огнестрельного оружия либо частный детектив при применении специальных средств, обязаны:

предупредить о своем намерении использовать такие средства, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в их применении создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой другие тяжкие последствия;

стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших или совершающих, а также от силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;

обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел;

немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.

Частные детективы и охранники, которым выдана лицензия, обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия. Применение частным детективом или охранником специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой лишение лицензии или другую ответственность, установленную законом.

Оказание сопротивления, угроза или насилие в отношении лиц, которые занимаются оказанием охранных услуг в связи с исполнением ими своих обязанностей, влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

На частную детективную и охранную деятельность распространяются правила применения специальных средств, которые установлены для органов внутренних дел. Детективы и охранники имеют право применять такие средства в следующих случаях:

для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью;

для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

Охранники имеют право применять огнестрельное оружие в случаях:

отражения нападения, когда их собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;

отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность;

предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие и специальные средства в отношении женщин; лиц с явными признаками инвалидности; несовершеннолетних (когда их возраст очевиден или известен охраннику), кроме случаев – оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни частного детектива (охранника) или охраняемой собственности.

Особая осторожность в применении оружия предусматривается при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица. О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать местный орган внутренних дел.

Контроль за частной детективной и охранной деятельностью осуществляют органы внутренних дел.

Надзор за неукоснительным соблюдением законов РФ осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.


Методические указания.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав