11.09.2019

Внешняя экспертиза товара по 44 фз. Методические рекомендации по экспертам (44-ФЗ). Экспертиза силами собственных сотрудников


Для проверки результатов исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта заказчик обязан провести экспертизу. При этом в ряде случаев для проведения экспертизы эксперты должны привлекаться со стороны, а в остальных случаях заказчик проводит экспертизу своими силами.

Приемка товара по 44-фз: акт приемки товара и документальное оформление

Например, в сфере строительства, существует четкий регламент. Акт приемки товара, работ и услуг составляется заказчиком в произвольной форме, так как никаких конкретных требований в законодательстве не предусмотрено. Приемка работ, товара и услуг и её экспертиза по 44-ФЗ Ст.94 Федерального закона 44-ФЗ регламентирует приемку товаров, работ и услуг.

Как провести экспертизу по 44-ФЗ

Проведение экспертизы по 44 ФЗ

По закону заказчик обязан привлекать эксперта в случаях, если закупка проводилась у единственного поставщика - так называемая внешняя экспертиза по 44 ФЗ.

Важно упомянуть, что правительство РФ может указать иные случаи, в которых обязательно осуществлять подобного рода аудит.

При приемке результатов исполнения контракта по иным закупкам организатор сам принимает решение, каким способом проводить экспертную проверку.

Рассмотрим подробнее вопрос о том, каким образом провести экспертную проверку своими силами. Соответствующий образец акта экспертизы по 44 ФЗ (бланк) можно скачать ниже.

В случае когда организатор считает, что обязательства по договору другой стороной не исполнены либо исполнены ненадлежащим образом, он должен в письменном виде направить отказ (с указанием всех причин) от подписания акта приема в порядке, установленном договором.

Важно отметить, что на заказчика возложена обязанность по формированию отчета о выполнении всех условий контракта (либо его неисполнении).

Что касается внешнего исследования, то по его окончании должен составляться отдельный документ, который содержит данные о дате, времени и месте его проведения, членах комиссии, а также результатах.

Что представляет собой контрактная система в области осуществления государственных и муниципальных закупок? Закон гласит о совокупности участников системы и осуществляемых ими закупочных действий, направленных на реализацию нужд федерального или регионального характера.

В контрактной системе немаловажным элементом является поиск подрядчика - лица, способного и согласного осуществлять определенные услуги.

физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.

4. В случае выявления в составе экспертов, экспертных организаций лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, заказчик должен принять незамедлительные меры, направленные на привлечение для проведения экспертизы иного эксперта, иной экспертной организации.

Акт внутренней экспертизы результатов исполнения контракта (выполнение работ, капитальный ремонт, 44-ФЗ) (примерная форма)

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

Акт проведенной экспертизы по 44 фз образец

Добрый день, Владимир

Для наших Слушателей у нас есть все, или почти все??

Прилагаю типовой приказ, положение, а также примерную форму внутренней экспертизы.

Как оформить результаты экспертизы по 44-ФЗ?

Согласно закону 44-ФЗ у заказчика существует обязанность проводить экспертизу результатов исполнения контракта. Напомним, что при закупках образовательными организациями на сумму до 400 тысяч рублей для проведения экспертизы не требуется привлекать сторонних экспертов или экспертных комиссий. В этом случае организация осуществляет экспертизу силами собственных сотрудников.

Минэкономразвития в своем письме № Д28И-1889 от 30.09.2014 пояснило вопрос относительно того, каким образом оформляется экспертиза по результатам контракта, проведенная организацией самостоятельно.

В указанном письме ведомство пояснило, что требования ч. 10 ст. 94 закона 44-ФЗ (необходимость прилагать к отчету заключение по результатам экспертизы) не распространяются на случаи, когда экспертиза проводится силами заказчика без привлечения сторонних экспертов .

Порядок оформления результатов экспертизы должен быть отражен во внутреннем локальном акте организации. Заказчик сам вправе выбрать, каким образом будет происходить оформление, например, путем составления документа о приемке товара с подписями (визами) сотрудников, привлеченных к экспертизе, или путем получения экспертного заключения от сторонней компании. Возможен и иной вариант.

При привлечении сотрудников организации к проведению экспертизы следует соблюдать нормы законодательства о труде.

Как автоматизировать процесс госзакупок?

Для этого удобно использовать бесплатную версию программы «Эконом-Эксперт». Скачать программу можно здесь.

О проведении экспертизы при госзакупках по 44-ФЗ

Закон о госзакупках (далее по тексту – закон) обязывает бюджетные учреждения не только строго следовать законодательным положениям при выборе исполнителя контракта при его заключении, но и требует проверки конечного результата работ исполнителя в рамках заключенного контракта. Законодатель возложил на заказчиков обязанность проводить экспертизу по результатам исполнения контракта, при этом не учитывается стоимость контракта. Неважно, закупаются ли продукты питания на 5 тысяч рублей или речь идет о закупке транспортных средств на миллионы рублей – заказчик должен провести экспертизу.

Стоит отметить, что Воронежской Облдумой внесен на рассмотрение законопроект, который предполагает изменение закона, в том числе в части проведения экспертизы. Депутаты предлагают отменить проведение экспертизы, если речь идет о закупках на сумму менее 500 тысяч рублей. К сожалению, пока неизвестно, когда будет принят данный законопроект.

Законодатель разделил случаи, когда бюджетное учреждение должно привлекать для экспертизы специальные организации (или физлиц), и предоставил возможность при определенных обстоятельствах обходиться силами своих сотрудников.

Проведение экспертизы с привлечением сторонних экспертов или экспертных организаций

Основания для привлечения стороннего эксперта

Согласно нормам закона заказчик обязательно должен привлечь стороннего эксперта или экспертную организацию, если речь идет о закупках у единственного поставщика. Закон содержит исключения из этого правила:

Правительство нашей страны может установить и иные случаи, когда привлечение экспертов обязательно, но пока такой перечень не установлен.

Заметим, что экспертиза результатов контракта нужна в любом случае при закупках у единственного поставщика образовательными организациями на сумму до 400 тысяч рублей . Но в этом случае закон позволяет проводить экспертизу собственными силами заказчика (т.е. привлекая штатного сотрудника).

Кто может быть экспертом?

Для осуществления экспертизы могут быть привлечены как юрлица, так и физлица, в том числе индивидуальные предприниматели, обладающие специальными знаниями, опытом и квалификацией. При этом следует учесть, что закон содержит ограничение для привлечения к экспертизе физлиц, в том числе и ИП: экспертами не могут быть физлица, которые работают или работали у заказчика или у поставщика менее 2 лет назад до даты проведения экспертизы.

Какого-либо определенного перечня экспертов и экспертных организаций государство не установило, поэтому вполне возможно самостоятельно выбирать организации и физлиц, предлагающих подобные услуги и имеющих подтверждение необходимых знаний и квалификации.

Документ, регулирующий отношения между заказчиком и экспертом

Проведение экспертизы происходит в рамках обычного гражданско-правого договора. С экспертом или экспертной организацией можно заключить договор на оказание услуг.

Результат экспертизы

По результатам работы эксперта заказчик должен получить от него заключение о том, может ли быть принято исполнение по контракту или нет. Само заключение должно быть подписано экспертом или представителем экспертной организации. Оно также может содержать предложения по устранению выявленных нарушений условий контракта и сроков их устранения, если данные нарушения не мешают в целом принять исполнение контракта.

Экспертиза силами собственных сотрудников

По выбору заказчика экспертиза может проводиться одним сотрудником или может быть создана целая приемочная комиссия, в состав которой должны войти не менее 5 человек.

Документы, которые должен оформить Заказчик по результатам экспертизы:

  1. документ о приемке;
  2. отчет;
  3. заключение по результатам экспертизы.

Документ о приемке

Порядок и сроки приемки и оценки результатов исполнения контракта должны быть указаны в контракте. В соответствии с данными условиями и проводится экспертиза. По результатам экспертизы заказчик должен оформить документ о приемке и подписать его. Если заказчик создал приемочную комиссию, то данный документ подписывает эта комиссия, а заказчик лишь утверждает её. Когда принять исполнение контракта не представляется возможным, то в сроки, установленные контрактом, заказчик направляет поставщику мотивированный отказ от подписания документа о приемке.

Законодатель возложил на заказчика обязанность помимо составления документа о приемке еще и составлять отчет, который должен отражать информацию о результатах исполнениях контракта (о поставленном товаре, об оказанной услуге или выполненной работе). Отчет должен размещаться в ЕИС и содержать следующую информацию:

  • об исполнении контракта и выполнении сроков;
  • о допущенных нарушениях при исполнении контракта и о мерах ответственности, примененных к нарушителю;
  • об изменениях, вносимых в контракт, или о его расторжении.

При этом к отчету необходимо приложить документ о приемке и заключение о проведении экспертизы.

Заключение по результатам экспертизы

Данная обязанность заказчика прослеживается, если буквально толковать норму закона (ч. 10 ст. 94). При этом данное положение не соответствует нормам ч. 5 и 7 указанной статьи, где указывается, что подобный документ оформляется, когда привлекаются сторонние эксперты. О том требуется ли оформление подобного документа или нет, если экспертиза проводится сотрудником заказчика, разъяснений компетентных органов пока не поступало.

Порядок проведения экспертизы сотрудниками заказчика и процедура привлечения сотрудников к выполнению данной работы не урегулированы законом, в отличие от проведения экспертизы сторонним экспертом, по которой даны небольшие инструкции в законе.

По общему смыслу трудового законодательства и при проведении аналогии можно сделать вывод о том, что возложение полномочий на сотрудника по проведению экспертизы – это дополнительные трудовые обязанности. Поэтому следует придерживаться норм трудового кодекса, регулирующих процедуру изменения трудовых отношений с работником в связи с изменением его трудовой функции. Напомним, что изменение трудовой функции работника возможно только с его согласия. Если работник согласен на новые условия, то необходимо заключить дополнительное соглашение к его трудовому договору и внести изменения в его должностную инструкцию. Кроме того, не лишним будет разработать внутренний локальный акт в организации, который бы регулировал процедуру проведения экспертизы.

Сам процесс проведения экспертизы в отсутствии специального регулирования можно сопоставить с проверкой поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ. Данная проверка проводится в соответствии с гражданским законодательством в рамках заключенных соответственно договоров поставки, оказания услуг и подряда (ст. 474, 513, 720 ГК РФ).

Напомним, что заказчик освобожден от обязанности составлять отчет и проводить экспертизу в том случае, если он разместил информацию о проведении госзакупок или приглашение принять участие в данных закупках на сайте госзакупок до дня вступления в силу закона – до 01.01.2014 года.

В заключение хочется отметить, что положительным моментом в привлечении сторонних экспертов является то, что у руководителя и сотрудников заказчика «не болит голова» относительно того, кого назначить ответственным за проведение экспертизы и как её провести. Но, с другой стороны, придется заплатить экспертам круглую сумму за каждую проведенную экспертизу, в то время как, штатный сотрудник будет выполнять экспертизы за должностной оклад.

Если у вас остались вопросы

Вы можете получить временный бесплатный доступ к разделу «Экспертиза» в справочной системе «Консультант заказчика». Там собраны ответы на вопросы по проведению экспертизы по 44-ФЗ. Получить доступ можно здесь.

Как делать отчеты автоматически?

Для автоматизации госзакупок удобно использовать бесплатную версию программы «Эконом-Эксперт». Скачать программу можно здесь.

Экспертиза по 44 ФЗ: акт и заключение

Контрактная система государственных и муниципальных закупок регулируется законодательно. В отношении этой системы действует громадное количество правил и требований. Важнейшим элементом здесь является проведение экспертизы. По 44-ФЗ, это совокупность специальных мероприятий, необходимых для регистрации товаров, услуг и работ. Именно про экспертизу и всю систему закупок будет рассказано в этой статье.

Общая характеристика 44-ФЗ

Согласно статье 1, предметом рассматриваемого нормативного акта являются отношения в области обеспечения региональных и федеральных нужд Российской Федерации. В частности, речь в законе идет о следующих явлениях и процессах:

  • качественные работы по определению поставщиков, исполнителей и подрядчиков;
  • планирование закупок услуг, товаров или работ;
  • проведение аудита в области закупок;
  • осуществление мониторинга;
  • заключение специальных гражданских договоров при покупке;
  • осуществление работ контрольно-надзорного типа за соблюдением российского законодательства.

Представленный Федеральный закон должен строго соответствовать конституционным нормам.

О системе закупок

Что представляет собой контрактная система в области осуществления государственных и муниципальных закупок? Закон гласит о совокупности участников системы и осуществляемых ими закупочных действий, направленных на реализацию нужд федерального или регионального характера. В контрактной системе немаловажным элементом является поиск подрядчика — лица, способного и согласного осуществлять определенные услуги. Именно с подрядчиком или с лицом, готовым продать определенный товар, заключается договор на контрактной основе. Государственным или муниципальным заказчиком при этом выступает соответствующий орган, наделенный властными полномочиями.

Все действия участников контрактной системы закупок отражаются в единой информационной системе. Здесь имеются данные о годовом объеме закупок, об общем количестве затрат, о стоимости полученных товаров и услуг и т.д.

Отдельно стоит отметить необходимость привлекать специальных экспертов при реализации действий по закупке. Экспертиза по 44-ФЗ нужна для изучения и оценивания предмета сделки, а также для подготовки экспертных заключений по участникам закупки.

На каких принципах базируется система?

По 44-ФЗ экспертиза, купля-продажа, занесение информации в специальный реестр и прочие действия, составляющие весь процесс закупок, должны базироваться на ряде специальных принципов. Под принципами в данном случае понимаются разного рода условия, идеи и убеждения, от которых ни в коем случае нельзя отступать. Вот что здесь стоит отметить:

  • принцип качественной организации электронного документооборота в системе;
  • принцип обеспечения здоровой конкуренции;
  • принципы открытости, прозрачности и гласности;
  • принцип профессионализма сторон сделки;
  • принцип стимулирования инновационных работ;
  • принцип ответственности за результативность обеспечения закупок;
  • принципы гуманности и соответствия законам Российской Федерации;
  • принцип применения национального режима и т.д.

Именно на всех представленных выше принципах базируется система исполнения, изменения или ликвидации контрактов.

Об исполнении контрактов

В статье 94 рассматриваемого нормативного акта закрепляются нормы, в соответствии с которыми должен оформляться, регистрироваться и приниматься контракт на реализацию закупок государственного или регионального характера.

Сам процесс исполнения контрактного договора состоит из ряда специальных мер, которые реализуются после заключения документа и имеют своими целями осуществление действий закупочного характера. Сюда включены пути взаимодействия поставщика с заказчиком в соответствии с нормами российского законодательства. Вот что здесь стоит выделить:

  • процесс приемки поставляемого товара, выполняемой услуги или работы;
  • оплата заказчиком услуги, работы или товара;
  • взаимодействие заказчика с поставщиком, исполнителем или подрядчиком при расторжении или изменении контракта.

В обязанности поставщика входит своевременное наделение заказчика достоверной информацией об условиях контракта. При этом исполнитель должен качественно реализовать все прописанные в документе обязанности.

В пунктах 6-12 статьи 94 рассматриваемого нормативного акта рассказывается о создании заказчиком специальной приемочной комиссии, о приемке результатов контракта поэтапно, о составлении отчетов и т.д. Немаловажное место занимает здесь экспертиза. По 44-ФЗ, это целый ряд мероприятий по проверке поставляемого товара или услуги. Именно про экспертные работы и будет рассказано далее.

Об экспертизе

Как реализуется проведение экспертизы по 44-ФЗ? Ответ на этот вопрос предоставляют пункты 3-5 статьи 94 рассматриваемого закона. Согласно нормативному акту, экспертные работы могут проводиться как силами самого заказчика, так и специальной экспертной комиссии, услугами которой необходимо своевременно пользоваться.

Естественно, далеко не всегда получится провести экспертные работы самому; тем более, если речь идет о таком важном заказчике, как государство или конкретный его регион. Порядок же проведения экспертных работ определяется российским Правительством.

В каких случаях необходимы экспертные работы?

Согласно закону, требования о реализации экспертных проверок недействительны в случаях, если речь идет о закупке товаров, услуг или работ, закрепленных на официальном сайте в интернете. Все остальные, можно сказать, незапланированные закупки необходимо проверять при помощи экспертной комиссии.

Для чего вообще проводят экспертизу? Закон говорит о проверке результатов исполнения работ подрядчиками на соответствие установленным в контракте нормам. Экспертные работы всегда проводятся либо во время приемки, либо при проверке оказанных услуг.

Как известно, исполнение обязательств или приобретение отдельных товаров может носить поэтапный характер. В этом случае экспертиза должна осуществляться для каждого конкретного этапа. Стоит обратить внимание на ситуации, когда поэтапность не указана в контракте, но на практике к ней все же приходится обратиться. В этом случае экспертные работы все так же необходимо осуществлять поэтапно.

О привлечении экспертов

У заказчиков часто возникает вопрос: как именно стоит осуществлять экспертные работы? Можно сделать все своими силами — дешево, но, вполне вероятно, не очень качественно, а можно с привлечением специалистов — профессионально, но с оплатой услуг. Естественно, большинство заказчиков выбирают первый вариант. Тем более, если речь идет о региональных или федеральных властях, где зачастую имеются свои штабы, в которых специалисты способны осуществлять экспертную деятельность. Но что же говорит закон? Согласно части 4 статьи 94 № 44-ФЗ, обязательное привлечение экспертов необходимо в ситуациях, когда закупка товаров или услуг реализуется всего у одного поставщика. Исключениями здесь могут выступать лишь следующие случаи:


Во всех остальных случаях допускается по 44-ФЗ внутренняя экспертиза, то есть без привлечения посторонних комиссий.

Как именно необходимо работать с экспертами? Закон устанавливает особый порядок, при котором соответствующие комиссии, зарегистрированные в государственных реестрах, имеют возможность запрашивать у поставщиков и заказчиков дополнительные материалы, связанные с условиями исполнения контракта. Результаты экспертных работ должны быть оформлены в специальном документе (по 44-ФЗ — акт экспертизы), который подписывается как самим заказчиком, так и представителем экспертной комиссии. При выявлении нарушений на приемке или во время проверочных работ может быть подана соответствующая жалоба, в которой должен указываться конкретный срок их устранения.

Внутренняя экспертиза по 44-ФЗ (образец оформления)

По 44-ФЗ проведение внутренних экспертных работ возможно лишь при строгом соблюдении норм закона, в которых устанавливается следующее:

  • руководитель организации (он же заказчик) формирует и регистрирует приказ о создании экспертной комиссии;
  • в составе комиссии должны находиться минимум 5 человек;
  • в приказе содержится номер и предмет контрактного документа, а также сроки и этапы проведения экспертных работ;
  • приемка все так же осуществляется в сроки, установленные в контракте.

При соблюдении данных условий возможна экспертиза по 44-ФЗ своими силами. В случае с отсутствием экспертов извне документ о приемке товара одновременно является и актом о проведении экспертных работ. Положение о проведении экспертизы (44-ФЗ) гласит, что акт должен быть размещен в государственной информационной системе в сети «Интернет».

Написание заявления

Проведение экспертизы осуществляется в рамках обыкновенного гражданско-правового договора. По результатам проведения внутренних экспертных работ лицо, являющееся заказчиком, обязано оформить и подать в информационный реестр всего один документ, включающий данные о приемке и об экспертизы. Привлечение же сторонних экспертов влечет за собой создание следующих документов:

  • акт о приемке;
  • акт об экспертизе;
  • заключение о проведении экспертизы.

В отчет (акт о проведении экспертных работ) входит информация об исполнении контракта и сроках, о нарушениях и принятых мерах ответственности, а также об изменениях, если таковые вносились в контракт. Заключение экспертизы по 44-ФЗ включает в себя оценочные данные о том или ином товаре, услуге или работе.

Экспертиза своими силами по 44-ФЗ + образец заполнения

Заключительной стадией исполнения договора, оформленного по нормам 44-ФЗ, становится приемка товара или услуг. Заказчик должен организовать проведение экспертизы. По ее итогам выносится решение о качестве исполнения поставщиком обязательств. Реализацию экспертизы можно доверить специализированным компаниям, но в большинстве случаев это делается силами заказчика. Порядок осуществления экспертизы регламентирован статьей 94 44-ФЗ.

В каких случаях необходимо проведение экспертизы и когда от нее можно отказаться

Основной целью проведения экспертизы становится определение качества выполнения поставщиком своих обязательств. Согласно части 3 статьи 94 44-ФЗ заказчик должен организовать такой контроль при любых закупках. Но выделяют и несколько исключений:

  1. Обеспечение федеральных потребностей в рамках статьи 93 44-ФЗ.
  2. Приобретение услуг компаний, предоставляющих экспертную оценку.
  3. В случае, когда в качестве объекта закупки выступают проектные работы или инженерно-геологические изыскания, которые прошли соответствующую экспертизу.
  4. Случаи, регламентированные отдельными постановлениями Правительства РФ.

Если поставка товара или оказание услуг по контракту предусмотрены в несколько отдельных этапов, то и приемка должна производиться частями. В этом случае понадобится несколько экспертиз. Такой порядок подтверждается письмом Минэкономразвития за номером Д28и-2919 от 31.12.14.

Обязательство по привлечению экспертов к оценке исполнения договора накладывается в случае приобретения у одного выбранного поставщика. Такое правило установлено частью 4 статьи 94 44-ФЗ.

Случаи проведения экспертизы собственными силами заказчика

Согласно положениям 44-ФЗ выделяют две разновидности экспертизы: внешняя и внутренняя. Первая реализуется с привлечением опытных профессиональных экспертов. Вторую заказчик организует самостоятельно. Использовать внутреннюю экспертизу не удастся в следующих случаях:

  • У заказчика отсутствуют в штате специалисты, обладающие квалификацией и уровнем знаний, достаточными для проведения грамотной оценки результатов исполнения поставщиком обязательств.
  • Между сторонами возникает конфликтная ситуация.
  • У организации заказчика недостаточно материально-технических ресурсов, которые требуются для проведения качественной оценки результатов исполнения договора.

В прочих случаях заказчик может организовать проверку своими силами. Привлекать экспертов также не запрещено. Это остается на усмотрение заказчика.

Порядок проведения экспертизы собственными силами

Чтобы организовать экспертизу самостоятельно заказчику необходимо соблюсти все правила проведения такой процедуры. Она должна состоять из следующих этапов:

  1. Руководитель организации издает приказ о формировании экспертной комиссии из числа сотрудников. В нее должно входить пять или более компетентных специалистов. В приказе обязательно прописываются реквизиты контракта, реализация которого оценивается, а также сроки его исполнения и этапность.
  2. Сформированная комиссия оценивает результат исполнения договора. При этом должны быть выдержаны сроки, прописанные в договоре.
  3. По итогам работы комиссии оформляется документ о приемке. Это может быть акт приема-передачи или заключение по результатам работы комиссии. В нем должны быть отражены все выполненные работы, сроки исполнения поставщиком своих обязательств, наличие претензий какой-либо стороны. Перед составлением такого документа заказчикам рекомендуется ознакомиться с образцом.
  4. Если комиссия выявляет несоответствие условиям контракта — заказчик должен отказать в приемке товара. При этом поставщику направляется претензия с требованием устранить нарушение. Исполнение контракта может быть призвано надлежащим только после того, как поставщик устранит все недочеты.
  5. После подведения итогов экспертизы заказчик обязан отразить в отчете информацию о ненадлежащем или надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств. Это правило не распространяется на малые закупки у единственного поставщика.
  6. Отчет об исполнении контракта размещается в ЕИС. К нему прикладывается документ, сформированный по результатам работы экспертной комиссии.

В некоторых случаях результатом работы комиссии становится принятие решения о расторжении контракта в одностороннем порядке. Заказчик составляет письмо об этом и направляет его поставщику. Если недочеты не устраняются, договор автоматически расторгается. После этого заказчик обязан передать сведения о таком поставщике в РНП.

Законодательно на заказчика не накладывается обязанность оформлять результаты экспертизы отдельным заключением. Во многих случаях достаточно упомянуть о реализации такой оценки и ее итогах в документе, подтверждающем приемку. При этом обязательно должны быть проставлены подписи всех членов комиссии.

Экспертиза собственными силами помогает заказчику сэкономить средства на вызове эксперта, быстро провести приемку. При этом гарантируется надлежащее исполнение поставщиком своих обязательств. В случае возникновения конфликтных ситуаций должны быть привлечены профессиональные эксперты.

  • Приемка работ по 44-ФЗ: сроки и особенности проведения Расскажем, как оформить результаты приемки контракта в соответствии с 44-ФЗ и какие основания для отказа в приемке работ могут быть. Прежде чем оплачивать подрядчику выполненные им работы по контракту, заказчику следует эти работы принять. Они должны быть […]
  • Новости госзакупок Экспертиза исполнения контракта по Закону № 44-ФЗ Экспертиза исполнения контракта по Закону № 44-ФЗЭкспертиза исполнения контракта предусмотрена Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Есть закупки, при которых проведение экспертизы по Закону № 44-ФЗ – право учреждения. Если внешняя […]
  • Заявление о замене залога Уважаемые Стипендиаты и Залогодатели! Для замены предмета договора залога принимаются во внимание следующие критерии: Договор залога, после подписания обеими сторонами, подлежит регистрации в Департаментах юстиции (черезЦОН-ы) по месту нахождения недвижимого имущества. После регистрации […]
  • Общественный транспорт Общественный транспорт Казани По всем вопросам, касающимся транспортного обслуживания, Вы можете обратиться в Комитет по транспорту г.Казани по телефону 292-87-93 или по телефону «горячей линии» 275-30-50. К кому еще можно обратиться по поводу работы транспорта? Министерство транспорта и […]
  • Проводка по налогу на прибыль Актуально на: 24 февраля 2016 г. Для налоговых расчетов с бюджетом в Плане счетов бухгалтерского учета (утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) предусмотрен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». К данному счету нужно открыть субсчет, соответствующий конкретному налогу, например, […]
  • Доходные вложения в материальные ценности это основные средства 1.7. Доходные вложения – это основные средства Под доходными вложениями в материальные ценности понимаются вложения организации в часть имущества, в здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, […]
  • razvlekushki Приказ О Норме Выдачи Спецодежды Образец Обновлены нормы выдачи спецодежды и средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда. В новых нормах существенно расширен перечень профессий (с 94 до 195 профессий), для которых предусмотрена выдача […]
  • Окружные суды США Окружные суды в США Основным звеном федеральной судебной системы США являются окружные суды. Вся территория США разделена на отдельные округа с учетом уже сложившихся границ между штатами. В каждом штате имеется от одного до четырех округов. Созданы окружные суды также и во всех заморских […]

После того, как Поставщик исполнил контракт, Заказчик осуществляет приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги и обязан привлечь экспертов, экспертные организации для выполнения экспертизы результатов исполнения контракта.

Для чего и в каких случаях проводится экспертиза по 44-ФЗ

Согласно ч.3 ст.94 № 44-ФЗ Экспертизу проводят для проверки результатов исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в части их соответствия условиям контракта. Заказчик обязан провести экспертизу при приемке товара или результата оказания услуги, выполнения работы по контракту.

Исключение:

  • исполнение поставщиком обязательств по контрактам, заключенным до вступления в силу 44-ФЗ.
  • в случае, когда контрактом предусмотрено поэтапное исполнение обязательств, экспертиза результатов и их приёмка проводится по окончании каждого такого этапа.

Если в контракте не указано поэтапное исполнение контрактных обязательств, но фактически приемка и оплата производятся периодически, например, ежемесячно, у Заказчика возникает обязанность провести экспертизу в каждом случае приемки результатов (см. Письмо МЭР от 31.12.2014 №Д28и-2919).

Заказчик обязан привлечь экспертов, если закупка осуществляется у единственного поставщика (ч.4 ст.94 № 44-ФЗ).

Исключения:

  • закупка услуг экспертных организаций, экспертов
  • закупки по основаниям, предусмотренных пунктами 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47 — 48 части 1 статьи 93
  • предметом закупки является разработка проектной документации объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, уже прошедшие обязательную государственную или негосударственную экспертизу.

Привлекаем экспертов

  1. К проведению экспертизы могут привлекаться эксперты, экспертные организации только на основании контрактов, заключенных в соответствии с 44-ФЗ.
  2. Эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта.
  3. Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации. В случае, если по результатам экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке, в заключении могут содержаться предложения об устранении нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.

Экспертиза силами заказчика

Руководитель издает приказ о создании экспертной комиссии.

В состав комиссии включаются не менее 5 человек.

В приказе о проведении экспертизы указывается номер и предмет контракта, по которому проводится экспертиза, сроки и этапы ее проведения.

Приемка результатов исполнения контракта

Приёмка осуществляется в порядке и в сроки, установленные контрактом.

Если экспертизу проводили эксперты, заказчик обязан учесть выводы, представленные в заключении по результатам экспертизы.

Если же эксперты не привлекались, то документ о приемке товара, работы, услуги, оформленный и подписанный заказчиком, является одновременно документом, подтверждающим проведение экспертизы силами заказчика . Это может быть акт сдачи-приемки, либо какой-то иной документ, в котором перечисляются выполненные работы или поставленные товары, а также фиксируются претензии сторон, при наличии таковых.

Если выявленное несоответствие не препятствует приёмке результатов исполнения контракта, либо оно уже устранено исполнителем, то заказчик вправе не отказывать в приёмке.

В случае если Заказчик считает, что результаты исполнения не соответствуют требованиям контракта (в том числе и на основании заключения экспертов), то он должен направляет поставщику в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа, в сроки, которые определены в контракте для приемки результатов.

Также Заказчик должен сформировать отчет с информацией об исполнении/ненадлежащем исполнении обязательств по контракту (по каждому этапу).

Исключение:

  • контракты, заключенные в соответствии с пунктами 4 («малые» закупки), 5 (закупки учреждений культуры до 400 тыс.руб.), 23 или 44 части 1 статьи 93.

Отчет должен быть размещен в единой информационной системе, к нему прикладывается документ, свидетельствующий о приемке результатов (или документ, содержащий обоснованный отказ в приемке). А если экспертиза проводилась силами экспертов, то и заключение, составленное по итогам экспертизы.

Центр госзаказа МАП имеет опыт выдачи экспертных Заключений в рамках 44 ФЗ.

Материал подготовлен специалистами ЦЕНТРА ГОСЗАКАЗА МАП

При приемке товаров (услуг, работ) заказчик должен провести экспертизу результатов исполнения контракта. Осуществить ее с помощью экспертов или своими силами? Что лучше?

После того, как поставщик выполнил взятые на себя контрактные обязательства, заказчик осуществляет их приемку. При этом он должен провести экспертизу (экспертную оценку) результатов исполнения контракта. В данной статье будут рассмотрены вопросы, касающиеся того, в каких случаях проведение экспертизы является обязательным условием, в чьи обязанности входит ее проведение и каким образом оформляются ее результаты.

Экспертиза по Закону № 44: при каких обстоятельствах и для чего она проводится

Экспертиза по Закону № 44 проводится, чтобы проверить результаты исполнения поставщиком (подрядчиком) контрактных обязательств, касающихся их соответствия условиям подписанного контракта. Обязанностью заказчика является обеспечение проведения экспертизы при приемке поставленных товаров (услуг, работ) по заключенному договору. Это регламентировано Законом № 44 (статья 94, часть 3).

Однако предусматриваются и исключения. Это относится к исполнению поставщиком контрактных обязательств, если договор был заключен до вступления в силу норм Закона № 44. Так, если контракт предусматривает поэтапное исполнение обязательств, то приёмка и экспертная оценка результатов проводится после окончания каждого из этих этапов.

Даже если контракт не содержит условий об исполнении контрактных обязательств поэтапно, однако по факту приемку и оплату товаров (услуг, работ) проводят периодически, то обязанностью заказчика является обязательное проведение экспертизы при каждой приемке результатов (данное требование содержится в Письме МЭР Российской Федерации №Д28и-2919 от 31 декабря 2014 года).

Каким образом проводить экспертизу: самостоятельно либо привлекая экспертов?

Если закупка проводится у одного единственного поставщика, заказчик должен привлечь экспертов. Это регламентировано Законом № 44 (статья 94, часть 4).

Однако предусматриваются исключения.

  • В случае закупки услуг экспертных организаций (экспертов).
  • В случае осуществления закупок по основаниям, которые предусматривает Закон № 44, (часть 1 статьи 93, пункты 1-9, 14-15, 17-23, 25-26, 28-30, 32-33, 36, 40-42, 44-45).
  • При проведении закупок в целях обеспечения федеральных нужд (предусмотрено статьёй 93 Закона № 44).
  • Если в качестве предмета закупки выступает разработка проектной документации по объектам капитального строительства либо результаты инженерно-геологических изысканий, которые прошли экспертизу (негосударственную либо государственную).
  • Обязанностью заказчика также является привлечение экспертов в других случаях, при условии, что данные случаи регламентированы документами, принятыми Правительством России.

В остальных случаях заказчиком самостоятельно принимается решение, касающееся привлечения экспертов либо проведения экспертной оценки своими силами.

Экспертиза с привлечением экспертов.

  1. Экспертные организации (эксперты) привлекаются к проведению экспертизы лишь на основании контрактов, которые заключены с учетом требований Закона № 44.
  2. У экспертных организаций (экспертов) есть право запрашивать у поставщиков и заказчиков дополнительные материалы, которые непосредственно относятся к условиям исполнения контрактных обязательств, а также этапам их исполнения.
  3. Оформляются результаты экспертизы путем составления заключения, подписываемого представителем экспертной организации (экспертом). Если по итогам проведенной экспертизы были установлены какие-либо нарушения требований контракта, которые не препятствуют приемке, то заключение может содержать предписания по устранению этих нарушений (в этом случае обязательно нужно указывать сроки их устранения).

Экспертиза, проводимая силами заказчика

Руководителем организации издается приказ о формировании экспертной комиссии. В её состав должно быть включено не меньше пяти человек. В приказе указываются предмет контракта, являющийся объектом проведения экспертной оценки, его номер, а также этапы и конкретные сроки её проведения.

Исполнение контракта: приемка результатов

Приёмку осуществляют в сроки, а также в порядке, оговоренном в контракте. В ходе проведения экспертизы экспертами, заказчик должен учесть выводы, которые представлены в заключении по итогам экспертизы. Если эксперты привлечены не были, то документ, подтверждающий приемку товаров, который оформлен и подписан заказчиком, является также документом, свидетельствующим о проведении экспертной оценки непосредственно заказчиком. Это может быть приемо-сдаточный акт или какой-либо другой документ, где перечислены все поставленные товары (оказанные услуги, выполненные работы), а также зафиксированы претензии сторон (если таковые имеются).

Если выявленное по итогам приемки результатов работ несоответствие не является препятствием исполнения контракта в целом, либо исполнитель его уже устранил, то заказчик принимает работы (товары, услуги). Однако если заказчик полагает, что результаты исполнения контракта не соответствуют предъявляемым требованиям (основанием для этого может быть экспертное заключение), то он вправе отказаться подписывать документ. В этом случае в сроки, оговоренные контрактом, он обязан направить поставщику мотивированный отказ в письменной форме.

Помимо этого, обязанностью заказчика является формирование отчета, где должна содержаться вся информация об исполнении либо ненадлежащем исполнении контрактных обязательств (по каждому из этапов).

Однако предусматриваются исключения в отношении контрактов, заключенных на «малые» закупки (пункт 4 Закона № 44), закупки для учреждений культуры в сумме не более 400000 рублей (пункт 5 Закона № 44 и пункты 23, 44 статьи 93). Составленный по итогам проведенной экспертизы отчет нужно разместить в информационной системе. К нему необходимо приложить документ, подтверждающий приемку результатов экспертизы либо обоснованный отказ. Если же экспертиза проводилась экспертами, то в ЕИС должно быть размещено также заключение по её итогам.

Ситуация : Правомерно ли проводить экспертизу силами заказчика, если контракт расторгнут в одностороннем порядке?

Проводить экспертизу в такой ситуации правомерно. Такой вывод вытекает из Решения по делу № А63-6507/2014 от 17 марта 2015 года, которое было принято Арбитражным судом Северо-Кавказского округа.

Расторжение договора в одностороннем порядке инициировано заказчиком по причине ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств. Данные о нем включены в РНП (реестр недобросовестных поставщиков). С этим решением поставщик не был согласен, поэтому обжаловал его в суде. По мнению поставщика, проведение экспертной оценки товара силами заказчика – это незаконная экспертиза, не являющаяся неопровержимым доказательством, поскольку проводилась она сотрудниками заказчика, которых можно считать заинтересованными лицами. Этот вывод суд признал ошибочным, поскольку экспертиза товара собственными силами была проведена заказчиком на основании норм Закона № 44 (статья 94). Помимо этого, к делу приобщено заключение экспертизы, которую проводил заказчик, и у поставщика нет никаких доказательств ее опровержения.

Таким образом, если нужно принять решение, касающееся того, проводить ли экспертизу самостоятельно, либо с привлечением экспертных организаций (экспертов), нужно руководствоваться положениями Закона № 44, учитывая при этом условия заключенного контракта.


Дата: 09.11.2017

В соответствии с 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, заказчик обязан провести экспертизу. Проводить такую экспертизу заказчик может как своими силами, так и с привлечением экспертов или экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в рамках того же 44-ФЗ 1 .

При этом закон определяет случаи, в которых заказчик обязан привлекать для проведения экспертизы именно внешние экспертные ресурсы 2 . К таким случаям относятся следующие закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Поставка культурных ценностей (в том числе музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение), предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и аналогичных фондов.
  2. Производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством РФ 3 .
  3. Заключение учреждением, исполняющим наказания, контракта на поставку товара для государственных нужд при приобретении указанным учреждением сырья, материалов, комплектующих изделий для производства товара, выполнения работы, оказания услуги в целях трудоустройства осужденных на основании договоров, заключенных с юридическими лицами, при условии, что приобретение указанным учреждением таких сырья, материалов, комплектующих изделий осуществляется за счет средств, предусмотренных этими договорами.
  4. Заключение контракта на оказание услуг по участию в мероприятии, проводимом для нужд нескольких заказчиков, с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), который определен заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия.
  5. Признание определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом несостоявшимся и принятие заказчиком решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по согласованию с ФАС (только при закупке для нужд субъекта РФ и муниципальных нужд).
  6. Заключение контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность.
  7. Заключение федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ.
  8. Заключение организациями, осуществляющими образовательную деятельность и признанными в соответствии с законодательством об образовании федеральными или региональными инновационными площадками, контрактов на поставки оборудования (в том числе его техническую эксплуатацию), программного обеспечения, необходимых для внедрения научно-технических результатов и результатов интеллектуальной деятельности, с обладателем исключительных прав на такие оборудование и программное обеспечение за счет средств, выделенных на развитие инновационной инфраструктуры в системе образования.
  9. Осуществление закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Минпромторгом РФ 4 .
  10. Заключение органами исполнительной власти, органами местного самоуправления контрактов на приобретение жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к жилью экономического класса, установленным Минстроем РФ 5 , с юридическим лицом, заключившим в соответствии с ГК РФ договор об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, по цене и в сроки, которые определены договором об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договором о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, при условии, что договором об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договором о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса предусмотрено заключение государственных и (или) муниципальных контрактов.
  11. Заключение органами исполнительной власти, органами местного самоуправления контрактов на приобретение жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к жилью экономического класса, установленным Минстроем РФ5, с лицом, заключившим в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», договор безвозмездного пользования земельным участком для строительства жилья экономического класса, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство жилья экономического класса, договор аренды земельного участка для строительства жилья экономического класса, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство жилья экономического класса, или договор аренды земельного участка для строительства в минимально требуемом объеме жилья экономического класса, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматриваются в том числе строительство в минимально требуемом объеме жилья экономического класса и иное жилищное строительство, по цене и в сроки, которые определены любым из этих договоров, при условии, что им предусмотрено заключение государственных и (или) муниципальных контрактов.
  12. Осуществление субъектами РФ за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», закупки работ или услуг по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, строительству и оснащению таких объектов у организаций, включенных в перечень, утвержденный Правительством РФ.

Отметим, что закон дает право Правительству РФ определить иные случаи обязательной внешней экспертизы результатов контракта, но на момент подготовки данной статьи таких случаев установлено не было.

Таким образом, заказчик по своему усмотрению может проводить экспертизу результатов исполнения контракта самостоятельно или с привлечением внешних экспертных ресурсов, но внешняя экспертиза обязательна только в некоторых случаях закупки у единственного поставщика.

Следует учитывать, что дополнительно закон освобождает заказчика от проведения обязательной внешней экспертизы, если через закупку у единственного исполнителя была проведена закупка услуг самих внешних экспертов (экспертных организаций), а также в случае, если при закупке у единственного подрядчика результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства РФ 6 .

Обратим внимание, что, хотя отсутствие экспертизы результатов исполнения контракта не является административным правонарушением, оно может быть основанием для предъявления заказчикам претензий со стороны контрольных органов.

Также следует указать, что если при закупках малого объема у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) 7 заказчик не заключает контракт в письменном виде (например, товар приобретается за наличный расчет по кассовому и товарному чеку), то экспертиза поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги не проводится 9 .

Наконец, важным моментом является то, что экспертиза проводится не только в конце исполнения всего контракта, но и по каждому его отдельному этапу, предусматривающего осуществление заказчиком соответствующей оплаты. Так, например, если поставка товара и оплата осуществляются ежемесячно, то заказчик должен осуществлять экспертизу тоже ежемесячно 10 .

Экспертиза результатов исполнения контракта собственными силами заказчика

Согласно мнению Минэкономразвития РФ если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки ТРУ, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке ТРУ 11 . Таким образом, документальное подтверждение проведения требуемой законом экспертизы осуществляется очень просто: если заказчик, например, подписывает акт сдачи-приемки ТРУ, то этим самым он одновременно подтверждает и проведение экспертизы результатов исполнения контракта собственными силами, отдельный документ о проведенной экспертизе не составляется 12 .

Но, конечно же, такая ситуация имеет место только в случае, если заказчик удовлетворен результатами исполнения контракта. В противном случае итоги экспертизы должны быть включены заказчиком в письмо поставщику (подрядчику, исполнителю) об отказе от приемки ТРУ по контракту - здесь эти итоги выступают в качестве мотивировочной составляющей такого отказа 13 . Кроме того, экспертизу своими силами заказчик вправе произвести и для одностороннего расторжения контракта 14 .

Экспертиза результатов исполнения контракта с привлечением внешних экспертных ресурсов

Для проведения экспертизы заказчик должен осуществить закупку соответствующих услуг у экспертов или экспертных организаций в рамках 44-ФЗ. Например, в сентябре-октябре 2017 г. Администрация Становлянского муниципального района Липецкой области провела электронный аукцион для закупки услуг по экспертизе результата выполненной работы по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения с НМЦК в размере 133 тыс. руб.. В аукционе приняли участие две экспертные организации - МУП «Горэлектросеть» г. Липецка и ООО «АТИ Липецка», которое и стало победителем аукциона, предложив цену контракта в размере 130 тыс. руб. 15

В соответствии с 44-ФЗ к экспертам и экспертным организациям должны предъявляться определенные требования 16 . Например, эксперты (физические лица) не должны иметь имущественных интересов в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза; экспертные организации не должны быть юридическими лицами, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем 20 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем 20 % вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц; и т.д. При этом от эксперта или экспертной организации требуется письменное уведомление как заказчика, так и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы 17 . В свою очередь в случае выявления в составе экспертов или экспертных организаций лиц, выполнение которыми экспертизы является недопустимым, заказчик должен принять незамедлительные меры, направленные на привлечение для проведения экспертизы иного эксперта или иной экспертной организации 18 .

Обратим внимание, что на практике привлечение заказчиком к проведению экспертизы тех экспертных организаций, которые не соответствуют установленным в законе требованиям, а также отсутствие со стороны этой организации соответствующего уведомления поставщика о допустимости проведения этой организацией экспертизы, может быть основанием для критичного отношения контрольных органов и судов к достоверности такой экспертизы 19 .

Для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта, а результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству РФ 20 . В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.

Экспертное заключение должно учитываться приемочной комиссией при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов исполнения контракта 13 .

Заключение экспертов (экспертных организаций) является приложением к отчету об исполнении контракта и размещается заказчиком вместе с этим отчетом в ЕИС 22 .

Следует отметить, что экспертиза результатов исполнения контракта с привлечением внешних экспертных ресурсов может проводиться заказчиком не только при приемке предусмотренных контрактом ТРУ, но и в ходе исполнения контракта, если заказчик не удовлетворен ходом его исполнения и намерен в одностороннем порядке расторгнуть контракт, при этом если такая экспертиза проведена, то решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы в экспертном заключении будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта 22 .

1 Ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2 Ч. 4. ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3 Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1292 «Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)».

4 Приказ Минпромторга РФ от 01.12.2008 № 373 «Об утверждении Положения о регистрации Министерством промышленности и торговли Российской Федерации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства».

5 Приказ Минстроя России от 14.11.2016 № 800/пр «Об утверждении условий отнесения жилых помещений к жилью экономического класса».

6 Ст. 49 ГК РФ

7 См., например, Представление Счетной палаты РФ от 28.10.2016 № ПР 11-265/11-04 «О результатах контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности расходования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2014 - 2015 годах и истекшем периоде 2016 года» в Администрации Смоленской области.

8 В соответствии с п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

9 См. Письмо Минэкономразвития России от 26.12.2016 № ОГ-Д28-15314.

10 См., например, Письмо Минэкономразвития России от 20.03.2017 № ОГ-Д28-3108.

11 См., например, Письмо Минэкономразвития России от 20.03.2017 № ОГ-Д28-3108, См. Письмо Минэкономразвития России от 21.02.2017 № Д28и-846.

12 См. Письмо Минэкономразвития России от 21.02.2017 № Д28и-846.

13 Ч. 7 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

14 См., например, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.03.2015 № Ф08-1182/2015 по делу N А63-6507/2014.0146300004517000035.

15 www.zakupki.gov.ru - закупка № 0146300004517000035.

16 См. п. 15 ст. 3 и ч. 2-5 и 8 ст. 41 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

17 Ч. 3 ст. 41 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

19 См., например, Решение Челябинского УФАС России от 04.12.2014 по делу № РНП-74-173/2014, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10.04.2017 N Ф06-19324/2017 по делу N А49-14735/2015.

20 Ч. 5 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

21 Ч. 10 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

22 Ч. 10-11 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Чтобы проверить, насколько результат поставки, работы или услуги соответствует условиям контракта, заказчик проводит экспертизу. Это важный этап приемки. Как проходит экспертиза, какая бывает и какой документ нужно составить по итогу, читайте в материале.

Когда проведение экспертизы по 44-ФЗ обязательно

По требованиям 44-ФЗ экспертиза обязательна всегда. Заказчик может выбрать лишь тип процедуры. Экспертиза может быть внутренней. В этом случае проверку либо поручают контрактной службе, либо созывают приемочную комиссию не менее чем из пяти человек. Комиссию формировать необязательно. Она создается по усмотрению заказчика. Второй вид - внешняя экспертиза. В этом случае проверку проводит эксперт или экспертная организация.

Случаи, когда экспертиза с привлечением специалистов обязательна, может устанавливать Правительство РФ.

Экспертиза своими силами по 44-ФЗ

Внутренняя экспертиза может проводиться по одному из трех сценариев. В первом случае ее можно поручить специально созданной комиссии по приемке. Во втором - контрактному управляющему или контрактной службе. Также заказчик может создать специальную комиссию из числа сотрудников (в этом случае одновременно будут функционировать две комиссии) или уполномочить отдельное лицо из числа работников организации (в помощь контрактному управляющему).

Рекомендуем поставить перед сотрудниками конкретные вопросы и задачи: на что обращать внимание при оценке. Если идет приемка товара, необходимо проверить, нет ли брака, цела ли упаковка, нет ли повреждений в результате транспортировки, вся ли партия поставлена, соблюден ли срок годности, в порядке ли сопроводительные бумаги, есть ли все необходимые сертификаты.

Если проводите экспертизу своими силами, можно не составлять отдельно акт приемки и заключение экспертизы. Объедините эти два документа в один.

Положение

Если проводится внутренняя процедура, то есть экспертиза своими силами, необходимо положение. В нем заказчик определяет порядок экспертизы. Включите в положение следующую информацию:

  • сформирована ли комиссия, если да - перечислите, кто в нее входит;
  • метод экспертизы;
  • срок проведения проверки;
  • порядок действий на случай, если будут обнаружены недостатки.

С 31 июля 2019 года отменили обязанность привлекать к приемке экспертов и экспертные организации. Правительство вправе принять решение, в каких случаях проводить экспертизу поставки с помощью сторонних экспертов или организаций обязательно. Читайте подробнее в рекомендации, как без ошибок провести экспертизу и приемку результатов контракта.

Внешняя экспертиза по 44-ФЗ

В качестве эксперта можно привлечь ИП или физлицо, также можно нанять экспертную организацию. К ним предъявляют определенные требования. Во-первых, должны быть познания в области, к которым относится товар, работа или услуга. Во-вторых, нельзя нанимать людей, которые в последние 2 года работали у заказчика или поставщика или имеют конфликт интересов. Кроме того, внешние эксперты не должны входить в число закупочной комиссии.

С экспертом или экспертной организацией необходимо заключить официальный договор. Там стороны определяют порядок оказания услуги и основные условия - сроки, стоимость. В цену включайте все расходы исполнителя, в том числе, командировочные, а также налоги, сборы и т.д. Подробно пропишите, как будет проходить приемка, утвердите перечень необходимых документов. Составьте техзадание для экспертов. Это список вопросов, на которые они должны ответить во время экспертизы.

Итак, перед экспертами стоит задача проверить:

  • соответствие товара принятым на госуровне нормативам, стандартам;
  • соответствие техзаданию;
  • соответствие реальных характеристик маркировке на продукции, сведениям на ярлыке и этикетке;
  • соответствие реальных свойств тем, что указаны в сопроводительных документах;
  • цельность и качество упаковки;
  • условия транспортировки;
  • условия хранения.

Если говорить о работах и услугах, их результат также оценивают по стандартам и нормативам, требованиям техзадания. Также проверка касается объемов работ, сроков и качества.

По закону эксперты вправе запрашивать у заказчика документы, связанные с исполнением контракта, а он обязан их предоставить.

Акт экспертизы товара по 44-ФЗ: образец

По итогу внешней экспертизы составляют итоговый акт или заключение. Если товар или работу приняли без серьезных замечаний, в документе должна быть фраза «подтверждает соответствие» или слово «соответствует» по каждому из критериев оценки. Если обнаружены нарушения, эксперты должны дать рекомендации по их устранению, установить конкретный срок и назначить ответственных лиц.

По закону, у экспертной организации есть 4 дня после запроса заказчика на то, чтобы подготовить заключение. Оно содержит:

  • информацию о контракте;
  • сведения о сторонах - заказчике и поставщике;
  • данные об исполнении контракта;
  • должности и ФИО экспертов;
  • критерии, по которым проводилась оценка;
  • итоговый вывод о соответствии или несоответствии товара, работы или услуги техзаданию;
  • перечень нарушений, если они были выявлены;
  • дату и подпись эксперта.

Обратите внимание, что существуют специфические товары, работы и услуги, для экспертизы которых необходимы исследования и испытания. Проводить такие процедуры могут только эксперты и компании с соответствующими лицензиями. Учитывайте это при выборе организации.

Вложенные файлы

  • Контракт на оказание услуг внешней экспертизы исполнения контракта.docx
  • Заключение по результатам экспертизы, проводимой силами заказчика.docx
  • Акт о приемке товара.docx
  • Техническое задание на оказание услуг внешней экспертизы исполнения контракта.docx
  • Акт об оказании услуг внешней экспертизы исполнения контракта.docx

© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав