16.08.2019

Нпа связанные с трудовым правом. Нормативные акты по трудовому праву. Основные положения трудового законодательства


Виды НПА в трудовом законодательстве

Социально-трудовые отношения регулируются целым рядом нормативно-правовых актов.

К нормативным правовым актам, которые регулируют трудовые правоотношения, относятся следующие:

  • трудовое законодательство (ТК РФ, иные федеральные законы и законы субъектов РФ, которые содержат трудовые нормы);
  • иные НПА, которые содержат нормы трудового права;
  • указы Президента;
  • постановления Правительства и НПА, которые издают федеральные органы исполнительной власти;
  • НПА органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • НПА, изданные органами местного самоуправления.

Замечание 1

При этом нормы трудового права любого вида НПА не должны вступать в противоречие с ТК РФ, Конституцией, ратифицированными международными актами. Как правило, существует запрет на ухудшение положения работников при помощи актов стоящих ниже органов в иерархии государственной власти. Так, региональные законы не могут противоречить федеральным и подлежат отмене в случае коллизии норм.

Трудовой кодекс как важнейшая норма трудового законодательства

ТК РФ является кодифицированным законодательным актом, определяющим трудовые отношения между субъектами (работники и работодатели).

К основным задам ТК РФ относятся следующие:

  • создание требуемых текущей действительностью правовых условий для достижения согласования интересов сторонами трудовых правоотношений;
  • осуществление правового регулирования отношений в трудовой сфере;
  • регулирование отношений по вопросам организации труда, трудоустройства, профессиональной подготовки и переподготовки и повышения квалификации трудящихся;
  • надзор и контроль в части соблюдением установленных трудовым законодательством норм;
  • разрешение трудовых споров.

Стоит отметить, что определенная роль отводится и судебной практике:

  • Обобщение судебной практики на уровне Верховного Суда РФ способствует совершенствованию действующего трудового законодательства , т.к. выявляют их недостатки, сказывающиеся на результатах правоприменения. Выявляются пробелы, неполнота, двусмысленность, синонимия, коллизия правовых норм.
  • Постановления Пленума ВС РФ являются обязательными для судебных органов.
  • Требования ВС РФ косвенно определяют поведение работодателя в решении трудового спора, который возник между ним и работником.

Замечание 2

Тем не менее, ТК РФ не относит судебную практику к системе НПА, которые содержат нормы трудового права. В РФ отсутствует признание прецедента, например, как в США, где прецедент формирует законодательство.

В свою очередь, постановления Конституционного Суда играют большую роль в формировании правовой системы. Так, если определенная норма будет признана неконституционной, она утрачивает свою юридическую силу, вносятся соответствующие изменения в законодательство.

Специфика норм трудового законодательства

НПА, регулирующим трудовые правоотношения, присуща определенная специфика:

  • В процессе разработки, принятия и применения НПА в трудовой сфере локального уровня участвуют профессиональные союзы.
  • Трудовому праву характерно принятие НПА государственными специализированными функциональными органами управления, которые занимаются вопросами труда.
  • Существенное место в трудовом законодательств отводится локальным нормативным правовым актам, принимающимся и действующим в отдельных организациях.
  • НПА, которые содержат нормы трудового права, делятся на общие (для всех) и специальные (например, это относится к женщинам; несовершеннолетним; инвалидам; работникам отдельных сфер.

Понятие трудового законодательства
Система трудового законодательства
Приоритет нормативных правовых актов , регулирующих трудовые отношения
Случаи нарушения приоритета , установленного для трудового законодательства
1. Трудовое законодательство представляет собой систему норма ­ тивных правовых актов , посредством которых регламентируют­ся трудовые отношения. Основным актом трудового законода­тельства является Трудовой кодекс РФ - сводный федеральный закон, действующий на всей территории РФ.
Согласно ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство относится к совместному ведению РФ и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные норма­тивные правовые акты субъектов РФ.
2. Регулирование трудовых и иных1 непосредственно связанных с ними отношений осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и другими норма­тивными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
Трудовым кодексом РФ;
иными федеральными законами;
указами Президента РФ;
постановлениями Правительства РФ и нормативными право­выми актами федеральных органов исполнительной власти;
конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
актами органов местного самоуправления и локальными нор­мативными актами, содержащими нормы трудового права, ко­торые составляют систему трудового законодательства .

3. Трудовой кодекс - основной акт трудового законодательства, и нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, долж­ны соответствовать ТК РФ .
Указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, не
должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудо­
вого права, не должны противоречить ТК РФ, иным федераль­ным законам и указам Президента РФ.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполни­тельной власти, содержащие нормы трудового права, не долж­ны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, со­держащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
Акты органов местного самоуправления и локальные норма­тивные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, норма­тивным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъек­тов РФ.
4. В случае противоречий между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Òðóäîâîé êîäåêñ ÐÔ . Если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК РФ, то данный федеральный закон применя­ется при условии внесения соответствующих изменений.

Вместе с тем следует иметь в виду, что словосочетание "как правило" на деле означает, что графики сменности могут не быть приложением к коллективному договору. Отсюда задача-минимум профкома - получить согласие работодателя на то, чтобы графики сменности стали приложением к коллективному договору, имея в виду, что тогда графики будут составляться в договорном порядке. Со своей стороны работодатель может отказаться включить графики в коллективный договор в качестве приложения или предложить, чтобы графики стали таким приложением после их утверждения "с учетом мнения", что вытекает, хотя и с известными оговорками, из текста абз. 3 ст. 103.

6) В соответствии со ст. 105 ТК РФ на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части, с тем чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

В связи с изложенным возникает вопрос: о каком локальном нормативном акте идет речь в ст. 105? Дело в том, что, согласно ст. 189 ТК РФ, режим работы и время отдыха регламентируются правилами внутреннего трудового распорядка. Отсюда следует, что порядок разделения рабочего дня на части может быть предусмотрен, если в этом есть необходимость, правилами внутреннего трудового распорядка организации. Профком, со своей стороны, заинтересован в этом, поскольку перед ним открывается возможность при принятии порядка разделения рабочего дня на части избежать его утверждения работодателем, который может и не учесть мнение профкома. Такая возможность открывается потому, что, согласно ст. 190 ТК РФ, правила внутреннего трудового распорядка организации являются приложением к коллективному договору. А раз так, профкому целесообразно настоять на том, чтобы упомянутые правила стали составной частью коллективного договора, с тем чтобы ввести их утверждение в рамки переговорного процесса.

7) Абзацем 2 ст. 116 ТК РФ предусмотрено, что работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Работодатель может по своему мнению принять или не принять такой локальный акт. Со своей стороны, профком может перенести рассмотрение вопроса об установлении дополнительных отпусков в область колдоговорной практики, ссылаясь при этом на положения ст. 41 ТК РФ. Согласно ст. 41, содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя, в том числе и по вопросам рабочего времени, и времени отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков.

Отметим, что профком вправе вносить предложения об установлении для работников именно дополнительных отпусков, но не об установлении им основного оплачиваемого отпуска продолжительностью более 28 календарных дней. Дело в том, что, согласно ст. 115 ТК РФ, ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) устанавливается работникам в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

8) В соответствии со ст. 123 ТК РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее, чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. То есть с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы всех или большинства работников данного работодателя.

9) Статьей 124 ТК РФ предусмотрено, что ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случаях:

Временной нетрудоспособности работника;

Исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы;

В других случаях, предусмотренных трудовым законодательством, локальными нормативными актами.

В связи с изложенным отметим, что приказ (распоряжение) работодателя о продлении или перенесении срока отпуска данного работника локальным нормативным актом не является. Поэтому учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в данных случаях не требуется. Вместе с тем нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что из текста ст. 124 ТК РФ следует, что в тех случаях, когда правовые основания продления очередного отпуска не определены ни ТК РФ, ни иными законами, они могут быть установлены локальными нормативными актами. При разработке акта целесообразно иметь в виду, что, предоставляя работодателю право принять локальный нормативный акт, расширяющий количество случаев, при которых отпуск должен быть продлен, ст. 124 обязывает перечислить его эти случаи.

10) Согласно ст. 135 ТК РФ, системы оплаты ставок, окладов должностных окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

11) В соответствии с ч. 4 ст. 153 ТК РФ оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может определяться на основании коллективного договора, локального нормативного акта, трудового договора.

В ч. 4 ст. 153 приведены три возможных варианта установления оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни.

В указанных целях возможно использование, во-первых, трудового договора. Во-вторых, оплата труда определяется на основании коллективного договора. В-третьих, оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни указанных в ст. 153 работников определяется локальными нормативными актами, принимаемыми работодателем. В этом случае следует иметь в виду, что, согласно ст. 135 ТК РФ, системы оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, устанавливается работодателем, в том числе путем принятия локального нормативного акта с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

12) Согласно ст. 154 ТК РФ, каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

13) В соответствии со ст. 159 ТК РФ работникам гарантируется применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором.

Таким образом, применение систем нормирования труда обязательно. Системы нормирования труда определяются работодателем локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, или устанавливаются коллективным договором.

14) Как следует из текста ст. 162 ТК РФ, локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

15) Согласно ст. 168 ТК РФ, порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

Как следует из текста ст. 168, локальный нормативный акт, определяющий порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, принимается работодателем без учета мнения профкома, иного представительного органа работников.

В свою очередь статьей 168 предусмотрено, что размеры и порядок возмещения расходов, связанных с служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

Указанные локальные нормативные акты принимаются работодателем без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

16) Статьей 189 ТК РФ, предусмотрено, что трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка.

Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами:

Порядок приема и увольнения работников;

Основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора;

Режим работы;

Время отдыха;

Применяемые к работникам меры поощрения и взыскания;

Иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

Согласно ст. 190 ТК РФ, правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

Правила внутреннего трудового распорядка обычно являются приложением к коллективному договору.

При разработке Правил необходимо иметь в виду, что, согласно ряду статей ТК РФ, в них следует включить еще несколько положений:

а) Согласно ч. 2 ст. 22 ТК РФ, в Правилах могут быть определены сроки выплаты заработной платы.

б) В соответствии со ст. 104 ТК РФ порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

в) Статьей 108 ТК РФ предусмотрено, что в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.

Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.

На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

г) Как следует из текста ст. 109 ТК РФ, на отдельных видах работ предусматривается предоставление работникам в течение рабочего времени специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией производства и труда. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.

д) Согласно ст. 111 ТК РФ, общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации.

У работодателей, приостановка работы у которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка.

е) В соответствии со ст. 119 ТК РФ работникам с ненормируемым рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней.

ж) Как следует из текста абз. 5 ст. 136 ТК РФ, заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

17) Согласно ч. 3 ст. 196 ТК РФ, формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяется работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. То есть с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Как следует из приведенного текста, формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются локальным нормативным актом.

18) В соответствии с ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

19) Частью 2 ст. 212 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой своей деятельности.

Исходя из приведенного текста, можно полагать, что перечень таких нормативных актов, содержащих требования охраны труда, должен быть определен особым локальным нормативным актом организации.

20) Абзацем 1 ст. 301 ТК РФ предусмотрено, что рабочее время и время отдыха в пределах учетного периода регламентируются графиком работы на вахте, который утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ст. 372 указанного Кодекса для принятия локальных нормативных актов, и доводится до сведения работников не позднее чем за два месяца до введения его в действие.

На протяжении всего времени существования журнала "Справочник кадровика" редакция старается постоянно совершенствовать свое издание. Не так давно появилась новая рубрика "Юридический всеобуч". Ее цель - познакомить кадровиков с рядом юридических моментов, в которых им необходимо ориентироваться. В 11-м номере 2006 г. была опубликована статья В. В. Федина "Действие во времени актов, содержащих нормы трудового права" В средствах массовой информации очень активно обсуждаются все стадии разработки и принятия различного рода законов. Однако с какого момента начинает действовать новый закон или новая редакция закона, а когда прекращают свое действие положения существующего закона - практически не объясняется. Данная статья освещала вопросы вступления в силу законов разного уровня. В статье Г. В. Хныкина "Локальные нормативные акты: что нужно знать кадровику" (1-й номер 2007 г.) рассказывалось о важности локальных нормативных актов в трудовых отношениях работодателя и работника. Ведь по сути дела именно локальные нормативные акты являются основой реализации законодательства РФ. А в 4-м номере 2007 г. посредством статьи В. В. Федина "Нормативные правовые акты в трудовом праве" читатели познакомились с систематизацией и классификацией нормативных актов в целом и тех, которые регулируют трудовые отношения. Очередная статья рубрики "Юридический всеобуч" продолжает знакомить читателей с нормативным правовым актом - как основным источником права РФ. Сегодня речь пойдет о распределении полномочий в правотворческой сфере между органами власти различных уровней.

Статья 6 ТК РФ четко разграничивает полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов на основе принципа раздельного правотворчества в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Тем самым внесена необходимая ясность в картину правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений и устранена существовавшая конкуренция между федеральными и региональными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В части 1 ст. 6 ТК РФ установлен исчерпывающий перечень полномочий РФ в области правотворчества в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, которые в совокупности образуют исключительную компетенцию Федерации. Исключительная компетенция в данном случае означает, что по приведенным вопросам могут приниматься только нормативные правовые акты федерального уровня. Конкретные полномочия, составляющие приведенный в ч. 1 ст. 6 ТК РФ перечень, были сформулированы в зависимости от степени их важности и специфики предмета правового регулирования. Естественно, что в трудовом праве и, соответственно, в трудовом законодательстве имеют место вопросы, требующие единого подхода и единого правового регулирования на всей территории России.

компетенция федеральных органов власти

Итак, к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории РФ федеральных законов и иных нормативных правовых актов по следующим вопросам;

1. Основные направления государственной политики в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Одним из важнейших направлений являются федеральные целевые программы, определяющие основные сферы решения задач по улучшению содействия занятости населения, условий труда, социальной защиты граждан. Государственные органы и общественные объединения, призваны выполнять поставленные задачи, объемы и источники финансирования данных программ.

Примером является Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) и плана действий Правительства РФ по реализации в 2006 году положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утв. распоряжением Правительства РФ от 19.01.06 № 38-р. основная задача - обеспечение занятости, резкое снижение уровня безработицы путем предоставления временных и сезонных работ, создание рабочих мест, развитие трудовых ресурсов. на финансирование Программы выделяются средства из федерального бюджета.

2. Основы правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Основы правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений - это базовые понятия, концептуальные положения трудового законодательства, определяющие принципы трудового права, сферу действия норм трудового права, стороны трудовых отношений. Данные положения конкретизируются в нормах различных правовых институтов.

3. Обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам, включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников.

Указанный уровень отражается в федеральных законах и иных нормативных правовых актах и является важнейшим средством социальной защиты работников. К таким гарантиям относятся, в частности, минимальный размер оплаты труда, минимальная продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска, различные выплаты при осуществлении трудовых обязанностей в условиях, отклоняющихся от нормальных (оплата при работе в выходные и нерабочие праздничные дни, за сверхурочную работу и др.).

Например, с 1 мая 2006 г. минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 1100 руб. в месяц на основании Федерального закона от 29.12.04 № 198-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"". Любой работник, отработавший полностью месячную норму рабочего времени, не может получать меньше минимального размера оплаты труда.

4. Порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров.

Только нормативными правовыми актами федерального уровня могут определяться процедуры заключения, изменения и расторжения трудовых договоров. Существование единого порядка необходимо прежде всего в целях надлежащей реализации прав и законных интересов работников и работодателей. Заключение трудового договора связывается с осуществлением права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Изменение трудового договора основывается на принципе договорного установления его содержания, которое не может трактоваться поразному в зависимости от того, на территории какого субъекта РФ возникло трудовое правоотношение. Расторжение трудового договора представляет собой акт взаимного согласия или решение одной из сторон, осуществляемые в соответствии с законом.

Решением Верховного Суда РФ от 14.12.00 № ГкПи 2000-1293 абзац 1 пункта 1 постановления Совета Министров СССР от 22.09.88 № 1111 "О работе по совместительству" (в ред. от 17.09.90 № 939), в соответствии с которым занятие двух руководящих должностей не допускалось, был признан недействительным (незаконным). данная правовая норма не соответствовала конституции РФ и федеральному законодательству.

Это решение было учтено в ст. 276 Трудового кодекса РФ, согласно которой руководитель организации может занимать оплачиваемые должности в других организациях, но только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа).

5. Основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений.

К основам социального партнерства относятся основные принципы социального партнерства, стороны социального партнерства и их уполномоченные представители, система и формы социального партнерства, органы социального партнерства (главы 3-5 ТК РФ).

Порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений регламентируется главами 6 и 7 ТК РФ.

6. Порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров предусмотрен главами 60 и 61 ТК РФ. Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Коллективные трудовые споры рассматриваются примирительной комиссией, посредником, трудовым арбитражем.

7. Принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также система и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль.

Органами государственного надзора и контроля являются Государственная инспекция труда и иные специализированные органы (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и др.). Полномочия этих органов и возложенные на них обязанности определяются главой 57 ТК РФ и положениями о соответствующих органах, утверждаемыми Правительством РФ.

Примерами таких документов являются:

Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.04 № 401;

Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.04 № 322.

8. Порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Федеральные органы государственной власти устанавливают единый для всех без исключения работодателей порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В настоящее время эти вопросы регулируются ст. 227-231 ТК РФ и Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утв. постановлением Правительства РФ от 15.12.00 № 967.

9. Система и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда прописан в соответствующем Положении, утв. постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14.03.97 № 12.

Условия труда должны соответствовать требованиям по охране труда, которые обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности. Нормативные правовые акты, содержащие эти требования, принимаются федеральными органами государственной власти. Перечень нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в РФ, утвержден постановлением Правительства РФ от 23.05.00 № 399.

10. Порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в т. ч. порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Материальная ответственность сторон трудового договора - юридическая обязанность работника или работодателя возместить в пределах и в порядке, установленных соответствующим законодательством, ущерб,причиненный виновным противоправным поведением другой стороне, с которой он состоит (или состоял) в трудовых правоотношениях.

Материальная ответственность работодателя установлена главой 38 ТК РФ, материальная ответственность работника - главой 39 ТК РФ.

11. Виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения.

Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений включают также установление видов дисциплинарных взысканий и порядка их применения. Они предусмотрены ТК РФ (ст. 192-195), федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. Перечень таких взысканий носит исчерпывающий характер. Все иные нормативные правовые акты содержат дисциплинарные взыскания, применяемые к отдельным категориям работников.

Например, Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.08.92 № 621, применяется к определенной категории работников.

12. Система государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда.

Для формирования бюджета по показателям, относящимся к сфере труда и охраны труда, установления прожиточного минимума трудоспособного населения и пенсионеров, принятия иных законов социальной направленности применяются статистические данные по вопросам труда и охраны труда. ТК РФ относит установление таких данных к полномочиям федерального органа государственной власти. Таким органом в настоящее время является Министерство экономического развития и торговли РФ (в соответствии с п. 15 Указа Президента РФ от 09.03.04 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"). Оно утверждает также формы учета, имеющие важнейшее значение для организации труда и управления трудом (ранее этим занимался Государственный комитет РФ по статистике).

Например, постановлением Госкомстата России от 05.01.04 № 1 были утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты. Они включают в себя документы по учету кадров, документы по учету использования рабочего времени и по учету расчетов с персоналом по оплате труда.

13. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Особенности регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются также только федеральными органами государственной власти. Это полномочие отражает такой важный способ правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, как единство и дифференциация правового регулирования труда. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников предусматриваются как ТК РФ (раздел XII), так и специальными нормативными правовыми актами.

Например, постановлением Правительства РФ от 16.03.00 № 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий" предусмотрены особенности правого регулирования труда определенной категории работников.

вопросы за пределами полномочий федеральных органов

Согласно ч. 2 ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти.

Таким примером может служить Закон г. Москвы от 22.12.04 № 90 "О квотировании рабочих мест".

Таким образом, компетенция субъектов РФ в сфере правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений строится по остаточному принципу. Иными словами, они могут осуществлять свое правотворчество только в той области, которая находится за пределами действия правотворческих полномочий федеральных органов.

Кроме того, все региональные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не могут ухудшать положение субъектов трудовых и непосредственно связанных с ними отношений по сравнению с установленными федеральными актами или иным образом противоречить им. Данные акты вправе устанавливать более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам региона только за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ также вправе предварять правотворчество федеральных органов государственной власти по вопросам, не урегулированным нормативными правовыми актами РФ. Однако после принятия соответствующего нормативного правового акта федеральным органом государственной власти региональный нормативный акт должен быть приведен в соответствие с ним.

роль муниципальных актов в системе нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

В настоящее время органы местного самоуправления и их должностные лица принимают или издают правовые акты, содержащие нормы трудового права. В частности, эти нормы касаются введения за счет местных бюджетов дополнительных мер социальной защиты и гарантий трудоустройства для представителей наиболее уязвимых слоев местного населения (инвалидов, многодетных родителей, выпускников общеобразовательных школ и др.), а также установления режима работы организаций, деятельность которых связана с различного рода обслуживанием местного населения.

Трудовое законодательство помогает решать вопросы, которые возникают между работником и работодателем по поводу трудовых отношений, которые имеются между ними. Есть несколько важных законов и нормативных актов, без которых нельзя обойтись в своей трудовой деятельности.

Главным документом по трудовому праву является Трудовой кодекс. Он регулирует общие основы трудовых отношений, без конкретики и специфики. Например, в одной из его статей сказано, что работодатель обязан оплачивать своему работнику ежегодный отпуск, а размеры и порядок оплаты регулируется другим законом.
Этот закон состоит из 424 статей, которые объединены в 62 главы. Каждая глава кодекса имеет важное значение при решении трудовых вопросов.
Трудовой кодекс важен и для работника, и для работодателя.

Гражданский кодекс

Если речь идёт о гражданско-правовых отношениях, то нормы ТК РФ применять нельзя. Для регулирования таких отношений необходимо ориентироваться на положения Гражданского кодекса, а в частности:

  • На главу 37 «Подряд»;
  • На главу 38 «Выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ»;
  • На главу 39 «Возмездное оказание услуг»

Конституция РФ

К трудовой деятельности прямое отношение имеет Конституция нашей страны. В п. 2 ст. 7 сказано, что «труд охраняется государством», посредством установления минимального размера оплаты труда.
Также в ст. 37 сказано, что каждый гражданин нашей страны имеет право выбирать себе профессию и трудовую деятельность по своему усмотрению.
В Конституции говорится о преступности трудовой дискриминации по какому-либо признаку.

Административный кодекс

В ст. 37 Конституции сказано, что каждый гражданин имеет право на получение вознаграждения за свой труд. Если работодатель, который и должен выплачивать вознаграждение (то есть заработную плату и другие выплаты) не соблюдает своих обязанностей, то он подвергается административной ответственности по ст. 5. 27 и 5. 31 КоАП РФ за административное правонарушение.

Уголовный кодекс

В случаях регулярного нарушения трудового законодательства работодателем, то работодатель может быть подвергнут и уголовному наказанию в соответствии со ст. 145. 1 УК РФ.

Налоговый кодекс

Это федеральный закон связан с трудовым законодательством главой 23, в части исчисления и выплат подоходного налога с каждого работника, который работает по трудовому договору.
Положениями этой главы чаще пользуются бухгалтеры, чем работники. Однако последним нужно знать положения ст. 218 НК РФ о предоставлении стандартных налоговых вычетов лицам, имеющим детей.

В Законе РФ от 19. 04. 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" даётся определение занятого и безработного гражданина, подходящей и неподходящей работы.
Этот закон регулирует предоставление гарантий со стороны государства занятым и безработным гражданам нашей страны.

Закон Об охране труда

Федеральный закон от 17. 07. 1999 года № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" говорит о том, что каждый работник имеет право на труд в приемлемых и безопасных условиях.
Если одна из сторон трудовых отношений нарушает условия по охране труда, то она подвергается гражданской ответственности в соответствии с положениями главы 59 ГК РФ.

Закон О профсоюзах

Профсоюзы и подобные организации начали возрождаться на предприятиях после 2008 года. Но руководствоваться в своей деятельности они по-прежнему должны Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
Это закон рассказывает о правах профсоюзных организаций, гарантиях, которые они предоставляют работникам, о защите их прав и ответственности.

Существует такой Федеральный Закон от 07.03.2018 года «О персональных данных». Всего в этом законе 25 статей, и они объединены в 6 глав.
Каждый работодатель, принимая работника на работу, получает доступ к его персональным данным – ФИО, паспортные данные, номера и серии дипломов и другие сведения. Работодатель не имеет права разглашать эти сведения. Об этом должны знать обе стороны трудовых отношений.

Закон О коммерческой тайне

Работодатель имеет право отнести некую информацию, касающуюся деятельности его предприятия к коммерческой тайне. Делать это нужно в соответствии с Федеральным Законом от 24. 07. 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
Работник же в свою очередь не имеет права разглашать сведения, которые составляют коммерческую тайну у работодателя, если он имеет к ней доступ, в силу исполнения своих трудовых обязанностей.
Такой работник может быть подвергнут дисциплинарной ответственности со стороны работодателя. Однако и работодатель должен ознакомить каждого работника с положение о такой тайне.

О переносе выходных дней

Каждый год Правительство нашей страны разрабатывает новое Постановление о переносе выходных дней. В 2015 году действует Постановление Правительства РФ от 27. 08. 2014 года № 860 «О переносе выходных дней».
С этим Постановлением необходимо ознакомиться и работникам, и работодателю, с целью эффективного использования имеющегося рабочего времени.

О средней заработной плате

Каждый работник должен знать, что выплаты по больничному листу, за отпуск и другие выплаты, рассчитываются, исходя из средней заработной платы этого сотрудника.
Но не все знают, как эта средняя величина рассчитывается. Для этого существует Постановление Правительства РФ от 24. 12. 2007 года № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».
Этим Постановлением руководствуются бухгалтеры, но и работнику нужно с ним ознакомиться.

О пособиях по беременности и родам, а также по уходу за ребёнком

Нет таких организаций, где бы не работали женщины. Для расчёта среднего заработка для выплаты пособий женщинам, уходящим в декретный отпуск или уже имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, существует Положение об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1100.
Это Положение играет важное значение, как для работника – женщины, так и для работодателя.

Законы, регулирующие отношения с определёнными категориями работников

Кроме вышеперечисленных нормативных актов и законов, существует ещё множество, которые регулируют специфические трудовые отношения. Например, Федеральный закон № 125-ФЗ от 22. 10. 2004 года «Об архивном деле в Российской Федерации» или Положение «Об особенностях направления работников в служебные командировки», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13. 10. 2008 года № 749.

Об условиях работы

К законам, которые регулируют специфические условия работы можно отнести Закон РФ от 19. 02. 1993 года № 4520 - I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". В этом законе говорится о спецификации начисления заработной платы тем лицам, которые работают в тяжёлых климатических условиях, с учётом районных коэффициентов и северных надбавок.

О выполняемых трудовых функциях

К законам, которые регулируют выполнение отдельных трудовых функций можно отнести Закон РФ от 11. 03. 1992 года № 2487 - I"О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и Закон РФ от 26. 06. 1992 года № 3131- I "О статусе судей в Российской Федерации".

Региональное законодательство

Власти регионов имеют право выпускать свои нормативные акты, которые не могут противоречить федеральному законодательству. Например, Закон г. Москвы от 22. 10. 1997 года № 41 "Об ответственности за нарушение порядка привлечения и использования в Москве иностранной рабочей силы" с последними изменениями и дополнениями.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав